Главная      Учебники - Экономика, бухгалтерия     Лекции по бухгалтерии - часть 7

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1026  1027  1028   ..

 

 

Учет денежных средств и расчетов 3

Учет денежных средств и расчетов 3

Учет денежных средств и расчетов.

Программа проверки кассовых операций

Процедуры проверки Источники информации
Инвентаризация наличия и проверки состояния и хранения денежных средств и других ценностей в кассе Приказы руководителя предприятия о назначении комиссии по ревизии кассы, о назначении кассира; договор о материальной ответственности, кассовые документы (КО – 1, КО –2, КО –3, КО-4), авансовые отчеты, акт инвентаризации кассы, ведомость № 1, журнал – ордер № 1, Главная книга.
Проверка правильности документального оформления Кассовые документы, ведомость № 1, Главная книга
Проверка правильности, своевременности и полноты оприходования наличных денег Выписки банков, договора с юридическими и физическими лицами, первичные документы, приложенные к выпискам банка, кассовые документы, ведомость № 1, журнал – ордер № 1, Главная книга
Исследование правильности списания денег на расход Первичные кассовые документы, журнал – ордер № 1, Главная книга
Проверка правильности отражения операций на счетах бухгалтерского учета Первичные кассовые документы, журнал – ордер № 1, Главная книга

Проверка кассы и кассовых операций производят по трем основаниям:

1. Инвентаризация наличных денежных средств;

2. Проверка полноты и своевременности оприходования денежных средств, поступающих в кассу;

3. Исследования правильности списания денег на расход.

Инвентаризация кассы является одной из главных составляющих аудиторских. До ее проведения аудитором должно быть установлено:

1. Имеется ли на предприятии приказ о назначении постоянно действующей комиссии для систематического проведения внезапных проверок наличия денежных средств в кассе;

2. Обслуживается ли это предприятие одним кассиром или несколькими;

3. Работает ли кассир только на проверяемом предприятии или совмещает обязанности с обслуживанием других организаций;

4. Имеется ли приказ о назначении кассира и договор об индивидуальной материальной ответственности, заключенный кассиром с администрацией предприятия, ознакомлен ли кассир с правилами ведения кассовых операций;

5. Проверка кассы должна производиться в присутствии членов постоянно действующей комиссии, назначаемой руководителем предприятия;

6. Во время проверки кассы доступ других лиц запрещается.

Кассир в присутствии членов инвентаризационной комиссии составляет отчет о кассовых операциях за последний день, выводит остаток денег по кассовой книге и дает расписку в том, что все приходные документы включены им в кассовый отчет и к моменту не оприходованных и несписанных денежных средств в кассе нет. Кассовый отчет подписывается главным бухгалтером.

Осуществляя проверку денежных средств, аудитор проверяет, соответствует ли помещение кассы рекомендациям по обеспечению сохранности денежных средств по оснащенности охранно-пожарной сигнализацией. Выявленные при этом нарушения указываются в акте инвентаризации.

Результаты проверки фактического наличия денежных средств в кассе оформляются актом инвентаризации, который подписывают все члены комиссии. Он составляется в трех экземплярах. В случае обнаружения недостачи аудитор просит кассира предоставить письменное объяснение причин недостач и злоупотреблений.

Недостачи денежной наличности также не обнаружено.

Учет нематериальных активов

Учет нематериальных активов (далее -НМА) по международным стандартам финансовой отчетности регламентируется МСФО (IAS) 38 «Нематериальные активы» («Intangible Assets»). Действующая редакция МСФО 38 была принята в 2004 году и должна применяться при учете нематериальных активов для годовых периодов, начинающихся с 31 марта 2004 года или позднее.

МСФО 38 определяет порядок учета, методы оценки и требования к раскрытию информации по тем нематериальным объектам, которые не рассматриваются в других стандартах. Среди наиболее часто встречающихся на практике активов, к которым не применяются требования МСФО 38, можно выделить следующие:

нематериальные активы, предназначенные для продажи в рамках обычной деятельности (например, патенты, приобретенные для последующей переуступки, программы для ЭВМ, разрабатываемые по заказу другой компании);

объекты аренды;

деловая репутация, возникающая при приобретении компании;

права на разведку, разработку и добычу минералов, нефти, природного газа и аналогичных невосстанавливаемых природных ресурсов.

С точки зрения признания НМА основная сложность заключается в необходимости идентифицировать подобные активы и оценить их стоимость. Остановимся подробнее на принципах идентификации и признания нематериальных активов, изложенных в МСФО 38.

Критерии признания НМА

В соответствии с МСФО 38 нематериальные активы - это идентифицируемые неденежные активы, не имеющие физической формы. Для того чтобы отразить нематериальный актив в финансовой отчетности компании, он должен соответствовать следующим критериям.

Идентифицируемость. Нематериальный актив должен быть отделим от других активов компании и, что особенно важно, от деловой репутации. Под этим подразумевается, что его можно продать, обменять, сдать в аренду без потери экономических выгод, генерируемых другим имуществом. Требование идентифицируемости также считается выполненным, если НМА возникают из договорных или иных юридических прав вне зависимости от того, могут ли эти права быть отделены от других прав или от компании в целом. К примеру, лицензии на рыболовство, различные разрешения и преференции, предоставляемые государством, не могут быть переданы другому предприятию, за исключением случаев продажи бизнеса в целом, но поскольку соответствующие права вытекают из положений законодательства, требование идентифицируемости выполняется.

Контроль. В большинстве случаев возможность контролировать актив предполагает существование юридических прав на использование НМА. В качестве примера можно привести технические знания компании, которые защищены патентами. Именно по критерию контроля можно отличить НМА от нематериальных ресурсов. К последним могут относиться квалификация персонала, лояльность покупателей, доля рынка и прочее, однако, как правило, компания не может продемонстрировать возможность получения экономических выгод от использования этих ресурсов, поскольку вряд ли сможет контролировать действие таких внешних факторов, как поведение персонала, реакция конкурентов и покупателей.

Будущие экономические выгоды. Нематериальный актив может быть отражен в отчетности компании, если его использование позволит в будущем получить дополнительную прибыль, снизить расходы, увеличить объем продаж и т. д. Важно отметить, что возможность получения предприятием подобных экономических выгод определяется на основании профессионального суждения, подкрепленного соответствующим обоснованием.

Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками

Для учета расчетов с поставщиками и подрядчиками предусмотрен счет 3310 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». По кредиту счета 3310 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» записывают акцептованные счета - фактуры поставщиков, по дебету - их оплату с кредита расчетного, валютного и других счетов.

Учет расчетов с поставщиками ведут в журнале специальной формы, ведомости по каждому счету - фактуре или платежному поручению, что позволяет контролировать расчеты по каждому документу.

Учет операций по счету 3310 «Расчеты с поставщиками и подрядчикам» ведется в журнале-ордере № 6. В данном журнале-ордере синтетический учёт расчётов с поставщиками сочетается с аналитическим учётом. Аналитический учёт расчётов с поставщиками при расчётах и в порядке плановых платежей ведут в ведомости № 5, данные которой в конце месяца включают общими итогами по корреспондирующим счетам в журнал-ордер № 6.

Платежное поручение выписывается плательщиком на бланке установленной формы, содержащем все необходимые реквизиты для совершения платежа и представления в банк, как правило, в 4-х экземплярах, каждый из которых имеет свое определенное назначение:

1-й экземпляр используется в банке плательщика для списания средств со счета плательщика и остается в документах для банка;

4-й экземпляр возвращается плательщику со штампом банка в качестве расписки о приеме платежного поручения к исполнению;

2-й и 3-й экземпляры платежного поручения отсылаются в банк получателя платежа; при этом 2-й экземпляр служит основанием для зачисления средств на счет получателя и остается в документах для этого банка, а 3-й экземпляр прилагается к выписке со счета получателя как основание для подтверждения банковской проводки.

Полученные товарно-материальные ценности, принятые выполненные работы и потребленные услуги, включая предоставление электроэнергии, газа, пара, воды и т.п., а также по доставке или переработке материальных ценностей, расчетные документы на которые акцептованы и подлежат оплате через банк;

товарно-материальные ценности, работы и услуги, на которые расчетные документы от поставщиков или подрядчиков не поступили (так называемые неотфактурованные поставки); излишки товарно-материальных ценностей, выявленные при их приемке; полученные услуги по перевозкам, в том числе расчеты по недоборам и переборам тарифа , а также за все виды услуг связи и др.

Организации, осуществляющие при выполнении договора строительного подряда, договора на выполнение научно - исследовательских, опытно - конструкторских и технологических работ и иного договора функции генерального подрядчика, расчеты со своими субподрядчиками.

Учет расчетов с бюджетом по налоговым платежам.

В соответствии с законодательством РК налогообложение предприятий предполагает:

-определение размера объекта налогообложения;

-расчет суммы причитающегося с предприятия налога на основе сформировавшегося в учете показателя базы налогообложения и установленной налоговой ставки (как правило, процентной);

-осуществление расчетов с бюджетом по начисленным налоговым платежам;

-составление и представление в налоговые органы налоговых деклараций.

Подавляющее число показателей, составляющих базу налогообложения, в том числе главные из них - объем реализации продукции (товаров, услуг) и сумма полученной прибыли, отражаются в системном бухгалтерском учете предприятия.

Предприятия осуществляют расчеты с бюджетом по различным видам платежей: корпоративному подоходному налогу, индивидуальному подоходному налогу, НДС, акцизам, земельному налогу, налогу на имущество и др. в соответствии с налоговым законодательством РК. Учет расчетов с бюджетом ведут на счетах подраздела 3100 «Обязательства по налогам». По кредиту счетов отражают информацию о кредиторской задолженности бюджету: остатки задолженности на начало и конец месяца, и увеличение задолженности за месяц, а по дебету — суммы, подлежащие зачету или фактически перечисленные в бюджет.

УПТС начисляет НДС (3130), социальный налог (3150), земельный налог (3160), налог на транспортные средства (3170), налог на имущество (3180). Кроме этого начисляют прочие налоги, сборы, обязательные платежи в бюджет, а именно, ИПН (3120), фонд охраны природы, выплаты за воду, плата за использование радиочастотного спектра. Так как УПТС является подразделением УД АО «АрселорМиттал Темиртау», то не имеет права начислять налоги в бюджет, УПТС сдает все декларации по начисленным налогам в главный департамент УД.

Сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая взносу в бюджет, определяется как разница между суммами налога, полученного от покупателей и заказчиков за реализованные им товары (работы и услуги) и суммами налога, уплаченного поставщикам и подрядчикам за материальные ценности, работы и услуги, стоимость которых относится на расходы периода. По кредиту счета 3130 «Налог на добавленную стоимость» в корреспонденции с дебетом счета 1210 «Счета к получению». По дебету счета 3130 «Налог на добавленную стоимость» отражаются суммы налога на добавленную стоимость, подлежащие зачету в корреспонденции со счетом 1420 «НДС к возмещению" и суммы, перечисленные в бюджет, - в корреспонденции со счетами по учету денежных средств 1030,1010 и др.

Документальное оформление расчетов с поставщиками .

Для учета расчетов с поставщиками и подрядчиками предусмотрен счет «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», на котором независимо от величины суммы и формы расчетов (предварительная оплата, инкассо, аккредитивы, чеки) ведут расчеты за полученные от поставщиков материальные запасы, выполненные работы и услуги. По кредиту счета записывают акцептованные счета-фактуры поставщиков, по дебету – их оплату с кредита расчетного, валютного и других счетов.

Учет расчетов с поставщиками ведут в журнале специальной формы, машинограмме или ведомости по каждому счету-фактуре или платежному требованию-поручению, что позволяет контролировать расчеты по каждому документу.

Поступившие счета-фактуры вначале регистрируют в «Журнале учета поступающих грузов» (ф. № М-1). По мере поступления ценностей на склады или приемки выполненных работ и оказанных услуг в журнале отмечают номера приходных документов и проставляют дату поступления запасов на склады или запросов, связанных с розыском непоступивших грузов. Периодически данные журнала (ф. № М-1) Акцептованные счета с указанием регистрационного номера по журналу учета поступающих грузов передают в бухгалтерию. Здесь их данные записывают в журнал по учету расчетов с поставщиками и подрядчиками, который бухгалтерия заполняет в три этапа.

Учет товарно-материальных запасов и расчет с поставщиками

Товарно-материальными запасами признаются активы в виде: запасов сырья, материалов, полуфабрикатов, запасных частей; незавершенного производства, выполнения работ и услуг; готовой продукции, товаров, предназначенных для деятельности в ходе работы.

Учет всех видов реализуемых товаров ведется на счетах подраздела 2400 “Основные средства”(Приложение №2.8). Основными корреспонденция счетов по операциям с товарно-материальными запасами являются:

Наименование хозяйственной операции

Дебет Кредит
Поступили товары от поставщиков по покупной стоимости 1310,1330,2410,2510,2520,2730 3310
На сумму НДС 1420 3310
Оприходование товарно-материальных запасов и долгосрочных активов, поступивших без расчетных документов поставщиков 1310,1330,1350,2410 3310
На сумму НДС 1420 3310
1620,7110,8040 3310
На сумму НДС 1420 3310
Оплата физическому лицу стоимости товаров за вычетом подоходного налога 3310 1010,1070

Аналитический учет товарно-материальных запасов производится по наименованиям, маркам, сортам. В учете движения товарно-материальных запасов используются типовые межведомственные формы бланков и специализированные внутриведомственные формы бланков.

Оценка себестоимости товарно-материальных запасов по методам ЛИФО, ФИФО, средней взвешенной и специфической идентификации не применяется.

Списание отпущенных товарно-материальных запасов производится непосредственно на счете учета производственной себестоимости с подотчета материально – ответственного лица. Основанием для списания товарно-материальных запасов является оформленное требование, лимитно – заборная карта или материальный отчет, подписанный уполномоченными лицами.

Инвентаризация товарно-материальных запасов производится по решению Президента.

Основной целью аудита товарно-материальных запасов является установление правильности ведения их учета; получение точных сведений о наличии движения запасов в местах их хранения, обеспечение сохранности товарно-материальных запасов и соблюдение установленных нормативов их производственного потребления, выявление и реализация ненужных хозяйствующему субъекту материальных запасов с целью мобилизации материальных ресурсов.

Проверяющим составляется программа проверки товарно-материальных запасов, представленная в таблице

Таблица

Программа проверки ТМЦ

Процедуры проверки Источники информации
1. Проверка соответствия показателей баланса данным Главной книги Бухгалтерский баланс, Главная книга по счетам подраздела 1300 «Запасы».
2. Проверка правильности ведения синтетического и аналитического учета ТМЦ Главная книга, журналы-ордеры №6, №7, №10 и др., учетные регистры (ведомость по учету движения материалов), первичные документы, карточки складского учета.
3. Проверка наличия и сохранности ТМЦ, своевременности и правильности проведения инвентаризации их Договоры с материально-ответственными лицами, первичные документы, карточки складского учета, акты инвентаризации, инвентаризационные описи, сличительные ведомости и др.
4. Проведение инвентаризации ТМЦ Инвентаризационные описи, сличительные ведомости
5. Проверка полноты и своевременности оприходования поступивших ТМЦ и правильности произведенных при этом бухгалтерских записей Первичные документы (акты о приемке, коммерческие акты, накладные, платежные поручения, счета-фактуры, приходные ордера и др.), карточки складского учета, ведомость по учету ТМЦ, журналы-ордера №1,2,3,4,6,7,8, Главная книга и др.
6. Определение метода оценки ТМЦ Приказ по учетной политике, ведомость по учету движения материалов, журналы-ордера №6, 10 и др.

По данным инвентаризации составляются инвентаризационные описи, которые подписывают все члены инвентаризационной комиссии, материально-ответственные лица. Далее аудитор производит проверку правильности составления сличительной ведомости бухгалтерией предприятия и соответствие записей, внесенных в нее работниками бухгалтерии, бухгалтерским данным.

Учет основных средств.

Задачи, классификация и оценка основных средств.

Основные средства - это средства труда, за исключением МБП, к которым относятся объекты стоимостью до 50-кратного, установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда за единицу и сроком службы до года.

Основными задачами бухгалтерского учёта основных средств является правильное документальное оформление и своевременное отражение в учётных регистрах поступление основных средств, их внешнего перемещения и выбытия; правильное исчисление и отражение в учёте сумм износа основных средств; точное определение результатов при ликвидации основных средств; контроль за затратами на ремонт основных средств; за их сохранностью и эффективностью использования.

Для организации учёта основных средств, отвечающего поставленным выше задачам, важное значение имеет:

-наличие научно-обоснованной классификации основных средств;

-установление принципов оценки основных средств;

-установление единицы учёта предметов основных средств.

Применяется единая типовая классификация основных средств, в соответствии с которой их группируют по отраслевому признаку, назначению, видам, принадлежности, использованию.

Группировка основных средств по отраслевому признаку (промышленность, сельское хозяйство, транспорт и т.д.) позволяет получить данные об их стоимости в каждой отрасли.

По назначению основные средства предприятий подразделяются на: производственные основные средства основной деятельности; производственные основные средства других отраслей; непроизводственные основные средства.

По видам основные средства предприятий подразделяются на следующие группы: здания; сооружения; передаточные устройства; машины и оборудование; транспортные средства; инструмент; производственный инвентарь; хозяйственный инвентарь; рабочий и продуктовый скот; многолетние насаждения; капитальные затраты по улучшению земель; прочие основные средства.

К основным средствам относятся также капитальные вложения в арендованные объекты, относящиеся к основным средствам.

Классификация основных средств по видам положена в основу их аналитического учета.

По принадлежности основные средства подразделяются на собственные и арендованные, а по признаку использования - на находящиеся в эксплуатации (действующее); в реконструкции и техническом перевооружении; в запасе (резерве); на консервации. Эта группировка обеспечивает исчисление сумм амортизации.

Оценка основных средств. Различают первоначальную, остаточную и восстановительную стоимость основных средств.

В бухгалтерском учёте и отчётности основные средства отражают, как правило, по первоначальной стоимости, которая определяется для объектов:

-изготовленных на самом предприятии, а также приобретённых у других организаций и лиц - исходя из фактических затрат по возведению или приобретению этих объектов, включая расходы по доставке, монтажу, установке;

-внесённых учредителями в счёт их вкладов в уставной капитал - по договорённости сторон;

-полученных от других организаций и лиц безвозмездно, а также в качестве субсидий правительственного органа - экспертным путём или по данным документов приёмки-передачи.

Основные средства, бывшие в эксплуатации и приобретённые за плату, принимаются на учёт по покупной стоимости с добавлением расходов по доставке и установке, а также сумм износа по этим объектам, указанным в документах на куплю-продажу.

Первоначальная стоимость основных средств увеличивается на величину расходов, связанных с технической реконструкцией или капитальной модификацией (перестройкой), если в результате их осуществления увеличивается срок полезной службы или производственная мощность объекта, повысится количество выпускаемой продукции или снизится её производственная себестоимость.

Остаточную стоимость основных средств определяют вычитанием из первоначальной стоимости износа основных средств.

С течением времени первоначальная стоимость основных средств отклоняется от стоимости аналогичных основных средств, приобретаемых или возводимых в современных условиях. Для устранения этого отклонения необходимо периодически осуществлять переоценку основных средств и определять восстановительную стоимость.

Арендуемые основные средства значатся у арендатора под инвентарными номерами, присвоенными им арендодателем.

Учет наличия и движения основных средств.

Движение основных средств связано с осуществлением хозяйственных операций по поступлению, внутреннему перемещению и выбытию основных средств. Указанные операции оформляют типовыми формами первичной учётной документации.

Поступающие основные средства принимает комиссия, назначаемая руководителем организации. Для оформления приёмки комиссия составляет в одном экземпляре акт приёмки-передачи основных средств (форма №OС-1) на каждый объект в отдельности. Общий акт на несколько объектов можно составлять лишь в том случае, если объекты однотипны, имеют одинаковую стоимость и приняты одновременно под ответственность одного и того же лица.

В актах указывают наименование объекта, год постройки или выпуска заводом, краткую характеристику объекта, первоначальную стоимость, присвоенный объекту инвентарный номер, место использования объекта и другие сведения, необходимые для аналитического учёта основных средств.

После оформления акт приёмки-передачи основных средств передают в бухгалтерию предприятия. К акту прилагают техническую документацию, относящуюся к данному объекту.

На основании этих документов бухгалтерия производит соответствующие записи в инвентарные карточки основных средств, после чего техническую документацию передают в технический или другой отделы предприятия.

Акт утверждает руководитель организации. При передачи основных средств другой организации акт составляют в двух экземплярах - для сдающей и принимающей основные средства организации.

Внутреннее перемещение основных средств из одного цеха в другой, а также их передачу из запаса в эксплуатацию оформляют накладной на внутреннее перемещение основных средств. Она должна содержать фамилии, имена, отчества и должности сдатчика и получателя, основание для перемещения основных средств, название, инвентарный номер и краткую характеристику технического состояния объекта. Накладную выписывает в двух экземплярах работник цеха-сдатчика. Первый экземпляр передаёт в бухгалтерию для записи в инвентарной карточке, а второй остаётся у сдатчика для отметке о выбытии объекта в инвентарном списке основных средств.

Аналитический учёт основных средств. Основным регистром аналитического учёта основных средств являются инвентарные карточки, содержание и форма которых зависит от вида основных средств.

При размещении в одном здании нескольких структурных подразделений, по которым затраты планируются отдельно, в дополнение к общей инвентарной карточке следует открыть справочные инвентарные карточки отдельно по каждому направлению затрат с пометкой “Для начисления износа” в соответствии с утверждённым распределением площади и первоначальной стоимости инвентарного объекта между пользователями.

В организациях, имеющих небольшое количество основных средств, по объектный учёт может быть организован в инвентарной книге учёта основных средств (форма №OС-11). Записи в книге производят по классификационным группам основных средств и по местам их нахождения.

В бухгалтерии инвентарные карточки формируют его инвентарную картотеку, построенную с учётом классификационных групп по видам основных средств.

Дебет счета _____ “Реализация и прочее выбытие основных средств”;

Кредит ______ “основные средства”.

( на первоначальную стоимость основных средств)

Дебет счета ______ “Износ основных средств”;

Кредит _______ “Реализация и прочее выбытие основных средств”.

Учет труда и его оплаты

Заработная плата является основной формой вознаграждения работников за труд и обеспечивает их материальную заинтересованность в его результатах.

Основными формами заработной платы являются повременная и сдельная.

Повременная – зависит от количества отработанного времени и квалификации. Сдельная – от объема выполненной работы. Основная заработная плата начисляется за отработанное время работника на рабочем месте. Дополнительная – за время отработанное дополнительно в законодательном порядке. Учет рабочего времени у каждого работника ведется в табеле учета. Учет личного состава отражается в личных карточках.(Приложение № 8)

В ТОО "Агрофирма "Меридиан" применяют сдельную форму оплаты труда для работников и повременную для административного персонала компании.

Начисление заработной платы отражается по кредиту счета 3350 “Прочие краткосрочные обязательства”, а выдача ее – по дебету 3350 в корреспонденции с соответствующими счетами.

Корреспонденция счетов по оплате труда в 2006

Наименование хозяйственной операции

Дебет Кредит
Начислена зарплата работникам 7110 3350
Начислена зарплата административному персоналу 7200 3350
Удержание подоходного налога с физических лиц 3350 3120
Удержание из зарплаты по исполнительным листам 3350 3390
Удержано из зарплаты в счет погашения сумм, выданных в подотчет, удержан материальный ущерб 3350 6280,1250
Удержана из зарплаты стоимость товаров, выданных в погашение задолженности по зарплате 3350 1250

Целью аудита расчетов с персоналом по оплате труда, является проверка соблюдения: начисления оплаты труда, удержание из нее и правильности учета по оплате труда.

При выдачи заработной платы необходимо проверить:

ведомость выдачи заработной платы;

по кассе проверяется по фамильно выдача средств по трудовым соглашениям.

В ведомостях должны найти отражения подписи работников на факт получения заработной платы.

Прием работников работу ТОО "Агрофирма "Меридиан" оформляется индивидуальным трудовым договором, в котором оговариваются условия труда, порядок оплаты труда, срок действия договора и другие моменты.

На основании заключенного трудового договора директор фирмы издает приказ о приеме работника на работу, в котором указывается должность и дата, начиная с которой работник приступает к выполнению своих обязанностей.

Финансовая отчетность.

Отчетность– это совокупность показателей, комплексно характеризующих финансово – хозяйственную деятельность предприятия. Показатели ее формируются путем периодической сводки и обобщения учетных данных в установленных для этого таблицах.

Все предприятия, имеющие самостоятельный баланс и являющиеся юридическими лицами, а также другие хозяйствующие субъекты, получающие доходы от хозяйственной деятельности, обязаны составлять финансовую отчетность.

Финансовая отчетность состоит из бухгалтерского баланса, отчета о доходах и расходах, отчета о движении денег, отчета об изменении в собственном капитале, информации об учетной политике и пояснительной записки.

Основной формой отчетности является бухгалтерский баланс. Содержание баланса регламентируется стандартом бухгалтерского учета № 30 «Представление финансовой отчетности».

Содержание отчета о доходах и расходах регламентируется тем же стандартом бухгалтерского учета № 30.

Отчет о доходах и расходах характеризует финансовые результаты организации за отчетный период. Отчет го доходах и расходах должен содержать следующие показатели:

1. Доход от реализации готовой продукции (товаров, работ, услуг).

2. Себестоимость реализованной готовой продукции (товаров, работ, услуг).

3. Валовой доход.

4. Расходы периода.

5. Доход (убыток) от основной деятельности.

6. Доход (убыток) от не основной деятельности.

7. Доход (убыток) от обычной деятельности до налогообложения.

8. Подоходный налог.

9. Доход (убыток) от обычной деятельности после налогообложения.

10. Доход (убыток) от чрезвычайных ситуаций.

11. Чистый доход.

Если при составлении финансовой отчетности в текущем отчетном периоде обнаружены ошибки за предыдущий период, то корректировка этих ошибок включается в определение чистого дохода или убытка за текущий период.

Финансовые отчеты взаимосвязаны, так как они отражают различные аспекты одних и тех же фактов хозяйственной жизни.

Финансовая отчетность содержит пояснительную записку, в которой изложены все факторы, повлиявшие в отчетном году на результаты деятельности предприятия и освещено финансовое состояние предприятия. Отчетным периодом для годовой отчетности субъекта является календарный год, начиная с 1 января по 31 декабря.

Аудитору проверку финансовой отчетности следует начать с общего обзора отчетных форм, т.е. провести их формальную проверку. Определение вида деятельности предприятия необходимо для правильного разграничения доходов и расходов предприятия по основной и прочей деятельности. Затем следует проверить правильность заполнения отчетности по форме и провести счетную проверку. Особое внимание следует обратить на правильность составления баланса.

Аудитором при проверке данного раздела была применена программа, в которой отражены процедуры проверки.(Приложение №11)

Компания занимается обработкой документов. Доходы на предприятии признаются по методу начисления согласно СБУ № 5 «Доход». Доходы за реализованную продукцию контролируются с применением контрольно-кассового аппарата (фискальные чеки). Фискальные чеки имеют автоматическую сквозную нумерацию. На предприятии сопоставляется размер полученной выручки с фискальными чеками, то есть ежемесячно сверяется выручка с данными по кассе. Кроме того, производится ежемесячное сравнение сумм итоговой выручки с месячной выручкой работника.

При проведении аудита затрат, аудитор должен ознакомиться с учетной политикой и технологическими особенностями предприятия, с точки зрения учетной политики аудитор должен установить: неизменность выбранного в начале периода, его соответствия нормативным документам; установить обоснованность произведенных расходов.(Приложение №11,1)

На указанные расходы должна составляться смета, исходя из установленных норм и нормативов.(Приложение №11,2)и (Приложение №11,3)

Для предварительной оценки эффективности систем внутреннего контроля и учета по расходам и доходам является проведение тестирования по специальному вопроснику (табл. 10, 11).(Приложение №1 по положение №10).

Таблица 10

Вопросник учета контроля по учету доходов на ТОО "Агрофирма "Меридиан" за 2006 г.

Направления и вопросы

Контроля

Ответы
Да Нет Примечание

Условия

Контролируется ли доходы за оказанные услуги населению за наличный расчет?

+ Применение контрольно-кассового аппарата (ККА) Фискальные чеки)

Полнота

Пронумерованы ли фискальные чеки?

+ Автоматически сквозная нумерация

Утверждение

Обоснованы ли цены за оказанные услуги?

+ Цены формируются под влиянием спроса на данный товар

Точность

Сопоставляется ли размер полученной выручки с фискальными чеками?

+

Ведется книга кассира-операциониста.

Ежемесячно сверяется выручка с данными по кассе

Проверяется ли соответствие данных первичного аналитического и синтетического учета доходов за оказанные услуги? + Ежемесячно производится сравнение сумм итоговой выручки с месячной выручкой каждого работника

Учет

Имеется ли единая учетная политика в части учета доходов за оказанные услуги?

+

Доходы учитываются по мере поступления средств от населения

Благодаря проведенной оценке тестов контроля по учету доходов аудитором были выделены положительные моменты учета:

- единая учетная политика в части учета доходов за оказанные услуги;

Отрицательными моментами являются:

а) расценки за оказываемые услуги – результат рыночного ценообразования.

Риск контроля при этом составил – 50%

Просмотр операций по поступлению средств за оказанные услуги (по наибольшему объему).

Для проверки раздела расходов, аудитор обращается к вопроснику оценки внутреннего контроля расходов, который представлен в табл. 11.

В ходе проведенного тестирования аудитором выявлено, что счет 821 «Общие и административные расходы» ежемесячно проверяется, контроль за формированием себестоимости осуществляет одно и тоже лицо (бухгалтер).

Риск контроля составил – 50%.

Таблица 11

Вопросник оценки внутреннего контроля по учету расходов

Вопросы тестирования Ответы
Да Нет Примечания
1 2 3 4

1. Соблюдается ли учетная политика в части учета затрат на оказание услуг:

- Неизменность выбранного в начале проверяемого периода метода учета затрат, его соответствия нормативным документам

- Правильность разграничения и отнесения затрат по отчетным периодам

- Правильность начисления износа по основным средствам

+

+

+

+

На себестоимость реализованных услуг относятся следующие статьи:

- Материальные затраты

- Оплата труда

- Социальный налог

Расходы периода (счет 821):

- Общие и административные расходы

Износ по основным средствам

2. Разработана ли характерная корреспонденция счетов по учету расходов? +
3. Проверяется ли правильность составления бухгалтерских проводок по учету расходов? + Главный бухгалтер
1 2 3 4
4. Ведется ли синтетический и аналитический учет по учету расходов? + Ежемесячная проверка синтетиче- ского счета 821 (субсчета)
5. Проверяется ли соответствие данных Главной книги данным баланса? +

В результате проведенного аудита в ТОО "Агрофирма "Меридиан" независимым аудитором в качестве заключения был предоставлен отчет, в котором отражено следующее:

1. Первоначальное сальдо по счетам разделов, отраженных в Главной книге, соответствует данным финансовой отчетности;

2. Документальное оформление первичных документов по счетам денежных средств, заработной плате, расходам и доходам соответствуют стандартам бухгалтерского учета;

3. Бухгалтерский учет ведется в соответствии с Генеральным планом счетов бухгалтерского учета и стандартами бухгалтерского учета;

4. При проверке расчета сумм выданной заработной платы, отклонений не обнаружено;

5. В ходе проверки установлено – на предприятии отсутствует внутренний контроль, арифметический подсчет проверяет бухгалтер.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1026  1027  1028   ..