Главная      Учебники - Экономика, бухгалтерия     Лекции по бухгалтерии - часть 7

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  60  61  62   ..

 

 

Шпаргалка для экзамена по аудиту 3

Шпаргалка для экзамена по аудиту 3

Шпаргалка для экзамена по аудиту 35 билетов

1. Понятие аудита, его цель и задачи.

Аудит - предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей. Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. Для целей настоящего Федерального закона под достоверностью понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения. Задачами аудитора в процессе проверки являются: 1.оценка уровня организации бухгалтерского учета и внутреннего контроля, квалификации учетного персонала, качества обработки бухгалтерской документации, правильности и законности совершения бухгалтерских записей, отражающих финансово-хозяйственную деятельность предприятия и ее конечные результаты; 2.оказание помощи администрации предприятия путем выработки рекомендаций по устранению недостатков и нарушений, которые повлияли на финансовые результаты и достоверность показателей отчетности; 3.на основе изучения прошлых фактов и современного положения дел на предприятии ориентирование его администрации на те будущие события, которые способны повлиять на хозяйственную деятельность и конечные результаты (проведение перспективного анализа); 4.предоставление содержательных и точных справок клиенту по всем неясным вопросам, возникающим в процессе выполнения договора на оказание аудиторских услуг и касающимся организации бухгалтерского учета и отчетности, налогообложения, хозяйственного права, финансового анализа и прочим.

2. Основные этапы проведения аудиторской проверки.

Планирование аудиторской проверки производится в 3 этапа. 1 этап — предварительное планирование, которое производит¬ся на этапе выбора клиента; по результатам этой работы аудитор¬ской проверки может вообще не быть, если обнаружится высокий уровень внешнего риска. 2 этап — разрабатывается общий план аудита с указанием ожидаемого объема, графиков и сроков проведения аудита. 3 этап — составляется аудиторская программа, определяющая объем, виды и последовательность осуществления аудиторских процедур. По окончании процесса планирования общий план и про¬грамма должны быть документально оформлены и завизированы. Процесс планирования достаточно трудоемок, его 2-й и 3-й этапы могут занимать до 30% времени, затраченного на аудит. Поэтому время на его проведение должно предусматриваться бюджетом работ и оплачиваться клиентом. При планировании должны быть соблюдены его общие прин¬ципы: комплексность, непрерывность, оптимальность. Принцип комплексности предполагает взаимную увязку и согласованность всех этапов планирования. Принцип непрерывности выражается в установлении сопря¬женных заданий группе аудиторов и увязке этапов планирования со сроками.

Принцип оптимальности — следует разработать несколько вариантов плана и затем выбрать оптимальный.

3. Возникновение аудита в зарубежных странах.

Примерно в 200 г до н э квесторы, т е должностные лица, ведавшие финансовыми и судебными делами Римской империи, осуществляли контроль за гос бухгалтерами на местах. Отчеты квесторов направлялись в Рим и выслушивались экзаменатором. Такая практика и дала термин «аудитор» - «слушать». В 1631 г из Голландии в Плимут, штат Массачусетс, США, был послан бухгалтер для выяснения причин возрастающей задолженности колонии. Это считается первой аудиторской проверкой в Америке. Однако законодательной родиной аудита считается Великобритания, где с 1844 г выходит серия законов о компании. В соответствии с этими законами компании были обязаны не реже одного раза в год приглашать специального профессионала для проверки бух счетов и отчета о прибылях для последующего доклада на собрании акционеров. Закон об обязательном аудите в Великобритании принят в 1862 г, во Франциит принят в 1867 г, а в США – после Великой депрессии в 1937 г.

4. Правило (стандарт) №6 «Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности».

Настоящее федеральное правило аудиторской деятельности, разработанное с учетом международных стандартов аудита, устанавливает единые требования к форме и содержанию аудиторского заключения, которое составляется по итогам проведенного аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности. Аудиторское заключение является официальным документом, предназначенным для пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц, составленным в соответствии с настоящим правилом и содержащим выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации или индивидуального аудитора о достоверности во всех существенных отношениях финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица и соответствии порядка ведения им бухгалтерского учета законодательству РФ. Для оценки степени соответствия финансовой (бухгалтерской) отчетности законодательству РФ аудитор должен установить максимально допустимые размеры отклонений путем определения в целях проводимого аудита существенности показателей бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности в соответствии с федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности "Существенность в аудите". Основные элементы аудиторского заключения:а) наименование; б) адресата; в) следующие сведения об аудиторе:организационно-правовая форма и наименование, для индивидуального аудитора - фамилия, имя, отчество и указание на осуществление им своей деятельности без образования юридического лица; место нахождения; номер и дата свидетельства о государственной регистрации; номер, дата предоставления лицензии на осуществление аудиторской деятельности и наименование органа, предоставившего лицензию, а также срок действия лицензии; членство в аккредитованном пофессиональном аудиторском объединении; г) следующие сведения об аудируемом лице: организационно-правовая форма и наименование; место нахождения; номер и дата свидетельства о государственной регистрации; д) вводную часть; е) часть, описывающую объем аудита; ж) часть, содержащую мнение аудитора; з) дату аудиторского заключения; и) подпись аудитора. Необходимо соблюдать единство формы и содержания аудиторского заключения, чтобы облегчить его понимание пользователем и помочь обнаружить необычные обстоятельства в случае их появления. Аудиторское заключение должно иметь наименование "Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности" для того, чтобы отличить аудиторское заключение от заключений, составленных другими лицами, например, должностными лицами аудируемого лица, советом директоров. Аудиторское заключение должно быть адресовано лицу, предусмотренному законодательством Российской Федерации и (или) договором о проведении аудита. Как правило, аудиторское заключение адресуется собственнику аудируемого лица (акционерам), совету директоров и т.п. Аудиторское заключение должно содержать перечень проверенной финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица с указанием отчетного периода и ее состава. Аудиторское заключение должно включать заявление о том, что ответственность за ведение бухгалтерского учета, подготовку и представление финансовой (бухгалтерской) отчетности возложена на аудируемое лицо, и заявление о том, что ответственность аудитора заключается только в выражении на основании проведенного аудита мнения о достоверности этой финансовой (бухгалтерской) отчетности во всех существенных отношениях и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. Аудиторское заключение должно описывать объем аудита с указанием, что аудит был проведен в соответствии с федеральными законами, федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, внутренними правилами (стандартами) аудиторской деятельности, действующими в профессиональных аудиторских объединениях, членом которых является аудитор, либо в соответствии с иными документами. В аудиторском заключении должно быть указано, что аудит проводился на выборочной основе и включал в себя: изучение на основе тестирования доказательств, подтверждающих числовые показатели и раскрытие в финансовой (бухгалтерской) отчетности информации о финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица; оценку формы соблюдения принципов и правил бухгалтерского учета, применяемых при подготовке финансовой (бухгалтерской) отчетности; рассмотрение основных оценочных показателей, полученных руководством аудируемого лица при подготовке финансовой (бухгалтерской) отчетности; оценку представления финансовой (бухгалтерской) отчетности. 15. Для выражения аудиторского мнения используются слова: "По нашему мнению, финансовая (бухгалтерская) отчетность организации "YYY" отражает достоверно во всех существенных отношениях...". В аудиторском заключении должны быть четко указаны основные принципы и методы (применяемый порядок) ведения бухгалтерского учета и подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица. Основные принципы и методы бухгалтерского учета и подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности определяются соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации. Поскольку аудитор должен составить аудиторское заключение о финансовой (бухгалтерской) отчетности, подготовленной и представленной руководством аудируемого лица, аудитор не должен указывать в заключении дату, предшествующую дате подписания или утверждения финансовой (бухгалтерской) отчетности руководством аудируемого лица. Аудиторское заключение должно быть подписано руководителем аудитора или уполномоченным руководителем лицом и лицом, проводившим аудит (лицом, возглавлявшим проверку), с указанием номера и срока действия его квалификационного аттестата. К аудиторскому заключению прилагается финансовая (бухгалтерская) отчетность, в отношении которой выражается мнение и которая датирована, подписана и скреплена печатью аудируемого лица в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации относительно подготовки такой отчетности. 26. Аудиторское заключение считается модифицированным, если возникли: факторы, не влияющие на аудиторское мнение, но описываемые в аудиторском заключении с целью привлечения внимания пользователей к какой-либо ситуации, сложившейся у аудируемого лица и раскрытой в финансовой (бухгалтерской) отчетности; факторы, влияющие на аудиторское мнение, которые могут привести к мнению с оговоркой, отказу от выражения мнения или отрицательному мнению. Часть, не влияющая на аудиторское мнение, обычно включается после части с выражением мнения и содержит указание на то, что данная ситуация не является основанием для включения оговорки в аудиторское мнение. Включение привлекающей внимание части с описанием проблемы, связанной с соблюдением принципа непрерывности деятельности или со значительной неопределенностью, обычно является достаточным с точки зрения выполнения аудитором своих обязанностей по подготовке аудиторского заключения. Тем не менее в некоторых случаях, например, в случае большого числа факторов неопределенности, значительных для финансовой (бухгалтерской) отчетности, аудитор может посчитать уместным отказаться от выражения мнения о ее достоверности вместо включения части, привлекающей внимание к данному аспекту. 33. Аудитор также может модифицировать аудиторское заключение посредством включения (после части с выражением мнения) части, привлекающей внимание к ситуации, не оказывающей влияния на финансовую (бухгалтерскую) отчетность. 34. Аудитор может оказаться не в состоянии выразить безоговорочно положительное мнение, если существует хотя бы одно из следующих обстоятельств и в соответствии с суждением аудитора данное обстоятельство оказывает или может оказать существенное влияние на достоверность финансовой (бухгалтерской) отчетности: а) имеется ограничение объема работы аудитора; б) имеется разногласие с руководством относительно: допустимости выбранной учетной политики; метода ее применения; адекватности раскрытия информации в финансовой (бухгалтерской) отчетности. Обстоятельства, указанные в подпункте "а" настоящего пункта, могут привести к выражению мнения с оговоркой или к отказу от выражения мнения. Обстоятельства, указанные в подпункте "б" настоящего пункта, могут привести к выражению мнения с оговоркой или к отрицательному мнению. Отказ от выражения мнения имеет место в тех случаях, когда ограничение объема аудита настолько существенно и глубоко, что аудитор не может получить достаточные доказательства и, следовательно, не в состоянии выразить мнение о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности. Отрицательное мнение следует выражать только тогда, когда влияние какого-либо разногласия с руководством настолько существенно для финансовой (бухгалтерской) отчетности, что аудитор приходит к выводу, что внесение оговорки в аудиторское заключение не является адекватным для того, чтобы раскрыть вводящий в заблуждение или неполный характер финансовой (бухгалтерской) отчетности. Если аудитор выражает любое мнение, кроме безоговорочно положительного, он должен четко описать все причины этого в аудиторском заключении и, если это возможно, дать количественную оценку возможного влияния на финансовую (бухгалтерскую) отчетность. Как правило, эта информация излагается в отдельной части, предшествующей части с выражением мнения или с отказом от выражения мнения, и может включать ссылку на более подробную информацию (при ее наличии) в пояснениях к финансовой (бухгалтерской) отчетности. Обстоятельства, которые могут привести к выражению мнения, не являющегося безоговорочно положительным. Иногда ограничения объема работы аудитора могут устанавливаться аудируемым лицом. Аудитор может иметь разногласия с руководством аудируемого лица по таким вопросам, как допустимость выбранной учетной политики, метод ее применения или адекватность раскрытия информации в финансовой (бухгалтерской) отчетности. Если такие разногласия являются существенными для финансовой (бухгалтерской) отчетности, аудитор должен выразить мнение с оговоркой или отрицательное мнение.

5. Становление и развитие аудита в России.

Становление и развитие России прошло в несколько этапов. Первый этап (1987-1993гг.) характеризовался, с одной стороны, директивным характером создания аудиторских организаций (1987- создание первой аудиторской организации «Интераудит»), с другой -стихийным характером зарождения аудиторской деятельности (подготовка кадров, неупорядоченная выдача первых сертификатов и лицензий в период 1990-1993 гг.). Второй этап (декабрь 1993 г. до принятия Федерального закона «Об аудиторской деятельности» - август 2001 г.) – период становления российского аудита, в процессе которого большую роль сыграли Временные правила аудиторской деятельности, утвержденные Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. №2263, Постановление Правительства Российской Федерации от 06 мая 1996 г. № 482 «Об утверждении нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности» и ряд других документов. Была начата и проводилась работа по аттестации аудиторов и лицензированию аудиторской деятельности, созданы аудиторские общественные объединения и аудиторские фирмы, начата работа по проведению обязательных аудиторских проверок и оказанию сопутствующих аудиту услуг. За период 1994-2001 гг. Центральный аттестационно-лицензионной аудиторской комиссией (ЦАЛАК) МФ РФ было выдано 23 600 лицензий лицензиатам (в том числе аудиторским организациям – 14 700 и индивидуальным аудиторам – 8 900). Число действующих лицензий составило около 8 900, в том числе по общему аудиту – 7 700, аудиту инвестиционных институтов, аудиту страховщиков – 266. За тот же период ЦАЛАК МФ РФ утверждено к выдаче почти 36 500 квалификационных аттестатов составило 24 900. За период 1996-2000 гг. было разработано и одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 37 правил (стандартов) аудиторской деятельности, составлявшие методологическую основу российского аудита. Третий этап аудиторской деятельности в России начался после принятия Федерального закона «Об аудиторской деятельности». Принятие Федерального закона подтвердило окончательное становление аудита в России, позволило принять ряд нормативно-правовых актов по регулированию аудиторской деятельности в России, сделать шаг по пути интеграции российского аудита в международную аудиторскую систему.

6. Отличие аудиторской проверки от налоговой .

Налоговая проверка выявляет все нарушения, допущенные в учете в целях взыскания недоимок, штрафов и пеней, в результате чего возможны негативные последствия для лиц, отвечающих за организацию учета на предприятии. Задачи аудита, в том числе и обязательного, совсем иные. Задачами аудитора в процессе проверки являются: 1.оценка уровня организации бухгалтерского учета и внутреннего контроля, квалификации учетного персонала, качества обработки бухгалтерской документации, правильности и законности совершения бухгалтерских записей, отражающих финансово-хозяйственную деятельность предприятия и ее конечные результаты; 2.оказание помощи администрации предприятия путем выработки рекомендаций по устранению недостатков и нарушений, которые повлияли на финансовые результаты и достоверность показателей отчетности; 3.на основе изучения прошлых фактов и современного положения дел на предприятии ориентирование его администрации на те будущие события, которые способны повлиять на хозяйственную деятельность и конечные результаты (проведение перспективного анализа); 4.предоставление содержательных и точных справок клиенту по всем неясным вопросам, возникающим в процессе выполнения договора на оказание аудиторских услуг и касающимся организации бухгалтерского учета и отчетности, налогообложения, хозяйственного права, финансового анализа и прочим. Следует отметить, что аудиторская организация несет ответственность за разглашение сведений о выявленных искажениях как за нарушение коммерческой тайны.

7. Независимость аудиторов. Ауд орг, ИА. Критерии независ а-в, устан ст 12 ФЗ об АД. Они соств огранич случаев проведения А*. Так, а не м/осущ: а-ми, явл учредителями (участниками) ауд/лиц, их руковод, бухгалт-и; а-ми, состоящими с вышеуказанными лицами в близком родстве; ауд. Организ-ми, руководители и иные долж¬н/лица кот явл учред ау¬д/лиц, их /лицами, бухгалт; а-ми, состоящими с вышеуказанными лицами в близком родстве; и др. Порядок выплаты и размер ден/вознагр ауд/орг и инд/а-м за проведение А* (в том числе обязательного) и оказание сопут/услуг опред договорами оказания ауд/услуг и не могут быть поставл в завис от выполнения каких бы то ни было требований ауд/лиц о содерж выводов, которые м/б сделаны в рез-те А*. В ходе АП аудитор д/: изуч и оценить эффект работы внутр/аудита; оценить влияние работы внутр/аудиторов на эффективработы всей системы внутр/контроля эк/субъекта. По результатам данных оценок аудитор: уточняет V и содерж ауд/процедур; опред возмож испол-я рез-ов работы внут/аудита

8. Подготовка и планирование аудиторской проверки.

Предварительный план ауд проверки – ознакомление с объектом проверки. Регулир стандартом планирование аудита. Предварительное планирование аудита производится на этапе решения о выборе клиента до принятия на себя ауд ауд орг каких-л обязательств и до в ступ в договорные отношения с клиентом. Ауд орг должна достичь достаточного понимания деятельости клиентаПонимание деят-ти эк субъекта позволяет достичь обоснованности выводов, достоверности бух отч, для этого необх оценить влияние внешних и внутренних фактров. Если ауд орг согласна вести работу с данным клиентом, то она оформляет письмо обязательство о согласии на проведение аудита. Договоры параллельно с этим формируют штат для проведения аудита. При планировании состава специалистов входящих в ауд группу необх учитывать бюджет рабочего времени, сроки работы ауд группы колич сост аудиторов и их квалиф. После положительного ответа на письмо обязательство ауд орг на согласие проведения ауд проверки, заключается договор на аудиторскую проверку. Договор – офиц до-т, кот регламентир отнош аудитора с клиентом. Дог-р на ауд проверку должен содержать обяз-во заказчика об оплате работвне зависимости от ауд заключ. Планирование ауд проверки делится на 3 этапа: 1. Предварительное планирование – выбор клиента; 2. общий план аудита (объем сроки, график); 3. детализ ауд прогамма (последов ауд процедур) . 2При ланиров ауд должны быть соблюд принципы: комплексность, непрерывность, оптимальность.. Подготовка общенго плана аудита при расчете сроков проверки следует учесть реальные трудовые затраты, уровень существенности и ауд риск. В плане: численность и квалификация аудиторов, распределение аудиторов по их проф качествам, ознакомление членов команды с деят и общим планом аудита. На рук-ля возлага обяз контролировать ауд. 3 Экспресс анализ – перечень процедур для реализации плана.

9. Государственное регулирование аудиторской деятельности .

1. Аудиторская деятельность осуществляется в соответствии с Федеральным законом « об АД» и принятыми в соответствии с ним иными федеральными законами, регулирующими отношения, возникающие при осуществлении аудиторской деятельности. Нормы законодательства Российской Федерации об аудиторской деятельности, содержащиеся в других федеральных законах, должны соответствовать настоящему Федеральному закону. Особенности правового положения аудиторских организаций, осуществляющих аудиторские проверки сельскохозяйственных кооперативов и союзов этих кооперативов, определяются Федеральным законом "О сельскохозяйственной кооперации". 2. Отношения, возникающие при осуществлении аудиторской деятельности, могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить настоящему Федеральному закону и иным федеральным законам. 3. На основании и во исполнение настоящего Федерального закона и иных федеральных законов, указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации вправе принимать постановления, содержащие нормы законодательства Российской Федерации об аудиторской деятельности. 4. В случае противоречия указа Президента Российской Федерации или постановления Правительства Российской Федерации настоящему Федеральному закону или иному федеральному закону применяется настоящий Федеральный закон или соответствующий федеральный закон.

10. Содержание договора на проведение аудиторской проверки .

Договор должен содержать: 1. Преамбула (наим-е сторон: заказчик – учр-ли, акц-ры, органы дознания, арб-й суд, эк. субъект; исполнитель – а-ор, АФ) 2. Предмет договора – вид услуги. 3. Права и обяз-ти сторон. 4. Стоимость работ. 5. Сроки исп-ния. 6. Особые или доп. условия. 7. Юр. адреса и реквизиты сторон.

11. Организация АД. При создании ауд орг-ям выдвигают следующие требования: 1. орг правовая форма не м.б. ОАО; кадровый состав: не менее 50% граждан РФ, в случае, если рук-ль ауд орг – не гражд РФ – 75%; число аттестованных не менее 5 чел.

12. Понятие существенности в аудите. Методика определения уровня существенности.

Под уровнем существенности понимается то предельное значение ошибки бухгалтерской отчетности, начиная с которой квалифицированный пользователь этой отчетности с большой степенью вероятности перестанет быть в состоянии делать на ее основе правильные выводы и принимать правильные экономические решения. При нахождении абсолютного значения уровня существенности аудитор должен принимать за основу наиболее важные показатели, характеризующие достоверность отчетности экономического субъекта, подлежащего аудиту, далее называемые базовыми показателями бухгалтерской отчетности. Набор этих базовых показателей может быть различен в зависимости от отраслевых особенностей деятельности предприятий. Далее аудиторская организация устанавливает допустимую долю (%) отклонений от базовых показателей (для одних, наиболее значимых — 2%, для менее значимых 5%, 10% и т.п.). Система базовых показателей и порядок нахождения уровня существенности оформляется документально и применяется на постоянной основе. Для аудиторских фирм такой документ должен быть утвержден решением исполнительного органа аудиторской фирмы. Изменение этого порядка возможно только в определенных случаях: а) при изменении законодательства в области бухгалтерского учета и налогообложения, затрагивающем порядок определения статей баланса или базовых показателей бухгалтерской отчетности; б) при изменении законодательства в области аудита, устанавливающем требования к методам определения уровня существенности; в) при изменении аудиторской специализации аудиторской организации; г) при работе с экономическими субъектами других отраслей производства или другого рода деятельности, с которыми ранее данная аудиторская организация дело не имела; д) при смене руководства аудиторской организации. Можно рассчитать как единый показатель уровня существенности для данной конкретной проверки, так и набор разных значений уровня существенности, каждый из которых должен быть предназначен для оценки какой-то определенной группы счетов бухгалтерского учета, статей баланса, показателей отчетности. Уровень существенности должен быть выражен в той валюте, в которой ведется бухгалтерский учет и готовится бухгалтерская отчетность. Значение уровня существенности для данной аудиторской проверки должно быть определено по завершении этапа планирования аудиторской проверки. Полученное значение уровня существенности должно быть в обязательном порядке зафиксировано в общем плане аудита.

Аудитор в случае обстоятельств, которые станут известны ему по ходу проверки, имеет право изменить (скорректировать) значение уровня существенности, зафиксировав это в своих рабочих документах и утвердив это у руководителя данной проверки. При проведении аудиторской проверки аудитор находит искажения, определяет их суммарную величину применительно к какому-либо базовому показателю, сравнивает эту суммарную величину с соответствующим показателем уровня существенности и делает вывод о влиянии найденных нарушений на бухгалтерскую отчетность.

13. Виды аудита и услуг, сопутствующих аудиту.

Постановка бух. учета предусматривает разработку для организации системы бух. учета.. Это касается прежде всего вновь создаваемых, а также действующих организаций и предприятий, на которых необходимо произвести модернизацию действующей системы учета. К основным мероприятиям этого вида услуг относятся: разработка учет-ной политики организации, выбор метода учета затрат и калькулирование себестоимости продукции, организация документооборота в бухгалтерии, организация управленческого учета, организация системы финансового контроля. Восстановление бух. учета. Данная услуга оказывается в определенный период времени и носит разовый характер. Залогом того, что такая работа будет выполнена своевременно и качественно, является предоставление заказчиком всех первичных и прочих необходимых документов, а также использование программного обеспечения. Ведение бух. учета В соотв. со ст. 6 Закона «О бух. учете» в организации, не имеющей бух. службы, бух. учет может осуществляться специализированной организацией. В этом случае аудиторская фирма не может выдавать аудиторское заключение о достоверности отчетности. Для ведения учета аудиторская фирма разрабатывает для клиента учетную политику, формирует рабочий план счетов, рекомендует форму счетоводства, методики получения данных для целей налогообложения. По желанию клиента сотрудник аудиторской фирмы работает непосредственно в офисе у заказчика, который берет на себя обязательства по предоставлению необходимого оборудования, организации рабочего места аудитора. Если работа аудитора происходит в аудиторской фирме, то все расходы, связанные с доставкой первичных документов, обеспечение их сохранности и др. берет на себя аудитор. По договору с аудиторской фирмой клиент может поручить и составление бух. отчетности. Составление бух. (финансовой) отчетности Данный вид работы может быть либо следствием уже проведенного аудиторской фирмой комплекса работ по ведению бух. регистров, либо самостоятельным видом работ ауд. фирмы. Аудитор берет на себя сдачу отчета в органы во внебюджетные фонды.

Консультационные услуги Данный вид услуги включает подготовку разъяснений (в устной и письменной форме) по вопросам налогообложения, правильности определения базы налогообложения и расчета размеров штрафных санкций за нарушение налогового законодательства. Аудиторы могут проводить следующие виды консультирования: -бухгалтерское; - налоговое; - управленческое; - правовое; - экономическое и финансовое. Проведение экономического и финансового анализа На основании фин. анализа, выявления сильных и слабых сторон в фин. состоянии организации можно наметить меры по укреплению или выходу из сложной финансовой ситуации. Обучение бух. персонала Данный вид услуг предназначен для подготовки и обучения бухгалтеров, обучения персонала ведению бух. учета на персональном компьютере.

14. Понятие аудиторского риска и его компонентов.

Аудиторский риск означает вероятность того, что бухгалтерская отчетность экономического субъекта может содержать не выявленные существенные ошибки и (или) искажения после подтверждения ее достоверности, или признать, что она содержит существенные искажения, когда на самом деле таких искажений в бухгалтерской отчетности нет. Аудитор обязан изучать эти риски в ходе работы, оценивать их и документировать результаты оценки. При оценке рисков аудитор обязан использовать не менее трех следующих градаций: а) высокий; б) средний; в) низкий. Аудиторские организации могут принять решение о применении в своей деятельности большего количества градаций при оценках рисков, чем три вышеупомянутые, либо об использовании для оценки рисков количественных показателей (процентов или долей единицы). То есть аудиторский риск может быть измерен либо по шкале при¬оритетов (высокий, средний и низкий), либо путем исчисления вероятности от 0 до 1. По опыту зарубежной практики аудита этот риск должен быть минимальным и составлять 0,01 или 1 процент. Аудитор при проведении аудита должен предпринять необходимые меры для того, чтобы снизить аудиторский риск до разумного минимального уровня. Аудиторский риск состоит из трех компонентов: а) внутрихозяйственный риск; б) риск средств контроля; в) риск необнаружения.

15. Аудиторские доказательства, критерии их надежности.

Аудиторские доказательства могут быть внутренними, внешни¬ми и смешанными. Внутренние — включают в себя информацию, полученную от экономического субъекта (в устном и письменном виде), вне¬шние — информацию, полученную от третьих лиц (в письмен¬ном виде обычно по письменному запросу аудиторской органи¬зации). Смешанные аудиторские доказательства включают в себя информацию, полученную от экономического субъекта в пись¬менном или устном виде и подтвержденную третьей стороной в письменном виде. Если их проранжировать по ценности и достоверности, то сначала идут внешние доказательства, затем смешанные и внут¬ренние. Аудиторские доказательства должны быть достоверными и достаточными. Достаточность аудиторских доказательств определяется на ос¬нове оценки СВК и величины аудиторского риска. Достоверность доказательств, полученных самой аудиторс¬кой организацией бывает обычно выше, чем достоверность до¬казательств, предоставленных экономическим субъектом. Достоверность письменных доказательств выше, чем устных. Собранные доказательства отражаются аудитором в его рабо¬чих документах в форме записей об изучении и оценке постанов¬ки БУ и организации внутреннего контроля, а также таблиц и протоколов, отражающих планирование, выполнение и изло¬жение результатов аудиторских процедур. Они используются при составлении аудиторского заключения.

16.Инициативная аудиторская проверка, ее отличие от обязательной проверки.

Инициативный – проводится по инициативе организации. Осн цель – выявить недостатки в ведении бух учета, составлении отчетности, в налогообложении, провести анализ фин состояния хозяйствующего объекта и помочь ему в орг-ии учета и отчетности. Обязательный – аудит тех субъектов, к-ые по законодательству обязаны проводить аудит проверку и в составе годовой отчетности представлять итоговую часть аудиторского заключения.

17. Процедуры получения аудиторских доказательств.

1. Проверка арифметических расчетов клиента (пересчет). Пересчет, как правило, осуществляется выборочно

2. Инвентаризация. подлежит имущ-во клиента и его фин. Обяз-ва.

3. Проверка соблюдения правил учета отдельных хозяйственных опе-раций.. позволяет осуществлять контроль за учетными работами, выполняемыми бухгалтерией. Полученная инф-ия считается достоверной только в том случае, если она получена непосредственно в момент исследования этих операций.

4 Подтверждение. Для получения инф-ии о реальности остатков на счетах учета ден. средств, счетов расчетов, счетов деб-ой и кред-ой задолженности (подтверждение в письм. форме от независимой стороны)

5 Устный опрос персонала, руководства ЭкСуб и 3 стороны (в виде протокола или краткого конспекта)

6. Проверка документов - реальности определенного документа.

7. Прослеживание - проверяет отражение данных первич. Док-ов в регистрах синт и аналит учета, находит заключительную корр-ию счетов и убеждается в том, что соотв-ие хоз. операции правильно или непра-вильно отражены в БУ.

8. Аналитические процедуры - анализ и оценка полученной аудитором инф-ии, исслед-ие важнейших фин. и экон. показателей проверяемого ЭкСуб с целью выявления необычных и неверно отраженных в БУ фактов хоз. деятельности, а также выяснение причин таких ошибок и искажений.

9. Подготовка альтернативного баланса

18. Порядок профессиональной подготовки и аттестации аудиторов.

1. Аттестация на право осуществления аудиторской деятельности (далее - аттестация) - проверка квалификации физических лиц, желающих заниматься аудиторской деятельностью. Аттестация осуществляется в форме квалификационного экзамена. Лицам, успешно сдавшим квалификационный экзамен, выдается квалификационный аттестат аудитора. Квалификационный аттестат аудитора выдается без ограничения срока его действия. 2. Обязательными требованиями к претендентам на получение квалификационного аттестата аудитора являются: наличие документа о высшем экономическом и (или) юридическом образовании, полученном в российских учреждениях высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, либо наличие документа о высшем экономическом и (или) юридическом образовании, полученном в образовательном учреждении иностранного государства, и свидетельства об эквивалентности указанного документа российскому документу государственного образца о высшем экономическом и (или) юридическом образовании; наличие стажа работы по экономической или юридической специальности не менее трех лет. Дополнительные требования к претендентам на получение квалификационного аттестата аудитора, а также порядок проведения аттестации на право осуществления аудиторской деятельности, перечень документов, подаваемых вместе с заявлением о допуске к аттестации, количество и типы аттестатов, программы квалификационных экзаменов и порядок их сдачи определяются уполномоченным федеральным органом. 3. Каждый аудитор, имеющий квалификационный аттестат, обязан в течение каждого календарного года начиная с года, следующего за годом получения аттестата, проходить обучение по программам повышения квалификации, утверждаемым уполномоченным федеральным органом. Обучение по программам повышения квалификации осуществляется лицами, имеющими лицензию на осуществление образовательной деятельности.квалификационные экзамены проводятся в течение 3 днй и состоят из тестирования и выполнения письменно-устной работы по экзаменационным билетам.

19. Использование метода выборочной проверки в аудите.

Аудиторский выборочный метод – это применение процедур аудиторской проверки по отношению к менее чем 100% счетов или операций. Это даст возможность аудитору получить и оценить доказательства о выбранных элементах и таким образом сформировать мнение о генеральной совокупности в целом. К выборочной проверке прибегают, если: 1) характер и данные счетов или видов операций не требуют 100% проверки; 2) должны быть сделаны выводы о сальдо счета или классе операций;

3) время и стоимость полной проверки всей генеральной совокупности были бы слишком большими. Выборочный метод не применяется: - по отношению к процедурам, выполняемым с целью уточнения структуры контроля; - если аудитор разделяет генсовокупность на 2 группы по определенному критерию и исследует сплошным методом все статьи по первой группе, а данные второй группы проверяет с помощью других средств или не проверяет совсем; - к отдельным оценкам эффективности контроля. Для построения выборки аудитор должен определить: 1) порядок проверки; 2) объем проверяемой совокупности, из к-ой будет сделана выборка; 3) размер выборки. При определении размера выборки определяются риск выборки, допустимые и ожидаемые ошибки. Риск выборки – вероятность составления неверного мнения о всей генеральной совокупности на основе данных выборки. Выделяют следующие методы выборочной проверки: 1) статистический (случайный) 2) нестатистический (неслучайный, произвольный) статистический – выборочный контроль, использующий теорию вероятности для построения выборки и ее оценки с целью сделать заключение о совокупности в целом. Преимуществом - позволяет определить мин-ый размер выборки, необходимый для достижения цели. Риск может быть измерен в количественном выражении и оценен. Уровень надежности устанавливается обычно 95%. Недостатки: использование методов случайной выборки и более продолжительные и более дорогие, чем в нестатистическом методе. Нестатистический метод - выборочный контроль, где отбор элементов осуществляется произвольно или с помощью метода, не основанного на матем-их приемах. Ранее при проверке эффективности функционирования внутреннего контроля определялся мин объем выборки. Кроме того, могут учитываться такие факторы, как оценка контрольного риска, число аналитических процедур. Объем нестатистической выборочной совокупности ограничивают 260 элементами, больший объем требует уже статистических методов. В любом случае, основным требованием, предъявляемым к элементам выборки является репрезентативность. Ошибки и искажения, обнаруженные в определяемой выборке должны быть отражены в рабочих документах

20. Порядок лицензирования аудиторов и аудиторских фирм.

Порядок: в лицензирующий орган предоставл 1) заявление о выдаче лицензии с указ-ем (ФИО, места жит-ва; наименования, ОПФ и места нахожд для юр лица) 2) копию свид-ва о постановке на учет в налоговом органе с указанием ИНН 3)квиток об уплате лицензионного сбора за рассмотр заявления. 4)копию свид-ва о гос регистр в кач-ве ИП или учредит-х док-ов и свд-ва для юр лиц. 5) полные свед-ия о персонале орг(ФИО)если сотр пост прожив В РФ; + страна пост прожив-я, если есть иностр сотрудн. Все копии д/б заверены нотариусом, в ином случае предоставл вместе с оригиналом. Лицензирование АД, в т.ч. порядок выдачи, приостанов-я и аннулир-я лицензии, осущ-ся в соответствии с законодат-вом РФ. Датой получения ауд-й организ-й или ИА лицензии на осуществл АД считается дата принятия реш-я о выдаче соответ-ей лицензии(не > 60 дней со дня поступл заявлен(со всеми необх док-ми) о выдаче лицензии). Если в соответствии с законодательством РФ оказание отдельных видов сопутствующих А* услуг требует получения соответ-ей лицензии, ауд орг-ии и ИА не вправе оказывать такие услуги без получения соответ-ей лицензии. С целью контроля за соблюд лицензиатами лиценз-х треб-й и условий лицензир-й орган проводит проверки их деят-ти.

21. Порядок составления рабочих аудиторских документов.

К рабочей документации (РД) аудита относятся: а) планы и программы проведения аудита; б) описания использ-ых ауд-ой орг-ей процедур и их рез-ов; в) объяснения, пояснения и заявле-ния ЭкСуб; г) копии, в том числе фотокопии, док-ов ЭкСуб ; д) описания системы внутр. контроля и орг-ии БУ ЭкСуб; е) аналитические док-ты ауд. орг-ии; др. РД находится в собств-ти ауд. орг-ии, проводившей аудит. Копии, док-ов ЭкСуб м.б. включены в состав РД ауд. орг-ии с согласия этого ЭкСуб. Сведения, содерж-ся в РД, явл-ся Конфиденц-ми и не подлежат разгл-ию ауд. орг-ей. Требования к содержанию РД должна содержать все сведения, необх-ые и дост-ые для: а) сост-ия ауд. закл-ия по рез-там аудита, провед-ого ауд. орг-ей; б) подтвержд-ия того, что аудит проведен ауд. орг-ей в соотв-ии с актами, регул-ими ауд. деят-ть в РФ; в) осуществления ауд. орг-ей контроля за ходом аудита; г) планирования аудита ауд. орг-ей. РД должна содержать: а) записи о планировании аудита; б) записи о характере, времени провед-ия и объеме выполн-ых ауд. процедур; в) выводы, сдел-ые на основе полученных в ходе аудита сведений. Требования к оформлению РД: РД должна создаваться своевременно: до начала, в ходе и по завер-шении аудита. К моменту представл-ия ауд. заключ-ия ЭкСуб-у вся РД д.б. создана (получена) и завершена оформлением. Документы, входящие в РД аудита, должны, как правило, содержать ссылку на источник сведений, включенных в них. Порядок хранения РД - По окончании аудита РД подлежит сдаче для обязательного хранения в архиве аудиторской организации не менее 5 лет. Изъятие РД у ауд. орг-ии может производиться только уполн-ми на то органами в случаях и порядке, прямо уст-ых зак-ом РФ. Документы, которые м.б. включены в состав РД ауд. орг-ии 1. Инф-ия относ-но орг.-прав. формы и орг-ой структуры ЭкСуб. 2. Извлечения или копии учр-ых док-ов ЭкСуб 3. Материалы, свидет-ие о планир-ии аудита, и прогр. аудита. 4. Записи об изучении и оценке систем БУ учета и внутр. 5. Анализ хозяйственных операций и остатков по счетам БУ. 6. Анализ существ-ых показ-ей и тенденций деят-ти ЭкСуб. 7. Записи о характере, дате проведения и объеме проведенных ауд. процедур и результатах таких процедур. 8. Материалы, свидет-ие о том, что работа, выполненная не аудитора-ми, контролировалась аудиторами. 9. Сведения о том, кем и когда выполнялись ауд-ие процедуры.

10. Копии переписки с другими ауд. орг-ми, экспертами и прочими лицами в связи с проводимым аудитом ЭкСуб. 11. Копии переписки или записи обсуждений во время встреч с ЭкСуб по поводу вопросов, возникших в процессе аудита, включая условия проведения аудита. 12. Письма-подтвержд-ия, получ-ые от ЭкСуб. 13. Выводы, сделанные ауд. орг-ей по результатам аудита. 14. Копии бухг. и иной фин. документации ЭкСуб.

22. Права и обязанности аудиторов и аудиторских фирм.

1. При проведении аудиторской проверки аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе: 1) самостоятельно определять формы и методы проведения аудита; 2) проверять в полном объеме документацию, связанную с финансово-хозяйственной деятельностью аудируемого лица, а также фактическое наличие любого имущества, учтенного в этой документации; 3) получать у должностных лиц аудируемого лица разъяснения в устной и письменной формах по возникшим в ходе аудиторской проверки вопросам; 4) отказаться от проведения аудиторской проверки или от выражения своего мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности в аудиторском заключении в случаях: непредставления аудируемым лицом всей необходимой документации; выявления в ходе аудиторской проверки обстоятельств, оказывающих либо могущих оказать существенное влияние на мнение аудиторской организации или индивидуального аудитора о степени достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица; 5) осуществлять иные права, вытекающие из существа правоотношений, определенных договором оказания аудиторских услуг, и не противоречащие законодательству Российской Федерации и настоящему Федеральному закону. 2. При проведении аудиторской проверки аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны: 1) осуществлять аудиторскую проверку в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Федеральным законом; 2) предоставлять по требованию аудируемого лица необходимую информацию о требованиях законодательства Российской Федерации, касающихся проведения аудиторской проверки, а также о нормативных актах Российской Федерации, на которых основываются замечания и выводы аудиторской организации или индивидуального аудитора; 3) в срок, установленный договором оказания аудиторских услуг, передать аудиторское заключение аудируемому лицу и (или) лицу, заключившему договор оказания аудиторских услуг; 4) обеспечивать сохранность документов, получаемых и составляемых в ходе аудиторской проверки, не разглашать их содержание без согласия аудируемого лица и (или) лица, заключившего договор оказания аудиторских услуг, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации; 5) исполнять иные обязанности, вытекающие из существа правоотношений, определенных договором оказания аудиторских услуг, и не противоречащие законодательству Российской Федерации.

24. Профессионально-этические нормы АД.

Профессиональные этические принципы аудита - это независимость, честность, объективность, профессио¬нальная компетентность, добросовестность, конфиденциаль¬ность, профессиональное поведение. Независимость — принцип аудита, заключающийся в обяза¬тельности отсутствия у аудитора при формировании его мнения финансовой, имущественной, родственной или какой-либо иной заинтересованности в делах проверяемого экономического субъекта, превышающей отношения по договору на осуществ¬ление аудиторских услуг, а также какой-либо зависимости от третьих лиц. Честность — принцип аудита, заключающийся в обязатель¬ной приверженности аудитора профессиональному долгу, а так¬же следовании общим нормам морали. Объективность — принцип аудита, заключающийся в обяза¬тельности применения аудитором непредвзятого, беспристра¬стного и самостоятельного, не обусловленного каким-либо вли¬янием, подхода к рассмотрению любых профессиональных воп¬росов и формированию суждений, выводов и заключений. Профессиональная компетентность — принцип аудита, заклю¬чающийся в том, что аудитор должен владеть необходимым объе¬мом знаний и навыков, позволяющим ему обеспечивать квали¬фицированное, качественное, отвечающее современным требо¬ваниям оказание профессиональных услуг. При этом аудиторская организация не должна оказывать услуги, вы¬ходящие за рамки профессиональной компетентности и преде¬лы ее полномочий в соответствии с имеющимися лицензиями на осуществление аудиторской деятельности. Добросовестность — принцип аудита, заключающийся в обя¬зательности оказания аудитором профессиональных услуг с дол¬жной тщательностью, внимательностью, оперативностью и над¬лежащим использованием своих способностей. Конфиденциальность — принцип аудита, заключающийся в том, что аудиторы и аудиторские организации обязаны обеспечивать сохранность документов, получаемых или составляемых ими в ходе аудита, и не вправе передавать эти документы или их копии (как полностью, так и частично) каким бы то ни было третьим лицам либо устно разглашать содержащиеся в них сведения без согласия собственника (руководителя) экономического субъекта, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Рос¬сийской Федерации. Профессиональное поведение — принцип аудита, заключаю¬щийся в соблюдении приоритета общественных интересов и в том, что аудитор должен поддерживать высокую репутацию про¬фессии и воздерживаться от совершения поступков, несовмес¬тимых с оказанием аудиторских услуг и способных подорвать уважение и доверие к аудиторской профессии, нанести ущерб ее общественному имиджу. Аудиторская организация обязана на всех этапах проведения проверки исходить из позиции профессионального скептицизма, принимая во внимание вероятность того, что получаемые ауди¬торские доказательства и (или) информация об экономическом субъекте могут быть неверными. Поведение аудитора при общении с руководством экономического субъекта: Аудитор в первую очередь должен показать, что аудитор является помощником в устране¬нии недостатков и может предотвратить их неприятные для предприятия-клиента последствия. Аудитор должен быть вежлив и тактичен с клиентом, но ни один настоящий профессионал не подчинит соображениям веж¬ливости свои суждения и выводы. Обязанности аудитора по отношению к коллегам: Важнейшая характеристика любого профессионала — все¬мерная поддержка своей профессии и стремление кооперации между ее представителями. Этика поведения аудитора с коллегами определяет границы приемлемого внутрипрофессионального поведения. Так, ауди¬тор обычно стремится к увеличению своих клиентов. Но недопустимой является ситуация, когда он «отбивает» клиентов у своих коллег и при этом не может обеспечить должного качества работы в силу ее большого объема.

25. Профессионально-этические нормы АД условиях компьютерной обработки документов.

При проведении аудита в системе КОД сохраняются цель аудита и основные элементы его методологии. Экономический субъект обязан предоставить аудиторской организации необходимый доступ к системе КОД. Аудитор должжен изучить и оформить работу документом используемое проверяемым эконом субъектом: 1. обеспечение КОД техническими средствами; 2. програмнное обеспечение КОД; 3. технологическое обеспечение и др. в рабочем документе по бухгалтерскому програмнному огбеспечению должно быть указано наличие лицензии на каждый из его элементов. Аудитор должен оценить квалификацию бух персонала в области КОД: образование, курсы, самостоятельно. При оценке среды КОД аудитор должен охарактеризовать: 1. соответствие применяемой формы учета используемой системе обработки данных; 2. способ организации, хранения и обновления данных; 3. обеспечение контроля ввода данных; 4. возможность вывода на печать данных о хоз операциях и т п. аудитору необходимо убедиться в том, что: 1. регистры учета, формируемые системой КОД, соответствуют данным первичного учета. Наличие системы КОД не освобождает эконом субъект от обязанности документировать в установленном порядке факты хоз жизни; 2. отсутствуют несанкционированные изменения программного обеспечения.

26. Права и обязанности аудируемых лиц.

1. При проведении аудиторской проверки аудируемое лицо и (или) лицо, заключившее договор оказания аудиторских услуг, вправе: 1) получать от аудиторской организации или индивидуального аудитора информацию о законодательных и нормативных актах Российской Федерации, на которых основываются выводы аудиторской организации или индивидуального аудитора; 2) получить от аудиторской организации или индивидуального аудитора аудиторское заключение в срок, определенный договором оказания аудиторских услуг; 3) осуществлять иные права, вытекающие из существа правоотношений, определенных договором оказания аудиторских услуг, и не противоречащие законодательству Российской Федерации. 2. При проведении аудиторской проверки аудируемое лицо и (или) лицо, заключившее договор оказания аудиторских услуг, обязано: 1) заключать договоры на проведение обязательного аудита с аудиторскими организациями в сроки, установленные законодательством Российской Федерации; 2) создавать аудиторской организации (индивидуальному аудитору) условия для своевременного и полного проведения аудиторской проверки, осуществлять содействие аудиторским организациям (индивидуальным аудиторам) в своевременном и полном проведении аудиторской проверки, предоставлять им информацию и документацию, необходимую для осуществления аудита, давать по устному или письменному запросу аудиторов или аудиторских организаций исчерпывающие разъяснения и подтверждения в устной и письменной формах, а также запрашивать необходимые для проведения аудиторской проверки сведения у третьих лиц;

3) не предпринимать каких бы то ни было действий в целях ограничения круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении аудиторской проверки; 4) оперативно устранять выявленные аудиторами в ходе аудиторской проверки нарушения правил ведения бухгалтерского учета и составления финансовой (бухгалтерской) отчетности; 5) своевременно оплачивать услуги аудиторских организаций (индивидуальных аудиторов) в соответствии с договором на проведение аудита, в том числе в случаях, когда выводы аудиторского заключения не согласуются с позицией работников аудируемой организации, а также в случае неполного выполнения аудиторами работы по независящим от них причинам; 6) исполнять иные обязанности, вытекающие из существа правоотношений, определенных договором оказания аудиторских услуг, и не противоречащие законодательству Российской Федерации.

27. Структура и содержание аудиторского заключения.

В А заключении д б ясно и полно изложены все существенные обстоятельства, которые привели к выдаче заключения, отличного от безусловно положительного. Если возможно, д б дана стоимостная оценка влияния этих обстоятельств на отчетность (в руб). А заключение составляется на русском языке, исправления не допускаются. К нему д б приложена проверенная бух отчетность. А заключение состоит из 3 частей: вводной, аналитической и итоговой. Вводная часть. А фирма (ЮЛ) и аудитор (ПБОЮЛ) во вводной части указывают: 1. Название документа - “Аудиторское заключение”; 2. Юридический адрес и телефоны (ЮЛ) или ФИО и стаж работы аудитора (ПБОЮЛ); 3. Номер, дата выдачи лицензии, наименование органа ее выдавшего, срок ее действия; 4. Номер регистрационного свидетельства; 5. Номер расчетного (ЮЛ) или банковского счета обычно в сбербанке (пбоюл); 6. ФИО всех аудиторов, принимавших участие в проверке (ЮЛ). Аналитическая часть. Это отчет об общих результатах проверки состояния внутреннего контроля, б/у и отчетности, а также соблюдения эк субъектом зак-ва при совершении фин-хоз операций. Эта часть включает: 1. Название (“Отчет А фирмы” или “Отчет аудитора”); 2. Кому адресована (исполнительный орган эк субъекта); 3. Наименование эк субъекта; 4. Объект аудита;

5. Общие результаты проверки состояния СВК (ответственность исполнительного органа за организацию и состояние ВК, цель и характер рассмотрения состояния ВК при А, общая оценка соответствия СВК масштабу и характеру деятельности эк субъекта, описание выявленных существенных несоответствий); 6. Общие результаты проверки состояния б/у и отчетности (общая оценка соблюдения установленного порядка ведения б/у и подготовки отчетности, описание выявленных существенных нарушений); 7. Общие результаты проверки соблюдения зак-ва при совершении фин-хоз операций (цель и характер рассмотрения соответствия ряда операций зак-ву и нормативным актам, общая оценка соответствия, описание выявленных существенных несоответствий, ответственность исполнительного органа за несоблюдение зак-ва). Итоговая часть. 1. Название - “Заключение аудиторской фирмы” или “Заключение аудитора”; 2. Кому адресована (учредители или участники эк субъекта, если иное не предусмотрено договором на А проверку); 3. Наименование эк субъекта; 4. Объект аудита; 5. Указание на нормативный акт, которому должна соответствовать бух отчетность; 6. Распределение ответственности эк субъекта и А фирмы в отношении бух отчетности (эк субъект несет ответственность за подготовку и достоверность бух отчетности, а А фирма за высказанное мнение о ее достоверности); 7. Указание на нормативный акт, в соответствии с которым проводился А, краткое описаниеподхода к проведению А; 8. Изложение существенных обстоятельств, которые привели к выдаче заключения в форме, отличной от безусловноположительного и оценку, если это возможно, в стоимостном выражении влияния их на бух отчетность; 9. Мнение о достоверности отчетности; 10. Дату. Если заказчик в процессе проверки не устранил существенные нарушения, выявленные аудитором, то в итоговой части делается запись о невозможности подтверждения отчетности.

28. Международные аудиторские стандарты (МСА).

26 октября 2000 г в Москве было представлено первое официальное русское издание Международных стандартов аудита. Стандарты аудита – это документы, формулирующие единые требования, при соблюдении которых обеспечивается соответствующий уровень качества аудита и сопутствующих ему услуг. МСА предназначены для применения при аудите финансовой отчетности, но их можно адаптировать и для аудита другой информации и оказания сопутствующих услуг.

МСА содержат: основные принципы; необходимые процедуры; рекомендации по применению принципов и процедур. Обеспечено единство структуры стандартов; МСА включают в себя: - введение, где отражаются цель стандарта и задачи, стоящие перед аудитором, а также даются определения важнейших используемых терминов; - разделы, излагающие суть стандарта; - приложения (для некоторых стандартов). Возможно отступление от МСА в ситуациях с несущественными показателями или обстоятельствами. Положения о межд. Аудит. Практике разрабатываются для предоставления практической помощи аудиторам в применении МСА и не имеют силы стандартов. МСА (на момент выпуска официального перевода в редакции 1999 г. - в количестве 36) делятся на 9 групп и имеют трехзначную нумерацию; десятая группа представляет собой положение о межд. аудит. практике (ПМАП), имеющие четырехзначную нумерацию. В 1-ю группу, которая именуется «Введение», входят разделы: предисловие, глоссарий и концептуальная основа МСА. Предисловие способствует пониманию задач и методов работы КМАП (Комитета по межд. ауд. прак.), а также объема и статуса документов, разработанных этим комитетом. Назначение глоссария – ввести единообразное толкование терминов (их около 110), используемых в МСА. 2-я группа «Обязанности», раскрывает обстоятельства, при которых на аудитора и руководство аудируемого лица возлагаются определенные обязанности. 3-я и 4-я группы («Планирование» и «Система внутреннего контроля») посвящены порядку выбора стратегии аудита, изучения деят-ти клиента, определения уровня существенности аудиторских рисков. 5-я и 6-я («Аудиторские доказательства» и «Использование работы третьих лиц») содержат стандарты и рекомендации по получению аудиторских доказательств, в том числе с привлечением результатов работы аудиторских подразделений, внутренних контролеров и экспертов. 7-я и 8-я («Аудиторские выводы и заключения» и «Специальные области аудита») содержат правила составления аудиторских заключений по результатам аудита финансовой отчетности и проверки другой информации. В 9-ой группе МСА «Сопутствующие услуги» раскрыты цели, принципы, процедуры и порядок составления отчетности, которые следует соблюдать при выполнении аудитором заданий по обзору и подготовке финансовой информации, а также проведении согласованных процедур. Положения о международной аудиторской практике дают аудиторам дополнительные рекомендации путем детализации и разъяснения применения международных стандартов аудита.

29. Виды аудиторских заключений. Заведомо ложное аудиторское заключение.

Аудиторское заключение - официальный документ, предназначенный для пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц, составленный в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности и содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации или индивидуального аудитора о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица и соответствии порядка ведения его бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. Виды: 1)Безусловно положит-е –отчетность обес-ет все сущ-ные аспекты отражен Акт и Пас и фин рез-тов за отчетн период, исходя из нормат актов. 2)Условно-полож – за исключ опред обстоятельств отчетность обес-ет -//--//-. 3) Отрицательное - всвязи с опр обстоят-ми отчетность не обес-ет -//--//-. 4) отказ от выраж своего мнения - в рез опред обстоят-в ауд фирма не может выразить и не выражает такое мнение. Заведомо ложное аудиторское заключение. 1. Заведомо ложное аудиторское заключение - аудиторское заключение, составленное без проведения аудиторской проверки или составленное по результатам такой проверки, но явно противоречащее содержанию документов, представленных для аудиторской проверки и рассмотренных аудиторской организацией или индивидуальным аудитором в ходе аудиторской проверки. Заведомо ложное аудиторское заключение признается таковым только по решению суда. 2. Составление заведомо ложного аудиторского заключения влечет ответственность в виде аннулирования у индивидуального аудитора или аудиторской организации лицензии на осуществление аудиторской деятельности, а для лица, подписавшего такое заключение, также аннулирование квалификационного аттестата аудитора и привлечение его к уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

30. Правила (стандарты) АД.

Правила (стандарты) АД - единые требования к порядку осуществления АД, оформлению и оценке кач-ва А* и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации. В наст время для регулир-я АД прим-ся как м/нар, так и нац станд АД. Разделы:общие пр-пы построения, осн понят и опред, сущ-ть стандарта, практич-е прилож-я. М/н стандарты А* разраб м/н организ-я бухгалтеров в кот входят нац бухг организ >130 стран мира. Но они не превалируют над нац-ми. Нац стандарты включ в себя: 1)федер-е стандарты: цель и осн пр-пы в бухг очет-ти, документир-е А*, планирование А*, существенность в А*, аудит-е док-ва, АЗ по фин отчет-ти, оценка рисков и внутр контроль, события после отчет-й даты, образование аудитора. (Они соотв м/нар стандартам А*). 2)внутренние стандарты(ВС). Они подраздел-ся на: ВС АД действующ в аккредит-х проф объед-х аудитора, ВС АД аудит-й орг и ИА. 1ю гр стандартов разраб аудит-я палата Р и институт проф бухгалт-ов Р. ВС представл собой док-ты детализир и регламентир-е един треб-я к организ работы ауд орг, осуществл и оформл ауд-х услуг. Прим-е ВС способсв:соблюд-ю треб-й внешн аудит-х правил, уменьш трудоемкости АП, увелич V выполняемых ауд-х услуг. ВС включ след блоки:структура фирмы, технолог организ, выполняем ф-ии; стандарты расшифров-ие, доплн-ие, уточн-ие, полож Р-х правил; методики провед АП по разделам и сч б/у; организ-я сопутсв-х ауд услуг. ВС-это частьорганиз-но распорядит документац и сис-мы внутр контроля. ВС д/содержать такие реквизиты как № п/п, дата ввода в эксплуатац, назв и цель стандарта, сфера прим-я. Наличие сис-мы внутр стандартов и ее методологич-го сопровожд служит пок-м профессионализма деят-ти ауд орг. Это ее интелект-я собст-ть, ее ноу-хау.

31. Основания и порядок аннулирования квалификационного аттестата аудитора.

1. Квалификационный аттестат аудитора аннулируется в случаях, если: 1) установлен факт получения квалификационного аттестата аудитора с использованием подложных документов; 2) вступил в законную силу приговор суда, предусматривающий наказание в виде лишения права заниматься аудиторской деятельностью в течение определенного срока; 3) установлен факт несоблюдения требований статей 8 и 12 настоящего Федерального закона; 4) установлен факт систематического нарушения аудитором при проведении аудита требований, установленных законодательством Российской Федерации или федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности; 5) установлен факт подписания аудитором аудиторского заключения без проведения аудиторской проверки; 6) установлен факт, что в течение двух календарных лет подряд аудитор не осуществляет аудиторскую деятельность; 7) аудитор нарушает требование о прохождении обучения по программам повышения квалификации, установленное статьей 15 настоящего Федерального закона. 2. Решение об аннулировании квалификационного аттестата аудитора принимается уполномоченным федеральным органом. Уполномоченный федеральный орган выносит мотивированное решение об аннулировании квалификационного аттестата аудитора. 3. Лицо, квалификационный аттестат которого аннулирован, вправе обжаловать решение уполномоченного федерального органа об аннулировании квалификационного аттестата аудитора в суд в течение трех месяцев со дня получения решения об аннулировании квалификационного аттестата аудитора. 4. Лицо, квалификационный аттестат которого аннулирован по основаниям, предусмотренным подпунктами 1, 3 - 5 пункта 1 настоящей статьи, не вправе повторно обращаться с заявлением о получении аттестата на право осуществления аудиторской деятельности в течение трех лет со дня принятия решения об аннулировании квалификационного аттестата аудитора. Лицо, квалификационный аттестат которого аннулирован по основаниям, предусмотренным подпунктом 2 пункта 1 настоящей статьи, не вправе повторно обращаться с заявлением о получении аттестата на право осуществления аудиторской деятельности в течение срока, предусмотренного вступившим в законную силу приговором суда.

32. Ответственность аудиторов и АО за качество проверок и услуг.

Если аудиторская фмрма представила заведомо ложное заключение, то за это ст 11 закона «об АД» предусматривает ответственность. В этом случае у ИА или АО анулируется лицензия, а у лица, подписавшего такое заключение, - квалификационный аттестат аудитора с последующим привлечением последнего к уголовной ответственности. Ответственность аудитора опр-ся преждего всего его обязанностями по отношению к государству и лицензирующим органам. Поэтому рассмотрение данного вопроса целесооразно начать с обязанностей аудитора. Основной целью АД явл установлние достоверности бух (фин) отчетности эконом субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хоз операций нормативным актам, действующим в РФ. Аудиторская проверка явл документальной и ожватывает только те операции эконом субъекта, которые нашли свое отражение в представленных для проверки документах. До момента признания арбитражным судом сделки недействительной она рассматривается аудиторами в качестве действительной, если оформлена документально надлежащим образом и не находится в явном противоречии с законодательством и учередительными документами проверяемого эконом субъекта. Хозяйственные операции, не оформление документально, явл сферой дея-ти налоговой полиции, а также других правоохранительных органов, осуществляющих оперативно-разыскную дея-ть. Аудиторы, помимо общегражданской ответственноси , несут и профессиональную ответственность. Подобная ответственность характерна для профессий врача, адвоката, бухгалтера, аудитора. Частным случаем профессиональной ответственности аудитора явл ответственность за не неквалифицированное проведение проверки.

33. Основные функции уполномоченного федерального органа гос регулирования АД.

1. Функции федерального органа государственного регулирования аудиторской деятельности осуществляет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, определяемый Правительством Российской Федерации. Положение о федеральном органе утверждает Правительство Российской Федерации. 2. Основными функциями уполномоченного федерального органа являются: издание в пределах своей компетенции нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность; организация разработки и представление на утверждение Правительству Российской Федерации федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности; организация в установленном законодательством Российской Федерации порядке системы аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов в Российской Федерации, лицензирование аудиторской деятельности; организация системы надзора за соблюдением аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами лицензионных требований и условий; контроль за соблюдением аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности; определение объема и разработка порядка представления уполномоченному федеральному органу отчетности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов; ведение государственных реестров аттестованных аудиторов аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, профессиональных аудиторских объединений и учебно-методических центров в соответствии с положением о ведении реестров, утверждаемым уполномоченным федеральным органом, а также предоставление информации, содержащейся в реестрах, всем заинтересованным лицам; аккредитация профессиональных аудиторских объединений.

34. Контроль качества аудиторских проверок и услуг.

Система контроля качества работы аудиторской организации должна включать: а) соблюдение профессиональными сотрудниками аудиторской организации требований независимости, честности, объективности, конфиденциальности и профессиональной этики; б) укомплектование аудиторской организации профессиональными сотрудниками, обладающими знаниями, умениями и навыками, необходимыми для надлежащего выполнения ими своих обязанностей; в) поручение аудиторских заданий профессиональным сотрудникам, квалификация которых соответствует особенностям этих заданий; г) выполнение всех видов работ в ходе аудита на основе направляющих указаний, текущего контроля и проверки выполненной работы таким образом, чтобы это отвечало необходимым требованиям качества; д) получение сотрудниками при недостатке опыта или знаний в конкретных обстоятельствах соответствующих консультаций как внутри аудиторской организации, так и вне ее; е) разработку и применение в аудиторских организациях на постоянной основе процедуры подбора и отклонения клиентов; ж) осуществление мероприятий по регулярным проверкам надежности и эффективности функционирования внутрифирменной системы контроля качества работы; з) принятие необходимых мер в отношении сотрудников аудиторской организации в случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения ими возложенных на них обязанностей. Руководитель аудиторской организации обязан утвердить до начала аудита руководителя и старших аудиторов конкретной проверки, что должно быть отражено в общем плане аудита. Руководитель проверки и старшие аудиторы обязаны проанализировать профессиональные способности рядовых участников проверки, спланировать работу, которая может быть им поручена, и определить специфику и объем направляющих указаний, текущего контроля и проверок выполненных работ. Текущий контроль работы исполнителей состоит из руководящих указаний, которые должны соответствовать общему плану аудита, включая расчеты затрат времени на проведение аудита, и программе аудита, а также проверки выполненной работы. Профессиональные сотрудники, осуществляющие текущий контроль, выполняют следующие функции в ходе аудита: а) проверяют, обладают ли исполнители необходимыми знаниями, умениями и навыками для выполнения порученной им работы; б) проверяют, понимают ли исполнители соответствующие направляющие указания; в) выясняют, соответствует ли выполняемая работа общему плану аудита и программе аудита; г) выявляют существенные проблемы, связанные с бухгалтерским учетом и аудитом, встречающиеся в ходе аудита, дают им оценку и принимают в связи с этим в пределах своих полномочий решения о корректировке общего плана аудита и программы аудита; д) принимают в пределах своих полномочий решения, основанные на профессиональном суждении аудитора, в случаях, когда однозначно и жестко определить порядок действий аудитора не представляется возможным, либо принимают решения о необходимости прибегнуть к консультациям. При проверке результатов следует основное внимание уделять следующим вопросам: а) выполнялась ли работа в соответствии с программой аудита; б) документировались ли надлежащим образом проделанная работа и ее результаты; в) все ли существенные замечания, возникшие по ходу проверки, были прояснены и нашли отражение в выводах аудитора; г) достигнуты ли цели соответствующих аудиторских процедур; д) вытекают ли сделанные аудитором выводы из полученных им результатов и служат ли результаты работы основой для мнения аудитора. В ходе аудита сотрудники, отвечающие за проверку результатов работы, обязаны регулярно выполнять следующие действия: а) следить за ходом выполнения общего плана аудита и программы аудита; б) производить оценки внутрихозяйственного риска, риска средств контроля, в том числе по итогам тестирования средств контроля, риска необнаружения, и при необходимости вносить в пределах своей компетенции корректировки в общий план аудита и программу аудита; в) следить за надлежащим документированием аудиторских доказательств, полученных в результате аудиторских процедур по существу, и проверять правильность выводов, сделанных по ходу работы, в том числе по итогам проведенных консультаций; г) выяснять и оценивать степень влияния отмечаемых в ходе аудита ошибок и искажений и рекомендуемых в связи с этим исправлений на достоверность бухгалтерской отчетности проверяемого экономического субъекта. Руководители аудиторской организации могут поручать проверку результатов проделанной работы не только членам той группы сотрудников, которые проводили аудит у данного экономического субъекта, но и другим специалистам, обладающим необходимой квалификацией. Такая независимая параллельная проверка в рамках аудиторской организации рекомендуется в случае аудита крупных и сложных экономических субъектов.

35. Права аккредитованных профессиональных аудиторских объединений.

Аккредитованное профессиональное аудиторское объединение - саморегулируемое объединение аудиторов, индивидуальных аудиторов, аудиторских организаций, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях обеспечения условий аудиторской деятельности своих членов и защиты их интересов, действующее на некоммерческой основе, устанавливающее обязательные для своих членов внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности и профессиональной этики, осуществляющее систематический контроль за их соблюдением, получившее аккредитацию в уполномоченном федеральном органе. Аккредитованные профессиональные аудиторские объединения имеют право: участвовать в аттестации на право осуществления аудиторской деятельности, проводимой уполномоченным федеральным органом; в соответствии с квалификационными требованиями уполномоченного федерального органа разрабатывать учебные программы и планы, осуществлять профессиональную подготовку аудиторов; самостоятельно или по поручению уполномоченного федерального органа проводить проверки качества работы аудиторских организаций или индивидуальных аудиторов, являющихся их членами; по итогам проведенных проверок применять меры воздействия к виновным лицам и (или) обращаться в уполномоченный федеральный орган с мотивированным ходатайством о наложении взыскания на таких лиц; ходатайствовать перед уполномоченным федеральным органом о выдаче претендентам квалификационных аттестатов аудитора; ходатайствовать перед уполномоченным федеральным органом о приостановлении действия и аннулировании квалификационного аттестата аудитора в отношении своих членов; ходатайствовать перед уполномоченным федеральным органом о выдаче, приостановлении действия и аннулировании лицензии в отношении своих членов; обращаться в совет по аудиторской деятельности с предложениями по регулированию аудиторской деятельности; содействовать развитию профессии аудитора и повышению эффективности аудиторской деятельности в Российской Федерации; защищать профессиональные интересы аудиторов в органах государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, судах и правоохранительных органах; разрабатывать и издавать литературу и периодические издания по аудиту и сопутствующим ему услугам; представлять интересы аудиторов в международных профессиональных организациях аудиторов; осуществлять иные функции, определенные уполномоченным федеральным органом.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  60  61  62   ..