Объем грузовых перевозок, выполняемых дорогой, измеряется тарифными тонна-километрами, в основе определения которых лежит кратчайшее расстояние перевозок. От величины тарифных тонна-километров зависят доходы от грузовых перевозок.
Наряду с тарифными тонна-километрами железнодорожная статистика определяет эксплуатационные тонна-километры нетто. В их состав входят тонна-километры нетто, выполненные в грузовом, пассажирском движении и в одиночном следовании. С эксплуатационными тонна-километрами связаны эксплуатационные расходы железных дорог. В связи с этим экономические интересы дороги требуют снижения процента разрыва между тарифными и эксплуатационными тонна-километрами. Он рассчитывается по формуле (1), (табл. 1):
k = (å(pl)n/åpg
l)100
(1)
kÁ
= (20410564 / 20178511.12)100 = 101.15
kТ
= (20421860.1 / 20640374)100 = 101.13
kа
= (107.07 - 101.15) = 0.08
kп
= (101.07 / 101.15)100 = 99.92
Таблица 1.
Анализ изменения грузооборота дороги.
Показатель
Период
Изменение
Базисный
Текущий
Абсолютное
Процент
Грузооборот нетто, млрд. т.к.
Тарифныйå pg
l
Эксплуатационный грузового и пассажирского движенияå(pl)n
Процент разрыва грузооборота нетто эксплуатационного и тарифногоk
20402770
20176040.5
20408065
101.15
20630129
20419502.3
20637991
101.07
227359
243461.8
229926
-0.08
101.11
101.2
101.12
99.92
Основным фактором определяющим объем работы перевозочных средств, является тарифный грузооборот, вместе с тем объем зависит и от уровня показателей использования подвижного состава. При прочих равных условиях изменение грузооборота вызывает пропорциональное изменение показателей работы подвижного состава. Непосредственно с тарифным связан эксплутационный грузооборот.
å(pl)n = åpg
l / R , где
R =å(pl)n /åpg
l
Различие между тарифным и эксплутационным грузооборотом образуется главным образом за счет внутри дорожных кружностей. Уменьшение грузооборота нетто на условной дороге по сравнению с планом на 4.11% было вызвано снижением тарифного грузооборота на 4.04% и снижением внутридорожных кружностей, что привело к уменьшению процента разрыва (R) на 0.01%.
2.Наличие и работа локомотивного парка.
2. 1. Наличие и структура парка локомотивов.
Расчетно-экономической работе предшествует теоретическое изучение существующей системы учета и группировки инвентарного и фактического наличия локомотивов на дороге.
Учет наличного парка осуществляется с распределением его по группам в зависимости от использования в перевозочном процессе и технического состояния. В наличном парке выделяют парк локомотивов в распоряжении дороги и вне распоряжения дороги.
В распоряжении дороги
числятся локомотивы, которые находятся в эксплуатируемом и неэксплуатируемом парках. Эксплуатируемый парк локомотивов группируется по видам выполняемых работ: поездная работа (в грузовом, пассажирским и хозяйственном движении), маневровая, прочая.
В неэксплуатируемом парке учитываются неисправные локомотивы, ожидающие исключения из инвентаря, и исправные, которые по различным причинам не могут быть использованы для перевозок (резерв дороги, занятые как стационарные установки, находящиеся в процессе перемещения, приемке после ремонта).
Вне распоряжения дороги
учитываются локомотивы, отправленные в запас МПС и находящиеся в аренде у предприятий МПС, и других министерств и ведомств по договору. По исходным данным (прил. 1) определить эксплуатируемый и неэксплуатируемый парки в распоряжении дороги, вне распоряжении дороги и в целом наличный парк (табл.2.)
Таблица 2.
Распределение наличного парка локомотивов в среднем в сутки.
Группа
Период
Темп
парка
локомотивов
Базисный
Текущий
изменения,
%
Всего
В проц.
к итогу
Всего
В проц.
к итогу
Эксплуатируемый парк
В том числе :
поездные, из них
грузовое движение с передаточными и вывозными локомотивами
маневровая работа
прочая работа
Неэксплуатируемый парк
В том числе:
неисправные
ожидающие исключения из инвентаря
исправные
В распоряжении дороги
Вне распоряжении дороги
Наличный парк
1246.03
940.05
290.14
15.84
236.11
64.94
16.73
154.44
1310.97
15.34
1326.31
93.94
70.87
21.87
1.19
17.80
4.89
1.26
11.64
98.85
1.15
100.0
1253.47
930.66
302.52
20.29
310.58
86.90
14.17
209.51
1564.05
12.48
1576.53
79.5
59.03
19.18
1.28
19.70
5.51
0.89
13.28
99.2
0.79
100.0
100.59
99.00
104.26
128.09
110.67
133.8
84.69
135.65
119.3
81.35
118.86
По данным табл.2 можно сделать вывод о том, что число локомотивов, находящихся в распоряжении дороги увеличилось по сравнению с базисным периодом на 25.19 или на 1.6%. Это связано с увеличением числа локомотивов не эксплутационного парка на 26.6% и уменьшением эксплуатируемого парка на 3.6%.
На условной дороге наличный парк локомотивов по сравнению с планом увеличился на 1.6%, что обусловлено ростом числа локомотивов находящихся вне распоряжении дороги на 6.1% и локомотивов в распоряжении дороги на 1.6%, так как наличный парк - это сумма « в распоряжении дороги » + « вне распоряжении дороги ».
Поездные локомотивы эксплуатируемого парка
в учет распределяются по элементам производственного цикла: работа на участке, простой на станциях смены локомотивных бригад, простой на станциях приписки и станциях оборота (в курсовой работе эта группировка выполняется только для локомотивов грузового движения).
К локомотивам, занятым работе на участке åmulok
, относятся локомотивы , находящиеся в движении на перегонах åmdvlok
, простаивающие на промежуточных станциях участка åmstlok
во главе поезда, в двойной тяге, одиночном следовании и работающие по системе многих единиц, в подталкивании.
åmulok
= åmdvlok
+ åmstlok
(2)
åmulokб=299.29 + 40.66 = 339.95
åmulokT
= 303.58 + 40.47 = 344.05
В простое на станциях приписки åmpr
и станциях оборота åmob
учитываются локомотивы, которые простаивают или выполняют маневровую работу как на станционных, так и на деповских путях.
По исходным данным (прил. 2) распределим локомотивы грузового движения по элементам производственного цикла (табл. 3). По каждой группе вычислим относительные величины структуры, динамики.
Таблица 3
Группировка локомотивов грузового движения по элементам производственного цикла, в среднем за сутки
Элемент
Символ
Период
Темп изме
производстве
Базисный
Текущий
нения, %
нного цикла
Всего
В проц. к итогу
Всего
В проц. к итогу
Работа на участке
В том числе:
в движении
на промежуточных станциях
Простой на станциях оборота
Простой на станциях приписки
Простой на станциях смены бригад
Эксплуатируемый парк грузового движения, всего
åmulok
åmdvlok
åmstlok
åmob
åmpr
åmst
Mrb
339.95
299.29
40.66
195.39
87
73.46
695.2
48.81
43.05
5.84
28.10
12.51
10.56
100.0
344.05
303.58
40.47
190.91
61.97
79.53
676.46
50.86
44.87
5.98
28.22
9.16
11.75
100.0
101.20
101.43
99.53
97.70
71.22
108.26
97.30
Основой анализа затрат времени эксплуатируемого парка локомотивов и его составных частей служат показатели, представленные в табл.3. Уменьшение затрат времени локомотивов на промежуточных станциях на 4.05% против установленных планом происходило медленнее, чем парка на перегонах (на 4.97), что привело к падению доли непроизводительных затрат локомотивов на участках и как следствие, к повышению доли. Общая затрата времени локомотивов эксплутационного парка Мrb - численность парка выраженная числом локомотивов в среднем за сутки - представляет собой сумму времени локомотивов на участках и в других элементах производственного цикла : на станциях оборота åmpbприписки åmpr, смены локомотивных бригад åmsm . Эксплуатируемый парк уменьшится по сравнению с базисным периодом на 5.16%, в результате изменится åmob на 2.90%, åmpr на 15.43%, åmsmна 3.77% . Работа на участке в отчетном периоде уменьшилась на 4.40% по сравнению с планом.
2. 2. Объем работы локомотивов грузовом движении.
Работа, выполненная локомотивами грузового движения, измеряется тонна-километрами, локомотиво-километрами, локомотиво-часами (сутками). Грузооборот брутто å(pl)b
включает тонна-километры нетто эксплуатационные и тонна-километры тары å(pl)t
:
å(pl)b =å(pl)n +å(pl)t
(3)
å(pl)b б= 20410564 + 14389766 = 34800330
å(pl)b T = 20640374 + 14566385 = 35206759
Общий пробег локомотивов åMS
состоит из линейного åml
s
и условного åmu
s :
åMS = åml
s + åmu
s
(4)
åMSб = 13061794 + 1488131 = 14549925
åMST = 13136288 + 1479342 = 14615630
Линейный пробег åml
s отражает полное расстояние, пройденное за отчетный период локомотивами при выполнении поездной работы:
åml
s = åms + åmu spm
s + åms
s
(5)
åml
sб = 11589617 + 1068468 = 13061794
åml
s T= 11840261 + 1114600 = 13136288
где åms - пробег во главе поезда; åmu spm
s - линейный вспомогательный пробег; åms
s - пробег вторых локомотивов, работающих по системе многих единиц.
åmu spms = åmdu
s + åmod
s + åmt
s
(6)
åmu spmsб = 181199 + 807950 + 79319 = 1068468
åmu spms T
= 234305 + 791950 + 88345 = 1114600
где åmdu
s
, åmod
s
, åmt
s
- пробег локомотивов в двойной тяге, одиночном следовании и в подталкивании.
Условный пробег åmu
s
- это локомотиво - часы маневровой и прочей работы или простоя в ожидании работы, пересчитанные в локомотиво-километры пробега по условным коэффициентам. Условный и линейный вспомогательный пробеги характеризуют общий объем вспомогательного пробега.
Затраты времени локомотивов измеряются в локомотиво -часах и являются основной для распределения парка по элементам производственного цикла (см. табл. 3).
По исходным данным (прил. 3) рассчитаем показатели объема работы локомотивов, их абсолютное и относительное изменение за текущий период по сравнению с базисным. Расчеты обобщим в табл. 4, дадим краткий анализ динамики показателей работы локомотивов в грузовом движении в сравнении с динамикой объема перевозок грузов. При этом следует отметим, что чем меньше затрат тонна-километров брутто, локомотиво-километров, локомотиво-часов приходится на единицу тарифного грузооборота, тем ниже уровень себестоимости перевозок грузов, что свидетельствует о повышении эффективности перевозочного процесса.
Таблица 4
Показатели объема работы локомотивов .
Показатель
Символ
Период
Темп изменения
Базисный
Текущий
%
Грузооборот грузового движения без выполнения одиночно следующими локомотивами. тыс. т км
брутто
нетто
тары
То же, включая выполненные одиночно следующими локомотивами. Тыс. т км
брутто грузового движения
нетто грузового и пассажирского движения
Пробег локомотивов, лок. км
во главе поезда
в двойной тяге
в одиночном следовании
в подталкивании
по системе многих единиц
Линейный вспомогательный пробег, лок. км
Линейный пробег лок. км
Условный пробег, лок. км
Общий пробег, лок. км
Вспомогательный общий пробег, лок. км
å(pl)¢b
å(pl)¢n
å(pl)¢t
å(pl)b
å(pl)n
åms
åmdu
s
åmod
s
åmt
s
åms
s
åmvspm
s
åml
s
åmu
s
åMS
åm0vspm
s
34770154
20402770
14367384
34800330
20410564
11589617
181199
807950
79319
403709
1068468
13061794
1488131
14549925
2556599
35171246
20630129
14541117
35206759
20640374
11840261
234305
791950
88345
181427
1114600
13136288
1479342
14615630
2593942
101.15
101.11
101.20
101.16
101.12
102.6
129.3
98.0
111.3
44.9
104.3
100.5
99.40
100.45
101.46
Исходными показателем при анализе пробега локомотивов является грузооборот брутто. Величина поездного пробега определяется уровнем грузооборота брутто и массы брутто поезда :
åms = å(pl)b /Qb
(7).
Массу брутто смотрим в табл.5 . Из табл.4 видно, что поездной пробег на дороге возрос на 0.7% при уменьшении грузооборота брутто на 3.98% относительная экономия пробега обусловлена уменьшением массы поезда брутто на 134.66 тонн.
Пробег локомотивов во главе поездов в свою очередь, является одним из факторов и важнейшим составным элементом их линейного и общего пробега, кроме того, линейный и общий пробег локомотивов зависит соответственно от доли вспомогательного åmvspm и условного mus пробега. При увеличении пробега локомотивов во главе поезда на 0.70% линейного пробега åmls уменьшился на 0.70%, что объясняется сокращением линейного пробега åmvspms на 3.96% .
Улучшение организации эксплуатации дало возможность сократить пробег локомотивов в одиночном следовании на 6.44% . Улучшился на 28.55% пробег локомотивов действующих по системе многих единиц. В целом по дороге линейный пробег åmls сократился на 0.71% .
Общий пробег åMS сократился на 0.88%, что объясняется снижением линейного пробега на 0.71% и снижением условного пробега на 2.43% .
3. Анализ показателей использования
локомотивов грузового движения
3. 1. Показатели качества использования локомотивов.
Обобщающие показатели качества использования локомотивов являются производными от показателей объема работы. Они исчисляются как относительные или средние величины динамического типа.
Показатели использования локомотивов условно объединяются в группы: характеризующие использование мощности локомотива
; характеризующие использование времени локомотива
и синтетический (интегральный) показатель—производительность локомотива.
Показатели средней массы поезда - брутто Qb
, брутто условной Qbu
, нетто Qn
, тары Qt
- рассчитывается по данным табл.4
Qb
=å(pl)¢b / åms
(8)
Qb б = 34770154 / 11589617 = 3000.00 (Т)
QbT
= 35171246 / 11840261 = 2667.41 (Т)
Qbu
= å(pl)¢b / åml
s
(9)
Qbuб = 34770154 / 13061794 = 2661.97 (Т)
QbuT
= 35171246 / 13136288 = 2677.41 (Т)
Qn
= å(pl)¢n / åms
(10)
Qn б = 20402770 / 11589617 = 1760.43 (Т)
Qn T
= 20630129 / 11840261 = 1742.37 (Т)
Qt
= å(pl)¢t / åms
(11)
Qt б = 14367384000 / 11589617 = 1239.67 (Т)
Qt T
= 14541117000 / 11840261 = 1228.10 (Т)
2. Средний состав поезда: всего вагонов n, в том числе груженых ngr
, и порожних nr
. Эти показатели исчисляются по данным табл. 4 и 9:
n = ång
s / åms
(12)
n б = 617907 / 11589617 = 53.31(ваг)
n T
= 622949 / 11840261 = 52.61(ваг)
ngr
= ångr
s / åms
(13)
ngr б = 418687 / 11589617 = 36.12 (ваг)
ngrT
= 418799 / 11840261 = 35.37 (ваг)
nr
= ånr
s / åms
(14)
nr б = 196850 / 11589617 = 16.98 (ваг)
nrT
= 201624 / 11840261 = 17.62 (ваг)
3. Доля поездного пробега в линейном (рассчитывается с точностью до 0.0001 по данным табл. 4):
b = åms / åml
s
(15)
b б = 11589617 / 13061794 = 0.88729
bT = 11840261 / 13136288 = 0.90133
Дополнением доли поездного пробега до единицы являются доли вспомогательных пробегов в линейном (а, б, в) и доля пробега вторых aod
=
локомотивов, работающих по системе многих единиц, г:
а) одиночного следования:
åmod
s / åmt
s
(16)
aod б = 807950 / 13061794 = 0.06185
aodT
= 791950 / 13136288 = 0.06028
б) двойной тяги:
ad
V = åmdu
s / åmt
s
(17)
ad
V б = 181199 / 13061794 = 0.01380
ad
V T
= 234305 / 13136288 = 0.01783
в) в подталкивании локомотивов:
at
= åmts / åmls
(18)
at б = 79319 / 13061794 = 0.00600
atT
= 88345 / 13136288 = 0.00670
г) вторых локомотивов, работающих по системе многих единиц:
as
= åms
s / åml
s
(19)
as б = 403709 / 13061794 = 0.0309
as T
= 181427 / 13136288 = 0.0138
4. Доля вспомогательного общего пробега в общем
пробеге локомотивов:
aovspm
= åmuspm
s / åMS
(20)
aovspm б = 2556599 / 14549925 = 0.1757
aovspmT
= 2593942 / 14615630 = 0.1774
5. Среднесуточный пробег локомотива определяется по данным таблиц 3, 4:
Slok
= åml
s / åMrb
t
(21)
Slok б= 13061794 / 695.2 * 30 = 626.28 (км/сут)
Slok T
= 13136288 / 676.46 *30 = 647.30 (км/сут)
где t - число дней в отчетном периоде (t=30) .
6. Средняя продолжительность элементов производственного цикла за сутки исчисляется по табл. 3:
а) время работы на участке:
tulok
= 24å tulok
/ åMrb
(22)
tulokб = 24 * 339.95 / 695.2 = 11.71 (час)
tulok T
= 24 * 344.05 / 676.4 = 12.20 (час)
б) простой на станциях смены локомотивных бригад:
tsm
= 24åmsm
/ åMrb
(23)
tsm б = 24 * 73.46 / 695.20 = 2.53 (час)
tsm T
= 24 * 79.53 / 676.46 = 2.82 (час)
в) простой на станциях приписки:
tpr
= 24åmpr
/ åMrb
(24)
tpr б= 24 * 87.00 / 695.20 = 3.00 (час)
tpr T
= 24 * 61.97 / 676.46 = 2.19 (час)
г) простой на станциях оборота:
tob
= 24åmob
/ åMrb
(25)
tob б = 24* 195.39 / 695.20 = 6.74 (час)
tob T
= 24 * 190.91 / 676.46 = 6.74 (час)
7. Средняя скорость движения поездов участковая Vu
и техническая Vt
исчисляется по данным табл. 4:
Vu
= åms / åmut 24 ( t =30)
(26)
åmu б =
åmu Т =
Vu б = 11589617 / 302.96 * 30 * 24 = 53.13 (км/ч)
Vu T
= 11840261 / 310.99 * 30 * 24 = 52.88 (км/ч)
где åmu
- эксплуатируемый парк локомотивов во главе поезда (см. прил. 2);
Продолжительность элементов производительного цикла в среднем за сутки. ч
работа на участке
простой на станциях смены локомотивных бригад
простой на станциях приписки
простой на станциях оборота
Средняя скорость движения локомотива, км/ч:
участковая
техническая
Flok
Qb
Qbu
Qn
Qt
n
ngr
nr
b
aovspm
Slok
tulok
tsm
tpr
tob
Vulok
Vtlok
1668013.8
2999.80
2661.87
1760.13
1239.66
53.11
36.12
16.98
0.8872
0.1757
626.28
11.71
2.53
3.00
6.74
53.46
60.61
1733724.5
2969.84
2674.37
1742.18
1227.65
52.39
35.37
17.02
0.9013
0.1774
647.30
12.20
2.82
2.19
6.74
53.03
60.09
Наиболее общим показателем использования локомотивов является среднесуточная производительность Flok .
Уровень производительности локомотивов определяется значительным числом факторов. В отчетном месяце среднесуточная производительность локомотива на дороге составила 1696.83 тыс. т. км бр./ лок. сут. при плане 1717.47 - это свидетельствует о повышении производительности локомотива на 20.64 .
Использование локомотива по мощности наиболее полно характеризует масса поезда брутто условная, по сравнению с базисным периодом она увеличилась на 84.57 т.
К элементарным факторам использования локомотива по мощности относятся динамическая нагрузка вагона брутто, которая представляет собой сумму динамической нагрузки на вагон рабочего парка qrb и динамической нагрузки тары грузового вагона qt, состав поезда n и доля вспомогательного пробега локомотивов aovspm
.
Состав поезда n и доля вспомогательного пробега aovspm
в значительной мере зависят от успешной работы подразделений дороги и отражают качество их работы.
В отчетном периоде произошло уменьшение среднего состава поезда на два вагона и сокращение доли вспомогательного пробега на 0.0037%, вследствие улучшения организации эксплутационной работы, привело к снижению условной массы поезда брутто на 84.57% тонн; уменьшение нагрузки брутто вагона.
Использование локомотивов во времени характеризует среднесуточный пробег Slok. .
Первичными факторами среднесуточного пробега является скорость движения локомотивов Vulok
и время работы на участках tulok
,так как произошло их увеличение, Vulok
увеличилась на 2.25 км/ч, а tulok
на 0.04ч., то Slok
также выросла на 30.99( т. км. бр /лок.сут )
Техническая скорость локомотива увеличилась на 2.69 км.ч. По сравнению с планом простой на станциях приписки уменьшился на 0.23 ч., но несмотря на увеличение простоев tsm
,tîb
, парк локомотивов использовался на дороге лучше, чем было запланировано, т.к. Slok
иSlok
увеличились. Также увеличению последних способствовало увеличение времени в чистом движении по участку в среднем за сутки tdvlok
на 0.03 ч.
3. 2. Взаимосвязь показателей использования локомотивов.
Качественные показатели использования локомотивов находятся во взаимосвязи, которая является основой для анализа влияния факторов на производительность локомотива и проверки правильности расчетов.
1. В составе поезда имеются груженые и порожние вагоны:
n = ngr
+ nr
(31)
n б = = (ваг)
n T
= = (ваг)
Возможно незначительное расхождение данных за счет прочих вагоно-километров.
2. Масса поезда брутто состоит из массы груза (нетто) и тары вагонов:
Qb
= Qn
+ Qt
(32)
Qb б= 1760.13 + 1239.66 = 3000.10
Qb T
= 1742.18 + 1228.10 = 2970.28
Показатели массы поезда зависят от состава поезда и нагрузки на каждый вагон:
где kn
- поправочный коэффициент, учитывающий расхождение тонна-километров нетто без учета и с учетом выполненных одиночно следующими локомотивами (см. табл. «, формулы (9), (52)), рассчитываются с точностью до 0.00001:
kn = å(pl)¢n / å(pl)n ,
(34)
kn б = 20402770 / 20410564 = 0.99962
knT
= 20630129 / 20640374 = 0.99950
kns -
поправочный коэффициент, учитывающий расхождение пробега вагонов грузового движения и пробега вагонов грузового парка во всех видах движения ( см. табл. 7, формулы (11), (52), (53)):
3. Условная масса поезда зависит от фактической массы брутто и доли поездного пробега в линейном пробеге локомотивов:
Qbu
= Qbb
(38)
Qbuб = 2999.80 * 0.88729 = 2661.87 (т)
QbuT
= 2969.84 * 0.90133 = 2677.37 (т)
4. Участковая скорость зависит от технической. Соотношение между ними определяется временем простоя поезда на промежуточных станциях, которое находит отражение в коэффициенте участковой скорости ku
:
ku = Vu
/ Vt
(39)
ku б = =
kuT
= =
5.Среднесуточный пробег локомотива зависит от скорости движения на участке и от времени работы на участке в суточном бюджете времени локомотива:
Slok
=Vuloktulok
(40)
Slok б = 53.46 * 11.71= 626.02 (км/сут)
SlokT
= 53.03 * 12.20 = 646.96 (км/сут)
а также
Slok
=Vllok tdvlok
(41)
Slok б = 60.61 * 10.33 = 626.10(км/сут)
Slok T
= 60.09 * 10.77 = 647.16(км/сут)
где tdvlok
- время в чистом движении по участку в среднем за сутки, определяется по данным табл. 3 аналогично формуле (21).
tdvlok
= 24·åmdvlok
/ Mrb
(42)
tdvlokб
= = (час)
tdvlokТ
= = (час)
6.Производительность локомотива является обобщающим показателем. Она зависит от массы поезда, среднесуточного пробега локомотива, доли поездного пробега:
где kb
- поправочный коэффициент, учитывающий расхождение грузооборота брутто с учетом и без учета выполненного одиночно следующими локомотивами, рассчитываются с точностью до 0.00001 (табл. 4, формулы (7), (29), (41)).
kb = å(pl)b
/ å(pl)¢ b
(44)
kb б= =
kb T = =
При анализе влияния факторов на изменение производительности локомотивов формула (41) может быть детализирована: