Главная      Учебники - Экономика     Лекции по маркетингу - часть 9

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  375  376  377   ..

 

 

Ценообразование в лесной промышленности

Ценообразование в лесной промышленности

ЛИТЕРАТУРЫ
  1. Постановление Комитета цен при Минэкономики РФ от 27 марта 1992 №7

  2. Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды» от 19 декабря 1991 г. №2061-1

  3. «Основы лесного законодательства РФ» приняты постановлением Верховного Совета Российской Федерации 6 марта 1993 г.

  4. «Деревообрабатывающая промышленность» 2002, №1

  5. Цены и ценообразование: Учебник для вузов / Под ред. И.К.Салимжанова. – М.: ЗАО «Финстатинформ», 1999.

  6. Ценообразование. Учебное пособие / Под ред. Сальникова В.П. – СПб.: Фонд «Университет», 2000.

  7. Кожинов В.Я. Бухгалтерский учет: Пособие для начинающих. – М.: «Экзамен», 2001.


27




9



СОДЕРЖАНИЕ


Введение

2

Понятие цены, принципы ценообразования в промышленности

3

Технико-экономическая характеристика ЛПК

5

Виды и структура цен, методика их разработки и нормативного утверждения

8

Роль ценообразования в стимулировании внедрения новой техники

Влияние цены на результаты коммерческой деятельности

Ценообразование в условиях рыночной экономики

Выводы и предложения

Список литературы

ВВЕДЕНИЕ


Лесопромышленное производство в России являет­ся самым распространенным и прибыльным.

Архангельская область занимает 2 место по доставке древесины, производству деловой древесины, 1 место по производству целлюлозы, экспорту леса, 5 место по производству бумаги. Архангельский порт является крупнейшим портом по вывозу древесины.

Цель этой работы - рассмотреть в различных аспектах ценообразование и влияние цен на развитие промышленности, делая упор на лесной комплекс.


ПОНЯТИЕ ЦЕНЫ, ПРИНЦИПЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ


Цена - многофункциональное экономическое явление, ведущая рыночная категория. Изменение цены часто влечет за собой серьезные экономические и даже политические последствия.

Цена обычно определяется как количество денег, за которое продавец согласен продать, а покупатель готов купить единицу товара или услуги, эквивалент обмена товара на деньги.

Сущность цены, ее экономическая природа проявляются в двойной роли, которую играет цена на рынке. Она выступает как:

- индикатор, отражающий политику и конъюнктуру рынка (соотношение спроса и предложения, торговый и экономический риск, кредитно-финансовую ситуацию, степень конкурентности на рынке и т. д.);

- маркетинговый регулятор рынка, с помощью которого осуществляется воздействие на спрос и предложение, структуру и емкость рынка, покупательную способность рубля, оборачиваемость товарных запасов и т. д. В качестве регулятора цены позволяют ограничивать потребление ресурсов и являются мотивацией для производства.

Рыночная цена выполняет различные функции. Цена - это посредник и соизмеритель при обмене товаров на деньги. Цена - важный показатель конъюнктуры рынка, фактор уровня, структуры и соотношения спроса и предложения, территориального размещения производства. Цена - инструмент образования прибыли и управления эффективностью, фактор налогообложения. Цена - это главная составляющая инфляционных процессов, средство влияния на инвестиционную политику (повышение цен часто ведет к росту привлекательности инвестиций). Цена - мощный фактор уровня жизни населения, влияющий на рынок труда, объем и структуру потребления, уровень реальных доходов различных социальных групп. И, наконец, цена - это орудие конкурентной борьбы.

Принципы ценообразования в промышленности соответствуют общим принципам ценообразования:

  • принцип научности обоснования цен

  • принцип целевой направленности цен

  • принцип непрерывности процесса ценообразования

  • принцип единства ценообразования и контроля над соблюдением цен

Принцип научности обоснования цен состоит в учете при ценообразовании объективных экономических законов развития рыночной экономики и, прежде всего, закона стоимости, законов спроса и предложения, а также в прогнозировании и анализе изменений конъюнктуры рынка. Научность обоснования цен во многом зависит от полноты полученной информации.

Принцип целевой направленности цен состоит в определении приоритетных экономических и социальных проблем, которые могут решаться с помощью цен. Целевые приоритеты и целевая направленность цен изменяются на каждом этапе развития экономики.

Принцип непрерывности процесса ценообразования проявляется в следующем. Во-первых, в своем движении от сырья до готового изделия продукция проходит ряд этапов, на каждом из которых она имеет свою цену. Во-вторых, в действующие цены постоянно вносятся изменения и дополнения в связи со снятием с производства устаревших товаров и освоением новых.

Принцип единства ценообразования и контроля над соблюдением цен состоит в государственном регулировании цен на продукцию и услуги. Цель контроля – проверка правильности применения установленных законодательством общих для всех принципов и правил ценообразования. В случае нарушения дисциплины цен на предприятии на виновников налагаются административные и экономические санкции.


Основным принципиальным отличием образования цен на промышленную продукцию от цен на товары и услуги других отраслей народного хозяйства является ее структура и методы определения.


ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛПК

(на 1 января 2002 года)


Лесопромышленный комплекс (ЛПК) России – один из важнейших секторов ее экономики. Его относительная доля в промышленности страны в настоящее время составляет 4%, а в Архангельской области – 50% промышленности региона. ЛПК России обладает 3% ОФ промышленности страны. Объем инвестиций в ЛПК (за счет всех источников финансирования) составляет около 4% общего объема инвестиций в промышленность страны. В настоящее время лесопромышленной деятельностью занимаются более 26 тыс. предприятий (8,3% общей численности работников промышленности).

Перемены, происходившие в России с 1991 по 1995 годы, негативно отразились и на ЛПК.

Объем вывозки древесины по странам мира, млн. куб. м.


Страны Годы
1988 1990 1994 1994 к 1988 г., %
США 529 513 516 97,5
Канада 180 181 180 100
Бразилия 252 261 265 105,2
Китай 280 280 282 100,7
Россия 354,3 303,8 174,6 49,3

Начиная с 1998 г. в ЛПК складываются положительные тенденции

Итоговые показатели работы ЛПК

за 1998-2000 гг.


Показатель

1998

1999

2000

2000 к 1998, в %






Объем, тыс.м3:

вывозки древесины

производства деловой древесины

производства круглых лесоматериалов


78300


63970


58609


90052


75788


69095


94817


80600


73000


121,1


126,0


125,0


В настоящее время финансово-экономическое положение ЛПК крайне сложное. Объем кредиторской задолженности превысил объем выпуска товарной продукции на 4 млрд. руб.

Основные причины низкой конкурентоспособности деревообрабатывающей промышленности: высокий износ и моральное старение имеющегося парка технологического оборудования. Относительная доля оборудования с чрезмерно большим сроком использования (15-20 лет и более) составляет от 50 до 90 %.

Относительная доля товарной продукции целлюлозно-бумажной промышленности в год в общем объеме выпуска составляет примерно 46 %. ЦБП является высокотехнологической отраслью, работающей на возобновляемом сырье. Годовой объем производства бумаги и картона на душу населения в России в 8-12 раз ниже уровня в таких странах, как Швеция, Финляндия, Канада, США. В 2000 г. объем производства целлюлозы, бумаги, картона превысил уровень 1999 г. на 15 %. Увеличение объема производства в ЦБП достигнуто путем повышения коэффициента использования производственных мощностей.

Несмотря на рост тарифов на электроэнергию, топливо, транспортные услуги, введение экспортных пошлин на продукцию ЦБП, рентабельность производства на ее предприятиях осталась достаточно высокой.

Проблемы вызывает техническое состояние основного технологического оборудования. Более 60% основных видов оборудования имеют возраст более 30 лет. Несмотря на то, что в последние 2 года наблюдался существенный рост объема инвестиций в техническое перевооружение комбинатов, состояние основных фондов на большинстве комбинатов остается тяжелым.

В 2001 г. были следующие направления инновационной деятельности в ЛПК: реализация Федеральной Целевой Программы «Развитие лесопромышленного комплекса РФ»; разработка программ технологического развития подотрослей ЛПК; проведение прикладных исследований; реализация инновационных проектов и дополнительных НИОКР, финансируемых из средств Министерства промышленности, науки и технологий России. (Лимит суммы на НИОКР составлял 67 млн. руб.)

В инвестиционной сфере основными источниками финансирования капитальных вложений являлись собственные средства предприятий (амортизационные отчисления и прибыль). В 2001 г. объем инвестиций в ЛПК за 9 месяцев (январь-сентябрь) составил 11,22 млрд. руб. (в том числе за счет собственных средств – 9,82 млрд. руб.), что составило 80% по сравнению с 2000 г.


ВИДЫ И СТРУКТУРА ЦЕН


Поскольку цена обслуживает оборот по реализации и/или приобретению товаров, то соответственно в цене в одинаковой мере должны быть учтены интересы и производителя, и потребителя продукции, что, в свою очередь, зависит от того, где, когда и при каких условиях совершается сделка (покупка-реализация).

Для стоимостной оценки результатов сделки и затрат используются различные виды цен.

В зависимости от того, какой признак взят для классификации, все виды цен можно разделить на различные группы. (см. рис.1)


Несмотря на множество цен, действующих на рынке, они между собой взаимосвязаны. Стоит только внести изменения в уровень одной цены, как эти изменения обнаруживаются в уровнях других цен.

СТРУКТУРА ЦЕНЫ


Структура цены зависит от каналов движения товара и особенностей налогообложения деятельности, связанной с его производством и реализацией. При формировании цены в нее включаются: себестоимость продукции и доход производителя, доход оптовика, доход розничного продавца и потоварные налоги. В настоящее время в России существует три вида потоварных налогов, выделяемых в составе цены: акциз, налог на добавленную стоимость (НДС) и налог с продаж.

Акциз – это косвенный налог, которым облагаются отдельные товары и услуги. Акцизы бывают адвалорными и специфическими (также как и таможенные пошлины). Адвалорные акцизы устанавливаются в процентах к стоимости продукции, определяемой в соответствии со статьей 40 Налогового кодекса без учета акциза, НДС и налога с продаж. Примером адвалорного акциза может быть акциз на ювелирные изделия. Специфические акцизы устанавливаются в абсолютных (денежных) суммах на единицу измерения, например, акциз на пиво (с содержанием этилового спирта в пределах от 0,5 до 8,6% по объему) составляет 1 рубль на литр продукции. Основными объектами налогообложения являются реализация подакцизной продукции производителями, а также реализация подакцизной продукции с акцизных складов алкогольной продукции Розничные продавцы акцизы не платят.

Важно отметить, что ставки специфических акцизов могут изменяться с течением времени в связи с инфляцией (или дефляцией). Например, в 2002 году все специфические ставки будут увеличены на 12%. Изменение ставок оформляется федеральным законом, изменяющим 22 главу Налогового кодекса. Со временем изменяется и список подакцизных товаров.

Налог на добавленную стоимость – это косвенный налог, которым облагаются все товары и услуги. Ставки НДС выражаются в процентах к цене продукции без учета НДС. Основная ставка, по которой происходит обложение налогом, составляет 20%. Часть товаров (продовольственные товары и товары для детей) облагается по льготной ставке в 10%. Перечень товаров, облагающихся НДС по льготной ставке, приводится в части второй Налогового кодекса. Кроме того, некоторые товары, например, сельскохозяйственная продукция, вовсе не облагается налогом. Также некоторые юридические и физические лица, занимающиеся реализацией товаров, работ, услуг, не являются плательщиками НДС.

Налогом на добавленную стоимость должна облагаться лишь добавленная стоимость, а не весь оборот. Поэтому производится возмещение плательщикам НДС налога, уплаченного по ценностям, приобретенным для производства товара.

Если товар не облагается акцизом, то оптовая цена предприятия совпадет с отпускной, и структура цены упростится. При наличии нескольких оптовых посредников будет существовать соответствующее количество однотипных элементов: покупная цена оптового посредника и продажная цена оптового посредника. Сельскохозяйственная продукция не облагается не только акцизами, но и НДС. Поэтому структура закупочной цены будет еще проще: она состоит только из себестоимости и прибыли. Если в цену продукции уже входит НДС, то его можно вычислить используя расчетную ставку. Ставке налога в 20% соответствует расчетная ставка НДС в 16,67%, ставке 10% - 9,09%

Оптовая (снабженческо-сбытовая) надбавка – доход оптовика. Она состоит из двух элементов: издержек обращения и прибыли оптовика. Надбавка рассчитывается довольно сложным образом. Надбавка начисляется к отпускной цене без НДС, а затем добавляется НДС как производителя, так и посредника. При этом налогооблагаемой базой посредника является сумма надбавки, а ставкой – ставка производителя. Надбавка, конечно, может быть выражена не только в процентах к оптовой цене, но и в рублях.

Торговая надбавка – доход розничного продавца. Она состоит из трех элементов: издержек обращения, прибыли торговой организации и НДС. НДС рассчитывается по расчетной ставке (16,67% или 9,09%). Надбавка начисляется к продажной цене оптовика с учетом НДС.

Налог с продаж – это косвенный налог, которым облагаются товары, реализуемые через розничную торговлю. Ставки налога с продаж назначаются региональными администрациями и поэтому могут варьироваться по субъектам федерации, однако федеральным законодательством установлен верхний предел ставок налога с продаж на уровне 5%. Фактически в большинстве субъектов федерации ставка так или иначе оказалась установлена на максимальном уровне. Реализация ряда товаров освобождена от обложения данным налогом на всей территории РФ.


Базовый, или установленный, уровень цены может быть скорректирован различными видами скидок (наценок). Наибольшее распространение получили следующие:

- скидки за оплату наличными;

- сезонные