Главная      Учебники - Экономика     Лекции по финансам - часть 7

 

поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  217  218  219   ..

 

 

Анализ использования прибыли на предприятии ООО Астрахань пейдж

Анализ использования прибыли на предприятии ООО Астрахань пейдж

Федеральное государственное образовательное учреждение

Пользователь

Цель

Трактовка прибыли

Руководство организации

Планирование, осуществление и контроль хозяйственной деятельности

Разница между доходами и расходами за отчетный период (динамическая концепция)

Собственники (учредители, акционеры)

Получение дохода на вложенные средства периода капитала

Прирост в течение отчетного периода капитала (статистическая концепция)

Общественность

Эффективность деятельности фирмы

Увеличение в течение отчетного периода оценка актива за счет увеличения его доходности (прагматическая концепция)

Валовой доход

Материальные затраты

Оплата труда

Прибыль

Издержки производства (себестоимость)

Чистый доход

Объем реализации

Балансовая

Прибыль от реализации продукции,

Прибыль от прочей реализации

Внереализационные финансовые результаты

Объем продажи продукции

Прибыль от продажи товарно-материальных ценностей

Прибыль от долевого участия в деятельности совместных предприятий

Структура товарной продукции

Прибыль от реализации продукции подсобных хозяйств

Прибыль от сдачи в аренду основных средств и земли

Цены реализации

Прибыль от реализации основных фондов и нематериальных активов

Пени и штрафы, полученные и уплаченные

Убытки от списания дебиторской задолженности

Убытки от стихийных бедствий

Выручка от реализации продукции (работ, услуг) в действующих ценах без налога на добавленную стоимость и акцизов

Себестоимость продукции (работ, услуг)

Прибыль от реализации товарной продукции (работ, услуг)

+

Прибыль от прочей реализации

+

Внереализационные прибыли, убытки

Балансовая (валовая) прибыль

Сумма корректировок по доходам, исключаемым при расчете основного налога на прибыль

Налогооблагаемая прибыль с учетом льгот

х

Ставка, %

=

Сумма налога на прибыль

Балансовая прибыль

Налоги и другие обязательные платежи

Накопление

Чистая прибыль

Потребление

Прочие доходы

Прочие расходы

Арендная плата и другие аналогичные доходы

Проценты уплаченные и начисленные к оплате

Лицензионные платежи и другие доходы, возникающие из представления прав на использование интеллектуальной собственности

Амортизация и другие расходы на имущество, сданное в аренду

Дивиденды и другие поступления

Расходы, связанные с предоставлением за плату прав на пользование интеллектуальной собственностью

Прибыль от совместной деятельности

Расходы, связанные с продажей и прочим выбытием имущества (кроме продукции и товаров)

Поступления от продажи имущества, не включенные в выручку, другие поступления от выбывшего имущества

Убытки от совместной деятельности

Проценты полученные и начисленные к получению

Расходы на оплату услуг кредитных организаций

Штрафы, пени, неустойки за нарушение договоров к получению

Штрафы, пени, неустойки за нарушение договоров – к выплате

Доходы от имущества, полученного безвозмездно

Суммы к выплате в возмещение причиненных убытков

Кредиторская задолженность, зачисленная в доходы по истечении срока исковой давности

Суммы дебиторской задолженности с истекшими сроками исковой давности, сомнительная задолженность

Суммы дооценки имущества (кроме внеоборотного)

Суммы уценки имущества (кроме внеоборотного)

Положительные курсовые валютные разницы

Отрицательные курсовые валютные разницы

Суммы излишков, выявленных при инвентаризации, результаты операций с тарой и др.

Прочие расходы (убытки от списания недостач имущества, судебных издержек с тарой и др.)

Прибыль до налогообложения

Чрезвычайные доходы

2.1.Историческая справка ООО «Астрахань Пейдж»

ООО "Астрахань Пейдж" является первым открывшимся в области оператором сети персонального радиовызова (лиц. Министерства связи РФ N 4196 от 17.05.96г. Разрешение Главного Управления Госсвязьнадзора РФ N 5-14-1/03150 на использование радиочастоты 159,500 МГц.).

Операторская расположена в здании Главпочтамта, что обеспечивает гарантированное электроснабжение. Основной передатчик и антенно-фидерное устройство располагается на территории ОРТПЦ (Общественный Радио - Телевизионный Передающий Центр), что так же гарантирует стабильность электроснабжения. Наличие резервного программно-аппаратного обеспечения и резервного передатчика позволяет предоставлять абонентам сети круглосуточные услуги персонального радиовызова и проводить профилактические работы без оказания влияния на качество связи во время работ. Мощность передатчика позволяет обеспечивать надежный прием сообщений на пейджерный приемник на всей территории города Астрахани и уверенный прием в радиусе до 40 км от телецентра. Планируемая в ближайшее время установка усилителя мощности позволить значительно увеличить радиус уверенного приема.

Одним из направлений деятельности ООО "Астрахань Пейдж" является поставка, монтаж и обслуживание оборудования для индивидуального и коллективного просмотра программ спутникового и эфирного телевидения. Начав свой путь с продажи и установки простейших комплектов для приема телевизионных программ с одного спутника, получив лицензию на монтаж наружных и внутренних кабельных сетей (лицензия АС 01318), ООО "Астрахань Пейдж" стало крупнейшим в городе поставщиком оборудования для приема и распределения спутникового и эфирного телевизионного сигнала. Благодаря дилерскому договору с ЗАО "НТВ+" фирма устанавливает и обслуживает большое количество комплектов для приема программ платного пакета "НТВ+". Качественный прием эфирного ТВ-сигнала местных каналов на территории города и области обеспечивается при помощи реализуемых и устанавливаемых эфирных антенн как местного, так и зарубежного производителя.

Обширный ассортимент оборудования рассчитан как на взыскательного клиента-телезрителя, так и на специалистов по установке антенн и разводке ТВ-сигнала.

Высокая квалификация специалистов фирмы позволяет выполнять заказы любой сложности - от установки простой телевизионной антенны до проектирования и монтажа кабельных сетей на несколько сотен абонентов.

Благодаря стремительно возросшей потребности оперативно решать вопросы, независимо от своего местоположения, мобильная связь стала одной из наиболее перспективных отраслей бизнеса. Кроме того, в нашей стране зачастую это единственный способ быстро обеспечить связью развивающиеся районы. Однако разнообразие технических решений мобильных сетей связи, а, равно как и их стоимость заставляют особенно внимательно и обоснованно подходить к выбору той или иной системы.

В 1996 году предприятия промышленности средств связи приступили к реализации, официально утвержденной Правительством РФ и получившей статус президентской Федеральной целевой комплексной программы "Создание технических средств связи, телевидения и радиовещания". Успешное выполнение работ, предусмотренных программой, позволило сократить отставание отечественных технических средств телекоммуникационной техники. Привычное лицо станции "Алтай" изменилось. Кроме возимых абонентских станций появились портативные носимые станции, по качеству и дизайну не уступающие западным образцам аналогичной аппаратуры. Пришло время, когда "Алтай" становится полноправным участником на рынке современных средств связи.

Сеть подвижной радиотелефонной связи (СПРС) "Алтай" обеспечивает дуплексной связью подвижных абонентов между собой и с абонентами городской телефонной сети, а также дополнительные виды обслуживания в соответствии с требованиями Госкомсвязи РФ к радиотелефонным сетям. Соответствует требованиям спецификации и требованиям Госкомсвязи РФ к радиотелефонным сетям.

Кроме того, при установке базовой станции на несколько абонентов, имеется возможность телефонизировать удаленные от города районы, прокладка телефонного кабеля к которым слишком дорога и не выгодна.

2.2 Структура производства, управления и бухгалтерии ООО «Астрахань Пейдж»

Общество с ограниченной ответственностью «Астрахань Пейдж» является юридическим лицом по законодательству Российской Федерации, зарегистрировано в г. Астрахани. Правое положение и деятельность ООО «Астрахань Пейдж» регламентируется Гражданским кодексом РФ, законодательными и нормативными правовыми актами. Учредительным документом общества является учетная политика. Учредителями общества являются российские юридические лица. Уставный капитал оплачен полностью. Филиалов представительств, дочерних и зависимых обществ ООО «Астрахань Пейдж» по состоянию на 01.01.2008 г. не имеет.

Основу линейно-функциональной структуры составляет иерархический принцип построения и специализация управленческого персонала по функциональным подсистемам организации.

Деятельностью предприятия руководит генеральный директор. В непосредственном подчинении генерального директора находится директор по производству, главный бухгалтер, заведующий отдела кадров, заведующий отдела маркетинга и экономист. Структурными подразделениями основного производства являются: цех №1 и цех №2.. В целом схема организационной структуры в ООО «Астрахань Пейдж» представлена на рисунке 6 .

Чрезвычайные расходы

Вспомогательный цех

Плановый отдел

Рис. 6 Схема организационной структуры производства ООО «Астрахань Пейдж»

Директор (единоличный исполнительный орган) общества:

1. Без доверенности действует от имени общества, в том числе представляет его
интересы и совершает сделки;

2. Подписывает финансовые и иные документы общества;

3. Открывает в банках расчетные и иные счета;

4. Обеспечивает подготовку и представляет учредителю общества полугодовой и годовой бухгалтерский баланс, предложения о распределении чистой прибыли;

5. Руководит персоналом общества, утверждает организационную структуру и штатное
расписание, организует учет и обеспечивает составление и своевременной представление
бухгалтерской и статистической отчетности о деятельности общества в налоговые органы,
социальные фонды и органы государственной статистики;

6. Осуществляет иные полномочия, не отнесенные к компетенции
участника общества.

Каждое предприятие состоит из отдельных групп, в совокупности которые и представляют собой это предприятие. Группы занимаются лишь только той функцией, для которой они предназначены, чтобы могло существовать. Важнейшим элементом здесь является бухгалтерия, которая ведет учет хозяйственных средств и объектов учета предприятия. Также функцией бухгалтерии является анализ финансового состояния предприятия, которое показывает, по каким направлениям надо вести работу, чтобы улучшить его.

В функциональные обязанности отдела кадров входит:

1. Подготовка проектов актов, связанных с поступлением, увольнением, переводом сотрудников, заключение трудовых договоров, проверка правильности оформления должностных инструкций;

2. Обеспечение должностного роста работников;

3. Оформление отпусков, больничных листов, командировочных удостоверений;

4. Подготовка и оформление документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования;

5. Формирование кадрового резерва, организация работы с кадровым резервом и его эффективное использование;

6. Ведение и хранение личных дел, трудовых книжек работников, личных карточек, своевременность и правильность внесения в них изменений;

7. Изучение потребности в обучении, планирование профессиональной переподготовки, повышении квалификации работников. Взаимодействие с учебными заведениями по вопросам подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров;

8. Рассмотрение обращений, заявлений и жалоб физических и юридических лиц, органов государственной власти, органов местного самоуправления по вопросам, входящим в компетенцию отдела;

9. Консультирование работников по трудовому законодательству.

Планово-экономический отдел осуществляет:

1. Разработку перспективных и текущих планов работ предприятия и его структурных подразделений.

2. Составление годовых, квартальных и месячных отчетов о работе предприятия и проведение экономического анализа.

3. Составление сметы затрат на год со всеми необходимыми расшифровками.

4. Оформление договоров на разрабатываемые темы и осуществление контроля за выполнением договорных обязательств исполнителем и заказчиком.

5. Анализ системы оборота плановых документов и подготовку предложений по ее совершенствованию.

6. Изучение и внедрение в предприятии передового опыта планово-экономической работы, оперативного учета и анализа хозяйственной деятельности.

7. Учет и анализ основных показателей по труду и заработной плате в целом по предприятию, его подразделениям и отдельным профессиям и должностям работающих.

8. Разработку штатных расписаний на основе утвержденной структуры управления, действующей единой системы организации и оплаты труда и нормативов численности по функциям управления.

9. Анализ эффективности применения действующих форм и системы оплаты труда, материального поощрения.

Отдел маркетинга осуществляет:

1. Совместно с другими подразделениями предприятия и руководством предприятия Отдел Маркетинга помогает выработать стратегию рыночной деятельности предприятия.

2. В функции Отдела маркетинга входит анализ внутренней и внешней среды предприятий, анализ конкурентов, сегментирование рынка и позиционирование товара, ценообразование, формирование ассортимента и формулирование требований к качеству продукции и обслуживанию клиентов, продвижение продукции, формирование и поддержание имиджа предприятия и торговых марок.

Бухгалтерия является самостоятельным структурным подразделением и возглавляет главным бухгалтером.

Схема управления ООО «Астрахань Пейдж» представлена на рисунке 7.

Рис. 7 Схема управления ООО «Астрахань Пейдж»

Заведующий отдела кадров:

1. Возглавляет работу по обеспечению предприятия кадрами рабочих и служащих требуемых профессий, специальностей и квалификаций в соответствии с уровнем и профилем полученной ими подготовки и деловых качеств.

2. Участвует в работе по прогнозированию и определению потребности в кадрах на основе планов экономического и социального развития предприятия.

3.Участвует в организации повышения квалификации специалистов, зачисленных в резерв выдвижения.

4.Принимает участие в аттестации, определяет круг специалистов, подлежащих очередной и повторной аттестации, обеспечивает подготовку необходимых документов.

Заведующий планово-экономического отдела:

1. Составление сметы затрат на год со всеми необходимыми расшифровками.

2. Составление отчета по труду в установленном порядке и в установленные сроки.

3. Контроль правильности применения действующих форм и систем оплаты труда, установления разрядов и разрядных коэффициентов оплаты труда, доплат, надбавок, контроль своевременности и правильности расчетов премий сотрудникам в соответствии с действующими положениями.

Заведующий отдела маркетинга:

1. Определяет и представляет на утверждение Генеральному Директору Годовой маркетинговый план и объемы и структуру консолидированного бюджета маркетинга предприятия (ежеквартально, ежегодно а в случае необходимости - на указанный период) и несет ответственность за выполнение планов маркетинга и за эффективность расходования средств бюджета Отдела Маркетинга.

2. Определяет структуру отдела, вносит необходимые изменения и дополнения в соответствии с возникающими задачами; принимает оперативные меры по изменению структуры отдела для решения конкретных задач.

3. Определяет стратегию деятельности по продвижению товаров и услуг, организует ее реализацию.

4. Представляет предприятие в контактах с другими предприятиями и организациями, ведет деловую переписку от имени предприятия в пределах своей компетенции.

5. Организует обсуждение результатов исследований и практической деятельности в области маркетинга.

Ответственность за организацию бухгалтерского учета, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет генеральный директор ООО «Астрахань Пейдж». ООО «Астрахань Пейдж» имеет собственную бухгалтерию как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером. Бухгалтерия построена по принципу предметного разделения труда (однородности учетных работ, когда весь определенный цикл от начала и до конца совершает один работник или определенная часть бухгалтерии). Организационную структуру бухгалтерской службы можно представить в виде рисунка 8.


Рис. 8 Схема структуры бухгалтерии ООО «Астрахань Пейдж»

В своей работе главный бухгалтер руководствуется Законом бухгалтерском учете и Положением о бухгалтерском учете и отчетности в РФ.

Главный бухгалтер обязан обеспечить полный учет поступающих денежных средств, товар материальных ценностей, точный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности, полное и своевременное перечисление платежей и налогов, погашение задолженности по ссудам, контроль и отражение на счетах бухгалтерского учета всех хозяйственных операций, составлять бухгалтерскую отчетность и представлять ее установленные сроки.

Главный бухгалтер подписывает совместно с директором документы, служащие основанием для приемки и выдачи товарно-материальных ценностей и денежных средств, а также расчетных, кредитных финансовых обязательств и хозяйственных договоров. С главным бухгалтером согласовывается назначение, увольнение и перемещение материально-ответственных лиц.

Бухгалтер материальной части ответствен за поступление и движение материальных ценностей ведение учета материально-ответственных лиц.

Задачей бухгалтера-кассира являете, ведение кассовых операций (прием наличных денег по приходным кассовым ордерам, выдача наличных денег из кассы по кассовым ордерам или другим документам, производит записи в кассовую книгу).

Бухгалтер по расчету заработанной платы ответственен за своевременную выдачу заработанной платы и осуществление операций связанных с ней.

Бухгалтерия обязана следить за точными и своевременными выплатами налогов и денежных средств предприятия. Вести точный документальный учет по работе предприятия для предоставления отчетности в проверяющие органы.

2.3 Анализ основных экономических показателей деятельности предприятия

Основные показатели деятельности ООО «Астрахань Пейдж» за период с 2006 г. по 2008 г. включительно представлены в следующей таблице (см.таблицу 3). Аналитическая таблица 3 заполнена на основании данных бухгалтерского баланса за 2006-2008 гг. (форма №1), отчета о прибылях и убытках за 2006-2008 гг. (форма №2 бухгалтерского баланса), а также на основании данных аналитического учета.

Таблица 3

Анализ основных финансово-экономических показателей деятельности

ООО «Астрахань Пейдж» за 2006-2008г.

Показатели

Ед. изм.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

Абсолютное изменение

(+,-)

Темп роста, %

2007

от

2006

2008

от

2007

2008

к

2006

2007

к

2006

2008

к

2007

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1.Объем реализуемой продукции,

тыс.

руб.

29452

41226

51594

11774

10368

175,18

139,98

125,15

2.Себестоимость реализованной продукции

тыс. руб.

24068

30432

46338

6364

15900

192,53

126,44

152,27

3.Затраты на 1 рубль реализованной продукции

руб.

0,82

0,74

0,90

-0,08

0,16

109,76

90,24

121,62

4.Численность работников промышленно-производственного персонала

чел.

204

208

214

4

6

104,90

101,96

102,88

5.Среднегодовая выработка 1 работника ППП

тыс.

руб.

144,4

198,2

241,1

53,8

42,9

166,97

137,26

121,64

6.Фонд оплаты труда ППП

тыс.

руб.

6005,5

6364,1

8757,0

358,6

2392,9

145,82

105,97

137,60

7.Среднегодовая зарплата одного работника ППП

руб.

58877,45

61193,27

81841,12

2315,82

20647,85

139,00

103,93

133,74

8.Основные фонды

тыс. руб.

11146

21756

22424

10610

668

в 2,01 раза

195,19

103,07

9.Фондоотдача

руб.

2,64

1,89

2,3

-0,75

0,41

87,12

71,59

121,69

10.фондоемкость

руб.

0,38

0,53

0,43

0,15

-0,1

113,16

139,47

81,13

11.Материальные затраты

тыс.

руб.

660,8

2437,2

7174,8

1776,4

4737,6

294,39

в 3,69 раза

в 10,86 раза

12.Материалоотдача

руб.

44,57

16,92

7,19

-37,65

-9,73

16,13

37,96

42,49

10.Прибыль до налогообложения

тыс. руб.

1648

6400

936

4752

-5464

56,80

в 3,88 раза

14,63

11.Прибыль от реализации продукции

тыс. руб.

1128

6514

1712

5386

-4802

151,77

в 5,77 раз

26,28

12.Рентабельность основной деятельности

%

4,69

21,41

3,69

16,72

-17,72

13.Рентабельность продаж

%

3,83

15,80

3,32

11,97

-12,48

Объем реализации продукции является в современных условиях одним из наиболее важных показателей деятельности предприятия. На одном предприятии объем реализованной продукции определяется по отгрузке ее покупателям. В 2008 году по сравнению с 2007 происходит увеличение объема реализованной продукции на 25,15% или на 10368 тыс. руб. По данным таблицы можно сделать вывод о том, что с 2006 по 2008 год объем реализуемой продукции с каждым годом возрастает. В 2006 году он составил 29452 тыс.руб., а в 2007-41226 тыс.руб., увеличение произошло на 11774 тыс.руб. или на 39,9%. Это связано в первую очередь с увеличением выданной квоты. В 2007 году возрастает себестоимость на 6364тыс.руб. или на 26,4% по сравнению с 2006годом и в 2008 году на 15906 тыс.руб. по сравнению с 2007 годом. Увеличение себестоимости напрямую связанно с увеличением заработной платы работников, а также подорожание электро-, теплоэнергии и прочих материальных ресурсов.

Затраты на 1 рубль продукции рассчитывается по формуле:

Затраты на 1 рубль продукции = Себестоимость продукции (стр.2 табл.3)/Выручка

Затраты на 1 рубль реализованной продукции – это один из показателей экономической эффективности производственной деятельности предприятий. Этот показатель определяет затраты в копейках на рубль реализованной продукции (работ, услуг). В 2008 году по сравнению с 2007 годом затраты на 1 рубль реализованной продукции увеличились на 21,62 процентных пункта или на 0,16 руб. В то время как в 2007 году по сравнению с 2006 затраты на 1 рубль реализованной продукции уменьшилась на 0,08 руб. или на 9,76%.

Численность промышленно-производственного персонала в 2008 г. по сравнению с 2007 г. увеличилась на 6 человек или на 2,88%, а в 2007 по сравнению с 2006 на 4 человека или на 1,96 процентных пункта.

Производительность труда – важнейший показатель по труду. Из таблицы видно, что среднегодовая выработка на одного работника ППП растет высокими темпами: происходит увеличение в 2008 году по сравнению с 2007 годом на 42,9 тыс.руб. или на 21,64%, а в 2007 по сравнению с 2006 увеличение на 53,8 тыс.руб. или на 37,26 процентных пункта.

В течение рассматриваемого периода времени происходит увеличение как фонда оплаты труда, так и среднегодовой заработной платы одного работника ППП. Фонд оплаты труда увеличился на 37,60 % или на 2392,9 тыс.руб. и на 5,97% или на 358,6 тыс.руб. в 2008 по сравнению с 2008 и в 2008 по сравнению с 2006 соответственно. Увеличение фондоемкости (на 0,15 руб. или на 39,47%) и уменьшение фондоотдачи (на 0,75 руб. или на 28,41%) в 2007 году свидетельствует о снижении эффективности использования основных фондов и отрицательно характеризует финансовое состояние предприятия. В 2008 году по сравнению с 2007 ситуация изменилась. Фондоотдача (f) определяется по формуле: f= Объем товарной продукции (стр. 1 табл.3 /Среднегодовая стоимость основных производственных фондов (стр.8 табл. 3) Произошло увеличение фондоотдачи на 0,41 руб. или на 21,69% Фондоотдача показывает, сколько продукции получено с 1 рубля стоимости основных производственных фондов. Также произошло уменьшение фондоемкости на 0,1 рубль или на 18,87 %. Фондоемкость - обратный показатель фондоотдачи, характеризующий стоимость фондов на 1 рубль товарной продукции.

За анализируемые три года с 2006 по 2008 год. Материальные затраты увеличиваются с каждым годом. В 2008 по сравнению с 2007 материальные затраты увеличились на 4737,6 тыс.руб. В 2007 по сравнению с 2006 в 3,69 раза или на 1776,4 тыс.руб. За этот же период наблюдается уменьшение материалоотдачи. В 2008 по сравнению с 2007 материалоотдача уменьшилась на 57,51% или на 9,73 руб.

В 2006 г. прибыль до налогообложения составила 1648 тыс. руб., в то время как прибыль от реализации продукции составила – 1128 тыс. руб. Разница между прибылью до налогообложения и прибылью от реализации продукции в сумме 520 тыс. руб. Прочие доходы – 1308 тыс. руб.: в результате инвентаризации по основным фондам выявлен излишек в сумме 8994 тыс. руб., а также списана кредиторская задолженность с истекшим сроком исковой давности в сумме 408,4 тыс. руб. Прочие расходы (730 тыс. руб.): благотворительность – 300,2 тыс. руб., госпошлина за регистрацию – 12,0 тыс. руб., списание недостающих основных средств по результатам инвентаризации – 314,6 тыс. руб., списание алкогольной продукции по истечении срока действия акцизных марок – 60 тыс. руб., а также услуги банка – 25,8 тыс. руб. В 2007 г. прибыль до налогообложения составила 6400 тыс. руб., что на 4752 тыс.руб. или в 3,88 раза больше чем в 2006 году, в то время как прибыль от реализации продукции равна 6514 тыс. руб., что на 5386 тыс.руб. или в 5,77 раз больше чем в 2006 году.

В 2008 году по сравнению с 2007 наблюдается тенденция к уменьшению прибыли как прибыли до налогообложения (на 85,37% или на 5464 тыс. руб.), так и прибыли от реализации продукции (73,72% или 4802 тыс. руб.).

Завершающим показателем является показатель рентабельности основной деятельности. В 2008 г. данный показатель составляет 3,69, в 2007 - 21,41%, а в 2006 г. – 4,69%. В 2007 наблюдается увеличение рассматриваемого показателя на 16,72%, что связано с изменением прибыли от реализации продукции, а в 2008 году уменьшение рентабельности основной деятельности на 17,72 процентных пункта. Такая же динамика наблюдается и на рентабельности продаж. В 2008 году рентабельность продаж уменьшилась на 12,48 процентных пункта, в то время как в 2007 году увеличилась на 11,97 процентных пункта.

Факторный анализ изменения стоимости выпущенной продукции.

В = W*Т - двухфакторная мультипликативная модель

где W – производительность труда;

В – стоимость выпущенной продукции;

Т – численность работников.

∆В∆w = (W1 – W0) * Т1 = (241,1–198,2) * 214 = 9180,6 – за счет изменения производительности

∆В∆т = (Т1 – Т0) * W0 = (214-208) * 198,2 = 1189,2 – за счет изменения численности работников

∆В = 9180,6+1189,2= 10369,8 тыс. рублей

В 2008 году по сравнению с 2007 годом объем реализуемой продукции увеличился на 10369,8 тысяч рублей. На динамику данного показателя оказало положительное влияние изменение производительности труда и численности работников. За счет увеличения производительности труда на 42,9 тыс. руб. объем реализуемой продукции увеличился на 9180,6 тыс. руб. За счет увеличения численности работников на 3 человека, объем реализуемой продукции увеличился на 1189,2 тыс.руб.

Факторный анализ изменения фондоотдачи

ФО=В/ОС – двухфакторная кратная модель

где ФО – фондоотдача;

В – выручка;

ОС - среднегодовая стоимость основных средств.

Iфо=ФО08/ФО07=(В08/ОС08)/(В07/ОС07)*100%=(51594/22424)/(41226 /21756)*100%=

=(2,3/1,89)*100%=121,69%

ΔФО=2,3-1,89=0,41руб.

Iфо(В)=(В08/ОС07)/(В07/ОС07)=(51594/21756)/(41226/21756)=(2,37/1,89)*100%=125,40%

ΔФО(В)=2,37-1,89=0,48 руб.

Iфо(ОС)=(В08/ОС08)/(В08/ОС08)=(51594/22424)/(51594/21756)=(2,3/2,37)*100%=97,05%

ΔФО(ОС)=2,3-2,37=-0,07 руб.

Iфо= Iфо(В)*Iфо(ОС)=1,2540*0,9705=1,217

ΔФО= ΔФО(В)+ΔФО(ОС)=0,48-0,07=0,41 руб.

В 2008 году по сравнению с 2007 годом показатель фондоотдачи увеличился на 0,41 рубль или на 21,69%. Положительное влияние на динамику данного показателя оказало изменение объема реализованной продукции, а отрицательное – изменение основных фондов. За счет увеличения объема реализуемой продукции на 10368 тыс.руб. показатель фондоотдачи увеличился на 0,48 руб. За счет увеличения основных фондов на 668 тыс.руб. показатель фондоотдачи уменьшился на 0,07 руб.

Глава 3. Анализ использования прибыли ООО «Астрахань Пейдж»

3.1 Анализ прибыли

Анализ использования прибыли предприятия начинается с исследования уровня и динамики всех показателей, представленных в форме №2 «Отчет о прибылях и убытках». Затем на основании полученной информации целесообразно проанализировать структуру выручки от продажи товаров, продукции, работ, услуг. Данные для оценки динамики и структуры финансовых результатов деятельности предприятия ООО «Астрахань Пейдж» за 2006-2008 гг. представлены в приложении1.

Такой анализ предполагает изучение динамики статей доходов, расходов и финансовых результатов (горизонтальный анализ) и их соотношений (вертикальный или структурный анализ).

В ходе горизонтального анализа прежде всего должны быть выяснены следующие вопросы:

· каково участие отдельных составляющих доходов и расходов в формировании прибыли;

· в чем причина основных изменений в сравнении с предыдущим периодом;

· насколько стабильны полученные доходы и расходы и возможно ли рассчитывать на их получение в будущем.

При вертикальном анализе или анализе структуры отчета о прибылях и убытках необходимо дать оценку удельному весу отдельных составляющих отчета в величине выручки от продаж.

Исходя из расчетных данных таблицы можно сделать следующие выводы: наибольшее снижение валовой прибыли на предприятии наблюдается в 2008 году (на 5501 т.р. по сравнению с 2007 г.). Это произошло из-за увеличения себестоимости.

В 2008 году по сравнению с 2007 происходит увеличение объема реализованной продукции на 25,15% или на 10368 тыс. руб. По данным таблицы можно сделать вывод о том, что с 2006 по 2008 год объем реализуемой продукции с каждым годом возрастает. В 2006 году он составил 29452 тыс.руб., а в 2007-41226 тыс.руб., увеличение произошло на 11774тыс.руб. или на 39,9%. Это связано в первую очередь с увеличением выданной квоты. Увеличение себестоимости напрямую связанно с увеличением заработной платы рабочих, а также подорожание электро-, теплоэнергии и прочих материальных ресурсов.

За рассматриваемые 2006-2008 гг. происходит увеличение коммерческих расходов. В 2007 году по сравнению с 2006 коммерческие расходы увеличились на 942 тыс.руб., а в 2008 году по сравнению с 2007 – на 706 тыс.руб. В то время как управленческие расходы снизились в 2007 по сравнению с 2006 на 682 тыс.руб., а в 2008 управленческие расходы отсутствуют.

В 2008 году по сравнению с 2007 прибыль от продаж уменьшилась на 4802 тыс.руб., в то же время уменьшились прочие расходы и доходы на 1834 тыс.руб. и 2496 тыс.руб. соответственно. В 2007 году по сравнению с 2006 прибыль от продаж наоборот увеличилась на 5386 тыс.руб., в свою очередь увеличились прочие доходы и расходы на1318 тыс.руб. и на 2028 тыс.руб. соответственно.

Такая же тенденция сохраняется и на прибыли до налогообложения. В 2008 году по сравнению с 2007 годом она уменьшилась на 5464 тыс.руб., в 2007 году по сравнению с 2006 увеличилась на 4752 тыс.руб.

Что касается текущего налога на прибыль, то он уменьшается в течение трех лет. В 2008 году налог на прибыль составил 0 руб. В 2008 по сравнению с 2007 он уменьшился на 64 тыс.руб., а в 2007 по сравнению с 2006 – на 12 тыс.руб.

Чистая прибыль в 2008 году по сравнению с 2007 уменьшилась на 5400 тыс.руб., а в 2007 по сравнению с 2006 увеличилась на 4688 тыс.руб.

Наибольший удельный вес в выручке занимает себестоимость. В 2008 году удельный вес себестоимости составил 89,81%, по сравнению с 2007 он увеличился на 15,99%. Что касается изменения удельных весов остальных показателей в выручке, то в 2008 году наблюдается снижение их доли по сравнению с 2008 годом.

После проведения общего анализа динамики и структуры прибыли ООО «Астрахань Пейдж» необходимо определить влияние факторов на формирование валовой прибыли.

У анализируемого предприятия ООО «Астрахань Пейдж» произошло увеличение величины валовой прибыли на сумму 5410 тыс.руб. при росте продаж на 11774 тыс.руб. необходимо определить как повлияло изменение рентабельности продаж на увеличение валовой прибыли.

Таблица 4

Анализ факторов, влияющих на валовую прибыль ООО «Астрахань Пейдж» за 2007-2008 г., тыс.руб.

Показатели

2008 год

2007 год

1.Выручка от продажи продукции, товаров, работ, услуг

51594

41226

2.Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг

46338

30432

3.Валовая прибыль

5256

10794

4.Отношение валовой прибыли к выручке

0,1019

0,2618

Дадим количественную оценку влиянию данных факторов.

Рассчитаем, как повлияло на величину валовой прибыли изменение объема продаж.

ΔВП=(В1-В0)*ВП0/В0= (51594-41226)10794/41226=2714 тыс.руб.

Таким образом, при неизменной рентабельности продаж (на уровне предыдущего периода) рост объема продаж на 10368 тыс.руб. привел к увеличению валовой прибыли на 2714 тыс.руб.

Оценка влияния рентабельности продаж будет следующей.

ΔВП=(ВП1/В1 – ВП0/В0)*В1=(5256/51594 -10794/41226)*51594=-8255 тыс.руб.

Таким образом, уменьшение рентабельности продаж (маржи валовой прибыли) на 15,99% привело к уменьшению величины валовой прибыли на сумму 8255 тыс.руб.

Совокупное влияние факторов на валовую прибыль (ВП) будет следующим:

За счет роста объема продаж ВП возросла на 2714 тыс.руб.

За счет уменьшения рентабельности продаж ВП уменьшилась на 8255 тыс.руб.

Общее изменение валовой прибыли -5541 тыс.руб.

За анализом валовой прибыли следует определить факторы, повлиявшие на изменение прибыли от продаж.

На величину прибыли от продаж (прибыли от основной деятельности) непосредственное влияние оказывает эффективность управления оборотными активами. Для анализа целесообразно воспользоваться следующей формулой:

Прибыль от

продаж Выручка

Прибыль от продаж = -----------------*---------------------*Оборотные активы (28)

Выручка Оборотные

активы

Таким образом, величина прибыли от продаж зависит от динамики рентабельности продаж, скорости оборота оборотных активов и величины капитала, вложенного в оборотные активы. Информация для анализа представлена в таблице 5.

Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации продукции

ООО «Астрахань Пейдж»

Таблица 5

Показатели

2008 год

2007 год

Изменение

Средняя величина оборотных активов, тыс.руб.

17253

17382

-129

Рентабельность продаж (основной деятельности), %

3,32

15.8%

-12,48

Оборачиваемость оборотных активов, количество раз

5,98

2,96

3,02

Используя метод цепных подстановок рассчитаем влияние каждого из факторов на величину прибыли от продаж.

Влияние снижения оборотного капитала:

-129*2,96*(15,8:100)=-60,3

Влияние ускорения оборачиваемости оборотных активов:

17253*3,02*(15,8:100)=8232,4

Влияние уменьшения рентабельности продаж:

17259*5,98*(-12,48):100=-12876

Итого общее влияние факторов – уменьшение прибыли от продаж на 4703,9 тыс.руб. (Показанная в таблицах сумма изменения прибыли от продаж составила 4802 тыс.руб. Отклонение в полученных значениях связано с погрешностью округления).

Расчет влияния факторов объем реализации продукции, структура товарной продукции, себестоимость продукции и изменение уровня среднереализационных цен на сумму прибыли можно выполнить способом цепной подстановки, используя данные, приведенные в таблице 6.

Таблица 6

Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации продукции ООО «Астрахань Пейдж» за 2007-2008г.,тыс.руб.

Показатель

2007 год

Данные 2007 года, пересчитанные на объем продаж 2008 года

2008 год

Выручка (нетто) от реализации продукции, товаров, услуг (В)

∑(VPПί0*Цί0)=

=41226

∑(VPПί1*Цί0)=

= 37112

∑(VPПί1*Цί1)=

=51594

Полная себестоимость реализованной продукции (З)

∑(VPПί0*Сί0)=

=34712

∑(VPПί1*Сί0)=

=32308

∑(VPПί1*Цί1)=

=49882

Прибыль (П)

6514

4804

1712

Сначала нужно найти сумму прибыли при фактическом объеме продаж и базовой величине остальных факторов. Для этого следует рассчитать индекс объема реализации продукции, а затем базовую сумму прибыли скорректировать на его уровень.

Индекс объема продаж исчисляется путем сопоставления фактического объема реализации с базовым в натуральном (если продукция однородная), условно-натуральном или стоимостном выражении (если продукция неоднородна по своему составу). На данном предприятии его величина составляет:

Ірп=­­­­­­­­­­­­­­­­­­(VPП1/VPП0)=10,4

Если бы величина остальных факторов не изменилась, то сумма прибыли должна была бы увеличится в 10,4 раза и составить 33872,8 тыс.руб. (3257*10,4).

Затем следует определить сумму прибыли при фактическом объеме и структуре реализованной продукции, но при базовом уровне себестоимости и цен. Для этого из условной выручки нужно вычесть условную сумму затрат:

∑(VPПί1*Цί0)- ∑(VPПί1*Сί0)=

=37112-32308=4804 тыс.руб.

Требуется подсчитать также, сколько прибыли предприятие могло бы получить при фактическом объеме реализации, структуре и ценах, но при базовом уровне себестоимости продукции. Для этого из фактической суммы выручки следует вычесть условную сумму затрат:

∑(VPПί1*Цί1) - ∑(VPПί1*Сί0)=

= 51594-32308= 19286 тыс.руб.

Порядок расчета данных показателей в систематизированном виде представлен в таблице 7.

Таблица 7

Расчет влияния факторов первого уровня на изменение суммы прибыли от реализации продукции в целом по предприятию

ООО «Астрахань Пейдж» за 2007-2008г., тыс.руб.

Показатель прибыли

Факторы

Порядок расчета

Прибыль, тыс.руб.

Объем продаж, Gb

Структура продаж

Цены

Себестоимость

П0

t0

t0

t0

t0

В0-З0

6514

Пусл1

t1

t0

t0

t0

П0*Ірп

67745,6

Пусл2

t1

t1

t0

t0

Вусл-Зусл

4804

Пусл3

t1

t1

t1

t0

В1-Зусл

19286

П1

t1

t1

t1

t1

В1-З1

1712

По данным таблицы можно установить, как изменилась сумма прибыли за счет каждого фактора. Изменение суммы прибыли за счет:

объема реализации продукции

ΔПvpп=Пусл1-П0=67745,6-6514=61231,6 тыс.руб.

структуры товарной продукции

ΔПстр=Пусл2-Пусл1=4804-67745,6=-62941,6 тыс.руб.

отпускных цен

ΔПц=Пусл3-Пусл2=9643-2402=7241 тыс.руб.

себестоимости реализованной продукции

ΔПс=П1-Пусл3=19286-4804=14482 тыс.руб.

Итого -4802 тыс.руб.

В 2008 году по сравнению с 2007 годом прибыль от продаж уменьшилась на 4802 тыс.руб. Положительное влияние на изменение этого показателя оказали изменение объема реализуемой продукции и отпускных цен, отрицательное влияние – изменение структуры товарной продукции и себестоимость реализованной продукции. Результаты расчетов показывают, что снижение прибыли обусловлен в основном уменьшением структуры товарной продукции. Снижение суммы прибыли на 17574 тыс.руб. способствовало увеличение себестоимости реализованной продукции.

Следует проанализировать также выполнение плана и динамику прибыли от реализации отдельных видов продукции, величина которых зависит от трех факторов первого уровня: объема продажи продукции, себестоимости и среднереализационных цен. Факторная модель прибыли от реализации отдельных видов продукции имеет вид:

П=VPПί*(Цί-С)ί. (29)

Предприятие ООО «Астрахань Пейдж» предоставляет три основных вида услуги: спутниковый интернет, кабельный интернет и IP телефония.

Методика расчета влияния факторов способом абсолютных разниц (на основании данных таблицы ) на примере предоставления услуги IP телефонии

ΔПvpп=(VPП1-VPП0)*(Ц0-С0)=(1800-400)*(0,19-0,13)=84тыс.руб.

ΔПц=(Ц1-Ц0)* VPП1=(0,2-0,19)*1800=18 тыс.руб.

ΔПс=-(С1-С0)* VPП1=(0,222-0,13)*1800=-165,6 тыс.руб.

Аналогичные расчеты проводятся по каждому виду продукции. Данные таблицы показывают, по каким видам продукции прибыль увеличилась, а по каким уменьшилась, и за счет каких факторов.

Таблица 8

Факторный анализ прибыли от реализации отдельных видов продукции ООО «Астрахань Пейдж» за 2007 - 2008г.

Продукция

Объем продаж,.Gb

Цена изделия, тыс.руб.

Себестоимость изделия, тыс.руб.

Сумма прибыли, тыс.руб.

Изменение суммы прибыли, тыс.руб.

t0

t1

t0

t1

t0

t1

t0

t1

Общее

В том числе за счет

объема продаж

цены

себестоимости

Спутниковый интернет

118462

931464

0.082

0.104

0.068

0.104

2066

1000

-1034,4

2846

5123

-8502

Кабельный интернет

12992

441224

0.136

0.138

0.098

0.154

4412

708

-3704

4068

221

-6141

IPтелефония

400

1800

0.19

0.2

0.13

0.222

36

4

-63,6

84

18

-165,6

Итого

131854

688144

-

-

-

-

3275

858

-4802

6998

5362

-14808,6

По данным таблицы можно сделать вывод, что прибыль от продаж в 2008 году по сравнению с 2007 уменьшилась на 4802 тыс.руб. Это снижение связано с уменьшением прибыли от продажи предоставления интернета и телефонии на 1034,4 тыс.руб., 3704 тыс.руб. и на 63,6 тыс.руб. соответственно.

Прибыль от продаж IP телефонии также уменьшилась на 63,6 тыс.руб. За счет увеличения объема продаж на 1400 кг. прибыль от продаж увеличилась на 84 тыс.руб. За счет увеличения цены реализации на 0,01 тыс.руб. прибыль от продаж увеличилась на 18 тыс.руб. За счет увеличения себестоимости на 0,092 тыс.руб. прибыль от продаж снизилась на 18 тыс.руб.

После определения факторов, влияющих на прибыли от продаж, проанализируем прибыль до налогообложения.

Результаты анализа представлены в таблице 9.

Таблица 9

Анализ прибыли до налогообложения

ООО «Астрахань Пейдж» за 2007 -2008 г., %

Прибыль от продаж/Выручка

Прочие доходы/выручка

Прочие расходы/выручка

Прибыль до налогообложения /выручка=гр.1+гр.2-гр.3

А

1

2

3

4

2008 год

3,318

0,252

1,756

1,814

2007 год

15,80

6,4

6,646

15,554

Отклонение

-12,48

-6,148

-4,89

-13,74

В 2008 году по сравнению с 2007 годом отношение всех факторов, влияющих на прибыль до налогообложения, имеет отрицательное отклонение. Отношение прибыли от продаж к выручке не испытывает влияния элементов, не относящихся к продажам, поэтому можно сделать вывод, что отрицательное значение отклонения говорит о том, что не эффективно управление продажами в процессе основной деятельности организации ООО «Астрахань Пейдж»

Отношение прибыли до налогообложения к выручке так же имеет отрицательное отклонение. Такое влияние сказывается на нестабильности полученного конечного финансового показателя.

В завершении анализа прибыли предприятия ООО «Астрахань Пейдж» проведем анализ чистой прибыли. Для этого необходимо составить таблицу 10.

Таблица 10

Определение суммы чистой прибыли ООО «Астрахань Пейдж» за 2007 -2008 г.

Показатель

Уровень показателя, тыс.руб.

Удельный вес в общей сумме прибыли, %

2007 год

2008 год

+,-

2007 год

2008 год

+,-

1.общая сумма брутто-прибыли

6400

936

-5464

100

100

-

2.налог на прибыль

64

0

-64

1

0

-1

3.чистая прибыль

6336

936

-5400

99

100

+1

Общая сумма брутто-прибыли складывается из прибыли от реализации продукции, процентные доходы от инвестиционной деятельности и сальдо прочих доходов и расходов. На предприятии ООО «Астрахань Пейдж» процентные доходы от инвестиционной деятельности отсутствуют.

Чтобы определить изменение суммы чистой прибыли за счет факторов первой группы, необходимо изменение брутто-прибыли за счет каждого фактора умножить на плановый (базовый) удельный вес чистой прибыли в сумме общей брутто-прибыли:

ΔЧП=ΔБПxί*УДчп0

Прирост чистой прибыли за счет второй группы факторов рассчитывается умножением прироста удельного веса ί-го фактора (налогов, санкций, отчислений) в общей сумме брутто-прибыли на фактическую ее величину в отчетном периоде:

ΔЧП=БП1*(-ΔУДxί)

Таблица 11

Расчет влияния факторов на изменение суммы чистой прибыли ООО «Астрахань Пейдж» за 2007 - 2008г., тыс.руб

Факторы изменения нераспределенной прибыли

Расчет влияния

Изменение суммы, тыс.руб.

1. изменение общей суммы брутто-прибыли

-5464*0,99

-5409,36

1.2. прибыль от реализации продукции

-4802*0,99

-4753,98

1.3. сальдо прочих доходов и расходов

-662*0,99

-655,38

1.4. налог на прибыль

-(-0,01*936)

+9,36

Итого

936-6336

-5400

Сумма чистой прибыли уменьшилась на 5400 тыс.руб.в основном за счет уменьшения прибыли от реализации, уменьшения прочих доходов и увеличения прочих расходов. Лишь небольшое увеличение чистой прибыли произошло за счет уменьшения налога на прибыль.

3.2 Анализ распределения и использования чистой прибыли

Принять данные коэффициенты отчислений в фонды было решено на собрании учредителей. Анализируя распределения чистой прибыли в фонды специального назначения, необходимо знать факторы формирования этих фондов. Основным фактором является 1) - чистая прибыль, 2) коэффициент отчислений прибыли.

Таблица 12

Данные об использовании чистой прибыли ООО «Астрахань Пейдж» за 2007 – 2008 г., тыс. руб.

Показатель

Отчетный год

Аналогичный период прошлого года

Отклонения (+, -)

1. Чистая прибыль

936

6336

-5400

2. Распределение чистой прибыли:

в фонд накопления

234

1900,8

-1666,8

в фонд потребления

561,6

3168

-2606,5

в фонд социальной сферы

93,6

950,4

-856,8

3. Доля в чистой прибыли, %

фонда накопления

25

30

-5

фонда потребления

60

50

10

в фонд социальной сферы

10

15

-5

Рассмотрим в табл. 12 влияние факторов – суммы чистой прибыли и коэффициента отчислений прибыли на отчисления в фонды.

Изменение отчислений в фонды специального назначения за счет изменения чистой прибыли можно рассчитать по формуле:

ΔФн (П) = ΔПч ∙ К0,

ΔФн (П) = -5400 ∙ 30= - 162000 –фонд накопления

ΔФн (П) = -5400 ∙ 50=- 270000 –фонд потребления

где ΔФн (П) - приращение фонда накопления (потребления) за счет изменения чистой прибыли; ΔПч – приращение суммы чистой прибыли; К0 – коэффициент отчислений от чистой прибыли в соответствующий фонд.

Для этого прирост чистой прибыли за счет каждого фактора умножаем на базисный (2007 г.) коэффициент отчислений в соответствующий фонд.

На размер отчислений в фонды оказывают влияние и изменения коэффициента отчислений от чистой прибыли. Уровень его влияния рассчитывается по формуле:

ΔФн (К) = (К1 – К0 )· Пч1 , где

ΔФн (К) – приращение фонда потребления (накопления) от изменения коэффициента отчислений; К1 , К0 – фактический и базисный коэффициенты отчислений в фонды потребления (накопления); Пч1 – чистая прибыль за отчетный период.

ΔФн (К) = (0.25-0.30) · 936 = - 46,8 –фонд накопления

Таблица 13

Расчет влияния факторов (суммы чистой прибыли и коэффициента отчисления) на размер отчислений в фонды предприятия ООО «Астрахань Пейдж» за 2007 – 2008 г.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  217  218  219   ..

 

Вид фонда

Сумма распределяемой прибыли (тыс.руб)

Доля отчислений

%

Сумма отчислений тыс. руб.

всего

Отклонение

в том числе за счет

2007г.

2008 г.

2007г.

2008г.

2007г.

2008г.

ЧП

Котч

Накопления

6336

936

30