Главная      Учебники - Экономика     Лекции по экономике - часть 3

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  915  916  917   ..

 

 

Экономика предприятия ресторанно – гостиничного бизнеса на примере ресторана «Персона»

Экономика предприятия ресторанно – гостиничного бизнеса на примере ресторана «Персона»

Выполнила Мойшук Екатерина Олеговна

Ивановский филиал ГОУ ВПО «Российский государственный торгово-экономический университет»

Кафедра Экономики и управления на предприятиях торговли и сферы услуг

Иваново 2005 г.

Введение

Тенденции развития ресторанного бизнеса в России

Не так давно в Твери прошла акция « Золотой Журавль» на лучший ресторан области. В ее рамках были проведены различные конференции и семинары, где рестораторы смогли поделиться опытом и приобщиться к новым веяньям в ресторанном бизнесе. Одна из таких конференций была посвящена тенденциям развития ресторанного бизнеса в России.

На ней выступила президент московской ассоциации кулинаров Т.Н. Шарова, которая отметила растущий интерес к ресторанному бизнесу в нашей стране. Сегодня, когда нас трудно уже чем-либо удивить, рестораторы ищут новые формы, новые идеи для привлечения своей аудитории.

Современный ресторанный бизнес в России представлен большим разнообразием типов заведений: это классический фаст-фуд, рестораны quick service (или QSR — ускоренное обслуживание ); рестораны free flow (“свободное движение”), где часть технологических процессов вынесена на обозрение посетителей, которые сами выбирают себе различные виды блюд; “тиражируемые” рестораны — заведения среднего класса с высоким качеством традиционной кулинарии, которые используют свежие полуфабрикаты и свежую выпечку собственного приготовления. Их отличают хороший уровень обслуживания официантами, различные дополнительные услуги, например, бесплатная парковка, городской телефон, свежая пресса, еда навынос; авторские рестораны, где высокий уровень кухни, сервиса и цен ориентирован на постоянных клиентов.

Но, несмотря на столь большое разнообразие, сегодня одной из главных тенденций является тенденция взаимодействия элитных ресторанов и демократических кафе с уютной обстановкой и невысокими ценами. Эти заведения, в конечном счете, рассчитаны на средний класс.

Также госпожой Шаровой был представлен рейтинг популярности национальных кухонь. Итальянская кухня сегодня занимает лидирующие позиции в мире. В Москве же на первом месте стоит русская кухня, далее следуют японская, кавказская, французская и китайская. Президент ассоциации отметила, что многие другие российские города, к сожалению, не могут похвастаться ресторанами с ярко выраженными национальными традициями. Как правило, это рестораны со смешанной кухней.

Особое внимание на конференции уделялось и развитию сервиса в ресторанном бизнесе, менеджменту. Сервис и атмосфера, как считает, Т.Н.Шарова – наиважнейший фактор, который является определяющим для посетителя. Атмосфера определяет все, и если ее нет в том или ином заведении, клиент туда больше не вернется. Каждая мелочь в ресторане должна быть продумана, должна быть слаженность во всей работе заведения.

Сервировка стола также играет очень важную роль в ресторанном сервисе. Но сегодня наблюдается ее минимизация. По словам, Т.Шаровой, это временная тенденция. Что касается посуды, то и здесь своя мода. Сейчас особое предпочтение отдается белой посуде. Это связано с тем, что именно на ней шеф-повар может дать простор своей фантазии и творчеству в виде различных украшений блюда. Стилизация посуды под общий антураж заведения – еще одна важная деталь, которая делает ресторан уникальным, непохожим ни на один другой.

В целом сегодня в развитии ресторанного бизнеса в России прослеживаются и такие тенденции, как приверженность здоровому питанию, расширение ассортимента, развитие концепции быстрого обслуживания, удобство для семейных посещений, развитие “тиражируемых” ресторанов. Очевидны и преимущества работы в сетевом формате.

Хотелось бы верить, что современные тенденции не пройдут и мимо ивановских ресторанов и кафе, и наши рестораторы, наконец-то, возьмут на вооружение опыт столичных коллег. И ветер перемен принесет нам белые тарелки, непрожженные скатерти, приветливую улыбку официантов, а гостям, в свою очередь, останется только выбрать – где провести свой вечер.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение и разработка механизма управления экономической деятельностью ресторанного хозяйства с целью обеспечения его эффективного развития на примере ресторана «Персона».

Глава 1. Организационно – правовая характеристика предприятия.

1. 1. Организационно-правовая форма предприятий общественного питания. Описание.

Организационно-правовая форма предприятия есть просто форма юридической регистрации предприятия, которая создает этому предприятию определенный правовой статус.

По правовому статусу (организационно-правовым формам) предприятия можно разделить на: хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия, индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица.

Полное товарищество – это товарищество, участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом.

Управление предпринимательской деятельностью полного товарищества осуществляется по общему согласию всех его участников. Каждый участник полного товарищества как правило имеет один голос при решении каких-либо вопросов на общем собрании. Участники полного товарищества солидарно несут субсидиарную ответственность своим имуществом по обязательствам товарищества. Т. е. фактически это утверждение означает неограниченную ответственность товарищей.

Полные товарищества распространены преимущественно в сельском хозяйстве и сфере услуг; обычно они представляют собой небольшие по размеру предприятия и их деятельность контролировать достаточно просто.

Товарищество на вере (коммандитное товарищество) – товарищество, в котором наряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающими по обязательствам товарищества своим имуществом (полными товарищами), имеется один или несколько участников - вкладчиков (коммандитистов), которые несут риск убытков , связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности.

Данная организационно-правовая форма предприятия характерна для более крупных предприятий из-за возможности привлечения значительных финансовых ресурсов через фактически неограниченное число коммандитистов.

Общество с ограниченной ответственностью (ООО) – учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества в пределах стоимости внесенных ими вкладов.

Уставный капитал общества с ограниченной ответственностью составляется из стоимости вкладов его участников. Данная организационно-правовая форма распространена среди мелких и средних предприятий.

Общество с дополнительной ответственностью – учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники такого общества солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов, определяемом учредительными документами общества. При банкротстве одного из участников его ответственность по обязательствам общества распределяется между остальными участниками пропорционально их вкладам, если иной порядок распределения ответственности не предусмотрен учредительными документами общества. Т. е. фактически общество с дополнительной ответственностью представляет из себя гибрид полного товарищества и общества с ограниченной ответственностью.

Акционерное общество (АО) – общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций. Акционеры, не полностью оплатившие акции, несут солидарную ответственность по обязательствам акционерного общества в пределах неоплаченной части стоимости принадлежащих им акций.

Открытое акционерное общество (ОАО) – общество, участники которого могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров. Такое акционерное общество вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и их свободную продажу на условиях, устанавливаемых законом и иными правовыми актами.

Открытое акционерное общество обязано ежегодно публиковать для всеобщего сведения годовой отчет, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков.

Закрытое акционерное общество (ЗАО) – общество, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц. Такое общество не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции либо иным образом предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц.

Акционеры закрытого акционерного общества имеют преимущественное право приобретения акций, продаваемых другими акционерами этого общества.

Учредительным документом акционерного общества является его устав. Уставный капитал акционерного общества составляется из номинальной стоимости акций данного акционерного общества, которые приобрели акционеры. Высшим органом управления акционерного общества является общее собрание акционеров. Собрание акционеров может назначать совет директоров с его председателем в случае, когда общее число акционеров превышает 50 человек.

Организационно-правовая форма акционерного общества распространена среди достаточно крупных предприятий, т. е. среди тех предприятий, на которых существует большая потребность в значительных финансовых ресурсах.

Производственный кооператив (артель) – добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности (производство, переработка, сбыт промышленной, сельскохозяйственной и иной продукции, выполнение работ, торговля, бытовое обслуживание, оказание других услуг), основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов. Законом и учредительными документами производственного кооператива может быть предусмотрено участие в его деятельности юридических лиц. Производственный кооператив является коммерческой организацией. Учредительным документом производственного кооператива по существу является его устав, который утверждает общее собрание его членов. Имущество, которое находится в собственности производственного кооператива, делится на части (паи) его членов в соответствии с уставом данного предприятия. Производственный кооператив не имеет права выпускать акции. Член производственного кооператива имеет один голос при принятии каких-либо решений общим собранием.

Унитарное предприятие – коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.

В Российской Федерации в форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Они управляют, но не владеют закрепленным за ними государственным (муниципальным) имуществом. Предприятие называется федеральным казенным предприятием, если оно управляется государственными органами (т. е. основано на праве оперативного управления федеральным имуществом).

Индивидуальный предприниматель (ИП) без образования юридического лица, являющийся физическим лицом, есть также организационно-правовая форма предприятия, например, крестьянское (фермерское) хозяйство является предприятием, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а его глава признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства.

Ресторан «Персона»

Является частным предприятием, организационно-правовая форма – общество с ограниченной ответственностью (ООО «Пантера»). Расположен в деловой части города, имеет хорошие подъездные пути и оборудованную охраняемую стоянку.

Часы работы:

вс – чт : 11:00 - 23:00

пт – сб : 11:00 – 3:00.

Кухня: меню ресторана разрабатывается под руководством опытного шеф-повара, благодаря чему посетители имеют возможность заказать действительно изысканные блюда. Подбираются оптимальные сочетания продуктов, а необычное оформление лишь подогревает аппетит.

Залы ресторана: ресторан разделен на 2 зала. Интерьер общего зала на 60 посадочных мест выполнен в стиле хай-тек с преобладанием светлых тонов, стекла и металла. VIP-зал на 20 посадочных мест оформлен в более темных и благородных цветах и обставлен более комфортной и уютной мебелью. Атмосфера ресторана идеальна для проведения как семейных торжеств, свадеб, так и вечеринок, фуршетов и банкетов. По вечерам в VIP-зале звучит живая музыка, а в общем зале каждый посетитель может блеснуть своим талантом в караоке. Кроме этого, в отдельном уютно оборудованном помещении расположены два бильярдных стола, где все желающие могут сразиться в честном бою с друзьями или деловыми партнерами.

Престиж заведения: высокое качество приготовленных из свежих продуктов блюд гарантировано не только высоким профессионализмом поваров, но и четким соблюдением отработанной технологии, опирающейся на современное кухонное оборудование. Предлагаемые рестораном комплексные обеды не оставят равнодушным ни одного клиента, тем более, что отлично налаженная работа и первоклассное обслуживание обеспечивают выполнение вашего заказа в рекордно короткий срок без потерь в качестве. В то же время многообразие и изысканность представленных в меню ресторана блюд привлекает сюда истинных ценителей и в вечернее время.

Дополнительные услуги: Услуги по развозу клиентов ресторан «Персона» пока не предоставляет (но планирует в перспективе). Но бесплатный вызов такси вам гарантирован.

Цены: стоимость блюд не превышает средних по городу, стоимость обслуживания составляет 10% от суммы заказа (что предполагает, соответственно, отсутствие чаевых), для постоянных клиентов и организаций существует система скидок (от 5 до 20%).

Выбор организационной структуры управления.

Для выполнения функций управления предприятиями, организациями общественного питания создается соответствующая структура системы управления, представляющей собой совокупность специализированных подразделений, взаимосвязанных процессом принятия и реализации управленческих решений. Применительно к отдельному предприятию (объединению) общественного питания она может быть цеховая, характерная для крупных, бесцеховая – для небольших предприятий.

Масштаб структуры системы управления – степень детализации представления или графического изображения структуры. Различают: макроструктуру системы управления, звеньями которой являются органы управления (субъекты управления, являющиеся юридическим лицом); мезоструктуру[1] , которую составляют структурные подразделения; микроструктуру, звеньями которой являются работники (рабочие места), а средства управления.

Структурное подразделение – звено системы управления в масштабе мезо- и микроструктуры, например, функциональные отделы первичной хозяйственной организации общественного питания.

Звено – структурообразующий элемент системы управления, подсистема. В зависимости от масштаба структуры системы управления в качестве ее звеньев могут выступать органы управления, структурные подразделения, работники или технические средства системы управления. Звенья управляющей части системы называются управляющими или субъектами управления, звенья управляющей части системы– управляемыми или объектами управления. Необходимым и достаточным условием выделения элемента системы в качестве управляющего звеня является закрепление за ним хотя бы одной функции управления.

Связи между звеньями могут быть двух типов: вертикальные (подчинения и руководства) и горизонтальные (кооперации равноправных элементов). Вертикальные связи подразделяются на линейные (обязательное подчинение по всем вопросам управления) и функциональные (подчинение по определенной группе проблем). Для характеристики горизонтальных связей используется показатель общего числа работников, с которыми устанавливаются контакты в процессе управления.

Граница между соподчиненными подсистемами управления представляют собой уровень управления. В иерархически построенной системе имеются как минимум два уровня управления, а общее число их определяется сложностью взаимосвязей объектов управления нижнего уровня, образующих в совокупности управляемую часть системы.

Необходимо рассмотреть требования, предъявляемые к организационным структурам управления.

Способность отражать содержание деятельности органа, основные элементы управления, цели, методы, принципы, функции, этапы и стадии принятия и реализации решения.

Гибкость – способность реагировать на изменения социально-экономических и организационно-технических условий.

Минимум ступеней иерархической лестницы.

Минимум времени прохождения решений, приказов, распоряжений от вышестоящего руководства до непосредственных исполнителей.

Организационная структура должна обеспечивать эффективное распределение функций по подразделениям – звеньям управления, исключать дублирование функций на различных уровнях, предполагать необходимость и возможность ее постоянного совершенствования.

Относительная равномерность нагрузок на каждое подразделение аппарата управления, сопряженность отдельных звеньев и ступеней, которые должны быть связаны между собой общими целями, решением определенных проблем, задач.

Важной проблемой формирования структуры управления является создание не только структуры в целом, но и ее органов управления. Структурные подразделения органов управления можно объединить в следующие группы:

Руководство – это те работники, которые руководят всеми структурными подразделениями органа управления(руководитель, его заместители, коллегия и др.);

Отраслевые структурные подразделения – руководят отдельными частями объекта управления;

Функциональные структуры подразделения реализуют какую-либо одну функцию управления (например, управление Министерства торговли: финансовые, кадров, социального развития, бухгалтерского учета, контроля и ревизий);

Вспомогательные структуры подразделения, обеспечивающие работу органа управления (управление делами).

В зависимости от особенностей строения, хозяйственной деятельности и других факторов в общественном питании применяются линейная, линейно-функциональная (комбинированная),программно-целевая структуры управления.

Линейная структура управления характеризуется тем, что все функции сосредоточены в линейных звеньях и каждый работник подчиняется одному руководителю и получает указания только от одного руководителя. Это исключает получение подчиненными противоречивых и не увязанных между собой заданий и распоряжений, повышает ответственность руководителей за результаты работы.

Линейная структура управления предприятием общественного питания

Недостатком этой структуры является то, что каждый из органов управления имеет относительно небольшие возможности решения функциональных проблем, требующих специальных знаний. Поскольку функциональные отделы не создаются, руководитель должен обладать разносторонними знаниями по всем функциям управления, осуществляемого подчиненными ему работниками. Это ограничивает возможности руководителя по эффективному управлению предприятием. Применение линейной структуры оправдано на небольших предприятиях общественного питания.

Линейно-функциональная (комбинированная) структура основана на тесном сочетании линейных и функциональных связей в аппарате управления. Она обеспечивает такое разделение труда, при котором линейные звенья принимают решения и управляют, а функциональные – консультируют, информируют, координируют и планируют хозяйственную деятельность. В основу организации функциональных действий положен линейный принцип. Руководитель функционального отдела является одновременно линейным руководителем непосредственно подчиненных ему работников.

Руководители всех функциональных звеньев входят одновременно в систему линейного управления организацией, предприятием. При этом связи “руководитель-подчиненный” строятся по иерархической линии таким образом, чтобы каждый работник был подотчетен одному лицу. Руководители функциональных служб осуществляют свое влияние на производственные, торговые, управленческие подразделения, формально не обладая распорядительскими правами.

Линейно-функциональная структура применяется на крупных предприятиях, объединениях общественного питания. Линейно-функциональная структура аппарата управления освобождает руководителя от целого ряда функций, для выполнения которых квалифицированные специалисты. Однако она имеет ряд недостатков. В сложных производственных системах, располагающих разветвленными функциональными службами, усложняется задача руководителя по эффективной координации их деятельности даже при наличии штата заместителей. Линейно-функциональная структура характеризуется также слабыми горизонтальными связями между функциональными отделами. Поэтому нередко некоторые аналогичные функции управления осуществляют недостаточно согласованно. Постоянная необходимость согласования принимаемых решений на высшем уровне из-за многообразия горизонтальных связей вызывает значительное замедление сроков реализации целей, снижение качества принимаемых решений, увеличение издержек на управление.

Наиболее эффективное решение проблемных задач обеспечивает применение программно-целевой структуры управления, которая основывается на комплексном управлении всей производственной системой, ориентированной на определенную цель. Основу программно-целевой структуры составляют специально созданные органы управления, которые осуществляют организационное и специализированное руководство выполнением целевой программы. Использование программно-целевого управления обеспечивает своевременное внедрение эффективных научно-технических разработок в производство и управление, освобождает вышестоящих руководителей от функций оперативного руководства посредством приближения органов управления программами к исполнителям и создание прямых горизонтальных связей между ними, позволяют использовать более эффективную систему контроля за выполнением работ по программе.

К видам программно-целевого управления, применяемым в организациях, предприятиях общественного питания, относят управление по проекту.

В качестве организационной структуры управления в ресторане «Персона» применяется линейная структура управления.

Ассортимент продукции и его характеристика.

Важнейшим элементом управления процессами обслуживания гостей на предприятиях питания является меню. Его образно называют «полномочным представителем ресторана, осуществляющим постоянную связь предприятия с гостями.

Меню – это перечень расположенных в определенной последовательности закусок, блюд и напитков, которые имеются на предприятии (в ресторане, кафе, баре) в течение всего времени работы залов. При составлении меню должна учитываться следующая последовательность предложения блюд:

Фирменные блюда.

Закуски (холодные и горячие).

Супы.

Основные блюда (отдельно рыбные, мясные, вегетарианские).

Сладкие блюда.

Напитки (безалкогольные, горячие, алкогольные).

При большом выборе напитков рекомендуется составить их отдельное меню. Предложение напитков оказывает решающее воздействие на успех работы большинства предприятий питания. Поэтому очень важно привести в меню правильный выбор напитков, при этом максимально учесть желания гостей.

Напитки обычно делятся на две большие группы: алкогольные и безалкогольные.

Алкогольные напитки в свою очередь подразделяются на три подгруппы: вина, пиво, спиртные напитки.

Перечень напитков в меню осуществляется в следующей последовательности:

Вина отечественное белое

отечественное красное

импортное белое

импортное красное

шипучие игристые вина

южные вина

Аперитивы белый вермут

красный вермут

горький аперитив

анисовый аперитив и т. д.

Крепкие спиртные водка

напитки, ликеры виски

джин

ром

бренди, коньяк, кальвадос и т. д.

Пиво отечественное

импортное

Смешанные напитки коктейли

Безалкогольные минеральная вода

напитки лимонады

соки

Горячие напитки кофе

чай

молоко

В последние годы в сознании людей укоренилась мысль, что минеральная вода – составная часть хорошей еды. Предлагая в меню минеральную воду, следует представить:

местную природную минеральную воду;

национальную природную минеральную воду;

минеральную воду международного значения;

минеральную воду без газов;

родниковую воду;

столовую воду.

Дополнительно в меню могут содержаться описания вкусовых качеств напитков. Например, для вина: букет нежный, тонкий, богатый; вкус полусладкий, сладковатый, сладкий, кисловатый, терпкий и т. д. Однако подобными рекомендациями не стоит злоупотреблять, так как после пробы напитка у гостя может возникнуть впечатление, что указанные качества не соответствуют действительности.

При составлении меню следует различать ширину и глубину предложения блюд и напитков.

Под шириной предложения понимается большой выбор самых разнообразных блюд и напитков. Глубина ассортимента предполагает наличие вариантов блюд из определенного продукта. Глубокий ассортимент обычно предлагают специализированные предприятия – рыбные, молочные, вегетарианские рестораны, пиццерии, пельменные.

В зависимости от контингента обслуживаемых гостей, типа и мощности предприятия питания, применяемых форм и методов обслуживания и других факторов различают следующие виды меню.

Меню «а ля карт» (a la carte). указывает порционные блюда с индивидуальной ценой на каждое. Этот вид чаще всего используется в дорогих ресторанах, где концепция обслуживания ресторана позволяет создать наиболее дорогие и комфортные условия.

Меню «табльдот» (table d’hote). Предлагает выбор одного или более вариантов каждого блюда по фиксированным ценам. Этот вид меню широко используется на предприятиях питания при гостиницах, так как гости считают его экономичным.

Меню «дю жур» (du jour) – меню дежурных (дневных) блюд.

Туристское меню. Строится так, чтобы привлечь внимание туристов, акцентируя дешевизну и питательные качества блюд, являющихся существенной информацией для туриста.

Калифорнийское меню. В некоторых калифорнийских ресторанах можно заказать любое блюдо в любое время суток.

Большинство ресторанов имеют заранее определенные меню, которые не меняются день ото дня. Такие меню называются статичными. Содержание статичных меню может меняться только по причине включения в него сезонных продуктов или замены блюд, не пользующихся спросом.

Противоположностью статичному меню является цикличное меню. Оно предлагает определенный перечень блюд и напитков, который повторяется через какой - то период.

3. Расчет основных параметров работы предприятия.

Пропускная способность предприятия характеризуется максимальным количеством потребителей, обслуживаемых за период времени (смену, месяц). Она рассчитывается исходя из количества часов работы обеденного зала, числа мест и продолжительности приема пищи одним посетителем. Среднее время приема пищи зависит от формы обслуживания, количества потребляемых блюд, типа предприятия. В столовой, кафе, работающих с использованием метода самообслуживания, среднее время приема пищи одним посетителем составляет 20—30 мин, а в буфетах и закусочных — 15—20 мин.

Максимальную пропускную способность обеденного зала (МПС0 3) можно рассчитать по формуле:

МПС , где (1)

ВР — продолжительность работы предприятия за день, мин;

М — число мест;

ВПП — время приема пищи одним посетителем, мин.

Максимальную пропускную способность можно рассчитать и другим способом:

МПС = , где (2)

S — площадь обеденного зала, м2;

Пн — площадь по норме на одного посетителя (1,9 м2).

Пропускная способность предприятия зависит от мощности и технической оснащенности предприятия, формы обслуживания потребителей, рационального использования площади залов и других факторов. Поэтому необходимо определить коэффициент использования пропускной способности обеденного зала (К ). Он рассчитывается по формуле:

Кпс = , где (3)

ПСф — фактическая пропускная способность.

Фактическая пропускная способность ресторана рассчитывается по формуле:

ПСф = . (4)

Повышение "коэффициента пропускной способности обеденного зала достигается за счет применения самообслуживания, предварительного накрытия столов, реализации обеденной продукции методом «шведского стола», комплексных обедов, завтраков, ужинов, организации выносных раздач и буфетов.

Для расчета годового (квартального, месячного) плана выпуска блюд используют формулу:

ВБ = МПС * К * БОПпл * Д , где (5)

БОПпл — среднее количество блюд на одного посетителя в планируемом периоде.

Другим показателем, характеризующим интенсивность потока потребителей и пропускную способность предприятия, является оборачиваемость одного места. Этот показатель характеризует число потребителей, приходящееся на одно место на предприятии за день. Оборачиваемость одного места (Ом) рассчитывается по формуле:

Ом = Ч / М (6)

Оборачиваемость одного места можно определить исходя из максимального количества посетителей по пропускной способности. Коэффициент оборачиваемости Ко рассчитывается по формуле:

Ко = , где (7)

Ом.ф. – оборачиваемость фактическая;

Ом.мах – оборачиваемость одного места максимальная.

Одним из методов определения плана выпуска первых блюд является расчет производственной мощности кухни столовой и коэффициента ее использования.

Производственная мощность — максимально возможный выпуск предприятием (цехом) продукции определенного ассортимента в единицу времени (в смену, за сутки, месяц, год). Она определяется в соответствии с режимом работы. При этом учитываются применение новой техники и технологии, рациональных методов организации труда и время эксплуатации оборудования.

Производственная мощность (ПМ) рассчитывается в натуральных показателях. Так, производственная мощность кухни определяется в блюдах и находится по формуле:

ПМ = , где (8)

ВР — продолжительность работы столовой, мин;

ВП — время простоя оборудования, мин;

Вср — средняя продолжительность одной варки, мин;

Ок — емкость котлов, л;

К3 — коэффициент заполнения емкостей;

ОБ — емкость одного блюда, л.

Производственная мощность не является постоянной величиной. Большое влияние на ее изменение оказывают технический прогресс и совершенствование организации труда и производства, ритмичность снабжения предприятия сырьем и др.

Степень использования производственной мощности характеризует коэффициент (Кпм), который определяется как отношение количества фактически выпущенной предприятием продукции к его производственной мощности. Этот коэффициент рассчитывается по формуле:

Кпм = ВБф / ПМ , где (9)

ВБф – фактический выпуск блюд.

Чтобы определить плановый выпуск блюд (ВБпл) за период (год, квартал, месяц), используем формулу:

ВБпл = ПМ * Кпм * Дпл . (10)

Для того чтобы перейти от натуральных показателей к стоимостным, следует количество блюд умножить на среднюю цену одного блюда.

Товарооборот по продукции собственного производства определяют путем умножения среднегрупповых цен на количество блюд, полуфабрикатов, кулинарной и другой продукции, предусмотренной производственной программой предприятия.

Оборот по оптовой реализации продукции собственного производства планируют только те предприятия, которые имеют для этого производственные мощности, специальные кадры. Этот вид товарооборота планируется с учетом заказов предприятий – потребителей полуфабрикатов и другой продукции собственного производства.

Например, в ресторане «Персона» площадь обеденного зала равна 160 м2, значит, рассчитав по формуле (2), мы получим, что МПС ресторана равна 1011чел/день:

МПС = = 1011 .

Коэффициент использования пропускной способности ресторана равен 80%, а время приема пищи одним посетителем в среднем составляет 60 мин. Значит, рассчитав по формуле (4), мы получим, что фактическая пропускная способность ресторана «Персона» равна 808 чел/день. Затем, используя формулу (5), рассчитаем годовой план выпуска блюд:

ВБпл = 1011 * 0,8 * 3,5 * 353 = 999273 (шт/год).

Глава 2. Материально – техническая база и ее характеристика

2. 1. Описание материально – технической базы.

Для осуществления процесса производства продукции, реализации и оказания услуг по потреблению предприятиям требуются орудия труда и предметы труда или средства производства. Средства производства могут быть созданы трудом человека и природой. Средства производства, созданные трудом человека называются производственными фондами, а трудом человека и природой – материальными ресурсами предприятия. К природным элементам материальных ресурсов относится земля, энергия (солнечная и ветровая), вода и др. Материальные ресурсы представляют собой базовый фактор функционирования предприятия, который подразделяется на средства труда, называемые основными фондами. Материальные ресурсы являются главной составляющей имущества предприятия.

Классификацию объектов материально- технической базы можно провести по некоторым экономическим элементам:

1. По видам предоставляемых услуг:

- услуги гостеприимства,

- услуги размещения,

- услуги питания.

2. По экономическим элементам:

- основные фонды,

- оборотные производственные фонды.

3. По формам собственности:

- государственные,

- частные,

- смешанной формы собственности.

3.1. По принадлежности основных производственных фондов:

- собственные РГБ,

- арендованные у хозяйствующего субъекта,

- арендованные у граждан,

- безвозмездно предоставленные.

4. По характеру участия в производственном процессе:

- производственные,

- непроизводственные.

5. По материально – вещественному фонду:

- здания, сооружения;

- рабочие и силовые машины, оборудование;

- измерительные и регулирующие приборы и устройства;

- вычислительная техника,

- транспортные средства;

- инструменты, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности;

- рабочий, продуктивный и племенной скот,

- многолетние насаждения;

- прочие основные средства.

Понятие материально – технической базы шире понятия основных фондов. По действующему «Положению по бухгалтерскому учету» в состав основных фондов не включаются предметы, функционирующие менее года и предметы, стоимостью ниже 100 МРОТ. Кроме того, материально – техническая база включает в себя не только собственные, но и арендованные основные фонды, а именно: арендованные на правах собственности (в том числе переданные безвозмездно), находящиеся в оперативном управлении и хозяйственном ведении, полученные в аренду.

Примером может служить материально техническая база ресторана «Персона» (Таблица №1).

Амортизация основных фондов, стоимостью ниже 10 тысяч рублей Таблица №1.

Наименование

Кол-во

Стоимость основных фондов,

тыс.руб

Удельн. вес,% Срок эксплуатации

Норма

амортизации,%

Амортизация,

тыс.руб.

Цена Без НДС Сумма группа месяцев в месяц в год в месяц в год
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Оборудование, в том числе мебель 80, 6%
Машина хлеборезательн. 1 5000 4237, 50 4237, 50 2, 8 - 12 8, 33 100 352, 98 4237, 50
Котел пищеварительн. 2 3500 2966, 25 5932, 50 3, 9 - 12 8, 33 100 247, 09 5932, 50
Стол 20 2800 2373, 00 47460,00 31, 0 - 12 8, 33 100 3953, 42 47460, 00
Стул 80 800 678, 00 54240, 00 35, 5 - 12 8, 33 100 4518, 19 54240, 00
Стол офисный 3 3500 2966, 25 8898, 75 5, 8 - 12 8, 33 100 741, 27 8898, 75
Стул офисный 3 1000 847, 50 2542, 50 1, 6 - 12 8, 33 100 211, 79 2542, 50
Итого: 123311, 25 10024, 74 123311, 25
Прочее, но ниже 10 тыс.руб. 19, 4%
Посуда столовая(на 6 персон)

15

480, 00

406, 80

6102, 00

4, 0

-

12

8, 33

100

508, 30

6102, 00

Бокалы (комплект на 6 персон)

15

200, 00

169, 50

2542, 50

1, 6

-

12

8, 33

100

211, 79

2542, 50

Столовые приборы(на 15 персон)

6

600

508, 50

3051, 00

2, 0

-

12

8, 33

100

254, 15

3051, 00

Посуда для произв-х нужд 1 2800 2373, 00 2373, 00 1, 6 - 12 8, 33 100 197, 67 2373, 00
Телефон 3 800 678, 00 2034, 00 1, 4 - 12 8, 33 100 169, 43 2034, 00
Текстильная продукция для произв-х нужд

1

6000

5085, 00

5085, 00

3, 3

-

12

8, 33

100

423, 58

5085, 00

Инвентарь 1 4000 3390, 00 3390, 00 2, 2 - 12 8, 33 100 282, 39 3390, 00
Музыкальный центр 1 6000 5085,00 5085,00 3, 3 - 12 8, 33 100 423, 58 5085, 00
Итого: 29662, 50 2470, 89 29662, 50
100%
ИТОГО: 152973, 75 12495, 63 152973, 75

2. 2. Основные фонды предприятия и их амортизация.

2. 2. 1. Понятие, классификация и оценка основных фондов предприятия.

Важнейшим элементом материальных ресурсов являются основные фонды.

Основные фонды – это совокупность материально – вещественных ценностей, которые функционируют в течение длительного периода времени в неизменной натурально – вещественной форме и переносят свою стоимость на готовый продукт частями по мере износа. К ним относятся средства труда, сроком службы более одного года.

Как уже было сказано выше, основные фонды предприятий ресторанно - гостиничного бизнеса можно разделить по различным признакам.

По характеру участия в процессе производства товара и услуг, их реализации и обслуживании основные фонды делятся на производственные и непроизводственные основные фонды. Основные производственные фонды в процессе функционирования переносят свою стоимость на произведенный продукт или услугу и возмещаются за счет перенесенной стоимости (амортизации).

Непроизводственные основные фонды предназначены для обеспечения условий быта, отдыха, оздоровления, культурного отдыха работников ресторанно – гостиничного бизнеса и их детей (жилые дома, поликлиники, дома культуры и т. д.). Стоимость непроизводственных основных фондов постепенно исчезает в процессе эксплуатации, их стоимость не амортизируется, и воспроизводятся они за счет прибыли или других инвестиционных ресурсов предприятия (заемных или привлеченных средств).

Основные производственные фонды по характеру участия в производственном процессе делятся на активные (непосредственно участвующие в процессе производства) и пассивные, создающие условия для осуществления процесса производства (здания, сооружения и др.).

Основные фонды предприятий общественного питания могут, в частности, делиться и по функциям, выполняемым отраслью. По этому признаку могут быть выделены основные фонды, связанные с производством, реализацией и организацией потребления кулинарной продукции.

В практике учета и анализа применяются различные показатели измерения основных фондов: стоимостные и натуральные.

Натуральные показатели предполагают учет и анализ основных фондов по материально – вещественному (видовому) признаку.

Стоимостные показатели предполагают оценку основных фондов по стоимости, подразделяемую на первоначальную, восстановительную и остаточную.

Первоначальная стоимость основных фондов – это сумма всех денежных средств на создание и приобретение основных фондов, или стоимость основных фондов в момент ввода их в действие. Первоначальная стоимость формируется в ценах соответствующих лет. Основные фонды учитываются на балансе предприятия по первоначальной стоимости, поэтому первоначальная стоимость называется также балансовой стоимостью. Она является основой для начисления амортизации.

Восстановительная стоимость основных фондов – это стоимость ранее произведенных основных фондов в ценах действующих лет. Восстановительная стоимость придается основным фондам в момент их переоценки, сроки проведения которой утверждаются правительством РФ.

Остаточная стоимость основных средств – это часть не возмещенной стоимости, которая еще не перенесена на произведенный продукт.

2. 2. 2. Амортизация основных фондов и ее расчет.

Основные фонды в процессе своего функционирования подвергаются физическому и моральному износу, совершают непрерывный кругооборот по стоимости. В процессе кругооборота основные фонды проходят последовательно три фазы:

1. Производительное использование основных фондов, которое выражается в постепенном перенесении стоимости основных фондов на продукт или услугу.

2. Образование амортизационного фонда, который представляет собой до определенного времени денежный резерв. В амортизационный фонд включается стоимость, отделившаяся от основных фондов.

3. Процесс возмещения выбывших основных фондов, представляющий воплощение стоимости изношенных основных фондов в новых их видах.

Возмещение выбывших основных фондов осуществляется на основе амортизации.

Амортизация – это процесс постепенного переноса стоимости основных фондов по мере их износа на себестоимость производимой продукции (услуги) или на издержки предприятия с целью накопления денежных средств для последующего восстановления (реновации) основных фондов.

Накопление амортизации осуществляется на основе амортизационных отчислений.

Норма амортизационных отчислений – это отношение годовой суммы амортизации к балансовой стоимости основных фондов, выраженное в процентах.

На = , где (11)

На – норма амортизации, %;

А – сумма амортизации, руб.;

Сб – балансовая стоимость основных фондов, руб.

Амортизационные отчисления осуществляются предприятиями ежемесячно, исходя из балансовой стоимости объекта основных фондов и срока полезного использования объекта основных фондов. Исходя из годовой нормы амортизации, рассчитывается месячная норма амортизации.

Сумма накопленных амортизационных отчислений за весь срок полезного использования объекта основных фондов образует амортизационный фонд, который представляет собой собственный источник финансирования капитальных вложений на предприятии.

В настоящее время в соответствии с принятым порядком в бухгалтерском учете начисление амортизационных отчислений может осуществляться одним из следующих методов:

- линейный способ,

- способ уменьшаемого остатка,

- способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования,

- способ списания стоимости пропорционально объему продукции и работ.

Линейный способ характеризуется тем, что начисление амортизации производится равномерно, исходя из первоначальной или восстановительной стоимости объекта основных средств, срока полезного использования и нормы амортизационных начислений.

Способ уменьшаемого остатка заключается в том, что годовая сумма амортизационных отчислений определяется исходя из остаточной стоимости объекта основных фондов на начало отчетного года и нормы амортизационных отчислений, исчисленной на основе срока полезного использования этого объекта.

Способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования состоит в том, что годовая сумма амортизационных отчислений определяется исходя из первоначальной стоимости объекта основных фондов и соотношения числа лет, оставшихся до конца срока службы объекта и суммы чисел срока службы объекта.

При способе списания стоимости пропорционально объему продукции (работ) начисление амортизации производится, исходя из натурального показателя объема продукции (работ) в отчетном периоде и соотношения первоначальной стоимости объекта основных фондов и предполагаемого объема продукции (работ) за весь срок полезного использования объекта основных фондов.

С 1 января 2002 года в связи со вступлением в силу Главы 25 Налогового Кодекса РФ «Налог на прибыль организации» в амортизационной политике произошли существенные изменения, касающиеся порядка начисления амортизации имущества в налоговом учете. В нем, в частности, определены состав амортизируемого имущества (ст. 256), порядок определения первоначальной стоимости амортизируемого имущества (ст. 257), состав амортизационных групп (ст. 258), методы и порядок расчета сумм амортизации (ст. 259), особенности организации налогового учета амортизируемого имущества (ст. 322).

Срок полезного использования определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию конкретного объекта основных средств в соответствии с положениями ст. 258 НК РФ и на основании классификации основных средств, определяемой Правительством РФ. С 1 января 2002 года применяется Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002г. №1.

Согласно главе 25 НК РФ в целях налогообложения амортизация начисляется одним из следующих методов:

1. линейным методом;

2. нелинейным методом.

При применении линейного метода сумма начисленной за один месяц амортизации в отношении объекта амортизируемого имущества определяется как произведение его первоначальной стоимости и нормы амортизации, определенной для данного объекта. Норма амортизации по каждому объекту амортизируемого имущества при применении линейного метода определяется по формуле:

К = , где (12)

К – норма амортизации в процентах к первоначальной стоимости объекта амортизируемого имущества;

П – срок полезного использования данного объекта амортизируемого имущества, выраженный в месяцах.

При применении нелинейного метода сумма начислений за месяц амортизации определяется как произведение остаточной стоимости объекта амортизируемого имущества и нормы амортизации, определенной для данного объекта. Норма амортизации при применении нелинейного метода определяется по формуле:

К = ,где (13)

К - норма амортизации в процентах к первоначальной стоимости объекта амортизируемого имущества;

П – срок полезного использования данного объекта амортизируемого имущества, выраженный в месяцах.

При этом с месяца, следующего за месяцем, в котором остаточная стоимость амортизируемого имущества достигнет 20% от первоначальной стоимости этого объекта, амортизация по нему исчисляется в следующем порядке:

1. Остаточная стоимость объекта фиксируется как его базовая стоимость для дальнейших расчетов;

2. Сумма начисленной за месяц амортизации в отношении данного объекта определяется путем деления базовой стоимости на количество месяцев, оставшихся до истечения срока его полезного использования.

Рассмотрим начисление амортизации линейным способом на примере амортизации автомобиле ВАЗ 2110. Рыночная стоимость данного автомобиля составляет 230300 руб. Для получения балансовой стоимости данного объекта мы вычитаем из его рыночной стоимости НДС в размере 15,25%.

230300 – (230300 * 0,1525) = 195179, 25 (руб)

Балансовая стоимость данного объекта составляет 195179, 25 руб. Затем по Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, определяем срок его полезного использования. Наш объект относится к 4 амортизационной группе, срок его полезного использования – от 5 до 7 лет включительно. Выбранный нами срок полезного использования – 6 лет. Затем по формуле (12) находим норму амортизации в месяц:

Кмес = = 1,39%.

Для определения годовой нормы амортизации умножим норму амортизации в месяц на 12.

Кгод = 1,39 * 12 = 16,67%.

Для нахождения месячной и годовой суммы амортизационных отчислений необходимо балансовую стоимость объекта умножить на Кмес или Кгод соответственно и разделить на 100%.

Амес = = 2712,99 (руб.)

Агод = = 32536,38 (руб).

Расчет амортизационных отчислений по остальным объектам основных фондов приведен в Таблице №2.

Амортизация основных фондов, стоимостью свыше 10 тысяч рублей Таблица №2.

Наименование

Кол-во

Стоимость основных фондов, тыс.руб

Удельн.

вес, %

Срок

эксплуатации

Норма

амортизации,%

Амортизация,

тыс.руб

Цена Без НДС Сумма группа месяцев в месяц в год в месяц в год
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Здание 86%
Помещение для ресторана (собственность)

1

3000000

2542500

2542500

86, 0

4

84

1, 19

14, 29

30255,75

363323,25

Итого: 2542500 30255, 75 363323, 25
Сооружение 0%
Транспорт 6, 6%

Автомобиль

ВАЗ - 2110

1 230300 195179, 25 195179, 25 6, 6 4 72 1, 39 16, 67 2712, 99 32536, 38
Итого: 195179, 25 2712, 99 32536, 38
Оборудование, в том числе мебель 5, 3%
Машина(привод) универсальная со смен. механ.

1

20000

16950

16950

0, 6

4

72

1, 39

16, 67

235, 61

2825, 57

Шкаф холодильн.

среднетемперат.

2 30000 25425, 00 50850, 00 1, 7 4 72 1, 39 16, 67 706, 82 8476, 70

Шкаф холодильн.

Низкотемперат.

1 25000 21187, 50 21187, 50 0, 7 4 72 1, 39 16, 67 294, 51 3531, 96
Охладитель напитков 1 12000 10170, 00 10170, 00 0, 4 4 72 1, 39 16, 67 141, 36 1695, 34
Плита электрич. 3-х комфорная 2 10000 8475, 00 16950, 00 0, 6 4 72 1, 39 16, 67 235, 61 2825, 57

Шкаф жарочный

электрический

2 11000 9322, 50 18645, 00 0, 6 4 72 1, 39 16, 67 259, 17 3108, 12
Гарнитур мебельный кухон. 1 24000 20340, 00 20340, 00 0, 7 4 72 1, 39 16, 67 282, 73 3390, 68
Итого: 155092, 50 2155, 81 25853, 94
Прочее, но свыше 10 тыс. руб. 2, 1%
Кондиционер 3 12000 10170, 00 30510, 00 1, 0 4 72 1, 39 16, 67 424, 09 5086, 02
Компьютер(полная комплектация) 2 19000 16102, 50 32205, 00 1, 1 4 72 1, 39 16, 67 447, 65 5386, 57
Итого: 62715, 00 871, 74 10472, 59
100 %
ИТОГО: 2955486, 75 35996, 29 432186, 16

2. 2. 3. Оборотные средства.

Для обеспечения процесса предоставления и реализации гостиничных услуг предприятие должно располагать определенной суммой оборотных средств (активов).

Оборотные средства — это совокупность материальных и денежных ценностей, которые находятся в постоянном кругообороте предприятия, меняют свою материальную форму в течение одного цикла и в полном объеме переносят свою стоимость на оказываемые услуги.

Оборотные средства классифицируются по различным признакам:

- по видам оборотных средств;

- от обслуживания двух сфер кругооборота средств;

- с учетом особенностей планирования;

- по источникам образования;

- по степени ликвидности.

Оборотные средства используются для закупки сырья, товаров, материалов, приобретения малоценных и быстроизнашивающихся предметов, материалов для хозяйственных нужд. Они представлены также денежной наличностью в кассе, на расчетном, на валютном и других счетах в банке и ценными бумагами. Исходя из их состава, можно выделить следующие группы оборотных средств:

- денежные средства;

- дебиторскую задолженность;

- товарно-материальные ценности.

В зависимости от обслуживания двух сфер кругооборота средств различают оборотные производственные фонды и фонды обращения.

Оборотные производственные фонды включают:

- производственные запасы;

- полуфабрикаты;

- незавершенное производство;

- расходы будущих периодов;

- малоценный и быстроизнашивающийся инвентарь;

- инструменты.

Для обеспечения непрерывности процесса производства оборотным производственным фондам необходимы дополнительные фонды для обслуживания сферы обращения, которые называются фондами обращения.

К ним относятся:

- товарные запасы;

- денежные средства предприятия (в кассе, на расчетном и

счетах в банке, в аккредитивах и др.);

- краткосрочные финансовые вложения.

С учетом особенностей планирования оборотные средства подразделяются на нормируемые и ненормируемые.

К нормируемым оборотным средствам относятся:

- товарные запасы;

- денежные средства в кассе и пути;

- производственные запасы;

- полуфабрикаты;

- малоценные и быстроизнашивающиеся предметы;

- расходы будущих периодов.

Размер нормируемых оборотных средств находится в непосредственной зависимости от объема реализуемых услуг гостиницы, объема ресторанного хозяйства, скорости обращения товаров (кроме предметов материально-технического оснащения). По этим видам оборотных средств устанавливаются, нормы запасов в пределах минимально допустимых для осуществления деятельности гостиничного и ресторанного хозяйства.

К ненормируемым оборотным средствам относятся:

- денежные средства на расчетном и других счетах;

- средства в расчетах с дебиторами;

- товары отгруженные и на ответственном хранении.

Ненормируемыми эти средства называются потому, что они не планируются, не предусматриваются нормативы остатков этих средств. Кроме того, они не имеют твердо фиксированных источников покрытия. Источниками покрытия ненормируемых оборотных средств обычно являются прочие пассивы и средства временно свободных специальных фондов.

По источникам образования оборотные средства подразделяются на собственные, приравненные к ним (привлеченные) и заемные.

Собственные оборотные средства участвуют в кругообороте только того предприятия, за которым они закреплены, в то время как заемные средства могут участвовать в кругообороте многих предприятий в зависимости от их потребностей. Собственные оборотные средства выделяются для создания производственных запасов, расходов будущих периодов. Они постоянно закреплены за предприятием в уставном фонде; предприятия имеют право самостоятельно их размещать, планировать, использовать.

Уменьшение потребности в собственных оборотных средствах достигается за счет использования средств, постоянно находящихся в обороте предприятия. Они называются устойчивыми пассивами. К ним относятся: постоянно переходящая задолженность по заработной плате; задолженность по отчислениям в фонд социальной защиты и др.

Заемные оборотные средства образуются за счет кредитов, получаемых предприятием. Они выделяются на определенный срок, после чего возвращаются банку; имеют строго целевое направление, т.е. используются для оплаты тех товаров и затрат, на которые была выдана ссуда. Кредит может быть получен для расчетов с поставщиками, а также для других временных нужд.

По степени ликвидности, т.е. по возможности обращения в денежные средства, оборотные активы можно подразделить на наиболее ликвидные, быстро ликвидные и низко ликвидные (медленно реализуемые). К наиболее ликвидным можно отнести денежные средства на счетах в банковских учреждениях и кассе предприятия, краткосрочные финансовые вложения. К быстро ликвидным оборотным активам относят дебиторскую задолженность. К низко ликвидным (медленно реализуемым) — товарно-материальные ценности, в том числе производственные, товарные запасы, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы.

В общем объеме всех финансовых ресурсов гостиничного комплекса 25-35 % составляют оборотные средства.

Соотношение между отдельными видами, группами оборотных средств в общей стоимости, выраженное в процентах, образует структуру оборотных средств гостиничного хозяйства.

Величина оборотных средств, их состав и структура зависят от многих факторов.

Bce факторы можно разделить на внешние, оказывающие влияние независимо от интересов предприятия, и внутренние, на которые предприятие может и должно активно влиять.

К внешним факторам относятся:

- общеэкономическая ситуация в государстве;

- рыночная конъюнктура;

- инфляция;

- система государственного регулирования деятельности организаций.

- налоговое законодательство. Чем больше налоговая нагрузка, тем меньше прибыли остается в распоряжении предприятия, а значит, меньше сумма отчислений на пополнение собственных оборотных средств;

- условия получения кредитов и процентные ставки по ним.

К внутренним факторам, относятся:

- объем оказываемых услуг. Чем большего объема услуг стремится достигнуть предприятие, тем большая сумма оборотных средств ему необходима;

- договорные условия поставок и обеспечение их выполнения. Более частая закупка товаров меньшими партиями снижает необходимую сумму оборотных средств;

- организация коммерческой работы. Комплексное изучение рынка дает возможность вкладывать деньги в закупку тех товаров, которые быстро будут проданы. Это ведет к ускорению оборачиваемости оборотных средств и относительному их высвобождению;

- организация расчетов за товары с поставщиками и покупателями. Формы расчетов (акцепт, аккредитив, чек), территориальная отдаленность поставщиков определяют величину оборотных средств, обслуживающих расчеты;

- финансовое состояние гостиничного хозяйства;

- соблюдение финансово-расчетной дисциплины;

- платежеспособность дебиторов;

- форма собственности;

- категория гостиницы и ресторанного хозяйства;

- объем и состав товарооборота ресторанного хозяйства, его производственная программа и структура расходуемого сырья;

- условия и частота завоза сырья и товаров и др.

Анализ структуры основных фондов представлен в Таблице №3.

Анализ структуры основных фондов ресторана «Персона» за год Таблица №3.

Наименование основных фондов

Наличие на

начало года

Поступило

Выбыло

Наличие на конец года

Наличие на конец года в % к началу года
Сумма, руб.

Удельн.

вес, %

Сумма,

руб.

Удельн.

вес, %

Сумма, руб.

Удельн.

вес, %

Сумма, руб.

Удельн.

вес, %

Здание 2542500 81,8 - - - - 2542500 81,8 100
Сооружение - - - - - - - - -
Транспорт 195179,25 6,3 - - - - 195179,25 6,3 100
Оборудование, в том числе мебель стоимостью свыше 10 тыс. руб. 155092,50 5,0 - - - - 155092,50 5,0 100
Прочее, но свыше 10 тыс. руб. 62715,00 2,0 - - - - 62715 2,0 100
Оборудование, в том числе мебель стоимостью ниже 10 тыс. руб. 123311,25 4,0 - - 123311,25 4,0 - - -
Прочее, но ниже 10 тыс. руб. 29662,50 0,9 - - 29662,50 0,9 - - -
3108460,50 100 - - 152973,75 4,9 2955486,75 95,1 95,1

2. 3. Показатели эффективности использования основных фондов.

2. 3. 1. Показатели оценки состояния основных фондов.

Степень обновления и износа основных фондов характеризуют следующие коэффициенты.

Коэффициент обновления (Коб) основных фондов равен:

Коб = Софп / Софк , где (14)

Софп — стоимость вновь поступивших основных фондов;

Софк — стоимость основных фондов на конец периода.

Коэффициент обновления показывает удельный вес новых основных фондов, поступивших в течение года в общем их количестве. В сопоставлении с коэффициентом выбытия он характеризует темпы увеличения основных фондов.

Коэффициент выбытия (Кв) рассчитывается по формуле:

Кв = Софв / Софн , где (15)

Софв — стоимость выбывших основных фондов;

Софн — стоимость основных фондов на начало периода.

Коэффициент выбытия показывает, какая доля основных фондов, имевшихся к началу отчетного периода, выбыла за отчетный период из-за износа и ветхости.

Коэффициент прироста (Кп) рассчитывается по формуле:

Кп = Коб - Кв , где (16)

Коэффициент прироста основных фондов определяет рост основных фондов за данный период в результате обновления.

Коэффициент физического износа основных фондов (КиОФ) определяется по формуле:

КиОФ = Си / СОФ , где (17)

Си — сумма износа, соответственно, на начало и конец периода;

СОФ — стоимость основных фондов, соответственно, на начало и конец периода.

Коэффициент износа показывает степень изношенности основных фондов предприятия.

Коэффициент годности (Кг) рассчитывается по формуле:

КГ = 1 - КИ (18)

Коэффициент годности основных фондов показывает долю их остаточной стоимости в первоначальной.

2. 3. 2. Показатели эффективности использования основных фондов

Одним из источников экономического роста гостиничного и ресторанного хозяйства становится повышение эффективности использования основных фондов.

Экономическая эффективность использования основных фондов гостиничного и ресторанного хозяйства проявляется в увеличении объема предоставляемых услуг, прибыли, экономии затрат труда. Интенсивное использование основных фондов дает возможность увеличивать качественные показатели хозяйственной деятельности без дополнительных капитальных затрат.

Для определения экономической эффективности использования основных фондов гостиничного и ресторанного хозяйства применяется система показателей.

В ресторанном хозяйстве фондоотдача определяется отношением годового валового товарооборота, или оборота по продукции собственного производства, к среднегодовой стоимости основных фондов. Этот показатель можно применять для характеристики эффективности использования какой-либо части основных фондов, например активной.

Фондоотдача в предприятии питания рассчитывается по формулам:

ФО = Т / ОФср (18)

ФО = Опсп / ОФср , где (19)

Опсп— оборот по продукции собственного производства.

Фондоемкость — это показатель, обратный фондоотдаче. Это отношение стоимости основных фондов к товарообороту.

Фондовооруженность и фондооснащенность характеризуют величину основных фондов на одного работника предприятия питания. Они рассчитываются по формулам:

Фосн = ОФср / Ч (20)

Фв = ОФср / Чтпп , где (21)

Фв — фондовооруженность;

Чтпп — среднесписочная численность торгово-производственного персонала.

Большое значение для определения эффективности использования основных фондов ресторана имеют и такие показатели, как розничный товарооборот на одно место в предприятии питания, товарооборот на 1 м2 площади торгового зала, оборот по продукции собственного производства на 1 м2 производственной площади, оборот по продукции собственного производства на одно место.

Для оценки эффективности использования основных фондов ресторана имеют значение натуральные показатели. К ним относится количество мест в торговых залах в расчете на работника предприятия, работника производства, одного потребителя.

Чтобы не допускать снижения эффективности использования основных фондов, необходимо:

- проводить анализ показателей эффективности;

- выявлять факторы, влияющие на эффективность использования основных фондов;

- определять резервы роста эффективности основных фондов гостиничного и ресторанного хозяйства.

Например, для ресторана «Персона»:

ФО = 11912324,70 * 12 / 2955486,75= 48,37

Фе = 1 / 48,37= 0,02

Фв = 2955486,75 / 46 = 64249,71 (руб/чел)

Глава 3. План снабжения предприятия общественного питания сырьем и товарами

3. 1. Определение потребности в сырье и продуктах.

Для работы предприятий массового питания необходимо снабжать их сырьем, полуфабрикатами, покупными товарами в необходимом количестве и ассортименте для обеспечения выпуска кулинарной продукции и товарооборота.

План снабжения ресторанного хозяйства разрабатывается в форме баланса и состоит:

- из потребности в сырье, товарах;

- запасов сырья и товаров на начало и конец планового периода;

- поступления сырья и товаров.

Планирование снабжения сырьем и товарами начинается с анализа выполнения этого плана за прошлые годы и текущий период. Кроме того, исходной информацией для планирования являются данные об объеме товарных фондов, нормы расхода сырья на единицу изделия, плановая производственная программа, объем запланированной продукции и товарооборота.

Прежде всего рассчитывается потребность в сырье и покупных товарах. На планируемый период ее можно определить двумя способами.

При первом способе расчета используются данные о производственной программе и индивидуальные нормы расхода сырья на единицу продукции (на одно блюдо или на одно изделие). Нормы расхода сырья приведены в специальных сборниках рецептур.

При втором способе расчета используются среднегрупповые нормы расхода сырья.

На практике определение потребности в сырье на основе индивидуальных норм расхода на единицу изделия применяется на небольших предприятиях общественного питания. При этом способе расчета потребность в сырье определяют по каждому наименованию кулинарных изделий умножением их количества по производственной программе на индивидуальные нормы расхода сырья на единицу продукции. Поскольку одно и то же сырье (например, мясо) используется для приготовления различных блюд, то общую потребность в сырье для выполнения производственной программы рассчитывают суммированием его расхода на каждое изделие.

Для определения потребности в сырье на отдельные виды кулинарной продукции по индивидуальным нормам применяется формула:

Qn = (n * q) / 1000 , где (22)

Qn – количество сырья, необходимое для выполнения производственной программы, кг;

n – индивидуальная норма расхода сырья на единицу изделия, г;

q – количество блюд в плановом периоде, ед.

Если предприятия питания имеют широкий ассортимент продукции и значительные объемы производственной деятельности, то рекомендуется применять не индивидуальные нормы расхода на единицу изделия, а среднегрупповые.

Среднегрупповая норма представляет собой средневзвешенную величину расхода для приготовления одного блюда при структуре блюд, предусмотренной производственной программой. Средневзвешенная норма расхода сырья исчисляется на основании индивидуальных норм и структуры продукции, предусмотренной на плановый период. Среднегрупповые нормы находят двумя способами:

- при помощи абсолютных величин, определяющих количество блюд;

- при помощи относительных величин, отражающих удельный вес отдельных видов блюд в их общем количестве.

При применении абсолютных величин произведения индивидуальных норм расходов сырья на количество блюд суммируют и делят на общее количество блюд. При этом используется следующая формула:

Nср = , где (23)

Nср – средневзвешенная норма расхода сырья;

qобщ – общее количество блюд;

q1.....qn – количество блюд по каждому наименованию.

При применении относительных величин индивидуальные нормы расхода сырья умножаются на удельный вес каждого вида блюд в общем производстве. Полученные процентные числа суммируют и делят на 100. При этом используется следующая формула:

Nср = , где (24)

d1....dn – удельный вес в процентах каждого наименования блюда в общем плановом выпуске.

Рассмотрим расчет потребности в сырье по индивидуальным нормам на примере ресторана «Персона».

Как было посчитано ранее ВБпл = 999273 (ед/год). Все эти блюда распределяются в процентном соотношении следующим образом:

супы – 15% (150025 ед/год),

вторые блюда – 25% (248512 ед/год),

гарниры – 25% (251336 ед/год),

холодные закуски – 15% (150731 ед/год),

салаты – 15% (149762 ед/год),

десерты – 5% (48714 ед/год).

Годовой плановый выпуск каждого из блюд равен, ед.:

Бутерброд с семгой - 10943
Бутерброд с икрой - 14473
Бутерброд с отварным мясом - 21533

Бутерброд с сыром - 32123

Бутерброд с мясом - 28593

Салат зеленый с огурцами - 15179
Салат зеленый с огурцами и помидорами - 22239
Салат из цветной капусты - 17650
Салат «Витаминный» - 19768
Салат из свеклы с сыром и чесноком - 14120
Грибы, маринованные с луком - 23298

Салат «Мясной» - 18709

Салат «Столичный» - 18709

Рыба заливная - 21533

Язык заливной - 21533

Борщ с капустой и картофелем - 45890
Щи из свежей капусты с картофелем - 35300
Рассольник домашний - 31770

Суп – пюре из цветной капусты - 17650

Суп – пюре из шампиньонов - 19415

Рыба, тушенная в томате с овощами - 21180
Рыба жареная - 22592
Рыба в тесте - 14120
Рыба, запеченная с картофелем - 17650

Креветки, запеченные под сметанным соусом - 14120

Кальмары в сметанном соусе - 9178

Бифштекс - 29652
Бефстроганов - 22592
Мясо тушенное - 16944
Грудинка, фаршированная рисом и печенью - 15532

Печень, жаренная с луком - 12708

Свинина в кисло – сладком соусе - 11296

Курица, тушенная в соусе с овощами - 9884

Гусь фаршированный - 9884

Картофель отварной с луком и грибами - 24357
Картофельное пюре - 38477
Картофель – фри - 31417
Картофель жаренный - 42007

Жаркое по – домашнему - 10590

Рагу из овощей - 20827

Макароны с сыром - 31417
Каша гречневая с грибами и луком - 27887

Каша рисовая - 34947

Плов - 10590

Лимоны с сахаром - 12708
Клубника с взбитыми сливками - 3530
Желе из апельсинов - 9178
Мусс клюквенный - 7060
Мусс земляничный - 8119
Суфле шоколадное - 8119

Для примера рассчитаем потребность цветной капусте для выполнения годового производственного плана по салату из цветной капусты, помидоров и зелени. Согласно сборнику рецептур, для изготовления одной порции данного салата нам необходимо 42, 7г цветной капусты. Производственный план по данному виду продукции равен 17650 ед/год. Следовательно, по формуле (22) количество цветной капусты, необходимой для выполнения производственного плана по салату из цветной капусты равно:

Nср = (42,7 * 17650) / 1000 = 753,7 (кг/год).

Расчет необходимого сырья на изготовление продукции в ресторане «Персона» представлен в Таблице №4 (Приложение 1).

Аналогично считается и необходимое для выполнения производственной программы количество покупных товаров. Расчет необходимого количества покупных товаров для ресторана «Персона» представлен в Таблице №5.

Таблица №5.

Расчет необходимого количества покупных товаров на месяц

Наименование На 1 порц, г

Кол-во

порций

Всего, кг Цена, руб. Сумма, руб.
Чай зеленый 2 3715 74,30 24,48 1818,86
Чай черный 2 3720 74,40 22,47 1671,77
Кофе молотый 10 10490 1049,0 45,00 47205,00
Вино
«Ахашени» Сенакури 100 223 - 14,14 3153,22
«Оджалеши» Сенакури 100 181 - 10,57 1913,17
«Алазанская долина» Талисман 100 152 - 35,68 5423,36
«Киндзмараули» Талисман 100 104 - 41,43 4308,72
«Мукузани» Талисман 100 194 - 41,60 8070,40
«Саперави» Арагви 100 184 - 22,40 4121,60
«Мерло» Винопром 100 306 - 14,49 4433,94
«Сексарди» Цвейгелт 100 248 - 17,78 4409,44
«Мускат Южнобережный» 100 170 - 31,02 5273,40
«Херес» Массандра 100 130 - 17,49 2273,70
«Шардоне» Кр. подвалы 100 321 - 8,21 2635,41
«Шардоне» Гарлинг 100 216 - 6,94 1499,04
«Совиньон» Кр .подвалы 100 368 - 8,21 3021,28
«Совиньон» орхей 100 340 - 7,54 2563,60
«Мерло» Томай 100 224 - 8,97 2009,28
«Пино-Фран» Гарлинг 100 200 - 7,48 1496,00
«Рислинг» Инкерман 100 360 - 10,86 3909,60
«Молоко любимой женщины» 100 186 - 13,38 2488,68
«Жан-Поль Шене» 100 154 - 38,30 5898,20
«Карранк» 100 200 - 10,45 2090,00
ВСЕГО: 70992,04
Шампанское, игристые вина
«Терлей» 100 104 - 20,67 2149,68
«Абрау Дюрсо» 100 152 - 13,86 2106,72
«Сюрпризное» 100 130 - 16,28 2116,40
«Советское» Крикова 100 209 - 11,04 2307,36
ВСЕГО: 8680,16
Вермуты
«Мартини Бьянко» 100 268 - 31,98 8570,64
«Мартини Розе» 100 104 - 28,44 2957,76
«Мартини Экстра Драй» 100 186 - 33,52 6234,72
ВСЕГО: 17764,12
Водка
«Абсолют» 100 60 - 57,45 3447,00
«Вальс Бостон» 100 129 - 15,61 2013,69
«Медофф» 100 98 - 18,54 1816,92
«Мягков» 100 99 - 19,52 1932,48
«На березовых бруньках» 100 78 - 19,14 1492,92
«На липках» 100 64 - 18,34 1173,76
«Пантофф» 100 99 - 21,41 2119,59
«Парламент» 100 126 - 22,49 2833,74
«Путинка» 100 134 - 18,90 2532,60
«Русский стандарт» 100 86 - 53,60 4609,60
«Ятъ» 100 116 - 15,58 1807,28
ВСЕГО: 25779,58
Виски, джин, ром, текилла, бренди
«Баллантайс Файнест» 100 90 - 149,25 13432,50
«Джони Уокер» 100 118 - 77,02 9088,36
«Хэнки Бэннистер» 100 128 - 73,48 9405,44
«Бифитер Драй» 100 66 - 80,30 5299,80
«Баккарди Блэк» 100 84 - 83,24 6992,16
«Ольмека» 100 76 - 99,95 7596,20
«Кондор» ХО 100 99 - 123,80 12256,20
«Монмарт Наполеон» 100 100 - 89,14 8914,00
ВСЕГО: 72984,66
Коньяки
«Варцихе» Сараджишвили 100 129 - 83,25 10739,25
«Камю – Гранд» 100 113 - 195,60 22102,80
«Лэнди» VS 100 107 - 131,80 14102,60
«Рэми Мартин» 100 94 - 175,61 16507,34
«Хэннеси» VS 100 86 - 216,85 18649,10
ВСЕГО: 82101,09
Ликеры
«Ализе Блю» 50 186 - 108,80 20236,80
«Ализе Уайлд Пэшн» 50 185 - 102,40 18944,00
«Броганс» 50 183 - 82,46 15090,18
«Бэйлиз Оригинал» 50 186 - 74,15 13791,90
«Тоски Амаретто» 50 189 - 81,56 15414,84
ВСЕГО: 83477,72
Сок «Я» в ассортименте 200 2974 594,80 32,59 19384,53
Сигареты
«Esse» 1 пач. 1104 - 21,75 24012,00
«Vogue» 1 пач. 1209 - 31,18 37696,62
«Davidoff» slim 1 пач. 1050 - 33,44 35112,00
«Davidoff» 1 пач. 1150 - 29,80 34270,00
«Kent» 1 пач. 1500 - 25,73 38595,00
«Camel» 1 пач. 1136 - 19,90 22606,40
«Mallboro» 1 пач. 1608 - 21,65 34813,20
«Parlament» 1 пач. 1490 - 32,44 48335,60
«L&M» 1 пач. 1638 - 13,40 21949,20
«Winston» 1 пач. 1498 - 14,72 22050,56
ВСЕГО: 319440,58
Шоколад
«Визит» 100 2292 - 23,18 53128,56
«Вдохновенье» 100 2782 - 26,57 73917,74
«Комплимент» 100 2230 - 41,78 93169,40
«Тоблерон» 100 1618 - 26,79 43346,22
ВСЕГО: 263561,92
Мороженое пломбир 70 17844 1249,08 53,90 67325,41
Фрукты консервированные***
Ананасы 20 4060 81,20 27,99 2272,79
Персики 20 3220 64,40 44,02 2834,89
Вишня 20 3830 76,60 69,17 5298,42
Груша 20 3570 71,40 35,92 2564,69
ВСЕГО: 12970,79
Фрукты
Авокадо 150 1260 189,00 28,00 5292,00
Виноград зеленый 150 3220 483,00 71,23 34404,09
Груша 150 2827 424,05 38,00 16113,90
Мандарины 150 5830 874,50 31,65 27677,93
Персики 150 3220 483,00 75,18 36311,94
ВСЕГО: 119799,86
ИТОГО: 1212943,39

3. 2. Сущность запасов сырья и товаров. Их расчет.

3. 2. 1. Сущность запасов сырья и товаров, их виды.

Запасы сырья и товаров создаются на предприятиях питания в целях обеспечения их бесперебойной производственно – торговой деятельности.

Особенности запасов ресторанного хозяйства состоят в том, что они связаны и с процессом производства, и с процессом обращения. Процесс производства на предприятиях питания обеспечивается в основном запасами сырья, а также переходящим незавершенным производством. Эти элементы запаса обеспечивают выполнение производственной деятельности предприятия питания. Процесс реализации обусловливает наличие товарного запаса, т. е. запасов готовой продукции, изготовленной предприятием и покупных товаров. Эти элементы запаса обеспечивают процессы обращения и реализации. На практике запасы по функциональным видам (производственные и товарные) не разграничиваются, а рассматриваются как товарные.

Одна из особенностей запасов предприятий питания заключается в весьма ограниченном их размере. Это связано с тем, что сырье и продовольственные товары имеют определенные сроки хранения. Кроме того, небольшие предприятия питания не имеют в достаточном количестве складских помещений, не всегда обеспечены специальным оборудованием для хранения сырья и продуктов.

Различают текущие и сезонные запасы. Текущие запасы – это запасы сырья и товаров, объем которых обеспечивает выполнение производственной программы и плана реализации покупных товаров. Запасы сезонного хранения могут быть созданы по картофелю, овощам и другой с/х продукции для обеспечения предприятий питания на длительный период.

По времени различают товарные запасы на начало и конец периода, а также средние запасы. Средний запас сырья и товаров – величина средних за период (месяц, квартал, год) товарных запасов, выраженных в денежных единицах.

Учет запасов сырья и товаров характеризует их объем на определенные даты. Для расчета средней величины запаса следует использовать данные о запасах на начало каждого месяца.

Средний запас за месяц равен половине суммы объема начального и конечного запаса. Средний запас за квартал, полугодие, год можно рассчитать по формуле:

Зср = , где (25)

Зср – средний запас;

а1...аn – сумма товарного запаса на определенную дату;

n – количество дат.

Для измерения запасов используют абсолютные и относительные величины. Абсолютные показатели запасов могут быть стоимостными и натуральными. Относительные показатели характеризуют размер запасов по сравнению с другими показателями, например, с однодневным товарооборотом или однодневным расходом сырья.

Важным относительным показателем товарных запасов выступает запас в днях оборота, или уровень товарных запасов (Зд). Этот показатель рассчитывается по формуле:

Зд = З / Тодн или Зд = (З*Д) / Т, где (26)

Зд – запас в днях оборота;

Тодн – среднедневной товарооборот (валовой);

З – товарные запасы на определенную дату в денежных единицах;

Д – количество дней в периоде (год – 360, квартал – 90, месяц – 30);

Т – товарооборот (валовой) за период.

Для расчета запаса в днях оборота следует сумму валового товарооборота уменьшить на величину наценки на продукцию общественного питания, тогда и объем оборота и величина запасасырья и товара будут выражены в розничных ценах. В связи с этим предприятия питания могут рассчитывать запасы в днях оборота следующим образом:

Зд = З / Родн , где (27)

Родн – среднедневной расход сырья и продуктов в розничных ценах.

Запасы в днях оборота рассчитывают по товарным группам и в целом по предприятию массового питания. Экономический смысл этого показателя заключается в том, что его величина позволяет уточнить, на сколько дней при данном объеме товарооборота предприятие питания обеспечено имеющимся в наличии запасом сырья и товаров.

3. 2. 2. Нормирование и планирование товарных запасов ресторанного хозяйства.

Планирование товарных запасов предполагает использование комплекса методов, направленных на определение оптимальной, нормативной величины запасов.

Основу планирования товарных запасов текущего назначения составляет их нормирование, в процессе которого устанавливается норматив запаса в днях и в сумме по товарным группам. Норма товарных запасов выступает одновременно и нормой товарооборачиваемости.

В современных условиях предприятия общественного питания самостоятельно нормируют и планируют запасы сырья и товаров. Норматив товарного запаса необходим для осуществления экономической, финансовой и коммерческой деятельности, регулирования размера собственных оборотных средств, вложенных в запасы, определения планового размера кредита, оперативного контроля за товарными запасами, расчета затрат по хранению.

Планирование предполагает разработку потоварных и общего нормативов в сумме и днях оборота по кварталам планируемого года. Процесс планирования начинается с разработки потоварных нормативов. При их расчете рекомендуется использовать следующие методы: технико-экономических расчетов; экономико-статистический; индексный; экономико-математического моделирования.

Потоварный норматив запасов методом технико-экономических расчетов включает следующие элементы в зависимости от их назначения:

- представительный ассортиментный набор;

- запас на время приемки и подготовки товара к продаже;

- запас на среднедневную реализацию;

- запас текущего пополнения;

- страховой запас.

Потоварный норматив товарных запасов (Нтзд) в днях на планируемый квартал рассчитывается по формуле:

Нтзд = За + Зр + Зп + Зт + Зс , где (28)

За — представительный ассортиментный набор в днях;

Зр — запас на среднедневную реализацию в днях;

Зп — запас на время приемки и подготовки товаров к продаже в днях;

Зт — запас текущего пополнения в днях;

Зс — страховой запас в днях.

Потоварный норматив запасов в сумме на планируемый квартал определяется умножением нетоварного норматива товарных запасов в днях на среднедневной оборот:

Нтзпл = Нтзд * Тпл / 90 ,где (29)

Нтзпл — потоварный норматив товарных запасов на планируемый квартал в сумме;

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  915  916  917   ..