Главная      Учебники - Экономика, бухгалтерия     Лекции по бухгалтерии - часть 7

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1139  1140  1141   ..

 

 

Роль и значение отчетной формы 5 Приложение к бухгалтерскому балансу .

Роль и значение отчетной формы 5 Приложение к бухгалтерскому балансу .

ГОУ ВПО «Российский Государственный

Торгово-Экономический Университет»

по дисциплине «Бухгалтерская (финансовая) отчетность»

на тему

Роль и значение отчетной формы №5 «Приложение к бухгалтерскому балансу».

Выполнила студентка группы ФЭФ-31

Лючева Екатерина Владимировна

Руководитель доц. Турищева Т.Б.

Москва 2010

Содержание


Введение.............................................................................................................. 3

1. Бухгалтерская отчетность.............................................................................. 5

2. Приложение к Бухгалтерскому балансу....................................................... 7

2.1. Целевое назначение............................................................................. 7

2.2. Техника заполнения............................................................................. 8

2.2.1. Раздел «Нематериальные активы»............................................ 8

2.2.2. Раздел «Основные средства»................................................... 10

2.2.3. Раздел «Доходные вложения в материальные ценности».... 12

2.2.4. Раздел «Расходы на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы».............................................................. 13

2.2.5. Раздел «Расходы на освоение природных ресурсов»............ 15

2.2.6. Раздел «Финансовые вложения»............................................. 15

2.2.7. Раздел «Дебиторская и кредиторская задолженность»........ 18

2.2.8. Раздел « Расходы по обычным видам деятельности (по элементам затрат)»............................................................................................................ 19

2.2.9. Раздел «Обеспечения»............................................................. 20

2.2.10. Раздел «Государственная помощь»....................................... 21

2.3. Пример заполнения формы №5........................................................ 25

Заключение....................................................................................................... 33

Список литературы........................................................................................... 34

Приложение................................................................................................................................. 35


Введение

Все организации любой организационно-правовой формы собственности обязаны составлять на основе данных синтетического и аналитического учета бухгалтерскую отчетность, являющуюся завершающим этапом учетного процесса. Бухгалтерская отчетность в установленных формах содержит систему сопоставимых и достоверных сведений о реализованной продукции, работах и услугах, затратах на их производство, об имущественном и финансовом положении организации и результатах ее хозяйственной деятельности.

В данной курсовой работе дана характеристика Приложения бухгалтерскому балансу и его особенности. Оно является важным элементом в разъяснении показателей бухгалтерского баланса для лучшего понимания хозяйственной деятельности предприятия за отчетный период.

Целью курсовой работы является рассмотрение теоретических основ бухгалтерской отчетности в целом, в том числе более детальное исследование приложения к бухгалтерскому балансу, представление наглядного заполнения данной формы.

Для достижения данной цели были определены следующие задачи:

· определение состава бухгалтерской отчетности и требования к ней;

· порядок составления приложения к бухгалтерскому балансу;

· исследование структуры данной формы;

· способы и источники формирования показателей отдельных разделов и их состав;

· взаимосвязь показателей данной формы отчетности с другими отчетами в составе бухгалтерской отчетности организации;

· формирование полной и достоверной информации в форме №5;

· обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами.

Теоретическую основу курсовой работы составили фундаментальные положения бухгалтерского учета, нормативные, инструктивные и справочные материалы по бухгалтерскому учету, учебные пособия отечественных экономистов, таких как Камышанов П.И., Кутер М.И., Новодворский В.Д. Кроме того были использованы практические материалы, накопленные в процессе обучения.

Бухгалтерская отчетность

Отчетность выполняет важную функциональную роль в системе экономической информации, она интегрирует информацию всех видов учета. Методологически и организационно отчетность является неотъемлемым элементом всей системы бухгалтерского учета и выступает завершающим этапом учетного процесса, что обуславливает органическое единство формирующихся в ней показателей с первичной документацией и учетными регистрами. В результате своей деятельности любое предприятие осуществляет какие-либо хозяйственные операции, принимает те или иные решения. Практически каждое такое действие находит отражение в бухгалтерском учете.

Бухгалтерская (финансовая) отчётность - совокупность итоговых данных бухгалтерского учёта, выраженная в определённой системе показателей, используется для анализа имущественного состояния хозяйственных процессов, обязательств и финансовых результатов.

Бухгалтерская отчетность должна соответствовать следующим требованиям:

- достоверности;

- целостности;

- сво­евременности;

- простоте;

- проверяемости;

- сравнимости;

- экономичности;

соблюдения строго установленных процедур оформления и публичности.

В настоящее время организации представляют в обязательном порядке промежуточную и годовую бухгалтерскую отчетность.

Промежуточная бухгалтерская отчетность включает:

· форму № 1 «Бухгалтерский баланс»;

· форму № 2 «Отчет о прибылях и убытках».

Кроме указанных форм в составе промежуточной бухгалтерской отчетности организации могут представлять иные отчетные формы (Отчет о движении денежных средств и др.), а также пояснительную записку, входящие в состав годовой отчетности.

Годовая бухгалтерская отчетность включает:

· бухгалтерский баланс — форма № 1;

· отчет о прибылях и убытках - форма № 2;

· отчет об изменениях капитала — форма № 3;

· отчет о движении денежных средств — форма № 4;

· приложение к бухгалтерскому балансу — форма № 5;

· отчет о целевом испльзовании полученных средств — форма № 6

· пояснительную записку;

· аудиторское заключение.

Приложение к Бухгалтерскому балансу

1. Целевое назначение

В состав годовой бухгалтерской отчетности входит форма №5 – «Приложение к бухгалтерскому балансу». В ней раскрывается информация об имуществе, обязательствах и капиталах организации, стоимость которых отражена в форме № 1.

Этот отчет могут не включать в состав годовой бухгалтерской отчетности субъекты малого предпринимательства, не подлежащие обязательному аудиту, некоммерческие организации, а также общественные организации (объединения), которые не осуществляли предпринимательскую деятельность.

Форма № 5 оформляется по образцу, утвержденного приказом Минфина России от 22 июля 2003 г. № 67н.

Информация, содержащаяся в данной форме, дополняя бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках, позволяет провести достаточно детальный анализ финансового состояния организации и увидеть движение средств и их источников за отчетный период. При заполнении формы нужны не только данные синтетического, но и аналитического учета.

При формировании информации в форме № 5 следует учитывать следующие требования:

1. при раскрытии организацией в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках информации о принадлежащих ей активах в качестве основных средств, нематериальных активов, доходных вложений в материальные ценности раздельно приводятся данные о первоначальной (восстановительной) стоимости этих активов и суммах начисленной амортизации;

2. при раскрытии информации о расходах по обычным видам деятельности, сгруппированных по соответствующим элементам, данные приводятся в целом по организации без учета внутрихозяйственного оборота. К внутрихозяйственному обороту относятся затраты, связанные с передачей изделий, продукции, работ и услуг внутри организации для нужд собственного производства, обслуживающих хозяйств и др.

2. Техника заполнения

Форма №5 состоит из разделов, в которых более подробно раскрываются некоторые статьи актива и пассива баланса. В этих разделах отражается:

- нематериальные активы;

- основные средства;

- доходные вложения в материальные ценности;

-расходы на научно–исследовательские, опытно–конструкторские и технологические работы;

- расходы на освоение природных ресурсов;

- финансовые вложения;

- дебиторская и кредиторская задолженность;

- расходы по обычным видам деятельности (по элементам затрат);

- обеспечения;

- государственная помощь.

2.1. Раздел «Нематериальные активы»

В разделе «Нематериальные активы» расшифровывается наличие, движение и состав нематериальных активов (счет 04 «Нематериальные активы»). Заполняется таблица в соответствии с ПБУ 14/2000 «Учет нематериальных активов». Данные приводятся по первоначальной стоимости на основании регистров синтетического и аналитического учета.

В графе 3 «Наличие на начало отчетного года» отражается дебетовое сальдо по счету 04 «Нематериальные активы».

В графе 4 «Поступило» показывается общее поступление активов по всем источникам, включая приобретенные за плату, безвозмездно полученные и т.д. (обороты по дебету счета 04).

В графе 5 «Выбыло» в круглых скобках показывают общее выбытие нематериальных активов в текущем году по первоначальной стоимости, включая проданные за плату, переданные безвозмездно и т.д. (обороты по кредиту счета 04).

Графа 6 «Наличие на конец отчетного периода» находится расчетным путем: графа 3 + графа 4 – графа 5.

По строке 010 «Объекты интеллектуальной собственности» отражается стоимость исключительный прав на результаты интеллектуальной собственности, расшифровка которых приводится в нижерасположенных строках:

· у патентообладателя на изобретение, промышленный образец, полезную модель (строка 011);

· у правообладателя на программы для ЭВМ, базы данных (строка 012);

· у правообладателя на топологии интегральных микросхем (строка 0130;

· у владельца на товарный знак и знак обслуживания, наименование места происхождения товаров (строка 014);

· у патентообладателя на селекционные достижения (строка 015).

По строке 020 «Организационные расходы» приводится сумма расходов по регистрации организации, признанная в соответствии с учредительными документами вкладом участников в уставный капитал организации. Иные расходы, связанные с переоформлением учредительных документов (при смене владельцев, расширении организации, изменении видов деятельности, оформлении новых карточек с образцами подписей, изготовление новых штампов, печатей и т.д.), в составе нематериальных активов не учитываются. Амортизация по организационным расходам начисляется путем уменьшения их стоимости непосредственно на счете 04 без использования счета 05 «Амортизация нематериальных активов». В связи с этим по данной сроке отражается остаток по счету 04, на котором учтена остаточная стоимость организационных расходов.

По строке 030 «Деловая репутация организации» отражается превышение покупной цены при купле-продаже организации как имущественного комплекса над стоимостью ее активов и обязательств на дату покупки. Эта величина определяется расчетным путем. Амортизация по данному виду нематериальных активов начисляется путем уменьшения ее первоначальной стоимости, следовательно на счете 04 будет отражена остаточная стоимость деловой репутации.

По строке 040 «Прочие» указывается стоимость нематериальных активов, не отраженных в вышеперечисленных строках.

По строке 050 необходимо привести данные о сумме начисленной амортизации по нематериальным активам (счет 05 «Амортизация нематериальных активов»). Данные приводятся в разрезе двух граф: «На начало отчетного года» и «На конец отчетного периода».

В нижерасположенных строках приводится расшифровка амортизации по видам нематериальных активов.

2.2. Раздел «Основные средства»

В разделе «Основные средства» в соответствии с ПБУ 6/01 «Учет основных средств приводится наличие и движение объектов основных средств по их видам, включая сданные в аренду, бездействующие (находящиеся на консервации, в резерве). Данные по счету 01 «Основные средства» приводят по первоначальной или восстановительной стоимости по видам:

· здания;

· сооружения и передаточные устройства;

· машины и оборудование;

· транспортные средства;

· производственный и хозяйственный инвентарь;

· рабочий скот;

· продуктивный скот;

· многолетние насаждения;

· другие виды основных средств;

· земельные участки и объекты природопользования;

· капитальные вложения на коренное улучшение земель.

Деление основных средств в отчетности соответствует делению материальных основных фондов на их виды в подразделах Общероссийского классификатора основных фондов (ОК 013-94), утвержденного постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994г. №359, который обеспечивает сопоставимость классификации с международными стандартами. При этом организация может использовать и классификацию основных средств, включаемых в амортизационные группы (постановление Правительства РФ от 1 января 2002г. №1), которая близка к ОК 013-94.

Данные для заполнения вышеперечисленных строк берут из аналитического учета по счету 01. Это могут быть инвентарные карточки учета основных средств или другие аналогичные регистры.

По строке «Итого» указывается общая стоимость основных средств, числящихся на балансе организации по дебету счета 01. Эта строка находится расчетным путем как сумма всех предыдущих строк, а затем графа 6 «Наличие на конец отчетного периода» сверяется с данными Главной книги»

Отдельно в данном разделе на начало отчетного года и на конец отчетного периода приводятся следующие данные.

Сумма начисленной амортизации по основным средствам (строка 140) – всего, учтенная по кредиту счета 02.

Расшифровка сумм амортизации имущества приводится также по видам основных средств в нижерасположенных строках. Если организация списывает объекты основных средств стоимостью менее 10 000 руб. на затраты в момент передачи в эксплуатацию, то суммы списанных объектов отражаются по соответствующим строкам.

Из данных о стоимости основных средств обособленно выделяются суммы на начало и конец отчетного периода о стоимости объектов, переданных и полученных в аренду, всего и в том числе по видам основных средств:

Здания, сооружения и т.д. При этом расшифровку прочего имущества, полученного и переданного в аренду, приводят по принципу существенности. Амортизацию по сданным в аренду основным средствам можно привести по расположенным выше строкам. Суммы амортизационных начислений по полученным в текущую аренду основным средствам на балансе арендатора не отражаются (ее начисляет арендодатель).

По статье «Переведено объектов основных средств на консервацию» показываются объекты основных средств, переведенные на консервацию, на основании приказа руководителя организации, который устанавливает порядок консервации. Срок консервации должен быть более трех месяцев. Амортизация по этим объектам не начисляется.

В строку «Объекты недвижимости, принятые в эксплуатацию и находящиеся в процессе государственной регистрации» записывают основные средства, которые организация не успела в отчетном году зарегистрировать, но, тем не менее, эксплуатирует.

В расположенных ниже строках справочно указывается результат от индексации в связи с переоценкой основных средств (строки 171 и 172). Эти строки заполняются по данным переоценки основных средств, проведенной по состоянию на 1 января (на начало отчетного года). Данные о результатах уценки приводятся в круглых скобках.

В отдельной строке организации указывают данные об изменении стоимости объектов основных средств в результате достройки, дооборудования, реконструкции и частичной ликвидации. Все эти затраты вначале учитывают на дебете счета 08 «Вложения во внеоборотные активы». В случае увеличения стоимости объектов основных средств в результате проведенных работ оформляют акты (форма №ОС-3) и на счетах бухгалтерского учета производят запись Д 01 – К 08.

2.3. Раздел «Доходные вложения в материальные ценности»

В этом разделе приводятся данные о наличии движении следующих материальных ценностей, специально при обретенных организацией для предоставления их по договору аренды (имущественного найма) за плату во временное владение и пользование в целях получения дохода (счет 03 «Доходные вложения в материальные ценности»):

· имущество для передачи в лизинг;

· имущество, предоставляемое по договору проката;

Доходные вложения в материальные ценности отражают в бухгалтерском учете и отчетности в соответствии с ПБУ 6/01 по первоначальной стоимости исходя из фактически произведенных затрат на их приобретение, включая затраты по доставке, монтажу и установке (Д 03 – К 08).

Выбытии доходных вложений в материальные ценности учитывается по кредиту счета 03 (Д 02 – К 03 – на сумму накопленной амортизации; Д 91 – К 03 – на сумму остаточной стоимости).

По строке «Итого» приводится общая сумма доходных вложений в материальные ценности, которая находится расчетным путем, графы 3 и 6 должны соответствовать остатку по счету 03 в Главной книге.

Отдельно в таблице выделена строка «Амортизация доходных вложений в материальные ценности», которая учитывается на отдельном субсчете к счету 02 «Амортизация основных средств».

2.4. Раздел «Расходы на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы»

Этот раздел заполняется организациями, выполняющими НИОКР собственными силами для дальнейшего использования в собственном производстве, в соответствии с ПБУ 17/02 «Расходы на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы» по следующим графам:

· наличие на начало отчетного года;

· поступило;

· списано;

· наличие на конец отчетного года.

По статье «Всего» (строка 310) необходимо привести общую сумму расходов на НИОКР, а в расположенных ниже строках сделать расшифровку данных расходов по направлениям.

Согласно п.5 ПБУ 17/02 расходы на НИОКР отражаются в составе вложений во внеоборотные активы и собираются на дебете счета 08. В дальнейшем, расходы на НИОКР, результаты которых используются для производственных либо управленческих нужд организации, учитываются на счете 04, если выполняются признания активов нематериальными (Д 04 – К 08). В этом случае НИОКР регулируются ПБУ 14/2000.

Расходы, которые не могут быть отнесены к нематериальным активам, продолжают учитываться на счете 08 обособленно. При списании расходов на НИОКР, результаты которых используются для производственных или управленческих нужд, кредитуется счет 08 и дебетуются счета 20, 26. Списание расходов производится по каждой выполненной работе линейным способом (равномерно в течение принятого срока использования полученных результатов, но не более 5 лет) или пропорционально объему продукции (работ, услуг).

Если расходы на НИОКР не дали положительных результатов, либо не подлежат применению в производстве и управлении, такие затраты списывают на счет 91 (Д 91 – К 08) в течение срока, определенного в учетной политике.

При прекращении использования результатов НИОКР в производстве продукции или для управления организацией, суммы таких расходов, не отнесенные на счета производственных затрат, списываются в дебет счета 92 в корреспонденции с кредитом счета 08.

Справочно в этом разделе отражаются следующие данные:

· сумма расходов по незаконченным научно-исследовательским, опытно-конструкторским и технологическим работам (строка 320);

· сумма не давших положительных результатов расходов по НИОКР, отнесенных на внереализационные расходы.

Так как в настоящее время отсутствуют разъяснения Минфина России по заполнению этого раздела, то его данные могут быть сформированы исходя из расходов на НИОКР, отраженных как на счете 08, так и на счете 04. Принимая во внимание, что в данной форме отчетности разделы построены по видам активов, а расходы на НИОКР признаются активом в бухгалтерском учете и отражаются по дебету счета 04 и кредиту счета 08, первую таблицу раздела (строка 310 с расшифровкой) следует формировать исходя из аналитических данных счета 04 по видам работ. В справочной части по строке 320 необходимо отразить суммы расходов по незаконченным НИОКР (сальдо на начало и конец отчетного периода по счету 08 в части незаконченных НИОКР).

2.5. Раздел «Расходы на освоение природных ресурсов»

Расходами на освоение природных ресурсов признаются расходы на геологическое изучение недр, разведку полезных ископаемых, проведение работ подготовительного характера и т.д. При заполнении данного раздела ПБУ 17/02 не применяется.

По строке 410 «Всего» отражается общая сумма расходов на освоение природных ресурсов, в расположенных ниже строках приводится их расшифровка.

В бухгалтерском учете эти расходы учитывают обособленно от других расходов на счете 97 «Расходы будущих периодов», так как их производят в данном отчетном периоде, а относятся они к будущим отчетным периодам. Расходы на освоение природных ресурсов списывают на себестоимость в порядке, установленном учетной политикой и отраслевыми инструкциями (равномерно, в соотношении с нормативной выработкой, пропорционально объему добычи и т.д.) Д 20, 23 – К 97. Если расходы на освоение природных ресурсов не дали положительных результатов, их относят на счет 91 и включают в состав внереализационных расходов: Д 91 – К 97.

При заполнении этого раздела рекомендуется использовать порядок, установленный для формирования предыдущего раздела, в котором учитываются расходы на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические расходы.

2.6. Раздел «Финансовые вложения»

В этом разделе отражаются долгосрочные (графы 3 и 4) и краткосрочные (графы 5 и 6) финансовые вложения, учитываемые на одноименном счете 58. Финансовые вложения отражаются в учете и отчетности в соответствии с ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений».

По строке 510 «Вклады в уставные капиталы других организаций – всего» отражают общую стоимость активов, которую организация вложила в паи и акции, уставные (складочные) капиталы других российских и зарубежных организаций. При этом по строке 511 из общей суммы необходимо выделить вклады в дочерние и зависимые общества.

По строке 515 «Государственные и муниципальные ценные бумаги» приводится стоимость отраженных на балансе организации государственных и муниципальных ценных бумаг в зависимости от срока их обращения. Эти вложения чаще всего котируются на организованном рынке ценных бумаг, поэтому данные о них записывают по текущей рыночной стоимости.

По строке 520 «Ценные бумаги других организаций – всего» указывают данные о стоимости приобретенных ценных бумаг, эмитированных другими организациями (облигации, векселя и т.д.). Это могут быть как котируемые, так и не котируемые ценные бумаги, в связи с этим данные о них приводят либо по текущей рыночной стоимости, либо по первоначальной стоимости. Величина резерва под обесценение финансовых вложений (счет 59) раскрывается справочно.

По строке 521 выделяют стоимость долговых ценных бумаг (облигаций, векселей) исходя из первоначальной стоимости, увеличенной по решению организации на часть разницы между первоначальной и номинальной стоимостью (п. 22 ПБУ 19/02). Эта норма применяется в том случае, если ценные бумаги приобретаются по цене, отличной от номинальной.

По строке 525 «Предоставленные займы» приводят суммы займов, выданных другим организациям. Так как займы являются некотируемыми финансовыми вложениями, то они отражаются по первоначальной стоимости. Организация может рассчитывать их оценку по дисконтированной стоимости, но при этом необходимо обеспечить подтверждение обоснованности такого расчета. Если такая информация существенна, то при использовании дисконтированной стоимости, в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках необходимо раскрыть данные об оценке предоставленных займов по этой стоимости, ее величине и примененных способах дисконтирования. [10]

Если на конец отчетного года при проверке на обесценение финансовых вложений по предоставленным займам, у организации имеется информация о том, что у должника появились признаки банкротства, то коммерческая организация может создать резерв под обесценение таких финансовых вложений, который раскрывается в отчете об изменениях капитала.

По строке 530 «Депозитные вклады» отражается сумма депозитных вкладов в кредитных учреждениях, учтенная на счете 55, субсчет 3 «Депозитные счета».

По строке 535 «Прочие» учитываются вклады по договору простого товарищества, дебиторская задолженность, приобретенная по договору уступки права требования, сберегательные сертификаты, чеки, банковские сберегательные книжки на предъявителя, простое и двойное складское свидетельство, жилищные сертификаты, опционные свидетельства на акции, облигации и т.д.

При заполнении данного раздела нужно показывать не только общий объем финансовых вложений, но и выделять те их виды, которые имеют текущую рыночную стоимость (строки 550-570). Под текущей рыночной стоимостью ценных бумаг подразумевается их рыночная цена, рассчитанная в установленном порядке организатором торговли на рынке ценных бумаг.

Корректировку текущей рыночной стоимости организация может проводить ежемесячно и ежеквартально. Разница между оценкой вложений по текущей рыночной стоимости на отчетную дату и предыдущей оценкой относится на финансовые результаты и учитывается в составе операционных доходов или расходов (Д 58(91) – К 91(58)).

Финансовые вложения, по которым текущая рыночная стоимость не определяется, отражаются в отчетности по первоначальной стоимости.

Справочно приводятся данные:

· по строке 580 – об изменении стоимости в результате корректировки оценки по финансовым вложениям, имеющим текущую рыночную стоимость (Д58 – К91, или наоборот);

· по строке 590 – разница между первоначальной и номинальной стоимостью долговых ценных бумаг (облигаций, векселей и т.д.), отнесенная на финансовый результат отчетного периода (Д58 – К91, или наоборот).

2.7. Раздел «Дебиторская и кредиторская задолженность»

В разделе отражаются сведения о состоянии краткосрочной и долгосрочной дебиторской и кредиторской задолженности. Причем дебиторская и кредиторская задолженность показывается в зависимости от срока ее погашения – краткосрочная (со сроком погашения в течение 12 месяцев включительно) и долгосрочная (со сроком погашения более 12 месяцев после отчетного периода).

Заполняется этот раздел по данным синтетического и аналитического учета по счетам учета расчетов (без учета резервов по сомнительным долгам) и включает следующие строки.

1. Дебиторская задолженность:

1.расчеты с покупателями и заказчиками (дебетовое сальдо по счету 62);

2.авансы выданные (дебетовое сальдо по счету 60);

3.прочая (дебетовое сальдо по счетам 68, 69, 70, 71, 73, 75, 76).

2. Кредиторская задолженность:

· расчеты с поставщиками и подрядчиками (кредитовое сальдо по счету 60);

· авансы полученные (кредитовое сальдо по счету 62);

· расчеты по налогам и сборам (кредитовое сальдо по счету 68, 69);

· кредиты (кредитовое сальдо по счетам 66, 67, субсчет «Кредиты»);

· займы (кредитовое сальдо по счетам 66, 67, субсчет «Займы»);

· прочая (кредитовое сальдо по счетам 70, 71, 73, 75, 76).

2.8. Раздел « Расходы по обычным видам деятельности (по элементам затрат)»

В этом разделе отражаются данные о затратах организации по их элементам:

· материальные затраты (строка 710);

· затраты на оплату труда( строка 720);

· отчисления на социальные нужды (строка 730);

· амортизация (строка 740);

· прочие затраты (строка 750);

· итого по элементам затрат (строка 760).

Здесь приводится расшифровка расходов, включенных в раздел «Доходы и расходы по обычным видам деятельности» отчета о прибылях и убытках по статьям «Себестоимость продукции (работ, услуг)», «Управленческие расходы» и «Коммерческие расходы». При заполнении этого раздела необходимо руководствоваться ПБУ 10/99 «Расходы организации».

Данные отражаются в целом по организации без учета внутрихозяйственного оборота. При внутрихозяйственном обороте затраты формируются на одних счетах, а затем списываются на другие. К внутрихозяйственному обороту относят затраты, связанные с передачей продукции (работ, услуг) внутри организации для нужд собственного производства, обслуживающих хозяйств и т.д. Не отражают в составе расходов по обычным видам деятельности затраты по браку, при простоях по внешним причинам, возмещаемые виновными лицами (юридическими и физическими), а также расходы, списываемые в установленном порядке на счета учета финансовых результатов и капитала.

Отдельно в этом разделе приводятся данные об изменении остатков:

· незавершенного производства – по счетам 20, 23, 39 (строка 765);

· расходов будущих периодов – счет 97 (строка 766);

· резервов предстоящих расходов и платежей – счет 96 (строка 767).

2.9. Раздел «Обеспечения»

При заполнении раздела «Обеспечения» необходимо руководствоваться договорами залога, поручительства, гарантии и т.п., заключенными в соответствии с требованиями ГК РФ, а также указаниями по забалансовым счетам согласно инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета:

· счет 008 «Обеспечения обязательств и платежей полученные»;

· счет 009 «Обеспечения обязательств и платежей выданные».

Обеспечение (гарантия) представляет собой документ, в котором одна организация гарантирует другой выполнение обязательств в определенный срок на определенную сумму и подтверждает, что готова погасить задолженность, если она образуется вследствие неисполнения обязательств.

По строке «Обеспечения полученные – всего» приводятся дебетовые остатки по счету 008. Из общей суммы обеспечений выделяется отдельной строкой стоимость полученных векселей.

На забалансовом счете 008 обобщается информация о наличии и движении полученных гарантий в обеспечение выполнения обязательств и платежей, а также иных обеспечений, полученных под товары, переданные другим организациям (поручительство, залог и др.). Денежная оценка полученных обеспечений определяется из условий договора. Обеспечения, учтенные на счете 008, списывают по мере погашения задолженности.

По строке «Имущество, находящееся в залоге» приводится общая стоимость заложенного имущества, удерживаемого организацией. В расположенных ниже строках указывается его расшифровка по видам.

Как правило, связан с выдачей кредита или займа. Предметом залога может быть любое имущество, в том числе вещи и имущественные права (требования), за исключением имущества, изъятого из оборота, и требований, связанных с личностью кредитора. В залог принимают ценные бумаги, основные средства, материально-производственные запасы, находящиеся там до полного погашения долга. У залогодержателя суммы залога также учитываются на забалансовом счете 008.

По строке «Обеспечения выданные – всего» отражаются обеспечения, учтенные на забалансовом счете 009. данная строка заполняется аналогично строке «Обеспечения полученные – всего».

На этом счете отражается информация о наличии и движении выданных гарантий другим лицам в обеспечение обязательств и платежей (оплаты полученных товаров, возврата кредита, займа и т.д.). Суммы на счете 009 списывают по мере погашения задолженности.

По строке «Имущество, переданное в залог» отражается стоимость такого имущества, а в нижерасположенных строках приводится его расшифровка. Залогодатель отражает такие суммы на забалансовом счете 009.

2.10. Раздел «Государственная помощь»

Данные в этой таблице заполняют в соответствии с ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи». Государственная помощь – это увеличение экономической выгоды организации в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества).

Государственная помощь предоставляется коммерческим организациям в виде:

· субвенций (бюджетные средства, предоставленные на осуществление определенных целевых расходов на безвозмездной и безвозвратной основе);

· субсидий (бюджетные средства, предоставляемые на условиях долевого финансирования целевых расходов);

· бюджетных кредитов (за исключением налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и платежей и других обязательств), включая предоставление в виде ресурсов, отличных от денежных средств (земельные участки, природные ресурсы и другое имущество);

· прочих форм.

По строке 510 «Получено в отчетном году бюджетных средств – всего» приводится общая сумма полученной государственной помощи за отчетный период (графа 3) и за аналогичный период предыдущего года (графа 4). В расположенных ниже строках необходимо сделать расшифровку полученных средств по видам и направлениям использования.

Учет государственной помощи ведется с использованием счета 86 «Целевое финансирование» (табл. 2.10.1 и 2.10.2). При этом необходимо отразить:

· принятие бюджетных средств к бухгалтерскому учету;

· операции по списанию бюджетных средств со счета 86;

· операции по возврату средств бюджету.

ПБУ 13/2000 устанавливает следующие 2 метода принятия к учету бюджетных средств:

1) метод начисления (допущения временной определенности фактов хозяйственной деятельности);

2) метод признания бюджетных средств по мере фактического их получения.

Таблица 2.10.1

Способы принятия к учету бюджетных средств согласно ПБУ 13/2000

Метод начисления (допущения временной определенности фактов хозяйственной деятельности)

Метод признания бюджетных средств по мере фактического получения

1. Отражается задолженность по целевому бюджетному финансированию (Д76 – К86)

2. Отражаются денежные средства по мере их ыактического получения организацией (Д51 – К76)

3. Поступившие и принятые ресурсы, отличные от денежных средств (Д17, 08, 10, 41 и т.д. – К76)

1. Отражается сумма фактически поступивших денежных средств (Д51 – К86)

2. Поступившие и принятые ресурсы, отличные от денежных средств (Д07, 08, 10, 41 и т.д. – К86)

Бюджетные средства списываются с учета целевого финансирования на увеличение финансовых результатов организации в составе внереализационных доходов. Списание производится систематически, а порядок списания зависит от того, для каких целей были предоставлены бюджетные средства.

Если организация использовала бюджетные средства не по назначению, или не использовала в срок, она должна вернуть их. При этом записи на счетах бухгалтерского учета будут следующие.

1. Восстановлены полученные бюджетные средства, ранее отнесенные в состав доходов будущих периодов: Д86 – К98

2. Восстановлена часть средств бюджетного финансирования, отнесенная на внереализационные доходы: Д98 – К91

3. Возвращены бюджетные средства: Д86 – К51

Таблица 2.10.2

Порядок признания бюджетных средств согласно ПБУ 13/2000

Цель предоставления бюджетных средств

Порядок списания бюджетных средств

Бухгалтерские записи

Финансирование капитальных расходов

Списание производится:

на протяжении срока полезного использования внеоборотных активов, подлежащих амортизации;

в течение периода признания расходов по внеоборотным активам, не подлежащим амортизации

Введение объекта в эксплуатацию:

Д01 – К08;

Д86 – К98

Насиление амортизации:

Д20 – К02;

Д98 – К91

Финансирование текущих расходов

Списание производится в периоды признания расходов, на финансирование которых они предоставлены

Принятие материальных ценностей к учету:

Д10 – К60;

При оплате поставщикам:

Д60 – К51;

Д86 – К98

Начисление зарплаты:

Д20 – К70;

Д98 – К91

По строке 920 «Бюджетные кредиты необходимо привести также сумму полученных и возвращенных бюджетных кредитов с расшифровкой их их назначения. При получении бюджетных кредитов на счетах бухгалтерского учета производят следующие записи.

1. Получен бюджетный кредит: Д51 – К 66 (67)

2. Начислены проценты по бюджетному кредиту Д91 – К66 (67)

3. Возвращены бюджетный кредит и начисленные проценты: Д66 (67) – К51.

3. Пример заполнения формы №5

ООО «Призма» занимается производством хлебобулочных изделий.

Раздел «Нематериальные активы». На начало 2009 года у ООО «Призма» был один нематериальный актив — запатентованная технология производства одного из видов хлебобулочных изделий. Первоначальная стоимость патента — 50 000 руб. В форме № 5 эта сумма отражается по строке 011 в графе 3 «Наличие на начало года» и 6 «Наличие на конец отчетного периода».

В течение 2009 года организация зарегистрировала собственный товарный знак. Его первоначальная стоимость составила 40 000 руб. Эта сумма указывается по строке 014 в графе 4 «Поступило», а также в графе 6 «Наличие остатков на конец периода».

Затем заполняется итоговая строка 010. В ней указываются суммы показателей по соответствующим графам: первоначальная стоимость всех НМА на начало 2009 года (начальное сальдо счета 04), стоимость поступивших и выбывших объектов в течение года (обороты по дебету и кредиту счета 04), а также остаток НМА на конец года (конечное сальдо счета 04).

Во второй таблице раздела «Нематериальные активы» отражаются суммы амортизации по этим объектам. Для начисления амортизации ООО «Призма» использует счет 05 «Амортизация нематериальных активов».

По патенту на начало 2009 года была начислена амортизация в размере 12 000 руб. (указывается в графе 3 таблицы). За отчетный год сумма начисленной амортизации составила по патенту — 6000 руб., а по товарному знаку — 3000 руб.

В графе 4 таблицы указываются суммы амортизации, начисленные по НМА на конец года:

* по патенту — 18 000 руб. (12 000 руб. + 6000 руб.);

* по товарному знаку — 3000 руб.

Общая сумма амортизации, начисленная по всем НМА на конец 2009 года, указывается по строке 050 — 21 000 руб. (сальдо счета 05).

Раздел «Основные средства». В составе основных средств на балансе ООО «Призма» числятся здание пекарни (первоначальная стоимость — 1 000 000 руб.) и производственное оборудование (первоначальная стоимость — 300 000 руб.). Стоимость этих объектов указывается в графах 3 и 6 по соответствующим расшифровочным строкам.

В течение 2009 года были приобретены контрольно-кассовые аппараты и несколько компьютеров. Первоначальная стоимость приобретенных объектов основных средств — 210 000 руб. Эта сумма отражается по строке «Другие виды основных средств» в графах 4 «Поступило» и 6 «Наличие на конец отчетного периода».

Затем заполняется строка «Итого». Здесь суммируются показатели всех граф таблицы. В результате в итоговой строке формируется сумма первоначальной стоимости всех основных средств на начало отчетного года (начальное сальдо счета 01), стоимости поступивших и выбывших в течение года основных средств (обороты по дебету и кредиту счета 01) и первоначальной стоимости всех основных средств на конец 2009 года (конечное сальдо счета 01).

Во второй таблице отражаются дополнительные сведения об основных средствах. В ней бухгалтер ООО «Призма» указывает суммы амортизации, начисленной по основным средствам. Других операций с основными средствами, подлежащих отражению в этой таблице, в организации не было.

На начало года у ООО «Призма» на счете 02 числилась сумма амортизации по зданию (310 000 руб.) и по производственному оборудованию (150 000 руб.). Эти суммы отражены в графе 3 по расшифровочным строкам.

В течение 2009 года была начислена амортизация по зданию — 70 000 руб., по производственному оборудованию – 40 000 руб., по кассовым аппаратам и компьютерам — 80 000 руб. Сложив эти показатели с суммами начисленной амортизации на начало года, бухгалтер получает значения для графы 4. В ней по соответствующим расшифровочным строкам отражается амортизация по основным средствам на конец отчетного периода.

По итоговой строке 140 указывается общая сумма амортизации по всем основным средствам. Это сумма показателей всех расшифровочных строк. В графе 3 указывается сумма амортизации по основным средствам на начало отчетного года — 460 000 руб. (310 000 руб. + + 150 000 руб.). Это начальное сальдо счета 02.

В графе 4 отражается сумма амортизации на конец 2009 года:

* 380 000 руб. + 190 000 руб. + 80 000 руб. = = 650 000 руб. (конечное сальдо счета 02).

Раздел «Финансовые вложения». В 2007 году ООО «Призма» приобрело контрольный пакет акций другой организации на сумму 200 000 руб. Это долгосрочное финансовое вложение. Стоимость акций учитывается в бухгалтерском учете организации по дебету счета 58 «Финансовые вложения». Эта сумма отражается в форме № 5 по строкам 510 и 511, а также по итоговой строке 540 в графах 3 (на начало отчетного года) и 4 (на конец отчетного года).

Раздел «Дебиторская и кредиторская задолженность». В этом разделе бухгалтер ООО «Призма» сначала указывает данные о дебиторской задолженности организации.

На субсчете «Расчеты по отгруженной продукции» счета 62 на начало 2009 года числится дебетовый остаток в сумме 100 000 руб., а на 31 декабря — 300 000 руб. Эти суммы указываются по строке «Расчеты с покупателями и заказчиками» в соответствующих графах.

На 1 января 2009 года по субсчету «Авансы выданные» счета 60 числится дебетовый остаток в сумме 50 000 руб. Эта сумма указывается по строке «Авансы выданные» в графе 3 как остаток на начало года. В течение 2009 года в счет выплаченного аванса ООО «Призма» получило материалы. Таким образом, задолженность поставщика была погашена. Поэтому в графе 4 (остаток на конец года) ставится прочерк.

По строке «Итого» отражается общая сумма краткосрочной дебиторской задолженности. На начало года ее сумма составляет 150 000 руб. (100 000 руб. + 50 000 руб.), а на конец года — 300 000 руб. Эти суммы указываются в графах 3 и 4 соответственно. Долгосрочной дебиторской задолженности у ООО «Призма» нет.

Далее бухгалтер заполняет данные о кредиторской задолженности организации. Сначала заполняются расшифровочные строки.

По субсчету «Расчеты по полученным ТМЦ и услугам» счета 60 у организации числится задолженность перед поставщиками: на начало года — 80 000 руб., на конец года — 210 000 руб.

Это краткосрочная кредиторская задолженность. Данные суммы отражаются по строке «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» в соответствующих графах.

Остаток полученных авансов на субсчете «Авансы полученные» счета 62 на начало 2009 года составляет сумму 464 000 руб., а на конец года — 444 000 руб. Эти суммы указываются по строке «Авансы полученные» в графах 3 и 4.

По строке «Расчеты по налогам и сборам» отражается текущая и просроченная задолженность организации перед бюджетом по налогам и сборам. Это кредитовый остаток по счету 68. Сумму единого социального налога организация учитывает на счете 69. Задолженность по ЕСН отражается в форме № 5 вместе с задолженностью по другим налогам.

На начало года текущая задолженность ООО «Призма» по налогам и сборам (в том числе ЕСН) составляет 500 000 руб., а на конец года — 570 000 руб. Эти суммы отражаются в форме № 5 по расшифровочной строке «Расчеты по налогам и сборам» соответственно в графах 3 (на начало года) и 4 (на конец года).

По строке «Прочая» отражаются суммы краткосрочной кредиторской задолженности, которые не были отражены в остальных расшифровочных строках. Бухгалтер ООО «Призма» указал в этой строке задолженность организации перед подотчетными лицами (кредитовое сальдо счета 71). Сумма расходов, не возмещенных на конец года подотчетным лицам, составила 30 000 руб. На начало года задолженности перед подотчетными лицами в организации не было.

Кроме того, в составе прочей задолженности отражается задолженность по взносам на обязательное пенсионное страхование и на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве. Это кредитовое сальдо соответствующих субсчетов счета 69. На начало 2009 года задолженность перед государственными внебюджетными фондами составляет 70 000 руб., а на конец года — 65 000 руб. Эти суммы указываются в форме № 5 в составе прочей кредиторской задолженности.

Таким образом, по строке «Прочая» в разделе «Дебиторская и кредиторская задолженность» в графе 3 (на начало года) указывается сумма 70 000 руб., а в графе 4 (на конец года) — 95 000 руб.

Затем бухгалтер ООО «Призма» рассчитывает общую сумму краткосрочной кредиторской задолженности. На начало 2009 года она составляет:

* 80 000 руб. + 464 000 руб. + 500 000 руб. + + 70 000 руб. = 1 114 000 руб.

Эта сумма указывается по итоговой строке «Кредиторская задолженность: краткосрочная — всего» в графе 3.

Общая сумма краткосрочной кредиторской задолженности на конец 2009 года составляет:

* 210 000 руб. + 444 000 руб. + 570 000 руб. + + 95 000 руб. = 1 319 000 руб.

Полученная сумма указывается в графе 4 этой же строки.

Далее бухгалтер ООО «Призма» отражает в форме № 5 сумму долгосрочной кредиторской задолженности организации.

В 2006 году ООО «Призма» получило банковский кредит сроком на пять лет и частично погашало его в течение 2007, 2008 и 2009 годов. Остаток непогашенного кредита на начало 2009 года составлял 290 000 руб., а на конец года — 112 000 руб. (кредитовое сальдо счета 67 субсчет «Расчеты по кредитам»). Эти суммы отражаются в составе долгосрочной кредиторской задолженности по строке «Кредиты» в графах 3 и 4.

В 2009 году ООО «Призма» получило от другой организации заем сроком на три года на сумму 500 000 руб. К концу года заем был частично погашен. Остаток непогашенного займа числится на субсчете «Займы» счета 67 и составляет 449 000 руб. Эта сумма отражается в составе долгосрочной кредиторской задолженности по строке «Займы» в графе 4.

Общая сумма долгосрочной кредиторской задолженности отражается по строке «Долгосрочная — всего». В графе 3 этой строки указывается задолженность на начало 2009 года — 290 000 руб. В графе 4 — сумма долгосрочной задолженности на конец года — 561 000 руб. (112 000 руб. + 449 000 руб.).

После этого в строке «Итого» выводится общая сумма краткосрочной и долгосрочной кредиторской задолженности организации. Этот показатель формируется как сумма итоговых строк «Кредиторская задолженность: краткосрочная — всего» и «Долгосрочная — всего». Его величина составляет на начало года — 1 404 000 руб. (1 114 000 руб. + 290 000 руб.), а на конец года — 1 880 000 руб. (1 319 000 руб. + 561 000 руб.). Эти суммы указываются по строке «Итого» в графах 3 и 4 соответственно.

Раздел «Расходы по обычным видам деятельности (по элементам затрат)». В графе 3 этого раздела указываются данные за отчетный период. Она заполняется следующим образом.

По строке 710 указывается сумма материальных затрат (сырье, материалы, запчасти и пр.), списанная с кредита счета 20 «Основное производство» (соответствующий субсчет) в дебет счета 90 «Продажи». В ООО «Призма» сумма материальных затрат за 2009 год составила 283 000 руб.

По строке 720 отражаются затраты на оплату труда. Это кредитовый оборот по субсчету «Расчеты по заработной плате» счета 70. За 2009 год организация выплатила работникам зарплату в сумме 585 000 руб.

По строке 730 указывается сумма начисленного единого социального налога, взносов на обязательное пенсионное страхование и взносов на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве. Это кредитовые обороты по соответствующим субсчетам счета 69. У ООО «Призма» отчисления на социальные нужды за 2009 год составили 164 000 руб.

По строке 740 отражается амортизация, начисленная по основным средствам и нематериальным активам. Это сумма кредитовых оборотов по счетам 02 и 05 за отчетный период. Она составляет по НМА 9000 руб. (см. раздел «Нематериальные активы» формы № 5), а по основным средствам — 190 000 руб. (см. раздел «Основные средства» формы № 5). Общая сумма амортизации, начисленной за 2009 год, — 199 000 руб. (190 000 руб. + 9000 руб.).

По строке 750 «Прочие затраты» бухгалтер ООО «Призма» отразил сумму коммерческих расходов организации за 2009 год. Это оборот по кредиту счета 44 «Расходы на продажу» и дебету счета 90 «Продажи». Сумма коммерческих расходов, отраженная по строке 750 формы № 5, составляет 180 000 руб.

Показатель строки 760 «Итого по элементам затрат» сформирован как сумма показателей строк 710—750. Он равен 1 411 000 руб.

По строке 765 указывается изменение (прирост, уменьшение) остатков незавершенного производства. Этот показатель исчисляется как разница остатков НЗП на конец и на начало отчетного периода.

В ООО «Призма» остатки незавершенного производства по счету 20 составили на начало 2009 года — 95 000 руб., а на конец года — 195 000 руб.

По счету 44 на начало года остатка не было, а на конец года дебетовый остаток составил 20 000 руб.

Таким образом, показатель строки 765 равен:

* 195 000 руб. + 20 000 руб. – 95 000 руб. = 120 000 руб.

По строке 766 отражается изменение остатков расходов будущих периодов. Показатель этой строки формируется как разница между начальным и конечным сальдо по счету 97.

На начало 2009 года по счету 97 «Расходы будущих периодов» числилось дебетовое сальдо в сумме 50 000 руб. На конец года дебетовое сальдо по счету 97 составило 38 000 руб.

Значит, показатель строки 766 составляет:

* 38 000 руб. – 50 000 руб. = –12 000 руб.

Полученная разница отражается по строке 766 формы № 5 в круглых скобках, поскольку сумма расходов будущих периодов на конец года уменьшилась.

По строке 767 отражается изменение остатков резервов предстоящих расходов. Показатель этой строки исчисляется как разница между начальным и конечным сальдо по кредиту счета 96. По этому счету на 1 января 2009 года числился остаток резервов предстоящих расходов в сумме 200 000 руб. На конец года сумма этого резерва увеличилась и составила 205 000 руб.

Изменение остатков резервов предстоящих расходов составляет 5000 руб. (205 000 руб. – 200 000 руб.). Эта сумма указывается по строке 767 формы № 5.

Данные в графу 4 раздела «Расходы по обычным видам деятельности» переносятся из графы 3 этого раздела формы № 5 за 2008 год.

Раздел «Обеспечения». В конце 2008 года в счет оплаты продукции покупатель выдал ООО «Призма» собственный вексель на сумму 100 000 руб. Он оприходован организацией по дебету субсчета «Векселя полученные» счета 62. В 2009 году вексель не был погашен покупателем. Стоимость векселя отражена по строке «Векселя» в графах 3 и 4 в разделе «Обеспечения».

После отражения всех данных в форме № 5 бухгалтер ООО «Призма» проставил недостающие коды строк и удалил незаполненные строки. Образец заполнения формы № 5 см. в приложении.

Заключение

Таким образом в курсовой работе были рассмотрены главные проблемы по формированию приложения к бухгалтерскому балансу (форма №5). Для ее написания потребовалось изучить фундаментальные положения бухгалтерского учета, нормативные, инструктивные и справочные материалы по бухгалтерскому учету, работы отечественных экономистов и бухгалтеров в области бухгалтерской финансовой отчетности.

Организации могут воспользоваться как установленными формами бухгалтерской отчетности, так и разработать собственную форму. В последнем случае должны быть соблюдены общие требования к бухгалтерской отчетности, которые изложены в ПБУ 4/99.

В данной работе было выявлено, что в форме №5 «Приложение к бухгалтерскому балансу» раскрывается информация об имуществе, обязательствах и капиталах организации, стоимость которых отражена в балансе.

Делая вывод о проделанной работе, хочется еще раз отметить важность наиболее полного и достоверного изложения в бухгалтерской отчетности необходимой информации. Несоблюдение этих требований может привести к весьма существенным негативным последствиям, как для самого предприятия, так и для заинтересованных лиц и организаций – кредиторов, акционеров и др.

Список литературы

1. Федеральный закон от 21.11.1996 №129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

2. Приказ Минфина Российской Федерации от 22.07.2003 г. № 67н «О формах бухгалтерской отчётности организаций».

3. Положение по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" ПБУ 4/99, утвержденное приказом Министерства Финансов Российской Федерации от 06.07.1999 №43н.

4. Камышанов П.И. Бухгалтерская финансовая отчетность: составление и анализ//Учебное пособие - 3 изд. испр. и доп. – М.: ОМЕГА-Л, 2005

5. Кутер М.И. Бухгалтерская (финансовая) отчетность// Учебное пособие – М.: Финансы и статистика, 2005

6. Новодворский В.Д. Бухгалтерская отчетность организации// Учебное пособие – 2 изд. перераб. и доп. – М.: Бухгалтерский учет, 2003

7. Российский налоговый курьер «Заполняем форму №5 «Приложение к бухгалтерскому балансу», 2009г.


Приложение


 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1139  1140  1141   ..