Главная      Учебники - Экономика     Лекции по финансам - часть 6

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  187  188  189   ..

 

 

Инвестиции и их роль в экономическом росте на примере г. Перми

Инвестиции и их роль в экономическом росте на примере г. Перми

Содержание

2. Роль инвестиций в экономике Пермского края

2.1 Инвестиционный климат Пермского края

Пермский край образован 1 декабря 2005 года в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа. Численность населения (на 01.01.2009 г.) - 2708,4 тыс. человек, городское население составляет 74,6%. В г. Пермь проживает 985,8 тыс. человек

Регион входит в Приволжский Федеральный округ.

Определяющей предпосылкой устойчивого развития региона является его инвестиционное развитие. В качестве основных составляющих инвестиционной привлекательности регионов России в официальных расчетах приняты две характеристики: инвестиционный риск и инвестиционный потенциал.

Инвестиционный потенциал, как оценочный показатель, учитывает основные макроэкономические характеристики, такие как насыщенность территории факторами производства, потребительский спрос населения и другие показатели. Совокупный инвестиционный потенциал региона складывается из восьми частных потенциалов (потребительского, трудового, интеллектуального, производственного, инфраструктурного, инновационного, финансового, природно-ресурсного), каждый из которых, в свою очередь, характеризуется целой группой показателей.

Среди регионов России по инвестиционному потенциалу Пермский край занимает 13-е место. В 2010 году опубликован рейтинг самых перспективных мегаполисов по версии журнала «Русский репортер», в котором Пермь заняла 6-е место.

Инвестиционно-привлекательный имидж Пермского края формируется на основе уникальных конкурентных преимуществ региона:

· география, ресурсы;

· социальная и финансовая инфраструктура;

· развитый транспорт;

· промышленный и научный потенциал;

· трудовые ресурсы;

· наука и образование;

· развитие инвестиционного законодательства;

· историческое и культурное наследие;

· экономическая и политическая стабильность.

Наибольший потенциал края – природно-ресурсный. Помимо него также лидирующее положение занимают финансовый и инновационный потенциалы. Хуже состояние потребительского, производственного, институционального потенциалов. Плохим является состояние трудового потенциала и наиболее слабым – состояние инфраструктурного потенциала. Таким образом, основные акценты должны быть сделаны на развитие: инфраструктурного потенциала, трудового потенциала и производственного потенциала.

Пермский край располагает как разнообразными природными ресурсами, так и мощным промышленным потенциалом. Энергоресурсы реки Камы здесь сочетаются с каменным углем Кизеловского бассейна, нефтью и газом. На российском и мировом рынках ведущими отраслями специализации Пермского края являются машиностроение, химия и нефтехимия, металлургия, топливная промышленность, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность. Топливная и химическая отрасли развиваются преимущественно на местной сырьевой базе. Основной объем производства топливной продукции приходится на предприятия нефтяной и газовой промышленности. Создан и успешно работает современный, мощный, диверсифицированный комплекс предприятий по добыче и переработке нефти и газа. На севере края находятся крупнейшие в Европе залежи калийных солей. На долю Пермского края приходится 100 % производимых в России калийных удобрений. Кроме того, химические предприятия производят такие виды экспорто-ориентированной и высокотехнологичной продукции как метанол и продукты его переработки, аммиак и азотные удобрения, уникальные хладоны и фторополимеры, флокулянты и активные угли.

Имеются драгоценные (алмазы) и поделочные (селенит) камни, золото и платина, хромовые руды, металлургическое и цементное сырье, карбонатное сырье. В крае открыто 205 месторождений нефти и газа, на севере – восемь месторождений россыпных алмазов. Значительны и лесные ресурсы области. Выгодное географическое положение определяет полноценную структуру транспортной системы. На территории края пересекаются трансконтинентальные железнодорожные, автомобильные и воздушные линии, находятся четыре самых восточных порта единой глубоководной системы европейской части России, обеспечивающих выход в Северную и Южную Европу.

Наличие специализированных научных центров и высококвалифицированных кадров обеспечивают лидирующие позиции машиностроения региона в российском производстве авиационных и ракетных двигателей, топливной аппаратуры, газоперекачивающих агрегатов и газотурбинных электростанций, нефтепромыслового оборудования, аппаратуры цифровых и волоконно-оптических систем передачи информации, навигационной аппаратуры. Также Пермский регион на российском рынке занимает лидирующие позиции по разработке и выпуску магниевых и титановых сплавов. Вообще металлургическая промышленность представлена предприятиями по производству и переработке черных, цветных и редкоземельных металлов, а также предприятиями порошковой металлургии. В крае работает единственное в России предприятие по производству титановой губки. Подавляющая часть от общероссийских объемов производства магния принадлежит компаниям Пермского края.

Лесопромышленный комплекс Прикамья занимает одно из ведущих мест в России в сфере заготовки и переработки древесины. Предприятия целлюлозно-бумажной промышленности производят около 20% от общероссийского объема бумаги различного назначения.

На территории края действуют Камская и Боткинская ГЭС и Пермская ГРЭС.

Развитие инвестиционной деятельности дает основания предполагать рост экономического потенциала Перми в долгосрочной перспективе. Инвестиционный климат в Пермском крае и в городе Перми оценивается экспертами неоднозначно, его слабыми сторонами считаются недостаточные

условия безопасности для бизнеса, риски социальной нестабильности.

«Плюсы» инвестиционного климата:

-Государственная политика Пермского края по снижению налога на прибыль с 24 до 15,5% создает в крае наиболее привлекательные условия в сравнении с другими регионами и городами–конкурентами;

- Принятая программа привлечения инвесторов и центров прибыли компаний на территории Пермского края, призвана оказать стимулирующее воздействие на начало новых проектов;

- Реализуемые и планируемые к реализации проекты в Перми имеют положительный оценочный эффект не только для города, но и для всей России.

«Минусы» инвестиционного климата:

- Отсутствие в Перми «работающей программы» развития малого и среднего бизнеса во взаимодействии с крупными предприятиями;

- По оценке рейтинговых агентств, Пермь часто проигрывает городам – своим традиционным конкурентам по условиям ведения бизнеса (приложение 1 - таблица 1, приложение 1 – рисунок 1, результаты рейтинга Forbes «Лучшие города для Бизнеса», июнь 2009 года), причем, в основном, по показателям создания условий безопасности для бизнеса, социальной стабильности.

Самые крупные инвестиционные проекты (стоимостью свыше 5 млрд. руб.) сосредоточены в традиционно основных в структуре экономики отраслях - машиностроении, энергетике, строительстве и нефтепереработке (приложение 2 – рисунок 1). Наибольшая доля проектов осуществляется за счет собственных средств предприятий и организаций (69,1%) со средним уровнем внутренней рентабельности 31,9% и сроком окупаемости 5–7 лет, что снижает риск «сворачивания проектов» в условиях дефицита «длинных денег» под воздействием финансового кризиса. Реализуемые проекты направлены на модернизацию и расширение производств, предусматривающих создание в городе около 8,5 тыс. рабочих мест.

Инвестиционная политика Пермского края осуществляется по следующим основным направлениям:

· развитие регионального инвестиционного законодательства и нормативно-правовой базы в сфере поддержки бизнеса;

· создание специализированной рыночной инфраструктуры, обеспечивающей инвестиционный процесс;

· развитие внешнеэкономической деятельности предприятий Пермской области;

· повышение эффективности функционирования инфраструктурных отраслей народного хозяйства;

· раскрытие научного, экономического и социального потенциала региона;

· реструктуризация предприятий с целью повышения их инвестиционной привлекательности;

· интеграция предприятий области в мировое экономическое пространство;

· повышение эффективности управления государственной собственностью;

· развитие рынков земли и иных объектов недвижимости;

· формирование информационной открытости региона;

· формирование позитивного инновационного имиджа региона среди российских и иностранных инвесторов.

Среди регионов России Пермский край по инвестиционному риску занимает 49-е место. Инвестиционный риск характеризует вероятность потери инвестиций и дохода от них. Интегральная оценка риска складывается из оценок семи видов риска: законодательного, экономического, политического, финансового, социального, криминального, экологического. Анализ составляющих инвестиционного риска Пермского края позволяет сделать вывод о том, что наиболее значительными являются криминальный, экологический и политические риски, уровень экономического риска также достаточно высок, а финансовый и социальный риски имеют наименьшие ранги. То есть наименьший инвестиционный риск – финансовый, наибольший – законодательный.

Пермский край имеет ряд экономических недостатков. В первую очередь они связаны с тем, что в регионе неблагоприятны природно-климатические условия для ведения сельского хозяйства и самообеспечения населения продовольствием. В ряде районов и городов края результатом промышленного развития стала неблагоприятная экологическая ситуация (особенно в районе городов Березники и Соликамск).

Что касается антикризисной устойчивости, то по рейтингу финансовой устойчивости регион относится к группе глубокого спада, по рейтингу экономической устойчивости – к группе значительного спада, по рейтингу социальной устойчивости – к группе глубокого спада и по комплексному рейтингу антикризисной устойчивости – к группе глубокого спада. Напряженность на рынке труда региона повышается и в первом квартале 2009 г. составила 5676 зарегистрированных безработных на 1000 вакантных рабочих мест, против 1265 в первом квартале 2008 г.

На взгляд аналитиков инвестиционного холдинга «ФИНАМ», основной недостаток Пермского края — традиционный путь развития экономики, тогда как регион, несомненно, нуждается в новых импульсах роста. Для дальнейшего развития Пермскому краю необходимо перейти к новому этапу экономического развития, постепенно замещая сырьевую составляющую ВРП на высокотехнологичную, наукоемкую продукцию, более эффективно использовать научно-технический потенциал Пермского края.

По оценкам Федеральной службы по финансовым рынкам, Пермский край лидирует в Приволжском федеральном округе по числу рейдерских атак. И это связано с инвестиционной привлекательностью региона. В крае традиционно развивалась промышленность и созданы условия для развития различных направлений, и даже в непростые постперестроечные годы Пермская область не утратила статуса ведущего региона. Этот факт стимулировал интерес к предприятиям Пермского края, в том числе и со стороны иностранных партнеров.

Основными импортерами иностранных инвестиций в край на протяжении 5 лет являются: Великобритания, США, Германия. Их доля в общем объеме иностранных инвестиций за данный период времени составляет 67%. При этом основные получатели – предприятия области: ООО "Лукойл – Пермь", ОАО "Лукойл ПНОС", ОАО "Уралсвязьинформ".

Динамика объема инвестиций в основной капитал в 2008 году полностью повторяла тренд развития экономики региона. Первые три квартала ситуация продолжала ситуацию инвестиционного бума, сложившуюся в регионе в 2006–2007 гг.: ежеквартальные темпы роста объема вложений составляли 112–120%. Однако начиная с октября инвестиции в развитие бизнеса стали резко падать. Отрицательная динамика этого показателя сохранялась на протяжении всего четвертого квартала, более того, с каждым месяцем ситуация ухудшалась. В итоге рост января – сентября был фактически нивелирован, и индекс объема инвестиций в основной капитал в 2008 г., по данным Пермьстата, составил 100,8% в сопоставимой оценке, аналогичная динамика наблюдалась в 2004 г. В 2009 году так же наблюдается отрицательная динамика, объем иностранных инвестиций, поступивших в экономику Пермского края за 9 месяцев 2009 года, составил $267 млн. По сравнению с аналогичным показателем 2008 года, данный результат снижен на 33,6%, говорится в отчете Пермьстат. Прямые инвестиции в Пермский край в январе-сентябре сократились по сравнению с соответствующим периодом прошлого года в 3,6 раза и составили $36 млн 670,8 тыс. ($131,9 млн в январе-сентябре 2008 года). Портфельные инвестиции составили $11 млн 465,2 тыс., что в 9,5 раза меньше, чем в январе-сентябре 2008 г. ($109,4 млн). В первом полугодии 2010 года предприятия края всех форм собственности направили 51759,6 млн. руб. инвестиций в основной капитал, что составило 103,8% к соответствующему периоду предыдущего года (приложение 3 – таблица 1). По этому показателю Пермский край занял 3 позицию среди регионов ПФО после Татарстана и Нижегородской области. Особенно успешно шло развитие организаций по добыче полезных ископаемых. Объем инвестиций возрос здесь почти в 2 раза. Всего по виду деятельности «добыча полезных ископаемых» было освоено 6046,1 млн. руб.

Вложения, направленные на развитие сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства, увеличились почти в 1,3 раза, составив 1064,5 млн. руб. Увеличение объемов инвестиций в основной капитал по сравнению с аналогичным периодом прошлого года отмечалось также и в других видах экономической деятельности: рыболовство и рыбоводство (171,3%); производство и распределение электроэнергии, газа и воды (в 3,1р.); строительство (109,4%); оптовая торговля (114,9%); деятельность гостиниц и ресторанов (в 2,5р.) и др. Вместе с тем сократились объемы инвестиций, направляемых в сферу торговли автотранспортными средствами и мотоциклами и розничной торговли, в деятельность сухопутного и воздушного транспорта, в развитие связи.

Основные социально-экономические показатели Пермского края варьируются в пределах от 1,5 до 3%, что говорит о среднем вкладе в экономику страны в целом. Удельный вес региона в общероссийских экономических показателях составляет: по ВРП – 1,8%. За 2008 г. по объему промышленного производства – 3,0%, по объему продукции сельского хозяйства – 1,0%, по объему розничного товарооборота – 2,0%, по объему инвестиций в основной капитал – 1,8%.

По объемам валового регионального продукта, который превышает 300 млрд рублей ежегодно, Пермский край входит в число наиболее развитых субъектов Российской Федерации.

2.2 Повышение инвестиционной привлекательности Пермского края

На сегодняшний день проблема инвестиционного климата в России и ее регионах является актуальной.

Пермский край обладает значительным потенциалом в различных направлениях: природными ресурсами, производственными мощностями, квалифицированной рабочей силой. Но значительный потенциал сам по себе не является гарантией социально-экономического развития. Для трансформации потенциала в развитие необходимо эффективно вовлечь все составляющие потенциала в хозяйственный оборот, сформировать среду, в которой бизнес, преследуя собственные цели, работает на общество. И здесь невозможно обойтись без инвестиций – того инструмента, который превращает потенциал - природные богатства, достижения науки, интеллектуальные ресурсы - в добавленную стоимость, в новые рабочие места, в рост валового регионального продукта и в достойный уровень жизни граждан. Необходима политика властей по привлечению инвестиций в регион, по созданию рабочих мест и налогового потенциала региона. И такая политика проводится в Пермской области. Она направлена на создание общих благоприятных условий для ведения бизнеса, на привлечение в регион крупных инвесторов и реализацию значительных инвестиционных проектов.

Основным приоритетом экономической политики Администрации Пермского края является создание благоприятных условий для привлечения инвестиций и развития инвестиционного процесса в регионе. Пермский край, являясь одним из крупнейших субъектов Российской Федерации по экономическому, научно-техническому и кадровому потенциалу, использует все доступные инструменты стимулирования инвестиционного роста. На протяжении ряда последних лет Администрацией пермского края была проведена большая работа по созданию системы поддержки инвестиционной деятельности и формированию инвестиционного климата, а также разработаны инструменты и механизмы государственной поддержки инвестиций.

В Пермском крае создана система взаимосвязанных нормативно-законодательных документов, стимулирующих инвестиционную активность, что помогает инвесторам строить долгосрочные финансовые планы. Прежде всего - это Законы Пермской области «Об иностранных инвестициях в Пермском крае», «О налогообложении в Пермской области», «О бюджете содействия инвестициям в Пермской области».

Действующим законодательством предусмотрены следующие формы государственной поддержки разработки и реализации инвестиционных проектов: финансирование капитальных расходов; участие в уставных (складочных) капиталах и имуществе юридических лиц; предоставление инвесторам бюджетных кредитов; предоставление инвесторам гарантий Пермской области.

Основным критерием предоставления государственной поддержки разработки и реализации инвестиционных проектов является социальная, экономическая и бюджетная эффективность инвестиционного проекта.

В целях государственной поддержки инвестиционных проектов в Пермском крае созданы организации инвестиционной инфраструктуры:

- Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Пермской области - обеспечивает развитие на территории Пермского края системы венчурного инвестирования путем совместного с частными инвесторами финансирования инновационных проектов;

- ОАО «Агентство содействия инвестициям Пермского края» - обеспечивает поддержку крупных инвестиционных проектов;

- ОАО «Пермское агентство по ипотечному жилищному кредитованию» - обеспечивает стимулирование жилищного строительства путем реализации ипотечного кредитования;

- ОАО «Пермский центр развития предпринимательства» - обеспечивает поддержку и развитие малого предпринимательства.

Основным направлением деятельности Правительства Пермского края является целенаправленная политика по улучшению инвестиционного климата и привлечению новых инвесторов в регион.

Также на повышение инвестиционной привлекательности региона, привлечение инвестиций в экономику края, снижение издержек бизнеса направлен ключевой проект с рабочим названием «24-20», в рамках которого, начиная с 2006 года, в крае снижена ставка налога на прибыль с 24% до 20% для налогоплательщиков. Снижение в Пермском крае налога на прибыль является единственным примером в Российской Федерации, когда налоговая нагрузка на бизнес снижена за счет регионального бюджета.

Для предприятий, инвестирующих в основные фонды, в крае установлена льгота по налогу на имущество. Одни из самых низких в России ставки выкупа земли являются еще одним существенным конкурентным преимуществом Пермского края. В рамках тарифной политики ликвидировано перекрестное субсидирование в теплоэнергетике, последовательно снижается в электроэнергетике, в услугах водоснабжения и водоотведения, введены тарифы на подключение к электрическим сетям.

На фоне активной политики краевых властей по стимулированию инвестиций на территории Пермского края реализуются крупные инвестиционные проекты.

30 августа 2008 года в Пермском крае прошел финал I Регионального конкурса инвестиционных проектов. Победитель выбирался из 8 проектов, для реализации которых необходимо не менее 100 млн. рублей инвестиций.

Финалистами конкурса стали лучшие инвестиционные проекты в сфере строительства, девелопмента, логистики и производства:

- строительство коттеджного поселка бизнес-класса Green Hill;

- программа развития территории ЗАТО "Звездный" (управляющая компания "Император");

- девелопмент и строительство - "Авиатор", "Альпийская горка", "Боровик" (строительная компания "Камская долина");

- строительство завода по производству стальных конструкций, производственное предприятие в Гремячинске (компания "РК-Логистика")4

- строительство логистического центра и инвестиционный проект в развитие действующего бизнеса ЗАО "Пермрыба" (логистический центр "Гигант", ЗАО "Пермрыба");

- строительство логистического центра широкого профиля применения (ООО "Линия 7").

Общая стоимость этих инвестпроектов - 23 млрд. рублей.

Конкурс был организован правительством Пермского края, НП "Клуб финансовых директоров" и корпорацией "Стратум" с целью привлечь ведущие финансовые институты и фонды прямых инвестиций к сотрудничеству с динамично развивающимися предприятиями региона. В состав экспертного совета вошли такие ведущие российские и международные финансовые институты, как Alur Investments, Ernst & Young, Eagle Venture Partners, Бейкер Тили Русаудит.

На сегодняшний день в Пермском крае реализуется инвестиционная программа по увеличению энергомощностей.

Общий объем финансирования Инвестпрограммы энергохолдинга до 2011 г. составит 3,1 трлн. рублей.

ОАО «Пермэнерго» планирует до 2015 гг. привлечь в развитие электросетевого хозяйства Пермского края более 14 млрд.рублей. Только в Пермско-Закамском узле планируется осуществить строительство и реконструкцию 30 подстанций, 228 трансформаторных и распределительных пунктов, 1611 км воздушных и кабельных линий электропередач. В Березниковско-Соликамском узле предусматривается строительство и реконструкция 8 подстанций, 60 трансформаторных и распределительных пунктов, 150 км воздушных и кабельных линий электропередач. Большой объем работ будет осуществлен и в других «точках роста» Пермского края.

Техническим проектом Пермской ГРЭС предусматривается возможность размещения в существующей ячейке двух парогазовых энергоблоков общей мощностью 1600 МВт.

На 2008-2012 гг. намечено строительство новых энергоблоков на Яйвинской ГРЭС – рассматривается возможность установки двух парогазовых установок мощностью по 400 МВт. Стоимость проекта реконструкции Яйвинской ГРЭС оценивается примерно в 29 млрд. рублей.

В рамках программы развития и повышения инвестиционной привлекательности края реализуются и другие проекты.

Проект «Авиакрай» нацелен на содействие в получении государственного финансирования на разработку и производство на Пермском моторостроительном комплексе гражданского двигателя пятого поколения для перспективного самолета МС-21. Проект подразумевает создание в Пермском крае научно-исследовательского университета на базе образовательных учреждений, готовящих специалистов в сфере авиаракетодвигателестроения при поддержке и участии инженерных центров и предприятий ОПК «Оборонпром» для воспроизводства инженерной культуры в стране и обеспечения деятельности по созданию прорывных продуктов в сфере авиаракетодвигателестроения.

В строительной отрасли, благодаря наличию на территории Пермского края необходимых запасов полезных ископаемых, реализуются проекты по обеспечению отрасли строительными материалами. Компания «Millhaus Capital» инвестирует в строительство нового цементного производства в Горнозаводском районе Пермского края, а еще один инвестор ООО «Юнис» - в строительство завода по производству сухих строительных смесей в Ординском районе.

Проект «Торговые площадки. Развитие логистического кластера и качественных торговых площадей в Пермском крае» по задумке властей должен обеспечить регион качественными торговыми площадями. Они, в свою очередь, создадут все условия для удовлетворения покупательского спроса жителей и гостей Пермского края, развития рынка розничной торговли и сферы услуг, создания условий для формирования конкурентной среды, увеличения инвестиций в торговлю и смежные отрасли. Также этот проект поможет приблизить торговую и логистическую инфраструктуру края к европейского уровню. Уже в июле 2008 г. при содействии Министерства развития предпринимательства и торговли был открыт первый в Перми логистический терминал класса «А» компании «Линия 7».

Успешным примером является проект «Пермская картошка», который реализуется в крае с 2008 г. В 2009 году сельхозпредприятия края получили самую высокую урожайность картофеля за всю историю выращивания этой культуры в регионе. С 1 га собрано в среднем 228 ц, что на 30% больше, чем в 2008 году. Валовой сбор составил 70 тыс. т, что на 60% превышает итоги 2008 г. Примечательно, что продукт под этим брендом впервые вышел в другие регионы: Краснодарский край, Екатеринбург, Московскую область.

Проект «Молочный бизнес в Пермском крае» направлен на повышение конкурентоспособности молочной продукции и увеличение доли производства высокоэффективной продукции в общем объеме производимого молока путем строительства, реконструкции и переоборудования животноводческих комплексов. Производство молока в Пермском крае в 2009 г. по сравнению с прошлым увеличилось на 5%.

Еще один проект - «Прикамское село». Развитие социальной и инженерной инфраструктуры в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года» прежде всего, ориентировано на «точки роста» - территории, где реализуются инвестиционные проекты в области сельского хозяйства. Реализация инвестиционных проектов предполагает создание новых рабочих мест, а обеспечение предприятия высококвалифицированными кадрами возможно, только если создана комфортная среда обитания. Именно поэтому важно проводить газ и строить водопроводы в «точках роста». Там, где есть стабильная работа для населения, растет уровень жизни населения, улучшается демографическая ситуация и, значит, существует необходимость в объектах социальной инфраструктуры. В 2008 г. в сельских территориях края построено 45,4 км газопроводов, 39,4 км водопроводов, свидетельства на приобретение и строительство жилья получили более 100 семей, проживающих в сельской местности.

Проект по развитию малых форм хозяйствования на селе в рамках программы развития АПК на 2009-2012 гг. осуществляется по таким направлениям, как субсидирование процентной ставки по кредитам, тиражирование технологий мелкотоварного сельскохозяйственного производства (агрофраншиз), субсидирование затрат в рамках инвестиционных проектов, текущая поддержка в рамках Программы.

Большое значение в Пермском крае придается развитию туристической отрасли в регионе, поскольку наличие разнообразного ландшафта на территории Прикамья позволяет удовлетворить самые изысканные потребности туристов. Осуществляется сбор и сведение в единый реестр информации об инвестиционных площадках Пермского края под строительство объектов туристического и гостиничного бизнеса.Обеспечивается сопровождение инвестиционных проектов по организационным и административным вопросам.

Туристский поток в регионе по прогнозам возрастет с 427 тыс. человек в 2007 году до 600 тыс. человек к 2012 году (за счет мероприятий по расширению существующих и созданию новых турпотоков). В результате реализации планируемых мероприятий значительно улучшится инфраструктура гостеприимства в Пермском крае (будет создана краевая туристская информационная система, построен информационно-туристский центр, уже появились указатели о месторасположении основных достопримечательностей региона, совместно с туроператорами будет разработана система сертификации экскурсоводов, гидов-проводников). Численность занятых в отрасли «Туризм» возрастет на 2 529 человек и к концу 2011 года составит 14 259 чел. Средняя зарплата в отрасли «Туризм» вырастет на 2 093 рубля и составит 8 827 руб./мес.

Правительством края ведется работа по повышению доступности информации для представителей бизнеса. С этой целью планируется:

· модернизировать сайт www.g2b.perm.ru для оперативного взаимодействия власти и бизнеса;

· создать электронную торговую площадку с целью стимулирования сбыта продукции краевых производителей;

· открыть региональное представительство Европейского Информационного Корреспондентского центра для оказания содействия малым и средним предприятиям (МСП) России в реализации их экспортного потенциала и успешном развитии внешнеэкономической деятельности.

На современном этапе экономических преобразований в Российской Федерации выставочно-ярмарочная и конгрессная деятельность превратилась в заметный сегмент рынка. В стране создана выставочная индустрия, имеющая собственную инфраструктуру, материально-техническую базу, специализированные кадры.

Выставочно-ярмарочная деятельность является важным инструментом макроэкономической и инвестиционной политики, обеспечивает мобильность рынка, создает необходимое информационное поле, формирует значительные финансовые потоки, а также приносит дополнительный доход в бюджеты всех уровней и создает новые рабочие места.

В Пермском крае выставочно-ярмарочная деятельность осуществляется в соответствии с указом губернатора Пермского края от 25.10.2007 № 81 «О расходах на финансирование выставочно-ярмарочных и конгрессных мероприятий».

Результатом участия Пермского края в выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности за пределами края будет являться содействие:

· увеличению объема инвестиций в региональную экономику;

· расширению рынков сбыта товаров и услуг, производимых и оказываемых на территории региона;

· развитию малого и среднего бизнеса Пермского края;

· повышению имиджа региона;

· обмену инновационным опытом с российскими регионами, странами ближнего и дальнего зарубежья;

· создание единого информационного пространства в целях развития региона.

Выставочно-ярмарочная деятельность будет способствовать реализации краевых проектов «24-20» («Снижения налога на прибыль предприятий края с 01.01.2006 с 24 до 20%»), «Продвижение продукции пермских производителей», «Развитие внутреннего и въездного туризма в Пермском крае в 2008-2012 гг.», «Развитие приоритетных отраслей растениеводства в Пермском крае») продвижению на федеральный и международный уровни и способствовать достижению целевых показателей по данным проектам.

Для дальнейшего развития выставочной деятельности на федеральном и международном уровне на территории края необходимо содействовать развитию выставочно-конгрессной инфраструктуры, а также инфраструктуры гостеприимства Пермского края.

Важным аспектом выставочно-ярмарочной деятельности, осуществляемой на территории края, является ее социально-экономическая направленность, выражающаяся в создании новых рабочих мест на территории края.

Развитие малого и среднего предпринимательства сегодня является одним из приоритетов деятельности как Правительства Российской Федерации, так и Правительства Пермского края.

Анализ развития малых предприятий за последние три года в Пермском крае указывает на поступательное расширение данного сектора экономики. Число малых предприятий за указанный период (к уровню 2005 года) возросло на 18,9%. Объемы оборота малых предприятий увеличились за последние три года в 2,4 раза.

Объем инвестиций в основной капитал малых предприятий в 2007 году по сравнению с 2005 годом увеличился более чем в 1,5 раза. Доля продукции, произведенной малыми предприятиями, в общем объеме ВРП края в 2007 году составила 8,6%. Фонд начисленной заработной платы работников организаций малого бизнеса в 2006 году составил 5,6 млрд. рублей, в 2007 году – 12 млрд. рублей, увеличившись в 2 раза по сравнению с 2006 годом.

В Пермском крае запущена целевая программа «Развитие малого и среднего предпринимательства в Пермском крае на 2008-2011 годы» её целью является увеличение численности занятого населения в сфере малого и среднего предпринимательства и повышение конкурентоспособности данного сектора в экономическом потенциале Пермского края.

В результате реализации программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Пермском крае на 2008-2011 годы» численность работающих на малых предприятиях, по предварительным расчетам, увеличится с 129 100 до 145 300 чел.; доля продукции, производимой малыми предприятиями, в общем объеме ВРП изменится с 8,6 до 12,6%; средняя заработная плата в субъектах малого и среднего предпринимательства повысится с 8120,0 до 11900,0 руб.; доля среднесписочной численности работников малых предприятий в среднесписочной численности всех предприятий вырастет с 13,6 до 15,9%.

Программа развития предпринимательства, представляющая собой комплекс системных мероприятий общекраевого уровня и мероприятий для муниципальных образований края, будет реализовываться при непосредственном участии муниципалитетов. При этом муниципалитеты будут ориентировать предпринимателей, осуществляющих свою деятельность на их территориях, как на участие в общекраевых мероприятиях, так и на реализацию собственных муниципальных программ развития предпринимательства.


Заключение

В результате проделанной работы нами: изучена предмет, сущность, роль и структура инвестиций, источники их финансирования, охарактеризован инвестиционный климат Пермского края, выделены отраслевые приоритеты региональной инвестиционной политики, проанализирован инвестиционный паспорт Пермского края и сделаны соответствующие выводы:

Конкурентные позиции города Перми по созданию привлекательных условий для развития экономической и инвестиционной деятельности могут быть улучшены посредством организации взаимодействия с бизнесом в рамках реализации совместных проектов. При этом одной из приоритетных задач местной администрации должно быть обеспечение безопасности и национальной стабильности.

Расширение практики частно-государственного партнерства, в рамках которой администрация города осуществляет административное сопровождение проекта, а частные компании – инвестирование, может стать мощным стимулом к росту внебюджетных инвестиций в экономику и инфраструктуру города.

Среди муниципальных образований город Пермь занимает ведущие позиции в рейтинговых оценках инвестиционного климата, при этом своим традиционным конкурентам Пермь уступает по условиям безопасности инвестиционного климата.

Создание благоприятных условий для ведения бизнеса – необходимое условие для привлечения инвестиций. Для привлечения инвесторов в Пермский регион, особенно крупных, требуется создать систему прямой поддержки крупных инвестиционных проектов. Это система, равно как и создание общих условий, также должна ориентироваться на результат – создание новых производств на территории области, увеличение рабочих мест и налогового потенциала.


Список использованных источников

1. Федеральный закон от 25.02.1999г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений».

2. Уткин Ю.А. Пермский край - территория конкурентного развития// Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование. – 2009. - № 4. – с. 41

3. Проект «Концепции Программы социально-экономического развития Пермского края в 2009-2012 годах и на период до 2017 года»[Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://permkrai.ru/, дата 30.10.2010

4. Пермский региональный сервер / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.perm.ru/economiq/, дата 30.10.2010

5. Инвестиции: учеб. пособие/К.П.Янковский.- СПб. [и др.]: Питер, 2008. – 368с.

6. Инвестиции: источники и методы финансирования/А.Г. Ивасенко, Я.И. Никонова. – М.: Омега – Л, 2006. – 253 с.

7. Агентство содействия инвестициям Пермского края/ Презентация «Пермский край. 4 инвестиционных измерения» / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.perm.ru/economiq/invest/, дата 30.10.2010

8. Агенство содействия инвестициям пермского края / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.investperm.ru/main/page.php?menuid=63, дата 30.10.2010


Приложение 1

Таблица 1 - Результаты рейтинга Forbes «Лучшие города для Бизнеса», июнь 2009 года

№ п/п Город Социальные характеристики Покупательная способность населения Деловой климат Устойчивость к кризису инфраструктура Комфортность ведения бизнеса
1 Краснодар 11 14 2 1 5 5
2 Казань 1 18 3 3 20 2
3 Самара 4 1 7 26 9 6
4 Екатеринбург 6 4 5 16 18 4
5 Новосибирск 5 7 4 22 1 18
17 Пермь 16 9 16 29 23 8
20 Волгоград 8 23 9 20 4 21

Рисунок 1. Результаты рейтинга Forbes «Лучшие города для Бизнеса», июнь 2009 года, по показателям создания условий безопасности для бизнеса


Приложение 2

Рисунок 1.Распределение количества инвестиционных проектов в различных отраслях

Приложение 3

Таблица 1- Инвестиции в основной капитал счет всех источников финансирования за январь-июнь 2010 года 1)

тыс. рублей

Инвестиции в основной капитал

в том числе

инвестиции

в жилища

всего

в % к

январю-июню 2009

Всего 2) 51759625 103,8 11466156
Городские округа
Пермь 19819077 95,1 998350
Березники 4866969 79,8 163058
Кунгур 137901 60,2 -
Соликамск 1648754 46,4 46558

Муниципальные

районы

Александровский 6721203 - -
Бардымский 31042 86,0 -
Березовский 23865 142,9 -
Б.-Сосновский 9007 156,2 -
Верещагинский 59184 25,5 72
Горнозаводский 49438 43,7 -
Гремячинский 2270 в 8,3р. -
Губахинский 310140 77,4 68
Добрянский 332325 90,6 -
Еловский 4869 72,9 -
Ильинский 9905 24,2 -
Карагайский 39579 126,5 365
Кизеловский 2116 36,3 -
Кишертский 2679 176,7 -
Красновишерский 179504 в 4,9р. -
Краснокамский 523151 в 2,7р. -
Куединский 52096 в 5,8р. -
Кунгурский 513704 166,1 -
Лысьвенский 197561 87,9 5912
Нытвенский 82616 50,8 788
Октябрьский 57380 190,7 -
Ординский - - -
Осинский 308887 в 5,6р. -
Оханский 8904 78,4 -
Очерский 38576 141,0 477
Пермский 108771 26,9 -
Сивинский 54836 106,6 9
Соликамский - - -
Суксунский 88112 147,2 -
Уинский 20891 162,9 -
Усольский 70857 170,9 -
Чайковский 520179 104,7 936
Частинский 142011 в 3,5р. -
Чердынский 20939 197,0 -
Чернушинский 71588 93,5 -
Чусовской 110623 78,9 -
Коми-Пермяцкий округ
г. Кудымкар 109436 66,8 -
Гайнский 14112 в 8,8р. -
Косинский 13152 137,4 -
Кочевский 2656 19,2 -
Кудымкарский 18634 59,6 -
Юрлинский 19388 - -
Юсьвинский 5683 52,9 -

1) Без субъектов малого предпринимательства.

1) С учетом субъектов малого предпринимательства и неформальной экономики.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  187  188  189   ..