Главная      Учебники - Экономика     Лекции по экономике - часть 3

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  501  502  503   ..

 

 

Средства нетарифного регулирования внешнеэкономических связей

Средства нетарифного регулирования внешнеэкономических связей

Международных Отношений

МИД РФ (Университет)

Кафедра Международных Экономических Отношений

Информационно-аналитическая справка

Тема: Средства нетарифного регулирования внешнеэкономических связей.

Студентки 3 курса МЭО

10 ак. гр. Бурцевой О.А.

Научный руководитель

Козлова О.А.

1997г.

П л а н

1. Введение

2. Классификация нетарифных ограничений

1) Количественные ограничения и методы количественного регулирования внешней торговли:

· виды количественных ограничений;

· цели применения количественных ограничений.

2) Налоги и налоговая политика как средства «скрытого протекционизма»

3) Стандарты и требования, связанные со здравоохранением, промышленностью и техникой безопасности.

4) Внешнеторговое делопроизводство как средство торговой политики.

5) Торгово-политические методы расширения экспорта товаров

3. Заключение

Введение

Многие, происходящие в мировой экономике процессы, такие как неравномерность развития отдельных стран, экономические политические кризисы, расширение внешнеэкономических связей, расширение номенклатуры товаров, требуют жесткого регулирования. В то же время «Открытость» таможенно-тарифного регулирования приводит к тому, что любое одностороннее действие страны по изменению тарифных ставок немедленно выявляется и вызывает ответные аналогичные действия противоположной стороны, результатом чего становится потеря ожидаемых выигрышей. Взаимное повышение импортных тарифов, как это происходило в начале 30-х годов, может привести к общему спаду производства и началу «Великой депрессии».

Так, в условиях приближавшегося спада в США для защиты от конкурирующего импорта и стабилизации экономики был принят Закон Холи-Смута, по которому средний уровень таможенных пошлин был сначала поднят до 44,7%, а в 1932г. достиг 59,1%. За этим последовало значительное повышение ставок в тарифах большинства западных стран, что имело пагубные последствия для мировой экономики: за 1929-1932 гг. объем мировой торговли сократился почти на 60%.[1] 1

В связи с этим уменьшение уровня таможенного обложения, представляющее собой ведущее направление в развитии регулирования внешней торговли, ограничивает возможности таможенно-тарифного регулирования.

В этих условиях возник целый ряд средств внешнеэкономической политики, не входящих в группу таможенно-тарифных ограничений, которые в административном порядке или в силу выполняемых ими функций, часто непосредственно не связанных с внешней торговлей, стали играть роль регуляторов внешнеторгового оборота. Они получили наименование – «нетарифные ограничения».

Классификация нетарифных ограничений

Наибольшее распространение в настоящее время получила классификация, разработанная Секретариатом ГАТТ. Она нашла широкое применение в рамках ЮНКТАД и других международных организаций, а также в ходе международных торговых переговоров. Она включает пять групп мероприятий:

- участие государства во внешнеторговых мероприятиях (субсидирование производства и экспорта товаров, система государственных закупок товаров, государственная торговля в странах с рыночной экономикой);

- таможенные, административные импортные формальности (антидемпинговые пошлины, методы оценки таможенной стоимости товаров, таможенные и консульские формальности, товаросопроводительные документы, товарная классификация тарифов);

- стандарты и требования, связанные со здравоохранением, промышленностью и техникой безопасности (в том числе промышленные стандарты, требования к упаковке и маркировке товаров, санитарно-ветеринарные нормы);

- количественные ограничения импорта и экспорта;

- ограничения, заложенные в механизме платежей (скользящие сборы, импортные депозиты, пограничный налоговый режим).

Количественные ограничения и методы количественного регулирования внешней торговли

Количественные ограничения экспорта и импорта – прямая административная форма государственного регулирования внешнеторгового оборота.

Виды количественных ограничений

Контингентирование (квотирование ) представляет собой ограничение ввоза иностранных (вывоза национальных) товаров определенным количеством, объемом или суммой на установленный период времени.

график[2]

На графике показана ситуация, возникающая в связи с введением квоты. До количественных ограничений национальная потребность в товаре – линия DD1 при цене P, равной 100 единицам, удовлетворялась за счет национального производства OK1 и импорта K1 K4 . С введением квоты Q расположение линии национального производства SSd изменилось, она сместилась вправо.

Национальное потребление стало обеспечиваться за счет импорта квотированного количества иностранного товара K2 K3 и национального производства OK2 . Квота как бы “отсекла” иностранных поставщиков, отказавшихся поставлять товары. Часть товаров не была компенсирована национальными производителями K3 K4 Частично иностранные товары были заменены национальными K1 K2 . Увеличение цены со 100 до 120 за единицу изделия свидетельствует о том, что импортная квота аналогична 20%-ному налогу.

На графике видны также часть ущерба для потребителей, связанного с уходом иностранных поставщиков и не возмещенного чьим бы то ни было выигрышем – треугольник «d», дополнительные расходы потребителей, полученные теми, кто имеет отношение к лицензиям – прямоугольник «c», и выигрыш производителей, начавших производство в связи с повышением цен – треугольник «b»

Глобальный контингент (квота) устанавливает размер импорта (экспорта) в стоимостных или натуральных единицах на определенный период времени (год, полугодие, квартал). Это наиболее распространенный метод современного контингентирования.

В этом случае величина допускаемого квотой импорта по странам не разбивается по странам – глобальный контингент ограничивает лишь общее количество товара, разрешенного к ввозу и оставляет за импортером право выбора страны, в которой производятся закупки в счет контингента. То же самое относится и к контингентированию экспорта.

Индивидуальный представляет собой контингент, распределенный по странам. Существуют следующие виды индивидуальных квот:

1. индивидуальная квота может быть создана на базе глобальной, когда товары в рамках глобальной квоты распределяются между странами пропорционально их доле в им порте в предыдущий период;

2. часто предпочтение отдается тем странам, которые берут на себя встречные обязательства по импорту товаров из данной страны. Такие обязательства обычно закрепляются в соответствующих соглашениях. Эти квоты получили название двусторонних квот на договорной основе;

3. иногда предпочтение отдается так называемым традиционнымпоставщикам, в пользу которых выделяется большая часть квоты.

Механизм распределения контингентов по странам часто превращает индивидуальную квоту в инструмент дискриминационной политики, закрывающей дорогу на рынки данной страны большинству экспортеров, заинтересованных в вывозе контингентируемого товара.

В торгово-политической практике часто встречаются также так называемые сезонные квоты . Они распространяются, как правило, на сельскохозяйственные товары. Их суть в том, чтобы закрыть дорогу импортным товарам в сезон и предоставить право на ввоз в межсезонье. Цель этих квот – обеспечить рынками сбыта национальных производителей.

Тарифный контингент – это разрешение на ввоз в страну определенного количества товара по сниженным пошлинам или беспошлинно Товары, ввозимые сверх тарифного контингента, облагаются обычными пошлинами.

Иными словами - это сочетание количественных ограничений и таможенно-тарифной политики. Он открывается, как правило, по сырьевым товарам, в импорте которых по возможно более низким ценам заинтересованы национальные производители. При этом предполагается, что данный товар производится внутри страны, но в количествах недостаточных для покрытия внутреннего спроса.

Лицензионный порядок это запрещение свободного ввоза или вывоза товаров. Импорт (экспорт) может производиться только по специальному разрешению – лицензии.

Лицензирование является наиболее распространенной формой нетарифных ограничений, на него приходится почти половина случаев их применения. При этом более чем на 80% они затрагивают торговлю промышленными товарами.[3]

В настоящее время наиболее часто применяются следующие виды лицензий: индивидуальные, генеральные и автономные .

Индивидуальная лицензия – это разовое разрешение на импорт или экспорт товара. Она выдается компетентным органом государственной власти, контролирующим внешнюю торговлю, по заявлению национальной фирмы-экспортера или импортере. Лицензия является именной, то есть ее нельзя передавать.

Индивидуальная лицензия регламентирует все важнейшие стороны внешнеторговой сделки. В ней указывается:

- количество (не указывается в открытых индивидуальных лицензиях );

- стоимость товара, разрешенного к импорту (экспорту);

- страна происхождения (страна импорта) товара;

- фирма-экспортер (импортер);

- срок действия лицензии.

Генеральная импортная (экспортная) лицензия – это постоянно действующее разрешение, которое предоставляет право любому лицу или фирме импортировать перечисленные в ней товары без каких-либо ограничений по количеству или стоимости.

Генеральная импортная лицензия разрешает ввозить указанные в ней товары:

- либо из определенных, перечисленных в ней стран;

- либо из любых стран. В этом случае она называется глобальной или открытой генеральной лицензией

Автоматическая лицензия - импортер (экспортер) подает заявку на получение разрешения на импорт (экспорт) и автоматически получает разрешение на ввоз (вывоз) товара при условии, что он не получил официального отказа. Этот вид лицензирования значительно упрощает формальности получения лицензии, но в то же время является предварительным контролем.
Обострение конкурентной борьбы на мировом рынке вызвало появление нового вида количественных ограничений ставшего известным под названием «добровольных ограничений экспорта» . Они появились в Японии и в странах Западной Европы в форме контингентов на экспорт в США и некоторых товаров. Причиной явилось требование импортеров «добровольно» снизить экспорт ряда товаров под угрозой введения количественных ограничений импорта, повышения существующих или введения дополнительных пошлин. В настоящее время «добровольное ограничение экспорта» получило довольно широкое распространение.

Цели применения количественных ограничений

Главная, основная цель применения количественных ограничений – защита позиций национальных производителей в тех случаях, когда другие торгово-политические средства оказываются недостаточно эффективными.

Не менее важная задача – поддержание цен на товары, а , следовательно, и прибылей производителей. Количественные ограничения импорта используются для вытеснения конкурентов с внутреннего рынка.

Так же количественный ограничение являются орудием экономического давления на другие станы с целью выторговывания уступок в конкурентной борьбе и на торговых переговорах.

Налоги и налоговая политика как средства «скрытого протекционизма»

Основной задачей налоговой политики является мобилизация государством финансовых ресурсов. Одновременно, налоги, воздействующие на цены, прибыли и доходы, широко применяются государством в качестве эффективного средство регулирования экономики, в том числе и внешней торговли.

Дифференцированные методы взимание внутренних налогов, различия в их величине и структуре превратили налоговую систему в мощный, хорошо замаскированный барьер, дополняющий и усиливающий таможенную систему, тесно переплетающийся с другими нетарифными барьерами.

Таможенная политика и налоги – это два важнейших инструмента прямого воздействия на цены импортных товаров. В связи с тем, что в последние годы произошло существенное снижение ставок таможенных пошлин, роль налогов как регулятора цен возросла. Взимаемые на границе налоги сборы можно разделить на две группы: уравнительные налоги и сборы , эквивалентные косвенным налогам и сборам, взимаемым с отечественных товаров в стране импортера, и специальные импортные налоги и сборы.

Специальным налого м облагаются только иностранные товары и по существу представляет собой замаскированное повышение таможенных пошлин.

К налогам и сборам, связанным с оформление грузов на таможне относятся: налог на таможенную очистку товара, статистические и гербовые сборы, фрахтовые и портовые сборы… Они уплачиваются лицом, подписывающим таможенную декларацию, в момент импорта. Их величина не превышает 1-2% от стоимости товара.

Большую роль во многих станах играет акцизный сбор – косвенный налог, которым товар облагается при продаже. Облагаемые им товары не могут быть допущены в торговую сеть до приобретения продавцом особых марок.

Существует два принципа налогообложения товаров при экспорте и импорте: в стране происхождения и в стране потребления. Применения одного из этих принципов позволяет избежать двойного налогообложения.

Стандарты и требования, связанные со здравоохранением, промышленностью и техникой безопасностью

Эта группа нетарифных ограничений возникла в силу того, что национальные технические, административные и другие нормы или правила их применения построены таким образом, что создают протекционистский барьер на пути импортного товара. АВ нее включаются препятствия на пути ввоза, возникающие в результате имеющихся различий между национальными промышленными стандартами, системами измерений и инспекций качества, требованиями техники безопасности, санитарно-ветеринарными нормами, правилами маркировки и упаковки товаров.

Такого рода ограничения внешнеторгового оборота могут действовать как на границе, так и внутри страны назначения товара. Они или вообще закрывают дорогу иностранному товару на внутренний рынок данной станы, или значительно поднимают его цену в результате необходимости существенной переработки или доработки.

В целях унификации стандартов и координации политики в области стандартизации был создан кодекс по стандартам в ходе «Токийского раунда» ГАТТ, в который были внесены новые соглашения по нетарифным метам, такие как:

Соглашение по санитарным и фитосанитарным мерам

Соглашением признается право его членов вводить защитные меры с целью защиты жизни и здоровья людей, животных и растение, в том числе в соответствии с более жесткими нормами, нежели существующие международные стандарты (если это оправдано). Целью является гармонизация существующих национальных мер и их применение на не дискриминационной основе.[4]

Соглашение по правилам происхождения

Целью соглашения является гармонизация его членами в течение трех лет правил происхождения товаров. Кроме того, участники обязуются применять правила происхождения таким образом, чтобы они не создавали дополнительных препятствий в торговле.[5]

Внешнеторговое делопроизводство как средство торговой политики

По имеющимся данным, в современной внешней торговле применяется более 600 типов различных документов. Это товаросопроводительные, транспортные и платежные документы, характеризующие товар, несущие данные о его происхождении, цене, качестве, количестве…

Требования к документам, сопровождающим экспортный товар, во многих странах построены таким образом, что образуют протекционистский барьер на пути экспортных товаров. Это заключается в

- отсутствии единых требований к товаросопроводительной документации;

- увеличении денежных расходов экспортера на осуществление торговой операции за счет подготовки дополнительного количества документов;

- необходимость предоставления консульской фактуры в некоторый странах, что требует дополнительного времени и расходов.

Соглашение по предотгрузочной инспекции

Предотгрузочная инспекция является процедурой по проверке отгрузочных документов (в том, что касается цены, количества, качества товаров), широко применяемой развивающимися странами с целью предотвращения мошенничества и утечки капитала. В соответствии с соглашением стороны обязуются не использовать данную процедуру для создания препятствий в торговле.[6]

Торгово-политические методы расширения экспорта товаров

Экспортные премии (Демпинг, субсидии) – это финансовые льготы, предоставляемые правительством или частными организациями фирмам-экспортерам на вывоз определенных товаров за границу. Они покрывают часть издержек национальных производителей и таким образом повышают их конкурентоспособность на внешних рынках.

Прямые экспортные субсидии (премии ) – это определенные суммы, выплачиваемые экспортеру на вывоз товаров, в экспорте которых заинтересована данная страна. Они представляют собой дотации экспортеру для покрытия разницы между высокой внутренней ценой и низкой ценой на аналогичный товар на мировом рынке или для компенсации части расходов поставщиков.

Косвенное субсидирование экспорта является более распространенным, более изощренным и включает в себя целый ряд финансовых льгот отдельным отраслям народного хозяйства или всей экономике на получение кредитов, оплату налогов, расходов на электроэнергию, транспорта и т.д.

Одной из самых старых и распространенных форм финансового поощрения вывоза товаров является страхование экспорта , которое чаще всего осуществляется путем предоставления государственных гарантий на экспортные кредиты.

Заключение

Главным законодателем в области мировой торговли является ГАТТ и результаты напряженной работы участников переговоров на «Уругвайском раунде» призваны оказать глубокое воздействие на современный облик международных торгово-экономических отношений. После нескольких лет отведенных участникам на переходный период, сложится многосторонняя торговая система, в которой:

- все страны, большие и малые, будут вновь обладать и равными правами, и равными обязанностями;

- практически не будет места односторонним преимуществам исключениям их многосторонней дисциплины в торговле, за исключением торговых преференций и отдельных изъятий из соглашений, предоставляемых развитыми странами в пользу развивающихся государств для целей экономического развития;

- произойдет существенное сближение национальных законодательств, относящихся к регулированию не только внешней торговли, но и более широких сфер экономики;

- обход или прямое нарушение существующих правил международной торговли станет делом еще более сложным и рискованным (и экономически, и политически).

Список литературы

1. «Новые тенденции в современных международных экономических отношениях развитых капиталистических стран» Э.П.Бабин, Л.Д.Градобитова

Москва, 1991г .

2. «Арсенал средств внешнеэкономической политики и их применение в Российской Федерации» Э.П.Бабин

Москва, 1995г.

3. «Экономика мирохозяйственный связей» П.Х.Линдерт

Москва, 1992г.

4. «Основы внешнеэкономических знаний» Под ред. И.П.Фоминского

Москва, 1994г.

5. «Толковый экономический и финансовый словарь» Бернар и Колли

Москва, 1994г.

6. «Международные экономические отношения» В.Б.Буглай, Н.Н.Ливенцев

Москва, 1996г.

7. «Международная система ГАТТ: дои после Уругвайского раунда» А.Полуэктов

«Внешняя торговля», №4-5, 1994г.

8. «Внешнеторговый режим ведущих зарубежных стран»

И.Дюрмулен

«Внешняя торговля», №4,6, 1996г.


[1] А. Полуэктова Многосторонняя система ГАТТ: до и после Уругвайского раунда//Внешняя торговля-94г.-№4-5-23

[2] В.Б. Буглай, Н.Н. Ливенцев Международные экономические отношения-Москва-96-51

[3] Бабин Э.П. Арсенал средств внешнеэкономической политики и их применение в РФ-Москва-95-46

[4] А. Полуэктов

[5] А. Полуэктов

[6] А. Полуэктов