Главная      Учебники - Экономика, бухгалтерия     Лекции по бухгалтерии - часть 7

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1162  1163  1164   ..

 

 

Бухгалтерская отч тность предприятия

Бухгалтерская отч тность предприятия

ВВЕДЕНИЕ

Вид земельных угодий

2004 г.

2005г.

2006 г.

га

%

га

%

га

%

Пашня

27598

81,8

17409,3

88,0

21193,2

94,1

Пастбища

5684

16,8

2066,0

10,4

1045,1

4,6

Многолетние насаждения

482

1,4

304,1

1,53

294,4

1,3

Законсервированные земли

1120

13,64

10200

10,3

9800

10,39

Итого сельхоз угодий

33764

100

19779,4

100

22532,7

100

Предприятия

Пашня

Пастбища

Многолетние насаждения

Итого сельхоз угодий

СПК имени Ленина

10706,2

-

99,74

1805,76

СПК «Андреевский»

1647

387

16

2050

ОАО «Племзавод «Славное»

4932

4017

16

8965

СПК «Каркинитский»

1992

232

-

2224

СПК «Раздольненский»

4393

2045

120

6558

СПК имени Шевченко

2770,4

180,8

98,0

3049,2

КФХ «Хлебороб»

1118

382

-

1500

КФХ «Котовское»

846

154

-

1000

Прочие хозяйства

298

73

84,0

455

Итого по району

21193,2

1045,1

294,4

22532,7

Наименование продукции

2004 г.

2005 г.

2006 г

Отклонения (+,-)

Зерно

389716

372160

415916

26200

Подсолнечник

6600

6883

8905

2305

Кукуруза на зерно

592

-

-

-592

Соя

-

2549

3276

3276

Овощи

8990

5349

6860

-2130

Бахча

483

619

879

396

Кормовые корнеплоды

3221

-

-

-3221

Плоды и ягоды

1704

4897

44

-1660

Виноград

2742

3200

-

-2742

Молоко

15761

16407

14553

-1208

Мясо всех видов

1865

1485

1381,1

-483,9

Шерсть

42

36

26,6

-15,4

Яйца куриные (тыс.штук)

5,8

-

-

-5,8

Наименование продукции

2004 г.

2005 г.

2006 г

Отклонения (+,-)

Зерновые и зернобобовые

23,7

25,7

31,4

7,7

Подсолнечник

32,2

9,6

10,5

-21,7

Кукуруза на зерно

5,9

-

-

-5,9

Соя

-

21,2

17,9

17,9

Овощи

29,2

53,7

65,3

36,1

Бахча

28,4

28,9

48,8

20,4

Кормовые корнеплоды

134,2

-

-

-134,2

Плоды и ягоды

17,6

25,6

0,5

-17,1

Виноград

14,9

17,3

-

-14,9

Показатели

2004 г.

2005 г.

2006 г.

Отклонения (+,-)

Поголовье КРС, гол

3043

2763

2538

-505

коровы, гол

1531

1385

964

-567

Поголовье овец, гол

917

663

522

-395

овцематки, гол

510

425

331

-179

Поголовье свиней, гол

595

688

1052

457

свиноматки, гол

321

425

684

363

Надой молока от 1 коровы, кг

1840

2170

2000

160

Настриг шерсти от 1 овцы, кг

3,7

3,8

3,4

-0,3

Показатели

2004 г.

2005 г.

2006 г.

Отклонения (+,-)

Валовая продукция с/х в сопоставимых ценах 2000 года, тыс. грн

46200

48500

42300

-3900

Среднегодовая численность работников занятых в производстве, чел

1201

1100

909

-292

Производство валовой продукции в расчете на одного среднегодового работника, грн.

38467

44090

46534

8067

Показатели

2004 г.

2005 г.

2006 г.

Отклоне

Среднегодовая численность работников

1201

1100

909

-292

работники растениеводства

852

776

646

-206

работники животноводства

349

324

230

-119

Обеспеченность рабочей силой на 100 га сельхоз угодий

3

5

4

1

Обеспеченность рабочей силой на 100 га пашни

4

6

4

-

Вид продукции

2004 г.

2005 г.

2006 г.

Отклонения

Зерно

34,48

34,5

35,2

-0,42

Кукуруза

37,08

37,5

38,11

0,47

Подсолнечник

59,10

59,73

59,82

0,72

Картофель

39,31

42,5

47,21

7,90

Овощи

34,88

48,3

51,79

16,91

Плоды

84,35

74,3

62,31

-22,04

Виноград

57,07

50,2

48,37

-8,70

Прирост КРС

1165,39

1125,6

1114,21

-51,18

Прирост свиней

977,41

832,6

883,75

-93,66

Прирост овец

1042,78

825,7

928,92

-113,86

Молоко

86,54

92,01

96,17

9,63

Шерсть

1262

1020

640

-622,00

Виды продукции

2004 г.

2005 г.

2006 г.

Отклонения (+,-)

Зерновые и зернобобовые

15,8

11,2

7,8

-8

Подсолнечник

59,1

42,6

16,5

-42,6

Картофель

41,9

52,9

97,5

55,6

Овощи

-20,4

22,3

30,7

51,1

Плоды

3,7

22,9

94,2

90,5

Виноград

-28,3

32,8

42,6

70,9

Итого продукция растениеводства

15,6

8,7

9,4

-6,2

Мясо КРС

-50,6

-51,22

-53,3

-2,7

Мясо свиней

-13,4

4,3

3,8

17,2

Молоко

-31,9

-29,3

-30,6

1,3

Шерсть

-73,3

-63,2

-50,4

22,9

Мясо овец

-50,0

-33,5

-28,9

21,1

Продукция животноводства

-40,3

-33,6

-31,6

8,7

Всего по району

8,9

8,2

7,5

-1,4

В ниже приведенной схеме можно рассмотреть ведение документации по бухгалтерскому учету, как автоматизировано, так и вручную.


Рис. 2.2. Порядок ведения документации при автоматизированном и ручном учетах.

Технология обработки документов в хозяйствах предусматривает следующие этапы:

1. После проведения проверки правильности и полноты заполнения документов, происходит их группировка в соответствии с планами учета и контроля информации о деятельности хозяйств, причем временной промежуток от проверки до группировки документов должен быть минимальным.

2. После формирования групп документов, предоставляется корреспонденция по сгруппированным документам.

После того как документы обработаны, в них проставляется отметка о перенесении содержащейся в них информации в учетные регистры.

Документы хранятся 3 года на предприятиях в бухгалтерии, а затем передаются в районный архив. Перед тем как передать документы на хранения их определяют в папки.

Папки с документами формируются по мере накопления информации в них:

- содержащие информацию по отдельным участкам работы хозяйства;

- содержащие информацию за определенный промежуток времени.

Документы, хранящиеся в архиве хозяйств, прошиваются в папку в хронологическом порядке.

В каждой папке имеется справка, в которой указывается: как сгруппированы папки по отдельным участкам или операциям, период, к которому относится эти документы, перечень документов находящихся в папке, дата комплектации папки и подпись.

Листы в папке прошиваются и нумеруются, а на последней странице указывается общее количество страниц в папке.

Одной из составной организации бухгалтерского учета является инвентаризация. Инвентаризацию проводят для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и финансовой отчетности предприятия. На это указывает ст. 10 Закона Украины о бухгалтерском учете. Проводить инвентаризацию активов и обязательств должны все предприятия. Кроме подсчета количества материальных ценностей или определения сумм задолженностей, во время инвентаризации проверяют и документальное оформление, подтверждают их состояние и оценку. Инвентаризацию можно разделить на два типа: внезапные и плановые инвентаризации.

Объекты и периодичность проведения инвентаризации устанавливает руководитель предприятия кроме случаев, когда ее проведение является обязательным в соответствии с законодательством (смена материально-ответственных лиц, передача государственного предприятия в аренду, приватизация имущества государственного предприятия в аренду, приватизация имущества государственного предприятия, ликвидация предприятия и др.). Для проведения инвентаризации на предприятии руководитель издает приказ о создании инвентаризационной комиссии.

Сельскохозяйственным предприятиям рекомендуется проводить инвентаризацию один раз в год перед составлением годовых отчетов, но не ранее 01 октября отчетного года.

Кроме инвентаризации важным этапом подготовки к составлению годового отчета является закрытие в конце года бухгалтерских счетов.

Закрытие счетов проводится в конце года с формированием всех видов проводок и справок вручную.

Методическими рекомендациями по планированию учета и калькуляции себестоимости продукции (работ, услуг) сельхоз предприятий, утвержденными приказом Министерства аграрной политики Украины от 18.05.2001 г. № 132 [25], предусмотрено ведение учета собственной продукции в течение года вести по плановой оценке. А фактическая себестоимость может быть определена только лишь в конце года, что предусматривает закрытие счетов «Растениеводство», «Животноводство» в конце года. Как правило, в течение года данные накапливают на отдельных аналитических счетах и распределяют на счета по учету расходов производства только в конце года.

По такому вспомогательному производству, как транспортные работы тракторов, расходы включаются в себестоимость соответствующих видов продукции растениеводства и животноводства в течение года также по плановой оценке, что вызывает необходимость закрытия в конце года соответствующих общепроизводственных счетов, счетов вспомогательных производств и других. Проведение данных работ предоставляет возможность достоверного исчисления таких показателей, как себестоимость продукции, работ и услуг, их рентабельность и некоторых других, которые используются при оценке деятельности сельхоз предприятий. [51]

Закрытие счетов - трудоемкий процесс, к которому необходимо своевременно готовиться. Это касается обобщения базовых величин, которые используются при калькуляции себестоимости продукции и списания разниц между фактической и плановой себестоимостью на отдельные счета. [44]

Закрытие счетов происходит до составления заключительного баланса.

Для предприятий главное правильно установить порядок закрытия счетов, т.к. при неверном порядке возможны ситуации: на закрытые счета уже невозможно будет отнести калькуляционные разницы с тех счетов, которые закрываются позднее.

Исходя из этого, счета на предприятиях закрываются в такой последовательности: [35]

1. Распределяют расходы тракторного парка между сельскохозяйственными и транспортными работами. Исчисляют фактическую себестоимость условного эталонного гектара выполненных работ тракторами на транспортных работах и списывают выявленные калькуляционные разницы.

2. Распределяют между объектами учета общепроизводственные затраты согласно прямым затратам без учета сырья в промышленности, семян в растениеводстве, кормов в животноводстве.

3. Определяют себестоимость выполненных работ вспомогательных производств и списывают калькуляционную разницу.

4. Списывают из расходов основного производства суммы чрезвычайных расходов (по погибшим посевам).

5. Определяют себестоимость продукции растениеводства и списывают калькуляционные разницы.

6. Определяют себестоимость продукции подсобных промышленных производств по переработке растениеводческой продукции и списывают калькуляционные разницы.

7. Определяют себестоимость продукции животноводства и списывают калькуляционные разницы.

8. Исчисляют себестоимость живой массы молодняка животных и животных на откорме и списывают калькуляционные разницы.

9. Определяют себестоимость продукции других промышленных производств и списывают калькуляционные разницы.

10. Списывают на счет 79 «Финансовый результат» расходы операционной (счета 90, 92, 93, 94), финансовой (счет 95), инвестиционной деятельности (счета 96, 97) и чрезвычайные расходы (счет 99).

11. Списывают на счет 79 «Финансовый результат» доходы операционной (счета 70, 71), финансовой (счет 73), инвестиционной деятельности (счета 74) и чрезвычайные доходы (счет 75).

12. Отражают начисленную сумму налога на прибыль в бухгалтерском учете (если предприятие выплачивает фиксированный сельскохозяйственный налог, то эту операцию оно не отражает).

13. Закрывают счет 79, при этом сальдо переносится на счет 44 «Нераспределенная прибыль (непокрытые убытки)».

После закрытия счетов предприятия составляют отчетность.

В соответствии с Законом Украины от 10.07.99 г. № 996 – XIV «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» предприятия обязаны составлять финансовую отчетность на основании данных бухгалтерского учета.

Финансовая отчетность включает в себя: Баланс, Отчет о финансовых результатах, Отчет о движении денежных средств, Отчет о собственном капитале и Примечания к отчетам.

Предприятия Раздольненского района составляют следующие виды статистической отчётности:

I. Отчет о состоянии животноводства форма №24 утверждена Приказом Госкомстата Украины от 25.06.2004 г. и является годовой. Срок сдачи до 10 числа после отчетного периода. Разделы отчета:

- произведено продукции животноводства,

- выращено скота и птицы,

- движение поголовья скота и птицы,

- численность скота, птицы, кроликов, пчел на конец отчетного года,

- численность птицы на конец отчетного года,

- откорм скота,

- состояние звероводства,

- наличие кормов на конец отчетного года,

- ресурсы и использование шкурного и шубно - мехового сырья,

- баланс кормов.

II. Отдельное внимание следует уделить отчету формы № 50-сх «Основные экономические показатели работы сельскохозяйственного предприятия».

Срок сдачи в органы статистики по месту регистрации предприятия до 20 февраля после отчетного года.

Отчет состоит из следующих разделов:

o производство и реализация сельскохозяйственной продукции:

а) продукция растениеводства;

б) продукция животноводства;

в) промышленная продукция;

г) реализация прочей продукции, работ, услуг;

д) реализация.

Справка 1. Дотации и доплаты.

- затраты на основное производство (растениеводство, животноводства)

- стоимость активов и среднеучётная численность работников.

- Землепользование на протяжении отчетного года,

Справка 2. Затраты, необходимые для расчета полной себестоимости.

III. Отчёт о сборе урожая сельскохозяйственных культур ф. 29 с.-х. Срок сдачи до 2 декабря после отчётного года. Данный вид отчёта состоит из следующих разделов:

1. сельскохозяйственные культуры:

1.1 технические культуры;

1.2 картофель и овоще- бахчевые культуры;

1.3 кормовые культуры.

2. сады, ягодники и виноградники;

3. выращивание посадочного материала;

4. состояние мелиоративных сельскохозяйственных угодий.

IV. заключительный отчёт об итогах посевов под урожай ф. 4 с.-х. Срок сдачи на 5-й день после окончания посевов яровых, но не позже 5 июня.

Отчёт состоит из следующих разделов:

- зерновые культуры;

- технические культуры;

- картофель и овоще - бахчевые культуры;

- кормовые культуры.

V. учёт тракторов, сельскохозяйственных машин и энергетических мощностей (итоги инвентаризации) ф. 10 мех.

Срок предоставления до 30-го января после отчетного периода. Отчет имеет следующие разделы:

1) наличие тракторов;

2) наличие зерноуборочных комбайнов;

3) наличие передвижных агрегатов для технического обслуживания;

4) энергетические мощности;

5) наличие сельскохозяйственных машин;

6) машины для приготовления кормов и других нужд животноводства;

7) движение основных сельскохозяйственных машин.

VI. Отчёт о внесении минеральных, органических удобрений, гипсовании почв под урожай ф. 9-б с.-х. Срок предоставления 1 декабря.

Следующим видом статистической отчётности в СПК имени Ленина является отчёт о состоянии сельскохозяйственной техники и поступлении топлива ф. 6-мех. Отчёт состоит из следующих разделов:

1) наличие и состояние сельскохозяйственной техники;

2) наличие и состояние кормоцехов и кормокухонь;

3) поступление и наличие топлива.


3. СОСТОЯНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ БУХАЛТЕРСКОЙ ОТЧЁТНОСТИ

3.1 Первичный учёт, система «Сводный учёт и отчётность» на примере хозяйств Раздольненского района АРК

Отчётность в рамках предприятия раскрывает различные стороны его функционирования и основывается на взаимосвязанных и взаимодействующих видах хозяйственного учёта.

Как известно, составление бухгалтерской отчётности является заключительным этапом в системе бухгалтерского учёта любого предприятия. Все формы бухгалтерской отчётности тесно связаны между собой и представляют единое целое, то есть систему финансовых показателей, характеризующих условия и результаты работы предприятия за отчётный период. Учёт финансовых операций по своему содержанию тесно связан с другими участками учёта.

Организация сводного учёта и отчётности обеспечивает:

1. сохранность денежных средств и контроль их использования;

2. своевременную проверку расчётов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками, предупреждение просрочки дебиторской и кредиторской задолженности;

3. своевременное и качественное проведение инвентаризации денежных средств и расчётов;

4. контроль своевременного погашения ссуд и кредитов банка;

5. контроль движения уставного фонда в части основных и оборотных средств предприятия;

6. выявление финансовых результатов деятельности предприятия и контроль распределения прибыли;

7. систематизацию и обобщение данных о производственно- хозяйственной и финансовой деятельности предприятия в аналитических и синтетических разрезах. [17]

Система «Сводный учёт и отчётность» включает в себя следующий комплекс задач:

1. сводный аналитический учёт производственной, хозяйственной и финансовой деятельности предприятия;

2. сводный синтетический учёт производственной, хозяйственной и финансовой деятельности предприятия;

3. составление бухгалтерской отчётности. [1]

Рассмотрим на примере таблицы, что входит в состав каждой из вышеперечисленных задач.

Таблица 3.1.- Задачи системы «Сводный учёт и отчётность»

Показатели

2004 г.

2005 г.

2006 г.

Отклонения (+,-)

Выручка от реализации - всего, тыс. грн

21432,3

25405,2

28410,7

-1402,29

растениеводство

20293,8

22043,1

24741,7

4101,96

животноводство

1138,5

3362,1

3669,0

-222,79

Полная себестоимость, тыс. грн

21009,5

23070,1

28566,1

-966,29

растениеводство

18072,3

18860,1

22964,6

4983,96

животноводство

2937,2

4210,0

5601,5

-668,79

Прибыль/убыток (+/-), тыс. грн

2311,00

2101,1

1875,00

-436,00

растениеводство

3398,00

2942,1

2516,00

-882,00

животноводство

-1087,00

-841,00

-641,00

446,00

Рентабельность/убыточность (+/-), %

8,9

8,0

7,5

-1,4

растениеводство

15,6

11,2

9,4

-6,2

животноводство

-40,3

-39,2

-31,6

8,7

Наименование задачи

Основные функциональные назначения задачи

Пользователь

Сводный аналитический учёт производственной, хозяйственной и финансовой деятельности предприятия

Систематизация и обобщение данных хозяйственных операций, наличие и движение денежных средств и их источников в стоимостном выражении. Отражение хозяйственных операций на счетах аналитического учёта по соответствующим синтетическим счетам, раскрытие показателей бухгалтерской отчётности

Бухгалтерия, финансовый отдел, плановый отдел

Сводный синтетический учёт производственной, хозяйственной и финансовой деятельности предприятия

Обобщение и отражение данных хозяйственных операций по синтетическим счетам с целью контроля и анализа по соответствующим видам средств и источников, раскрытие показателей бухгалтерской отчётности

Бухгалтерия

Составление бухгалтерской отчётности

Формирование показателей, отражающих, производственно- хозяйственную леятельность предприятия в группировках, предусмотренных периодической и годовой отчётностью для анализа и планирования

Руководство, бухгалтерия, плановый отдел

Основные документы системы «Сводный учёт и отчётность» можно подразделить на следующие группы:

· ведомости аналитического учёта по соответствующим синтетическим счетам, по подразделениям и предприятию в целом;

· оборотные ведомости по субсчетам в пределах каждого синтетического счёта;

· оборотные ведомости по синтетическим счетам, заменяющие Главную книгу.

Ведомости аналитического учёта различаются между собой по составлению граф и получаемых итогов. Периодичность их получения регламентируется потребностью предприятия в соответствующей информации. Эти ведомости предназначены для обобщения движения денежных средств предприятия в кассе, на расчётном счёте, для раскрытия в аналитическом разрезе прочих хозяйственных операций. [35]

Важным документом является оборотная ведомость по синтетическим счетам и субсчетам. Ведомость «Главная книга» обобщает все хозяйственные операции предприятия по синтетическим счетам.

Каждый факт хозяйственной операции должен быть зафиксирован в первичном бухгалтерском документе, поскольку именно первичные учётные документы, с одной стороны, являются подтверждением самого факта совершения хозяйственной операции, а с другой – на основании первичных учётных документов формируются бухгалтерская отчётность и данные о финансовом положении предприятия, осуществляется планирование и прогнозирование его деятельности.

На предприятиях Раздольненского района построена система документирования хозяйственных операций. Следовательно, уже в процессе оформления первичных документов и тем более при составлении синтетических учётных регистров производится анализ эффективности использования ресурсов на предприятия. Также при организации системы документирования хозяйственных операций на предприятиях Раздольненского района предусмотрена система взаимного контроля работников бухгалтерии. Обязанности распределены так, чтобы бухгалтеры вынуждены были сверять данные, формируемые ими в учётных регистрах, с данными первичных учётных документов и данными учётных регистров, формируемых другими бухгалтерами. Организует эту работу непосредственно главный бухгалтер, либо бухгалтер, отвечающий за составление и предоставление бухгалтерской отчётности внешним пользователям.

При организации системы документирования хозяйственных операций и документооборота предприятия Раздольненского района стремятся к тому, чтобы каждая операция оформлялась только одним документом.

В зависимости от величины предприятия и специфики его деятельности оно выбирает удобную для себя форму ведения бухгалтерского учёта, которая представляет собой строение учётных регистров и их взаимосвязь, а также последовательность и способы учётной регистрации. Рационально организованная форма бухгалтерского учёта на предприятиях обеспечивает:

1. получение необходимой информации о хозяйственных процессах;

2. группировку и регистрацию сданных первичных документов;

3. повышение производительности труда учётных работников в процессе подготовки первичных данных, их обработки и записи в учётные регистры;

4. уменьшение числа ошибок при регистрации и обобщении учётных данных;

5. хранение информационного фонда, способствующего принятию управленческих решений. [21]

В Раздольненском районе в основном все предприятия ведут учет по журнально-ордерной форме учета.

Журнально-ордерная форма является более совершенной (60-ые г), т.к. в ней более детально отражается движение имущества предприятия, что позволяет провести анализ деятельности предприятия, выявить недостатки и резервы по ее улучшению.

Сущность журнально-ордерной формы состоит в следующем: все хозяйственные операции в момент их совершения отражаются в первичных документах. При наличии значительного количества однородных хозяйственных операций на основании первичных документов составляются накопительные ведомости.

На основании первичных документов ведутся карточки аналитического учета (ведомости аналитического учета). На основании накопительных ведомостей или первичных документов составляются журналы-ордера, где ведется синтетический учет. [2]

На основании ведомостей аналитического учета или карточек составляется оборотная ведомость по аналитическому учету. На основании журналов-ордеров – составляется главная книга. Затем на основании главной книги – баланс и отчетность.

Общим является то, что все операции отражаются в первичных документах и на их основании ведется главная книга.

Недостатки журнально-ордерной форме – ручная запись всех операций в учетных регистрах, трудоемкость, а также ее аналитика и возможность проводить анализ деятельности фирмы.

Форма бухгалтерского учёта определяет организацию документооборота в бухгалтерии предприятий исследуемых района.

В СПК «Раздольненский» учёт в центральной бухгалтерии частично автоматизирован, что значительно облегчает работу бухгалтеров.

В бухгалтерии используется программа «1 -С Предприятие». Программа отрегулирована и налажена с учетом специализации хозяйства. Это универсальная программа, предназначенная для ведения как аналитического, так и синтетического учета. Вся первичная документация заносится вручную, что так же предусмотрено программой.


Рис.3.1. Схема прохождения учётной информации при журнально- ордерной форме бухгалтерского учёта на предприятиях Раздольненского района

Программа так же содержит справочную информацию (план счетов, списки работников, списки видов объектов аналитического учета и др.). Работая в программе, бухгалтер не может допустить ошибки, т. к. при проведении документа появляется окно с указанием допущенных неточностей.

Все регистры формируются автоматически, что исключает появление арифметических ошибок. Программой так же предусмотрено ручное формирование некоторых видов отчетов, т. к. в ней не могут быть запрограммированы абсолютно все необходимые документы. Это осуществляется через команду: Документы - Операция. При этом ответственность за правильность составления документа несет бухгалтер.

Все проводимые операции в программе хранятся в Журнале операций независимо от того, проведена она или нет. Программа может удерживать сведения за любой период времени.

Для ведения аналитического учета программа позволяет вводить неограниченное количество показателей объектов аналитического учета: по видам продукции, запасам, предприятиям, сотрудникам и т. п. Все документы по аналитическому учету формируются в денежном, а если нужно, то и в натуральном выражении.

Единственным недостатком является то, что в случае отключения питания во время работы в программе данные не сохраняются, но на этот случай предусмотрены специальные дополнительные блоки питания (аккумуляторы), которые позволяют завершить работу и сохранить все данные.

КФ «Котовское» и КФ «Хлебороб» Раздольненского района используют упрощённую форму ведения бухгалтерского учёта. При использовании упрощённой формы ведения бухгалтерского учёта используют книги учёта хозяйственных операций, в которых отражают остатки на бухгалтерских счетах и регистрируют все операции, осуществлённые на предприятии, в хронологической последовательности. Для этого нужны четыре книги: книга денежных операций, книга продаж, книга приобретения, книга начисления заработной платы. Среди них книга денежных операций является единственной, где находят отражение все платежи и доходы предприятия. Кроме того, полезно отдельное ведение книги кассовой наличности и книги запасов.

Как было отмечено выше, первичные учётные документы оформляются и передаются в бухгалтерию для отражения в учёте в соответствии с утверждённым на предприятии графиком документооборота. В СПК «Раздольненский» составление графика документооборота автоматизировано. Он составляется в виде схемы или таблицы, в которой указывается ответственные за оформление, исполнение, обработку и проверку каждого документа, а также устанавливается срок исполнения по нему и порядок передачи в архив. Необходимо отметить, что отсутствие графика документооборота не влечёт за собой административной или финансовой ответственности, но усложняет работу руководства и бухгалтерии. Наличие же правильно составленного графика документооборота и его соблюдение позволяет рационально распределить должностные обязанности между работниками, вести точный учёт и своевременно составлять отчётность.

График документооборота отражает взаимосвязи между структурными подразделениями по поводу создания и сроков предоставления документов.

Для нашей страны в условиях рыночной экономики малые предприятия становятся одним из важнейших элементов рыночной структуры. В настоящее время удельный вес занятых на малых предприятиях украинцев составляет 32% всех занятых. В последнее время малые предприятия становятся стабильной базой поступления доходов в местные бюджеты. В столице такие поступления составляют до 40%. Поэтому грамотная организация бухгалтерского учёта на малом предприятии приобретает особое значение. [12]

Упрощенная форма бухгалтерского учёта КФ «Хлебороб» и КФ «Котовское» ведётся по форме бухгалтерского учёта с использованием регистров бухгалтерского учёта имущества малого предприятия. В приложении А отражена схема упрощённой формы бухгалтерского учёта.

КФ «Хлебороб» и КФ «Котовское» Раздольненского района ведут бухгалтерской учёт всех операций путём их регистрации только в книге (журнале) учёта фактов хозяйственной деятельности по форме К-1, что соответствует упрощённой форме бухгалтерского учёта. Ведение книги по указанной форме не исключает ведения в установленном порядке кассовой книги, журнала регистрации приходных и расходных кассовых документов, лицевых счетов работников, налоговых карточек работников.


Таблица 3.2 - Форма ведения учета на сельскохозяйственных предприятиях Раздольненского района АРК

Предприятия

Журнально-ордерная форма

Мемориально-ордерная форма

Упрщённая форма

Автоматизи

рованная форма

СПК имени Ленина

+

-

-

-

СПК «Андреевский»

+

-

-

-

ОАО «Племзавод «Славное»

+

-

-

-

СПК имени Шевченко

+

-

-

-

СПК «Каркинитский»

+

-

-

-

СПК «Раздольненский»

+

-

-

+

КФХ «Хлебороб»

-

-

+

-

КФХ «Котовское»

-

-

+

-

Обобщение месячных итогов финансово- хозяйственной деятельности КФ «Хлебороб» и КФ «Котовское» Раздольненского района производится в ведомости (шахматной) по форме № В-9, на основании которой составляется оборотная ведомость. В свою очередь, оборотная ведомость является основанием для составления бухгалтерского баланса малого предприятия.

Регистры бухгалтерского учёта КФ «Котовское» и КФ «Хлебороб» Раздольненского района при упрощённой системе учёта включают в себя:

- ведомость учёта основных средств, начисленных амортизационных отчислений – форма № В-1;

- ведомость учёта производственных запасов и товаров, а также НДС, уплаченного по ценностям – форма № В-2;

- ведомость учёта затрат на производство – форма № В-3;

- ведомость учёта денежных средств и фондов – форма № В-4;

- ведомость учёта расчётов и прочих операций – форма № В-5;

- ведомость учёта продаж – форма № В-6 (оплата);

- ведомость учёта расчётов и прочих операций – форма № В-6 (отгрузка);

- ведомость учёта расчётов с поставщиками – форма № В-7;

- ведомость учёта оплаты труда – форма № В-8;

- ведомость (шахматная) – форма № В-9. [45]

Каждая ведомость, как правило, применяется для учёта операций по одному из используемых бухгалтерских счетов.

Малое предприятие само выбирает форму бухгалтерского учёта исходя из потребностей своего производства и управления, их сложности и численности работающих.

3.2 Организация предоставления бухгалтерской отчётности в хозяйствах Раздольненского района АРК

Для раскрытия вопроса, касающегося организации предоставления бухгалтерской отчётности предприятиями Раздольненского района, достаточно рассмотреть особенности предоставления статистической и финансовой отчётности.

В хозяйствах Раздольненского района используются следующие виды статистической отчётности:

1. Отчет о состоянии животноводства форма №24;

2. «Основные экономические показатели работы сельскохозяйственного предприятия» форма № 50 с.-х.;

3. Отчёт о сборе урожая сельскохозяйственных культур ф. 29 с.-х..;

4. Заключительный отчёт об итогах посевов под урожай ф. 4 с.-х.;

5. Учёт тракторов, сельскохозяйственных машин и энергетических мощностей (итоги инвентаризации) ф. 10 мех.;

6. Отчёт о внесении минеральных, органических удобрений, гипсовании почв под урожай ф. 9-б с.-х.

Что касается финансовой отчётности, как отмечалось несколько выше, в состав неё входит: Баланс (форма №1), Отчёт о финансовых результатах (форма № 2), Отчёт о движении денежных средств (форма № 3), Отчёт о собственном капитале (форма № 4), Примечания к финансовой отчётности (форма № 5).

Необходимо отметить, что для субъектов малого предпринимательства и представительств иностранных субъектов хозяйственной деятельности национальными положениями установлена сокращенная по показателям финансовая отчётность в составе Баланса (форма № 1-м) и Отчёта о финансовых результатах (форма № 2-м).

Финансовая отчётность предприятиями Раздольненского района предоставляется в соответствии с законодательством – органам государственной статистики. В частности, в Центральное статистическое управление Раздольненского района. Также финансовая отчётность предоставляется трудовым коллективам по их требованию, собственникам (учредителям) согласно учредительным документам, а по использованию ассигнований, полученных из местных бюджетов,- соответственно финансовым отделам райгосадминистраций, горисполкомам и финансовым управлениям областных, Киевской и Севастопольской городской госадминистрации.

Статистические отчёты хозяйства Раздольненского района предоставляют в органы государственной статистики, в частности в Центральное статистическое управление Раздольненского района. Также адресатами статистических отчётов выступают органы, которые осуществляют государственное регулирование в соответствующем виде экономической деятельности, в частности, Фонд государственного имущества, Министерство юстиции, Министерство охраны здоровья. Информация о месте и сроке предоставления статистической отчётности всегда указана на бланке отчёта.

Датой предоставления статистической отчётности считается день фактической передачи её по предназначению, а в случае почтового отправления по назначению для вручения адресату – дата её получения.

Годовая финансовая и статистическая отчётность предоставляется предприятиями Раздольненского района, в указанные органы не позднее 20 февраля следующего за отчётным года, а квартальная – не позднее 25 числа месяца, следующего за отчётным кварталом.

Датой предоставления финансовой отчётности для предприятия считается день фактической её передачи по принадлежности, а в случае направления её по почте – дата получения адресатом отчётности, указанная на штемпеле предприятия связи, обслуживающего адресата.

Рассмотрим на примере финансовой отчётности график сдачи её хозяйствами Раздольненского района (см. таблицу).

Таблица 3.3.-График сдачи финансовой отчётности в Центральное Статистическое Управление предприятиями Раздольненского района АРК за 2006г.

Предприятия

Фактическое предоставление

Плановое предоставление

СПК имени Ленина

17 февраля 2007г.

17 февраля 2007г.

СПК «Андреевский»

28 января 2007г.

16 февраля 2007г.

ОАО «Племзавод «Славное»

19 февраля 2007.г

20 февраля 2007г.

СПК имени Шевченко

15 февраля 2007г.

19 февраля 2007г.

СПК «Каркинитский»

17 февраля 2007г.

18 февраля 2007г.

СПК «Раздольненский»

30 января 2007г.

16 февраля 2007г.

КФХ «Хлебороб»

29 января 2007г.

20 февраля 2007г.

КФХ «Котовское»

19 февраля 2007.г

20 февраля 2007г.

Проанализировав данные таблицы, можно отметить, что все исследуемые предприятия Раздольненского района во время сдали финансовую отчётность. Так, срок сдачи финансовой отчётности, установленный для СПК имени Ленина 17 февраля после отчётного года. Кооператив в срок сдал финансовую отчётность.

Необходимо отмётить, что после обработки годовой отчётности, сданной предприятиями Раздольненского района в Центральное статистическое управление района, 1 марта оно подаёт отчётность в государственное управление статистики г. Симферополь. После обработки отчётности по Крыму государственное управление статистики отсылает годовую отчётность в г. Киев.


4. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЁТНОСТИ

4.1 Автоматизация учётной информации в малых предприятиях

Электронные таблицы удобно использовать для вычислительной обработки экономической информации, представленной в табличной форме.

Основными достоинствами электронных таблиц являются:

1. возможность внесения формул расчётов в результирующие графы и строки таблицы, причём расчёт по внесённой формуле может производиться многократно и автоматически. Сама формула после её однократного внесения запоминается в указанном месте таблицы, а вместо неё на экран в том же месте таблицы выдаётся рассчитанное числовое значение. При изменении исходных данных, ссылки на которые сделаны в формулах электронного документа, происходит автоматический перерасчёт результатов;

2. возможность создавать связные электронные таблицы и связные файлы электронных таблиц за счёт внешних ссылок, которые устанавливает бухгалтер. Это позволяет автоматически передавать информацию из одной таблицы в другую.

Данные бухгалтерского учёта ведомостей В-1, В-8 обобщаются в ведомости (шахматной) по форме № В-9. затем формируется оборотно- сальдовая ведомость и проводится её проверка. По окончании квартала составляется квартальная бухгалтерская (финансовая) отчётность. [1]

Рассмотрим на примере схемы электронные связи между электронными таблицами и файлами в Excel при простой форме учёта.



Ссылки

Рис. 4.1. Схема информационной связи между электронными таблицами и файлами в Excel при простой форме учёта

Необходимо отметить ещё одно достоинство электронных таблиц- это возможность экспортировать таблицы или фрагменты таблиц в текстовый редактор Word для подготовки к печати отчётов установленного образца.

Определим основные технологические этапы в работе бухгалтера при автоматизации упрощённой формы бухгалтерского учёта на малом предприятии с использованием Excel:

Этап 1. Начальное проектирование электронных таблиц.

1.1.Разработка форм электронных таблиц на компьютере. Для каждой формы выделяется отдельный электронный лист, порядок разработки следующий:

· ввод заголовочной части документа;

· формирование шапки таблицы, установление ширины граф. Ввод заголовков граф;

· ввод исходных данных, например, для ведомости № В-8 – табельные номера, Ф.И.О. работников, должности;

· проектирование формул расчётов в заданных клетках таблицы, например, итого начислено, итого удержано, сумма к выдаче;

· установление форматов граф и отдельных клеток таблицы, улучшающих внешний вид документа.

1.2.Установление электронных ссылок между отдельными электронными таблицами.

1.3.Запись связных электронных таблиц в отдельный файл.

1.4.Устангвление ссылок между связными файлами.

Этап 2. Сбор первичных документов.

Этап 3. Регистрация и ввод данных в электронные таблицы.

Этап 4. Автоматические расчёты по установленным в электронных таблицах формулам.

Этап 5. Запрос бухгалтера о выдаче на печать форм отчётности.

Этап 6. Создание бухгалтером архивных файлов.

Этапы 2-6 повторяются в соответствии с периодичностью подготовки бухгалтерской (финансовой) отчётности.

4.2 Автоматизация первичной документации

Современные информационные системы управления предприятием включают в себя подсистему документооборота. Существует достаточно широкий выбор прикладных программ для автоматизации управления документооборотом. Рассмотрим прикладные программы.

Программа «1С: Электронный документооборот» предназначена для автоматизации движения потоков документов, их обработки и хранения. Ею предусмотрены шаблоны документов и правила их заполнения пользователем и маршруты прохождения документов. В состав пакета входит дизайнер форм, который является средством визуального проектирования. Схема поиска системы позволяет формировать простые и сложные запросы и сохранять результаты поиска на период работы.

Система автоматизации документооборота «БОСС-референт» (фирма «АйТи») выполнена на абазе Lotus Notes. Система Lotus Notes – это сетевая платформа типа клиент-сервер для разработки и размещения прикладных программ, обеспечивающих совместную работу людей над общими проектами, выполнение общих функций. [10]

Рабочее пространство Notes представляет собой графическую пользовательскую панель с пиктограммами баз документов. База документов сочетает в себе свойства базы данных и приложения. Она содержит разноформатные документы, бланки документов, макросы и средства просмотра содержимого базы и её документов. Документ является базовым понятием системы Notes. Его структура определяется бланком и может содержать текст, таблицы, графику. Система Lotus Notes является устойчивой и безопасной средой разработки приложений, посредством которой разработчики могут быстро создавать кросс- платформные приложения в архитектуре клиент- сервер. Эти приложения совместного пользования информации позволяют многим пользователям обрабатывать сложные документы, обмениваться информацией и осуществлять автоматизацию бизнес - процессов для географически рассредоточенных объектов.

Модель документооборота зависит от уровня автоматизации функций управления. В корпоративных информационных системах предпочтение отдаётся модели полного документооборота, в которой документ представляет собой полноправную информационную единицу. При этом в рамках системы автоматизации управления чётко устанавливаются информационные связи подразделений и прослеживается движение отдельных документов и их взаимосвязи. [11]

В бухгалтерских информационных системах реализуются следующие модели документооборота:

· «проводка→первичный документ»;

· «первичный документ→ проводка»;

· «первичный документ→хозяйственная операция→ проводка».

Модель документооборота «проводка→первичный документ» не рассматривает документ как основу для фиксации хозяйственной операции. Первичный документ трактуется лишь как выходная форма, которая является дополнением к хозяйственной операции. Информационной основой учёта становится проводка.

В модели документооборота «первичный документ→ проводка» первичному документу отводится важная роль как основе для отражения хозяйственной операции в учёте.

Основным достоинством модели «первичный документ→хозяйственная операция→ проводка» является отделение действий по регистрации документов в базе данных от их предобразования в записи массива информации о хозяйственных операциях. В ходе реализации этой модели бухгалтер заполняет экранную форму первичного документа, документ формируется, печатается, регистрируется в реестре документов и сохраняется в электронном архиве. После совершения хозяйственной операции бухгалтер вновь обращается к документу через реестр и даёт программе команду сформировать по документу проводки, которые регистрируются в информационном массиве хозяйственных операций. При этом соблюдается естественная последовательность работы с документами за счёт разделения моментов формирования самого первичного документа и соответствующих ему проводок. Данная модель позволяет в дальнейшем перейти к модели полного документооборота всего предприятия.


4.3 Разработка направлений совершенствования финансовой отчётности внедрением дополнительной таблицы в Примечания к финансовой отчётности

Для совершенствования организации финансовой отчётности необходимо внедрить дополнительную таблицу в Примечания к финансовой отчетности «Исправление ошибок и изменения в финансовых отчётах». В свою очередь в данной таблице необходимо раскрыть:

· события, которые происходят после даты баланса и указывают на условия, которые возникли после этой даты, не требуя корректировки статей финансовых отчётов;

· дивиденды за отчётный период, объявленные после даты баланса;

· исправление ошибок в предыдущих периодах:

- содержание и сумма ошибки;

- статьи финансовой отчётности прошлых периодов, которые были перечислены с целью повторного представления сравнительной информации;

- факт повторного обнародования исправленных финансовых отчётов или нецелесообразность повторного обнародования;

· содержание и сумма изменения в учётных оценках, которые имеют существенное влияние на текущий период, или, как ожидается, существенно будут влиять на будущие периоды;

· в случае изменений в учётной политике:

- причины и сущность изменения;

- сумма корректировки нераспределённой прибыли на начало отчётного или года обнародования невозможности её достоверного определения;

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1162  1163  1164   ..