Инвестиционная политика России при переходе к рыночной экономике: проблемы и перспективы
Инвестиционная политика России при переходе к рыночной экономике: проблемы и перспективы
Оглавление
Введение
Роль инвестиционной
политики в
российской
экономике
Внутренние
источники
инвестиций
в России
Внешние
источники
инвестиций
Роль
международной
помощи в оздоровлении
российской
экономики
Оценка и
анализ текущего
инвестиционного
климата
Проблемы
и перспективы
инвестиционной
политики в
России
Практическая
часть
Заключение
Приложение
Введение
Необходимым
условием развития
экономики
является высокая
инвестиционная
активность.
Она достигается
посредством
роста объемов
реализуемых
инвестиционных
ресурсов и
наиболее эффективного
их использования
в приоритетных
сферах материального
производства
и социальной
сферы. Инвестиции
формируют
производственный
потенциал на
новой научно-технической
базе и предопределяют
конкурентные
позиции стран
на мировых
рынках. При
этом далеко
не последнюю
роль для многих
государств,
особенно вырывающихся
из экономического
и социального
неблагополучия,
играет привлечение
иностранного
капитала в виде
прямых капиталовложений,
портфельных
инвестиций
и других активов.
Инвестиции
играют важную
роль как на
макро, так и на
микро уровне.
По сути, они
определяют
будущее страны
в целом, отдельного
субъекта
хозяйствования
и являются
локомотивом
в развитии
экономики.
За последние
годы наблюдается
тенденция
сокращения
реальных инвестиций.
Доля инвестиций,
направляемых
на техническое
перевооружение
и реконструкцию
действующих
предприятий,
сократилась
с 54 до 47–48 %. За период
1995–2000 гг. доля реальных
инвестиций,
направляемых
на расширение
действующих
предприятий,
сократилась
с 15 до 10 %, что отрицательно
отразилось
на ускорении
НТП и развитии
всего народно-хозяйственного
комплекса.
На данный
момент российская
экономика
переживает
глубочайший
кризис, что
сказывается
во всех сферах
жизни россиян
и, в первую очередь,
на социальной
сфере, что в
свою очередь
вызывает социальную
напряженность
в обществе.
Правительство
всеми силами
пытается преодолеть
этот кризис,
однако довольно
безуспешно.
Дефицит бюджета
не позволяет
правительству
справиться
с кризисом
своими силами,
поэтому оно
вынуждено
привлекать
и другие средства,
помимо бюджета.
Помощь государству
в преодолении
экономического
кризиса призваны
инвестиции.
Инвестиции
предназначены
для поднятия
и развития
производства,
увеличения
его мощностей,
технологического
уровня. Об
инвестициях
сказано уже
немало: все
российские
политики давно
уже склоняют
это слово на
разные лады,
понимая, что
без инвестиций
российскому
производству
не выжить, однако
до недавнего
времени в нашей
стране политическая
ситуация складывалась
не лучшим образом,
политическая
нестабильность
сдерживала
потоки инвестиций,
готовых хлынуть
на новый, а значит
прибыльный,
рынок. Никто
не хотел вкладывать
деньги в стране,
которая через
пару месяцев
может снова
стать коммунистической,
а значит деньги,
вложенные в
производство,
попросту пропадут.
Однако уверенная
победа на
президентских
выборах Б.Н.
Ельцина, показала
потенциальным
инвесторам,
что сторонников
демократии
в нашей стране
все же больше,
чем сторонников
коммунизма,
а значит, риск
вложений уменьшается.
Инвестиции
способны вывести
страну из кризиса,
потому им и
уделяется
столько внимания.
Насколько важны
инвестиции
государству
может говорить
тот факт, что
Б.Н. Ельцин просил
принятия
Государственной
Думой бюджета
на 1998 год в первом
чтении, что
было сделано
в первую очередь
для того, чтобы
показать
потенциальным
инвесторам,
что российская
экономика уже
стабилизировалась
и вложение
средств в
производство
не имеет никакого
риска.
Проблема
инвестиций
в нашей стране
настолько
актуальна, что
разговоры о
них не утихают.
Эта проблема
актуальна
прежде всего
тем, что на
инвестициях
в России можно
нажить огромное
состояние, но
в то же время
боязнь потерять
вложенные
средства
останавливает
инвесторов.
Российский
рынок - один из
самых привлекательных
для иностранных
инвесторов,
однако он также
и один из самых
непредсказуемых,
и иностранные
инвесторы
мечутся из
стороны в сторону,
пытаясь не
упустить свой
кусок российского
рынка и, в то
же время, не
потерять свои
деньги. При
этом, иностранные
инвесторы
ориентируются
прежде всего
на инвестиционный
климат России,
который определяется
независимыми
экспертами
и служит для
указания на
эффективность
вложений в той
или иной стране.
Российские
же потенциальные
инвесторы давно
уже не доверяют
правительству.
Это недоверие
обусловлено
прежде всего
сложившимся
стереотипом
отношения к
власти россиян
– «правительство
работает только
на себя». Однако
государственная
инвестиционная
политика сейчас
направлена
именно на то,
чтобы обеспечить
инвесторов
всеми необходимыми
условиями для
работы на российском
рынке, и потому
в перспективе
мы можем рассчитывать
на изменение
ситуации в
российской
экономике в
лучшую сторону.
Огромное значение
для России
имеют не только
иностранные,
но и внутрироссийские
инвестиции,
ведь множество
людей во время
становления
российской
экономики
«сколотили»
огромные состояния,
которые в данный
момент лежат
в европейских
и американских
банках, иными
словами используются
для инвестиций
в зарубежных
странах. Государство
всеми силами
пытается вернуть
эти деньги
из-за рубежа
в российскую
экономику, что
даст ощутимый
толчок развитию
российского
производства.
По данным
правоохранительных
органов из
России было
вывезено, начиная
с 1991 года, около
150 млрд. долларов
и не трудно
представить
себе как эти
деньги проявили
бы себя в российской
экономике.
Вообще же
капиталовложения
проводятся
частными инвесторами
в первую очередь
ради получения
прибыли и, пока
мы имеем дело
с неуравновешенной
экономикой,
неясной политической
ситуацией и
несовершенным
законодательством,
ни о какой прибыли
не может быть
и речи, а значит
не может быть
и речи о долгосрочных
стратегических
инвестициях
в российскую
экономику, без
чего, в свою
очередь, невозможен
подъем производства,
то есть возрождение
экономики
России.
Определим,
что задачами
данной работы
являются проведение
исследования
инвестиционного
климата России,
при последовательном
рассмотрении
всех факторов,
влияющих на
его изменение
и попытка дать
оценку его
текущего состояния.
В задачу данной
работы входит
также и исследование
источников
инвестиций,
их перспективность
и оценка их
состояния на
сегодняшний
момент. Целью
же
данной работы
назовем оценку
перспектив
изменений
инвестиционного
климата в России
и его активизации
на основе
существующих
тенденций его
развития и
инвестиционной
политики государства,
в которой также
необходимо
выявить наиболее
слабые стороны
и указать необходимые
меры для их
устранения.
Роль
инвестиционной
политики в
российской
экономике
Инвестиции
(капитальные
вложения) – это
совокупность
затрат материальных,
трудовых и
денежных ресурсов,
направленных
на расширенное
воспроизводство,
основных фондов
всех отраслей
народного
хозяйства.
Инвестиции
– относительно
новый для нашей
экономики
термин. В рамках
централизованной
плановой системы
использовалось
понятие «валовые
капитальные
вложения», под
которыми понимались
все затраты
на воспроизводство
основных фондов,
включая затраты
на их ремонт.
Инвестиции
– более широкое
понятие. Оно
охватывает
и так называемые
реальные инвестиции,
близкие по
содержанию
к нашему термину
«капитальные
вложения», и
«финансовые»
(портфельные)
инвестиции,
то есть вложения
в акции, облигации,
другие ценные
бумаги, связанные
непосредственно
с титулом
собственника,
дающим право
на получение
доходов от
собственности.
Финансовые
инвестиции
могут стать
как дополнительным
источником
капитальных
вложений, так
и предметом
биржевой игры
на рынке ценных
бумаг. Но часть
портфельных
инвестиций
– вложения в
акции предприятий
различных
отраслей
материального
производства
– по своей природе
ничем не отличаются
от прямых инвестиций
в производство.
В журнале «Экономист»
определены
основные направления
инвестиционной
политики. Были
выделены следующие
главные задачи
инвестиционной
политики:
формирование
благоприятной
среды, способствующей
повышению
инвестиционной
активности
негосударственного
сектора, привлечение
частных отечественных
и иностранных
инвестиций
для реконструкции
предприятий,
а также государственная
поддержка
важнейших
жизнеобеспечивающих
производств
и социальной
сферы при повышении
эффективности
капитальных
вложений.
Инвестиционная
политика, которой
придерживается
государство,
имеет огромное
влияние на
развитие
капиталовложений
в стране, как
частных, так
и государственных.
Именно она
формирует так
называемый
инвестиционный
климат страны,
поэтому правительство
России оказывает
ей огромное
внимание, однако
на данный момент
инвестиционная
политика нашего
государства
еще слаба, что
обусловлено
в основном
незащищенностью
расходов бюджета
на инвестиционные
цели, бюджетные
средства расхищаются
или направляются
не на те цели,
на которые
направлялись.
Государственной
Думой были
приняты в первом
чтении законы
«О внесении
изменений и
дополнений
в Закон РСФСР»*
и «Об инвестиционной
деятельности
в РСФСР»**, которые
должны улучшить
законодательную
базу для инвестиций,
гарантировать
права инвесторов
на собственность
и которые
предполагают:
предоставление
бюджетных
средств негосударственным
структурам
на возвратной
основе;
отражение
в Законе принципа
отношений
собственности
(в нем рассматриваются
государственные,
муниципальные
и частные
инвесторы). По
этому принципу
и выделяются
из федерального
бюджета капитальные
вложения на
развитие федеральной
собственности;
равенство
прав инвесторов
(гарантии прав
и защиты инвестиций
независимо
от форм собственности
для всех инвесторов).
-----------------------------------------------
*
Федеральный
закон от 12.04.90 года
* Федеральный
закон от 22.11.93 года
Инвестиционной
политике в
нашем государстве
до недавнего
времени уделялось
достаточно
внимания, однако
уже сейчас
государство
начало понимать
всю важность
правильной
инвестиционной
политики и, что
самое важное,
начало предпринимать
шаги в нужном
направлении,
и последние
два-три года
наблюдаются
некоторые
сдвиги в изменении
инвестиционной
политики государства,
постепенно
ликвидируются
структурные
прекосы в экономике
России, стабилизировался
курс рубля,
снижаются
процентные
ставки. Но
государство
понимает, что
снижение инфляции
и процентных
ставок не дадут
автоматического
эффекта в виде
роста инвестиций
и производства.
Это, прежде
всего, связано
с двумя факторами:
С неготовностью
получателей
инвестиций
– предприятий
к эффективному
освоению средств,
в первую очередь
из-за низкого
качества управления;
с неготовностью
инвесторов
вкладывать
капиталы в не
реформированные
предприятия
по причине как
высоких рисков
(незащищенность
прав собственности,
значительный
риск невозврата
средств из-за
плохого управления),
так и невозможности
более или менее
адекватно
определить
сам уровень
риска (непрозрачность
финансового
состояния
предприятия,
ликвидность
предприятий,
их инвестиционная
деятельность).
Поэтому
правительство
России предполагает
ввести следующие
изменения в
инвестиционной
политике нашей
страны:
создать
условия для
рыночной оценки
активов предприятий.
Кроме очевидных
преимуществ
для инвесторов,
связанных с
рыночной оценкой
акций, это позволит
предприятию
формировать
более рациональную
стратегию в
отношении
использования
собственных
активов;
внести изменения
в амортизационную
политику,
направленные
на ее либерализацию,
повышение
степени свободы
реформированных
предприятий
при выборе
методов амортизационной
политики
(использование
укоренной
амортизации,
нелинейных
методов амортизации,
в том числе
метода уменьшающегося
остатка с
применением
удвоенных
амортизационных
норм, метода
суммы лет,
специальной
первоначальной
амортизационной
скидки), упрощение
и укрупнение
норм амортизации.
Одновременно,
по мере расширения
проблемы оборотных
средств, будет
осуществляться
более жесткий
контроль за
целевым использованием
амортизационных
отчислений;
последовательная
децентрализация
инвестиционного
процесса путем
развития
многообразных
форм собственности,
повышение роли
внутренних
(собственных)
источников
накоплений
предприятий
для финансирования
их инвестиционных
проектов;
государственная
поддержка
предприятий
за счет централизованных
инвестиций;
размещение
ограниченных
централизованных
капитальных
вложений и
государственное
финансирование
инвестиционных
проектов
производственного
назначения
строго в соответствии
с федеральными
целевыми программами
и исключительно
на конкурентной
основе;
усиление
государственного
контроля за
целевым расходованием
средств федерального
бюджета;
совершенствование
нормативной
базы в целях
привлечения
иностранных
инвестиций;
значительное
расширение
практики совместного
государственно-коммерческого
финансирования
инвестиционных
проектов.
Среди первоочередных
мер необходимо
назвать также
и прямое государственное
участие в
инфраструктурных
проектах
народно-хозяйственного
значения и их
финансовое
стимулирование
посредством
предоставления
налоговых льгот