Рис. 1. Упрощённая схема переработки информации в АСУ
|
Системы прямого цифрового управления. ЭВМ непосредственно вырабатывает оптимальные управляющие воздействия и с помощью соответствующих преобразователей передаёт команды управления на исполнительные механизмы. Режим прямого цифрового управления позволяет применять более эффективные принципы регулирования и управления и выбирать их оптимальный вариант; реализовать оптимизирующие функции и адаптацию к изменению внешней среды и переменным параметрам объекта управления; снизить расходы на техническое обслуживание и унифицировать средства контроля и управления.
2.3 Проблемы и задачи при внедрении АСУ
2.4 АРМ: характеристика основных элементов
Система управления финансами, автоматизация управленческой отчетности
Управление финансами предприятия – один из основных бизнес-процессов. Независимо от направления деятельности именно затраты, доходы и прибыль являются реальным критерием эффективности работы. Рациональное управление финансами предприятия, автоматизация управленческой отчетности, возможность оперативно отслеживать движение и целевое использование денежных средств позволяют планировать и прогнозировать развитие компании, принимать обоснованные управленческие решения.
Возможности и функции
Управление финансами в рамках ERP-системы охватывает все направления финансовой деятельности предприятия – бухгалтерский, налоговый и управленческий учет, поддержка всех принятых российских и международных стандартов (IAS, GAAP), автоматизация финансовой и управленческой отчетности. Такой подход к управлению финансами позволяет топ-менеджменту и владельцам компании повысить прозрачность бизнеса и эффективность корпоративного управления.
Система управления финансами предприятия позволяет полностью автоматизировать ведение бухгалтерского учета.
ERP-система в рамках единого информационного пространства формирует параллельную отчетность, учитывающую параллельные планы счетов, соотношения финансового и календарного годов, многовалютность учета, настраиваемые версии баланса и отчета о прибылях и убытках. Развитые средства консолидации позволяют объединять данные и формировать отчетность по различным заданным параметрам. В частности, ведение учета основных средств
и их амортизации возможно сразу в двух аспектах – учет для сторонних организаций и внутренний учет для управленческого звена. Для внешних организаций учет производится в соответствии с нормативами эксплуатации основных средств, для руководителей предприятия система позволяет вести реальные данные, учитывающие моральный износ и реальную выработку оборудования.
Возможности системы управления финансами позволяют автоматизировать большое число трудоемких расчетов. Так система предоставляет возможность рассчитывать себестоимость производимой продукции, автоматически сверяя нормативную и реальную себестоимость и производя необходимые проводки. Кроме того, система управления финансами обеспечивает корректировку стоимости списанной продукции, обновляя в конце месяца сумму списания в соответствии со средней стоимостью списанных товаров на конец месяца.
Решение предоставляет полную функциональность по ведению налогового учета
на предприятии. ERP-система автоматически выполняет сложные расчеты по налогу на прибыль. Также возможности системы позволяют автоматизировать учет НДС, УСН, НДФЛ, ЕСН и др.
Формирование внутренней управленческой отчетности
необходимо для планирования, контроля и управления деятельностью компании. Автоматизация учета позволяет получать управленческую отчетность не просто быстрее бухгалтерской, но и обеспечивает ежедневное представление информации. При этом ERP-система позволяет использовать финансовые данные, отражающие реальное состояние дел на предприятии. Функциональность системы управления финансами предоставляет возможность вести учет по местам возникновения прибыли, затрат и внутренним заказам, учет по проектам, планировать доходы и затраты, рассчитывать плановую стоимость продукции. При этом инструментарий системы позволяет оперативно контролировать затраты на продукт и результаты работы компании.
Внутренний контроль
над деятельностью предприятия, проведение внешнего и внутреннего аудита также учитываются в системе управления финансами. Для поддержки высокого качества корпоративного управления финансами система предоставляет инструменты управления внутренними средствами контроля, в частности, возможность проверки бухгалтерской и финансовой отчетности, выявления дефицитов и недостач, а также отслеживания эффективности самих процедур внутреннего контроля.
Информационная система аудита
позволяет внутренним и внешним аудиторам повысить эффективность работы за счет предварительно настроенных для аудиторской деятельности отчетов, отражающих ситуацию на предприятии.
Система обеспечивает комплексную поддержку финансового менеджмента
, предоставляя полную функциональность для комплексного управления финансово-экономической деятельностью компании. Для эффективного управления финансовыми ресурсами система предлагает инструменты учета и контроля затрат и результатов, а также инструменты прогнозирования будущих затрат, план-фактного анализа, и, что самое главное, возможность выявления причин отклонений.
Функциональные возможности системы позволяют не только управлять финансовыми ресурсами, но и моделировать финансовую устойчивость предприятия на основе коэффициентов ликвидности, устойчивости и деловой активности. Функциональность по ведению сделок в системе позволяет прослеживать происходящие изменения на каждом этапе – от стадии трейдинга до отражения сделки в финансовом учете. Оценка и контроль рисков
позволяет компаниям максимально обезопасить себя от ошибок в финансовой деятельности. В результате ERP-система предоставляет руководству компании полную информацию о финансовой деятельности, на основании которой топ-менеджмент имеет возможность принимать взвешенные управленческие решения.
Использование erp системдает:
· Повышение прозрачности финансово-экономической деятельности компании
· Повышение качества и скорости принятия решений
· Оптимизация управления денежным потоком
· Ведение всех видов учета в едином информационном пространстве
· Повышение эффективности корпоративного управления
· Ежедневное получение управленческой отчетности, основанной на точных и актуальных данных
· Сокращение затрат на организацию управления финансовой деятельностью
· Повышение прибыльности за счет четкого контроля и прогнозирования затрат
Самые распространенные в использовании по СНГ, в том числе и в Казахстане, в классе платформ ERP-вендоры 1С и SAP.
Также используются продукты Oracle, Cognos, Microsoft.
Заключение
Эффективная деятельность предприятий и хозяйственных организаций, стабильные темпы их работы и конкурентоспособность в современных экономических условиях в значительной степени определяются качеством управления финансами. Оно включает в себя финансовое планирование и прогнозирование с такими обязательными элементами, как бюджетирование и бизнес планирование, разработка инвестиционных проектов, организация управленческого учета, регулярный комплексный финансовый анализ и на его основе решение проблем платежеспособности, финансовой устойчивости, преодоление возможного банкротства предприятия.
Автоматизированные системы управления обладают множеством достоинств. Однако при их внедрении не стоит забывать и про недостатки. Чтобы АСУ принесли максимум плюсов и минимум минусов, необходимо:
· Перед тем, как осуществлять проект внедрения нужно максимально формализовать его цели;
· Никогда не стоит жертвовать стадией предпроектного анализа. Необходимо привлекать профессиональных консультантов для обследования предприятия и постановки задач менеджмента. Затраты непременно окупятся. Но стараться иметь дело при этом с солидными компаниями, так как, к сожалению, кроме консультантов, существуют еще и псевдо-консультанты;
· Нужно старательно подходить к выбору программного обеспечения для построения, так как ошибки дорого обходятся; стараться посмотреть как можно больше систем, и посмотреть их "живьем", а не по маркетинговым материалам разработчиков. Не стоит пытаться разрабатывать систему силами своих программистов. Готовые системы разрабатываются специализированными коллективами на протяжении многих лет и имеют реальную себестоимость гораздо выше продажной цены – известный парадокс характерный для программных и интеллектуальных продуктов;
· Необходимо установить высокий приоритет процессу внедрения системы, среди остальных организационных и коммерческих процессов, наделить высокими полномочиями руководителя проекта;
· Нужно создать среди всех сотрудников предприятия атмосферу неотвратимости внедрения и стараться организационными мерами повысить темп освоения новых технологий;
Необходимо помнить, что внедрение системы как ремонт – его невозможно закончить, можно лишь прекратить. Так что внедрение, по сути, никогда не закончится, система должна все время совершенствоваться в процессе своей промышленной эксплуатациями вместе с прогрессом информационных технологий и методологий управления деятельностью вашего предприятия.
Список использованной литературы
1. Общая теория финансов. /Под ред. Дробозиной Л.А. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995.
2. Финансы. /Под ред. Ковалевой А.М. Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 1996.
3. Информационные системы и технологии в экономике./Под ред. В.И. Лойко, 2-е издание, М.: Финансы и статистика, 2005
4. Автоматизированные информационные технологии в экономике./под ред. проф. Г.А. Титоренко, ЮНИТИ, 1999
5. Финансы./ Под ред. Ли В.Д., Мельников…
6. http://sergeeva-i.narod.ru/opp/page24.htm
7. http://www.microtest.ru/software/erp/1258/
Приложение 1
Отзыв о проведении проекта «Внедрение автоматизированной системы управления финансами в АО «Республиканская Телерадиокорпорация «КАЗАХСТАН»
Республиканская телерадиокорпорация «Казахстан», объединяющая национальный телеканал «Казахстан», Казахское радио, Радио «Шалқар», Радио «Астана» и региональные телерадиокомпании, занимает особое место среди электронных средств массовой информации страны. Она имеет славную биографию и наследует лучшие традиции казахстанской теле- и радиожурналистики. История ее существования берет истоки с начала вещания в 1922 году Казахского радио и регулярных телепередач первого Телевизионного канала Республики, созданного в 1958 году. «Казахстан» – государственная телерадиокорпорация, осуществляющая информационную политику нашего государства. По степени охвата населения республики она занимает бесспорное лидирующее положение. 98,3% населения страны имеют возможность смотреть передачи, радио могут слушать 87,85 % ее жителей. Кроме того, сигналы Корпорации могут принимать жители приграничных территорий сопредельных стран (Россия, Китай, Кыргызстан, Узбекистан, Монголия). При этом важно заметить, что как минимум для половины сельского населения Казахстана, входящих в зону уверенного распространения сигналов НТК «Казахстан» и региональных телерадиокомпаний, телевидение остается главным средством удовлетворения информационных и культурных потребностей, приобретения знаний, организации досуга. Гордостью АО РТРК «Казахстан» является «Золотой фонд», в котором хранятся более 10 тысяч телевизионных передач, видеофильмов и более 100 тысяч уникальных записей казахского радио, многие из которых являются бесценными.
С целью обеспечения руководства АО «Республиканская Телерадиокорпорация «КАЗАХСТАН» качественной управленческой информацией, необходимостью формирования консолидированной управленческой отчетности по 14 филиалам компании и головным офисам, а так же – для своевременного предоставления достаточно большого количества разнообразных отчетных форм в вышестоящие организации, возникла необходимость внедрения комплексной автоматизированной системы управления финансами компании. Приоритетными задачами в данном направлении стали разработка методологии и автоматизация бюджетного планирования, управленческого учета, а также сокращение времени на подготовку отчетности.
Для нас важным критерием при отборе партнера для решения поставленных задач было наличие не только программного обеспечения и набора услуг по его внедрению. В первую очередь наш партнер должен был обладать навыками методологической проработки поставленных задач и способностью передать знания и технологии по дальнейшему самостоятельному обслуживанию созданной единой автоматизированной системы нашим сотрудникам. Исходя из данных критериев, была выбрана компания «ИНТАЛЕВ».
Началом нашего сотрудничество явилось обследование текущего состояния компании в части поставленных задач, сформулированы цели и критерии успешности будущего проекта, состав, продолжительность и последовательность работ по каждому из направлений, которые были зафиксированы в Уставе проекта и служили ориентиром на протяжении всего времени его реализации. Наш проект был разбит на три крупных блока:
1) Бюджетное планирование
2) Управленческий учет и отчетность
3) Регламентированная отчетность
В настоящее время мы завершили все блоки по проекту, в результате которых мы получили следующие результаты:
разработана единая методология планирования, отраженная в 5 положениях.
создана автоматизированная система управления финансами компании, позволяющая оперативно вносить плановые данные и получать необходимые формы отчетности как по плановым, так и по фактическим данным. Операционные, функциональные и итоговые бюджеты формируются с любой периодичностью, и в разрезе необходимых нам аналитик (ЦФО, вид деятельности, вид финансирования, проекты, статьи БДР и БДДС и пр.), есть возможность разложить любую цифру бюджета до необходимого уровня детализации. Фактические данные поступают в управленческий контур автоматически, что исключает двойной ввод информации и позволяет оперативно проводить анализ план-фактных отклонений.
в программном продукте реализована возможность моментального формирования регламентированных отчетов, предоставляемых в вышестоящие организации. Данный процесс реализован посредством OLAP и значительно облегчает трудоемкость подготовки данных отчетов.
филиалы планируют свою деятельность в разработанных форматах Excel и передают данные по электронной почте для автоматической консолидации в головную структуру, согласно утвержденному регламенту планирования.
в автоматическом режиме рассчитываются финансово-экономические коэффициенты.
В ходе выполнения этапов данного проекта консультантами компании «Инталев» было проведено обучение наших сотрудников работе в настроенной системе. Также подготовлены подробные инструкции по работе в автоматизированной системе и осуществлен успешный запуск автоматизированной системы в опытную эксплуатацию.
Отдельно хотелось бы выделить эффекты, которые мы получили благодаря успешной реализации данного проекта:
единая информационная база данных, которая включает в себя данные бухгалтерского учета, данные управленческого учета, централизованный архив документов
контроль над бизнесом в режиме реального времени
возможность оперативного формирования управленческой отчетности, сокращение сроков и затрат по формированию бюджетов и подготовки отчетов в вышестоящие организации
Внедрение программы в нашей компании проходило в плановом режиме, без авралов и «стихийных бедствий», поэтому прошло без существенных проблем и сложностей. Ответственное отношение всех ключевых сотрудников к новой программе, грамотная и оперативная работа консультантов компании «ИНТАЛЕВ» способствовали успешному запуску системы в промышленную эксплуатацию.
содержание ..
318
319
320 ..
|
|