Уральский государственный экономический университет
Факультет сокращенной подготовки
ОТЧЕТ
по преддипломной практике
Автор работы:
Реутова Н.А.
Группа ЭТ-99
Руководитель:
д.э.н. Николаева Т.И.
Екатеринбург
2002г.
Содержание
Введение……………………………………………………………....3
1. Характеристика предприятия…………………………….………5
2. Анализ оптового товарооборота ……………………….…….….7
3. Анализ товарных запасов………………………………………..25
4. Анализ поступления товаров…………………………………...32
5. Анализ издержек обращения……………………………………36
6. Анализ валового дохода…………………………………….…..44
7. Анализ прибыли предприятия……………………………….…52
8. Анализ показателей по труду…………………………………..57
9. Анализ основных фондов предприятия …………………….…62
10.Анализ финансового состояния предприятия…………………69
Список используемой литературы…………………………….…..75
Приложение ……………………………………………………..….76
Введение
Целью преддипломной практики являются следующие задачи:
1. Закрепить теоретические знания, полученные по дисциплине «Экономика предприятия торговли и общественного питания» ;
2. Приобрести необходимые навыки самостоятельной работы по анализу и планированию хозяйственной деятельности предприятия ;
3. Получить практические навыки управления экономико – коммерческой деятельностью в качестве экономиста – менеджера;
4. Развить творческую инициативу с целью решения задач по дальнейшему улучшению планирования и повышения эффективности деятельности предприятия ;
5. Обеспечить сбор и обработку необходимого статистического материала для выполнения дипломной работы.
Объектом преддипломной практики является общество с ограниченной ответственностью «Компания Папирус», созданное в 2000году. В соответствии с учредительными документами основной вид деятельности общества – оптовая торговля в г.Екатеринбурге.
Материалами для анализа служат : годовой бухгалтерский отчет, текущая статистическая и оперативная отчетность, нормативные документы и другие источники. Особое внимание уделялось ознакомлению с формами бухгалтерской и статистической отчетности по основным показателям хозяйственной деятельности.
Изучение хозяйственной деятельности предприятия проводилось по разделам в логической последовательности, согласно изучению их в дисциплине «Экономика предприятия торговли и общественного питания».
В процессе прохождения экономико – коммерческой практики уяснили основы формирования оборота канцелярских товаров, ознакомились с основами коммерческой деятельности, а также тщательно изучили процесс формирования и эффективного использования ресурсов предприятия.
При изучении данных вопросов и отражении их в отчете соблюдалось определенная последовательность, что и представлена в данном отчете по преддипломной практике.
1. Характеристика предприятия ООО «Компания Папирус»
Объектом исследования является общество с ограниченной ответственностью «Компания Папирус», созданное в сентябре 1999 года. В соответствии с учредительными документами основной вид деятельности общества – оптовая торговля в г. Екатеринбурге.
Торговое предприятие ООО « Компания Папирус» имеет склад канцелярских товаров и офис, расположенными на ул.Волховская, 20, занимается продажей оптом канцелярских товаров.
Учредителями ООО «Компания Папирус» является физические лица. Имущество состоит из вкладов учредителей – это общая долевая собственность учредителей. На момент образования предприятия Уставный фонд составлял 8350 рублей.
Высшим органом ООО «Компания Папирус» является общее собрание его участников, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с российским законодательством на основании Устава и Учредительного Договора ООО «Компания Папирус».
Основной вид деятельности предприятия – оптовая торговля в г. Екатеринбурге.
За все время работы торговое предприятие ООО «Компания Папирус» зарекомендовало себя как надежный партнер, стабильная в финансовом отношении фирма.
Оперативный учет представляет собой концентрацию и анализ информации, отражающей выполнение хозяйственных различных операций предприятия. Данные оперативного учета используются для повседневного текущего руководства и управления предприятием. Оперативный учет и контроль над выручкой и прибылью осуществляется на основе первичных бухгалтерских документах. Бухгалтерский учет и все записи о хозяйственных операциях ведутся на компьютере в программе 1:С Бухгалтерия. По данным синтетического и аналитического учета прибыли и убытков составляется квартальная и годовая отчетность о финансовых результатах и их использование – форма №2 « Отчет о прибылях и убытках».организационная структура предприятия показана на рис.1.
Рис.1
Организационная структура предприятия
ООО «Компания Папирус»
Директор
Начальник
По сбыту
Зам.директора
директор
Начальник по
снабжению
Менеджеры
По сбыту,
Продавец
Бухгалтерия
Складские
рабочие,
водители
2. Анализ оптового товарооборота
Анализ оптового товарооборота – важное звено процесса управления потребительским рынком и деятельностью торгового предприятия .
Основная цель анализа торговой деятельности оптовых предприятий- выявление, изучение и мобилизация резервов развития товарооборота, улучшение обслуживания покупателей, совершенствования товародвижения. В процессе анализа дается оценка выполнения плана оптового товарооборота и поставки товаров покупателям; изучение их в динамике; выявить и измерить влияние факторов на развитие оптового товарооборота ; изучить недостатки в торгово-коммерческой деятельности и разработать меры по их устранению и предупреждению, планирование товарооборота. Анализ показывает, как оптовое предприятие в своей хозяйственной деятельности учитывает социально-экономическое развитие обслуживаемого региона, производственные возможности промышленных предприятий и других поставщиков, наличие у них товарных ресурсов, объем и структуру поступления товаров из других регионов.
Оптовый товарооборот – это продажа товаров торговыми предприятиями другим предприятиям, использующим эти товары либо для последующей реализации, либо для производственного потребления в качестве сырья и материалов, либо для материального обеспечения хозяйственных нужд.
Товарооборот является важнейшим оценочным показателем торгового предприятия, измерителем эффективности деятельности. Объем продажи товаров характеризует конкурентные позиции предприятия на рынке, его долю в общем, объеме продаж и степень устойчивости положения на рынке, способность продавать товары, пользующиеся спросом потребителей и обеспечивающие получение намеченных и стабильных результатов.
Одна из целей анализа заключается в выявлении неиспользованных резервов роста общего объёма оптового товарооборота по структурным единицам, по отдельным товарам и товарным группам, которые можно использовать в процессе текущей торговой деятельности или в предстоящем периоде (учесть при обосновании прогнозов и планов на предстоящий период).
Предприятия изучают свою коммерческую деятельность при помощи системы показателей. Эти показатели находятся в неразрывной взаимозависимости и единстве в тоже время отражают различные стороны торгового процесса. Такая система показателей может быть предоставлена в виде следующих групп:
· Соотношение товарного предложения и спроса покупателей, емкость и насыщенность рынка, уровень конкуренции и сегментации рынка
· Показатели оптового товарооборота в текущих и сопоставимых ценах за отчетный и прошлый периоды
· Показатели структуры товарооборота
· Показатели оптового товарооборота по структурным единицам торгового предприятия
· Показатели оптовых цен и тарифов (структура рыночных цен, их динамика, ценовая конкуренция)
· Расчеты влияния на величину оптового товарооборота основных факторов (изменения товарных запасов, поступления, рыночных цен и т.д.)
Анализ объема и динамики оптового товарооборота основывается на данных бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности.
Торговая деятельность оптовых предприятий характеризуется, прежде всего, степенью выполнения планов и динамикой оптового товарооборота. Рассмотрим динамику товарооборота за 2 года на графике рис.2.
Рис. 2
ООО «Компания Папирус» имеет следующие данные по объему и составу товарооборота (табл.1).
Таблица 1
Информация о выполнении плана по
оптовому товарообороту ООО «Компания Папирус»
Показатели
Фактически за прошлый 2000 год
Отчетный 2001 год
Отклонение
Отчетный год в % к
прош-
лому
году
План
Факт
% вы-полне-ния
От
Плана
От
прош.
года
1.Оптовый товарооборот с участием в расчетах:
А) в действующих
Ценах
6526
7048
8328
118,16
+1280
+1802
127,61
Б) в сопоставимых
Ценах
6526
------
6610
-------
------
+84
101,29
План товарооборота ООО «Компания Папирус» перевыполнен на 18,16% или на 1280 тыс.руб. По сравнению с прошлым годом его объем возрос на 1802 тыс.руб.,что составляет 27,61%. Рост оптового товарооборота в динамике произошел в основном за счет повышения продажных цен на товары. Индекс продажных цен по оптовому товарообороту в отчетном году к прошлому составил 1,26 раза. Пересчитаем фактический его объем за отчетный год в сопоставимые продажные цены: 8328: 1,26 = 6610 тыс.руб. Таким образом , повышение продажных цен на товары обеспечило прирост оптового товарооборота на 1718 тыс.руб. (8328-6610), что составляет 26,33% к фактическому его объему за прошлый год.
Анализ выполнения плана и динамики оптового товарооборота проводят не только за год, но и по кварталам. Это помогает установить, как ритмично развивается оптовая реализация, как равномерно удовлетворяется спрос покупателей на товары. Для оценки равномерности и ритмичности развития товарооборота следует изучить выполнение плана и его динамику.
Для определения равномерности и ритмичности развития товарооборота следует изучить выполнение плана и его динамику по кварталам, составив аналитическую таблицу.
Изучим ритмичность и равномерность развития товарооборота ООО «Компания Папирус», составим табл. 2.
Таблица 2
Ритмичность развития оптового товарооборота
ООО «Компания Папирус» в действующих ценах, тыс. р.
Кварталы
Факти-чески за прош-лый год
Отчетный год
Отклонение
В % к прошло-му году
План
Факти-чески
% выпол-нения плана
От плана
От прошлого года
1 квартал
1631
1761
2082
118,23
+321
+451
127,65
2 квартал
1505
1625
1984
122,09
+359
+479
131,83
3 квартал
1832
1979
2201
111,22
+222
+369
120,14
4 квартал
1558
1683
2061
122,46
+378
+503
132,28
Всего за год
6526
7048
8328
118,16
+1280
+1802
127,61
Рисунок 3
Равномерность выполнения плана товарооборота по кварталам.
Коэффициент ритмичности определяют отношением числа периодов, за которые выполнен план, к общему их количеству. Торговое предприятие план товарооборота выполнило во всех кварталах. Отсюда коэффициент ритмичности равен 1,0 или ритмичным его выполнение было только на 100,0 %.
Для определения коэффициента равномерности
необходимо рассчитать среднее квадратическое отклонение (b) и коэффициент вариации, или неравномерности (v).
b = (X- X)2
/ n ; v = b*100/ X ,
b = 0,42 ; v = 0,42%
Среднее квадратическое отклонение равно 0,42, оно показывает колебания в развитии анализируемого показателя. Коэффициент вариации (неравномерности) равен 0,42 , можно проанализировать неравномерность изменения исследуемого показателя. Коэффициент равномерности Кравн
рассчитывают по формуле:
Крав
= 100-v
=100-0,42 =99,58%.
Таким образом, выполнение плана товарооборота было равномерным на 99,58%.
Под сезонными колебаниями понимают такие изменения уровня динамического ряда, которые вызывают влияниями времени года.
Динамика квартальных и месячных товарооборотов торгового предприятия существенно отличается от годовых. Это проявляется прежде всего в том, что развитие годовых объемов товарооборота носит более или менее монотонный характер, в то время как изменения квартальных и месячных объемов оборота тех же товаров в рамках года характеризуется, как правило, большей неравномерностью, резко выраженными колебаниями. В настоящее время существует много различных методов, с помощью которых осуществлются анализ квартальных объемов товарооборота. Наиболее простым и достаточно надежным является метод относительной средней.
При данном метоле допустима сопоставимость товарооборота только внутри года. Для расчета используем данные о квартальном обороте за 2 года.
Сначала определяется среднеквартальный оборот за каждый год:
Тквj
=Тj
/4,
Тквj
–среднеквартальный товарооборот j-го года, руб.
Тj
– объем товарооборота j-го года, руб.
Далее рассчитываются сезонные колебания товарооборота по кварталам за каждый год, и определяется сумма.
На основе этих формул рассчитываем сезонные колебания товарооборота по кварталам табл.3.
Таблица 3
Исходные данные для расчета сезонных колебаний товарооборота по кварталам тыс.руб.
Годы
Кварталы
2000г.
2001г.
I
1631
2082
II
1505
1984
III
1832
2201
IV
1558
2061
Объем товаро-оборота за год, тыс.руб.
6526
8328
Таблица 4 Расчет сезонных кеолебаний товарооборота по кварталам (%).
Годы
Кварталы
2000г.
2001г.
Сумма сезонных колебаний
I
99,97
100,0
199,97
II
92,25
95,29
187,54
III
112,29
105,72
218,01
IV
95,49
98,99
194,48
В целях устранения случайных факторов на основе рассчитанных сезонных колебаний определяются индексы сезонности товарооборота:
Iсез.перi
=сумма сезонных колебаний /количество лет
Iсез.перi
–первоначальный индекс сезонности товарооборота i-го квартала, %.
Сумма индексов сезонности товарооборота за четыре квартала должна быть равна 400,0% . Если имеются отклонения от указанной величины, то в расчеты вводится коэффициент поправки:
Кп
=400 / сумма сезонных колебаний,
Кп
–коэффициент поправки первоначальных индексов сезонности товарооборота.
Уточненные индексы сезонности товарооборота определяются по формуле: Iсез.ут.i
=Iсезперi
х Kn,
Iсез.ут.i
–уточненный индекс сезонности товарооборота i-го квартала, %.
Таблица 5
Расчет индексов сезонности товарооборота (%).
Кварталы
Сумма сезонных колебаний
Индексы сезонности
Первоначальный индекс сезонности
Уточненный индекс сезонности
I
199,97
99,985
99,985
II
187,54
93,77
93,77
III
218,01
109,005
109,005
IV
194,48
97,24
97,24
Сумма
------
400,0
400,0
Коэффициент поправки составляет:
Кп
=400/400=1,0. Индекс сезонности показывает , насколько процентов отклоняется товарооборот данного квартала от среднеквартальной величины в ту или иную сторону под влиянием факторов сезонного характера.
После изучения объема оптового товарооборота переходим к анализу его состава.
Далее переходим к анализу и оценке ассортимента и структуры оптового товарооборота табл.6.
Таблица 6
Информация о динамике ассортимента и структуры оптового товарооборота ООО «Компания Папирус»
Товарные группы и товары
Фактически за прошлый год
Фактически за отчетный год
Изменения в динамике оптового товарооборота,тыс.р.
(гр.4-гр.2)
Изменение в динамике структуры товарооборота (гр. 5 – гр. 3), %
Оптовый товарооборот отчетного года в % к прошлому году
(гр. 4: гр. 2 х 100)
Сумма, тыс. р.
Удель-ный вес, %
Сумма, тыс. р.
Удель-ный вес, %
1
2
3
4
5
6
7
9
Бумажно-беловые изд-я
1138,79
17,45
1511,53
18,15
+372,74
+0,7
132,73
Школьно-письменные принад-ти
2476,62
37,95
3184,63
38,24
+708,01
+0,29
128,59
Настольные принад-ти
465,30
7,13
576,30
6,92
+111,0
-0,21
123,86
Папки
946,27
14,50
1155,09
13,87
+208,82
-0,63
122,07
Бумага
1345,00
20,61
1813,01
21,77
+468,01
+1,16
134,80
Металоиз-делия
154,02
2,36
87,44
1,05
-66,58
-1,31
56,77
Всего
6526
100,00
8328
100,00
+1802
----------
127,61
По всем товарным группам обеспечены высокие темпы роста реализации товаров . В отчетном году по сравнению с прошлым годом выросла реализация по бумажно-беловым изделиям на 372,74 тыс.руб, по школьно-письменным принадлежностям на 708,01 тыс.руб., по настольным принадлежностям на 111,0 тыс.руб., по папкам на 208,82 тыс.руб., по бумаге на 468,01 тыс.руб, по металлоизделию реализация уменьшилась на 66,58 тыс.руб.. Неравномерность развития оптового товарооборота по отдельным группам привела к изменению его структуры. В частности, снизилась доля в товарообороте по настольным принадлежностям, по папкам, металлоизделиям, при увеличении удельного веса реализации товаров по другим товарным группам.
Выполнение плана и динамика оптового товарооборота зависят от трех групп факторов:
1) от обеспеченности и использования товарных ресурсов;
2) от обеспеченности трудовыми ресурсами, режима и эффективности труда;
3) от состояния, развития и использования материально-технической базы оптовой торговли.
Главный фактор успешного развития товарооборота- обеспеченность и рациональность использования товарных ресурсов. Проводя анализ , прежде всего, проверим, как товарные ресурсы обеспечивали успешное выполнение плана и динамику развития оптового товарооборота, удовлетворение спроса покупателей на отдельные товары. Оптовый товарооборот зависит от поступления товаров и состояния товарных запасов. На его объем оказывает влияние прочее выбытие товаров. Эта зависимость может быть выражена формулой товарного баланса:
Зн
+ П = О + В + Зк
,
где Зн
- запасы товаров на начало отчетного периода;
П - поступление товаров;
О - оптовый товарооборот;
В - прочее выбытие товаров;
Зк
- запасы товаров на конец отчетного периода.
Влияние показателей товарного баланса на объем оптового товарооборота можно определить, применив следующую формулу:
О = Зн
+ П – В – Зк
.
Товарный баланс по ООО «Компания Папирус» по оптовой торговле характеризуется данными табл.7.
Таблица 7
Товарный баланс по ООО «Компания Папирус» ,тыс. р.
Показатели
Факти-чески за прош-лый год
Отчетный год
Отклонение
Повлияли на
План
Фактиче-ски
От плана
от прошло-го года
Выполнение плана товарообо-рота
Динамику товароо-борота
Товарные запасы на начало года
812
875
898
+23
+86
+23
+86
Поступление товаров
6620
7105
8662
+1557
+2042
+1557
+2042
Прочее выбытие товаров
8
5
6
+1
-2
-1
+2
Оптовая реализация товаров
6526
7048
8328
+1280
+1802
+1280
+1802
Товарные запасы на конец года
898
927
1226
+299
+328
-299
-328
Прочее выбытие товаров в % к объему их поступления
0,12
0,07
0,07
-----
-0,05
---------
---------
Оптовый товарооборот по сравнению с планом возрос на 1280 тыс.руб. за счет сверхнормативных запасов на начало года (+ 23 тыс.руб.) и перевыполнения плана поступления товаров (+1557 тыс.руб.). Возможности увеличения товарооборота уменьшились в связи с ростом прочего выбытия товаров (-1 тыс.руб.) и завышенными товарными запасами на конец года (-299 тыс.руб.). ООО «Компания Папирус» в прочее выбытие товаров включает товарные потери, бой, лом, порчу и уценку товаров. В связи с этим увеличение по сравнению с планом и в динамике прочего выбытия товаров должно с отрицательной стороны характеризовать его торговую деятельность.
По сравнению с прошлым годом объем товарооборота увеличился за счет завышенных товарных запасов на начало года (+86тыс.руб.), роста поступления товаров (+2042 тыс.руб.) и уменьшения прочего выбытия товаров (+2 тыс.руб.). Возможности роста товарооборота в динамике уменьшились в результате увеличения товарных запасов на конец года (328 тыс.руб.).
Следовательно, на выполнение плана и динамику товарооборота положительное влияние оказывает завышенные (сверхнормативные) товарные запасы на начало изучаемого периода (если товары пользуются спросом) и рост поступления товаров и отрицательное – увеличение прочего выбытия товаров, и завышенные товарные запасы на конец анализируемого периода.
Важным вопросом анализа является изучение эффективности использования товарных ресурсов, правильности их распределения между магазинами и другими торговыми подразделениями. Основным показателем оценки эффективности использования товарных ресурсов является объем товарооборота на один рубль товарных ресурсов (Этов
), который определяется по формуле
Этов
= Р / Зн
+ П – Зк
Этов
показывает, сколько рублей товарооборота приходится на каждый рубль товарных ресурсов.
Для анализа и оценки эффективности использования товарных ресурсов предприятия ООО «Компания Папирус» составляют табл.8.
Таблица 8
Информация об эффективности использования товарных ресурсов по ООО «Компания Папирус».
Показатели
Факти-чески за прош-лый год
Отчетный год
Отклонение
В % к прошло-му году
план
факт
%выпол-нение плана
от плана
От прошло-го года
1.Оптовый товарооборот,тыс.р
6526
7048
8328
118,16
+1280
+1802
127,61
2.Объемтовар-ных ресурсов, тыс.руб.
6534
7053
8334
118,16
+1281
+1800
127,55
3.Прочее выбытие товаров, тыс.руб.
8
5
6
120
+1
-2
75
4.Объем товар-
ных ресурсов на один рубль оптового товаро оборота, руб
0,9988
0,9993
0,9993
100,00
--------
+0,0005
100,05
5.Прочее выбытие товаров к объему оптово го товарооборота ,%
0,12
0,07
0,07
100,00
---------
-0,05
58,33
6.Прочее выбытие товаров к объему товар ных ресурсов, %
0,12
0,07
0,07
100,00
---------
-0,05
58,33
Анализ эффективности использования товарных ресурсов показал, что товарооборот по сравнению с планов вырос на 1280 тыс.руб., а по сравнению с прошлым годом на 1802 тыс.руб.. Объем товарных ресурсов вырос по сравнению с планом на 1281 тыс.руб., а по сравнению с прошлым годом на 1800 тыс.руб. Объем товарных ресурсов на 1 рубль оптового товарооборота не изменился по сравнению с планом, а по сравнению с прошлым годом увеличился на 0,0005. Основные показатели торговой деятельности ООО «Компания Папирус» показаны в табл.№9.
Таблица 9
Основные показатели хозяйственной деятельности
ООО «Компания Папирус» за 2000 – 2001 г.
Показатели
2000 г.
2001 г.
2001 к 2000 в %
Отклонение 2001 от 2000 г
Сумма
В %
Товарооборот
6526,0
8328,0
127,61
+1802,0
27,61
Себестоимость
4895,0
6246,0
127,60
+1351,0
27,60
Валовой доход
1631,0
2082,0
127,65
+451,0
27,65
В % к товарообороту
24,99
25,00
100,04
+0,01
0,04
Валовой доход без НДС
1359,17
1735,00
127,65
+375,83
27,65
В % к товарообороту
20,826
20,833
100,03
+0,007
0,03
Издержки обращения
680,65
969,94
142,50
+289,29
42,50
В % к товарообороту
10,43
11,65
111,70
+1,22
11,70
Прибыль от реализации
678,52
765,06
112,75
+86,54
12,75
В % к товарообороту
10,40
9,17
88,17
-1,23
-11,83
Налог на прибыль прибыль
237,48
267,77
112,75
+30,29
12,75
В % к товарообороту
3,64
3,22
88,46
-0,42
-11,54
Среднесписочная численность торговых работников
8
11
137,5
+3
37,5
Товарооборот на одного торгового работника
815,75
757,09
92,81
-58,66
-7,19
Фонд оплаты труда
252,00
408,00
161,90
+156
61,90
В % к товарообороту
3,86
4,90
126,84
+1,04
26,84
Средняя заработная плата в месяц
2,63
3,09
117,49
+0,46
17,49
Из данных таблицы №9 видно, что объем оптового товарооборота является результатом продаж всех работников.
В процентном отношении фактический товарооборот по сравнению с планом увеличился на 27,61 %.
Рис.4
Основные показатели работы торгового предприятия
Изменения в товарообороте можно увязать с изменением выработки одного работника и изменением численности работников. Рассчитаем это влияние на объем розничного товарооборота торговой фирмы.
Расчет влияния производительности:
11 * (757,09 - 815,75 ) = - 645,25 тыс.р.
Расчет влияния численности:
815,75 * ( 11 – 8 ) = 2447,25 тыс. р.
Расчет совокупного влияния факторов:
2447,25 – 645,25 = 1802 тыс. р.
Из расчетов следует, что производительность упала, ведя за собой и уменьшение товарооборота на 645,25 тыс. р., но за счет увеличения численности работников товарооборот увеличился на 2447,25 тыс. р.
В итоге совокупное влияние факторов составило 1802 тыс. р.
Сущность планирования товарооборота заключается в определении его объема в стоимостном выражении на определенные периоды времени в будущем. Планирование товарооборота служит инструментом выявления будущей прибыли предприятия, позволяет улучшить контроль за размещением и использованием всех его ресурсов.
Одним из методов расчета общего объема оптового товарооборота предприятия является экономико-статистические методы. Эти методы основываются на изучении тенденции показатели динамического ряда. Тенденции экономического ряда переносятся на плановый период. При характеристики тенденции используется метод среднегодовые темпы изменения показателей.
п-1
Тс
= Уп
/ У1 ,
Тс
= 2
8328/4479 =1,167*100=116,7%
У1
- первый показатель динамического ряда;
Уп
- последний показатель динамического ряда;
п- число периодов.
В среднем товарооборот увеличится на 16,7% в год. Эту тенденцию можно перенести на 2002год
О2002
=О2001
* Тс
=9718,78тыс.руб.
Таким образом, планируемый товарооборот на 2002год равен 9718,78 тыс.руб.
Экономико-статистический метод, основанный на сглаживании данных о приросте товарооборота за ряд лет, предшествующих планируемому году. Экстраполяция по скользящей средней может применяться для целей краткосрочного прогнозирования.
Необходимость применения скользящей средней вызывается следующими обстоятельствами. Бывают случаи, когда имеющиеся данные динамического ряда не позволяют обнаруживать какую-либо тенденцию развития того или иного процесса из-за случайных и периодических колебаний исходных данных. В таких случаях для лучшего выявления тенденции прибегают к методу скользящей средней.
С этой целью рассчитывается прирост товарооборота в процентах к предыдущему периоду.
Таблица 10
Исходные данные для сглаживания прироста объема товарооборота.
Показатель
Год
Объем това –рооборота
Цепные темпы роста
Темп прироста
К1
1998
4479,0
-----
К2 (1)
1999
6526,0
145,70
+45,70
К3 (2)
2000
8328,0
127,61
+27,61
Затем производится сглаживание этих показателей методом скользящей средней для трех близлежащих лет.
Кn
= Кn
- Кn+1
/ 2
К1
= 45,70+27,61 / 2 = 36,66 .
Полученный выравненный ряд скользящих средних дает возможность определить среднегодовое изменение прироста объема товарооборота:
=( Кn
- К1
) / (n-1) = (27,61-45,70) /1 =-18,09%.
Показатель 18,09 – это средний темп уменьшения товарооборота, который принимается в качестве ориентира для расчета плана. Плановый товарооборот рассчитывается с учетом этого темпа.
Значение прироста товарооборота на планируемый год (К4
) определяется продолжением выравненного ряда средних на 2 шага вперед, т.е. начиная от предшествующего года, через отчетный год на планируемый год:
К4
= К3
+ =27,61+(-18,09) = 9,52 %.
Таким образом, в планируемом году по сравнению с отчетным годом товарооборот торгового предприятия должен увеличиться на 9,52%.
Товарооборот план.2002= Товарооборот 2001г. х (100+9,52) /100 = 9120,83 тыс.руб.
3. Анализ товарных запасов.
Товарные запасы – это часть товарного обеспечения, представляющая собой совокупность товарной массы в процессе ее движения из сферы производства к потребителю.
Существование товарных запасов как категории товарного обращения обусловлено необходимостью обеспечения нормального процесса обращения товаров.
Для обеспечения ритмичной работы, широкого выбора товаров и наиболее полного удовлетворения спроса покупателей в оптовой торговле на складах должны быть определенные товарные запасы. По назначению запасы товаров подразделяются на текущие, сезонные и целевые. Основными являются текущие товарные запасы, предназначенные для обеспечения повседневной бесперебойной торговли. Запасы товаров текущего хранения постоянно и равномерно пополняются. Оптовое предприятие должно иметь их в размере на установленный по плану количество дней торговли. Текущие запасы должны быть средними, т.е. не завышенными и не заниженными.
Сезонные запасы товаров создаются в определенные периоды года, и их образование связано с сезонностью производства, либо с сезонностью спроса и реализации товаров. К целевым товарным запасам относится образование товаров для осуществления определенных целей.
Текущие товарные запасы планируются отдельно от сезонных и целевых.
При проведении анализа товарных запасов составляют следующую таблицу 11.
Таблица 11
Проверка соблюдения нормативов товарных
запасов по ООО «Компания Папирус» за отчетный год
Квар-талы
Единицы измерения
Нор-матив товарных запа-сов
Фактические товарные запасы
Отклонение от норматива
на
начало кварта-ла
на первое число второго месяца
На первое число третье-го месяца
на конец кварта-ла
На начало кварта-ла
на первое число второго месяца
на первое число третье-го месяца
на конец кварта-ла
1 кв.
тыс.р.
дни
875
44,71
898
38,82
882
38,13
915
39,56
964
41,68
+23
-5,89
+7
-6,58
+40
-5,15
+89
-3,03
2 кв.
тыс.р.
дни
893
49,45
964
43,74
946
42,92
902
40,93
917
41,61
+71
-5,71
+53
-6,53
+9
-8,52
+24
-7,84
3 кв.
тыс.р.
дни
911
41,43
917
37,49
933
38,14
938
38,35
949
38,80
+6
-3,94
+22
-3,29
+27
-3,09
+38
-2,63
4 кв.
тыс.р.
дни
927
49,57
949
41,44
958
41,83
971
42,40
1226
53,54
+22
-8,13
+31
-7,74
+44
-7,17
+299
-3,97
Анализ товарных запасов показал, что на конец 1 квартала фактические запасы превышали плановые на 89 тыс.руб, на конец 2 квартала превышали на 24 тыс.руб., на конец 3 квартала на 38 тыс.руб., на конец года на 299 тыс.руб. Однако качественным показателем состояния товарных запасов является их уровень. Товарные запасы во всех кварталах отчетного года были завышены. Это свидетельствует о достаточных запасах, обеспечивают развитие товарооборота и бесперебойное снабжение покупателям необходимыми товарами. Товарные запасы в сумме снижаются, если поступление товаров отстает от темпов увеличения товарооборота, и повышаются при опережающих темпах роста поступления товаров. Во всех кварталах фактические запасы превышали установленный норматив, что создавало нормальные условия торговли. Когда спрос населения превышает предложение товаров, товарооборот осуществляется с меньшими товарными запасами. По мере увеличения предложения товаров, насыщения рынка наблюдается некоторое замедление скорости обращения товаров. Изучение спроса населения , завоз товаров в размерах не превышающий спрос, равномерное поступление товаров, отсутствие недостатков в организации торговли и другой маркетинговой деятельности -условия способствующие нормализации товарных запасов.
Анализ товарных запасов проводят также в разрезе товарных групп и товаров . Динамика товарных запасов в разрезе товарных групп и товаров по торговому предприятию ООО «Компания Папирус» характеризуется данными табл.12.
Таблица 12
Информация о товарных запасах в действующей оценке на оптовых складах «Компания Папирус», тыс. р.
Товарные группы
Фактически на начало года
Норматив на конец года (на IY квартал)
Фактически на конец года
Отклонение фактических товарных запасов на конец отчетного года
сумма
в днях
сумма
в днях
сумма
в днях
от норматива
от данных прошлого года
В сумме (гр.6-гр.4)
В днях (гр.7-гр.5)
В сумме (гр.6-гр.2)
В днях (гр.7-гр3)
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
Бумажно-беловые изд-я
142
44,94
147
42,98
194
46,19
+47
+3,21
+52
+1,25
Школьно-письменные принад-ти
227
32,99
264
35,53
350
39,55
+86
+4,02
+123
+6,56
Бумага
254
67,91
262
64,85
347
68,85
+85
+4,00
+93
+0,94
Папки
128
48,67
132
46,48
175
54,52
+43
+8,04
+47
+5,85
Настольные принад-ти
99
76,74
102
72,86
135
84,38
+33
+11,52
+36
+7,64
Металоиз-делия
48
111,6
20
43,48
25
104,17
+5
+60,69
-23
+7,43
Всего
898
49,53
927
47,34
1226
53,00
+299
+5,66
+328
+3,47
Сумма фактических товарных запасов по всем товарным группам за год значительно выросла. Товарные запасы фактические на конец года возросли по сравнению с нормативом на 299 тыс.руб., а по сравнению с начало года на 328 тыс.руб.. Товарные запасы в днях возросли на конец отчетного года по сравнению с нормативом на 5,66 дня , а по сравнению с началом отчетного года на 3,47 дня. Это может положительно повлиять на развитие товарооборота торговой фирмы ООО «Компания Папирус» в будущем году.
Наряду с анализом товарных запасов на отдельные даты проводится изучение их средних размеров.
Рассчитаем плановые среднегодовые товарные запасы по фирме ООО «ООО «Компания Папирус» по формуле средней арифметической:
Зср
по плану = 875+893+911+927/4 = 901,5 тыс.руб.
Фактические среднегодовые товарные запасы определяем по формуле средней хронологической по данным тринадцати дат ( на начало каждого месяца и на конец года). Фактические среднегодовые текущие товарные запасы равны:
Зср фактически
= 12399/12= 1033,25 тыс.руб.
Товарооборачиваемость является одним из важнейших качественных показателей в торговле. Под товарооборачиваемостью понимается время обращения товаров со дня их поступления до дня реализации, а также скорость оборота товаров. Время обращения характеризует среднюю продолжительность пребывания товаров в виде товарного запаса. Скорость оборота показывает, сколько раз в течение изучаемого периода произошло обновление товарных запасов. Следует отметить, что оборачиваются не сами товары, а вложенные в них средства. После продажи товары в торговлю не возвращаются, а идут на удовлетворение материальных и духовных потребностей покупателей. Ускорение товарооборачиваемости имеет большое значение: высвобождаются оборотные средства, вложенные в товарные запасы, снижаются потери товаров и другие торговые расходы, сохраняется качество товаров, улучшается обслуживание покупателей и т.д. Замедление времени обращения товаров требует дополнительного привлечения кредитов и займов, ведет к росту издержек обращения, уменьшению прибыли, ухудшению финансового положения предприятия.
Товарооборачиваемость в днях определяют на основе данных о средних товарных запасах и товарообороте по одной из следующих формул:
Тдн
= Зср
*Д / Р, или Тдн
= Зср
: (Р:Д), или Тдн
= Зср
/Рдн,
,
Где Тдн
– товарооборачиваемость в днях; Д- количество дней анализируемого периода; Рдн
–среднедневной объем оптового товарооборота.
Товарооборачиваемость в количестве оборотов (скорость обращения товаров) можно рассчитать по следующей формулам:
Тоб
= Р/Зср
, или Тоб
= Д / Тдн
Где Тоб –
товарооборачиваемость в количестве оборотов (скорость обращения товаров).
Результаты анализа товарооборачиваемости по оптовому торговому предприятию оформляют табл.13.
Таблица 13
Информация о средних товарных запасах и
товарооборачиваемости по ООО «Компания Папирус».
Показатели
Факти-чески за прош-
лый год
Отчетный год
Отклонение
В % к прош-лому году
план
Факт
% вы-полне-ния плана
от плана
от прош-лого
года
1.Оптовый товарооборот, тыс.руб.
6526
7048
8328
118,23
+1280
+1802
127,61
2. Среднегодовые товар-
ные запасы, тыс.руб.
1087,7
901,50
1033,25
104,16
+131,8
-54,45
94,99
3.Время обращения товаров в днях
(стр.2 : стр.1*360)
60,00
46,05
44,66
96,98
-1,39
-15,34
74,43
4.Скорость обращения товаров в количестве оборотов (стр.1:стр.2)
5,99
7,82
8,06
103,07
+0,24
+2,07
134,56
Таким образом, фактические среднегодовые товарные запасы больше плановых на 131,8 тыс.руб.. Их размер зависит от двух факторов: 1) от изменения объема товарооборота; 2) от ускорения или замедления товарооборачиваемости. Торговое предприятие перевыполнило план товарооборота на 18,23% и за счет этого средние товарные запасы возросли на 131,8 тыс.руб.
По торговому предприятию товарооборачиваемость по сравнению с планом ускорилась на 1,39 дней и в динамике она ускорилась на 15,34 дней.
По фирме ООО «Компания Папирус» фактический среднедневной товарооборот в отчетном году составил 23,13 тыс.руб. Ускорение времени обращения товаров по сравнению с прошлым годом на 15,34 дней высвободило средств, вложенные в товарные запасы, в сумме 354,81 тыс.руб (23,13*(-15,34)).
В отчетном году товарные запасы фактически обновлялись 8,06 раз при плане 7,82 раза.. В динамике оборачиваемость товаров ускорилась на 2,07 оборота.
Поскольку динамика товарных запасов колеблется, темпы изменения разные, то для более точного расчета плана используют метод выравнивания с помощью скользящей средней табл.14. Метод скользящей средней целесообразно применять для выравнивания уровней товарных запасов в днях.
Таблица 14
Планирование товарных запасов по оптовому предприятию
ООО «Компания Папирус»
Год
Оптовый товарооборот тыс. руб.
Товарный запас
Условные обозначение товарного запаса в днях
Тыс. руб.
Дни оборота
1999
4479,0
617
49,60
К1
2000
6526,0
898
49,53
К2
2001
8328,0
1226
53,00
К3
Планируемый
9120,83
1942,63
53,46
К4
Используя данные табл.14 произведем расчеты:
К1ср
= (49,60+49,53)/2 = 49,57дн.
К2ср
= (49,53+53,00)/2 = 51,27дн.
К3ср
= (49,57+51,27)/2 = 50,42дн.
Рассчитаем среднегодовое изменения товарного запаса за весь анализируемый период:
= (50,42-49,57)/(3-1) = 0,46дн.
Находим норматив товарного запаса на планируемый год.
К4= 53,0+0,46 = 53,46дн.
ТЗпл
= 9120,83*53,46/360 = 1354,44 тыс. руб.
4. Анализ поступления товаров.
Анализ поступления товаров проводят по всем товарным группам и товарам и в ассортиментном разрезе. При этом используют как стоимостные, так и натуральные показатели. Применение натуральных показателей и данные о средних оптовых ценах на товары позволяет с большей глубиной проанализировать выполнение плана поступления товаров по ассортименту и качеству, определить влияние ценового фактора на стоимость поступивших товаров.
Проводя поступления товаров в разрезе товарных групп, необходимо изучить, как на оптовом торговом предприятии соблюдается ассортиментный минимум, удовлетворяется спрос покупателей на отдельные товары. Для анализа и оценки динамики источников поступления товаров по ООО «Компания Папирус» составляют табл.15.
Таблица 15
Информация о динамике поступления товаров
по ООО «Компания Папирус», тыс. р
Товарные группы и товары
Фактически за прошлый год
Фактически за отчетный год
Отклонение в динамике по поступлению товаров
(гр. 3 – гр.2)
Темп роста (снижения) поступления товаров в динамике, %
(гр.3: гр. 2 х 100)
Темп роста (снижения) розничной реализации товаров в динамике, %
1
2
3
4
5
6
Бумажно-беловые изд-я
1173
1596
+423
136,06
132,73
Школьно-письменные принад-ти
2508
3212
+704
128,07
128,59
Бумага
1382
1815
+433
131,33
134,8
Папки
951
1194
+243
125,55
122,07
Настольные принад-ти
463
761
+298
164,36
123,86
Металоиз-делия
143
84
-59
58,74
56,77
Всего
6620
8662
+2042
130,85
127,61
Торговое предприятие обеспечило высокие темпы роста поступления товаров. Поступление товаров увеличилось в отчетном году по сравнению с прошлым годом на 2042 тыс.руб, за счет увеличения оптового товарооборота. По настольным принадлежностям темпы роста поступления товаров опережали темпы увеличения его реализации, что привело к росту товарных запасов и затовариванию.
Для анализа и оценки динамики источников поступления товаров по предприятию ООО «Компания Папирус» составляют табл.16.
Таблица 16
Информация об источниках поступления товаров на
оптовый склад ООО «Компания Папирус», тыс.руб.
Источники
Поступления
Товаров
Фактически за
Отклонение отчетного года от
Прошлого
года
Отчетный год
в % к
прошлому
году
Прошлый
Год
отчетный
год
От оптовых пред-тий своей области
2714
2165
-549
79,77
От оптовых пред-тий других областей
1523
2339
+816
153,58
От промышленных пред-тий других областей
2383
4158
+1775
174,49
Всего
6620
8662
+2042
130,85
В отчетном году поступление товаров составило 8662 тыс.руб., что больше прошлого года на 2042 тыс.руб. (на 30,85%). В условиях формирования рыночных отношений торговые предприятия получили больше права и возможности вовлечения в товарооборот дополнительных товарных ресурсов путем закупки товаров непосредственно у производителей. Более быстрыми темпами росло поступление товаров от оптовых предприятий своей области и от промышленных предприятий других областей (от производителей). В отчетном году поступление от оптовых предприятий своей области составило 2165 тыс.руб., что меньше прошлого на 549 тыс.руб. Это говорит о том, что наше предприятие стало заключать договора непосредственно с заводами изготовителями напрямую без посредников. В отчетном году поступление от оптовых предприятий других областей составило 2339 тыс.руб., что больше прошлого на 816 тыс.руб.. В отчетном году поступление товаров от промышленных предприятий других областей составило 4158 тыс.руб., что больше прошлого на 1775 тыс.руб. Увеличение поступления товаров напрямую от промышленных предприятий приводит к снижению оптовых цен, а значит к увеличению товарооборота, прибыли предприятия.
В табл.17 обобщим данные планирования по оптовому предприятию.
Таблица 17
Товарный баланс по ООО «Компания Папирус» ,тыс. р.
Показатели
Планируемый период
на 2002 год
Товарные запасы на начало
1226,0
Поступление товаров
9252,27
Прочее выбытие товаров
3
Товарные запасы на конец года
1354,44
Оптовая реализация товаров
9120,83
Прочее выбытие товаров в % к объему их поступления
0,03
ООО «Компания Папирус» в прочее выбытие товаров включает товарные потери, бой, лом, порчу и уценку товаров. В связи с этим увеличение в динамике прочего выбытия товаров должно с отрицательной стороны характеризовать его торговую деятельность.
5.Анализ издержек обращения торгового предприятия
Затраты по доведению товаров от производства до потребителей (покупателей), выраженные в денежной форме называются издержками обращения. К ним относятся расходы на транспортировку, подработку, упаковку, хранение и реализацию товаров, а также административно – управленческие расходы торговых предприятий. Состав издержек обращения регламентируется «Основными положениями по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции ( работ и услуг)». Издержки обращения представляют собой стоимостную оценку материальных, трудовых и иных затрат (потребленную часть ресурсов и затрат на хозяйственную деятельность). Подробная характеристика и состав затрат определяется в соответствии с положением о составе затрат по производству и реализации продукции, включаемых в себестоимость продукции, и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденным постановлением Правительства РФ от 5 августа 1992 г. № 552 и последующими изменениями и дополнениями.
В методических рекомендациях по бухгалтерскому учету затрат, включаемых в издержки обращения и производства дана подробная характеристика состава расходов по каждой статье.
Целью расходования средств, использования различных ресурсов является достижение высоких конечных результатов – определенного объема товарооборота и необходимой прибыли. Поэтому признаку все издержки обращения делят на две группы: постоянные и переменные.
Постоянные издержки обращения представляют собой затраты, которые в каждый данный момент не зависят непосредственно от величины и структуры товарооборота. Эти издержки обращения являются постоянными только в коротком периоде деятельности, по мере роста объема товарооборота они имеют тенденцию к снижению.
Переменными называются издержки обращения, величина которых находиться в непосредственной зависимости от объема и структуры товарооборота. Сущность этих издержек можно выразить и так: к переменным относятся издержки, связанные с использованием производственных факторов, величина которых определяется изменениями реализации товаров (услуг).
Постоянные и переменные расходы составляют общую величину издержек обращения.
Целью анализа издержек обращения является их оценка с позиции рациональности и выявления возможностей по их экономии в текущем и предстоящих периодах. Рациональным является такое использование затрат, которое способствует улучшению конечных результатов – непрерывному росту товарооборота и увеличению прибыли.
Для достижения указанной цели торговым предприятиям необходимо:
· Оценить величину издержек обращения предприятия в сумме и в процентах к товарообороту за отчетный период
· Изучить расходы по отдельным статьям в сумме и в процентах к товарообороту, установить их долю в совокупных издержках обращения за отчетный период и тенденции изменения этой доли в динамике
· Исследовать влияние факторов на изменение издержек обращения отчетного периода в динамике и оценить воздействие затрат на конечные результаты
· Выявить резервы экономии по отдельным статьям расходов и определить меры по их использованию в текущей деятельности и предстоящем периоде.
Анализ издержек обращения будет произведен по данным бухгалтерской и статистической отчетности, материалам текущего их учета, первичных и сводных документов. Исходная информация об издержках обращения по торговому предприятию ООО «Компания Папирус» представлена в Таблице №18
Таблица 18
Анализ издержек обращения ООО «Компания Папирус» в разрезе отдельных статей
Статья издержек
2000 год
2001 год
Отклонение
Сумма тыс.р
Уровень %
Сумма тыс.р
Уровень %
Сумма тыс.р
Уровень %
Транспортные расходы
4,60
0,07
8,45
0,10
+3,85
+0,03
Расходы на оплату труда
252,00
3,86
408,00
4,90
+156
+1,04
Отчисления на соц. нужды
97,78
1,50
146,47
1,76
+48,69
+0,26
Коммунальные расходы
8,25
0,13
9,50
0,11
+1,25
-0,02
Расходы на аренду
244,20
3,74
301,44
3,62
+57,24
-0,12
Амортизация осн. Средств
9,60
1,41
19,31
1,99
+9,71
+0,58
Расходы на ремонт
7,54
0,11
5,13
0,06
-2,41
-0,05
Износ МБП
20,17
0,31
26,37
0,32
+6,20
+0,01
Командировочные расходы
17,00
0,26
21,80
0,26
+4,8
------
Расходы на рекламу
21,50
0,33
32,00
0,38
+10,5
+0,05
Прочие
5,61
0,09
7,28
0,09
+1,67
------
Всего
680,65
10,43
969,94
11,65
+289,29
+1,22
Анализируя данные таблицы №18 видим, что издержки обращения в отчетном 2001 году возросли по уровню на 1,22%, и увеличились по сумме на 289,29 тыс. руб. На увеличение расходов повлияло повышения уровня расходов на оплату труда, по отношению к товарообороту. В тоже время увеличились транспортные расходы , расходы на отчисления на соц. нужды, расходы на аренду, расходы на рекламу и др. Увеличение издержек обращения произошло за счет увеличения товарооборота в отчетном году по сравнению с прошлым на 1802 тыс. руб.
На данном предприятии основную долю издержек составляют: расходы на оплату труда, расходы на аренду, расходы на соц. отчисления.
Для более детального изучения издержек обращения на данном предприятии, рассмотрим в отдельности условно-постоянные и условно-переменные издержки. Для этого составим дополнительную таблицу №19.