Главная      Учебники - Экономика     Лекции по экономике - часть 1

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  559  560  561   ..

 

 

Анализ экономических и социальных результатов аграрной реформы на Дальнем Востоке

Анализ экономических и социальных результатов аграрной реформы на Дальнем Востоке

Министерство общего и профессионального образования РФ

Хабаровская государственная академия экономики и права

Кафедра экономики и управления производством

по предмету "Экономика и управление АПК"

Выполнила Студентка 4го курса заочного отделения Якубович Т.А.

Хабаровск 1998

Введение

Объектом рассмотрения в данной работе служили экономические процессы, происходящие в аграрном секторе Дальнего Востока в результате реформ, их последствия на примере Амурской области и Республики Саха (Якутия).

В докладе отражены основные результаты аграрных преобразований в регионе за 1990-1997 гг.; проанализировано изменение производственных показателей, раскрыты тенденции изменения посевных площадей, поголовья скота, производства продукции в целом и по категориям хозяйств. Изучено ресурсное обеспечение сельского хозяйства, тенденции движения инвестиций, социальные результаты аграрной реформы.

В работе проанализировано экономическое содержание методов проведения реформ, изменения экономической среды деятельности аграрного сектора. Сделан вывод о закономерности сложившейся ситуации, о том что действующий механизм реформ стал основным препятствием для перехода аграрного сектора к рыночным отношениям. Действующие экономические условия ведут к повышению удельного веса территорий с неблагоприятными условиями, не позволяют формировать единое экономическое пространство. Изменение экономической среды происходит в результате принимаемых на государственном уровне решений.

Разработаны предложения по совершенствованию государственного регулирования сельскохозяйственного производства на основе восстановления дотаций на продукцию скотоводства из федерального бюджета на уровне обеспечивающем безубыточность отрасли в целом по Российской Федерации, на совершенствовании методов поддержания ресурсного обеспечения аграрного сектора, дифференцированного подхода к восстановлению производства на комплексах с промышленной технологией.

Предложен комплекс мер по использованию внутрипроизводственных резервов стабилизации и восстановления сельскохозяйственного производства.Глубина падения сельскохозяйственного производства, ухудшение условий жизни сельского населения на Дальнем Востоке превосходят средние показатели России. Снижаются посевные площади, падает плодородие почв, сокращается поголовье скота и птицы, не восполняются основные фонды и техника; в отдельных территориях региона 100% сельскохозяйственных предприятий убыточны. В регионе не осталось ни одного продукта, производство которого было бы рентабельным. Постоянно растут убытки, неплатежи и задолженность сельскохозяйственных предприятий.

В результате действия диспаритета цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию для села доход сельского хозяйства перераспределяется в другие сектора. Действие этого фактора будет проявляться еще длительный период, что необходимо учитывать при определении возможностей аграрного сектора.

Более 50% сельскохозяйственной продукции производится в личных подсобных и крестьянских хозяйствах при минимальном использовании техники и средств интенсификации. Усиливается процесс натурализации сельскохозяйственной деятельности, деквалификации работников сельского хозяйства. 1997 год не стал годом положительных сдвигов. Неизменность и ужесточение экономической политики привели к сохранению и усилению отрицательных тенденций.

До сих пор проводимые преобразования в аграрной сфере не поддерживаются самими производителями сельскохозяйственной продукции, не стали основой их поведения, рационального саморазвивающегося процесса. В результате экономических реформ усиливается конкуренция с импортной продукцией. Это ухудшает состояние и перспективы развития сельского хозяйства. Отрицательные последствия наиболее сильно проявляются в регионах с экстремальными условиями.

Все это обусловливает необходимость разработки системы организационно-экономических, финансово-инвестиционных и материально-технических мер, осуществляемых федеральными и региональными властями совместно с производителями сельскохозяйственной продукции, направленных на стабилизацию положения и создание условий для роста сельскохозяйственного производства. Разработка обоснованной региональной аграрной политики позволит объединить усилия регионов и центра, будет способствовать повышению конкурентоспособности и эффективности агропромышленного производства.

1. Основные результаты аграрных преобразований 1990-1997 гг.

Аграрная реформа началась без подготовки соответствующего законодательного, а, главное, экономического обеспечения. Реформа проводится по единой схеме без учета условий конкретных регионов. Многие решения принимаются с большим опозданием. Все это ухудшает и без того сложное положение аграрного сектора. Сильнее негативные тенденции проявляются в регионах со сложными природными и экономическими условиями. Вся совокупность воздействий прежде всего проявляется в производстве сельскохозяйственной продукции.

1.1. Тенденции изменений в производстве сельскохозяйственной продукции.

В результате ухудшения экономической ситуации общая площадь используемых сельскохозяйственных угодий сократилась с 6649 до 5947 тыс. га или на 11%, а используемой пашни с 3192 до 2785 тыс. га или на 13%.Выбытие худших земель в условиях перехода к рыночным отношениям неизбежно. Однако этот процесс идет стихийно, не направлен на решение вопросов повышения плодородия, сохранения сельскохозяйственных земель. Ни в одной из территорий Дальнего Востока не разработаны программы рационального использования земель в новых экономических условиях. Выбытие пашни идет в основных сельскохозяйственных районах. Из 406 тыс. га неиспользуемой пашни 300 тыс. приходится на Амурскую область. Одновременно поставки минеральных удобрений сократились в 36 раз, внесение органических удобрений в 1000 раз, полностью прекращено известкование и фосфоритование кислых почв.

В 1997 г. вся посевная площадь в регионе составила 62% к 1990 г. Посевы зерновых сократились на 36%; сои - 42, кормовых культур - на 45%; на 20 и 25% увеличились площади под картофелем и овощами (табл.1).

Таблица 1

Посевные площади основных сельскохозяйственных культур

на Дальнем Востоке (тыс. га)

Культуры 1986-1990 1990 1995 1996 1997

1997 в %

к 1990-1996

Всего посевов 2901 2892 2054 2005 1804 62 90
в том числе:
Зерновые 974 953 671 653 614 64 94
Соя 570 594 443 427 347 58 81
Картофель 126 148 144 145 125 100,6
Овощи 36 39,4 38,8 37,8 120 97
Кормовые 1195 1196 751 742 660 55 89

По сравнению с 1996 годом в 1997 году посевы сократились на 10%, а сои на 19%, кормовых культур на 11%. Сокращение идет более высокими темпами в основных сельскохозяйственных территориях региона. В Амурской области посевы зерновых по сравнению с 1990 годом уменьшились на 46 и сои на 49%. Посадки картофеля сократились в сельхозпредприятиях в три раза, овощей - в 2,5 раза, а в Амурской области в 6 и 3 раза. Посадки овощей и картофеля в личных подсобных хозяйствах по сравнению с 1990 годом увеличились в 2,8 и 2 раза. В последние три года они остаются практически без изменений.

В результате отсутствия удобрений, несвоевременного выполнения работ из-за состояния техники и сбоев в обеспечении горючим урожайность зерновых снизилась на 33% и составила 9,2 ц/га, сои на 39% - 6,4 ц/га. Урожайность картофеля и овощей длительный период в регионе колеблется от 80 до 100 ц/га (Прилож. 5, 6, 7).

Валовой сбор зерна в регионе сократился на 57%, сои - на 64%, а картофеля и овощей сохранился на уровне среднегодовых показателей 1991-1995 гг. В сельскохозяйственных предприятиях производство зерна составило 503,2 тыс. т или 89% общего количества и уменьшилось по сравнению с 1990 г. на 62%, сои соответственно 203 тыс. т или 92% и 68%. Производство картофеля и овощей в сельскохозяйственных предприятиях снизилось в 3 и 4 раза по сравнению с 1990 г. и составило 10 и 20% от общего производства. Заготовки грубых и сочных кормов в предприятиях в 1997 г. составили 433 тыс. т к.ед. или 21% к среднегодовому уровню 1986-1990 гг. Заготовки сена сократились на 71%, силоса - на 79%.

Кризис в растениеводстве Дальнего Востока продолжает углубляться. Условия для его прекращения не формируются ни на федеральном, ни на региональном уровне. Без принципиальных изменений экономической политики и подхода к проведению аграрной реформы в 1999-2000 гг. спад производства будет продолжаться.

В связи с длительной убыточностью основных видов продукции кризис в животноводстве проявляется в более резких формах. К концу 1997 г. поголовье крупного рогатого скота во всех категориях хозяйств по сравнению с 1990 г. сократилось на 54%. В республике Саха и Хабаровском крае, несмотря на выплачиваемую из местного бюджета дотацию на молоко, поголовье крупного рогатого скота снизилось соответственно на 28 и 49% (табл. 2).

В сельскохозяйственных предприятиях поголовье крупного рогатого скота по сравнению с 1990 годом сократилось на 74%. Этот процесс охватил все территории. Поголовье упало в Амурской области на 76%. С 1994 года начался процесс сокращения крупного рогатого скота в личных подсобных и крестьянских хозяйствах.

Таблица 2

Поголовье крупного рогатого скота (все категории хозяйств), тыс. голов

Территории 1990 1995 1996 1997 1997 в % к
1990 г. 1996 г.
Дальний Восток 1709 1034 885 780 46 88
Республика Саха 409 358 320 295 72 92
Амурская область 459 255 219 187 41 85

Поголовье коров во всех категориях хозяйств сократилось на 42% (табл. 3).

Таблица 3

Поголовье коров (все категории хозяйств), тыс. голов

Территории 1990 г. 1995 г. 1996 г. 1997 г. 1997 г. в % к
1990 г. 1996 г.
Дальний Восток 625 452 401 360 58 90
Республика Саха 145,4 133 126 115 79 91
Амурская область 165,3 121 105 92 56 88

В республике Саха поголовье коров снизилось только на 21%, что объясняется экономической поддержкой этой отрасли, выделением угодий для летнего содержания скота населения и заготовок кормов, а также традициями коренного населения, но поголовье коров продолжало сокращаться и в 1997 году (на 9%).

На начало 1998 г. 57% коров находилось в личных подсобных и крестьянских хозяйствах против 23% в 1990 г. Этот рост произошел в результате перераспределения в процессе реорганизации предприятий и сокращения в них поголовья из-за хронической убыточности животноводческой отрасли.

Поголовье свиней во всех категориях хозяйств снизилось на 78%. При этом спад произошел во всех территориях. В отдельных административных единицах сохранилось от 10 до 39% свиней к уровню 1990 г. (табл. 4).

Таблица 4

Поголовье свиней (во всех категориях хозяйств), тыс. голов

Территории 1990 г. 1995 г. 1996 г. 1997 г. 1997 г. в% к
1990 г. 1996 г.
Дальний Восток 1604 605 455 359 22 79
Республика Саха 112 66 46 30 27 65
Амурская область 405 144 132 113 28 86

В сельскохозяйственных предприятиях поголовье свиней сократилось в 11 раз, а в Амурской области и республике Саха к концу 1997 г. осталось от 4 до 8% численности поголовья 1990 г. Таким образом, свиноводство как товарная отрасль в предприятиях Дальнего Востока ликвидировано.

Поголовье птицы сократилось на 64%. В сельскохозяйственных предприятиях поголовье птицы снизилось на 72%, а в личных подсобных и крестьянских хозяйствах на 14%. В регионе ликвидирована отрасль мясного птицеводства на промышленной основе.

В последние годы владельцы личных подсобных и крестьянских хозяйств в числе причин, ведущих к сокращению поголовья скота и птицы, называют высокие цены на концентрированные корма, ограниченные возможности приобретения грубых и сочных кормов, трудности с приобретением молодняка животных и птицы. Последние две причины обусловлены разрушением крупных предприятий и сокращением в них производства.

Снижается также продуктивность скота и птицы. В 1997 г. удой в сельскохозяйственных предприятиях на корову составил 1419 кг против 2502 кг в 1990 г. Среднесуточный прирост крупного рогатого скота снизился до 120-190 гр. Средняя живая масса головы скота, реализованной на убой, снизилась до 240 кг или на 30%, свиней в два раза- до 53 кг. Яйценоскость упала на 20% , до 185 яиц на курицу-несушку.

В результате сокращения поголовья и снижения продуктивности скота уменьшилось производство продукции животноводства. В 1997 г. производство молока во всех категориях хозяйств по сравнению с 1990 г. сократилось на 55% и составило 709 тыс. т. В сельскохозяйственных предприятиях производство упало на 81% и составило 231 тыс. т. Реализация скота и птицы сократилась на 68% и составила 114 тыс. т, а в сельскохозяйственных предприятиях - на 84% и составила 43 тыс. т. Производство яиц уменьшилось на 62%, а в предприятиях на 67%. В 1997 г. эта тенденция сохранилась (табл. 5).

За 1997 год производство молока во всех категориях хозяйств сократилось на 8%, скота и птицы на 12%, яиц на 14%, а в сельскохозяйственных предприятиях соответственно на - 21, 23 и 17% .

В производстве всех видов сельскохозяйственной продукции уменьшилась доля сельскохозяйственных предприятий, но увеличилось значение личных подсобных хозяйств. Эта категория хозяйств в 1997 г. произвела 87% картофеля, 73% овощей, 61% молока, 55% мяса и 21% яиц. Крестьянские хозяйства дают незначительную часть продукции (табл. 6).

Основная причина повышения удельного веса личных подсобных и крестьянских хозяйств в производстве сельскохозяйственной продукции - резкое падение производства в сельскохозяйственных предприятиях. Резервы наращивания объемов производства продукции сельского хозяйства за счет развития личных подсобных и крестьянских хозяйств в современной экономической ситуации практически исчерпаны.

Таблица 5

Производство продукции животноводства

Виды продукции 1990 г. 1995 г. 1996 г. 1997 г. 1997 г. в% к
1990 г. 1996 г.
Во всех категориях хозяйств
Молоко, тыс. т 1571 819 771 709 45 92
Скот и птица (уб.м), тыс. т 351 150 130 114 32 88
Яйцо, млн. шт. 2261 1092 1003 861 38 86
Сельскохозяйственные предприятия 1 2 3 4 5
Молоко, тыс. т 1229 377 291 231 19 79
Скот и птица (уб.м.), тыс. т 262 82 56 43 16 77
Яйцо, млн. шт. 2034 888 804 671 33 83
Личные подсобные хозяйства
Молоко, тыс. т 342 399 437 433 127 99
Скот и птица (уб.м.), тыс. т 89 70 65 62 70 96
Яйцо, млн. шт. 226 201 192 184 81 96

Таблица 6

Доля производства продукции по категориям хозяйств, %

Продукция 1990 г. 1995 г. 1997 г.
П Л К П Л К П Л К
Зерно 99,8 0,2 - 89,7 0,3 10 88,8 0,3 10,9
Соя 100 - - 88 - 12 87 - 13
Картофель 45 55 - 11,9 85,8 2,3 10,1 87,3 2,6
Овощи 74 26 - - 21,8 73,9 4,3 73 6,5
Молоко 78 22 - 46,1 48,7 5,2 32,6 61 6,4
Скот и птица (уб. Вес) 75 25 - 47 46,8 6,2 37,7 54,6 7,7
Яйца 90 10 - 81,1 18,3 0,6 78 21,3 0,7
П – предприятия; Л – личные подсобные хозяйства; К – крестьянские хозяйства

В большинстве территорий в последние годы отмечается стагнация и даже снижение производства продукции в личных подсобных и крестьянских хозяйствах. Этот процесс может усилиться при дальнейшем разрушении предприятий и ухудшении социальной ситуации в сельской местности.

Поэтому основные усилия по совершенствованию методов реформирования необходимо направить на восстановление и развитие производства в предприятиях с различными отношениями собственности, с разными организационным и правовым статусом.

В результате сокращения производства сельскохозяйственной продукции, трудностей обеспечения сырьем из-за роста транспортных тарифов и конкуренции дешевой импортной продукции в перерабатывающей промышленности региона производство сократилось по всем позициям (табл. 7).

Таблица 7

Производство основных видов продукции перерабатывающей промышленностью Дальнего Востока (тыс. т)

Виды продукции 1990 г. 1993 г. 1996 г. 1997 г. 1997 г. в % к
1990 г. 1996 г.
Мясо и субпр. 1 кат. 200,8 79,2 49,5 25,2 12 51
Колбасные изделия 95,9 48,5 39,3 31,6 33 80
Масло животное 13,3 12,1 4,5 3,5 26 78
Цельномол. продук. 1004 255 157 129 13 82
Масло растительное 28,8 17,8 13,4 11,3 39 84
Маргариновая пр. 49,2 23,8 4,7 2,4 5 51
Кондитерские изд. 112,8 75,6 38,7 31 27 80
Плодоовощные консервы (муб.) 50,8 32,1 6,5 4,2 8 64

Сокращение производства пищевой продукции произошло во всех территориях, как в северных областях, так и в основных сельскохозяйственных районах. Главные факторы: снижение спроса в результате падения реальных доходов населения, поставки более конкурентоспособной продукции из других регионов и по импорту.

В результате сокращения общих объемов производство продукции на душу населения уменьшилось: мяса в 3 раза, яиц и зерна в 2,5 раза, молока в два раза. Увеличилось только душевое производство картофеля на 41% (табл. 8).

Снизилось потребление биологически наиболее полноценной продукции: молока на 56%, яиц - 51, мяса - 32, овощей - на 34%. Для беднейших слоев населения картофель становится основным продуктом, его потребление увеличилось на 35%. Теперь на Дальнем Востоке потребляется две трети мяса, половина молочных продуктов, четверть яиц и овощей, поступающих из других регионов и по импорту.

Таблица 8

Производство и потребление основных продуктов (на душу населения), кг

Продукты Производство Потребление
1990 1997 1997 в % к 1990 1990 1997 1997 в % к 1990
Зерно, хлебопродукты 184 77 42 114 101 88
Картофель 138 195 141 98 132 135
Овощи 50 52 104 102 67 66
Мясо 44 15 34 73 50 68
Молоко 196 96 49 364 159 44
Яйцо 281 117 42 285 141 49

Неизменность аграрной политики ведет к потере мотивов экономической деятельности работников сельскохозяйственных предприятий, владельцев крестьянских и личных подсобных хозяйств. Следствием продолжения этого курса является миграция населения и постепенное обезлюдение значительных приграничных территорий Дальнего Востока.

1.2. Тенденции изменений ресурсного обеспечения сельского хозяйства.

Ресурсное обеспечение и производственный потенциал аграрного сектора во многом определяют результаты производства и экономическое состояние производителей сельскохозяйственной продукции. В результате либерализации и диспаритета цен, неплатежеспособности аграрного сектора разрушается производственный потенциал сельского хозяйства, идёт переход к примитивным технологиям.

Таблица 9

Наличие тракторов в сельском хозяйстве, шт.

Территории 1990 г. 1991 г. 1995 г. 1996 г. 1997 г. 1997 г. в % к
1990 г. 1996 г.
Дальний Восток 46046 44592 29658 25626 23510 51 92
Республика Саха 7611 7640 5074 4250 3706 49 87
Амурская область 15605 14998 10010 8754 8281 53 94

Особенно опасно сокращение числа энергетических и рабочих машин, их невозмещаемое выбытие. Парк тракторов в 1997 году по сравнению с 1990 г. уменьшился в 2 раза. При этом сокращение парка идет как в северных, так и в основных сельскохозяйственных территориях региона (табл. 9).

Приобретение тракторов сельскохозяйственными товаропроизводителями сократилось в 20 раз, а в Амурской области почти в 50 раз (табл. 10).

Таблица 10

Приобретение тракторов для сельского хозяйства, шт.

Территории 1990 г. 1992 г. 1994 г. 1995 г. 1996 г. 1997 г. в% к
1990 г. 1995 г.
Дальний Восток 6068 3687 979 412 307 5 74
Республика Саха 1337 815 274 134 100 7 75
Амурская область 1968 1210 256 65 38 2 58

В последние годы на Республику Саха приходится третья часть тракторов, поступающих в регион, т. е. в два-три раза больше, чем в Амурскую область. Как показало выборочное обследование хозяйств Амурской области, 35% хозяйств за последние пять лет не приобрели ни одного трактора.

Парк зерноуборочных комбайнов в регионе уменьшился на 45%. Высокими темпами идет его сокращение в основных сельскохозяйственных территориях (табл. 11).

Приобретение комбайнов сократилось в 11 раз, а 33% хозяйств за последние пять лет не приобрели ни одного зерноуборочного комбайна (табл.12).

Более 40% комбайнов отработали свой амортизационный срок. Недостаток энергетических рабочих и уборочных машин ведет к сокращению посевов и обусловливает неизбежность спада производства. Наличие грузовых автомобилей уменьшилось на 46%, а их приобретение в 53 раза. Наличие кормоуборочных комбайнов по сравнению с 1990 годом сократилось на 60%. Биробиджанский завод, производивший зерновые и кормоуборочные комбайны на гусеничном ходу, приспособленные к климатическим условиям региона, с 1996 г. не работает. Техника из-за высоких цен и прекращения ее производства становится недоступной для сельского хозяйства.

Таблица 11

Парк зерноуборочных комбайнов, шт.

Территории 1990 г. 1994 г. 1995 г. 1996 г. 1997 г. 1997 г. в % к
1990 г. 1996 г.
Дальний Восток 8567 6521 5758 5052 4749 55 94
Республика Саха 283 200 178 159 149 52 96
Амурская область 5171 3936 3447 2958 2834 55 96

Таблица 12

Приобретение зерноуборочных комбайнов, шт.

Территории 1991 г. 1994 г. 1995 г. 1996 г. 1996 г. в % к
1991 г. 1995 г.
Дальний Восток 1084 280 133 100 9 75
Республика Саха 21 10 2 5 24 250
Амурская область 626 185 72 15 2 21

Выбытие всех видов техники в последние годы превышает в несколько раз ее поступление. В числе остродефицитных машин оказались плуги, сеялки, культиваторы, кормозаготовительная техника. Из-за отсутствия средств на восстановление машин снижается готовность техники. В последние годы она по территориям региона к началу важнейших работ не превышает 65-70%. В итоге растут затраты на эксплуатацию техники и потери продукции. Это ухудшает экономическое положение сельского хозяйства.

В сложившихся условиях основным источником поступления техники является лизинг. Территории, не перечислившие очередные платежи, лишаются этой возможности. В результате в худшем положении оказалась Амурская область. Более половины хозяйств не могут воспользоваться лизингом, так как не имеют средств для первого платежа. Для дальневосточных территорий требуется 5-6 кратное увеличение лизингового фонда, расширение перечня машин, поставляемых по лизингу, и изменение условий оплаты, предоставление права погашения стоимости техники поставками продукции спецпотребителям, размещенным в регионе.

Машины, приспособленные к местным почвенно-климатическим условиям, можно производить в регионе на конверсируемых предприятиях военно-промышленного комплекса. Эти возможности не реализуются из-за отсутствия инвестиций. Решение этой проблемы возможно при выделении инвестиционных кредитов из федеральных и местных источников и реализации поставляемой техники на условиях лизинга.

Сельское хозяйство не может развиваться без сохранения и повышения плодородия основного средства производства - земли. Однако в последние годы применение удобрений определяется наличием средств (табл. 13).

В 1997 г. по сравнению со среднегодовыми показателями 1986-1990 гг. применение минеральных удобрений в регионе - сократилось в 34 раза, в том числе и в основных сельскохозяйственных территориях. В республике Саха удобрения не применялись. Поставки известковых материалов и известкование кислых почв в регионе прекращены полностью. Внесение органических удобрений уменьшилось с 11708 тыс. т в 1986-1990 гг. до 115 тыс. т в 1997 г., а вывозка торфа с 5285 до 32 тыс. т. Химическая прополка посевов сократилась в 3 раза, защита растений от болезней - 4,8 раза, от вредителей - в 2,5 раза. В итоге снижается содержание гумуса и питательных веществ в почве, разрушается естественная основа ведения сельскохозяйственного производства в регионе.

Таблица 13

Поставки минеральных удобрений (тыс. т.)

Территории 1986-1990 1992 1994 1995 1996 1997 1997 в % к
1990 1996
Дальний Восток 424 195 24 31 32,9 11,9 3 36
Республика Саха 14 1 - - 9,2 - - -
Амурская область 188 69 7 15 11 5,2 3 47

Наличие основных производственных фондов сельскохозяйственного назначения в сопоставимых ценах к началу 1998 г. по территориям снизилось на 65-50%. При этом меняется их структура. В 1990 г. в составе основных фондов здания, сооружения и передаточные устройства составляли 58-65%, машины, оборудование и транспортные средства - 19-21%, скот рабочий и продуктивный - 10-13%. В 1997 г. здания, сооружения и передаточные устройства составляют 80-92%, машины и оборудование 3-8%, рабочий и продуктивный скот 2-6%. Сократилась та часть фондов, наличие которой определяет объемы производства и его эффективность.

Одновременно предприятия лишились оборотных средств; амортизационные отчисления используются для покрытия текущих затрат. В сельском хозяйстве региона утрачены возможности восстановления производства и даже обеспечения простого воспроизводства. В этих условиях стабилизация в аграрном секторе невозможна без значительных единовременных вложений. Однако инвестиционные возможности в аграрном секторе региона практически утрачены.

В 1996 г. капитальные вложения в сельское хозяйств сократились в сопоставимых ценах в десятки раз и составили в основных сельскохозяйственных районах 1,1-1,2% к уровню 1991 г. (табл.14). Производители продукции сельского хозяйства в результате либерализации и диспаритета цен лишились собственных источников капитальных вложений. Централизованные капитальные вложения прекращены. В 1996 г. больше половины капитальных вложений были осуществлены в Республике Саха (Якутия), так как там выделялись средства из местного бюджета. Из капитальных вложений за счет бюджетов субъектов федерации 80% приходится на Республику Саха, более половины капитальных вложений в непроизводственную сферу и ввод жилых домов.

Таблица 14

Капитальные вложения в сельское хозяйство (в ценах 1991 г.), млн. руб.

Территории 1991 г. 1994 г. 1995 г. 1996 г. 1997 г. в % к
1991 г. 1995 г.
Дальний Восток 3123 212 129 53,5 1,7 41
Республика Саха 699,2 59,2 65,2 27,4 3,9 41
Амурская область 744,3 54,5 19,7 8,7 1,2 44

Рассчитывать на приток частных инвестиций в аграрный сектор Дальнего Востока нельзя. Необходимо создать условия для появления собственных инвестиций у субъектов хозяйствования и выделять инвестиционные кредиты для структурной перестройки.

Потребление нефтепродуктов в сельском хозяйстве региона по сравнению с 1990 годом значительно сократилось: бензина - в 10 раз, дизтоплива -в 7,7 раз (табл. 15).

Это объясняется изменениями в структуре производства, резким сокращением животноводства в этих регионах, и исключением ряда работ из технологий, переходом к примитивным технологиям. В целом по России использование бензина в сельском хозяйстве уменьшилось в 5 раз, а дизельного топлива - в 4 раза.

Таблица 15

Потребление нефтепродуктов в сельском хозяйстве (тыс. т)

Территории Автобензин Дизельное топливо
1990 1996 1997 1997 в % к 1990 1990 1996 1997 1997 в % к 1990
Дальний Восток 445 76,6 44,5 10 765 143,2 100 13
Республика Саха 66 16,6 10.4 16 129 26.4 17,1 13
Амурская область 112 22,2 11,9 11 197 47,7 34,1 17

Одновременно в сельском хозяйстве сократилось потребление других ресурсов промышленного производства: комбикормов, строительных и ремонтных материалов, запасных частей. Ресурсы поступают с большими задержками, хозяйства не выдерживают агротехнические сроки, вынуждены нарушать технологии. Все это ведет к снижению эффективности сельского хозяйства. В то же время ухудшаются условия для развития промышленности. Спад в сельском хозяйстве стимулирует кризис во взаимодействующих отраслях.

1.3. Результаты реформ в социальной сфере села.

Кризис в аграрном секторе сопровождается нарастанием отрицательных тенденций в социальной сфере, ухудшением социально-экономической ситуации. В краях и областях Дальнего Востока сложилась устойчивая тенденция сокращения численности населения. По сравнению с 1990 годом численность населения уменьшилась на 8,7%, в т. ч. сельского на 8%. Повышенный отток населения наблюдается в северных территориях.

Серьезным признаком неблагополучия в демографическом развитии региона является естественная убыль населения, которая началась с 1993 г. и продолжается по настоящее время. Начиная с 1992 г. все территории Дальнего Востока теряют свое население и в результате миграции. В структуре населения растет доля лиц старше трудоспособного возраста, идет постарение населения, возрастает нагрузка на экономически активную его часть. Это может привести к социальной нестабильности в регионе. В первые годы реформ в связи с созданием крестьянских хозяйств, вовлечением в сельскохозяйственное производство населения, занятого в других отраслях и жителей городов, численность занятых в сельском хозяйстве росла в большинстве территорий. С 1994 года началось сокращение числа занятых в сельскохозяйственном производстве (табл. 16).

В результате сокращения производства, ликвидации подразделений социальной сферы безработица в сельской местности стала хронической (табл.17).

За 1997 год число занятых в сельском хозяйстве уменьшилось в Амурской области 11%.

Таким образом, и в основных сельскохозяйственных районах Дальнего Востока процесс сокращения числа занятых в сельском хозяйстве усиливается. Выбывают прежде всего специалисты, трактористы-машинисты и другие работники массовых профессий. Сокращается число занятых в животноводстве.

Таблица 16

Численность занятых в сельскохозяйственном производстве (тыс. чел.)

Территории 1994 1995 1996 1997 1997 в % к
1994 1996
Дальний Восток 176,4 164,3 150,3 130,6 74 87
Республика Саха 36 36,5 30,8 27,8 77 90
Амурская область 44 41,8 37,6 33,5 76 89

Таблица 17

Безработица в сельской местности (тыс. чел.)

Территории 1993 1994 1995 1996 1997 1997 в % к
1993 1996
Дальний Восток 10,9 22,5 47,4 51,7 41,1 377 80
Республика Саха 0,5 0,9 1,8 2,7 3,4 680 125
Еврейская АО 0,2 0,2 0,4 0,3 0,3 150 100
Приморский край 3,1 5,6 11,4 18,1 14,1 454 78
Хабаровский край 1,8 4,5 11,8 12,8 9,8 544 77
Амурская область 2,3 5,9 13,2 9,2 4,6 200 50
Камчатская обл. 1,2 2,0 2,6 2,6 3,0 250 115
Магаданская обл. 0,6 0,9 0,9 0,8 0,8 133 100
Сахалинская обл. 1,0 1,8 3,6 3,0 3,0 300 100

Наибольший рост безработицы произошел в 1995-1996 годах. Некоторое её снижение на части территорий Дальнего Востока в 1997 г. вызвано не улучшением ситуации, а прекращением выплат пособий из-за отсутствия средств и длительных сроков безработицы, снятием с учета. Среди безработных две трети составляют женщины и более одной трети молодежь. Сократилась потребность в животноводах, учителях, воспитателях и медицинских работниках. Как показали опросы сельских жителей, более 80% опрошенных не уверены в будущем, считают, что практически никто, не защищает их интересы, профсоюзы бездействуют и не могут решать возникающие проблемы на рынке труда.

Увеличивается продолжительность безработицы, она приобретает застойные формы, ведет к потере квалификации, деградации значительной части сельского населения. На предприятиях сельского хозяйства имеется скрытая безработица, не занято или частично занято более 25% общей численности работающих. Доведение реформ до логического завершения приведет к тому, что в сельской местности окажется более 70% незанятого трудоспособного населения.

Сохранение большинства сельскохозяйственных предприятий в значительной мере поддерживается за счет низкой оплаты труда, задержек ее выплат и замены натуральной выдачей продуктов.

В 1997 г. заработная плата в сельском хозяйстве составляла 55% от средней по народному хозяйству и была в 2,3-2,4 раза ниже, чем в других отраслях (табл. 18).

Наиболее низкая оплата труда в основных сельскохозяйственных территориях; она составила в Амурской области 476 тыс. руб. или 32 и 38% от средней заработной платы, сложившейся во всех отраслях. Она в Амурской области в 3-3,5 раза ниже, чем в Республике Саха. По сравнению с 1986-1990 гг. среднемесячная зарплата в сельском хозяйстве Амурской области в 1997 г. увеличилась в 1107-1568 раз, в Республике Саха в 3956. В дореформенный период оплата труда работников сельского хозяйства северных территорий была выше, чем в основных сельскохозяйственных районах на 20-85%, а в 1996 г. разрыв увеличился до 270-480%. Свыше 50% сельского населения находится за чертой бедности. Это ведет к неприятию реформ и криминализации сельской жизни.

Таблица 18

Уровень заработной платы по отраслям народного хозяйства (май 1997 г)

Территории Средняя заработная плата (тыс. руб) по всем отраслям Оплата в отраслях материального производства, в % к средней
Промышленность Строительство Транспорт Связь Сельское хозяйство
Республика Саха 2269 131 133 127 131 55
Амурская область 1034 118 107 153 150 38

Принципиальные изменения произошли в структуре доходов. Как показало обследование семейных бюджетов колхозников Амурской области, на заработную плату приходилось лишь 23% дохода. Такой уровень оплаты труда не обеспечивает минимальной мотивации труда. Личное подворье приносит сельским жителям больше, чем труд в хозяйстве.

Предприятия во многих случаях рассматриваются прежде всего как источник ресурсов для ведения личного подсобного хозяйства. Заработная плата перестала выполнять функцию воспроизводства рабочей силы и стимулирования труда. Она превратилась в разновидность пособия, не связанного с результатами труда. Усилились негативные процессы в развитии социальной инфраструктуры. Ввод жилья по сравнению с 1986-1990 гг. сократился в 4 раза, общеобразовательных школ - в 15 раз, прекратился ввод дошкольных учреждений и учреждений культуры. Разрушается сеть сельских лечебных учреждений, закрываются фельдшерско-акушерские пункты, участковые больницы, прекращается выездное медицинское обслуживание сельского населения.

Практически более 90% сельскохозяйственных предприятий не ведут работу по подготовке кадров ни на производстве, ни в системе профессионального обучения. Это обуславливает деградацию рабочей силы и дальнейший спад производства. Особую тревогу вызывает состояние сельской торговли. Низкая заработная плата, постоянные ее задержки привели к падению платежеспособного спроса населения. Завоз товаров в сельскую местность постоянно сокращается. Розничный товарооборот на душу населения в сельской местности в 4 раза уступает городским показателям. В то же время ликвидируются автобусные маршруты, и сельское население оказывается в затруднительном положении. Все это стимулирует миграцию сельского населения, в первую очередь молодежи. Таким образом, в ходе реформ ни одна из социальных проблем не была решена, они еще больше обострились. В процессе выхода из кризиса прежде всего необходимо обеспечить восстановление стимулирующей, воспроизводственной функции заработной платы и повышение доходов сельского населения.

2. Экономическая среда функционирования аграрного сектора.

Радикальная экономическая реформа, начатая в 1992 году, направлена на коренное изменение экономического уклада общества. Шоковый характер реформы привёл к полному изменению экономической среды. Эти изменения наиболее негативно повлияли на отрасли и регионы, которые в силу объективных причин не могут адаптироваться к нерегулируемым рыночным отношениям.

2.1. Методы проведения реформ и их экономическое содержание.

С начала экономических реформ за основу была принята схема монетарного макроэкономического регулирования. В плане практических действий это привело к сосредоточению внимания на финансовой стабилизации, а не на росте эффективности производства. Это предопределило и предпринятые шаги реформ. Прежде всего либерализацию цен, направленную на сжатие покупательского спроса населения и спроса предприятий на инвестиционные ресурсы, сокращение объёма кредитов за счёт резкого повышения ставок кредитования, обеспечение сбалансированности на внутреннем рынке путём либерализации внутренней и особенно внешней торговли.

Одновременно формирование рынка труда было обеспечено сокращением производства, высвобождением значительной части занятых. Безработица стала повсеместной и хронической. Создание рынков капитала обеспечивалось принудительной реорганизацией сельскохозяйственных предприятий, акционированием и ваучерной приватизацией с последующим перераспределением акций.

Это был ультрареволюционный подход к реформе, когда абстрактная схема, декларация стала определяющим направлением деятельности всех органов власти. Но все экономические действия были прикрытием для решения главной политической задачи - обеспечения необратимости изменения общественного уклада, перераспределения собственности и главенствующего положения частной собственности.

Либерализация цен привела к гиперинфляции. В то же время стоимость основного капитала была заморожена, так как переоценка основных фондов началась только через два года. Оборотные средства практически были конфискованы - они не переоценивались. Это привело к обесцениванию основных средств и стимулировало проведение приватизации.

Ваучерная приватизация позволила передать государственную собственность в руки частного и корпоративного капитала. Владельцы ваучеров были “хранителями собственности”, обеспечившими снижение социальной напряжённости. Кризис неплатежей так же служил цели ускорения перераспределения и централизации собственности. В результате невыплаты заработной платы акции прибыльных предприятий по заниженным ценам концентрировались в руках новых владельцев и банков. Этому так же способствовало подавление инфляции методами сжатия и регулирования денежной массы. Кризис неплатежей привёл к дефициту доходной части бюджета и росту социальной напряжённости. Правительство ищет выход в реализации пакетов акций наиболее рентабельных предприятий. Для населения рекламируется пополнение доходов бюджета, а на деле идёт передача государственной собственности в руки крупных частных собственников.

Продолжающиеся в 1997-1998 годах меры по стабилизации ситуации направлены на дальнейшее сокращение числа собственников, обладающих небольшими пакетами акций, полученных в ходе приватизации, на обесценивание рассредоточенного капитала и последующую его концентрацию в руках узкого круга “стратегических” собственников, часто иностранных. В аграрном секторе главной проблемой остаётся решение вопроса о свободной продаже сельскохозяйственных земель. Если этот вопрос получит положительное решение, в современных условиях при искусственно созданной убыточности всех отраслей сельского хозяйства, земли по низким ценам, а то и бесплатно, в результате залога перейдут в собственность отдельных лиц или финансовых групп , банков.

Проводимая реорганизация и созданная экономическая среда были направлены на разрушение общественного производства, а не на повышение эффективности. При проведении коллективизации проходило изъятие земли и имущества у крестьян, при современной реформе проведена конфискация у коллективов и в целом у общества.

При сопоставлении методов, практических шагов, декларировавшихся целей и полученных экономических и политических результатов в процессе реформ можно четко видеть, что провозглашались одни цели, а расчет строился на получение результатов, гарантировавших необратимость изменения общественного строя (табл. 19).

Проведенный анализ показывает, что в течение всего периода реформы применяемые методы макроэкономического регулирования стабильно способствовали развертыванию и сохранению кризиса экономики, так как только в условиях кризиса создается возможность перераспределения собственности при минимальных затратах со стороны новых собственников.

Таким образом, сложившаяся ситуация не является результатом ошибок и просчетов. Она есть результат осознанной, целенаправленной деятельности правительства реформаторов, направленной на насаждение частной собственности, ее преобладание в экономике посредством массированного перераспределения национального богатства, созданного предшествующими поколениями. Решающую роль в этом сыграла либерализация цен.

Таблица 19

Методы, декларированные цели и полученные результаты экономических реформ

Период Методы и практические шаги Декларированная цель

Полученные экономические

результаты

1992-1993 Либерализация цен Согласование спроса и предложения, макроэкономическое равновесие Разрушение экономической базы государственного регулирования
Либерализация торговли Насыщение товарного рынка Модификация отношений собственности, стимулирование мелкой частной собственности
Реорганизация, акционирование и приватизация предприятий Рост эффективности производства путем передачи собственности работникам, формирование слоя собственников Разрушение общественной собственности путем ее диффузии
Ограничение денежной массы, отказ от индексации основных и оборотных средств Борьба с инфляцией, обеспечение финансовой стабильности Обесценение общественного, акционерного и мелкого частного капитала
1994-1996 Переход к денежной приватизации Формирование стратегических собственников фондового рынка, стимулирование инвестиций Перераспределение собственности, рост стоимости активов, скупка акций иностранными инвесторами
Ограничение массы платежных средств Контроль над инфляцией, сокращение бюджетного дефицита Поглощение мелкого капитала, уменьшение числа мелких держателей акций
Попытка государственного регулирования, введение валютного коридора Поддержка отечественных товаропроизводителей, стимулирование производства Ухудшение положения в экспортно-ориентированных от-раслях, снижение стоимости акций, формирование государственно-монополистичес-ких групп
1997-1998 Ограничение массы платежных средств, поддержание курса рубля Стабилизация финансового состояния, обеспечение конвертируемости Спад производства, усиление портфельных инвестиций, переход права собственности к крупным отечественным и иностранным инвесторам
Либерализация доступа иностранных инвесторов на рынок ГКО ОФЗ Пополнение бюджета, снижение его дефицита Свободный вывоз капитала при осложнении ситуации на мировых рынках, полная зависимость от внешних инвесторов
Продажа государственных пакетов акций рентабельных предприятий Пополнение бюджета, финансирование государственного долга Перераспределение собственности в пользу крупного капитала, последующее снижение доходов

2.2. Изменение ценовой среды

Либерализация цен стала первым мероприятием реформы. Рост цен подавил спрос предприятий и населения, обесценил оборотные средства предприятий и сбережения населения, практически произошла их конфискация. На первом этапе реформ либерализация цен вызвала инфляцию. Рост инфляции стимулировался эмиссией денег для покрытия дефицита бюджета. То есть высокая инфляция в значительной мере была вызвана действиями правительства, а не объективными условиями.

В промышленности либеральные подходы выдерживались в течение длительного времени. Наиболее высокими темпами росли цены в топливно-энергетическом комплексе. Цены на мазут, бензин и дизельное топливо превысили уровень США еще в 1995 году. Высокий рост цен в топливно-энергетическом комплексе стимулировал их повышение в других отраслях. Однако в сельском хозяйстве цены росли значительно медленнее (табл. 20).

Если индексы цен лесного и топливного комплекса в Амурской области были близки, а в Республике Саха отличались в 1,8 раз, то в сельском хозяйстве индексы цен были ниже индексов топливного комплекса в 3,8-9,8 раз. Диспаритет цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию имеет общий характер, но отличается по территориям.

Таблица 20

Индексы цен производителей (декабрь текущего к декабрю предыдущего года, раз)

Вид производства, территория 1991 1992 1993 1994 1995

1995 в %

к 1990

Топливный комплекс
Амурская область 0,8 127 1 21 2,7 5760
Республике Саха 2,2 188,1 6,2 2,7 2,6 18011
Лесной комплекс
Амурская область 3,0 20 13,7 3,8 1,9 5934
Республике Саха 3,7 18,3 12,5 4,1 2,8 2959
Сельское хозяйство
Амурская область 2 7,9 8,8 4 2,7 1501
Республике Саха 1,6 6,9 14,4 4 2,9 1844

На Дальнем Востоке диспаритет усиливается опережающим ростом транспортных тарифов. К концу 1997 г. общий индекс транспортных тарифов к 1990 г. составил для железнодорожного транспорта 22113, автомобильного 11993, морского 11525 и для авиационного 20000. В то же время индекс цен на промышленные товары составлял около 10000. Расходы по доставке в условиях Дальнего Востока часто превышают стоимость доставляемых ресурсов. Это вызывает опережающий рост отпускных цен для сельского хозяйства (табл. 21).

Наиболее либеральной политика цен была в 1992-1993 гг., что вызвало выход инфляции из под контроля. С 1994 г. проводятся антиинфляционные меры по усилению государственного регулирования цен на товары производственного назначения, поставляемые естественными монополиями. Устанавливались предельно допустимые уровни рентабельности в ценах товаров и услуг, соотношения роста цен на товары топливно-сырьевой группы и тарифов со средним индексом цен производителей в промышленности. Однако монопольное положение промышленных предприятий при сокращении производства и в этих условиях позволяло повышать цены на их продукцию.

Таблица 21

Индекс цен на отдельные виды промышленной продукции, потребляемой сельским хозяйством (Хабаровский край, 1990 г. = 1)

Виды продукции 1991 1994 1995 1997
Трактор ДТ-75 1,93 2671 7359 19125
Трактор МТЗ-80 1,86 4568 6086 14482
Мин. удобрения 2,00 1352 5297 18750
Дизельное топливо 2,25 6822 22970 26625
Автобензин 1,53 4946 15491 19923

В сельском хозяйстве до 1992 г. действовали государственные закупочные цены, по которым реализовывалось более 80% товарной сельскохозяйственной продукции. Государственные закупочные цены дифференцировались по зонам и группам хозяйств с помощью надбавок и обеспечивали рентабельность большинства сельскохозяйственных предприятий. В отраслях перерабатывающей промышленности применялись оптовые расчетные цены на сельскохозяйственное сырье, которые часто были ниже закупочных.

С января 1992 г. цены на сельскохозяйственную продукцию были полностью освобождены, а дотации и надбавки к ним не выплачивались. Расчет строился на формирование соотношения цен под влиянием спроса и предложения. Большая часть продукции сельского хозяйства представляет предметы первой необходимости. Поэтому рост цен на нее ограничивался как федеральными, так и местными органами власти.

В то же время снижение реальных доходов населения привело к сокращению спроса. Сельскохозяйственные предприятия испытывали затруднения со сбытом продукции, стали проявляться признаки перепроизводства. Все это сдерживало рост цен на продукцию сельского хозяйства и усиливало диспаритет (табл. 22).

Таблица 22

Выручка за 1 центнер реализованной сельскохозяйственной продукции (тыс. руб.)

Виды

продукции

Территории 1990 1994 1995 1996 1997 1997 к 1990, раз
Зерно РФ 29 10 32 64 64 2206
Д. Восток 33 19 53 89 110 3333
Картофель РФ 30 26 84 99 110 3666
Д. Восток 39 68 141 218 234 6000
Овощи РФ. 25 38 82 105 116 4640
Д. Восток 34 97 158 229 240 7058
Молоко РФ 65 21 83 108 127 1953
Д. Восток 135 46 173 297 351 2600
Мясо КРС РФ 372 91 272 380 487 1309
Д. Восток 670 209 485 814 1018 1519
Мясо свинина РФ 311 156 495 721 893 2871
Д. Восток 483 316 971 1776 2434 4937
Мясо птиц РФ 253 168 477 769 887 3505
Д. Восток 354 256 728 1255 1550 4353
Яйца, тыс. шт. РФ 108 97 283 433 465 4305
Д. Восток 123 160 475 716 855 6751

На Дальнем Востоке цены на сельскохозяйственную продукцию выросли больше, чем в среднем по Российской Федерации. Однако их индекс по отдельным продуктам был в 5,6-17,5 раза ниже индекса цен на основные промышленные ресурсы производственного назначения. Таким образом, под влиянием географических и природных условий на Дальнем Востоке диспаритет цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию проявляется сильнее. Вследствие этого аграрный сектор региона разрушается более высокими темпами.

То, что обвальный, нерегулируемый переход от централизованного к свободному ценообразованию вел к разрушению аграрного сектора, стало ясно после короткого периода. Поэтому с мая 1992 г. были введены дотации на молоко и молокопродукты, скот и птицу, яйцо, дифференцированные по зонам; дотации на шерсть, лен, коноплю и сою введены с 1994 года. В 1992 г. специальным соглашением правительства, заготовителей и производителей определялись рекомендуемые цены на зерно, семена масличных культур и сахарную свеклу, закупаемые в Федеральные фонды. Рекомендуемые цены на продукцию, поступающую в региональные фонды, устанавливались в субъектах федерации. Однако рекомендуемые цены не были обязательными для субъектов рынка, и их применение не получило распространения.

В декабре 1994 года был принят Федеральный закон “О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд”. В соответствии с этим законом вводились гарантированные закупочные цены, а также коэффициенты соотношения закупочных и оптовых цен на продовольствие.

Гарантированные закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию для федеральных нужд были введены в 1995 г.; на продукцию, поступающую в региональные фонды, они устанавливались на местах органами исполнительной власти. Но финансовые ресурсы для обеспечения гарантированных цен были недостаточны, а на продукцию животноводства не предусматривались. Поэтому их применение не способствовало стабилизации аграрного рынка, а породило новые противоречия. В ряде случаев гарантированные цены были выше рыночных цен, что затрудняло реализацию продукции переработчикам.

Ухудшение общей экономической ситуации, сложности с формированием доходной части федерального бюджета, снижение средств, выделяемых на поддержку АПК, привело к тому, что с 1994 г. выплата дотаций на продукцию животноводства передана регионам. Органам исполнительной власти субъектов федерации дано право определять перечень дотируемой продукции и размер дотаций, исходя из возможностей региональных бюджетов. В этих условиях часть регионов не выплачивает дотаций на продукцию животноводства из своих бюджетов, не регулирует отпускные цены. В итоге происходит дифференциация территорий по уровню цен, не связанная с условиями производства. Часто стимулируется производство в регионах с неблагоприятными условиями и высоким уровнем затрат (табл. 23).

Наименьшие темпы роста выручки наблюдаются в Амурской области, хотя в ней сосредоточены основные площади сельскохозяйственных угодий. На продукцию, поступившую из других регионов на переработку, дотации не выплачиваются. В этих условиях разрушается единое рыночное пространство и создаются условия для взаимной изоляции регионов.

В 1997-1998 гг. возможности федерального и региональных бюджетов еще больше сократились. Доля аграрного сектора в расходной части бюджета Российской Федерации в 1998 г. составила менее 2% против 12% в 1991 году. Поэтому активная ценовая политика практически не проводится.

Ценовая политика 1992-1998 гг., сориентированная на либерализацию и полный уход государства из экономики, привела к глубокому диспаритету цен и не позволяет решать экономические и социальные проблемы аграрного сектора. Производители сельскохозяйственной продукции не могут приобретать технику, горючее, средства защиты растений и животных, элитные семена и племенных животных. Это ведет к разрушению потенциала, переходу к примитивным технологиям, дальнейшему сжатию внутреннего рынка и автаркии сельского хозяйства.

Таблица 23

Динамика выручки за 1 ц молока и картофеля по территориям Дальнего Востока (тыс. руб)

Территории 1990 1994 1995 1996 1997

1997 к

1990, раз

Картофель
Дальний Восток 39 68 141 218 234 6000
Республика Саха 45 141 131 368 304 6755
Амурская область 35 44 72 117 133 3800
Молоко
Республика Саха 172 67 190 366 395 2296
Амурская область 115 23 112 149 180 1593

Индекс цен на промышленную продукцию и услуги в целом по Российской Федерации в 5 раз превышает индекс цен на сельскохозяйственную продукцию, а на продовольственные товары в 2,8 раза. Доля сельского хозяйства в конечной цене резко упала и составляет от 12 до 40% по отдельным продуктам. Значительная часть дохода, созданная в сельском хозяйстве, реализуется и используется в других отраслях, отрасль теряет его при приобретении ресурсов и продаже сельскохозяйственного сырья.

Снижение инфляции в 1996-1997 годах при отсутствии государственной поддержки аграрного сектора означало закрепление крайне неблагоприятных для сельского хозяйства ценовых соотношений. Особенно неблагоприятные условия сложились на продукцию молочно-мясного скотоводства. Эта отрасль была основной в сельскохозяйственных предприятиях Дальнего Востока. Сельскому хозяйству региона еще в течение продолжительного времени придется работать в условиях диспаритета цен. Поэтому необходима разумная поддержка молочного скотоводства и, прежде всего, на федеральном уровне.

В условиях рынка основной фактор подъема экономики - реальный платежеспособный спрос. С учетом этого необходимо подходить к вопросам формирования ценовой политики и обеспечения доходов аграрного сектора. Размеры дотаций, субсидий должны увязываться с повышением доли сельского хозяйства в конечной цене на продовольствие. Федеральное Правительство и органы исполнительной власти регионов должны проводить ценовую и финансово-кредитную политику, направленную на стабилизацию и поэтапное восстановление аграрного производства на новой социальной, организационной и технической базе.

2.3. Финансово-кредитная политика и ее последствия

В странах с эффективной рыночной экономикой финансово-кредитная политика государства ориентируется на обеспечение доходов производителей сельскохозяйственной продукции, повышение эффективности производства и его концентрацию в районах с наиболее благоприятными условиями. При этом применяются прямые и бюджетные выплаты в виде субсидий и дотаций, государственное финансирование различных программ, развитая система кредитования, обеспечивающая доступ к кредиту.

В России в ходе реформ финансово-кредитная политика постоянно меняется. Но в процессе этих изменений прослеживается устойчивая тенденция ухода государства из экономики. Это увеличивает влияние стихийных факторов, отрицательно сказывается на сельскохозяйственном производстве и усиливает проявление кризиса.

В дореформенный период сельское хозяйство Дальнего Востока значительную часть средств получало в виде надбавок к закупочным ценам. Они составляли 40% к себестоимости сельскохозяйственной продукции по региону, в основных сельскохозяйственных территориях 32-36%, а в северных 57-62%. Выплачивались надбавки из федерального бюджета.

В процессе реформ выплачиваются дотации на отдельные виды продукции и компенсации по отдельным видам ресурсов. Значение этих выплат постоянно снижается. Если в 1990 г. выплаты в себестоимости продукции составляли по Дальнему Востоку 40%, то в 1997 г. 13,6%, а в Амурской области лишь 9% (табл. 24).

Таблица 24

Отношение надбавок, дотаций, компенсаций к себестоимости сельскохозяйственной продукции, %

Территории 1990 1994 1995 1996 1997
ДВ район 40 14,9 17,4 12,9 13,6
Республика Саха 59 29,6 19,7 19 19,6
Амурская область 36 7,1 12,7 7,7 9,0

С 1994 г. выплата дотаций на продукцию животноводства была передана на бюджеты регионов, но из-за малой доходной части бюджетов выплаты сократились во всех территориях. Наиболее сильное их уменьшение произошло в основных сельскохозяйственных районах: в Амурской области удельный вес выплат сократился в 4 раза. В этих условиях не эффективность производства, а наличие средств в бюджете определяет уровень поддержки сельского хозяйства. Удельный вес выплат в республике Саха (Якутия) в 1,5 раза превышает средний по региону, в 2,2 раза - в Амурской области.

Под влиянием этих процессов произошло перераспределение дотаций в районы с наименее благоприятными условиями. В республике Саха (Якутия) выплачивается третья часть дотаций региона, при объеме ее валовой продукции 19%, а в Амурской области выплачивается дотаций 12% при удельном весе валовой продукции 22% (табл. 25).

Таблица 25

Распределение производства валовой продукции сельского хозяйства, дотаций и компенсаций по территориям Дальнего Востока, %

Территории 1990 г. 1994 г. 1995 г. 1996 г. 1997 г.
Валовая продукция
Дальний Восток 100 100 100 100 100
Республика Саха 10,7 19,7 18,8 18,1 19,3
Амурская область 25,9 20,2 17,6 19,4 21,8
Выплаты дотаций и компенсаций
Дальний Восток 100 100 100 100 100
Республика Саха 18,1 44,1 24,7 34,0 33,1
Амурская область 22,5 7,6 12,7 11,0 12,4

Таким образом, в современных условиях объем выплат слабо увязан с объемами и эффективностью производства, а определяется структурой народного хозяйства и возможностями бюджета. Об этом свидетельствует сопоставление уровня поддержки республики Саха и Амурской области. В республике Саха в последние годы основная поддержка (95%) оказывалась из местного бюджета и в 4,5-6 раз превышала размеры поддержки в Амурской области (табл. 26).

Таблица 26

Уровень государственной поддержки сельского хозяйства

Источники поддержки Республика Саха Амурская область
1995 1996 1997 1995 1996 1997
1.Получено из федерального бюджета, млрд. руб. 10,84 13,81 25,4 89,5 50,3 44,8
в т.ч. дотации и компенсации 5,44 5,01 11,4 56,4 37,2 40
2.Получено из местного бюджета, млрд. руб. 240,3 537, 5 504,4 51,3 48,8 88,5
в т.ч. дотации и компенсации 173,3 290,4 309,1 30,6 29,7 68,4
3. Всего получено поддержки, млрд, руб. 251,14 551,31 529,8 140,8 99,1 133,3
4. Приходится средств поддержки на 100 руб. валовой продукции, руб. 15,6 23,5 20,4 9,3 3,9 4,5

Аналогичное положение складывается и с распределением капитальных вложений. На Амурскую и Еврейскую автономную области, в которых сосредоточено 43% сельскохозяйственных угодий и 61% пашни, приходилось от 6,6 до 13% капитальных вложений (табл. 27).

Таблица 27

Капитальные вложения за счет всех источников финансирования (в действующих ценах), млрд. руб.

Территории 1994 1995 1996 1997
Сумма % Сумма % Сумма % Сумма %
Дальний Восток 1108,27 100 1806,78 100 2060,16 100 1167,39 100
Республика Саха 229,17 20,7 446,72 24,7 524,15 25,4 298,07 25,5
Еврейская АО 28,11 2,5 24,99 1,4 19,02 0,9 11,12 1,0
Амурская область 118,35 10,7 122,3 6,8 118,26 5,7 139,58 11,9

В капитальных вложениях, осуществляемых за счет местных бюджетов, на Республику Саха приходится от 66 до 82%, а на Амурскую область 6,8-20%. Под влиянием этих процессов повышается удельный вес сельскохозяйственной продукции, производимой в регионах с неблагоприятными условиями и высоким уровнем затрат.

Передача поддержки аграрного сектора на региональный уровень является экономически неоправданной мерой. Целесообразно восстановить выплату дотаций на продукцию животноводства из федерального бюджета. Это позволит повысить эффективность использования средств и будет способствовать формированию единого рыночного пространства на территории России.

С началом реформ была разрушена система кредитования, обеспечивавшая сельское хозяйство необходимыми оборотными средствами. В 1991-1992 гг. Центробанком выделялись для сельского хозяйства кредитные ресурсы на льготных условиях: крестьянские хозяйства платили 25%, другие производители сельскохозяйственной продукции 50% от учетной ставки. В этот период возврат кредитных ресурсов превышал 90%.

С 1993 года льготы были отменены, и кредитование велось под высокую учетную ставку Центробанка, уровень которой в 1994 году достиг 213%. Коммерческие банки, выдавая кредит из собственных средств, значительно повышали учетную ставку. Они ориентировались на высокую оборачиваемость средств и норму прибыли в торговле, не учитывали реальных экономических процессов в аграрном секторе. В результате сложилась ситуация массового невозврата ссуд, росли пени и штрафы. Размеры задолженности стали приближаться к издержкам производства и объемам выручки сельскохозяйственных товаропроизводителей (табл. 28).

Вместе с процентами и штрафными санкциями задолженность превышала полученный кредит в 3-4 раза, а по отдельным территориям превышала выручку в 2-3 раза. Правительство было вынуждено пролонгировать возврат кредитов и процентов по ним. В итоге потери оказались значительно большими для государства и банков по сравнению с порядком проведения льготного кредитования.

Таблица 28

Соотношение выручки и переоформленной задолженности по централизованным кредитам 1993-1994 гг.

Территории Издержки 1995 г., млрд. руб. Выручка, млрд. руб. Переоформ. задолжен., млрд. руб. Отношение задолженности к:
изд. выруч.
Дальний Восток 3206 1901,2 1651,6 51 87
Республика Саха 699,3 461,5 208 30 45
Амурская область 558 285,1 286,4 51 100

Одновременно были отменены централизованные кредиты для сельского хозяйства и введен товарный кредит. Товарный кредит ведет к принудительному заимствованию определенных видов ресурсов, натурализации и удорожанию ресурсов. В 1995 г. цена горюче-смазочных материалов, поступающих по товарному кредиту, была выше розничных цен на 40-45%, в 1996 г. - на 25-30%. То есть, введение товарного кредита способствовало отвлечению дополнительных средств из сельского хозяйства. Товарный кредит осуществлялся централизованно и децентрализованно различными компаниями на коммерческой основе.

Товарный кредит распространен в практике различных стран, однако при его проведении обязательно выдерживается условие: цены на материально-технические ресурсы не должны превышать розничные цены на них, сложившиеся в регионе.

С 1997 г. товарный кредит заменен кредитованием из специального фонда на коммерческой основе с уплатой 25% учетной ставки центрального банка. В 1997 г. из бюджета России в фонд льготного кредитования было выделено 2,8 трлн. руб. и предусматривался возврат товарного кредита в размере 4,5 трлн. руб. Отбор банков для работы с фондом льготного кредитования проводился на основе конкурса. Такое право получили 12 банков, которые разрабатывали различные условия перегарантирования. В итоге на Дальнем Востоке возможность пользоваться кредитом получили 8-10% сельскохозяйственных предприятий. Сроки оформления кредитных договоров затягиваются, сокращаются кредитные средства, поступающие непосредственно в хозяйства. В вопросах краткосрочного кредитования основной задачей является обеспечение доступности кредита для основной массы субъектов хозяйствования в аграрном секторе и его возвратности.

Отход от кредитования неплатежеспособных хозяйств неправомерен. Число таких хозяйств в регионе превышает 95%. Неплатежеспособность большинства из них вызвана экономической политикой. Проведение банкротства и ликвидации этих хозяйств вызовет резкий рост безработицы и станет смертельным для многих сельских поселений.

Постоянное изменение условий краткосрочного кредитования, высокие учетные ставки, завышение цен при товарном кредитовании способствовали росту инфляции издержек в аграрном секторе и росту задолженности предприятий АПК, стимулировали усиление неплатежей. Неплатежи выступают основным фактором дальнейшей дестабилизации экономики.

В этих условиях банковский капитал не заинтересован в выдаче долгосрочных ссуд на развитие производства и его структурную перестройку. В сложившейся ситуации основным видом долгосрочного кредитования выступает лизинг техники, осуществляемый в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.07.94 г. N 686 “Об организации обеспечения агропромышленного комплекса машиностроительной продукцией на основе долгосрочной аренды (лизинга)”. Оператором по лизинговым операциям выступает АО “Росагроснаб” и его региональные снабженческие предприятия. Техника передается лизингопользователям с правом выкупа и погашением ее стоимости в срок от 3 до 5 лет. Агроснаб взимает 1,5% в год от стоимости объекта лизинга. Первоначальная цена не индексируется.

В последние годы лизинг является практически единственным источником поступления техники. В регионе более 90% техники в сельское хозяйство поступает по лизингу.

Проведение лизинговых операций привело к повышению отпускных цен заводами-производителями техники. Коммерческие банки устанавливают высокие ставки по лизинговым операциям. В итоге цены на технику, реализуемую по лизингу, оказываются выше свободных цен на 20-30%. Это ведет к росту затрат в сельском хозяйстве и ухудшает его экономическое положение.

В соответствии с решениями Правительства размер средств федерального лизингового фонда, выделяемого в региональные лизинговые фонды, уменьшается на величину долга региона по лизинговым платежам. В результате этот источник долгосрочного кредитования и поддержания материально-технической базы становится неустойчивым, определяется не значением региона в производстве сельскохозяйственной продукции, а его финансовыми возможностями (табл. 29).

Таблица 29

Размер поставок ресурсов по лизингу (млрд. руб.)

Территории 1995 г. 1996 г. 1997 г.
Республика Саха 6,4 6,0 0,86
Амурская область 14,8 5,0 3,6

При проведении лизинга не всегда учитываются потребности и интересы покупателей, не обеспечивается возврат лизинговых средств, продолжается рост цен на технику, поступающую по лизингу. Однако эта система должна получить дальнейшее развитие. Целесообразно срок лизинга увеличить до 6-9 лет, вплоть до величины нормативного срока эксплуатации техники, снизить величину первого взноса до 10-20% стоимости техники. Учитывая длительность производственного периода и сезонность поступления сельскохозяйственной продукции, необходимо ввести годовую периодичность погашения лизинговых платежей.

Наряду с развитием лизинга, для ускорения структурной перестройки и повышения эффективности целесообразно создать федеральный и региональные фонды долгосрочного кредитования АПК.

В целом либерализация цен, отсутствие целенаправленной финансово-кредитной политики, изменение экономических условий обусловили экономическое положение сельского хозяйства.

2.4. Экономическое состояние аграрного сектора Дальнего Востока

Изменение уровня цен, тарифов, финансово-кредитной политики привели к инфляционному росту издержек на производство сельскохозяйственной продукции. На Дальнем Востоке влияние неустранимых удорожающих факторов усилило этот процесс. В результате затраты на единицу продукции в регионе растут более высокими темпами, чем в среднем по России и другим регионам. В 1990 г. себестоимость 1 ц продукции по отдельным видам в регионе превышала среднероссийские показатели на 30-76%, а в 1997 г. в 2,1-3,2 раза.. Разрыв в уровне затрат постоянно увеличивается (табл. 30).

Таблица 30

Динамика себестоимости сельскохозяйственной продукции

Россия Дальний Восток ДВ к РФ,%
Виды продукции 1990, руб./ц 1997, тыс. р. 1997 к 1990 1990, руб./ц 1997, тыс. р. 1997 к 1990 1990 1997
Зерно 12 51 4250 21 123 5857 175 241
Картофель 24 100 4166 37 230 6216 154 230
Овощи откр. гр. 17 99 5823 30 247 8933 176 249
Привес КРС 341 1564 4586 574 4106 7153 168 252
Привес свиней 258 1587 6151 345 5159 14953 133 325
Привес птицы 163 1085 6656 212 3148 14849 130 290
Молоко 42 177 4214 73 499 6835 173 281
Яйцо 70 388 5542 95 811 8536 135 209

Наибольший рост себестоимости наблюдается по приросту свиней и птицы. Этот процесс обусловлен прежде всего внешними причинами: опережающим ростом цен на корма, тепловую и электрическую энергию и другие виды материальных ресурсов, ростом платежей по обслуживанию кредитов. В то же время мощности комплексов по производству свинины используются на 3-18%, на бройлерных птицефабриках на 5-20% от проектных. Одновременно в результате отсутствия средств на приобретение кормов и других ресурсов нарушается технология, среднесуточный прирост свиней на откорме снизился с 400-450 гр. до 120-160 гр., бройлеров с 22-25 гр. до 7-8 гр. Снижение продуктивности усиливает рост затрат.

Рост затрат по зерну, картофелю, молоку и приросту крупного рогатого скота в 2,1-2,6 раза ниже, чем по приросту свиней, так как в этих отраслях используется основная часть ресурсов, производимых в сельском хозяйстве.

Поэтому для прекращения роста затрат на сельскохозяйственную продукцию прежде всего необходимо устранить внешние факторы: рост цен на ресурсы, тарифов на энергию и услуги, учетных ставок за кредит, вызванные действиями как федеральных, так и региональных органов власти и финансовых структур. В результате изменения цен произошли сдвиги в структуре затрат. При этом собственные затраты сельского хозяйства растут медленнее. Так, если в 1990 г. затраты на оплату труда с отчислениями составляли 30-33% от всех затрат, то в 1997 г. они составили 15-20%. В то же время размер отчислений во внебюджетные фонды в 1991 году составлял 4,4% к уровню заработной платы, или 1,3-1,4% в себестоимости, или 4,7-6,3% от себестоимости в 1997 г. 31,6%. В материальных затратах снизилась доля семян, посадочного материала и минеральных удобрений, запасных частей и ремонтных материалов. При сокращении расхода кормов промышленного производства в 3-4 раза их доля в затратах увеличилась на 20-32%. При уменьшении расхода нефтепродуктов, электроэнергии, топлива из-за роста цен их доля в затратах увеличилась в 2-4,1 раза.

Из-за удорожания вновь вводимых и переоценки имевшихся основных фондов доля амортизации в затратах увеличилась в 3,1-4 раза. Оплата услуг, выполненных сторонними организациями, при многократном их сокращении в физическом объеме в структуре затрат возросла в 1,8-2,5 раза. В 1,5-2 раза вырос удельный вес прочих затрат. Эти структурные сдвиги практически полностью определяются опережающим ростом цен в промышленности, тарифов на электроэнергию и транспортные услуги. Сельскохозяйственные предприятия самостоятельно на них повлиять не могут. Усилилась дифференциация территорий по себестоимости отдельных видов продукции (табл. 31).

С меньшими затратами производится зерно, картофель, овощи, молоко в Амурской области.

Использование технологии мясного скотоводства и навыки коренного населения обеспечивают относительно низкие издержки при производстве мяса крупного рогатого скота в Республике Саха.

Часть роста издержек на единицу продукции объясняется ухудшением работы предприятий, прежде всего снижением продуктивности, урожайности, ростом потерь в результате нарушения трудовой и технологической дисциплины. Как показывают расчеты, сохранение урожайности зерновых на уровне 14-16 ц/га, сои - 9-12 ц/га, картофеля 140-160 ц/га, овощей 180-200 ц/га и годового надоя 2,5 - 3 тыс.кг, среднесуточного прироста крупного рогатого скота 360-400 гр., а свиней - 300-400 гр. позволило бы сдержать рост издержек на 30-40% и многим предприятиям - работать рентабельно. Поэтому в выходе из кризиса важную роль должны играть коллективы, их прямая заинтересованность в высоких производственных показателях.

Таблица 31

Изменение соотношения затрат на единицу продукции по территориям

Дальнего Востока (за 100% принят наименьший показатель)

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  559  560  561   ..

 

Виды продукции Зерно Картофель Овощи Молоко
Территории 1990 1997 1990 1997 1990 1997 1990 1997
Дальний Восток 110 107 112 155 150 168 116 132
Республика Саха 173 133 156 246 200 216 146 144
Амурская область 100 100 113 111 130 100 106 100
Макс. отклонение 73 188 156 146 305 116 65 44
Территории Привес КРС Привес свиней Привес птицы Яиц
Дальний Восток 118 156 147 194 114 205 125 151
Республика Саха 100 100 242 176 193 442 144