Главная      Учебники - Экономика     Лекции по экономике - часть 15

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   1  2   ..

 

 

Сравнительный анализ вовлечённости национальных экономик в систему международных экономических о

Сравнительный анализ вовлечённости национальных экономик в систему международных экономических о

3. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ УЧАСТИЯ БАЗОВЫХ СТРАН В МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛЕ ТОВАРАМИ И УСЛУГАМИ

3.1 Анализ международной торговли товарами и услугами

Международная торговля товарами

Особенностью современной международной торговли товарами является опережающий рост торговли над производством (таблица 3.1).

Таблица 3.1 – Рост объемов мирового экспорта и производства товаров, % [26, 27]

Показатели/ Период 2000-2008 гг. 2006 г. 2007 г. 2008 г.
Мировой экспорт товаров 5,0 8,3 6,2 1,7
Сельскохозяйственная продукция 4,0 6,2 5,0 2,5
Топливо и продукция добывающих отраслей 3,0 3,8 3,4 0,7
Продукция обрабатывающих отраслей 6,0 10,3 7,6 2,2
Мировое производство 2,5 4,1 1,6 -0,4
Сельскохозяйственная продукция 2,5 1,5 2,5 2,8
Топливо и продукция добывающих отраслей 1,5 1,0 0,1 1,1
Продукция обрабатывающих отраслей 2,5 5,3 1,7 -1,3
Мировой ВВП 3,0 3,7 3,5 1,7

Примечание: составлено автором [26, 27].


В период 2006-2008 годов мировой экспорт товаров составил 5% и продолжал снижаться: по сравнению с 2006 году на 3,5%. При этом рост объемов экспорта сельскохозяйственной продукции в 2008 году уменьшился в 2 раза и составил 2,5%.

В росте объемов экспорта топлива и продукции добывающих отраслей, а также экспорта продукция обрабатывающих отраслей виден резкий спад в 2008 году – всего 0,7% и 2,2% соответственно.

Рост объемов мирового производства в период с 2000 по 2008 годов в среднем составил 2,5%. Показатель снижался и в 2008 году достиг отрицательной отметки – 0,4%.

Рост объемов производства сельскохозяйственной продукции в 2000-2008 годов был равен 2,5% и продолжал расти с каждым годом с максимальным приростом в 2008 году 2,8%.

Рост объемов производства топлива и продукции добывающих отраслей в 2000-2008 годах в среднем составил 1,5%, в 2007 году приблизился к 0,1%, а продукции обрабатывающих отраслей – снизился всего на 0,5% и стал равен 5%.

Рост объемов производства продукции обрабатывающих отраслей в 2000-2008 годах в среднем составил 2,5%, однако показатель падал с каждым годом, пик пришелся на 2008 г – падение производства – -1,3%.

Рост мирового ВВП в 2000-2008 годах в среднем составил 3,0%, также наблюдается тенденция к снижению с пиком в 2008 году – рост составил лишь 1,7%.

Данные о росте объемов мирового экспорта и производства товаров с 1950 по 2008 годы представлены в виде диаграммы (рисунок 3.1) [26].


Рисунок 3.1– Рост объемов мирового экспорта и производства товаров, %


Структура мирового экспорта товаров представлена в таблице 3.2.

Таблица 3.2 – Доля регионов в мировом экспорте и импорте товаров, % [26, 27]

Показатели регионы

Объем экспорта,

млрд. долл.

Удельный вес, %

Объем импорта,

млрд. долл.

Удельный вес, %

2003 2008 2003 2008
1 Северная Америка 15,8 13,0 22,5 18,1
2 Южная и Центральная Америка 3,0 3,8 2,5 3,7
3 Европа 45,9 41,0 45,0 42,3
4 СНГ 2,6 4,5 1,7 3,1
5 Африка 2,4 3,5 2,1 2,9
6 Ближний Восток 4,1 6,5 2,7 3,6
7 Азия 26,2 27,7 23,5 26,4
8 Весь мир 100,0 100,0 100,0 100,0

Примечание: составлено автором [26, 27].


Наибольший удельный вес в мировом экспорте товаров занимает Европа (почти половину – 41 %), за ней следует Азия, удельный вес, которого составляет 27,7 %. Затем идет Северная Америка с долей в 13,0 %. Африка занимает самую маленькую долю в международном экспорте товаров (3,5%).

Анализ мировой структуры экспорта и импорта за 2003-2008 гг. по всем регионам мира отображены в виде диаграмм (рисунки 3.2–3.3).

Рисунок 3.2 – Доля регионов в мировом экспорте товаров


Рисунок 3.3 – Доля регионов в мировом импорте товаров


Основные экспортеры товаров представлены в таблице 3.3.

Таблица 3.3 – Основные экспортеры и импортеры товаров (2008 г.) [26]

Экспортеры

Объем,

млрд. долл.

Удельный вес, % Импортеры

Объем,

млрд. долл.

Удельный вес, %
1 Германия 1461,9 9,1 1 США 2169,5 13,2
2 Китай 1428,3 8,9 2 Германия 1203,8 7,3
3 США 1287,4 8,0 3 Китай 1132,5 6,9
4 Япония 782,0 4,9 4 Япония 762,6 4,6
5 Нидерланды 633,0 3,9 5 Франция 705,6 4,3
6 Франция 605,4 3,8 6 Великобритания 632,0 3,8
7 Италия 538,0 3,3 7 Нидерланды 573,2 3,5
8 Бельгия 475,6 3,0 8 Италия 554,9 3,4
9 Россия 471,6 2,9 9 Бельгия 469,5 2,9
10 Великобритания 458,6 2,9 10 Южная Корея 435,3 2,7
11 Канада 456,5 2,8 11 Канада 418,3 2,5
12 Южная Корея 422,0 2,6 12 Испания 401,4 2,4
13 Гонконг 370,2 2,3 13 Гонконг 393,0 2,4
14 Сингапур 338,2 2,1 14 Мексика 323,2 2,0
15 Саудовская Аравия 313,4 2,0 15 Сингапур 319,78 1,947
18 Тайвань 255,6 1,6 18 Тайвань 240,4 1,5

Весь мир 16070,0 100,0
Весь мир 16422,0 100,0

Примечание: составлено автором [26].


Германия продолжает удерживать позицию ведущего экспортера в мире. Объем экспорта данной страны составляет 1,4619 триллионов долл., а удельный вес – 9,1%. Далее следуют Китай, США, Япония, Нидерланды, Франция, Италия.

Ведущими импортерами остаются США (13,2%), Германия (7,3%) и Китай (6,9%), Япония (4,6%).

Общий объем экспорта составил 16,07 трлн. долл., импорта – 16,422 трлн. долл.

Проанализируем структуру мирового экспорта товаров в 2008 г. (таблица 3.4).

Таблица 3.4 – Структура мирового экспорта товаров, 2008 г. (млрд. долл. и %) [26]

Показатель Сельскохозяйственная продукция Топливо и продукция добывающих отраслей Продукция обрабатывающих отраслей
Всего Всего Топливо Всего

Железо и

сталь

Химическая Офисные и телекоммуникации Автомобили и запчасти Текстиль Одежда

Стоим.

объем

1342 3530 2862 10458 587 1705 1561 1234 250 362

Доля в мировом экспорте


8,5 22,5 18,2 66,5 3,7 10,9 9,9 7,8 1,6 2,3

Окончание таблицы 3.4

1980-1985 -2 -5 -5 2 -2 1 9 5 -1 4
1985-1990 9 3 0 15 9 14 18 14 15 18
1990-1995 7 2 1 9 8 10 15 8 8 8
1995-2000 -1 10 12 5 -2 4 10 5 0 5
2000-2007 12 19 20 11 19 14 6 10 6 8
2006 11 28 23 13 18 13 14 11 8 12
2007 20 15 13 15 27 19 4 18 9 12
2008 19 33 41 10 23 15 3 3 4 5

Примечание: составлено автором [26].

Показатели товарной структуры мирового экспорта свидетельствуют, что основную часть мирового экспорта составляет продукция обрабатывающих отраслей (66,5%), в том числе железо и сталь – 3,7%, продукция химической промышленности – 10,9%, офисное оборудование и телекоммуникации – 9,9%, автомобили и запасные части – 7,8%, текстильная промышленность – 1,6% и одежда – 2,3%, и сокращение доли сырьевых товаров (19,5%). Причем доля продукции обрабатывающих отраслей за последний год сильно сократилась из-за кризиса. Доля добывающих отраслей составляет 22,5% . В 2008 году был замечен значительный скачок к увеличению.

Абсолютные показатели роста товарооборота на мировом рынке сельхозпродукции достаточно высоки – 1342 млрд. долл. и 8,5% в мировом объеме экспорта.

Проанализируем торговлю сельскохозяйственной продукцией по регионам в 2008 году (таблице 3.5).

Таблица 3.5 – Торговля сельскохозяйственной продукцией по регионам, 2008 г. (% и млрд. долл.) [26]

Регионы Экспорт Импорт
Северная Америка 10,4 6,1
Южная и Центральная Америка 26,2 9,3
Европа 9,3 9,4
СНГ 6,8 10,7
Африка 6,8 14,2
Ближний Восток 2,4 11,2
Азия 6,0 7,6

Примечание: составлено автором [26].


В товарном экспорте лидером является регион Южной и Центральной Америки экспорт равен 26,2%, а 9,3 % приходится на общий импорт, больше всего импортирует сельскохозяйственной продукции Африка – 14,2 %, в экспорте составляет 6,8%.

Удельный вес сельскохозяйственной продукции в экспорте стран Северной Америки равен 10,4%, в то время как в импорте – лишь 6,1%.

Примерно одинаковый процент (9,3% и 9,4% соответственно) приходится на сельскохозяйственную продукцию в экспорте и импорте стран Европы.

В экспорте стран СНГ и сельскохозяйственная продукция составляет 6,8%, а в импорте – 10,7%.

Удельный вес сельскохозяйственной продукции в экспорте и импорте стран Ближнего Востока равен 2,4% и 11,2% соответственно.

Доля сельскохозяйственной продукции в экспорте стран Азии равна 6,0%, в то время как в импорте – 7,6%.

Рассмотрим страны-лидеры по экспорту-импорту сельскохозяйственной продукции (таблицы 3.6–3.7).

Таблица 3.6 – Ведущие экспортеры сельскохозяйственной продукции,
удельный вес, % [26]

Экспортеры Объем, млрд. долл. 2008 1980 1990 2000 2008
Страны ЕС 566,32 - - 41,8 42,2
США 139,97 17,0 14,3 12,9 10,4
Бразилия 61,40 3,4 2,4 2,8 4,6
Канада 54,08 5,0 5,4 6,3 4,0
Китай 42,29 1,5 2,4 3,0 3,2
Аргентина 37,50 1,9 1,8 2,2 2,8
Индонезия 32,86 1,6 1,0 1,4 2,4
Таиланд 31,66 1,2 1,9 2,2 2,4
Малайзия 27,80 2,0 1,8 1,5 2,1
Австралия 26,14 3,3 2,9 3,0 1,9
Россия 25,02 - - 1,4 1,9
Индия 21,37 1,0 0,8 1,1 1,6
Новая Зеландия 17,90 1,3 1,4 1,4 1,3
Мексика 17,56 0,8 0,8 1,6 1,3
Чили 15,61 0,4 0,7 1,2 1,2

Примечание: составлено автором [26].


Таблица 3.7 – Ведущие импортеры сельскохозяйственной продукции,
удельный вес, % [26]


Импортеры Объем, млрд. долл. 2008 1980 1990 2000 2008
Страны ЕС 611,75 - - 42,4 43,3
США 115,91 8,7 9,0 11,5 8,2
Китай 86,83 2,1 1,8 3,3 6,1
Япония 80,63 9,6 11,5 10,4 5,7
Россия 34,27 - - 1,5 2,4
Канада 31,24 1,8 2,0 2,6 2,2
Южная Корея 26,36 1,5 2,2 2,1 1,9
Мексика 25,92 1,2 1,2 1,8 1,8
Гонконг 16,50 - - - -
Саудовская Аравия 15,86 1,5 0,8 0,9 1,1
ОАЭ 14,64 0,3 0,4 0,6 1,0
Малайзия 13,36 0,5 0,5 0,8 0,9
Индонезия 13,31 0,6 0,5 1,0 0,9
Турция 13,04 0,1 0,6 0,7 0,9
Тайвань 12,55 1,1 1,4 1,3 0,9

Примечание: составлено автором [26].


Исходя из проанализированных данных, большую долю в мировом экспорте и импорте сельскохозяйственной продукции занимают страна ЕС – 42,2% и 43,3% соответственно, 2-е место занимает США –10,1% и 8,2%, также крупнейшими экспортерами являются Бразилия (4,6%), Канада (4,0%), Китай (3,2%), Аргентина (2,8%), импортерами – Китай (6,1%), Япония (5,7%), Россия (2,4%), Канада (2,2%).

Проанализируем торговлю продукцией добывающих отраслей регионов мира в 2008 году (таблица 3.8).

Таблица 3.8 – Удельный вес продукции добывающих отраслей в мировом объеме экспорта, 2008 г., % [26]

Регионы Экспорт
Северная Америка 8,4
Южная и Центральная Америка 5,8
Европа 19,3
Страны СНГ 14,2
Африка 12,8
Ближний Восток 27,2
Азия 12,3

Примечание: составлено автором [26].


Большую долю в мировом экспорте составляет регион Ближнего Востока (27,2%), наименьшую долю – регион Южной и Центральной Америки (5,8%). Доля продукции добывающих отраслей в экспорте стран Северной Америки равен 8,4%. Удельный вес продукции добывающих отраслей в экспорте Европы равен 19,3%. В экспорте стран СНГ продукция добывающих отраслей составляет 14,2%, в Африке – 12,8%

Международная торговля услугами. Международная торговля услугами (МТУ) – форма мирохозяйственных связей по обмену услугами между продавцами и покупателями разных стран.

Международная торговля услугами имеет ряд специфических особенностей по сравнению с традиционной торговлей товарами:

услуги производятся и потребляются одновременно и не подлежат хранению, поэтому большинство видов услуг базируется на прямых контактах между продавцами и потребителями, следовательно, малое количество посредников на рынке;

торговля услугами тесно связана с торговлей товарами и оказывает на неё возрастающее воздействие;

в большей степени защищены государством от иностранных конкурентов, чем сфера материального производства;

не все виды услуг, в отличие от товаров, пригодны для вовлечения в мирохозяйственный оборот.

Причины, стимулирующие быстрый рост мирового рынка услуг, следующие:

спрос на услуги растёт с повышением уровня жизни;

развитие всех видов транспортных средств стимулирует международную мобильность, как предпринимателей, так и населения;

возникновение новых форм связей, помогает заменить личные контакты продавцов и покупателей;

расширение и углубление МРТ приводит к образованию новых видов деятельномт;

развитие международного разделения труда и интернационализация производства;

НТР, способствующая обновлению основного капитала, созданию новых отраслей экономики;

активная, деятельность транснациональных корпораций на мировом рынке;

регулирование международной торговли посредством мероприятий Генерального соглашения о тарифах и торговле;

либерализация международной торговли, переход многих стран к режиму, включающему отмену количественных ограничений импорта и существенное снижение таможенных пошлин – образование свободных экономических зон;

развитие процессов торгово-экономической интеграции: устранение региональных барьеров, формирование общих рынков, зон, свободной торговли;

получение политической независимости бывших колониальных стран. Выделение из их числа «новых индустриальных стран» с моделью экономики ориентированной на внешний рынок.

Ведущие мировые экспортеры и импортеры услуг представлены в таблице 3.9.

Таблица 3.9 – Ведущие мировые экспортёры и импортёры услуг (млрд. долл. и %) [26]

Экспортеры

Объем,

млрд. долл.

Удельный вес, % Импортеры

Объем,

млрд. долл.

Удельный вес, %
1 Страны ЕС 743,2 26,9 1 Страны ЕС 620,7 23,9
2 США 521,4 18,8 2 США 367,9 14,2
3 Китай 146,4 5,3 3 Япония 167,4 6,4
4 Япония 146,4 5,3 4 Китай 158,0 6,1
5 Индия 102,6 3,7 5 Южная Корея 91,8 3,5
6 Гонконг 92,3 3,3 6 Канада 86,6 3,3
7 Сингапур 82,9 3,0 7 Индия 83,6 3,2
8 Швейцария 75,2 2,7 8 Сингапур 78,9 3,0
9 Южная Корея 74,1 2,7 9 Россия 74,6 2,9
10 Канада 64,8 2,3 10 Таиланд 46,3 1,8
11 Россия 50,7 1,8 11 Гонконг 45,8 1,8
12 Австралия 45,6 1,6 12 Австралия 45,5 1,8
13 Норвегия 45,6 1,6 15 Бразилия 44,4 1,7
14 Турция 34,5 1,2 16 Норвегия 43,9 1,7
15 Тайвань 33,6 1,2 29 ОАЭ 42,8 1,6

Весь мир 2765,0 100,0
Весь мир 2595,0 100,0

Примечание: составлено автором [26].


Ведущим экспортером и импортером услуг является страны ЕС. Доля стран ЕС в мировом экспорте составляет 26,9%, в импорте – 23,9%.Вторую позицию по экспорту услуг занимает США – 18,8%, по импорту услуг – 14,2%.

Основными экспортерами услуг являются Китай (5,3%), Япония (5,3%), Индия (3,7%), Гонконг (3,3%), Сингапур (3,0%), Швейцария (2,7%), основными импортерами – Япония (6,4%), Китай (6,1%), Южная Корея (3,5%), Канада (3,3%), Индия (3,2%), Сингапур (3,0%).

Проанализируем динамику изменения структуры мирового экспорта услуг в период 2000 – 2008 гг. (таблицы 3.10–3.11).

Таблица 3.10 – Структура мирового экспорта услуг, % [26]

Позиции Объем, млрд. долл. 2008 2000 2005 2006 2007 2008
Экспорт услуг, всего (млрд. долл. и %) 3780 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0
Транспортные услуги 890 23,5 23,2 22,7 22,8 23,6
Туризм (путешествия) 950 32,0 27,6 26,7 25,6 25,2
Прочие виды коммерческих услуг 1935 44,6 49,2 50,6 51,6 51,2

Примечание: составлено автором [26].


Таблица 3.11 – Структура мирового импорта услуг, % [26]

Позиции Объем, млрд. долл. 2008 2000 2005 2006 2007 2008

Экспорт услуг,

(млрд. долл. и %)

3490 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0
Транспортные услуги 1045 28,7 29,0 29,0 29,0 29,9
Туризм (путешествия) 850 29,6 26,9 25,9 25,1 24,4
Прочие виды коммерческих услуг 1595 41,7 44,1 45,1 45,9 45,7

Примечание: составлено автором [26].


В целом мировой экспорт услуг в период с 2000 года по 2008 год имел тенденцию к увеличению и в 2008 году достиг 3490 млрд. долларов. В 2008 году доля транспортных услуг составила 29,9 %, доля туризма – 24,4 %. На прочие виды коммерческих услуг пришлось 45,7 %.

Рассмотрим ведущих экспортеров и импортеров туристических услуг в 2008 году (таблица 3.12).

Таблица 3.12 – Ведущие мировые экспортёры и импортёры туристических услуг (млрд. долл. и %) [26]

Экспортеры

Объем,

млрд. долл.

Удельный вес, % Импортеры

Объем,

млрд. долл.

Удельный вес, %
1 Страны ЕС 393,2 41,3 1 Страны ЕС 390,9 45,9
2 США 135,2 14,2 2 США 85,4 10,0
3 Китай 40,8 4,3 3 Китай 36,2 4,2
4 Австралия 25,2 2,6 4 Япония 27,9 3,3
5 Турция 21,9 2,3 5 Канада 27,3 3,2
6 Таиланд 17,6 1,9 6 Россия 24,9 2,9

Окончание таблицы 3.12

7 Макао, Китай 17,4 1,8 7 Южная Корея 17,1 2,0
8 Канада 15,3 1,6 8 Норвегия 15,9 1,9
9 Гонконг 15,2 1,6 9 Австралия 15,9 1,9
10 Швейцария 14,4 1,5 10 Гонконг 15,9 1,9
11 Малайзия 14,0 1,5 11 Сингапур 14,2 1,7
12 Мексика 13,3 1,4 12 ОАЭ 13,3 1,6
13 Россия 11,9 1,3 13 Бразилия 11,0 1,3
14 Индия 11,8 1,2 14 Швейцария 10,9 1,3
15 Хорватия 11,3 1,2 15 Индия 9,6 1,1

Весь мир 950 100,0
Весь мир 850 100,0

Примечание: составлено автором [26].


Лидирующее положение в 2008 году среди экспортеров туристических услуг занимают страны ЕС, при этом их удельный вес в 2008 году достиг 41,3% по сравнению с 2000 годом (41,8%). Второе место занимают США, их удельный вес имел тенденцию к уменьшению и в 2008 году составил 14,2% по сравнению с 2000 годом (20,7%) На третьем месте находится Китай – 4,3%. Австралия занимает четвертое место с удельным весом 2,6%, возросшим на 1,3% по сравнению с 2000 годом (2.0%).

Страны ЕС также являются главными импортерами туристических услуг с удельным весом 45,9%. На втором месте находятся США, доля которых в общем импорте туристических услуг составляет 10% и наблюдается тенденция к уменьшению по сравнению с 2000 годом (10,0%). На долю Китая приходится 4,2% общего импорта, что превосходит аналогичный показатель 2000 года на 1,4%.

Рассмотрим ведущих экспортеров и импортеров транспортных услуг в 2008 году (таблица 3.13).

Таблица 3.13 – Ведущие мировые экспортёры и импортёры транспортных услуг (млрд. долл. и %) [26]

Экспортеры

Объем,

млрд. долл.

Удельный вес, % Импортеры

Объем,

млрд. долл.

Удельный вес, %
1 Страны ЕС 402,7 45,2 1 Страны ЕС 363,6 34,8
2 США 90,6 10,2 2 США 104,7 10,0
3 Япония 46,8 5,3 3 Япония 54,0 5,2
4 Южная Корея 43,5 4,9 4 Китай 50,3 4,8
5 Китай 38,4 4,3 5 Индия 41,4 4,0
6 Сингапур 28,8 3,2 6 Южная Корея 37,2 3,6
7 Гонконг 28,5 3,2 7 Сингапур 29,8 2,9
8 Норвегия 21,6 2,4 8 ОАЭ 25,5 2,4
9 Россия 15,0 1,7 9 Таиланд 23,0 2,2
10 Канада 11,9 1,3 10 Канада 20,3 1,9
11 Индия 11,1 1,2 11 Австралия 15,1 1,5

Окончание таблицы 3.13

12 Австралия 8,9 1,0 12 Гонконг 14,9 1,4
13 Египет 8,2 0,9 13 Норвегия 14,5 1,4
14 Турция 7,8 0,9 14 Индонезия 13,8 1,3
15 Украина 7,6 0,9 15 Россия 13,0 1,2

Весь мир 890 100,0
Весь мир 1045 100,0

Примечание: составлено автором [26].

Среди экспортеров транспортных услуг в 2008 году лидирующее положение занимают страны ЕС, при этом, их удельный вес имел тенденцию к увеличению и в 2008 году достиг 45,2%. Второе место занимают США, однако их удельный вес в 2008 году по сравнению с 2000 годом (14,5%) уменьшился на 10,2%. На третьем месте находится Япония – 5,3% (7,4% в 2000 году). Южная Корея занимает четвертое место с удельным весом 4,9% (3,9% в 2000 году).

Страны ЕС являются главными импортерами транспортных услуг с удельным весом 34,8%. На втором месте находятся США, доля которых в общем импорте транспортных услуг составляет 10 % и имеет тенденцию к уменьшению. На третьем месте находится Япония, удельный вес которой в общем импорте транспортных услуг составил 5,2%, также имеет тенденцию к уменьшению по сравнению с 2000 годом (8%). На долю Китая приходится 4,8% общего импорта, наблюдается тенденция к увеличению: в 2000 году показатель составил 2,5%.

«Прочие» виды коммерческих услуг включают в себя услуги связи, строительные услуги, страховые услуги, финансовые услуги, компьютерные и информационные услуги, роялти и лицензионные платежи, аудиовизуальные и связанные с ними услуги, культурные и рекреационные услуги, прочие бизнес-услуги (таблица 3.14).

Таблица 3.14 – Ведущие мировые экспортёры и импортёры коммерческих услуг (млрд. долл. и %) [26]

Экспортеры

Объем,

млрд. долл.

Удельный вес, % Импортеры

Объем,

млрд. долл.

Удельный вес, %
1 Страны ЕС 958,1 49,5 1 Страны ЕС 758,2 47,6
2 США 295,6 15,3 2 США 177,8 11,2
3 Япония 88,8 4,6 3 Япония 85,6 5,4
4 Индия 79,7 4,1 4 Китай 71,5 4,5
5 Китай 67,2 3,5 5 Канада 39,0 2,4
6 Швейцария 54,3 2,8 6 Южная Корея 37,5 2,4
7 Гонконг 48,7 2,5 7 Россия 36,7 2,3
8 Сингапур 43,5 2,2 8 Сингапур 34,9 2,2
9 Канада 37,6 1,9 9 Индия 32,6 2,0
10 Россия 23,7 1,2 10 Бразилия 23,0 1,4
11 Южная Корея 21,5 1,1 11 Саудовская Аравия 19,5 1,2

Окончание таблицы 3.14

12 Тайвань 21,3 1,1 12 Таиланд 18,1 1,1
13 Норвегия 19,3 1,0 13 Швейцария 17,5 1,1
14 Бразилия 17,6 0,9 14 Гонконг 15,1 0,9
15 Израиль 14,8 0,8 15 Австралия 14,5 0,9

Весь мир 3780,0 100,0
Весь мир 3490,0 100,0

Примечание: составлено автором [26].


Мировой экспорт услуг связи равен 3780 млрд. долл., мировой экспорт услуг – 3490 млрд. долл. Основными экспортерами услуг являются страны ЕС (49,5%), США (15,3%), Япония (47,6%), Индия (4,1%), Китай (3,5%), Швейцария (2,8%), основными импортерами – страны ЕС (6,4%), США (11,2%), Япония (5,4%), Китай (4,5%), Канада (2,4%), Южная Корея (2,4%). Как видно, из проанализированных данных мировыми лидерами во всех категориях экспорта и импорта услуг являются страны ЕС, США, Япония. Это наиболее развитые регионы, обладающие значительным потенциалом и дающие в сумме более 50% мирового экспорта и импорта услуг. Также значительный удельный вес в МТУ занимают Китай, Индия, Южная Корея, также следует выделить, что список мировых лидеров вошли такие небольшие страны как Сингапур, Гонконг и Тайвань благодаря своей открытой экономике.


3.2 Анализ внешнеторговой деятельности базовых стран

Проанализируем основные показатели экспорта и импорта товаров Великобритании, Австралии, Чили (таблицы 3.15–3.16).

Таблица 3.15 – Экспорт товаров из базовых стран, 2008 г. [7, 26, 28]

Показатель Значение
Великобритания Австралия Чили

Объем экспорта,

млрд. долл.

351,3 161,5 48,85
Объем экспорта в процентах ВВП 15,79 % 19,6 % 19, 84 %
Объем экспорта на душу населения, долл. 5748,35 7595,5 2942,5
Виды и удельный вес каждого вида экспортируемых товаров С/х продукция – 6,5 %

С/х продукция –

13,9 %

С/х продукция –

23,5 %

Топливо и продукция добывающих отраслей – 18 % Топливо и продукция добывающих отраслей – 59,7 % Топливо и продукция добывающих отраслей – 63,9 %
Продукция обрабатывающих отраслей – 71 %

Продукция обрабатывающих

отраслей – 15,5 %

Продукция обрабатывающих отраслей – 12,2 %

Окончание таблицы 3.15

Удельный вес в экспорте страны:


Продукты питания 4,7 % 14,5 % 15,3 %
Сырье 0,6 % 3,4 % 5,3 %
Топливо 9,7 % 24 % 1,9 %
Руды, металлы 5,1 % 33,2 % 64,7 %
Продукция обрабатывающих отраслей 75,4 % 17,7 % 10,7 %
Химическая отрасль 14,4 % 4,2 % 4,4 %

Автомобили и

запчасти

42,8 % 8 % 1,4 %
Другая продукция 18,2 % 5,6 % 4,9 %
Основные торговые партнеры по экспорту товаров

США – 13,8%

Германия – 11,5% Нидерланды – 7,8% Франция – 7,6%

Ирландия – 7,5%

Бельгия – 5,3%

Испания – 4,1%


Япония – 22,2%

Китай– 14,6%

Южная Корея – 8,2%

Индия – 6,1%

США – 5,5%

Новая Зеландия – 4,3%

Великобритания – 4,2%


Китай — 14,2 % США — 11,3 %

Япония — 10,4 %

Бразилия — 5,9 %

Южная Корея —5,7 %

Нидерланды — 5,2 %

Примечание: составлено автором [7, 26, 28].


Таблица 3.16 – Импорт товаров из базовых стран, 2008 г. [7, 26, 28]

Показатель Значение
Великобритания Австралия Чили

Объем импорта,

млрд. долл.

473,6 160,9 40,91
Объем импорта в процентах к ВВП 21,3 % 19,52 % 16,61 %
Объем импорта на душу населения, долл. 7749,5 7567,3 2464,2
Виды и удельный вес импортируемых товаров

С/х продукция –

10,6 %

С/х продукция – 5,4 %

С/х продукция –

7,4 %

Топливо и продукция добывающих отраслей – 16,4 % Топливо и продукция добывающих отраслей – 17,2 % Топливо и продукция добывающих отраслей – 28,8 %
Продукция обрабатывающих отраслей – 67,8 % Продукция обрабатывающих отраслей –71,5 % Продукция обрабатывающих отраслей –55 %
Удельный вес в импорте страны:


Продукты питания 7,8 % 4,7 % 6,8 %
Сырье 1,2 % 0,8 % 0,9 %

Окончание таблицы 3.16

Топливо 8,9 % 13,2 % 24,3 %
Руды, металлы 4,5 % 4,9 % 3,2 %
Продукция обрабатывающих отраслей 65,4 % 76,1 % 64,8 %
Химическая отрасль 9,6 % 10,6 % 11,3 %

Автомобили и

запчасти

33,7 % 42,5 % 33,6 %
Другая продукция 22,1 % 23 % 19,9 %
Основные торговые партнеры по импорту товаров

Германия – 13%

США – 8,7%

Нидерланды – 7,4% Франция – 6,8%

Норвегия – 6%

Бельгия – 4,7%

Италия– 4,1%


Китай – 15,4%

США – 12%

Япония – 9,1%

Сингапур 7%,

Германия – 5%

Таиланд – 4,5%

Великобритания - 4,3%

Малайзия – 4,1%


США — 19,1 %

Китай — 11,9 %

Бразилия — 9,3 %

Аргентина — 8,8 % Южная Корея - 5,6 %

Япония — 4,6 %

Примечание: составлено автором [7, 26, 28].


Объем экспорта Великобритании составляет 351,3 млрд. долл., объем импорта – 473,6 млрд. долл. (наибольшие показатели среди анализируемых стран). Объем экспорта в процентах ВВП составляет 15,79% (наименьший показатель среди анализируемых стран), а объем импорта в процентах к ВВП – 21,3% (наибольший показатель среди анализируемых стран). Это свидетельствует о высоком потенциале страны в МТТ, кроме того, объем экспорта и импорта занимает примерно 18,5% от ВВП, что свидетельствует о небольших экономических рисках и высокой безопасности.

71% экспорта составляют продукция обрабатывающих отраслей, что свидетельствует о высокой индустриализации страны. Основные виды экспортируемых товаров: товары промышленного назначения, топливо, химикаты, продукты питания, различные питьевые напитки, табак.

В импорте около 68% занимает продукция обрабатывающих отраслей, что свидетельствует о том, что страна независима от продукции обрабатывающих отраслей. Около 10,1% приходиться на топливо и сырье, тем самым делает Великобританию зависимой от продукции добывающих отраслей. Основные виды импортируемых товаров:

товары промышленного назначения, машинное оборудование, топливо, продовольственные товары. 42,8% экспорта приходится на автомобили и запчасти, в импорте страны этот показатель равен 33,7%.


Основными торговыми партнерами являются США и Германия. Также страна поддерживает торговые связи с Нидерландами, Францией, Ирландией, Бельгией, Испанией, Норвегией.

Экспорт товаров Австралии превышает его импорт. Объем экспорта в процентах к ВВП составляет 19,6%, а объем импорта в процентах к ВВП – 19,52%. В Австралии объём экспорта на душу населения составляет 7595,5 долл. и является наибольшим показателем среди анализируемых стран. Объём импорта составляет 7567,3 долл.

Около 18% экспорта составляют продукция обрабатывающих отраслей, что свидетельствует о низкой индустриализации страны. Основные виды экспортируемых товаров: уголь, железная руда, золото, мясо, шерсть, глинозем, пшеница, машинное и транспортное оборудование. Автомобили и запчасти в экспорте страны составляют 8%, в импорте – 42,5%, что свидетельствует о том, что в стране практически отсутствует автомобилестроение. На экспорт топлива приходится 24% от всего экспорта страны и это наибольший показатель среди анализируемых стран.

В импорте около 77% занимает продукция обрабатывающих отраслей, около 15% приходиться на топливо и сырье. Австралия более зависима от топливных ресурсов по сравнению с Великобританией. Основные виды импортируемых товаров: машинное и транспортное оборудование, компьютерная техника, техника для офиса, нефть и нефтепродукты.

Основными торговыми партнерами являются Китай, Япония, Южная Корея, Индия.

Объем экспорта товаров в Чили превышает его импорт на 7,94 млрд. долл. Объем экспорта в процентах к ВВП составляет 19,84% (наибольший показатель среди анализируемых стран), а объем импорта в процентах к ВВП – 16,61%(наименьший показатель среди анализируемых стран). На душу населения объем экспорта превышает объём импорта на 478,2 долл.

В экспорте преобладает топливо и продукция добывающих отраслей – 63,9 % (наибольший показатель среди анализируемых стран), продукция обрабатывающих отраслей составляет 12,2%, сельскохозяйственная продукция – 23,5% (наибольший показатель среди анализируемых стран). Основные виды экспортируемых товаров: медь, фрукты, рыба, бумага, химическая продукция, вино.

В импорте преобладает продукция обрабатывающих отраслей – 55%, топливо и продукция добывающих отраслей составляют 28,8% (наибольший показатель среди анализируемых стран), сельскохозяйственная продукция – 7,4%.

Основные виды импортируемых товаров: нефть и нефтепродукты, химикаты, электроника, промышленная продукция, автомобили, газ.

Основными торговыми партнерами являются США, Китай, Бразилия, Япония.

Проанализируем основные показатели внешней торговли услугами Великобритании, Австралии, Чили (таблица 3.17).

Таблица 3.17 – Основные показатели внешней торговли услугами базовых стран, 2008 г. [26]

Показатель Значение
Великобритания Австралия Чили
объем экспорта услуг, млрд. долл. 273,002 39,739 8,617

виды и объем

экспортируемых

услуг

Транспортные услуги – 11,8 % Транспортные услуги – 18,19 % Транспортные услуги – 59,54 %
Туристические услуги – 14,17 % Туристические услуги – 56,2 % Туристические услуги – 16,47 %
Прочие коммерческие услуги – 74, 03 % Прочие коммерческие услуги – 25,61 % Прочие коммерческие услуги – 23,99 %
объем импорта услуг, млрд. долл. 194,139 38,187 9,718

виды и объем

импортируемых

услуг

Транспортные услуги – 19,01 % Транспортные услуги – 34,3 % Транспортные услуги – 54,28 %
Туристические услуги – 37,42 % Туристические услуги – 37,32 % Туристические услуги –18,13 %
Прочие коммерческие услуги –43,57 % Прочие коммерческие услуги – 28,38 % Прочие коммерческие услуги – 27,59 %

Примечание: составлено автором [26].


Наибольший объем экспорта услуг приходится на Великобританию – 273,002 млрд. долл., сальдо у страны положительное и равно 78,863 млрд. долл. Наименьший экспорт услуг из рассматриваемых стран у Чили – 8,617 млрд. долл., сальдо у страны отрицательное и равно 1,101 млрд. долл. В 2008 году экспорт услуг в Австралии составил 39,739 млрд. долл., сальдо у страны положительное и равно 1,552 млрд. долл. Экспорт и импорт транспортных услуг составляет наибольшую долю в Чили. В Великобритании наибольшую долю от импорта и экспорта услугами составляют прочие коммерческие услуги. В Австралии – туристические услуги.

Проведем сопоставимый анализ базовых стран со странами соседями по основным макроэкономическим показателям (таблицы 3.18 – 3.20).

Таблица 3.18 – Сопоставимый анализ Великобритании со странами соседями по основным макроэкономическим показателям, 2008 г. [7]


Страна Макроэкономические показатели

ВВП,

млрд. долл.

ВВП, долл./чел Инфляция, %

Уровень

безработицы, %

Великобритания

2224

35200

1,6

7,5

Франция 2635 32800 0,1 9,7
Германия 3235 34200 0 8,2
Норвегия 3353 72306 3 3

Примечание: составлено автором [7].


При сравнении Великобритании со странами соседями можно сделать вывод, что по показателю ВВП она занимает последнее место. По показателю ВВП на душу населения она находится на втором месте после Норвегии. У Великобритании также один их самых высоких уровней инфляции из рассматриваемых стран – 3%, наибольший у Норвегии. Самый низкий уровень безработицы в Норвегии, за ним следует Великобритания, Германия, Франция.

Таблица 3.19 – Сопоставимый анализ Австралии со странами соседями по основным макроэкономическим показателям, 2008 г. [7]

Страна Макроэкономические показатели

ВВП,

млрд. долл.

ВВП, долл./чел Инфляция, %

Уровень

безработицы, %

Австралия

824,3

38800

1,9

5,7

Индонезия 511,765 2238 7,6 8,7
Индия 1095 3100 10,7 10,7
Китай 4758 6500 -0,8 4,3

Примечание: составлено автором [7].


При сравнении Австралии со странами соседями можно сделать вывод, что по показателю ВВП она занимает второе место после Китая. Наибольший объем ВВП на душу населения в Австралии, затем идет Китай, Индия, Индонезия. Наибольший уровень инфляции в Индии (10,7%), затем идёт Индонезия, Австралия и Китай. Максимальный размер безработицы в Индии. Австралия занимает третье место по величине уровня безработицы среди стран-соседей.

Таблица 3.20 – Сопоставимый анализ Чили со странами соседями по основным макроэкономическим показателям, 2008 г. [7]

Страна Макроэкономические показатели

ВВП,

млрд. долл.

ВВП, долл./чел Инфляция, %

Уровень

безработицы, %

Чили

246,2

14700

1,7

10

Колумбия 171,7 7,200 5,5 10,6
Перу 246,283 8594 5,8 8,1
Боливия 43,570 4345 3,7 11,4

Примечание: составлено автором [7].


При сравнении Чили со странами соседями можно сделать вывод, что по показателю ВВП она занимает первое место, деля его с Перу. Наибольший объем ВВП на душу населения в Чили, затем идет Перу, Колумбия, Боливия. Наименьший уровень инфляции в Чили (1,7%), затем идёт Боливия, Колумбия, Перу. Максимальный размер безработицы в Боливии. Чили занимает третье место по величине уровня безработицы среди стран-соседей.

Сравнивая выбранные страны, можно сделать вывод о том, что по показателю ВВП и ВВП на душу населения лидирующее положение занимает Норвегия. Боливия же отстает по этим показателям от всех стран. Боливия имеет уровень безработицы наибольший среди рассматриваемых стран, наименьший уровень безработицы в Норвегии. Что касается уровня инфляции, то этот показатель наиболее стабильный у Германии. Проведем сопоставимый анализ базовых стран со странами соседями по основным экспортно-импортным показателям (таблицы 3.21 – 3.23).

Таблица 3.21 – Сопоставимый анализ Великобритании со странами соседями по основным экспортно-импортным показателям, 2008 г. [7, 26, 28]

Страна

Великобритания

Франция Германия Норвегия

Экспорт товаров,

млрд. долл.

351,3

605,4 1461,9 172,517
Сельскохозяйственная продукция, %

6,5

11,3 5,3 5,5
Топливо и продукция добывающей промышленности, %

18

6,9 5,8 75,9

Промышленная

продукция, %

71

79,8 86,3 16,1

Импорт товаров,

млрд. долл.

473,6

705,6 1203,8 89,293
Сельскохозяйственная продукция, %

10,6

8,7 8,5 7,4
Топливо и продукция добывающей промышленности, %

16,4

17,5 18 24,4

Промышленная

продукция, %

67,8

73,2 72 65,9

Экспорт услуг,

млрд. долл.

273,002

160,46 241,59 45,595
Транспортные услуги, %

11,8

32,1 32,7 45,5

Туристические

услуги, %


14,17

20,7 15,2 24,4
Прочие коммерческие услуги, %

74,03

47,2 52,1 30,1

Импорт услуг,

млрд. долл.

194,139

139,36 283,03 43,928
Транспортные услуги, %

19,01

34,4 28,3 29,8

Окончание таблицы 3.21

Туристические

услуги, %

37,42

23,1 17,1 44,6
Прочие коммерческие услуги, %

43,57

42,5 54,6 25,6

Примечание: составлено автором [7, 26, 28].


Среди стран соседей по объему экспорта и импорта товаров лидером является Германия. Франция находится на втором месте. В сравниваемых странах в структуре экспорта товаров наибольший удельный вес имеет промышленная продукция, наименьшую долю имеет сельскохозяйственная продукция. Следует отметить, что в импорте и экспорте Великобритании значительный вес имеет промышленная продукция.

Анализ экспорта услуг показывает, что Великобритания занимает лидирующее положение по объему экспорта услуг среди рассматриваемых стран. В импорте лидирует Германия. Наименьший экспорт и импорт услуг у Норвегии. Большую долю в общем экспорте услуг занимают коммерческие услуги в Великобритании, Франции, Германии, а в Норвегии – транспортные услуги. Большую долю в общем импорте услуг также занимают коммерческие услуги в Великобритании, Франции, Германии, а в Норвегии –туристические услуги.

Таблица 3.22 – Сопоставимый анализ Австралии со странами соседями по основным экспортно-импортным показателям, 2008 г. [7, 26, 28]

Страна

Австралия

Китай Индия Индонезия

Экспорт товаров,

млрд. долл.

161,5

1428,69 177,5 139,278
Сельскохозяйственная продукция, %

13,9

2,96 10,6 18
Топливо и продукция добывающей промышленности, %

59,7

3,84 31,9 37,9

Промышленная

продукция, %

15,5

93,07 56,4 44,1

Импорт товаров,

млрд. долл.

160,9

1131,56 293,4 126,160
Сельскохозяйственная продукция, %

5,4

7,67 5 12,3

Топливо и продукция добывающей

промышленности, %


17,2

27,12 51,6 35,1

Промышленная

продукция, %

71,5

64,82 42,1 52,7

Экспорт услуг,

млрд. долл.

39,739

146,45 102,65 14,7
Транспортные услуги, %

18,19

20,7 11,1 18,4

Туристические

услуги, %

56,2

39,4 11,4 48,4

Окончание таблицы 3.22

Прочие коммерческие услуги, %

25,61

39,9 77,5 33,2

Импорт услуг,

млрд. долл.

38,187

158 83,6 27,9
Транспортные услуги, %

34,3

33,9 28,8 49,3

Туристические

услуги, %

37,32

25,9 18,7 19,3
Прочее коммерческие услуги, %

28,38

40,2 52,5 31,4

Примечание: составлено автором [7, 26, 28].


Среди стран соседей по объему экспорта и импорта товаров лидером является Китай. Индия находится на втором месте, за ней следует Австралия. В Китае, Индии, Индонезии в структуре экспорта товаров наибольший удельный вес имеет промышленная продукция, в Австралии – топливо и продукция добывающей промышленности. Наименьшую долю имеет сельскохозяйственная продукция.

Анализ экспорта и импорта услуг показывает, что лидирующее положение занимает Китай, за ним следует Индия, Австралия и Индонезия. Большую долю в общем экспорте услуг занимают коммерческие услуги в Китае и Индии, в Австралии и Индонезии – туристические услуги. Меньшую долю в общем экспорте составляют транспортные услуги. Большую долю в общем импорте услуг занимают коммерческие услуги в Китае и Индии, в Австралии – туристические услуги, и Индонезии – транспортные услуги.

Таблица 3.23 – Сопоставимый анализ Чили со странами соседями по основным экспортно-импортным показателям, 2008 г. [7, 26, 28]

Страна

Чили

Колумбия Перу Боливия

Экспорт товаров,

млрд. долл.

48,85

37,626 31,529 6,448
Сельскохозяйственная продукция, %

23,5

16,6 16,1 15,8

Топливо и продукция добывающей

промышленности, %

63,9

44,6 72,3 73,9

Промышленная

продукция, %

12,2

35,2 11,7 10,2

Импорт товаров,

млрд. долл.

40,91

39,669 29,981 4,987
Сельскохозяйственная продукция, %

7,4

10,3 11,7 10,6
Топливо и продукция добывающей промышленности, %

28,8

6 20,3 11,1

Промышленная

продукция, %


55

82,7 67,9 78,1

Окончание таблицы 3.23

Экспорт услуг,

млрд. долл.

8,617

3,967 3,502 0,482
Транспортные услуги, %

59,54

14 15,9 17,1

Туристические

услуги, %

16,47

75 69,3 63,4
Прочие коммерческие услуги, %

23,99

11 14,8 19,5

Импорт услуг,

млрд. долл.

9,718

7,108 5,425 1,018
Транспортные услуги, %

54,28

27,1 22,9 26,4

Туристические

услуги, %

18,13

19,4 17,3 15,5
Прочие коммерческие услуги, %

27,59

53,5 59,8 58,1

Примечание: составлено автором [7, 26, 28].


Среди стран соседей по объему экспорта и импорта товаров лидером является Чили. Колумбия находится на втором месте, за ней следует Перу. Во всех рассматриваемых странах в структуре экспорта товаров наибольший удельный вес имеет топливо и продукция добывающей промышленности. Наименьшую долю имеет промышленная продукция в Чили, Перу и Боливии, в Колумбии – сельскохозяйственная продукция. Во всех рассматриваемых странах в структуре импорта товаров наибольший удельный вес имеет промышленная продукция. Наименьшую долю имеет сельскохозяйственная продукция в Чили, Перу и Боливии, в Колумбии – топливо и продукция добывающей промышленности.

Анализ экспорта и импорта услуг показывает, что лидирующее положение занимает Чили, за ним следует Колумбия, Перу и Боливия. Большую долю в общем экспорте услуг занимают туристические услуги в Колумбии, Перу и Боливии, в Чили – транспортные услуги. Меньшую долю в общем экспорте составляют коммерческие услуги. Большую долю в общем импорте услуг занимают коммерческие услуги в Колумбии, Перу и Боливии, в Чили – транспортные услуги.

При сравнении со странами соседями можно отметить, что лидером в экспорте и импорте товаров и услуг является Германия.

Что касается экспорта товаров, то здесь наибольшая доля приходится на промышленную продукцию (кроме Чили, где экспорт топлива превышает экспорт промышленной продукции) и сравнительно небольшой процент приходится на сельскохозяйственную продукцию. Во всех сравниваемых странах в структуре импорта товаров наибольший удельный вес имеет продукция обрабатывающих отраслей.

Анализ экспорта и импорта услуг показывает, что лидирующее положение занимает Германия, у этой же страны наибольшую долю в экспорте и импорте занимают коммерческие услуги. Большую долю в общем экспорте и импорте занимают коммерческие услуги во всех странах. Транспортные услуги составляют около трети от общей доли, кроме Чили, где этот показатель равен 59,4%. Боливия имеет худшие показатели среди всех стран.

Проведем сопоставимый анализ базовых стран с 5 аналогичными странами региона и мира по основным макроэкономическим показателям (таблицы 3.24 – 3.26).

Таблица 3.24 – Сопоставимый анализ Великобритании с 5 аналогичными странами региона и мира по основным макроэкономическим показателям, 2009 г. [7]

Страна Макроэкономические показатели

ВВП,

млрд. долл.

ВВП, долл./чел Инфляция, %

Уровень

безработицы, %

Великобритания

2224

35200

1,6

7,5

США 14270 46400 -0,7 9,4
Япония 5049 32600 -1,3 5,6
Россия 1232 15200 11,9 8,9
Китай 4758 6500 -0,8 4,3
Сингапур 163,1 50300 0,2 3

Примечание: составлено автором [7].


При сравнении Великобритании с аналогичными странами можно сделать следующие выводы: по показателю ВВП страна уступает США, Японии, Китаю. По показателю ВВП на душу населения Великобритания уступает США и Сингапуру. Худшие макроэкономические показатели у России. Уровень инфляции в Японии самый низкий по сравнению со сравниваемыми странами, а по уровню безработицы Великобритания уступает США и Китаю.

Таблица 3.25 – Сопоставимый анализ Австралии с 5 аналогичными странами региона и мира по основным макроэкономическим показателям, 2009 г. [7]

Страна Макроэкономические показатели

ВВП,

млрд. долл.

ВВП, долл./чел Инфляция, %

Уровень

безработицы, %

Австралия

824,3

38800

1,9

5,7

Тайвань 357,3 30200 -0,7 6,4
Испания 1466 33700 -0,8 18,1
США 14270 46400 -0,7 9,4
Монголия 5,781 2000 9,5 2,8
Индия 1095 3100 10,7 10,7

Примечание: составлено автором [7].


Среди сравниваемых стран наибольшего значения показатель ВВП достиг в США и Испании. Австралия занимает второе место после США по уровню ВВП на душу населения, далее идёт Испания, Тайвань, Индия и Монголия. Самый высокий уровень инфляции в Индии и Монголии, далее следует Австралия. Максимальный уровень безработицы среди сопоставляемых стран имеет Испания, минимальный – Монголия. В Австралии уровень безработицы чуть выше, чем в Монголии.

Таблица 3.26 – Сопоставимый анализ Чили с 5 аналогичными странами региона и мира по основным макроэкономическим показателям, 2009 г. [7]

Страна Макроэкономические показатели

ВВП,

млрд. долл.

ВВП, долл./чел Инфляция, %

Уровень

безработицы, %

Чили

246,2

14700

1,7

10

Индонезия 511,765 2238 7,6 8,7
Иран 852,600 12800 7,5 12
Китай 4758 6500 -0,8 4,3
Португалия 236,049 22 232 3,1 5,2
Колумбия 171,7 7,200 5,5 10,6

Примечание: составлено автором [7].


При сравнении Чили с аналогичными странами можно сделать следующие выводы: по показателю ВВП она занимает третье место, наибольший показатель имеют Китай, Иран, Индонезия. По показателю ВВП на душу населения страна занимает второе место, следуя за Португалией. Среди рассматриваемых стран Чили стоит на третьем месте по уровню инфляции. Наибольший показатель инфляции в Индонезии. Наименьший – в Китае. Уровень безработицы в Чили ниже, чем в Иране и Колумбии, но выше, чем в остальных странах.

Проведем сопоставимый анализ базовых стран с 5 аналогичными странами региона и мира по основным экспортно-импортным показателям (таблицы 3.27 – 3.29).

Таблица 3.27 – Сопоставимый анализ Великобритании с 5 аналогичными странами региона и мира по основным экспортно-импортным показателям, 2008 г. [7, 26, 28]

Страна

Великобритания

США Япония Россия Китай Сингапур

Экспорт товаров,

млрд. долл.

351,3

335,88 516,3 471,6 1428,69 338,18

Сельскохозяйственная

продукция, %

6,5

16,50 1,1 5,6 2,96 2,12
Топливо и продукция добывающей промышленности, %

18

7,80 4,8 68 3,84 19,84
Промышленная продукция, %

71

72,84 88,7 19,8 93,07 70,04
Импорт товаров, млрд. долл.

473,6

761,42 490,6 291,9 1131,56 319,78

Окончание таблицы 3.27

Сельскохозяйственная продукция, %

10,6

3,89 10,6 14,3 7,67 3,13
Топливо и продукция добывающей промышленности, %

16,4

2,19 42,9 3,8 27,12 29,40
Промышленная продукция, %

67,8

91,78 44,7 81 64,82 64,06
Экспорт услуг, млрд. долл.

273,002

521,38 146,4 50,69 146,45 82,93

Транспортные

услуги, %

11,8

23,2 31,6 45,6 20,7 39,5
Туристические услуги, %

14,17

15,6 7,2 20,3 39,4 15,1
Прочие коммерческие услуги, %

74,03

61,2 62 34,1 39,9 45,4
Импорт услуг, млрд. долл.

194,139

367,91 167,4 74,57 158 78,87

Транспортные

услуги, %

19,01

28,8 31,9 34,6 33,9 42,3
Туристические услуги, %

37,42

17,0 16,4 23,2 25,9

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   1  2   ..