Главная      Учебники - Экономика     Лекции по маркетингу - часть 5

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  646  647  648   ..

 

 

Измерение рыночной власти в отрасли

Измерение рыночной власти в отрасли

Содержание

Введение

1.

1.1

1.2

1.3

2.

2.1

2.2

2.3

2.4

2.5

3.

3.1

3.2

3.3

3.3.1 Совершенствование системы управления маркетингом

3.3.2 Расчет экономического эффекта от предложенных мероприятий

заключение

Список литературных источников

Приложения

Наименование показателя

1999 г

2000 г

2001 г

2002 г

2003 г

1 кв 04 г

Объем производства продукции, единиц (тн)

2739

2882

5008

6022

7499

1681

Среднегодовая цена продукции, руб. за ед. с НДС и акцизом

5251

9640

8104

7755

7998

12039

Объем выручки от продажи продукции (работ, услуг), руб.

16 832

25 682

39 320

50 517

56 673

19744

Доля от общего объема выручки

29

37

31

29

33

35

Наименование показателя

1999 г

2000 г

2001 г

2002 г

2003 г

1 кв 04 г

Объем производства продукции, единиц (тыс. дал)

812

669

1183

1492

1296

227

Среднегодовая цена продукции, руб. за ед. с НДС и акцизом (руб./дал)

35

48

66

75

81

87

Объем выручки от продажи продукции (работ, услуг), руб.

28 650

32 441

77 556

111 521

104 847

19550

Доля от общего объема выручки

51

47

61

64

62

60

№ п/п

Наименование

Страна регистрации

Объем проданной продукции (работ, услуг)

Доля на рынке, %

1999 г

2000 г

2001г

2002 г

2003г

1

ОАО “Брянскпив

Россия

143263 тыс. р

16

11,5

16,5

19

18

2

ОАО “Балтика”

Россия

20

21

20

19

18

3

ОАО “Тульское п

Россия

10

16

23

25

24

4

Белорусские производители (Речица, Оливария)

Белоруссия

21

16

14

14

8

Марка

%

Марка

%

Свень

55.2

Титан

33.7

Успех

53.4

Наше

28.6

Байкер

43.3

Extrim

26

Московское

37.3

Ячменный колос

22.4

Годы

Объем товарной продукции, тыс. руб.

Темп роста

Объем реализац., тыс.тг

Отклонения

Базис.%

Цепн.%

Базис. %

Цепн.%

2001

361603

-

-

338700

-

-

2002

350814

-3

-3

361421,9

6,7

6,7

2003

481720

33,2

37,3

509100,3

40,9

50,3

Статья

На 01.01.02

На 01.01.03

АКТИВ

1. Оборотные активы

2. Денежные средства и их эквиваленты

11,775

6,310

3.Расчеты с дебиторами

0,298

6,137

1. Запасы и прочие оборотные активы

-

-

2. Итого по разделу 1

12,073

12,447

3. 2. Внеоборотные активы

4. Основные средства

3,179

3,006

5. Прочие внеоборотные активы

-

-

6. Итого по разделу 2

3,179

3,006

7. Всего активов

109,550

137,453

ПАССИВ

8. 1. Привлеченный капитал

9. Краткосрочные пассивы

72,176

85,716

10. Долгосрочные пассивы

-

-

11. Итого по разделу 1

72,176

85,716

Собственный капитал

Уставной капитал

5,597

5,597

Фонды и резервы

-

-

Итого по разделу 2

5,597

5,597

Всего источников

109,550

137,453

2003год

План. выпуск (тыс. дал)

Фактический выпуск (тыс. дал)

В том числе в счет плана

Январь

74,75

72

72

Февраль

74,75

82,2

74,75

Март

74,75

95

74,75

Апрель

174,4

190

174,4

Май

174,4

225,8

174,4

Июнь

200

220

200

Июль

200

280

200

Август

200

280

200

Сентябрь

174,4

215

174,4

Октябрь

74,75

102,66

74,75

Ноябрь

74,75

88,7

74,75

Декабрь

74,75

68

68

Итого

1571,7

1919,36

1562,2

2.5. Анализ качества

Органолептические показатели качества продукции (пиво)

Наименование изделия

Плановый выпуск, тыс. дал

Фактический выпуск, тыс. дал (2003 г)

Выполнение плана, %

Зачтено в ассортимент, тыс.дал

1. Пиво всего, в т.ч.

1510

1631,36

108

1500,57

Свень

1000

1100

110

1000

Титан

160

163,04

102

160

Успех

100

90,57

96

90,57

Байкер

90

107,05

90,6

90

Московское

70

72,3

103,3

70

Наше

55

58,17

105,8

55

Ячменный колос

35

40,23

114,9

35

2. Безалкогольные напитки всего, в т.ч.

250

288

115,2

232,8

Квас

150

138,8

92,53

132,8

Безалкогольное пиво

100

149,2

149,2

100

Итого

1760

1919,36

109

1733,37

Показатели

Норматив (max. оценка)

2002 г .

2003 г .

Отклонение

Прозрачность

3

3

3

Цвет

3

1,5

2

+0,5

Вкус

5

3

5

+2

Хмелевая горечь

5

4

4

Аромат

4

3

4

+1

Пенообразование

5

4,5

4

-0,5

Итого

25

19

22

+3

Пиво, получившее сумму баллов по всем показателям 22-25 баллов, оценивают как отличного качества, 19–21 баллов – хорошего качества, 13-18 баллов – удовлетворительного качества, а при 12 и ниже – плохого качества.

Как видно из таблицы 2.8 в 2003 году качество продукции улучшилось и в итоге составило 22 балла, по сравнению с 2002 годом. В целом картина изменилась не существенно, количество баллов по таким показателям как прозрачность, хмелевая горечь остались на прежнем уровне. По некоторым показателям имеются отклонения, но в целом они не отразились на качестве продукции.

Много сделано на заводе по улучшению оформления продукции. Удачно разработаны этикетки, кроненпробка.(см. Приложение 3)

Сегодня бутылочное пиво имеет привлекательный вид. Однако над проблемой совершенствования упаковки работают специалисты завода. Сегодня бутылочная продукция завода может отгружаться в торговую сеть как в пластмассовых ящиках, так и в термоусадочной упаковке. Продукция акционерного общества «Брянскпиво» ежедневно развозится по торговым предприятиям города, оптовым базарам собственным автотранспортом. Рядом с заводом имеется заводской торговый дом, где всегда в продаже пиво и безалкогольные напитки в ассортименте без торговых наценок.

Предприятие располагает производственной лабораторией аттестованной на техническую комплектность и право проведения испытаний на закрепленной номенклатуре.

Деятельность лаборатории регламентируется “Положением о лаборатории, утвержденным в установленном порядке, Законами Республики Казахстан”, “О единстве измерений”, “О стандартизации и сертификации”, “О защите прав потребителей”. Согласно Положения основной задачей лаборатории является контроль качества поступающего сырья и готовой продукции. При проведении измерений лаборатория руководствуется Государственными стандартами, стандартами Республики Казахстан, нормирующими требования к продукции и регламентирующими методиками выполнения измерений. Производственная лаборатория оснащена необходимым оборудованием, химическими реактивами и оборудованием для проведения микробиологических исследований качества продукции.

Наряду с повышением ассортимента и качества продукции, уменьшение затрат на производство во многом определяет конкурентоспособность предприятия, устойчивость его финансового состояния, платежеспособность и кредитоспособность как клиента банка.

3. Разработка предложений по совершенствованию деятельности на ОАО «Брянскпиво»

3.1 Факторы, оказавшие влияние на изменение размера выручки от продажи товаров от основной деятельности

На показатели финансово-хозяйственной деятельности существенное влияние оказали решения государственных органов, а именно увеличение ставки акциза в 2003 году на пиво до размера 1.4 руб./литр (в 2002 году было 1.12 руб./литр). В итоге, из-за повышения ставки акциза, оптовые цены на пиво выросли на 3%. С 1 января 2004 года вновь повысилась ставка акциза до уровня 1.55 руб./литр. В результате чего, оптовые цены у производителей выросли на 2%. В результате данных решений происходит рост цен реализации готового продукта в розничной сети и, как следствие, сокращение спроса, что в свою очередь снижает объемы продаж и доходы предприятия. К тому же рост акцизов на крепкий алкоголь происходит более медленными темпами и, как результат этого, наблюдается более медленный рост производства и потребления пива чем в предыдущие года, так как вино и водка являются товарами - заменителями пива. Степень влияния данного фактора составляет 70%.

Сокращение доходов, вызванное увеличением ставок акциза, сокращает долю средств направляемых на модернизацию оборудования и совершенствование технологии производства. А с учетом высоких ввозных таможенных пошлин на оборудование для пивоваренной промышленности, которое в РФ не производится, решения государственных органов приводят в конечном итоге к торможению развития пивоваренной индустрии в целом по РФ. Степень влияния 30%.

3.2 Развития в сфере основной деятельности предприятия

В настоящее время рынок пива является одним из самых перспективных и быстрорастущих. Несмотря на то, что в последнее время происходит замедление развития пивоваренной отрасли, бурный рост которой наблюдался в течение последних трех лет, рост пивоваренной отрасли к 2007 году будет равен 17%.

Развитие рынка предполагает ужесточение конкуренции производителей, их борьбу за потребителя.

Для дальнейшего роста предприятия в первую очередь необходимо увеличение производственных мощностей.

Сегодня большую эффективность для выживания и работы на рынке даст, прежде всего, снижение внутренних издержек, стабильность качества и расширение брендовой площади.

На данный момент ОАО “Брянскпиво” имеет долю продаж в общем, объеме реализации пива по г. Брянску и Брянской области равную 18,0% (по состоянию за 2003 год).

Стратегическая задача ОАО “Брянскпиво” увеличить свою долю на рынке г. Брянска и Брянской области к 2006-2007 годам на 20% и довести её до 38,0%. Данная задача важна, так как местный рынок для всех мелких, средних, да и крупных заводов-производителей является важнейшим рынком. ОАО “Брянскпиво” расположено в Брянске, следовательно, имеет значительно больше шансов продвигать свою продукцию именно здесь.

Потребители знают о продукции нашего предприятия, многие из них являются ее приверженцами.

В отличие от других производителей, мы на местном рынке будем иметь преимущества в минимизации транспортных издержек по доставке пива клиентам.

Отдача с каждого вложенного рубля в рекламные мероприятия по местному рынку будет также выше, чем в других регионах.

Другим сегментом продаж являются потребители из соседних областей. На данный момент идет сотрудничество с клиентами из 7 близлежащих регионов, это: Калужская, Курская, Орловская, Тульская, Смоленская, Белгородская, Владимирская, Московская области.

Работа с клиентами именно из этих областей объясняется относительной их территориальной близостью к г. Брянску.

К 2007 г. по оценкам объемы потребления пива в Брянской обл. возрастут на 17% и достигнут 55 л. на одного человека в год (это сопоставимо с потреблением пива по РФ в целом 55 л. на одного человека в год).

Основными конкурентами в нашей ценовой нише тарированного пива на рынке Брянска и области являются продукты пивоваренных компаний г. Тулы, г. Курска, Белорусских производителей, продукция, выпускаемая под торговой маркой “Толстяк”, “Балтика”.

Потенциальными конкурентами в ближайшее время станет продукция ОАО “Ярпиво”.

На рынке разливного пива мы конкурируем с продукцией ООО “Пегас” и белорусских производителей, а так же “Ярпиво” и “Толстяк”.

3.3 Разработка предложений по совершенствованию

маркетинговой деятельностью на ОАО «Брянскпиво» и их расчеты

3.3.1 Совершенствование системы управления маркетингом

Предприятию необходимо продумывать маркетинговый план, который предусматривает особое обслуживание нескольких крупных заказчиков, которые составляют большую часть бизнеса, то есть тех 20%, которые дают возможность предприятию поддерживать свой бизнес на должном уровне. Менеджеры высшего звена часто поддерживают личные контакты с менеджерами фирмы – покупателя одного с ними ранга и на постоянной основе курируют отношения с этими заказчиками. При потере крупного клиента пива за это непосредственно возлагается на высшее руководство фирмы. Чтобы избежать таких потерь, необходимо принять к действию следующие меры.

1. Расширение сбытовой команды.

2. Подготовка и обучение сбытового персонала.

3. Приобретение более полных знаний по существующим рынкам, на которых работает фабрика.

4. Изучение и анализ потенциальных рынков.

5. Ежеквартально проводить опросы покупателей, как в крупных универмагах, так и в магазинах для выявления покупательских предпочтений.

6. Отделу маркетинга и сбыта необходимо вести учет спроса на каждый вид товара и принимать план, опираясь на полученную статистику.

7. Отсутствие информации о предприятии в СМИ неблагоприятно сказывается на её имидже, а так же влияет на спрос товаров , поэтому перед выводом на потребительский рынок новых товаров необходимо провести широкомасштабную рекламную кампанию.

8. При затаривании складов выпущенной продукцией провести 1-2 недельную распродажу со снижением цен, можно приурочить распродажу к какому – либо празднику или событию в общественной жизни города, страны и т.д., обязательно используя информационную поддержку СМИ.

9. Разработка новых товаров с предварительным изучением нужд и потребностей потенциальных клиентов.

10. Ежемесячно выделять средства для проведения рекламных мероприятий.

Расширение сбытовой команды . Службу сбыта можно организовывать по-разному – по виду товара, географическим регионам, заказчикам или фазам процесса продаж. Независимо от того, какой подход используется, руководство должно определить размер каждой территории и назначить продавцов, отвечающих за эти территории, так как организация службы сбыта по типу товара или заказчикам резко снижает эффективность использования рабочего времени службы, если только типы заказчиков или товара не сгруппированы по территориям. Такая картина очень хорошо видна на ОАО «Брянскпиво».

Решения по территориям рекомендуется принимать в нескольких случаях:

1. Организация нового подразделения

2. Освоение новой продукции

Следующим шагов в совершенствовании управления маркетинговой деятельностью на ОАО «Брянскпиво» может быть - подготовка и обучение сбытового персонала, т.е. это - приобретение более полных знаний по существующим рынкам, на которых работает предприятие; изучение и анализ потенциальных рынков.

Чтобы изучение и анализ спроса на товары ОАО «Брянскпиво» были как можно более продуктивны, необходимо разработать систему изучения спроса.

1. Для начала нужно провести сегментирование рынка, каждый сегмент постараться разбить на подсегменты и затем изучить потребности, нужды, мотивации, перспективы. Необходимо сегментировать рынок, исходя из нескольких признаков сегмента.

Такая информация может быть полезна при планировании рекламной кампании – зная, какой сегмент является потребителем тех или иных видов продукции, мы продвигаем для соответствующего сегмента соответствующий класс продукции. А при выпуске нового товара на рынок мы узнаем, кто является потенциальным потребителем, что позволит более точно «подогнать» характеристики продукта под требования покупателей.

Сегментирование желательно проводить по следующим критериям:

¨ Возраст и пол

¨ Образование

¨ Уровень дохода

¨ Стиль, образ жизни

¨ Затраты на пиво: частота покупок, средняя сумма разовой покупки

¨ Потребительские предпочтения:

(a) Требования к качеству, внешнему виду

(b) ценовые предпочтения

(c) место приобретения

2. Одним из методов определения приоритетности изделия с точки зрения интересов покупателей является анкетирование, которое позволяет выяснить степень и мотивы предпочтения при выборе товара. Здесь можно применить следующие методы изучения спроса:

I. Опрос посетителей на выставках – продажах и специализированных выставках, распродажах. Эффективен для опроса покупателей по новым моделям для определения приоритетов ассортиментной политики. Этот метод помимо изучения спроса способствует увеличению продаж.

КАК? Выставке-продаже, распродаже предшествует мощная рекламная кампания, центральная лаборатория представляет новые модели для изучения спроса. Непосредственно на самом мероприятии проводится опрос посетителей. Все пожелания записываются в специально составленную таблицу:

II. Опрос населения каждые 8 – 10 месяцев для отслеживания тенденций в изменении предпочтений.

КАК? Разрабатывается, затем распечатывается анкета. Процесс анкетирования стимулируется проведение лотереи с выигрышем призов, получением ценных подарков. Такое исследование очень эффективно, но не рентабельно ввиду высокой стоимости и длительности процесса получения всей необходимой информации.

III. Метод регистрации заявок , возвратов – эффективен для изучения спроса на модели в потоке, применяется для планирования ассортимента.

КАК? Регистрируются неудовлетворенные заявки, анализируются движения товара по складу, выносятся предложения об уценки.

Метод пробных продаж – наиболее эффективный и объективный метод изучения спроса на новые модели. Опытная партия около 50 штук реализуется как в магазине, так и на выездной торговле. Опрашиваются покупатели, товароведы.

Все эти методы дополняют друг друга и для всестороннего изучения спроса необходимо им постоянно пользоваться.

Для того чтобы ежеквартально проводить исследования покупательского спроса достаточно стандартизировать несколько анкет и работать по ним постоянно, тем самым отслеживая изменения спроса и предпочтений покупателей.

Отделу маркетинга и сбыта необходимо вести учет спроса на каждый вид товара и принимать план, опираясь на полученную статистику.

Также для того, чтобы улучшить маркетинговую деятельность на предприятии я предлагаю в отделе маркетинга разработать специальную компьютерную программу для того, чтобы данные от маркетинговых исследований учитывались централизованно и можно было проследить изменение покупательского предпочтения, спроса, цена на продукцию фирмы ОАО «Брянскпиво». Это позволит предприятию с более полной точностью отслеживать изменения на рынке пива и реагировать на изменения происходящие на рынке.

3.3.2 Расчет экономического эффекта от предложенных

мероприятий

Для того, чтобы рассчитать эффект, который будет произведен после совершенствования маркетинговой деятельности на предприятии и маркетинговых мероприятий, которые в последствии будут реализованы, рассчитаем затраты на формирование информационной компьютерной программы.

1. Чтобы создать информационную программу на данном предприятии ему необходимо:

1) принять на работу соответствующий персонал: специалиста в компьютерных технологиях, который мог бы создать регулярно совершенствовать эту программу, а также выступать в качестве технического персонала для обслуживания других компьютеров . Рассчитаем затраты на зарплату работникам отдела в месяц.

S з/п = Зс х 1чел. (3.1)

где, S з/п - затраты на зарплату специалиста, руб.;

Зм – зарплата ведущего специалиста, руб.;

Sз/п = 4200 руб. х 1чел.= 4200

2) Необходимо приобрести новые комплектующие для персональных компьютеров

Sоб = Sкомпл. Х 3к

Sоб – стоимость уже усовершенствованного оборудования

Sкомпл. – стоимость комплектующих

3к – три компьютера

Sоб = 3000 х 3 = 9000

3) Рассчитаем итоговые затраты на внедрение информационной программы

Sи = Sз/п + Sоб. (3.2)

Sи = 4200 руб. + 9000 руб. = 13200 руб.

Теперь рассчитаем затраты на предложенные мероприятия.

1. Исследование предпочтений потребителя: создадим флаера (форматом А5) по ценам рекламного агентства ''Полиграфия'' (название дано условно), в которых будет содержаться краткая анкета с опросом предпочтений потребителя (предложенная выше), с кратким описанием ассортимента товаров и характеристикой предприятия и с учетом возврата этих флаеров.

Sпот. = Sф + Змер. (3.3)

где, Sпот.– затраты на предпочтение потребителя, руб.;

Sф – затраты на напечатание флаеров, руб.-3000экз. х 2 руб.=6000 руб.;

Змер. – зарплата мерчендайзеров (180 руб./день) - для размещения этих флаеров наймем 10 студентов т.е. 180 х 10 = 1800 руб.

Sпот. = 6000 руб. + 1800 руб. = 7800 руб.

2. Создадим web – страницу в интернете для облегчения поиска информации о товарах предприятия для оптовых и розничных покупателей, тем самым экономя свое время.

Для создания web –страницы нам потребуется веб – дизайнер, который разработает и создаст эту страницу.

Зв-д = 4200 руб. (3.4)

где, Зв-д –заработная плата веб – дизайнира, руб.

3. Налаживание связи с потребителем (целевым рынком):

Sсв = Sк.к + Sб + Sэ + Sк-д (3.5)

где, Sсв –затраты на налаживание связи с потребителем, руб.;

Sк.к – затраты на создание карманного календаря – 3000 экз. х 2 руб. = 6000 руб.;

Sб – затраты на создание буклета с двумя фалицами (формата А4), описывающий ассортимент нашего предприятия- 2000экз х 4,5 руб. = 9000 руб.;

Sэ - затраты на создание этикетки (формата 7 х10) с фирменным логотипом предприятия, с целью поддержания известности, узнаваемости и запоминания товаров пивкомбинат. Эти этикетки буту раздаваться всем кто приобрел продукцию фирмы «Брянскпиво» – 20000 экз х 0,6 руб. = 12000 руб.;

Sк-д - затраты на создание календаря – домик – 1000экз. х 6,1 руб. = 6100 руб.

Sсв.= 6000 руб. + 9000 руб. + 12000 руб. +6100 руб. = 33100 руб.

4. Для создания имиджа фирмы создадим вывеску (на метало - каркасе): 1 кв метр стоит 1200 руб. Размер вывески составит 4 х 1 метр.

Sв = Sс + Sу (3.6)

где, Sв – затраты на создание вывески, руб.;

Sс - затраты на стоимость самой вывески- 4кв.м х 1200 руб. = 4800 руб.;

Sу - затраты на монтаж и установку вывески – 5000 руб. х 30% =6500 руб.

Sв = 4800 + 6500 = 11300 руб.

5. Исследование конкурентов – мы ничего не затратим, потому что наши помощники будут сами добывать информацию о конкурентах (т.е. ходить на выставки, брать прайсы, листовки и т.д.).

6. Рассчитаем суммарные затраты на совершенствование маркетинговой деятельности исходя из предложенных мероприятий.

Sобщ. = Sи + Sпот.+ Sз.д. + Sсв + Sв

Sобщ. = 13200 руб. +7800 руб. +4200 руб. +33100 руб. + 11300 руб = 69600 руб.

7. Рассчитаем эффективность, ожидаемую после образования отдела маркетинга и предложенных мероприятий.

Эффективность= 120000/84000= 1,43

8. Предположим, что разработанные предложения позволят увеличить прибыль предприятия на 5%. Исходя из этого, рассчитаем балансовую рентабельность маркетинговой деятельности по формуле

Rб = П/Sобщ. х 100% (3.7)

Где П – прибыль, руб.;

Sобщ. – суммарные затраты.

Rб = 120000 руб./84000руб. х 100% = 143%

Следовательно затраты на совершенствование маркетинговой деятельности очень быстро окупятся, и ожидаемый эффект от предложенных мероприятий не заставит себя долго ждать. Осуществляемые затраты окупились бы и принесли бы доход с каждого вложенного рубля 1,5 руб. И наши затраты окупятся за шесть месяцев.

заключение

Заканчивая работу хочется вспомнить об основном принципе маркетинга: выпускать то, что продается, а не то, что выпускается. Оценка выпускаемой продукции, изучение воздействующих на нее факторов, а также разработка мер по обеспечению необходимого уровня являются важнейшими предпосылками эффективного осуществления коммерческой деятельности предприятий, функционирующих на принципах маркетинга.

Проведенный в ходе работы анализ показал, что определение монополистическая конкуренция на первый взгляд вызывает закономерный вопрос, о его стилистической грамотности. Ведь по своей сути данное определение состоит из двух взаимоисключающих понятий – монополия и конкуренция. Известно, что при монополии изначально не может быть конкуренции, так как монополия подразумевает наличие только одного продавца в пределах рынка.

Однако исследование сущности данного определения показывает на исключение такого подхода.

Как показало исследование сущности вопроса фирмы получают монопольную власть за счет дифференциации продукта, поэтому данная рыночная структура получила еще название монополии по дифференциации продукта.

Монополистическая конкуренция является, возможно, наиболее распространенной формой отраслевых структур. К сожалению, она является также структурой, труднее всего поддающейся изучению. Полярные случаи чистой монополии и чистой конкуренции много проще и часто могут использоваться как первые приближения к более сложным моделям монополистической конкуренции. В подробной модели отрасли монополистической конкуренции многое зависит от конкретных деталей, характеризующих продукцию и технологию, а также от природы стратегического выбора, имеющегося у фирм.

Важную роль в дифференциации продукта играет неценовая конкуренция. Потребитель заинтересован в покупке такого товара, который не вызовет у него негативных реакций при его потреблении. Если купленный холодильник постоянно ломается, телевизор не дает качественного изображения, а музыкальный центр — чистого звука, то проблема гарантийного ремонта приобретает первостепенное значение. Наличие этих услуг оказывается не менее важным, чем более низкая цена товара. В условиях научно-технического прогресса стремительно увеличивается число предлагаемых товаров и услуг. Важную роль в их проталкивании на рынке играет реклама.

Основными вопросами стали, число фирм присутствующих на рынке, дифференциация товара и барьеры для вступления в отрасль.

Проведенный анализ позволяет сделать следующие выводы:

В виде побочного эффекта от внедрения мероприятий, объем производства вырастает на 22,43 тыс.дал в год без увеличения затрат. Напротив, себестоимость продукции снижается на 5898,7 тыс.руб. за счет экономии на традиционных фильтрующих материалах. Для этого мероприятия также требуются инвестиции в размере 3134 тыс. руб.

Это мероприятие позволяет увеличить объем выпуска продукции на 450 тыс.дал в год, объем производства в стоимостном выражении – на 215127 тыс. руб. Затраты на производство составляют 170127 тыс. руб.; прибыль от реализации - 45000 тыс. руб. Для реализации данного мероприятия требуются капитальные вложения на сумму 8007 тыс. руб., которые можно получить из внутренних источников – за счет прибыли предприятия. Рентабельность мероприятия составляет 26,5%.

Изученная отрасль имеет некоторые черты, характерные для монополистической конкуренции, но она имеет и отличия от нее. На отдельных местных рынках может быть ограниченное число продавцов пива, в противоположность, монополистическая конкуренция предполагает наличие достаточного большого числа продавцов. К тому же, барьеры на вход в отрасль не характерны для монополистической конкуренции.

Прибыль отрасли была не выше средней, следовательно, в этом отношении, прибыль отрасли характерна для монополистической конкуренции.

Таким образом, рынок пива Брянской области носит черты монополистической конкуренции и склонен к переходу в разряд олигополии.

Таким образом, при ценообразовании в условиях монополистической конкуренции необходимо изучить степень дифференциации изучаемого продукта.

Особое значение при формировании дифференциации пива, а значит и ценовой эластичности имеет реклама. В условиях, когда информационное пространство перенасыщена рекламой, реклама как продукт сама нуждается в дифференциации.


Список литературных источников

1. Авдашева С.Б., Розанова Н.М. Теория организации отраслевых рынков. - М.: Изд-во Магистр, 1998. – 240с.

2. Борисов М. Пивовары набираются смелости // Эксперт, №16. - с.42-49

3. Борисов М. Рынок пива в России // Эксперт, №23. - 2003 г. – с. 30

4. Вурос А., Розанова Н. Экономика отраслевых рынков. – М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 2000. – 516с.

5. Глухов А. Оценка конкурентоспособности товара и способы ее обеспечения // Маркетинг. – 1999. – 458с.

6. Еленева Ю.Я. Разработка и внедрение системы обеспечения конкурентоспособности в комплексе «предпринимательское дело»: Дис. канд. техн. наук. — М., 1994.- 215с.

7. Ефимчук И. Рынок пива: однозначный рост // Финанс, № 34. – 2003. – с. 36-40

8. Земляков Д.Н. Микроэкономика. М: Инфра-М, 2000. - 144 с.

9. Иванов В. Обзор рынка пива // Российский продовольственный рынок, №5. 2003. – с. 12-14

10. Икатов С. Основные тенденции на рынке пива // Российский продовольственный рынок, №1. 2003. – с. 14-20

11. Курс микроэкономики: Учебник для вузов /Под ред. Нуреева Р.М. – М.: Издательство Норма, 2003. – 572 с.

12. Леви М., Берту Б. Основы розничной торговли. — СПб.: Питер, 1999. — 337с.

13. Маренков Н.В, Цены и ценообразование в рыночной экономике России. М: Эдиториал УРСС, 2000. — 216 с.

14. Матанцев А.Н. Стратегия, тактика и практика маркетинга: Учеб. -практ. пособие /А.Н. Матанцев. - М.: Юристъ, 2002.- 378 с.:

15. Селищев А. С. Микроэкономика: Анализ рынка; Теория цены; Рынок и общество. СПб: Питер, 2002. - 448 с.

16. Третьяк В. Анализ отраслевой организации рынков // Российский экономический журнал, №3. – 2003. –с. 95-99

17. Хайман Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение: В 2-х т. – М.: Финансы и статистика, 1992.

18. Хитер Кен. Экономика отраслей и фирм/ Учеб. пособ. М. Финансы и статистика. 2004. – 480 с.

19. Шерер Ф, Росс Д. Структура отраслевых рынков. — М.: ИНФРА-М. 1997. — 423с.

20. Экономика отрасли: Учебное пособие /Под ред. А.С. Пелиха. – Ростов-на-Дону: "Феникс", 2003 – 448 с.

21. http://www.finansy.ru/book/

22. http://www.finbook.biz/subj.php?prm=2

23. http://io.economicus.ru/

24. http://www.dis.ru/market/arhiv/2002/1/1.html

25. Газеты: "Брянский рабочий". – 2002, 2003, 2004.- № 2.

26. Положение по бухгалтерскому учету. Учетная политика организации (ПБУ 1 / 98): Утв. Приказом Минфина РФ от 9 декабря 1998 г. № 60 н. М.: Омега – л, 2004. с. 51-59.

27. Положение по бухгалтерскому учету. Доходы организации (ПБУ 9 / 99): Утв. Приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 г. № 32 н. М.: Омега – л, 2004. с. 142-153.

28. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и инструкция по его применению. Утверждены приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94 н // Нормативные акты для бухгалтера. – 2000. № 23. – с. 29-31.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  646  647  648   ..