Главная      Учебники - Экономика     Лекции по экономике - часть 3

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  270  271  272   ..

 

 

Плата за недра в Краснодарском крае

Плата за недра в Краснодарском крае

ПЛАТА ПРИ ПОЛЬЗОВАНИИ НЕДРАМИ

(На примере Краснодарского края)

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Пользование недрами Российской Федерации в соответств ии с Законом Российской Фе­дерации от 21 .02.92 г. № 2395- 1 “О недрах” является платным.

Под недрами понимают часть земной коры, расположенной ниже почвенного слоя (а при его отсутствии — ниже земной поверхности) и дна водоемов или водотоков , простирающейся до глубин, доступных при современном уровне развития техники для геологического изучения и освоения.

Недра предоставляются в пользование для проведения работ по их геологическому изуче­нию, разработки месторождений полезных ископаемых, строительства и эксплуатации под­земных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, и других целей в виде горного отвода — геометризованного блока недр.

Согласно Закону “О недрах” предоставление недр в пользование оформляется специаль­ным государственным разрешением — лицензией. Она является документом, удостоверяю­щим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границ ах в соответст­вии с указанными целью и сроками действия при соблюдении недропользователем заранее оговоренных условий.

Порядок предоставления лицензий определен Положением “О порядке лицензирования пользования недрами”, введенным в действие Постановлением Верховного Совета Россий ­ской Федерации от 15.07.92 г. № 3314-1.

Организационное обеспечение государственной системы лицензирования возложено н а федеральный орган управления государственным Фондом недр — Комитет по геологии и ис­пользованию недр при Правительстве Российской Федерации (Роскомнедра) и его террито­риальные подразделения. В Краснодарском крае эти функции выполняет Комитет по геологии и использованию недр (Кубаньгеолком). Решения о предоставлении лицензии по краевым (местным) объектам недропользования принимаются совместно органом исполнительной власти края и Кубаньгеолкомом.

Предоставление в пользование участков недр, получивших статус объектов федерального значения на основании совместных решений федеральных органов государственной власти и органов власти субъектов РФ, осуществляют совместно орган исполнительной власти субъекта РФ и Роскомнедра.

Совместными решениями органов власти районов и городов по месту пользования недра­ми и Кубаньгеолкома предоставляются недра для разработки месторождений общераспростра­ненных полезных ископаемых и для строительства подземных сооружений местного значения в соотв етствии с Постановлением Главы администрации Краснодарского края от 30.03.93 г. № 103 “Об утверждении положения о порядке работы с недропользователями Краснодарского края“.

На основании решений Правительства РФ предоставляются в пользование недра континен­тального шельфа Российской Федерации, а также по согласованию с органами исполнительной власти края — недра для целей з ахороне ния токсичных вещ еств и радиоактивных отходов.

Оформление, выдача лицензий, подписанных уполномоченными лицами вышеназванных органов, и их регистрация осуществляются Геолкомом России или Кубаньгеолкомом.

В соответств ии с вышеуказанным Положением “О порядке лицензирования пользования недрами” все действующ ие предприятия, пользующиеся недрами, должны были в месячный срок со дня введения в действие Положения подать заявку с целью подтверждения своего права на пользование недрами путем получения лицензии. При польз овании недрами производятся следующие виды платежей:

1) сбор за участие в конкурсе (аукционе) и выдачу лицензии,

2) платежи за пользование недрами,

3) отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

4) акцизы на отдельные виды минерального сырья.

Кроме того, пользователи недр уплачивают налоги, сборы и производят другие платежи, предусмотренные законодательством, включая плату за землю или за акваторию и участок дна территориального моря, а также плату за геологическую информацию.

II. ЛЬГОТЫ ПО ПЛАТЕЖАМ ПРИ ПОЛЬЗОВАНИИ НЕДРАМИ

1. Освобождаются от платежей при пользовании недрами следующие категории пользова­телей недр Российской Федерации:

1.1. Пользователи недр, осуществляющие добычу общераспространенных полезных иско­паемых и подземных вод на принадлежащем им или арендуемом ими земельном участке не­посредственно для своих нужд. Льгота предоставляется пользователям, у которых имеются до­кументы, удостоверяющие право собственности, владения на землю или ее аренды.

Под “непосредственно своими нуждами” следует понимать нужды недропользователей, связанные непосредственно с добычей полезных ископаемых. На многоотраслевых предпри­ятиях, где добыча полезных ископаемых является вспомогательным производством, непосред­ственно своими нуждами является расход полезных ископаемых в цехе добычи на нужды до­бычи (подземная вода собственной добычи, используемая для прокачки, промывки скважин, фильтров, резервуаров; расход при ремонте скважин и др.), на хозяйственные нужды, касаю­щиеся жизнедеятельности цеха (подземная вода собственной добычи, используемая для ухода за зданиями, сооружениями, территорией, насаждениями; общераспространенные полезные ископаемые собственной добычи — песок, глина, известь и др., используемые для ремонта зданий и сооружений) и на питьевые нужды цеха добычи.

1 .2. Пользователи недр, ведущие научные работы по изучению недр для различных целей, проводимые без сущ ественных нарушений целостности недр.

1.3. Пользователи недр, получившие участки недр для образования особо охраняемых гео­логических объектов (геологические заповедники, заказники, памятники природы, пещеры, подземные полости и др.).

2. Частично или полностью могут освобождаться или получать отсрочку от уплаты по ре­шению органа, предоставляющего лицензию в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации:

2.1. по платежам за пользование недрами и отчислениям на воспроизводство минераль­но-сырьевой базы пользователи, осуществляющие добычу полезных ископаемых из месторож­дений пониженного качества:

— содержащ их трудноизвлекаемые, некондиционные, ранее списанные запасы полезных ископаемых;

— при использовании вскрышных и вмещающих пород, отходов горнодобывающ их про­изводств;

— отходов горнодобывающих и связанных с ними перерабатывающих производств; 2.2. по платежам за пользование недрами пользователи недр, осуществляющие: — разработку месторождений в сложных горногеологических условиях; — внедрение новых технологий, экологически безопасных или повышающих извлечение основных и попутных компонентов.

3. Могут получить скидку с платежей за пользование недрами за истощение недр по ре­шению органа, предоставляющего лицензию на пользование недрами;

3.1 . пользователи недр, осуществляющие добычу дефицитного полезного ископаемого при низкой экономической эффективности разработки месторождения;

3.2. пользователи недр, осуществляющие добычу полезных ископаемых из остаточных за­пасов пониженного качества.

4. Органы представительной власти края могут устанавливать дополнительные основания для освобождения отдельных категорий пользователей недр от платежей за пользование не­драми, поступающих в бюджет края.

III. СБОР ЗА УЧАСТИЕ В КОНКУРСЕ (АУКЦИОНЕ) И ВЫДАЧУ ЛИЦЕНЗИИ

Сбор за участие в конкурсе (аукционе) в соответствии с Законом РФ “О недрах”) вносится всеми участниками и является одним из условий регистрации заявки. Размер сбора определя­ется исходя из стоимости прямых затрат на подготовку и проведение конкурса (аукциона).

За выдачу лиц ензии взимается сбор, размер которого определяется исходя из расходов на экспертизу заявок на пользование недрами, организационных и иных расходов, связанных с выдачей лицензии.

Сбор за участие в конкурсе (аукционе) и выдачу лицензии направляется в орган, выдаю­щий лицензии.

IV. ПЛАТЕЖИ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ НЕДРАМИ

Платежи за пользование недрами, акваторией и участками морского дна производят субъ­екты предпринимательской деятельности, независимо от форм собственности, в том числе юридические лица и граждане других государств, осуществляющие поиск, разведку, добычу полезных ископаемых или иное пользование недрами, не связанное с добычей на территории Российской Федерации, ее континентального шельфа и морской исключительной экономи­ческой зоны.

Платежи за пользование недрами континентального шельфа и акваторией морской ис­ключительно экономической зоны осуществляются в порядке и на условиях, устанавливае­мых Правительством Российской Федерации.

Континентальным шельфом является поверхность и недра морского дна подводных рай­онов вне зоны территориального моря.

Морской пояс, прилегающий к территориальным водам, называется морской исключи­тельной экономической зоной. Лицензии по данным видам платежей выдаются Геолкомом по решению Правительства Российской Федерации.

Определение порядка и условий пользова ния акваторией, недрами и участками морского дна территориального моря входит в компетенцию органов государственной власти края со­вместно с Российской Федерацией.

Территориальным морем является морской пояс, прилегающий к побережью или внут­ренним водам государства и составляющий часть его территории. Международное право не допускает расширения территориальных вод за пределы 1 2 морских миль. Лицензии по этому виду пользования недрами выдаются Геолкомом России совместно с территориальным геол-комом.

Форма внесения платы (денежный платеж, часть объема добытого сырья или иной, про­изводимой пользователем продукции, выполнение работ, услуг, долевой вклад с уставный ка­питал и др. в размере, эквивалентном сумме платы за право на пользование недрами), размеры и условия платежей по каждому объекту лицензирования устанавливаются в лицензии.

1. Платежи за право н а поиск, оцен ку и разведку месторожден ий

Платежи за право на поиск, оценку и разведку месторождений взимаются в форме регу­лярных платежей в течение всего периода проведения работ. Условия взимания платежей за­висят от договорной (сметной) стоимости указанных работ (без НДС и спецналога), продол жительности их выполнения, площади территории, выделенной пользователю недр. Размер платежа определяется как доля (проц ент) от договорной (сметной) стоимости работ.

Ставки платежей за право на поиск и оценку месторождений устанавливаются в пределах от 1 до 2%, на разведку —от 3 до 5% от стоимости указанных работ. Конкретная ставка платежа определяется органом, предоставляющим лицензию на право проведения работ.

При площадном характере работ по поиску и оценке месторождений размер платежа оп­ределяется в зависимости от удельных платежей за квадратный километр площади в год:

S = S1 * Уд n,

где:

S — сумма платежей за отчетный период,

S1 — площадь, опоискованная за отчетный период;

Уд n — удельный платеж за 1 кв. км. опоискованной площади в год. Удельный платеж определяется по данным лицензии:

Уд n = V n / S t

где:

V— общ ая стоимость работ;

n — ставка платежа, установленная в лицензии;

S— площадь выделенной территории для поиска, оценки в лицензии;

t — срок проведения работ в годах.

При продлении срока пользования недрами для завершения поисковых и разведочных работ размер платежей увеличивается в 1 ,5 раза.

Платежи за право на разведку месторождений полезных ископаемых в границах горного отвода, предоставленного пользователю для добычи этого полезного ископаемого, не взима­ются.

Платежи за поиск и разведку месторождений полезных ископаемых поступают в местные бюджеты городов и районов по месту проведения работ.

2. Платежи з а добычу полезны х ископаемых

Используемые термины применяются в следующем значении:

— полезные ископаемые — минеральные образования земной коры, химический состав и физические свойства которых позволяют использовать их в сфере материального производства;

— минеральное сырье — полезные ископаемые, используемые в сфере материального про­изводства. К минеральному сырью, по которому производятся платежи, относятся все виды полезных ископаемых из запасов месторождений (в пределах горного отвода), указанных в лицензии, включая подземные воды, рассолы, рапу и сапропели. Плата производится как за основное сырье, так и за добываемые попутные компоненты, учтенные Государственным ба­лансом полезных ископаемых и указанные в лицензии;

— добыча полезных ископаемых — совокупность технологических процессов по извлече­нию полезного ископаемого из недр;

— добытое материальное сырье — полезное ископаемое, извлеченное из недр; — балансовые запасы полезных ископаемых — установленные (подсчитанные) запасы по­лезных ископаемых в недрах, доступные для извлечения, то есть которые могут быть объектом промышленного освоения;

— погашенные запасы — сумма объемов добытого из недр и потерянных в недрах при добыче (неизвлеченных);

— потери полезного ископаемого при добыче — часть балансовых запасов полезных ис­копаемых, потерянная в недрах непосредственно в технологическом процессе добычи (экс-третационные потери), добытая и направленная в породные отвалы, оставленная в местах складирования, погрузки и на транспортных путях технологического цикла горного производ­ства при очистке, осушке и транспортировке нефти, газа (технологические потери);

— нормативные потери полезных ископаемых при добыче — потери, технологически свя­занные с принятой схемой и системой разработки месторождения согласно утвержденному техническому проекту.

2.1. Определение стоимомти единицы добытого полезного ископаемого

Стоимость добытого минерального сырья исчисляется по ценам реализации товарной про­дукции (без учета налога на добавленную стоимость и спецналога), действующим на момент определения суммы платежа. А именно:

а) по нефти, включая газовый конденсат, — исходя из ц ены реализации предприятием без акциза;

б; по природному газу — исходя из регулируемых оптовых цен предприятия (до введения свободных цен) без акциза;

в) по другим полезным ископаемым — исходя из сложившихся свободных цен реализации. Для предприятий, осуществляющих прямой обмен, передачу минерального сырья на про-мпереработку на давальческой основе или его реализации по ценам не выше себестоимости, стоимость реализованной продукции определяется исходя из средних цен реализации на дан­ном предприятии в текущем месяце, а при отсутствии таковых — исходя из рыночных цен на аналогичную продукцию, сложившихся в данном регионе на дату совершения оборота, но не ниже фактической себестоимости.

В случае реализации недропользователем части минерального сырья или продуктов его технологического передела в счет экспортных поставок в общую стоимость минерального сырья для определения размера платежей включается также стоимость экспортных поставок в иностранной валюте, за вычетом экспортных пошлин, акцизов, расходов на оплату услуг за транспортировку нефти на экспорт. Выручка в иностранной валюте пересчитывается в рубли по курсу Центрального банка РФ, действующему на день поступления средств на валютный счет или в кассу предприятия.

Цены реализации товарной продукции, действующие на момент определения суммы, ис­числяются от цены реализованной в этом периоде продукции по данным аналитического учета реализованной продукции в ведомости № 16 “Движение готовых изделий и реализация про­дукции”.

При реализации не собственно минерального сырья, а товарной продукц ии более высокой степени технологического передела минерального сырья (кирпича, бетона, цемента, безина) стоимость единицы добытого минерального сырья определяется с применением понижающ его коэффициента.

Понижающий коэффициент определяется отношением себестоимости добытого мине­рального сырья к себестоимости реализованных продуктов его передела. К себестоимости до­бытого минерального сырья относятся все затраты, связанные с технологией добычи и пер­вичной переработкой полезных ископаемых, обеспечивающей достижение требуемого качест­ва минерального сырья (соответствие ГОСТам или технологическим условиям), а также затра­ты по их транспортировке. К первичной переработке относятся технологии, предусмотренные при лицензировании, а также в планах развития горных работ или проектах разработки мес­торождений в составе технологических процессов добычи. Затраты, связанные с переделом минерального сырья с применением к нему более высокой степени технологической перера­ботки, по самостоятельным (относительно добычи) комплексам технологических процессов, в себестоимость добычи не включаются.

Стоимость добытых подземных вод рекомендуется исчислять по ценам их реализации или реализации конечной продукции (энергии — при использовании теплоэнергетических вод; йода, брома и других компонентов — при использовании промышленных вод) без налога на добавленную стоимость.

Для подземных пресных вод в случаях, когда вода используется на потребление внутри предприятия для производственных или хозяйственно-питьевых нужд и их цена не установ­лена, последняя может приниматься либо по себестоимости добычи с учетом рентабельной товарной продукции, либо как отпускная цена воды в водозаборах централизованного водо­снабжения, находящихся в аналогичных гидрогеологических и водохозяйственных условиях.

Если предприятием применяется к воде определенная технология передела (извлечения полезного ископаемого) или технология водоподготовки по улучшению в целях коммерции (очистка, розлив в бутылки), то размер платежа корректируется понижающим коэффициентом определяемым как отношение себестоимости добытой воды к себестоимости реализованной воды.

Для вод попутного извлечения при разработке месторождений твердых полезных ископа­емых, нефти и газа; вод, используемых для поддержания пластового давления при эксплуата­ции месторождений нефти, газа, термальных и промышленных вод; извлекаемых дренажных вод стоимость принимается по себестоимости добычи.

Объем добытого минерального сырья, направленного в передел по строке 1 и себестои­мость добытого минерального сырья, направленного в передел по строке 2, определяются по кредиту счета 10 “Материалы”.

Количество минерального сырья в реализованных продуктах передела по строке 4 опре­деляется расчетным путем, исходя из количества реализованной продукции (в едомость № ] 6) и установленной нормы расхода минерального сырья на единицу продукции.

По дробильно-сортировочным производствам, когда в результате переработки из мине­рального сырья (ПГС, камень) производится несколько товарных продуктов (щебень, гравий, песок), строка 4 определяется суммированием количества всей реализованной продукции с включением нормативных потерь, установленных при переработке.

Себестоимость реализованных продуктов передела (стр. 6) и стоимость реализованных продуктов передела (стр. 8) отражается соответственно по дебету и кредиту счета 46 “Реализа­ц ия продукции (работ, услуг)”. (Последующий порядок исчисления платежа предложен в форме расчета.)

2.2. Распределение платежей за добычу полезных ископаемых.

Разовые и регулярные платежи за добычу полезных ископаемых распределяются в бюдже­ты различных уровней в зависимости от вида полезного ископаемого. Платежи за добычу уг­леводородного сырья (нефть, газовый конденсат, природный и попу тный газ) распределяются в следующем порядке : местные бюджеты — 30%, краевой бюджет — 30%, федеральный бюджет — 40%.

Платежи за добычу общераспространенных полезных ископаемых полностью поступают в местные бюджеты районов, городов по месту добычи. Перечень общераспространенных по­лезных ископаемых, применительно к регионам, определяет Комитет РФ по гелогии и исполь­зованию недр совместно с органами власти края при участии Госгортехнадзора. Платежи за добычу других полезных ископаемых распределяются в следующем порядке: местные бюджеты — 50%, краевой бюджет — 25%, федеральный бюджет — 25%.

Платежи за пользование недрами территориального моря распределяются в следующем порядке: краевой бюджет — 60%, федеральный бюджет — 40%.

Платежи за пользование недрами континентального шельфа Российской Федерац ии по­ступают в федеральный бюджет.

Платежи за добычу подземных вод до выхода водного законодательства Российской Фе­дерации распределялись в порядке, принятом для других полезных ископаемых.

В соответствии со статьей 124 Водного кодекса РФ от 16.11).95 г. № 167-ФЗ, плата за до­бычу подземной воды с момента введения указанного кодекса распределяется в бюджеты раз­личных уровней в следующем соотношении: краевой бюджет — 60%, федеральный бюджет — 40%.

3. Платежи за польз ование н едрами в целях, не связан ных с добычей полезных ископаемых

Платежи за пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в том числе для строительства и эксплуатации подземных сооружений, захоронения токсичных и радиоактивных отходов, взимаются в форме разовых взносов или регулярных платежей. Раз­меры этих платежей определяются в зависимости от размеров участка недр, предоставленного в пользование полезных свойств недр, и степени экологической опасности их использования.

Разовые платежи вносятся при выдаче лицензий на участки недр, не находившиеся в поль­зовании.

Порядок и условия взимания платежей, критерии определения ставок устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Размер платежей за право на пользование недрами для строительства и эксплуатац ии под­земных сооружений, не связанных с добычей (метро, тоннели, винохранилища, газо-нефте-хранилища и др.), определяется в пределах !— 3% сметной стоимости объекта и стоимости предоставляемых услуг при его эксплуатации (без налога на добавленную стоимость и спец­налога). Конкретные размеры этих платежей определяются органами, выдающими лицензию. Суммы платежей включаются в стоимость сооружений.

После окончания строительства подземных сооружений размер платежа корректируется с учетом их фактической стоимости.

Платежи за пользование недрами в целях, не связанных с добычей, поступают в местные бюджеты по месту нахождения объекта.

В соответствии со статьей 1 9 Федерального закона от 3.03.95 г. № 27-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О недрах"“, собственники, вла­дельцы земельных участков, имеют право, по своему усмотрению, в их границах осуществлять строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров, а также на устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения, в порядке, устанавливаемом ор­ганом исполнительной власти края.

4. Сроки уплаты платежей за пользование недрами

В соответствии с Инструкцией Госналогслужбы Российской Федерации от 30.01 .93 г. № 17 “О порядке и сроках внесения в бюд жет платы за право на пользование недрами” платежи за пользование недрами уплачиваются в бюджет исходя из фактических объемов добычи (работ, услуг) за истекший период с начала года и ставок платежей со следующей периодичностью: а) ежемесячно — предприятия со среднемесячными платежами от ! 00 до 300 тыс. руб.; б) предприятия со среднемесячными платежами более 300 тыс. руб. — авансовые платежи в размере одной трети суммы налога по последнему месячному расчету; в) ежеквартально — предприятия со среднемесячными платежами менее 100 тыс. руб.; г) предприятия со среднемесячными суммами налога менее 10 тыс. руб. с разрешения местных налоговых органов могут уплачивать налог один раз в год.

Срок уплаты не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, кварталом, годом.

Плательщики в сроки, установленные для уплаты налогов за отчетный период (кроме авансовых платежей), представляют налоговым органам по месту пользования недрами, а в копии по месту своего нахождения расчет платы за право на пользование недрами по формам согласно Приложению № 2 к вышеуказанной Инструкции, а по платежам за добычу полезных ископаемых с апреля 1995 г. —, составляемые нарастающим итогом с начала года. Начисленные суммы платежей за недра в бухгалтерском учете отражаются: — по всем платежам за право на пользование недрами (кроме платежей за сверхнорматив­ные потери) по дебету счетов учета затрат на производство и кредиту счета 68 “Расчету с бюд­жетом”;

— платежи за сверхнормативные потери полезных ископаемых по дебету счета 8! “Ис­пользование прибыли” и кредиту счета 68 “Расчеты с бюджетом”.

Фактическое перечисление предприятиями этих платежей отражается по кредиту счета 51 “Расчетный счет” и дебету счета 68 “Расчеты с бюджетом”.

V. ОТЧИСЛЕНИЯ НА ВОСПРОИЗВОДСТВО МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ БАЗЫ

До выхода Закона “О недрах” предприятия, добывающие полезные ископаемые на терри­тории СССР, уплачивали в союзный бюджет отчисления на возмещение затрат на геолого­разведочные работы по ставкам, устанавливаемым Минфином СССР в рублях за единицу до­бытого полезного ископаемого.

В Законе РФ от 21 .02.92 г. № 2395-1 “О недрах”, утвержденном Постановлением Верхов­ного Совета РФ от 21 .02.92 г. № 2396-1 , этот платеж назван “отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы”. Предусмотрено, что суммы отчислений используются на геоло-го-разведочные работы.

Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы производят субъекты пред­принимательской деятельности независимо от форм собственности, в том числе юридическиелица и граждане других государств, осуществляющие добычу всех видов полезных ископаемых на территории Российской Федерац ии, ее континентального шельфа и морской исключитель­но экономической зоны, разведанных за счет государства.

Пользователи недр, осуществившие за счет собственных средств поиск и разведку разра­батываемых ими месторождений или полностью возместившие все расходы государства на поиск и разведку соответствующего количества запасов полезных ископаемых, освобождаются от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы при разработке этих месторож­дений в порядке, устанавливаемом Правительством РФ. Размер платежа определяется:

— с ] .05.92 г. согласно письму Государственной налоговой службы РФ № ВГ-4-02/50 от 26.08.92 г. “О временном порядке взимания платежей за право пользования недрами и отчис­лений на воспроизводство минерально-сырьевой базы” — как доля от стоимости товарной продукции из добытых предприятиями полезных ископаемых”

— с 1.04.93 г. в соответствии с Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 25.02.93 г. .№ 4546- 1 “Об утверждении Положения о Государственном в небюджетном фонде воспроизводства минерально-сырьевой базы Российской Федерации” — как доля от стоимос­ти реализованной продукции (без налога на добавленную стоимость и спецналога), получен­ной из полезных ископаемых, добытых предприятием,

— с 1 5.03.95 г. в соответствии с Федеральным законом от 03.03.95 г. № 27-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О недрах"“ — как доля от стоимости фактически до­бытых полезных ископаемых;

—с 1.01.96 г. в соответствии с Федеральным законом от 30.12.95 г. № 224-ФЗ “О ставках отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы” — как доля от стоимости первого товарного продукта, полученного и реализованного из фактически добытых полезных иско­паемых. Исходя из вышеуказанного сумма отчислений с 1.01.96 г. опреде ляе тся от оборота по реализации добытого полезного ископаемого или продуктов их передела на сторону, своему капитальному строительству, своим обслуживающим производствам и хозяйствам, отражае­мого по кредиту счета 46 “Реализация продукции (работ, услуг)”.

Ставки отчислений устанавливаются зоконодательными органами России по представле­нию Правительства РФ:

— с 1.05.92 г. по 1.01.96 г. действовали ставки отчислений, установленн ые постановлением Комитета цен при Минэкономики России от 18.05.02 г. № 4. утвержденные постановлением Верховного Совета РФ от 25.02.93 г. № 4546-11в указанном постановлен ии не установлены ставки на подземную воду);

— с 1 .01.96 г. действуют ставки, установленные Фе деральным законом от 30.1 2.95 г. № 224-ФЗ “О ставках отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы ”.

Ставки являются едиными для всех пользователей недр, добывающ их данный вид мине­рального сырья. Федеральным законом от 30.12.95 г. № 224-ФЗ установлены ставки отчисле­ний на воспроизводство минерально-сырьевой базы в размере 5% от суммы реализации добы­той подземной воды.

Законом РФ “О недрах” (статья 44) предусмотрено уменьшение начисленных недрополь-зователями сумм отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы на долю само­стоятельного финансирования геолого-разведочных проектов.

При этом в соответствии с “Положением о Государственном внебюджетном фонде вос­производства минерально-сырьевой базы Российской Федерации” доля самостоятельного фи­нансирования работ утверждается Комитетом Российской Федерации по геологии и исполь­зованию недр или его территориальным подразделением и доводится до сведения налоговых органов.

В 1993 г. в соответствии с Постановлением Верховного Совета РФ от 1 4.05.93 г. № 4968-1 “О введении Закона Российской Федерации "О республиканском бюджета Российской Феде­рации на ) 993 год"“ внебюджетный фонд воспроизводства МСБ не был образован, а суммы отчислений на воспроизводство МСБ перечислялись в республиканские бюджеты. В связи с этим Госналогслужба письмом от 25.11.93 г. № НП-6-02/392 разъясняла, что доля отчислений для самостоятельного финансирования предприятиями геолого-разведочных работ в 1993 г. может быть принята при определении объемов отчислений на воспроизводство МСБ только при ее подтверждении Государственной налоговой службой России.

С 1994 г. в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.12.93 г. № 1359 “О порядке финансирования геолого-разведочных работы заинтересованные министерства и ве­домства по согласованию с Роскомнедра и Минэкономики России устанавливают горнодобы вающим предприятиям объемы геолого-разведочных работ, самостоятельно финансируемые ими за счет соответствующего уменьшения взимаемых с них отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы.

Ежегодно до начала следующего календарного года Роскомнедра представляют Минфину и Госналогслужбе России уточненные сведения о размерах отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы для конкретных предприятий.

Так, в ] 995 г., в соответствии с письмом Госналогслужбы от 1 3.02.95 г. № НП-6-02/74 “О размерах отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы на 1 995 год)) суммы от­числений на воспроизводство МСБ по АООТ “Краснодарнефтегаз”, ДП “Кубаньгазпром”, АО “Новоросцемент” направляются на финансирование геолого-разведочных работ, самостоя­тельно проводимых этими предприятиями. Для АО НПО “Термнефть” установлена уточнен­ная ставка отчислений в федеральный бюджет в размере 5% и определен минимальный пре­дельный расчетный объем отчислений на ! 995 г., зачисляемых в федеральный бюджет, в сумме ) 008,5 млн. руб.

В ) 996 г., в соответствии с письмом Госналогслужбы и Минфина РФ от 21 .03.96 г. № ПВ- 6-04/200, № 07-09-3 “О размерах отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы в 1 996 году”, на финансирование самостоятельно проводимых геологс-разведочных работ в 1 996 г. направляются суммы отчислений на воспроизводство минераьно-сырьевой базы по АО “Краснодарнефтегаз”, АО “Нефтебитум”, АО “Термнефть”, и АО “Кубаньгазпром”. Для АО “Новоросцемент” установлена ставка отчислений, оставляемая в распоряжении предприятия в размере )% от стоимости добытого минсырья.

В соответствии с порядком, определенным Госналогслужбой России, расчеты отчислений на воспроизводство МСВ этими предприятиями ведутся по полным ставкам, утвержденным постановлением Верховного Совета РФ от 25.02.93 г. № 4546-1 . В формы расчета вводятся строка 14 “Причитается к уплате в бюджет по уточненной ставке” и строка 15 “Сумма отчис­л ений, оставляемых в распоряжении предприятия на финансирование геолого-разведочных работы .

По истечении календарного года производится уточнение сумм отчислений за год с учетом их фактического использования на финансирование геолого-разчедочных работ с зачислением неиспользованн ых или использованных не по назначению средств в федеральный бюджет.

По предприятиям, не перечисленным в вышеуказанных письмах Госналогслужбы России, в 199 4—1 996 гг. отчисления на воспроизводство МСБ в федеральный бюджет производятся в полном объеме по ставкам, утвержденным Постановлением Верховного Совета РФ от 25.02.93 г. № 4546-1. В случаях, когда реализуется не минеральное сырье, а продукты его переработки, размер отчислений корректируется понижающим коэффициентом, определяемым отношени­ем себестоимости добытых полезных ископаемых к себестоимости реализованных продуктов их передела.

Распределение отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы

— с 1 .05.92 г. суммы отчислений полностью направлялись в федеральный бюджет, в со­ответствии с Постановлением Верховного Совета РФ от 1 4.05.93 г. № 4968-1 “О введении в действие Закона Российской Федерации "О республиканском бюджете Российской Федера­ции на 1 993 год"“;

— с 1.04.95 г. все суммы отчислений, производимые при добыче общераспространенных полезных ископаемых, используемых для местных нужд, направляются в краевой бюджет в соответствии с Федеральным законом от 3.03.95 г. № 27-ФЗ “О внесении изменений и допол­нений в Закон Российской Федерации "О недрах"“,

— с 1 .1 2.95 г. в соответствии со статьей 1 25 Водного кодекса плата на восстановление и охрану водных объетов, то есть отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы по подземной воде, направляется в федеральный бюджет в размере 40% от начисленной суммы и 60% — в краевой бюджет.

В соответствии с Инструкцией Госналогслужбы РФ от 30.09.94 г. № 28 “О порядке исчис­ления и уплаты в бюджет отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы') отчис­ления на воспроизводство минерально-сырьевой базы уплачиваются в бюджет исходя из фак­тических объемов объектов обложения за истекший период, с начала года, и ставок платежей со следующей периодичностью: а) ежемесячно — предприятия со среднемесячными платежами не менее ) млн. руб., б) предприятия со среднемесячными платежами более 1 0 млн. рублей уплачивают по сро­кам 1 3-го, 23-го одного месяца и 3-го числа следующего месяца — авансовые платежи в раз­мере одной трети суммы налога, начисленного за предыдущий месяц; в) ежеквартально — предприятия со среднемесячными платежами менее 1 млн. руб.; г) предприятия с о среднемесячными суммами отчислений менее 1 00 тыс. руб. с разреше­ния руководителей местных налоговых инспекций могут уплачивать налог один раз в год.

Срок уплаты не позднее 20-го числа месяца, следующего на отчетным месяцем, кварталом. годом.

Плательщики в сроки, установленные для уплаты налогов за истекший период (кроме авансовых платежей), представляют налоговым инспекциям по месту своего нахождения и по месту пользования недрами расчеты отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы по форме согласно Приложению № 2 к указанной Инструкции, а с ) января ) 996 г. — по форме согласно приложению к данной статье, составляемые нарастающим итогом с начала года.

Метод определения и форма расчета стоимости единицы добытого (по ценам реализации) полезного ископаемого являются едиными для расчета платежа за добычу полезного ископа­емого и отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы.

Начисленные суммы отчислений отражаются по дебету счета 20 “Основное производством и кредиту счета 68 “Расчеты с бюджетом”. Перечисленные в бюджет отчисления учитываются по дебету счета 68 в корреспонденции со счетом 5) “Расчетный счет').

VI. ЕСЛИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО НАРУШАЕТСЯ

Недропользователи несут ответственность за правильность исчисления, своевременность уплаты платежей, установленных при пользовании недрами в соответствии со статьями 13 и 15 Закона РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” и пунктом 12 статьи 7 Закона РСФСР “О государственной налоговой службе РСФСР”. Контроль за полнотой, пра­вильностью исчисления и своевременностью внесения платежей осуществляется органами Го­сударственной налоговой службы.

В случае, если налоговыми органами в результате камеральных или документальных про­верок установлено, что подлежащий уплате платеж составляет большую сумму, чем указано в расчете плательщика, доначисленные суммы налога по результатам проверок уплачиваются в 5-дневный срок со дня сообщения налоговыми органами о сумме доплаты. Пеня начисляется по истечении 5-дневного срока со дня, установленного для представления бухгалтерского от­чета и баланса.

В случаях выявления фактов осущ ествления пользования недрами без лицензии налоговые органы, руководствуясь статьей 14 Закона РФ “Об основах налоговой системы в РФ” и статьей 1 73 Гражданского кодекса РФ, имеют право обращаться в суд или арбитражный суд с иском о признании недействительными любых сделок, направленных на получение прибыли от такой деятельности и о взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам или о ликвидации предприятия.