Главная      Учебники - Экономика     Лекции по экономике - часть 3

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  356  357  358   ..

 

 

Развитие сферы услуг в условиях рыночной экономики

Развитие сферы услуг в условиях рыночной экономики

к защите дипломной работы на тему: " Развитие сферы услуг в условиях рыночной экономики " ( на примере Тамбовской области).


В настоящее время роль услуг, как одного из важнейших секторов экономики, очень велика и актуальна. Это связано с усложнением производства, насыщением рынка новыми товарами, с быстрым ростом НТП. Все это невозможно без существования информационных, финансовых, страховых и других видов услуг.

Происходит расширение основ воспроизводства рыночных и нерыночных услуг, причем рыночные отвоевывают все более значительную для себя долю в общем объеме услуг (68% в Тамбовской области). Это связано с торговлей товарами (особенно технически сложными), т. к. Сбыт товара требует все более развитой сети, которая состоит в основном из услуг, оказываемых во время реализации, и, услуг послепродажного обслуживания.

Итак, цель моей работы - изучить проблему и специфику развития сферы услуг в Тамбовской области; задачей является анализ научной и публицистической литературы, статинформации, а также сопоставление теоретического материала об основных тенденциях развития услуг, динамики платных услуг с практическим (на примере Тамбовской области); Объектом исследования является экономико-статистический материал; предмет исследования - сфера платных услуг.

Платные услуги населению представляют из себя полезные результаты деятельности, удовлетворяющие за плату определенные потребности граждан, но не воплощающиеся в материально-вещественной форме. Они являются объектом купли-продажи и реализуются по ценам целиком, или в значительной мере, покрывающим издержки производства (за счет выручки от реализации).

Платные услуги включают в себя следующие виды: бытовые услуги, пассажирского транспорта, связи, жилищно-коммунальные, услуги учреждений культуры, физической культуры и спорта, медицинские, санаторно-курортные, ветеринарные, туристско-экскурсионные, услуги правового характера, системы образования и прочие услуги.

Объем платных услуг населению области по видам указан в Таблице №1. Как вы можете видеть из данной таблицы, в 1997 г. Впервые за 7 лет прекратился спад темпов объема услуг в сопоставимых ценах по отношению к 1990 г. Объем платных услуг составил в 1997 г. 1089,8 млрд. рублей, что на 2% больше, чем в 1996 г. Значительно увеличились и такие виды услуг, как ветеринарные (на 46,4%), услуги правового характера (39,5%), системы образования (32,8%), бытовые (32,0%), медицинские (26,0%), пассажирского транспорта (15,2%). В тоже время снизились туристско-экскурсионные и санаторно-оздоровительные услуги (21,2% и 13,8%), услуги коммунального хозяйства (14,7%), связи (2,3%). Дополнительные расчеты см. в Приложении 3, стр.74

Если Вы обратите внимание на Рис.1 " Структура платных услуг населению", то заметите, что в структуре преобладают виды, которые носят обязательный характер: жилищно-коммунальные, бытовые, пассажирского транспорта. Доля услуг, связанных с содержанием и активным проведением отдыха (услуги учреждений культуры, физической культуры и спорта) незначительна. Также небольшой удельный вес имеют ветеринарные услуги, туристско-экскурсионные, услуги гостиниц и мотелей.

Объем платных услуг на душу населения по данным 1997 г. В Тамбовской области являлся самым низким показателем по сравнению с другими областями ЦЧР - 834 тыс. Рублей, что на 20 процентных пункта ниже, чем в Белгородской области, на 18 - в Липецкой, на 9 - в Курской, на 4 - в Воронежской. Это можно наблюдать из Таблицы №2.

Хотелось бы сказать и о ценах на платные услуги, которые растут опережающими темпами по сравнению с денежными доходами и потреблением платных услуг. На Рис. 2 изображена динамика денежных доходов населения, индексов потребительских цен и объема платных услуг через все каналы реализации. Значительное влияние на удорожание платных услуг населению оказало повышение цен на коммунальные услуги (на 74,7%), квартплату ( на 45,1%), услуги связи (42,2%), услуги пассажирского транспорта (на 36,7%), т. е. На услуги жизненно важные, отказаться от которых невозможно.

Необходимо отметить распределение платных услуг по:

формам собственности в 1997 г.: 67,9% - негосударственная; 32,1% - государственная;

каналам реализации в 1997 г.: 63,9% - услуги, оказанные предприятиями; 36,1% - физическими лицами.

В условиях перехода к рыночным отношениям в Тамбовской области стали возникать новые, характерные для рыночной экономики, виды услуг: на 1.01.98 г. В нашей области зарегистрировано 48 предприятий , осуществляющих услуги в области рекламы, аудита и операциях с недвижимостью.

В 1997 г. 16 из 23-ех зарегистрированных рекламных предприятий были не в состоянии сформировать себе портфель заказов по основному виду деятельности и существовали за счет доходов от торгово-посреднической деятельности, но производительность труда в этой сфере возросла по сравнению с 1996 г. В 1,6 раза.

Сопоставление результатов деятельности аудиторских фирм показывает, что в 1997г. Снизилась эффективность затрат живого труда , хотя возрос круг предоставляемых услуг (финансовая ревизия, консультационные услуги, услуги по составлению баланса и услуги в области бух. учета). Производительность труда на одного работника снизилась на 1,6 млн. рублей; эффективность затрат (рентабельность) увеличилась на 0,6 процентных пункта. Дополнительно см. Таблицу 9 на стр.45

Начиная с 1995 г. Тамбовским облкомстатом проводятся наблюдения и сбор информации по организациям, оказываемым услуги в операциях с недвижимостью. В 1997 г. Учтено 8 организаций, заключающих договора на реализацию квартир во вновь вводимых жилых домах (с правом продажи квартир).

Не маловажное значение имеет проблема экспорта и импорта услуг. К основным видам международных услуг относятся: транспортные, туристические, связи, строительные, страховые, финансовые, компьютерные, информационные и др.

Так, общий объем экспорта услуг в страны дальнего зарубежья составил 328,9 тыс. дол. США и снизился на 7,4% по сравнению с 1996 г. Основную долю в экспорте составили телефонные услуги и услуги в области образования.

Общий объем импорта услуг в 1997 г. составил 1271,3 тыс. дол. США и снизился по сравнению с 1996 г. на 2,9 %. Более 90% всех услуг приходилось на строительные услуги иностранных подрядчиков.

Сложные условия нестабильности в рыночной экономике не могут не оказать существенного влияния на развитие потребительского рынка услуг и развитие сферы услуг в целом.

В итоге, мне хотелось бы высказать несколько предложений по внедрению каких-либо изменений в развитие сферы услуг:

  1. Желательно, чтобы в дальнейшем роль государства в развитии данного сектора экономики возросла. Необходима финансовая поддержка и увеличение ассигнований со стороны гос. органов на более динамичное и эффективное развитие сферы услуг.

  2. Проведение маркетинговых исследований в области изучения рынка услуг поможет усовершенствовать данную сферу как на отечественном, так и на зарубежном рынках услуг.

Качество услуг (особенно новых видов) - одна из важнейших проблем развития сферы услуг. Так как услуга носит неосязаемый характер, то качество ее мы можем оценить только после ее предоставления, но предварительно заказав и оплатив ее получение. Так что полезным было бы установить систему сертификации услуг - систему надежности и гарантии для удовлетворения общественных нужд.


91


Введение


Одной из важнейших закономерностей развития экономики во всем мире является взаимосвязь экономического роста и повышения роли услуг в национальной экономики. Это находит выражение в увеличении доли трудовых, материальных и финансовых ресурсов, используемых в сфере услуг.

По мере развития общества, роста производительных сил происходит определенное развитие сферы услуг. Наблюдается увеличение занятости в этой сфере, рост технической оснащенности труда, внедрение все более совершенных технологий. В настоящее время роль услуг, как одного из важнейших секторов экономики, очень велика и актуальна. Это связано с усложнением производства, насыщением рынка товарами как повседневного, так и индивидуального спроса, с быстрым ростом научно-технического прогресса, который ведет к нововведениям в жизни общества. Все это невозможно без существования информационных, финансовых, транспортных, страховых и других видов услуг. Также услуги являются неотъемлемым составляющим торговли товарами ( особенно технически сложными ), т. к. сбыт товара требует все более развитой сети, которая состоит в основном из услуг, оказываемых во время реализации и услуг послепродажного обслуживания.

В условиях развития рыночных отношений, а также экономических и политических катаклизмов, происходящих в нашей стране, наблюдаются и существенные изменения в сфере услуг. При сложившихся кризисных обстоятельствах в России значительно возрастает объем услуг, специфически присущих рыночной экономике

( банковских, финансовых, страховых, риэлторских, юридических ). Увеличился спектр услуг, связанных с управлением и содержанием органов государственной власти, а также правоохранительных органов.

По мере интеграции экономики страны в мировое экономическое пространство происходит развитие импорта и экспорта услуг, появление принципиально новых технологических основ функционирования целого ряда услуг, в том числе информационных.

Происходит все большее расширение основ воспроизводства рыночных и нерыночных услуг. При этом рыночные услуги отвоевывают все более значительную для себя долю в общем объеме услуг ( 68% в Тамбовской области ).

По международным данным статистики свыше 40% иностранных инвестиций вкладываются в развитие сферы услуг, что подтверждает актуальность, интерес и видение перспективы развития данного сектора экономики.

Проводя исследовательскую работу по выше указанной теме, мы поставили перед собой достижение следующей цели: изучить проблему и специфику развития сферы услуг в Тамбовской области. Следовательно, задачей исследования является анализ научной и публицистической литературы по данной теме; сопоставление теоретического материала об основных тенденциях формирования видов услуг, динамики платных услуг с практическим ( на примере Тамбовской области ). Для осуществления поставленных задач мы использовали богатый по своему содержанию материал, предоставленный Тамбовским облкомстатом, который незаменим при проведении полного анализа сферы услуг в Тамбовской области.

Таким образом, объектом исследования является экономико-статистическая информация Тамбовской области; предметом исследования - сфере платных услуг; в структурном виде дипломная работа в общем объеме составляет ..... страниц и состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, включающего ..... наименований и приложений, а также имеется..... таблиц и ..... рисунков.

Комплексный материал исследования сферы услуг в Тамбовской области Вы можете наблюдать в практической части дипломной работы, где представлены статистические данные, характеризующие потребительский рынок услуг; помещена информация об объеме платных услуг населению, индексах его физического объема, структуре. Необходимо отметить, что информация в денежном выражении представлена в ценах фактической реализации. Динамику объема платных услуг населению характеризуют индексы физического объема, исчисленные путем сопоставления его величины за отчетный и базисный периоды с учетом снятия инфляционных сопоставляющих с помощью индекса потребительских цен на услуги.


Глава 1

Особенности развития сферы услуг в условиях рыночной экономики

  1. Понятие и характеристики услуг. Развитие и регулирование сферы услуг в современной экономике


Несмотря на быстрое развитие сферы услуг и усиление ее роли в экономике, до сих пор не выработано общепринятое определение "услуги", но все же многими авторами предлагаются по сущности схожие определения. Рассмотрим некоторые из них.

К. Маркс определил категорию услуги следующим образом: "Это выражение означает вообще не что иное, как ту особую потребительную стоимость, которую доставляет этот труд, подобно всякому другому труду, но особая потребительная стоимость этого труда получила здесь специфическое название "услуги", потому что труд оказывает услуги не в качестве вещи , а в качестве деятельности ...". Далее К. Маркс выделяет 2 типа услуг: " Услуги ... воплощенные в товарах, другие же услуги, напротив, не оставляют осязательных результатов, существующих отдельно от исполнителей этих услуг; иначе говоря, результат их не есть пригодный для продажи товар".[14]

Американский специалист Ф. Котлер считает услугой любое мероприятие или выгоду, которые одна сторона может предложить другой и которые в основном неосязаемы и не приводят к завладению чем-либо. Производство услуг может быть, а может и не быть связано с товаром в его материальном виде.[8]

К услугам часто относят все виды полезной деятельности, не создающей материальных ценностей, то есть главным критерием отнесения той или иной деятельности к сфере услуг служит неосязаемый, невидимый характер производимого в данной сфере продукта. На практике сфера услуг рассматривается как совокупность многих видов деятельности и фактически сводится к их перечислению. Это вызвано разнообразием видов услуг, а также тем, что услуга может сопровождаться товаром ( отчет, компьютерная программа, и т. д. ).

В последние годы получило распространение следующее определение услуг, данное американским специалистом Т. Хиллом. Он считает, что услуга - это изменение состояния лица или товара, принадлежащего какой-либо экономической единице, происходящее в результате деятельности другой экономической единицы с предварительного согласия первой.[13] Такое определение позволяет рассматривать услуги как конкретный результат экономически полезной деятельности, проявляющейся либо в виде товара, либо непосредственно в виде деятельности. Экономическая деятельность делает услугу предметом торговли.

Снимая комнату в гостинице, откладывая деньги в банк, путешествуя на самолете, посещая врача, подстригаясь у парикмахера, сдавая в ремонт автомобиль, просматривая кинофильм, консультируясь у юриста, мы во всех этих случаях приобретаем услуги.

Всем услугам присуще 4 характеристики:


  1. Неосязаемость, то есть услуги