Главная      Учебники - Экономика     Лекции по экономике - часть 3

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  809  810  811   ..

 

 

Лизинг

Лизинг

1.Глава 1. Сущность управления банковскими нормативами в коммерческих банках. 10

3.1.1. Необходимость и проблемы бухгалтерской отчетности в коммерческих банках; 10

5.1.2. Виды отчетности коммерческих банков 11

6.Глава 2. Исследование основной отчетности коммерческих банков, направленных в Главное Управление Центрального Банка Российской Федерации 15

8.2.1. Методика составления баланса 15

2.2.1 2.2. Анализ баланса в форме оборотной ведомости 15

10.Методика составления расшифровок отдельных 18

11. балансовых счетов. 18

12.2.4. Методика расчета экономических нормативов 19

2.2.5 2.5. Анализ экономических нормативов 41

15.2.6. Методика расчета Фонда Обязательных Резервов 45

16.2.7. Методика составления отчета о прибылях и убытках кредитной организации (форма № 2) 51

19.2.8. Методика составления отчета об использовании 53

20.прибыли (форма №3) 53

21.2.9. Методика отчета о составе фондов кредитной 55

22.организации; 55

24.2.10. Методика составления Общей Финансовой отчетности коммерческими банками 58

2.2.10 2.11. Анализ Общей Финансовой отчетности 72

25.Глава 3. Совершенствование отчетности коммерческих банков. 75

26.3.1. Совершенствование законодательной базы об отчетности и управлении банковскими нормативами 75

27.3.2. Комплексный подход к проблеме отчетности в коммерческих банках 78

Заключение 84

Список литературы 89

Приложение №1 90

Приложение №2 93

Приложение №3 98


Введение


Основной целью данной работы является самостоятельное изучение темы «Управление банковскими нормативами». На основе изучения темы велась подготовка выпускной квалификационной работы, с изложением обоснованности выводов и предложений по совершенствованию методики и порядка формирования отчетности коммерческих банков.

Поставленные в данной работе вопросы рассматривались с точки зрения методологии, системного и сравнительного анализа, что позволило в заключении отразить некоторые предложения и рекомендации по совершенствованию отчетности коммерческого банка.

также является целью данной работы.

Исходя из поставленной цели при написании работы были поставлены и рассмотрены следующие задачи:

  • раскрытие сущности отчетности и проведение анализа форм бухгалтерской и финансовой отчетности;

  • изучение основных видов отчетности и контроля;

  • сбор материала по каждому виду норматива;

  • построение финансовой отчетности на основе международных требований.

Особенность функционирования банковской системы в рыночной экономике определяет необходимость организации контроля и надзора за деятельностью коммерческих банков. Банковская система выполняет жизненно важную роль посредника. Аккумулируя сбережения частных лиц и предприятий и предоставляя их другим физическим и юридическим лицам, т. е. Банки перераспределяют мобилизованные денежные средства для наиболее эффективного и производительного использования. Поскольку банки являются важнейшими элементами инфраструктуры современного общества, то обеспечение их устойчивого функционирования требует постоянного надзора и контроля за их работой.

Можно выделить следующие виды контроля за деятельностью коммерческих банков: государственный, ведомственный и независимый контроль.

Государственный контроль за деятельностью коммерческих банков выражается действующей системой банковского законодательства. Все банки функционируют в рамках принятых законодательными органами законов регламентирующих деятельность Центрального банка, коммерческих банков и кредитных учреждений.

Ведомственный контроль включает надзор за деятельностью коммерческих банков со стороны Центрального банка страны. Задачи, цели и границы ведомственного контроля определены соответствующими законодательными и нормативными актами.

Независимый контроль - это контроль, осуществляемый независимыми вневедомственными организациями, т. е. аудиторскими фирмами.

Правовые основы организации контроля и надзора определены законами РФ «О Центральном банке Российской Федерации» и «О банках и банковской деятельности в Российской Федерации». Закон о Центральном банке Российской Федерации предусматривает необходимость осуществления надзора за соблюдением банками установленных экономических нормативов и контроля за правильным применением ими законодательства о банковской деятельности, назначать и осуществлять проверку выполняемых банками операций, поручать проведение таких проверок аудиторским организациям. В Законе о банках и банковской деятельности в Российской Федерации указывается, что, во-первых надзор за деятельностью коммерческих банков осуществляет Банк России, во-вторых, предусматривается обязательная ежегодная аудиторская проверка.

Все существующие виды контроля за деятельностью коммерческих банков имеют определенную взаимосвязь, которая обусловлена единством целей и задач - обеспечение стабильной и безубыточной деятельности коммерческих банков и банковской системы в целом - при различии способов осуществления контроля.

Организация банковского надзора основывается на национальной законодательной базе и рекомендациях международных банковских комитетов. Система банковского надзора обычно включает:

  • типы банковских учреждений, подлежащих надзору;

  • процедуру выдачи лицензий на совершение банковских операций;

  • стандарты бухгалтерского учета, банковской и статистической отчетности;

  • порядок аннулирования лицензий на банковскую деятельность или ограничения банковских операций;

  • обязательность аудиторских проверок;

  • порядок назначения временной администрации по управлению банком;

  • объявление банков неплатежеспособными.

Организационная структура банковского надзора характеризуется значительным разнообразием. В таких странах, как Великобритания, Италия, Нидерланды надзор за деятельностью коммерческих банков осуществляют национальные центральные банки. В Канаде и Швейцарии органы надзора отделены от центральных банков. В Германии, США и Японии существует смешанная система, при которой центральные банки разделяют обязанности по надзору с государственными органами. В отечественной практике надзор за деятельностью коммерческих банков и кредитных учреждений выполняет Центральный банк Российской Федерации, который имеет три подразделения, выполняющие функции надзора: Контрольно-ревизионное управление, осуществляющее ревизии главных территориальных управлений Центрального банка, Департамент банковского надзора и Управление инспектирования коммерческих банков.

Основными сферами регулирования Банка России являются: лицензирование и регистрация банков и кредитных учреждений; установление экономических нормативов, которых должны придерживаться коммерческие банки в своей деятельности.

Введение порядка лицензирования банковской деятельности Банком России означает, что банковская деятельность признается законной лишь при наличии специальной лицензии, выдаваемой Банком России.

Другим направлением регулирования банковской деятельности Банком России является установление экономических нормативов для банков и кредитных учреждений. Их назначение состоит в регулировании объемов риска, которые берет на себя банк, и создание системы безопасности на случай возникновения убытков. В конечном счете система экономических нормативов, устанавливаемых Банком России для банков и кредитных учреждений, направлена на обеспечение устойчивого функционирования каждого отдельного банка и стабильности всей банковской системы.

К числу таких экономических нормативов относятся:

  • требования, ограничивающие банковские риски; к минимальному объему уставного капитала, достаточности собственного капитала, ликвидности баланса, максимальному риску на одного заемщика, предельной величине валютного и кредитного риска;

  • требования к размеру обязательных резервов, депонируемых в Банке России, как одному из источников покрытия убытков банков и кредитных учреждений и восстановления их платежеспособности.

С развитием финансовых операций банков возникает необходимость их отражения в банковской отчетности и предоставления отчетной информации для заинтересованных пользователей.

Заинтересованными пользователями банковской информации являются:

  • акционеры банка;

  • клиенты банка;

  • банковские работники;

  • налоговые органы;

  • Центральный Банк России.

Финансовая отчетность банка должна быть доступной и понятной пользователям. На основе предоставляемой банком отчетности пользователи составляют мнение о надежности банка и принимают решения о вариантах взаимодействия с данным конкретным банком. Банк, в сворю очередь, должен постоянно поддерживать доверие партнеров и клиентов к своей деятельности и показывать как он защищает их интересы.

Для сопоставления результатов деятельности банка с зарубежными банками и приобретения доверия на международном уровне, финансовая отчетность банка должна соответствовать принятым в международной практике нормам и стандартам.

Переход на международные стандарты предоставления банковской информации стал возможным благодаря государственной программе «О переходе Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями рыночной экономики.

Международные стандарты не разрабатываются только одной какой-то организацией - они плод работы ассоциаций профессионалов, различных комитетов и комиссий.

Международные стандарты унифицируют следующие требования бухгалтерского учета банков:

  1. содержание отчетности;

  2. критерии внесения в отчетность разных ее элементов;

  3. правила оценки элементов отчетности;

  4. объем представляемой в отчетности информации.

При переходе российскими банками на международные стандарты бухгалтерского учета и отчетности за основу принимаются стандарты, разработанные:

  • Международным комитетом стандартизации бухгалтерского учета, его стандарты являются едиными для основных промышленно развитых стран мира;

  • путем согласования законодательных актов стран - членов Европейского Экономического Сообщества и выработки Учетных директив. Непосредственно к банковской отчетности относится Директива № 86/635 от 8 декабря 1986г. «О годовой и консолидированной отчетности банков и кредитных учреждений».

Первым этапом перехода на международные стандарты бухгалтерского учета и отчетности явилась «Временная инструкция по составлению общей финансовой отчетности коммерческими банками» Общая финансовая отчетность определяется как отчетность банка, используемая для ознакомления и анализа его деятельности Центральным Банком России. Руководителями банка и другими заинтересованными пользователями.

Новые формы отчетности не являются новым планом счетов или обоснованием для расчета налога на доход. Указанная инструкция содержит требования по составлению новых форм бухгалтерской отчетности, исходя из действующего в банках России Плана счетов бухгалтерского учета. Однако, так как она основана на международных нормах бухгалтерского