Главная      Учебники - Экономика, бухгалтерия     Лекции по бухгалтерии - часть 7

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1142  1143  1144   ..

 

 

Учетная политика на предприятии 4

Учетная политика на предприятии 4

СОЦИАЛЬНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Общие положения учетной политики

3.1 Разработка рабочего плана счетов

Организация самостоятель­но разрабатывает рабочий план счетов на основе утвержденного пла­на. Она вправе из всей совокупности синтетических счетов выбрать действительно необходимые для себя, вводить (с разрешения Мини­стерства финансов Российской Федерации) новые синтетические сче­та, используя свободные коды счетов.

На основе системы субсчетов, предусмотренной утвержденным Планом счетов и Инструкцией по применению Плана счетов, организа­ции определяют перечень используемых субсчетов, при необходимос­ти объединяя, исключая или добавляя новые субсчета, а также полную номенклатуру аналитических счетов и их кодовые обозначения.

3.2 Выбор формы бухгалтерского учета.

Организация самостоятель­но выбирает форму учета (журнально-ордерная, мемориально-ордер­ная, упрощенная, машинно-ориентированная), перечень применяемых учетных регистров, их построение, последовательность и способы записи в них.

Учетные регистры представляют собой документ в виде специальных табличных форм, приспособленных для регистрации, группировки и обобщения данных бухгалтерского учета о наличии хозяйственных средств и операций с ними.

Хозяйственные операции должны отражаться в учетных регистрах бухгалтерского учета в хронологической последовательности и группироваться по соответствующим счетам бухгалтерского учета. Правильность отражения хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета обеспечивают лица, составившие и подписавшие их.

Учетные регистры имеют различные формы и могут вестись в специальных книгах (журналах), на отдельных листах и карточках, в виде машинограмм, полученных при использовании вычислительной техники, а также на машинных носителях информации.

Журнально-ордерная форма бухгалтерского учета - форма бухгалтерского учета, при которой учетные данные систематизируются в специальных регистрах - журналах-ордерах, которые ведутся по кредиту бухгалтерских счетов, и вспомогательных к ним ведомостях, составленных по дебету счетов. При журнально-ордерной форме учета исключается многократность записей и происходит объединение статистического и аналитического учетов.

Сумма затрат

Годы

Первый

Второй

Третий

Четвертый

Пятый

Итого

Амортизация

50

40

30

20

10

150

Итого

60

60

60

60

60

300

Журнал-ордер - бухгалтерский регистр, построенный по шахматному принципу на свободных листах специального разграфления. Записи в журналах-ордерах производятся либо по мере поступления документов, либо итогами за месяц в зависимости от характера и содержания операции. Журналы-ордера ведутся по кредиту одного или нескольких однородных счетов.

Мемориально-ордерная форма бухгалтерского учета - форма, которая предусматривает ведение регистрационного журнала для регистрации в хронологическом порядке бухгалтерских проводок (мемориальных ордеров). Проводки из мемориальных ордеров разносятся по счетам Главной книги, которая является синтетическим регистром систематического учета. Аналитический учет ведется в карточках, записи в которые делают на основании первичных или сводных документов.

Мемориальный ордер - документ бухгалтерского оформления, содержащий указание записать хозяйственную операцию на соответствующих счетах бухгалтерского учета.

Упрощенная форма бухгалтерского учета - форма, предусматривающая ведение Книги учета хозяйственных операций, которая содержит все счета, применяемые на предприятии, и совмещает синтетический и аналитический учет. Записи в Книгу учета хозяйственных операций производятся из первичных документов в хронологической последовательности с одновременной группировкой по счетам.

3.3 Организация бухгалтерского учета.

Организация самостоятель­но выбирает организационное построение бухгалтерии. Кроме того, бухгалтерский учет и отчетность могут осуществляться специализи­рованной организацией или соответствующим специалистом па договорных началах. Организация может выделить на отдельный баланс свои производства и хозяйства, а также филиалы, представительства, отделения и другие обособленные подразделения, входящие в состав предприятия.

В организациях малого бизнеса, не имеющих в штате кассира, его обязанности могут выполняться главным бухгалтером или другим ра­ботником по письменному распоряжению руководителя организации.

3.4 Определение количества и сроков проведения инвентариза­ции имущества и обязательств.

При проведении обязательных ин­вентаризаций для составления годовой отчетности организациям предоставлено право проводить инвентаризацию основных средств один раз в три года, библиотечных фондов — один раз в пять лет. В районах, расположенных на Крайнем Севере и приравненных к нему местностях, инвентаризация товаров, сырья и материалов мо­жет проводиться в период их наименьших остатков. Количество не обязательных для инвентаризации в отчетном году основных средств, даты проведения инвентаризаций, перечень имущества и обяза­тельств, проверяемых при каждой из них, устанавливаются самой организацией.

3.5 Система внутрипроизводственного учета, отчетности и конт­роля.

Организации самостоятельно разрабатывают систему внутри­производственного учета, функционирования и контроля, исходя из особенностей функционирования и требований управления производ­ством и реализацией продукции.

Глава IV

Учетная политика малого предприятия

4.1. Субъекты малого предпринимательства

В соответствии с Федеральным законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 12 мая 1995 г. под субъектами малого предпринимательства пони­маются коммерческие организации , в уставном капитале которых доля участия государства, субъектов Российской Федерации, обще­ственных и религиозных организаций (объединений), благотвори­тельных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:

• в промышленности, строительстве и на транспорте — 100 чело­век;

• в научно-технической сфере - 60 человек;

• в оптовой торговле — 50 человек;

• в розничной торговле и бытовом обслуживании населения — 30 человек;

• в других отраслях и при осуществлении других видов деятельно­сти — 50 человек.

Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Средняя за отчетный период численность работников малого предприятия определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанного юридического лица.

В случае превышения малым предприятием установленной численности работников указанное предприятие лишается льгот, предусмотренных действующим законодательством, на период, в течение которого допущено указанное превышение, и на последующие три месяца.

Предприятия, осуществляющие несколько видов деятельнос­ти (многопрофильные), относятся к малым на основании критерия того вида деятельности, который приносит наибольшую долю суммарной выручки от реализации продукции (выполненных работ, оказанных услуг).

По сравнению с другими коммерческими организациями малые предприятия имеют дополнительные льготы по налогообложению, а именно:

• в первый год эксплуатации они могут списать дополнительно амортизационные отчисления до 50% первоначальной стоимос­ти оборудования со сроком службы более трех лет. Кроме того, имеют право осуществлять ускоренную амортизацию;

• налог на добавленную стоимость уплачивают один раз в квартал не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным;

• освобождаются от уплаты налога на прибыль в течение квартала;

• в течение четырех лет с момента создания малого предприятия его налогообложение не может ухудшаться.

Малые предприятия, производящие и перерабатывающие сель­скохозяйственную продукцию, выпускающие товары народного по­требления, медицинские препараты и лекарства, занимающиеся строительством и ремонтом объектов жилищного, производственно­го, социального и природоохранного назначения:

• в первые два года — освобождаются от налога на прибыль при условии, что доля этой продукции составляет не менее 70% об­щего объема реализации;

• в третий и четвертый годы — платят налог на прибыль по пони­женным ставкам
(в третий год по ставке 25%, в четвертый — 50% ставки налога на прибыль) при условии, что доля льготируемой продукции составляет не менее 90% в общем объеме реализации. Среди мер, косвенно стимулирующих развитие малого предпри­нимательства, следует отметить пониженную ставку зачисляемого в федеральный бюджет налога на прибыль (8%) для банков, предоставля­ющих не менее 50% общей суммы кредитов малым предприятиям, и для страховых организаций, которыми не менее 50 % страховых
взно­сов за отчетный период получено от страхования имущественных рисков малых предприятий. Однако в силу неразвитости рыночных отношений в России мно­гие мероприятия по поддержке малого предпринимательства не ре­ализуются. Малые предприятия в России в своей деятельности стал­киваются с большими трудностями.

4.2. Организация бухгалтерского учета малого предприятия

В вопросах организации бухгалтерского учета малые предприятия должны руководствоваться Законом “О бухгалтерском учете” и действующими Положениями по бухгалтерскому учету (ПБУ).

В тоже время малым предприятиям предоставлены большие возможности для применения упрощенной формы бухгалтерского учета, применение элементов которой должно быть отражено в учетной политике.

Применение упрощенной формы бухгалтерского учета предусматривает использование малыми предприятиями рабочего Плана счетов, включающего в себя меньшее количество синтетических счетов по сравнению с типовым Планом счетов бухгалтерского учета.

Для малых предприятий Типовыми рекомендациями предлагается использовать следующий рабочий План счетов:

Раздел

Наименование счета

Номер счета

Счета типового плана, рекомендуемые для учета на счетах рабочего плана

Внеоборотные

активы

Основные средства

01

01, 03, 04

Амортизация основных средств

02

02, 05

Вложения во внеоборотные активы

08

08

Производ-
ственные

запасы

Материалы

10

07, 10, 11, 15, 16

НДС по приобретенным
ценностям

19

19

Затраты на производство

Основное производство

20

20, 21, 23, 25, 26, 28, 44

Готовая
продукция и
товары

Товары

41

41, 43

Денежные

средства

Касса

50

50

Расчетные счета

51

51

Валютные счета

52

52

Специальные счета в банках

55

55

Финансовые вложения

58

58

Расчеты

Расчеты с поставщиками
и подрядчиками

60

60

Расчеты по краткосрочным
кредитам и займам

66

66, 67

Расчеты по налогам и сборам

68

68

Расчеты по социальному
страхованию и обеспечению

69

69

Расчеты по оплате труда

70

70

Расчеты с разными дебиторами и кредиторами

76

62, 71, 73, 75, 76, 79

Капитал

Уставный капитал

80

80

Добавочный капитал

83

83

Нераспределенная прибыль
(непокрытый убыток)

84

84

Финансовые результаты

Продажи

90

45, 90, 91

Прибыли и убытки

99

99

Упрощенная форма бухгалтерского учета для малых предприятий предусматривает использование всего двух видов учетных регистров:

- в виде Книги (журнала) учета фактов хозяйственной деятельности по форме № К-1 (далее – Книга);

- в виде ведомостей учета по формам № В-1 – № В-9.

Малые предприятия, совершающие незначительное количество хозяйственных операций (как правило, не более тридцати в месяц), не осуществляющие производства продукции и работ, связанного с большими затратами материальных ресурсов, могут вести учет всех операций путем их регистрации только в Книге. Книга по форме № К-1 является регистром аналитического и синтетического учета, на основании которого можно определить наличие имущества и денежных средств, а также их источников у малого предприятия на определенную дату и составить бухгалтерскую отчетность.

Книга является комбинированным регистром бухгалтерского учета, который содержит все применяемые малым предприятием бухгалтерские счета и позволяет вести учет хозяйственных операций на каждом из них.

Малое предприятие может вести Книгу в виде ведомости, открывая ее на месяц (при необходимости используя вкладные листы для учета операций по счетам), или в форме Книги, в которой учет операций ведется весь отчетный год. В этом случае Книга должна быть прошнурована и пронумерована. На последней странице Книги записывается количество содержащихся в ней страниц, которое заверяется подписями руководителя малого предприятия и лица, ответственного за ведение бухгалтерского учета на малом предприятии, а также оттиском печати малого предприятия.

Книга открывается записями сумм остатков на начало отчетного периода (начало деятельности предприятия) по каждому виду имущества, обязательств и иных средств, по которым они имеются.

В графе «Содержание операций» записывается месяц и в хронологической последовательности позиционным способом на основании каждого первичного документа отражаются все хозяйственные операции этого месяца. При этом суммы по каждой операции, зарегистрированной в Книге по графе «Сумма», отражаются методом двойной записи одновременно по графам «Дебет» и «Кредит» счетов учета соответствующих видов имущества и источников их формирования.

Наряду с Книгой для учета для учета расчетов по оплате труда работников и по уплате налога на доходы физических лиц в бюджет малое предприятие должно вести также ведомость учета заработной платы по форме № В-6.

По окончании месяца в Книге подсчитываются итоговые суммы оборотов по дебету и кредиту всех счетов учета средств и их источников, которые должны быть равны итогу средств, показанному по графе «Сумма». После подсчета итоговых дебетовых и кредитовых оборотов по счетам за месяц выводится сальдо по каждому счету на 1-е число следующего месяца.

При большом количестве операций в месяц малые предприятия могут применять дополнительно следующие учетные регистры:

- ведомость учета основных средств и начисленных амортизационных отчислений – форма № В-1;

- ведомость учета производственных запасов и товаров, а также уплаченного НДС – форма № В-2;

- ведомость учета затрат на производство – форма № В-3;

- ведомость учета денежных средств и фондов – форма № В-4;

- ведомость учета расчетов и прочих операций – форма № В-5;

- ведомость учета реализации – форма № В-6 (оплата);

- ведомость учета расчетов с покупателями - форма № В-6 (отгрузка);

- ведомость учета расчетов с поставщиками – форма № В-7;

- ведомость учеты оплаты труда – форма № В-8;

- ведомость (шахматная) – форма № В-9.

Во всех применяемых ведомостях указывается месяц, в котором они заполняются, а в необходимых случаях – наименование синтетических счетов. В конце месяца после подсчета итога оборотов ведомости подписываются лицами, производившими записи.

Изменение оборотов в текущем месяце по операциям, относящимся к прошлым периодам, отражается в регистрах бухгалтерского учета отчетного месяца дополнительной записью (уменьшение оборотов – сторнировочной записью).

Обобщение месячных итогов финансово-хозяйственной деятельности малого предприятия, отраженных в ведомостях с № В-1 по № В-9, производится в ведомости (шахматной) по форме № В-9, на основании которой составляется оборотная ведомость по синтетическим счетам.

Выявленные суммы по дебету каждого счета суммируются, и их общий итог должен быть равен общей сумме оборотов по кредиту счета.

Дебетовые и кредитовые обороты по каждому применяемому счету переносятся в оборотную ведомость, в которой подсчитывается сальдо по каждому счету по состоянию на первое число следующего за отчетным месяца.

Данные, отраженные в оборотной ведомости, используются для составления бухгалтерского баланса малого предприятия, который по итогам 1-го, 2-го, 3-го кварталов и полного года (нарастающим итогом), сдается в налоговую инспекцию по месту регистрации малого предприятия.

Заключение

Таким образом, из всего вышеизложенного следует, что:

1. Учетная политика предприятия – совокупность способов ведения бухгалтерского учета, ежегодно принимаемая организацией, которая оказывает существенное влияние на величину показателей себестоимости продукции, прибыли, налогов на прибыль, добавленную стоимость и имущество, показателей финансового состояния организации.

2. На выбор и обоснование учетной политики влияют множество факторов, основными из которых являются: организационно-правовая форма организации, отраслевая принадлежность и вид деятельности, масштабы деятельности организации, управленческая структура и финансовая стратегия организации.

3. В случае, если изменяется законодательство Российской Федерации или нормативные акты по бухгалтерскому учету, существенно изменяются условия деятельности предприятия или организацией разработаны новые способы ведения бухгалтерского учета, то учетная политика организации может быть изменена.

4. Изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты организации, подлежат обособленному раскрытию в бухгалтерской отчетности организации.

Литература

1. Л.А. Крятова, Х.Х. Эргашев. Бухгалтерский учет. Основы теории. – М.:Маркетинг, 2000. – 324 с.

2. В.К. Скляренко, В.М. Прудников. Экономика предприятия. – М.: Инфра-М, 2003. – 208 с.

3. Н.П. Кондраков. Бухгалтерский учет. – М.: Инфра-М, 2002. – 640 с.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1142  1143  1144   ..