Главная      Учебники - Экономика     Лекции по маркетингу - часть 5

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  291  292  293   ..

 

 

Маркетинг 2 Социально-экономические основы

Маркетинг 2 Социально-экономические основы

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

2. Выбор целевых сегментов и стратегии охвата рынка.

Сектор Характеристика Источники получения и формы представления
Эк ономическая информация Оперативная омические обзоры Основной формой представления являются профессиональные базы и банки данных, печатные справочники
Биржевая и финансовая информация Информация о котировках ценных бумаг, валютных курсах, учетных ставках, рынке товаров и капиталов, инвести циях и т.д. Предоставляется специальными службами ми фирмами
Профессиональная и научно-техническая информация Профессиональная информация для специалистов (юристов, экономи стов, инженеров и т.д.), научно-техническая информация (ивные научно-технические журналы, описание патентов и т.д.), справочная информация в фундаментальных и прикладных областях науки Предоставляется государственными службами, различными коммерческими организациями, научно-исследовательскими учреждениями и др. В России важнейшим источником научно-технической информации является Всероссийский научно-технический информационный центр (ВНТИЦ)
Коммерческая информация Информация по компаниям, фирмам, корпорациям, направлениям их работ и выпускаемой продукции, о финансовом состоянии, деловых связях, сделках, деловые новости в области экономики и бизнеса и т.д. Представляется в виде электронных баз данных или периодически обновляемых печатных изданий
Статистическая информация Показатели, рассчитанные по совокупности компаний, банков и других организаций, по определенным рынкам, географическим и административным территориям и т.д. Предоставляется чаще всего государственными статистическими службами в виде различных статистических сборников как в печатном, так и в электронном виде
Массовая и потребительская информация Информация, рассчитанная на широкий круг пользователей, например информация служб новостей и агентств прессы, информация о погоде, расписании транспорта и т.д. Средства массовой информации, телекоммуникационные сети, различные справочные издания для массового пользования (телефонные справочники, справочники отелей и ресторанов и т.п.)

Заказные маркетинговы

Информация, предоставляемая фирмами, которые выполняют маркетинговые исследования по заказу клиентов. Маркетинговые исследования проводятся обычно специальными коммерческим и фирмами
ПОБУДИТЕЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ МАРКЕТИНГА ПРОЧИЕ РАЗДРАЖИТЕЛИ «ЧЕРНЫЙ ЯЩИК» СОЗНАНИЯ ПОКУПАТЕЛЯ ОТВЕТВНЫЕ РЕАКЦИИ ПОКУПАТЕЛЯ

Экономические

Характеристики покупателя Процесс принятия решения покупателем

Выбор товара

Тип Характеристика
“Новаторы” Первыми пробуют новинку. Склонны к риску.
“Адепты” Лидеры мнений. В своей среде делают товар известным и модным.
“Прогрессисты” “Ранее” большинство. Обеспечивают массовый сбыт на стадии роста.
“Скептики” “Запоздалое” большинство. Обеспечивают сбыт на стадии насыщения.
“Консерваторы” Воспринимают “новинку” только тогда, когда она становится “традиционным” товаром

Основные составляющие понятия “стиль жизни”

Тип Характеристика
Способные к риску Способны выдвигать значительное число альтернативных решений, верят в собственные силы, имеют низкий уровень тревоги, установку на внешнее окружение, стремление к успеху, потребность в доминировании, агрессивность
Избегающие риска Неуверенны в себе, имеют высокий уровень тревоги, установка на внутренние мотивы, которые способствуют генерации решений

3. Жизненный цикл товара

Факторы, влияющие на стиль жизни Стиль жизни Воздействие на поведение

Деятельность

Покупка:

Потребление:

Объективные Субъективные
Внешние Внутренние

1 Общественная цена производства, состоящая из общественных издержек и средней прибыли.

1 Тип рынка и особенности отрасли.

1 Цели и рыночная политика предприятия.

3. Расчет цены на основе анализа безубыточности и обеспечения целевой прибыли. В основе этого метода лежит тестирование цен на прибыльность и определение точки безубыточности. Формирование цены происходит по следующей методике:

- оцениваются полностью затраты на реализацию (производство) товара;

- оценивается предполагаемый в течение планируемого периода объем реализации товара;

- определяются прибыль, необходимая для обеспечения жизнедеятельности предприятия и оплаты всех отчислений;

- определяется предполагаемая цена товара в зависимости от целевой прибыли и объема реализации с учетом точки безубыточности.

Точку безубыточности можно определить по формуле:

где: И пост - условно постоянные издержки;

И пер . - условно переменные издержки;

Q- объем реализации;

- цена продажи товаров.

4. Установление цены на основе ощущаемой ценности товара . Основным фактором при этой методике являются не издержки продавца, а покупательское восприятие. При использовании этого метода предприятие исходит из того, что потребитель определяет соотношение между ценностью товара и его ценой и сравнивает его с такими же показателями для аналогичных товаров, продаваемыми другими предприятиями.

При этом имеет большое значение прогнозирование объема спроса. Для этих целей используются три основных показателя: коэффициент прямой эластичности спроса по цене, коэффициент перекрестной эластичности и эластичности по доходу. Кроме того, на рыночный спрос большое влияние оказывают психологические факторы («эффект подражания», «эффект снобизма»).

При установлении окончательной цены необходимо учитывать также государственное регулирование, психологию ценовосприятия, возможность воздействия различных методов конкуренции.

Тема 10. Распределение и реализация товара. Система товародвижения.

1. Сущность и содержание системы товародвижения

Система товародвижения – это сочетание организационно-технических и экономических процессов при перемещении товара от производителя к потребителю, которая в значительной степени определяет характер отношений продавца и покупателя, т.е. характер рыночных трансакций. Чтобы показать всю гамму рыночных связей, проанализируем полную (классическую) систему товародвижения (Рис.1).


Рис.1 Система товародвижения.

В зависимости от системы товародвижения на потребительском рынке формируются различные формы взаимодействия между продавцом и покупателем. В общем случае они подразделяются на прямые и косвенные (с участием посредника) экономические связи.

Прямые экономические связи основаны на установлении прямого контакта между производителем (поставщиком, продавцом) какой-либо продукции и потребителем (покупателем). Такой вид взаимодействия используется обычно при продаже и закупках промышленного сырья, крупногаборитного и дорогостоящего товара, стандартного и серийного оборудования, сельскохозяйственных товаров и т.п. Прямые связи обычно носят целеноправленный характер и основываются на заключении долгосрочных договоров, предусматривающих регулярную поставку товаров (продукции) на протяжении установленного срока.

Система прямых связей включает в себя участие торговых организаций в разработке промышленными предприятиями планов производства товаров посредством заявок и заказов, договора о прямых поставках, контроль за соблюдением договорных обязательств, применение экономических санкций, участие в работе товарных бирж и оптовых ярмарок, проверку качества поставляемых товаров, установление оптимальных финансовых взаимоотношений, применение административно – правовых норм и т.п.

В зависимости от места в системе товародвижения прямые связи могут осуществляться между оптовыми предприятиями и производителями, между оптовыми предприятиями и розничными предприятиями, между розничными предприятиями и потребителями и т.п.

Торгово-посредническая деятельность получила на рынке товаров и услуг большое распространение. Она различается набором услуг, оказываемых клиентам, товарной специализацией, обслуживанием определенных категорий потребителей и др. Посреднические связи основаны на приобретении и продаже продукции через торговых посредников, с которыми заключаются специальные договоры, предусматривающие, наряду с комиссионными и другим вознаграждением, особые обязательства в связи с реализацией (покупкой) товара продавца (покупателя). К услугам торговых посредников прибегают при реализации серийной или второстепенной продукции, а также на отдельных труднодоступных и небольших рынках, при продвижении новых товаров, при отсутствии собственной сбытовой сети.

Необходимо отметить роль посредников в повышении товарооборота, т.е. нормально организованное посредничество является важным фактором эффективных торговых операций. Торговое посредничество включает в себя довольно широкий круг услуг, в том числе услуги по подписанию договора, подготовке, организации и заключению сделки, кредитованию сторон и представлению гарантий оплаты товаров покупателем, осуществление транзитно-экспедиторских операций, выполнение таможенных формальностей и др.

В соответствии с торговой практикой, можно выделить несколько видов посреднической деятельности:

- дилерские операции ;

- комиссионные операции ;

- операции по договорам поручения .

2. Сущность каналов распределения и их виды

Понятие распределения объединяет регулирование всех производственных мероприятий, направленных на перемещение продукта в пространстве и времени от места производства к месту потребления.

На стратегическом уровне производитель делает выбор между прямым сбытом и сбытом с включением промежуточных звеньев, таких, как оптовая и розничная торговля.

На тактическом уровне решаются следующие задачи:

- работа со старыми клиентами и привлечение новых;

- получение заказов;

- организация выполнения заказов и поставки;

- максимально быстрое получение оплаты за продукцию.

Существенное место в системе комплекса маркетинга занимает политика организации сбытовой политики, под которой понимается система решений, принимаемых продавцом, с целью реализации выбранных стратегий и получения наибольшего эффекта сбыта товаров.

Канал распределения – это система, обеспечивающая доставку товара к местам продаж. Система состоит из элементов внутренней среды предприятия изготовителя и внешней среды. Элементы внутренней среды:

- обработка заказов;

- подбор транспортных партий;

- выходной контроль;

- упаковка;

- оформление документации.

Элементы внешней среды – собственно каналы распределения. Выделяют следующие функции каналов распределения:

1. Исследовательская – это сбор информации, необходимой для планирования и обеспечения обмена.

2. Стимулирующая – это создание и распространение увещевательных коммуникаций о товаре.

3. Контактная – это налаживание и поддержание связи с потенциальными покупателями.

4. Приспособление товара – это подгонка товаров под требования покупателей. Это касается таких видов деятельности, как производство, сортировка, монтаж и упаковка.

5. Проведение товаров – это попытка согласования цен и прочих условий для последующего осуществления акта передачи собственности или владения.

6. Организация товародвижения – это транспортировка и складирование товаров.

7. Финансирование – это изыскание и использование средств для покрытия издержек по функционированию канала.

8. Принятие риска – это принятие на себя ответственности за функционирование канала.

Каналы распределения можно охарактеризовать по числу составляющих их уровней.

Уровень канала распределения – это любой посредник, который выполняет ту или иную работу по приближению товара и права собственности на него к конечному покупателю.

Существующие каналы распределения предполагают использование трех основных методов сбыта:

- прямой канал ;

- непрямой канал ;

- комбинированный канал .

В зависимости от числа посредников канал сбыта может быть коротким (один - два посредника) и длинным (более 2-х посредников, последовательно перекупающие товар друг у друга).

Непрямой канал сбыта может быть одно-, двух-, трехуровневым.

Одноуровневый канал включает в себя одного посредника. На потребительском рынке этим посредником бывает розничный торговец, а на рынках товаров промышленного назначения им нередко становится агент по сбыту или брокер.

Двухуровневый канал включает в себя двух посредников. На потребительском рынке посредниками обычно становятся оптовый и розничный торговцы. На рынках товаров промышленного назначения это могут быть промышленный дистрибьютор и дилеры

Трехуровневый канал включает в себя трех посредников. Между оптовым и розничным торговцем обычно стоит мелкий оптовик. Мелкие оптовики покупают товары у крупных оптовых торговцев и перепродают их небольшим предприятиям розничной торговли, которые крупные оптовики обычно не обслуживают.

Существуют каналы и с большим количеством уровней, но они встречаются реже. С точки зрения производителя, чем больше уровней имеет канал распределения, тем меньше возможностей контролировать его. Кроме того, существуют обратные каналы . Они используются для отправки изделий на ремонт или на вторичную переработку (стеклотара, отходы).

3. Сбытовые маркетинговые системы

Традиционная система сбытасостоит из независимого производителя, одного или нескольких розничных торговцев и потребителя.

В последнее время кроме традиционных каналов распределения производители используют новые подходы: вертикальные, горизонтальные и многоканальные маркетинговые системы.

Вертикальная маркетинговая система (ВМС), которая включает производителя, одного или нескольких оптовых посредников и одного или нескольких розничных торговцев, действующих совместно. Возникновение ВМС связано с потребностью контроля за деятельностью каналов сбыта. Вертикальные маркетинговые системы могут быть реализованы в трех вариантах: корпоративные, договорные и управляемые.

Корпоративные вертикальные маркетинговые системы основываются на единой собственности на производство и инфраструктуру распределения.

Управляемые вертикальные маркетинговые системы - координирует деятельность ряда последовательных этапов производства и распределения не из-за общей принадлежности одному владельцу, а благодаря размерам и финансовым возможностям одного из ее участников.

Договорные вертикальные маркетинговые системы включают независимые предприятия, действующие на основе договоров и координирующие программы своей деятельности ради достижения общих целей. Договорные вертикальные маркетинговые системы бывают трех типов:

а) Добровольные цепи розничных торговцев под эгидой оптовиков, при которых оптовик разрабатывает программу деятельности независимых розничных торговцев по вопросам стандартизации торговли, закупок и др., что повышает конкурентоспособность всей маркетинговой системы распределения данного товара.

б) Кооперативы розничных торговцев. При этом кооператив может взять на себя функции оптовой торговли и даже производства товаров. Предприятия розничной торговли совместно осуществляют оптовые закупки, рекламу и распределяют полученную прибыль пропорционально объему закупок.

в) Организации держателей привилегий . В этом случае член канала, именуемый владельцем привилегии, может объединить в своих руках ряд последовательных этапов процесса производства и распределения. Можно выделить три формы привилегий.

- система розничных держателей привилегий под эгидой производителя, распространенная в автомобильной промышленности.

- система оптовиков-держателей привилегий под эгидой производителя, распространенная в сфере торговли безалкогольными напитками.

- система розничных держателей привилегий под эгидой предприятия услуг. В этом случае предприятие услуг формирует комплексную систему, целью которой является доведение услуги до потребителей наиболее эффективным способом.

Горизонтальные маркетинговые системы (ГМС) представляют собой объединение ресурсов двух или более предприятий в доведении продукции до потребителя. Предприятия могут сотрудничать на постоянной или временной основе или создать самостоятельную совместную организацию.

Многоканальные маркетинговые системы характеризуются одновременным использованием прямых связей (каналы нулевого уровня) и значительного количества посредников.

При выборе каналов товародвижения необходимо иметь в виду, что издержки товародвижения значительны. Задачей маркетинга является обоснование их размера и поиск путей сокращения издержек.

4. Выбор каналов распределения и организация сбытовой сети

Обоснование выбора канала распределения базируется на трех основных факторах: охвате рынка, допустимых издержках и контроле.

1. Охват рынка определяется способом распределения. Различают интенсивное, выборочное и исключительное распределение.

Интенсивное распределение - это обеспечение наличия запасов товара в возможно большем числе торговых предприятий. Решить эту задачу без большого числа посредников невозможно, поэтому здесь используются многоуровневые каналы. Интенсивное распределение применяется при сбыте товаров первой необходимости и пищевых продуктов.

Выборочное распределение используется для товаров предварительного выбора. Такие товары продаются в специализированных магазинах или специализированных отделах универсальных магазинов. При этом число уровней меньше, чем в первом случае.

Исключительное распределение применяют при сбыте товаров специального ассортимента, уникальных товаров. При этом используются каналы нулевого или первого уровней - фирменные магазины или дистрибьюторы.

2. Допустимый уровень издержек товародвижения зависит от возможностей производителя и от уровня цен на товары-аналоги. Небольшие фирмы не в состоянии создать и содержать свою сбытовую сеть, поэтому они вынуждены использовать посредников, увеличивая число уровней каналов распределения. Уровень цен на товары-аналоги определяет конкурентоспособность цены каждого отдельного производителя. Чем ниже издержки производства по сравнению с конкурентами, тем больше у производителя возможности по охвату рынка и больше уровней каналов он может использовать.

3. Контроль за каналом товародвижения приобретает особую значимость для таких товаров, как сложная бытовая техника, промышленное оборудование или эксклюзивные потребительские товары. В первом случае необходимы высококвалифицированные посредники, во втором - престижные магазины.

Планируя сбытовую политику в системе комплекса маркетинга, организация должна решить ряд вопросов по организации сети сбыта:

- определить стратегию сбытовой политики и политики организации каналов товародвижения во взаимосвязи с основными задачами глобальной маркетинговой стратегии предприятия;

- определить методы, или типы каналов, товародвижения, их сочетание по различным группам товаров и сегментам рынков;

- определить число уровней, длину и протяженность канала;

- выбрать систему руководства каналами сбыта и форму установления правовых и организационных отношений;

- определить главенствующую роль предприятия-продуцента или торгового предприятия;

- установить ширину канала товародвижения – число независимых участников сбыта на отдельных уровнях сбытовой цепочки канала товародвижения;

- сформулировать уровень интенсивности канала товародвижения: исключительное, выборочное, интенсивное товародвижение;

- определить целесообразность использования простых и сложных каналов сбыта;

- определить оптимальную структуру комбинирования и сочетания разнообразных каналов сбыта по всему ассортименту выпускаемой продукции.

Тема 11. Система маркетинговых коммуникаций.

1. Роль и задачи маркетинговых коммуникаций

Под коммуникациями в маркетинге понимается передача информации и мнений в целях воздействия на представления, ожидания и поведение участников рынка, прежде всего потребителей, в соответствии с поставленными целями предприятия.

Наиболее значимыми признаками коммуникаций являются:

- место возникновения коммуникации;

- тип организации процесса;

- длительность действия;

- направленность действия;

- механизм возникновения.

Классификация маркетинговых коммуникаций представлена в таблице 1.

Таблица 1.Классификация маркетинговых коммуникаций

Качество Цена
высокая средняя низкая
высокое

премиальных наценок

глубокого проникновения

повышенной значимости (преимущества)

среднее

завышенной цены

среднего уровня

доброкачественности

низкое

ограбления (обмана)

показного блеска

пониженной значимости (дешевле товара)

Признак Виды маркетинговых коммуникаций
Место возникновения (элемент комплекса маркетинга) Товарная Ценовая Имеющая отношение к продвижению Имеющая отношение к распространению
Тип организации процесса Прямая Через посредника
Длительность действия Краткосрочная Среднесрочная Долгосрочная
Направленность действия На конечного потребителя На посредников (дистрибьюторов, розничных торговцев) На партнеров (поставщиков, инвесторов) Внутрифирменная На государственные органы, общественное мнения На конкурентов
Механизм возникновения Преднамеренная Непреднамеренная

Комплекс маркетинговых коммуникаций состоит из четырех основных средств воздействия: реклама, стимулирование сбыта, паблик рилейшнз, прямой маркетинг.


Таблица 2.Достоинства и недостатки отдельных средств маркетинговых коммуникаций

Достоинства Недостатки
Реклама

- Привлекает большой, географически разбросанный рынок.

- Доносит до потребителя информацию о товаре.

- Хорошо сочетается с другими элементами коммуникаций и повышает их эффективность.

- Может многократно повторяться для одной и той же аудитории.

- Может видоизменяться с течением времени.

- Обеспечивает броское и эффективное представление товара и фирмы.

- Низкие рекламные расходы в расчете на одного потенциального потребителя.

- Не способна на диалог с потенциальным покупателем.

- Стандартизированность рекламных объявлений не позволяет найти подход к каждому потенциальному покупателю.

- Не может обойтись без бесполезной аудитории, т.е. тех, для кого она не предназначена.

- Требует больших общих расходов.

Прямой маркетинг

- Обеспечивает личный контакт с покупателем и способна на диалог с ним.

- Вызывает ответную реакцию со стороны потенциального покупателя.

- Может приспосабливаться к требованиям отдельных покупателей.

- Значительно сокращается бесполезная аудитория.

- Концентрируется на четко определенных сегментах рынка.

- Удерживает постоянных покупателей.

- Неэффективна для информирования покупателей, т.к. персонал фирмы может иметь дело с ограниченным их числом.

- Высокие издержки в расчете на одного потенциального покупателя.

- Не может охватить большой, географически разбросанный рынок.

- Требует значительного расширения штата сотрудников фирмы, занимающихся сбытом.

-

Стимулирование сбыта

- Приводит к кратковременному росту сбыта и дополняет рекламу и личные продажи.

- Содержит явное побуждение к совершению покупки.

- Привлекает внимание потенциальных покупателей, предлагая им какую-либо уступку.

- Делает четкое предложение незамедлительно совершить покупку.

- -Невозможность постоянного применения (так, если фирма будет использовать скидки с цены длительное время, то покупатели могут сделать заключение либо о низком качестве товара либо об изначально завышенной цене).

- -Может использоваться только лишь как дополнительный элемент продвижения.

- Высокие расходы для фирмы.

Связи с общественностью

- В большинстве случаев дает потенциальным покупателям достоверную информацию.

- Воспринимается покупателями более объективно, чем информация, исходящая непосредственно от фирмы (эффект “взгляда со стороны”).

- Охватывает широкий круг потенциальных покупателей.

- Создает возможности для эффективного представления товаров и фирмы.

- Высокая стоимость отдельных пропагандистских мероприятий.

- Нерегулярность, разовость публикаций.

- Пресса может акцентировать внимание потенциальных покупателей на второстепенных, несущественных характеристиках товаров и фирмы.

- Отсутствие у фирмы гарантий формирования положительного отношения к ней и предлагаемым на рынок товарам.

Частота использования различных средств коммуникации не одинакова. На выбор тех или иных средств коммуникационного воздействия оказывает влияние множество факторов, такие как:

- тип товара;

- этап жизненного цикла товара;

- степень покупательской готовности потенциального клиента;

- стратегия продвижения;

- особенности комплекса маркетинговых коммуникаций конкурентов;

- характеристика целевого рынка;

- финансовые возможности предприятия и др.

2. Реклама как основной элемент маркетинговых коммуникаций

Реклама (по Ф. Котлеру) этолюбая, оплаченная конкретным спонсором, форма неличного представления и продвижения идей, товаров или услуг с помощью средств массовой информации – газет, журналов, телевидения, радио и т.д.

Выделяют несколько взаимосвязанных целей рекламы :

- формирование у потребителя определенного уровня знаний о данном товаре (услуге);

- формирование у потребителя определенного образа предприятия;

- формирование потребности в данном товаре, услуге;

- формирование благожелательного отношения к предприятию;

- побуждение потребителя обратиться к данному предприятию;

- побуждение к приобретению именно данного товара (услуги) у данного предприятия;

- стимулирование сбыта товара или эксплуатации услуг;

- увеличение и ускорение товарооборота;

- стремление сделать данного потребителя постоянным покупателем данного товара, постоянным клиентом предприятия;

- формирование у других предприятий образа надежного партнера.

В зависимости от целей, определяемых конкретной рыночной ситуацией, реклама решает следующие задачи:

- информирование ;

- увещевание ;

- напоминание ;

- удержание ;

- создание «отстройки от конкурентов».

В общем случае рекламу можно классифицировать по следующим признакам.

1.По целям продвижения и стадиям жизненного цикла товара реклама бывает:

- информативная реклама;

- увещевательная реклама;

- сравнительная реклама;

- напоминающая реклама;

- подкрепляющая реклама.

2.В зависимости от субъекта различают рекламу:

а) реклама предприятий – производителей, которая состоит из следующих разновидностей:

- реклама, рассчитанная на индивидуального потребителя.

- реклама, рассчитанная на сферу торговли.

- имиджевая реклама, связана с деятельностью по формированию общественного мнения;

- реклама, рассчитанная на специалистов;

- международная реклама;

б) реклама от имени розничных и оптовых торговцев. Ее особенность – это не столько реклама товара, сколько реклама магазина и оказываемых услуг;

в) реклама от имени частных лиц в большинстве случаев представляет собой объявления (о купле-продаже, о знаменательных событиях и т.д.);

г) реклама от имени правительства. Целью ее является не получение прибыли, а популизация определенных общегосударственных программ. (например кампания по проведению Всероссийской переписи населения);

д) социальная реклама носит некоммерческий характер и способствует утверждению общественно значимых принципов и достижению определенных целей в сфере социальной жизни (охрана природы, борьба с бедностью, защита прав потребителей и т.д.);

е)политическая реклама - это один из видов политического воздействия, а именно воздействие на общественное мнение через информирование о деятельности и свойствах политических сил с целью формирования выгодных политических взглядов (например предвыборные избирательные кампании).

Рекламная кампания - это комплекс рекламных мероприятий, разработанный в соответствии с программой маркетинга и направленный на потребителей товара, представляющих соответствующие сегменты рынка, с целью вызвать их реакцию, способствующую решению предприятием-производителем своих стратегических или тактических задач.

Необходимость в разработке рекламной кампании возникает в случаях:

- выхода на новые рынки;

- предложения новой продукции;

- значительного изменения рыночной ситуации;

- диверсификации;

- коррекции имиджа.

План рекламной кампании состоит из следующих этапов:

1.Постановка целей.

2.Разработка бюджета рекламной кампании.

Объем рекламного бюджета определяется с помощью ряда методов:

а) Метод в процентах к объему сбыта.

б) Метод целей и задач.

в) Исходя из наличия денежных средств.

г) Независимый усредненный прогноз (НУП)..

3.Рекламное обращение.

В процессе создания обращения можно выделить три этапа:

- формирование идеи обращения;

- оценка и выбор вариантов;

- исполнения обращения.

4.Средства распространения информации.

Процесс выбора средств распространения информации состоит из нескольких этапов:

а) Принятие решения о широте охвата, частоте появления и силе воздействия рекламы.

б) Отбор основных средств распространения информации.

в) Выбор конкретных носителей рекламы.

г) Принятие решений о графике использования средств рекламы. Наиболее употребляемые следующие графики:

- Последовательный.

- Сезонный.

- Импульсная подача.

- Неравномерные импульсы.

- Рывок.

- Направленный импульс.

5.Оценка эффективности рекламной кампании. Для оценки эффективности рекламы используют ряд способов, которые можно разделить на две группы:

а) Определение экономической эффективности . На практике, широко применяется метод оценки экономической эффективности рекламы, основанный на отношении дополнительной прибыли, полученной в результате применения рекламы, к затратам на рекламу:

Ээ =(Тро )*(С-Иу )/(100*Р),

где: Ээ — показатель экономической эффективности рекламы;

То — товарооборот, полученный в период до применения рекламы, млн. руб.;

Тр — товарооборот, полученный после применения рекламы, млн. руб.;

С — размер торговой скидки цены рекламируемого товара, в %;

Иу — уровень издержек обращения в % к розничному товарообороту;

Р — расходы на рекламирование товара, млн. руб.

Рентабельность рекламы – это отношение полученной прибыли к затратам. Она определяется по формуле

Р= (П*100)/U,

где: Р — рентабельность рекламирования товара, %;

П — прибыль, полученная от рекламирования товара, руб.;

U- затраты на рекламу данного товара, руб.

б) Оценочные исследования, которые включают в себя:

- тест на запоминание;

- тест на убедительность.

Существуют и другие виды тестов: тесты коммуникации, физиологические тесты, покадровые тесты, исследования в фокус-группах.

3. Сущность и виды паблик рилейшнз (ПР)

Паблик рилейшнз (ПР, связи с общественностью) — это планируемые, продолжительные усилия, направленные на создание и поддержание доброжелательных отношений и взаимопонимания между организацией и ее общественностью, где под “общественностью организации” понимаются работники, партнеры и потребители (как местные, так и зарубежные).

Основными направлениями деятельности ПР являются:

- работа со средствами массовой информации;

- отношения с потребителями;

- отношения с партнерами;

- отношения с местной общественностью;

- отношения с работниками;

- отношения с государством и местными органами управления;

- отношения с инвесторами;

- управление кризисом.

Для достижения целей паблик рилейшнз используются многочисленные и разнообразные средства и приемы. Их можно классифицировать следующим образом:

1. Связь со средствами массовой информации (пресса, телевидение, радио). Основными приемами здесь являются:

- организация предприятием пресс-конференций и брифингов;

- рассылка в средства массовой информации пресс-релизов, ньюслеттеров (пресс-бюллетений, корпоративных бюллетений);

- производство при участии предприятия теле- и радиорепортажей; написание статей о самом предприятие, ее сотрудниках или сфере ее деятельности;

- организация интервью руководителей, других ее сотрудников средствами массовой информации;

- установление доброжелательных, а по возможности и дружественных связей с редакторами и другими сотрудниками средств массовой информации.

2. Паблик рилейшнз посредством печатной продукции:

- публикация ежегодных официальных отчетов о деятельности предприятия;

- издание фирменного пропагандистского проспекта;

- издание фирменного журнала.

3.Участие представителей предприятий в работе съездов и конференций профессиональных или общественных организаций.

4. Организация предприятием всевозможных мероприятий событийного характера.

5. ПР-деятельность предприятия, направленная на органы государственного управления.

6. Паблик рилейшнз в Internet.

7. Благожелательное отношение предприятия в художественных произведениях и со сцены; участие коммуникатора в процессе производства художественных кино- и телефильмов.

8. Другие средства паблик рилейшнз. К ним относятся:

- презентации;

- дни открытых дверей;

- фотовыставки;

- публичные выступления.

Традиционные этапы ПР-кампании включают в себя:

1. Оценку сложившейся ситуации.

2. Формулирование целей кампании.

3. Определение и изучение целевой аудитории.

4. Выбор инструмента воздействия.

5. Разработку бюджета кампании.

6. Проведение запланированных в рамках кампании мероприятий.

7. Заключительный контроль итогов кампании и оценку ее эффективности.

12.5. Понятие и сущность прямого маркетинга

Прямой маркетинг – это спланированное непрерывное осуществление учета, анализа и наблюдения в отношении поведения потребителей, выраженного в виде прямого ответа, с целью выработки будущей маркетинговой стратегии, развития долговременного положительного отношения клиентов, а также обеспечения продолжительного успеха в бизнесе.

Основные формы прямого маркетинга включают в себя:

1.Персональные (личные) продажи – это непосредственное взаимодействие с одним или несколькими потенциальными покупателями с целью организации презентаций, ответа на вопросы и получение заказов.

2.Прямой маркетинг по почте (direct-mail marketing) - включает почтовую рассылку писем, рекламных материалов, буклетов и др. потенциальным покупателям по адресам из списков рассылки.

3.Продажи по каталогам – это использование каталогов товаров, рассылаемых покупателям по почте либо продающихся в магазинах.

4.Маркетинг по телефону (телемаркетинг) – это использование телефона в качестве инструмента прямой продажи товара покупателям.

5.Телевизионный маркетинг прямого отклика («магазин на диване») - маркетинг товаров и услуг посредством рекламных телевизионных (или радио) программ с использованием элементов обратной связи (как правило, номера телефона).

6.Интерактивный (онлайновый) маркетинг это прямой маркетинг, осуществляемый посредством интерактивных услуг компьютерной связи в реальном масштабе времени.

Тема 12. Стратегический маркетинг, виды и формирование стратегий.

1. Сущность стратегии маркетинга и ее виды

Стратегия маркетинга – это набор ориентиров-целей в области рыночной деятельности, которые предприятие устанавливает на определенный период.

Роль и место стратегии маркетинга в процессе формирования стратегии предприятия можно схематично отразить в виде пирамиды (Рис.1).



Рис. 1. Соотношение стратегий различных уровней

В настоящее время существует ряд подходов к группировке и классификации стратегии маркетинга:

- по степени охвата рынка (массовый, дифференцированный и концентрированный маркетинг);

- по этапам жизненного цикла товара (выведения, роста, зрелости и упадка);

- по доле рынка (лидер, последователь, отстающий);

- конкурентные стратегии (виоленты, патиенты, коммутанты и эксплеренты);

- базовые стратегии (наступательная, оборонительная и стратегия отступления).

Наиболее значимыми и применимыми являются группировки по степени охвата рынка и базовые.

Стратегии маркетинга могут быть объединены с использованием трех базовых стратегий в три группы: наступательные, оборонительные и стратегии отступления (Рис. 2.).

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  291  292  293   ..