Главная      Учебники - Экономика     Лекции по экономике - часть 3

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  577  578  579   ..

 

 

Управление затратами

Управление затратами

План Факт
Объем выпуска, шт. Расход на единицу, кг

Цена,

Объем выпуска, шт.

Расход на единицу,

Цена,

1125 3,1 3500 1138 2,5 3675
Плановые затраты на материалы Фактические затраты на материалы

Отклонение,

В т.ч. по объему По цене По норме
12206250 12128235 78015 0 155000 -40000
Статья затрат План Факт Отклонение
всего в т.ч. по объему по нормам по ценам
Величина отклонения Выявленные причины отклонения Центр ответствен-ности, определяющий причины отклонений Код центра ответствен-ности Центр ответствен-ности – виновник отклонений Код центра ответст-венности – винов-ника
АКТИВ
Виды имущества 1999 год 2000 год 2001год

Абсолютное отклонение,

Темп роста, %
тыс. руб. % к итогу тыс. руб. % к итогу тыс. руб. % к итогу 1999- 2000 2000- 2001 1999-2000 2000- 2001
1.Внеоборотные активы

47950

46,0

47212

40,66

47731

33,78

-738

519

98,5

101,1

2.Оборотные активы

56265

54,0

68909

59,34

93575

66,22

12644

24666

122,5

135,8

2.1.Медленно-

24907

23,9

34915

30,06

55150

39,03

10008

20325

140,2

157,9

2.2.Среднелик-

30589

29,4

30930

26,64

32959

23,32

341

2029

101,1

106,6

2.3.Высоколик-

769

0,70

3064

2,64

5466

3,87

2295

2402

298,4

178,4

Итого

104215

116121

141306

11906

25185

Виды источников финансирования ПАССИВ
3.Собственный капитал

69033

66,24

75433

64,96

80136

60,25

6400

9703

109,3

112,9

4.Заёмный капитал

35182

33,76

40688

35,04

56170

39,75

5506

15482

115,7

138,1

4.1.Долгосрочные

565

0,54

-

-

-

-

-565

-

-

-

4.2.Краткосрочные

8721

8,37

15500

13,35

20022

14,17

6779

4522

177,7

129,2

4.3.Кредиторская

25826

24,85

25188

21,69

36148

25,58

-708

10960

97,3

143,5

Итого

104215

116121

141306

11906

25185

У = 29,13 тыс.руб. + 834,05 * Х

Далее необходимо рассчитать ключевые показатели операционного анализа деятельности предприятия за 2000 год. Для этого воспользуемся общим уравнением регрессии цехов и общепроизводственных расходов:

У = 1383,43 тыс.руб. + (Х*1158,05 тыс.руб.),

где

1383,43 тыс. руб. – это постоянные расходы,

а (Х*1158,05 + Материальные затраты) – это переменные расходы,

Х – объем производства.

Расчетные данные представлены в табл. 8 (прил. В). Рассчитаем силу воздействия операционного рычага, порог рентабельности и запас финансовой прочности за 2001 год для предприятия ОАО «Электроагрегат». Данные для расчета кратко представим в таблице:

Месяц

Объем производства

Материальные расходы

Ценовые расходы

Общепроиз-водственные расходы (т.р)

Себес-тоимость

Январь 1356,3 8780,2 2218 1259,4 12157,6
Февраль 1192,2 7879,4 1976,5 2138,2 11994,1
Март 1418,5 8155,1 3247,8 940,6 12343,5
Апрель 1867,3 13219,1 279,9 1207,5 14706,6
Май 1589,6 9093,8 2327,1 1400 12820,9
Июнь 1149,38 6592,5 2452,7 688,4 9733,7
Июль 1460,8 8157,6 2290,5 1186,4 11634,2
Август 1552,65 8481,9 1510,7 1823,7 11876,4
Сентябрь 726,85 5066,9 1191,7 1623 7880,6
Октябрь 2250,36 19710,5 1747,9 2344,9 23803,4
Ноябрь 2158 24730,4 1956,6 2111 28898
Декабрь 2195 33508,5 2639,3 3139,1 39286,9
Итого 16582 153375,9 23798,7 19960,9 197135,9
Показатель В тыс. руб. В процентах и в относительном выражении (К ВРП)
1. Выручка от реализации 237252 100% или 1
2. Переменные затраты 175303 73,9% или 0,739
3. Валовая маржа 61949 26,1% или 0,261
4. Постоянные затраты 16601 6,99% или 0,0699
5. Прибыль 45348 19,1% или 0,191

Порог рентабельности = Постоянные затраты / Валовая маржа (в относительном выражении. к ВРП) = 16601 тыс. руб. / 0,261 = 63605 тыс. руб.

Запас финансовой прочности = 237252 – 63605 = 173647 тыс. руб.

Запас финансовой прочности в % =

Сила воздействия операционного рычага =

Таким образом, для предприятия ОАО «Электроагрегат» можно сделать следующие выводы:

1) порог рентабельности, равный 63605 тыс. руб., показывает, что при этом количестве выручки предприятия не имеет ни убытков, ни прибыли;

2) запас финансовой прочности составил 73,19%, т.е. выручка от реализации продукции может снизиться на 73,19%, но убытков пока это не принесет,

3) сила воздействия операционного рычага составила 1,36, а это означает, что если выручка увеличится, например, на 10%, то это должно принести рост прибыли на 10% * 1,36 = 13,6%

3.3. Анализ чувствительности прибыли предприятия к изменению элементов операционного рычага

Для предприятия ОАО «Электроагрегат» необходимо провести анализ чувствительности прибыли предприятия к 10-процентным изменениям основных элементов операционного рычага и определим:

1. Цена реализации изменится на 10%, как изменится прибыль? На сколько единиц продукции можно сократить объем реализации без потери прибыли?

2. Оценим влияние 10% изменения переменных расходов на прибыль.

3. Оценим влияние 10% изменения постоянных расходов на прибыль.

4. Оценим влияние 10% увеличения объема реализации.

Выбор именно 10-процентного изменения элементов операционного анализа обусловлен среднеотраслевым показателем темпов роста выручки.

Воспользуемся нижеприведенными формулами вычисления объема реализации (К0 ), обеспечивающего постоянный результат при изменении одного из элементов операционного рычага:

- если изменится цена реализации:

К0 = (Исходная сумма валовой маржи / Новый коэффициент валовой маржи): Новая цена реализации

- если изменяются постоянные издержки:

К0 = (Исходная сумма валовой маржи / исходный коэффициент валовой маржи): Цена реализации

- если изменяются переменные издержки:

К0 = (Исходная валовая маржа / Новый коэффициент валовой маржи).

Для выполнения анализа необходимо, прежде всего, определить по исходящим данным роль различных элементов операционного рычага в формировании финансовых результатов предприятия ОАО «Электроагрегат» за 2001 год для исходного положения:

Показатели Значения
Цена реализации 12,53047 тыс. руб. / шт.
Выручка от реализации 237252 тыс. руб. (100%)
Переменные издержки 175303 тыс. руб. (73,9%)
Валовая маржа 61949 тыс. руб. (26,1%)
Постоянные издержки 16601 тыс. руб. (6,99%)
Прибыль 45348 тыс. руб. (19,1%)
Средние переменные издержки 9,2586 тыс. руб. / шт.

1. Предположим, что цена реализации возрастает на 10%, тогда:

Новая цена реализации – 13,783515 т.р. / шт.

Переменные издержки – 175303 тыс. руб. (67,17%)

Валовая маржа – 85674 тыс. руб. (32,83%)

Постоянные расходы – 16601 тыс. руб. (6,36%)

Прибыль – 69073 тыс. руб. (26,47)

Определим, при каком объеме реализации можно получить прежний результат прибыли (45348 тыс. руб.):

Показатели

Объем – 18934 шт;

Цена – 13,783517 т.р./шт.

Объем, обеспечивающий неизменный результат 13689,99шт.; цена=12,53
тыс. руб. % тыс. руб. %
Выручка от реализации продукции 260977 100 188699 100
Переменные издержки 175303 67,17 126750 67,17
Валовая маржа 85674 32,83 61949 32,83
Постоянные издержки 16601 6,36 16601 8,79
Прибыль 69073 26,47 45448 24,03

Переменные издержки (при V = 13689,99) = Ср. переменные издержки * V реализации = 9,2586 т.р. / шт. * 13689,99 шт. = 126750 т.р.

Таким образом, повышение цены на 10% компенсирует сокращение объема реализации (18934 шт. – 13689,99 шт. = 5244,01 шт. или на 27,69%) и увеличивает прибыль на 52,32%; если цена снизится на 10%, то предприятие должно увеличить объем реализации на 55,38%.

2. Проанализируем влияние изменения переменных издержек на прибыль предприятия. Предположим, что благодаря повышению производительности труда и более выгодным закупкам сырья и материалов предприятию ОАО «Электроагрегат» удалось снизить переменные издержки на 10%. Определим величину сокращения объема реализации, которую компенсирует данное снижение переменных затрат (без потери прибыли).

Выручка от реализации – 237252 тыс. руб. (100%)

Новые переменные расходы – 157772,7 тыс. руб. (66,5%)

Валовая маржа – 79479,3 тыс. руб. (33,49%)

Постоянные расходы – 16601 тыс. руб. (6,99%)

Прибыль – 62 878 тыс. руб. (26,5%)

Новый объем реализации:

Показатели Объем – 18934 шт Объем, обеспечивающий неизменный результат 14762,2 шт.
тыс. руб. % тыс. руб. %
Выручка от реализации продукции 237252 100 184958 100
Переменные издержки 157772,7 66,5 123009 66,5
Валовая маржа 79479,3 33,49 61949 33,49
Постоянные издержки 16601 6,99 16601 8,87
Прибыль 62878,3 26,5 45348 24,51

Следовательно, снижение переменных издержек на 10% компенсирует сокращение объема реализации на 4171,8 шт. (18934 – 14762,2) или на 22,033% и увеличивает прибыль на 38,6572%. Анализ показывает, что при повышении переменных издержек на 10% предприятие ОАО «Электроагрегат» должно добиться увеличения объема реализации на 32% (чтобы компенсировать потерянную часть дохода), или оно потеряет 38,65% своей прибыли.

3. Рассмотрим изменение постоянных издержек. Предположим, рассматриваемому предприятию, благодаря новой организации своей деятельности удалось снизить постоянные издержки на 10%. Тогда при первоначальном объеме реализации прибыль должна возрасти на 4534,8 т.р. или на 10%. Определим снижение объема реализации, на которое теперь может пойти предприятие для достижения первоначальной прибыли 45348 т.р. После снижения постоянных издержек требуется валовая маржа на уровне 60288,9 т.р. Тогда новый объем реализации составит:

Аналогично, рост постоянных издержек предприятия может компенсировать путем уменьшения объема реализации на 2,64%, так как в противном случае прибыль снизится на 10%.

4. Влияние изменения объема реализации на прибыль проанализируем с помощью эффекта операционного рычага. Сила воздействия рычага равна (61949 т.р.: 45348) = 1,36. Предположим, предприятие ОАО «Электроагрегат» увеличило объем реализации на 10%. Тогда выручка возрастет на 10% также, а прибыль с учетом действия операционного рычага должна увеличиться на (10% * 1,36) = 13,6

Проверка:

Выручка от реализации 2600977,2
Переменные издержки 192832,56
Валовая маржа 68144,64
Постоянные издержки 16601
Прибыль 51543,64

Прибыль действительно выросла на 13,6% или на 6195,64 тыс. руб.

Таким образом, для предприятия ОАО «Электроагрегат» можно сделать следующие выводы: на основе проведенного анализа можно распределить элементы рентабельности по степени их влияния на прибыль предприятия:

- повышение цены на 10% увеличивает прибыль на 52,32%, а соответствующее снижение цены ухудшает результат на 52,32%;

- изменение прибыли предприятия при изменении переменных издержек составляет 38,65%;

- увеличение объема реализации продукции на 10% приводит к росту прибыли предприятия на 13,66%;

- из числа рассмотренных факторов наименьшее влияние на результат оказывает изменение уровня постоянных издержек. 10% изменение этих расходов приводит к пропорциональному изменению результата (на те же 10%).

С помощью операционного анализа выявлена и взаимосвязь факторов цены и переменных издержек с изменениями объема реализации:

- при снижении цены на 10% предприятие ОАО «Электроагрегат» должно увеличить объем реализации на 55,38%, чтобы компенсировать потерю дохода, а при увеличении цены на 10% можно сократить объем реализации на 27,69% без негативных последствий для финансовых результатов предприятия;

- для компенсации роста переменных издержек на 10% предприятие должно добиться увеличения объема реализации на 32%, при снижении уровня переменных издержек можно сократить объем реализации на 22,033%.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Под затратами предприятия понимается сумма средств, израсходованных в целях обеспечения реализации продукции и получения доходов.

Для эффективного управления затратами на предприятии/и ОАО «Электроагрегат» в ходе проведенного исследования удалось сделать следующие выводы и предложения.

1. При анализе структуры себестоимости продукции по элементам затрат в 2001 году было выявлено, что наибольший удельный вес в себестоимости занимают такие статьи, как «сырье и материалы» и «Прочие затраты». Для снижения затрат по первой статье руководству предприятия можно порекомендовать закупать сырье и материалы у иных поставщиков, то есть необходимо найти поставщиков, которые будут поставлять сырье и материалы по более низким ценам. А для снижения статьи «Прочие затраты» необходимо увеличить выпуск продукции.

2. При применении инструментов операционного анализа (порог рентабельности, запас финансовой прочности и сила воздействия операционного рычага) в управлении затратами предприятия было установлено, что в первую очередь необходимо разграничить затраты предприятия на постоянную и переменную часть. Для этого был использован метод наименьших квадратов, так как он является самым точным.

3. Далее были рассчитаны основные показатели операционного анализа деятельности предприятия.

4. Затем с помощью операционного анализа удалось выявить чувствительность прибыли предприятия к 10-процентным изменениям основных элементов операционного рычага и выяснить, что:

- повышение цены на 10% увеличивает прибыль на 52,32%, а соответствующее снижение цены ухудшает результат на 52,32%;

- изменение прибыли предприятия при изменении переменных издержек на 10% составляет 38,65%;

- изменение уровня постоянных издержек на 10% приводит к пропорциональному изменению результата (на те же 10%);

- увеличение объема реализации продукции на 10% приводит к росту прибыли предприятия на 13,66%.

5. С помощью операционного анализа выявлена и взаимосвязь факторов цены и переменных издержек с изменениями объема реализации:

- при снижении цены на 10% предприятие должно увеличить объем реализации на 55,38%, чтобы компенсировать потерю дохода, а при увеличении цены на 10% можно сократить объем реализации на 27,69: без негативных последствий для финансовых результатов предприятия;

- для компенсации роста переменных издержек ни 10% предприятие должно добиться увеличения объема реализации на 32%; при снижении уровня переменных издержек можно сократить объем реализации на 22,033%.

6. Для повышения эффективности деятельности рассматриваемого предприятия необходимо провести оптимизацию ассортимента выпускаемой продукции, так как на предприятии наблюдается снижение объемов реализованной продукции.

Для эффективного управления затратами руководства предприятия можно порекомендовать ввести на предприятии систему учета затрат по методу «Директ-костинг», так как это позволит точнее разграничить затраты на постоянные и переменные и даст возможность более точно устанавливать при изменении цены, переменных и постоянных издержек.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ананькина Е.А., Данилочкина Н.Г.

Управление затратами. – М.: изд-во ПРИОР, 1998 –64с.

2. Быкова Е.В.

Операционный финансовый менеджмент // Финансы. – 1997. - №12.- с.10-13.

3. Зайцев Н.Л.

Экономика промышленного предприятия. – М.: Инфра-М. – 1998. – 335с.

4. Карпова Т.П.

Управленческий учет: Учебник для ВУЗов. – М.: ЮНИТИ, 2000. –350с.

5. Керимов В.Э,, Комарова Н.Н.

Организация управленческого учета по системе «Директ-Костинг» // Аудит и финансовый анализ, - 2001. - №2. – с.90-91.

6. Козлова Е.П.

Калькулирование себестоимости способом суммирования затрат // Главбух. – 1998. – с.11-24.

7. Кондратова И.Г.

Основы управленческого учета – М.: Финансы и статистика, 1998. – 144с.

8. Крейнина М.Н.

Финансовый менеджмент / Уч. Пособ. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 1998. – 304с.

9. Ларионов А.Д.

Бухгалтерский учет: Учебник. – М.: «ПРОСПЕКТ», 1998. – 392 с.

10. Мюллендорф Р., Карренбауэр М.

Производственный учет. Снижение и контроль издержек. Обеспечение их рациональной структуры / пер. с нем. – М.: ФБК Пресс, 1996. – 260с.

11. Новиков В.Г.

Анализ соотношения «затраты – объем - прибыль» // Менеджмент в России и за рубежом. – 2000. - №4. – с.120-137.

12. Оганян К.И., Починок А.П.

Формирование себестоимости в 1999 году. – М.: Главбух, 1999. –144с.

13. Практикум по финансовому менеджменту учебно-деловые ситуации, задачи и решения. / Под ред. Академика АМИР Е.С. Стояновой. М.: Перспектива 1997г.

14. Раицкий К.А.

Экономика предприятия: Учебник для вузов. – 2-е изд. – М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2000. – 696с.

15. Савицкая Г.В.

Анализ хозяйственной деятельности предприятия: 3-Е изд. – Мн.: ИП «Экоперспектива», «Новое знание», 1999 – 498с.

16. Уткин Э.А.

Финансовый менеджмент. Учебник для вузов. – М.: Издательство «Зерцало», 1998. – 272с.

17. Финансовый менеджмент – руководство по технике эффективного менеджмента. – М.: «Трансполитиздат», 1993. –292с.

18. Финансовый менеджмент: теория и практика. Учебник / Под ред. Е.С. Стояновой. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Изд-во «Перспектива», 1997. – 574с.

19. Чернов В.А.

Управленческий учет и анализ коммерческой деятельности / Под ред. М.И. Баканова. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 320с.

20. Шевченко Н.С., Черных А.Ю., Тиньков С.А., Кузьбожев Э.Н.

Управление затратами, оборотными средствами и производственными запасами: Учебно-методическое пособие / Под ред. д-ра экономических наук, проф. Э.Н. Кузьбожева: Курск. гос. техн. ун-т, Курск, 2000. – 154с.


ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение А

Таблица 6

Определение коэффициентов и результаты расчетов (для цеховых расходов)

Месяц Объем произ-ва Х, (шт.)

(шт.)

Цехов. расходы У, (руб.)

(руб.)

( )2

( )*

( )

2000г.
Январь 1659,36 149 2014462 170723 22201 25384825
Февраль 1689.03 178 1917346 73606 31684 13128471
Март 1740,07 229 1881016 37276 52441 8551318
Апрель 1640,2 130 1759645 -84093 16900 -10892676
Май 1549,14 -38 1688407 410667 1444 15798376
Июнь 1478 -33 1688655 -155084 1089 5066601
Июль 1729,4 219 1916406 72666 47961 15894354
Август 1528,7 18 1632755 -210983 324 -3804038
Сентябрь 1353,8 -157 1755666 -88073 24649 13816024
Октябрь 1830 319 1957939 114199 101761 36467335
Ноябрь 1620,9 110 1691742 -151997 12100 -16754645
Декабрь 1702,5 192 2472771 629031 36864 120667168
2001г.
Январь 1271,7 -239 2118000 274260 57121 -65539962
Февраль 1192,2 -219 1976500 132760 47961 -29012088
Март 1418,5 -92 3247800 140406 8464 -129257782
Апрель 1867,3 357 2799700 -1563839 127449 -559057086
Май 1589,6 79 2327100 483360 6241 38161288
Июнь 1149,38 -361 2452700 608960 130321 -220011234
Июль 1460,8 -50 2290500 446760 2500 -22284399

Месяц Объем произ-ва Х, (шт.)

(шт.)

Цехов. расходы У, (руб.)

(руб.)

( )2

( )*

( )

Август 1552.65 43 1570697 -273042 1849 -11795445
Сентябрь 726,85 -784 1191731 -652008 614656 511070193
Октябрь 2250,36 740 1747909 -95830 547600 -70884855
Ноябрь 2158 647 1956592 112852 418609 73052621
Декабрь 2195 684 2639258 795518 467856 544397072
Итого 54384 66374632 4193193 1358605909
Среднее 1511 1843740

Приложение Б

Таблица 7

Определение коэффициентов и результаты расчетов (для общефабричных расходов)

Месяц Объем произ-ва Х, (шт.)

(шт.)

Общез. расходыУ, (руб.)

(руб.)

( )2

( )*

( )

2000г.
Январь 1659,36 149 1076895 -234321 22201 34841284
Февраль 1689,03 178 1062931 -248285 31684 44284225
Март 1740,07 229 1426044 114827 52441 26341398
Апрель 1640,2 130 990129 -321088 16900 -41590549
Май 1549,14 -38 886527 -424689 1444 -16337823
Июнь 1478 -33 893597 -417619 1089 13643629
Июль 1729,4 219 1077978 -233238 47961 -51016318
Август 1528,7 18 1290422 -20794 324 -374933
Сентябрь 1353,8 -157 1204277 -106940 24649 16775699
Октябрь 1830 319 1299846 -11371 101761 3631133
Ноябрь 1620,9 110 1307872 -3344 12100 -368710
Декабрь 1702,5 192 2635777 1324559 36864 254090317
2001г.
Январь 1271,7 -239 1259422 -51795 57121 12377535
Февраль 1192,2 -219 2138193 826975 47961 -180719038
Март 1418,5 -92 940595 -370622 8464 34119484
Апрель 1867,3 357 1207521 -103696 127449 -37070344
Май 1589,6 79 644035 -667181 6241 -52673992
Июнь 1149,38 -361 688434 -622782 130321 225005078
Июль 1460,8 -50 1186128 -125088 2500 6239422
Месяц Объем произ-ва Х, (шт.)

(шт.)

Цехов. расходы У, (руб.)

(руб.)

( )2

( )*

( )

Август 1552.65 43 1823733 512515 1849 22140687
Сентябрь 726,85 -784 1622023 310806 614656 243622511
Октябрь 2250,36 740 2344998 1033780 547600 764677215
Ноябрь 2158 647 2211016 899798 418609 582466737
Декабрь 2195 684 3139117 1827900 467856 125088692
Итого 54384 46407824 4193193 3497347553
Среднее 1511 1289106

Приложение В

Таблица 8

Ключевые показатели операционного анализа деятельности предприятия за 2001 год

Месяц

Выручка от реал. прод-ии

(т.р.)

Объем произ-ва

(шт.)

Матери-альные

затраты

(т.р.)

Перемен. расходы

(т.р.)

Постоян-ные

расходы

(т.р.)

Валовая маржа

(т.р.)

При-быль

(т.р.)

Я 13192 1272 8780 10253 1383 2939 1555
Ф 12126 1292 7879 9376 1383 2750 1366
М 12636 1418 8155 9798 1383 2838 1454
А 17325 1868 13219 15383 1383 1942 558
М 14471 1589 9094 10935 1383 3536 2152
И 11617 1149 6592 7924 1383 3693 2309
И 13331 1461 8157 9849 1383 3482 2098
А 14303 1554 8482 10281 1383 4022 2638
С 10596 727 5067 5909 1383 4687 3303
О 33878 2250 19710 22317 1383 11561 10177
Н 34663 2158 24730 27229 1383 7434 6050
Д 49114 2195 33508 36050 1383 13063 11680
Итого 237252 18934 153376 175303 16601 61949 45348