Главная      Учебники - Экономика, финансы     Лекции по банковскому делу - часть 5

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  75  76  77   ..

 

 

Оценка конкурентоспособности инновационной организации и ее научно-технической продукции 3

Оценка конкурентоспособности инновационной организации и ее научно-технической продукции 3

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ

ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕНТА

по дисциплине:

«Инновационный менеджмент»

на тему: «Оценка конкурентоспособности инновационной

организации и ее научно-технической продукции»

Группа: З-3263

Работу выполнил: Новикова М.А.

Работу принял: Верховская М.В. Оценка:

Дата:

ТОМСК – 2011

Содержание

Введение………………………………………………………………………………......

1. Исходные данные для выполнения курсовой работы……………………………....

2.Характеристика новшества, рынка, потребителей, конкурентов, поставщиков…..

3.Обоснование потребности инвестиций в основной и оборотный капитал..............

3.1.Инвестиции в НИОКР………………………………………………..………………

3.2. Развитие производственных мощностей………………………….........................

3.3.Оборотный капитал………………………………………………..…………………

4.Обоснование затрат на производство новой продукции…………….......................

5.Расчет затрат на использование (эксплуатацию) новой продукции у потребителя……………………………………………………………………………….

6.Оценка конкурентоспособности инновационной организации (ИО)………………

6.1.Анализ показателей деятельности научно-исследовательской организации……

6.2.Оценка результативности творческого коллектива…………………....................

6.3.Сокращение риска инвестора от вложений в инновационную деятельность…...

7.Оценка конкурентоспособности новшества……………………………...…….........

7.1. Оценка технического уровня…………………………………..…………………...

7.2. Оценка цепочки затрат (совокупных затрат) за жизненный цикл

инновации…………………………………………………………………………….…..

7.3.Оценка конкурентных преимуществ (разработчика и производителя) при продвижении товара на рынок…………………………………………………………..

7.4. Ключевые факторы успеха…………………………………..………………….......

8.Источники финансирования инновационной деятельности…………………..........

9.Экономическое обоснование инновационного проекта……………………………..

9.1.Расчет потока наличности, связанного с коммерциализацией новшества………. 9.2. Расчет внутренней нормы доходности инновационного проекта и периода возврата инвестиций ………………………………………………………………….....

Заключение………………………………………………………………………….........

Список литературы …….………………………………………………………………..

3

6

11

15

15

18

19

23

28

29

29

32

36

38

40

43

46

47

50

50

56

60

65

67

Введение

Все более очевидным становится то, что главной характерной чертой новых систем внутрифирменного управления должна стать ориентация на долгосрочную перспективу, проведение фундаментальных исследований, диверсификацию операций, инновационную деятельность, максимальное использование творческой активности персонала. Децентрализация, сокращение уровней в аппарате управления, продвижение работников и их оплата в зависимости от реальных результатов станут основными направлениями изменений в аппарате управления.Важнейшим фактором достижения высокого уровня конкурентоспособности, как отмечается во многих исследованиях, остается концентрация производства, что повлияет на сокращение тенденции к образованию гигантских промышленных объединений.Наряду с концентрацией уровень конкурентоспособности будет определяться такими факторами, как развитие производства новых видов продукции и стимулирование становления новых потребностей. С ними связаны тенденции продолжения роста затрат на исследовательские и опытные разработки, рекламу и маркетинг.

Для разработки инновационной стратегии необходимо сформулировать инновационную идею, оценить инновационный потенциал организации, на­метить стратегическую установку и разработать программу ее реализации.

Основой для разработки стратегии и тактики ведения бизнеса является оценка конкурентоспособности научно-технической продукции и организа­ции в целом.

Дисциплина затрагивает ключевые вопросы создания конкурентоспо­собной продукции и долгосрочной стратегии предприятия.

Для более глубокого изучения этого предмета необходимо знать основные поло­жения и понятия инновационного и стратегического менеджмента, классификацию и характеристику стратегий в теории стратегического ме­неджмента, характеристику основных этапов инновационной деятельно­сти и рассмотреть источники их финансирования, включая формы государ­ственной поддержки и регулирования, а также основные этапы процесса стратегического менеджмента: формирование миссии и целей организации, анализ ее сильных и слабых сторон, выбор стратегии и управление ее реали­зацией, особенности организации НИОКР и проектиро­вания, а также методики анализа конкурентоспособности научно-технической продукции, организации (фирмы) и ее конкурентов, оценки ин­новационной деятельности и экспертизы инновационных проектов, для уменьшения коммерческого риска инвестора раскрыть методы учета факто­ров риска и неопределенностей.

1. Организационно правовая форма: ООО «Грант».

2. Описание выпускаемой продукции:

- производство бытовых электрочайников.

- гарантийный надзор и обслуживание.

- ремонт электрочайников.

3. Рынок сбыта товаров:

Географически рынок сбыта продукции распространяется по всей территории России. Каждый экономист отдела сбыта курирует определенный регион.

4. Конкуренты: В силу специфики выпускаемой продукции предприятий-конкурентов у ООО «Грант» достаточное количество, ООО «Звезда», «Стрела», «Новая Волна». Главной особенностью ООО «Грант» является производство, прежде всего высококачественного и надежного продукта, со сроком гарантии более 5 лет.

Наша фирма изготавливает бытовые электрочайники. Наша основная цель - определение основных потребностей и их эффективного удовлетворения у населения. У нашей организации определены также следующие стратегические и финансовые цели:

Стратегические цели:

- повышение качества продукции

- повышение репутации среди клиентов

- улучшение обслуживания клиентов

- увеличение возможности роста

- полное удовлетворение запросов клиентов

Финансовые цели

- более быстрый рост доходов

- увеличение прибыли на вложенный капитал

- признание прочного финансового положения

- стабильный доход в период экономических спадов

- повышение надежности облигаций и ставок по кредитам

1. Исходные данные для выполнения курсовой работы

Данные для расчета затрат на НИОКР

Таблица 1

№ Варианта 5
ТНИОКР, лет 3
Ч, чел. 7
Сзп, у.д.е. 240
Ссн, % 26
См, % 240
Сам, % 340
Спр, % 160
R , % 40

Тниокр, - время выполнения НИОКР, лет;

Ч – количество исполнителей, чел;

Сзп - средняя заработная плата, у.д.е./чел. мес.;

Ссн – отчисления на социальные нужды, % от затрат на оплату труда;

См – материальные затраты, % от затрат на оплату труда;

Сам – амортизация основных фондов и нематериальных активов, % от материальных затрат;

Спр – прочие затраты, % от затрат на оплату труда;

R - норма прибыли, %

Исходные данные для расчета инвестиций и затрат на

производство новой продукции

Таблица 2

№ Варианта 5
Тсл 7
Ки 40
V 2000
Цк 600
См 320
Чауп 4
Чпр 45
Сзп 200
Ссн 26
Тзи 34
Тнз 7
Тгп 24
Тдб 20
Тпст 20
Тбд 30
Тзп 20
∆К 328
Скр 10
Н1 2
Н2 20
D 0
Е 30

Примем Ки = 60%, для увеличения срока окупаемости инвестиционного проекта;

Тсл – срок службы оборудования;

Ки – коэффициент использования производственной мощности в первом году производства, %;

V – объем производства, ед./год;

Ц к – цена конкурирующего товара, у.д.е./ед.;

См – прямые материальные затраты, у.д.е./ед.;

Чауп – административно-управленческий персонал, чел.;

Чпр – производственный персонал, чел.;

Сзп – средняя заработная плата, у.д.е./чел. мес.;

Ссн – отчисления на социальные нужды, %;

Тзм запасы сырья и материалов, дни;

Тнз – незавершенное производство, дни;

Тгп – готовая продукция, дни;

Тдб – расчеты с покупателями, дни;

Тпст – расчёты с поставщиками, дни;

Тбд – расчёты с бюджетом и внебюджетными фондами, дни;

Тзп – расчёты с персоналом, дни;

ΔК – изменение внеоборотных материальных активов, тыс. у.д.е.;

Скр – проценты за кредит, %;

Н1 – налог с выручки от реализации, %;

Н2 – налог на прибыль, %;

D – дивиденды, %;

Е – ставка дисконтирования, %.

Система показателей работы инновационной организации за 5 лет

Таблица 3

№ Варианта 5
Инновационные организации 1-й 2-й 3-й 4-й
побщ., шт. 10 11 12 13
пзак. , шт. 10 9 8 12
пвн., шт. 1 2 3 4
пн., шт. 1 2 2 3
Собщ., тыс.у.е. 1200 1300 1400 1500
Сзак., тыс.у.е. 1000 1200 1300 1400
Свн, тыс.у.е. 700 800 900 1000
Сн, тыс.у.е. 150 300 200 300
Навт, шт. 2 - 1 -
Чобщ, чел. 45 40 35 50
Чво, чел. 40 35 30 45
Чдк, чел. 4 3 3 5
прац., шт. 5 10 15 20
пдокл, шт. 42 38 35 50
ппубл, шт. 40 35 30 25
Э, тыс.у.е. 2100 3200 1600 2500

побщ - количество запланированных тем на 5 лет;

пзак -количество тем, выполненных и сданных заказчику;

пвн - количество тем, результаты которых внедрены в производство;

пн -количество новейших разработок, впервые осуществляемых в стране или в мире;

Собщ -общая сметная стоимость всех запланированных работ;

Сзак - сметная стоимость законченных работ;

Свн - сметная стоимость работ, результаты которых внедрены в производство;

Сн - сметная стоимость новейших разработок;

Навт - количество полученных авторских свидетельств и положительных решений о выдачеавторских свидетельств;

Чобщ - общая среднесписочная численность работников;

Чво - численность сотрудников с высшим образованием;

Чдк - количество докторов и кандидатов наук;

прац - количество поданных рационализаторских предложений;

пдокл - количество лекций и докладов на конференциях международного уровня;

ппубл - количество публикаций;

Э - экономический эффект у потребителя при использовании инновации.

2. Характеристика новшества, рынка, потребителей, конкурентов, поставщиков.

Рынок на сегодняшний день предлагает большое разнообразие бытовой техники, в том числе и бытовых электрочайников. Все они по-своему хороши, но ни один не отвечает всем желаниям и требованиям потребителя.

Разработка модели ООО «Грант», прежде всего, обеспечивает удобство, комфортность в ее использовании с небольшими изменениями тактико-технических характеристик по сравнению с существующими аналогами.

Первое, на что покупатели обычно обращают внимание при покупке электрического чайника - это дизайн. А потом уже консультируются у продавца о наличии необходимых технических характеристик. Это связано с тем, что электрический чайник часто подбирают уже под имеющийся интерьер. Наше предприятие пытаясь удовлетворить всех покупателей, выпускают самые разнообразные модели этих электроприборов.

Существует две формы электрочайников, которые выпускаются на ООО «Грант»: кувшинная и чайники плавной обтекаемой формы.

Чайники - кувшины сейчас наиболее распространены. Ведь это самые знакомые и удобные в быту электрочайники на подставке. К тому же технология производства такого прибора весьма проста.

Чайники плавной обтекаемой формы ( конусовидные чайники и "пингвины") . Данные чайники имеют эффективную конструкцию. Следует обратить внимание на то, что эти современные чайники имеют большую мощность. И это оправдано, так как современный потребитель ценит буквально каждую минуту времени. Такие чайники очень красивые, модные, способны стать украшением любой кухни.

Важным элементом чайника является крышка. Желательно, чтобы она была достаточно большой, тогда потребителю не составит труда промыть чайник, а также крышка должна легко и удобно открываться.

Важно, чтобы носик чайника был не совсем маленьким и хотя бы немного выступал над корпусом. Иначе налить воду из него будет сложно.

Электрические чайники на ООО «Грант» изготавливают из высококачественного пластика . Пластиковые электрочайники имеют ряд преимуществ: они значительнее легче своих металлических собратьев; они стоят дешевле; пластиковые чайники медленнее остывают; кроме того, они не так сильно нагреваются.

Также выпускаются электрические чайники, которые имеют стеклянный корпус . Стеклянные электрочайники часто имеют цилиндрическую форму, иногда - шаровидную. Кроме того, в некоторых моделях стеклянных электрочайников можно сразу заваривать чай. Положительной стороной данных моделей является высокая прочность стекла, то есть такой чайник нельзя разбить, если даже уронить его.

Но сегодня хочется отметить, что стремительно растет интерес потребителей к электрочайникам, которые изготавливаются из нержавеющей стали , поэтому ООО «Грант» стал выпускать и такие модели. Данный интерес вызван, в первую очередь, модными тенденциями на современной кухне: тяга к "металлу". Кроме того, потребители утверждают, что вода, вскипяченная в металлическом и в пластиковом чайнике отличается по вкусу, поскольку металл не вступает в контакт с кипящей водой. Чайники из нержавеющей стали долговечнее, прочнее. На металлических чайниках устанавливается покрытый тефлоном нагревательный элемент гидролизного типа, который работает эффективнее обычного. Подставки такие чайники обычно не имеют.

Сегодня на рынке ООО «Грантом» представлены электрочайники самых разнообразных цветов. Кроме классического белого, можно купить модель бежевого, сиреневого, салатного цветов. Для любителей экстравагантных решений предложены красные, черные, оранжевые, зеленые модели.

Кроме того, в моде сегодня полупрозрачность, стекло. Поэтому наше предприятие вводит в свои модели и такие элементы:

· какой электрический чайник выбрать

· классификация (виды) электрочайников

· мощность электрочайника и объем

· накипь

· безопасность электрочайников

· дополнительные характеристики электрических чайников

· от чего зависит цена на электрочайник

Конкуренция в отрасли:

Несмотря на то, что конкуренция в каждой отрасли различна, характер конкуренции сходен, что позволяет состояние конкуренции в отрасли охарактеризовать пятью конкурентными силами профессора М. Портера:

1. Соперничество между продавцами внутри отрасли

2. Попытки компаний из других отраслей завоевать покупателей своими
товарами- субститутами.

3. Возможность появления новых конкурентов внутри отрасли.

4. Способность поставщиков сырья и деталей, используемых фирмой,
диктовать свои условия.

5. Способность потребителей продукции фирмы диктовать свои условия.

Под термином «отрасль» понимается группа фирм, чья продукция имеет настолько сходные качества, что борьба идет за одних и тех же покупателей.
Потребители , решая, какие товары и услуги для них желательны и по какой

цене, определяют результат деятельности организации, поэтому очень важным показателем является количество потребителей и их финансовые возможности.

Однако во многих случаях не потребители, а конкуренты определяют, какого рода результаты деятельности, можно продать и какую цену можно запросить, поэтому важно знать число конкурентов и их относительные размеры.

Поставщики являются весомой конкурентной силой в том случае, если они могут влиять на цены, качество продукции фирмы, а так же ее доставку.

Одним из основных показателей, характеризующих конкуренцию в отрасли, является рынок, который описывается следующими характеристиками:

Потенциал рынка:

- доля наиболее вероятных покупателей среди всех, на кого сориентирован товар;

- тенденция изменения этой доли;

- степень приверженности покупателей к одному продавцу;

- чувствительность рынка к рекламе.

Структура рынка:

- локально- концентрированный (специализация на узком типе клиентов в очень ограниченном географическом регионе);

- локально - диверсифицированный (широкий тип клиентов в очень ограниченном географическом регионе);

- глобально - концентрированный рынок (специализация на узком типе клиентов в географически неограниченном регионе);

- глобально-диверсифицированный (разнообразные типы клиентов в географическинеограниченном регионе).

Эластичность спроса:

- уровень локальной чувствительности поведенческой реакции покупателей на изменение цены на рынке;

- уровень постоянной эластичности спроса на рынке;

- зависимость эластичности спроса от стадии жизненного цикла рынка;

- отличие эластичности спроса на данном рынке от эластичности на смежных с ним рынках.

3. Обоснование потребности инвестиций в основной и оборотный капитал (актив баланса).

3.1. Инвестиции в НИОКР (нематериальные активы).

Затраты на НИОКР подразделяются на капитальные (единовременные) и текущие. Капитальные затраты включают стоимость лабораторного обору­дования, приборов, стоимость зданий и сооружений, необходимых для про­ведения НИОКР.

Состав текущих затрат: заработная плата, начисления на заработную плату, командировочные расходы, затраты на проведение испытаний экспе­риментальных образцов, на заводские испытания, затраты на проектирование и конструирование изделий, на разработку технологии, на изготовление и ис­пытание опытных образцов.

Определение затрат по запланированным работам осуществляется в форме сметной калькуляции, для расчета которой должны быть использова­ны действующие рыночные цены, а также данные производственных подраз­делений и научно-исследовательских подразделений (процент косвенных расходов, процент транспортно-заготовительных расходов, ставки заработной платы, номенклатура статей калькуляции).

Исходными данными для расчета является план работы и перечень потребной аппаратуры, оборудования, производственных площадей, сырья, материалов и полуфабрикатов.

Обычно затраты на НИОКР рассчитываются по следующим элементам расходов с последующим суммированием:

1. Материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов).

2. Затраты на оплату труда.

3. Отчисления на социальные нужды.

4. Амортизация основных фондов и нематериальных активов.

5. Прочие затраты.

В элементе "Материальные затраты" отражается стоимость приобре­тенных со стороны сырья и материалов, которые входят в состав вырабаты­ваемой продукции, образуя ее основу, или являются необходимыми компо­нентами при изготовлении продукции (проведении работ, оказании услуг).

В состав затрат на оплату труда включаются:

▪ выплаты заработной платы за фактически выполненную работу, ис­ходя из сдельных расценок, тарифных ставок и должностных окладов в соот­ветствии с принятыми на предприятии нормами и системами оплаты труда;

▪ выплаты стимулирующего характера по системным положениям;

▪ выплаты, обусловленные районным регулированием оплаты труда (выплаты по районным коэффициентам);

▪ стоимость продукции, выдаваемой в порядке натуральной оплаты работникам;

▪ оплата в соответствии с действующим законодательством очеред­ных ежегодных и дополнительных отпусков (компенсация за использован­ный отпуск);

▪ оплата труда работников, не состоящих в штате предприятия за вы­полнение ими работ по заключенным договорам;

▪ другие виды выплат за исключением расходов по оплате труда, фи­нансируемых за счет прибыли предприятия.

В элементе "Отчисления на социальные нужды" отражаются обяза­тельные отчисления по установленным законодательным нормам органам го­сударственного социального страхования, Пенсионного фонда, государст­венного фонда занятости и медицинского страхования от элемента "затраты на оплату труда".

В элементе "Амортизация основных фондов" отражается сумма амор­тизационных отчислений па полное восстановление основных производст­венных фондов, исчисленная исходя из их балансовой стоимости и утвер­жденных норм амортизации. При отсутствии утвержденной нормы амортиза­ции, ее можно принять равной величине, обратной сроку службы.

В элементе "Нематериальные активы" показываются затраты предпри­ятия в нематериальные объекты, используемые в течение долгосрочного пе­риода в хозяйственной деятельности и приносящие доход: права на исполь­зование природных ресурсов, патенты, лицензии, ноу-хау, программные про­дукты, монопольные права и привилегии, включая лицензии на определен­ные виды деятельности, иные имущественные права (в том числе на интел­лектуальную собственность), организационные расходы (включая плату за государственную регистрацию предприятий, брокерское место, товарные знаки и т.д.).

Нематериальные активы могут быть внесены учредителями (собствен­никами) предприятия в счет вкладов в уставный фонд предприятия, а так же приобретены предприятием в процессе его деятельности. Износ (амортизация) нематериальных активов относится на себестоимость продукции (работ, услуг) ежемесячно по нормам, рассчитанным предприятием исходя из перво­начальной стоимости и срока их полезного использования (но не более срока деятельности предприятия). По нематериальным активам, по которым невоз­можно определить срок полезного использования, нормы износа устанавли­ваются в расчете на десять лет (но не более срока деятельности предприятия).

К элементу "Прочие затраты" себестоимости продукции (работы, ус­луг) относятся налоги, сборы, отчисления в специальные внебюджетные фонды, платежи по обязательному страхованию имущества, платежи за пре­дельно допустимые выбросы загрязняющих веществ; вознаграждения за изо­бретения и рационализаторские предложения; затраты на командировки; пла­та сторонним организациям за пожарную и сторожевую охрану; за подготов­ку кадров; оплата услуг связи, вычислительных центров, банков; плата за аренду; представительские расходы; затраты на ремонт.

Смета затрат

Таблица 4

Элементы текущих затрат Сумма текущих затрат, тыс. руб.
1. Материальные затраты (240*95,14/100) 228,34
материалы и сырье 141,34
комплектующие изделия 29
услуги сторонних организаций 28
спец. оборудование 30
2. Затраты на оплату труда 95,14
3. Отчисления на социальные нужды (95,14*26%) 24,7
4. Амортизация основных фондов и нематериальных активов (228,34*340/100) 776,36
5. Прочие затраты (95,14*160/100) 152,22
оплата электрической и тепловой энергии 76,22
командировочные расходы 25
изобретательская деятельность 28
представительские расходы 7
затраты по обеспечению нормальных условий труда и ТБ 5
расходы, связанные с управлением 11
6. Итого себестоимость НИОКР (228,34+95,14+24,7+776,36+152,22) 1276,8
7. Прибыль (1276,8*40/100) 510,7
8. Инвестиции в НИОКР (1276,8+510,7) 1787,5

ЗП=ЗПСР *1,1*1,1*1,3, (1)

ЗП=Сзп *1,1*1,1*1,3*Тниокр *Ч = 240*1,1*1,1*1,3*36мес *7чел = 95,14 тыс. руб.

Таким образом, сумма единовременных затрат на реализацию проекта составляет 1787,5 тыс. руб.

3.2. Развитие производственных мощностей

В таблице 2 задана величина ∆К – изменение внеоборотных материальных активов. Обоснуем эту величину (здания, сооружения, оборудование, транспортные средства, и т.д.) и представим в таблице 5.

Таблица 5

Наименование объектов

Балансовая стоимость,

тыс. руб.

1. Здания 225
2. Сооружения 55
3. Оборудование 30
4. Транспортные средства 18
Итого 328

3.3. Оборотный капитал (собственные оборотные средства).

Собственные оборотные средства Коб представляют собой разность между общей суммой оборотных средств Аоб (активы) и величиной кредиторской задолженности Пкр (пассивы):

=175,13-58,02=117,11 тыс. руб. (2)

В свою очередь общая сумма оборотных средств

(3)

где Озм – оборотные средства в материальные запасы;

Онз – оборотные средства в незавершенное производство;

Огп – оборотные средства в готовую продукцию;

Одб – дебиторская задолженность.

Кредиторская задолженность включает обязательства предприятия поставщикам материалов Ппст , перед бюджетом по налогам Пбд , перед производственным персоналом по заработной плате Пзп .

=35,55+10,59+11,88=58,02 тыс.руб. (4)

Стоимость запаса материалов определяется по формуле

(5)

где См – стоимость годового расхода материалов;

Тзм – продолжительность оборота материальных запасов (табл.2).

Стоимость незавершенного производства

(6)

где Соп – годовые операционные затраты мзп ) ;

Тнз – норма запаса в незавершенное производство (табл.2).

Соп = См + Сзп = 640 + 169,85 = 809,85 тыс. руб.; (7)

Сзп = Сзп1 * Чпр * 12 * 1,3 * 1,1*1,1 = 200 * 45 *12 *1,3 *1,1 * 1,1 = 169,85 тыс.руб. (8)

Стоимость запаса готовой продукции

(9)

где Тгп – продолжительность оборота готовой продукции на складе (табл.2).

Дебиторская задолженность (расчеты с покупателями)

(10)

где Тдб – продолжительность задолженности покупателей (табл.2).

Обязательства предприятия поставщикам материалов

(11)

где Тпст – продолжительность задолженности поставщикам (табл.2).

Обязательства перед бюджетом по налогам и внебюджетными фондами

(12)

где Снал – величина налогов Н1 и Н2 , определяются при расчете чистой прибыли; (без учета износа оборудования и величины платы за пользование кредитами)

Тбд – продолжительность задолженности бюджету (табл.2).

Рассчитаем налог на имущество

Н1= (ΔК+ Кникор )*0,02 (13)

Н1= (328+ 1787,5)*0,02=42,31 тыс. руб.

Для расчета обязательств перед бюджетом по налогам (Н2) примем плановую цену продажи

Цн=1,4*С (14)

Цн=1,4*0,584=0,817 тыс. руб.

Расчет плановой выручки от продаж

Вн=V*Цн (15)

Вн=2000*0,817=1634 тыс. руб.

Налог на прибыль:

Н2=(Вн-С-Н1)*0,20= (3567,2-2558-33,35)*0,20=195,17 тыс. руб. (16)

Снал=42,31+84,74=127,05 тыс. руб.

Задолженность перед производственным персоналом по заработной плате

(17)

где Сзп – годовая заработная плата производственного персонала с отчислениями на социальные нужды;

Тзп – продолжительность задолженности персоналу (табл. 2).


Таблица 6 - Потребность в чистом оборотном капитале

6

Наименование Обозначение

Исход -

ные данные

Годы Формула для расчета
1 2 3

4

40%

5

60%

6

100%

1. Запасы сырья и материалов, тыс. руб.

Озм

34 24,18 36,26 60,44 Озм = См / 360 * Тзм
2.Незавершенное производство, тыс. руб.

Онз

7 6,3 9,45 15,75 Онз = Соп / 360 * Тнз

3. Готовая продукция,

тыс. руб.

Огп

24 21,6 32,39 53,99 Огп = Соп / 360 * Тгп
4. Расчеты с покупателями, тыс. руб.

Одб

20 17,99 26,99 44,99 Одб = Соп / 360 * Тдб
5.Потребность в оборотных активах, тыс. руб.

Аоб

70,05 105,08 175,13 Аоб = Озм + Онз + Огп + Одб
6. Расчеты с поставщиками, тыс. руб.

Ппст

20 14,22 21,33 35,55 Ппст = См / 360 * Тпст
7. Расчеты с бюджетными и внебюджетными фондами, тыс. руб.

Пбд

30 4,24 6,35 10,59 Пбд = Снал / 360 * Тбд
8. Расчеты с персоналом, тыс. руб.

Пзп

20 4,75 7,13 11,88 Пзп = Сзп / 360 * Тзп
9.Кредиторская задолженность, тыс. руб.

Пкр

23,21 34,81 58,02 Пкр = Ппст + Пбд + Пзп
10. Потребность в чистом оборотном капитале, тыс. руб.

Коб

46,84 70,27 117,11 Коб = Аоб – Пкр

4. Обоснование затрат на производство новой продукции

Смету затрат на производство новой продукции можно рассчитать по следующим статьям:

• материалы См ;

• заработная плата (основная и дополнительная) производственных рабочих Cзп 0 ;

• отчисления на социальные нужды производственных рабочих Ссн 0 ;

• амортизация основных фондов А0 ;

• амортизация нематериальных активов Ана ;

• заработная плата административно-управленческого персонала (АУП) Сзпауп ;

• отчисления на социальные нужды АУП Ссн ауп ;

• затраты на рекламу и маркетинговые исследования Смарк ;

• плата за кредит Скр ;

• прочие постоянные расходы Спр ;

Прочие постоянные расходы Спр приняли в размере 15% от затрат на материалы и заработную плату производственных рабочих и А УП

Спр = 0,15 * (См + Сопл ), (17)

где Сопл - затраты на оплату труда.

Сопл = С0 зп + Сауп зп , (18)

Затраты на рекламу и маркетинговые исследования приняты равными прочим постоянным расходам Спр .Смета затрат представлена в табл. 7.

Производственные затраты

Таблица 7

Наименование

Обо-значе-

ние

Исход-

ные данные

Годы

Формула для

расчета

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1. Производственная мощность, %

Ku

60 60 100 100 100 100 100

2. Объем производства,

тыс. шт.

V

2000 1200 2000 2000 2000 2000 2000
3. Прямые материальные затраты, тыс. руб.

См

320 384 640 640 640 640 640

V* См

4. Зарплата производственного персонала, тыс. руб.

200

45

102 170 170 170 170 170 Сзп * Чпр *12*1,1*1,1*1,3
5. Отчисления на социальные нужды производственного персонала, тыс. руб.

170 27 44 44 44 44 44 Сзп *0,26
6. Переменные операционные затраты, тыс. руб.

513 854 854 854 854 854 (п.3+п.4+п5)

7. Зарплата АУП, тыс. руб.

200

4

15 15 15 15 15 15 Сзп * Чауп *12*1,1*1,1*1,3

8. Отчисления на социальные нужды АУП, тыс. руб.

15 4 4 4 4 4 4 Сзп *0,26
9. Прочие постоянные расходы, тыс. руб.

Спр

124 124 124 124 124 124 0,15 * (См + Сопл )
10.Постоянные операционные затраты, тыс. руб. 143 143 143 143 143 143 143 (п.7+п.8+п.9)
11. Расходы на оплату труда, тыс. руб.

Сопл

117 185 185 185 185 185 (п.4+п.7)
12. Отчисления на социальные нужды, тыс. руб.

Ссн

31 48 48 48 48 48 (п.5+п.8)
13.Операционные затраты, тыс. руб.

Соп

143 656 997 997 997 997 (п.6+п.10)
14.Амортизация основных фондов, тыс. руб.

Ао

328

7

47 47 47 47 47 47 ΔК/ Тсл
15.Амортизация нематериальных активов, тыс. руб.

Ана

1787,5 358 358 358 358 358 0 Кникор *0,2
16.Амортизация

А

405 405 405 405 405 47 (п.14+п.15)
17. Затраты на рекламу и маркетинговые исследования,тыс.руб.

Смарк

124 124 124 124 124 124 Смаркпр
18. Плата за краткосрочный кредит, тыс. руб.

Скр

0 0 0 0 0 0 Краткосрочный кредит не планируется

19.Суммарные затраты на производство,тыс.руб.

С

1185 1526 1526 1526 1526 1168 (п.13+п.16+п.17+п.18)

20.Себестоимость единицы продукции, тыс. руб./ шт.

С

0,988 0,763 0,763 0,763 0,763 0,584 С/ V

Норму амортизационных отчислений основных фондов рассчитываем, исходя из срока службы оборудования (см. табл. 2); норму амортизационных отчислений нематериальных активов принимаем 20% (срок списания нематериальных активов приблизительно равен 5 годам).

5. Расчет затрат на использование (эксплуатацию) новой продукции у потребителя.

Общие затраты на использование новой продукции у потребителя (цена потребления) складываются из покупной цены, прочих единовременных затрат (демонтаж и утилизация старой продукции, монтаж, настройка новой продукции и пр.), затрат на текущий ремонт и обслуживание (техническое обслуживание), затрат на эксплуатацию.

В курсовой работе можно рассчитать затраты на потребление электрической энергии за срок службы новой техники (если в качестве новшества выбрана бытовая техника)

Сэл = τэ * Эсут * 360 * Тсл (19)

где Сэл - затраты на потребление электроэнергии;

τэ - тариф за электроэнергию, руб./ кВт.ч.;

Эсут - суточное потребление электроэнергии;

Тсл — срок службы новой продукции.

Затраты на потребление электроэнергии

Показатель Новшество Конкурент
Тарифза электроэнергию, (τэ ) 1,38 руб./ кВт.ч. 1,38 руб./ кВт.ч.
Суточное потребление электроэнергии (Эсут ) 3 кВт./сут 4,5 кВт./сут
Срок службы новой продукции (Тсл ) 5 лет 4 года
Затраты на потребление электроэнергии (Сэл ) 7,452 8,942

Годовые затраты на ремонт и обслуживание приняты в размере 5% от продажной цены (Ц), тогда дополнительные затраты на использование (ΔСисп ) можно определить по формуле:

ΔСисп = Сэл + 0,05 * Ц * Тсл (20)

Показатель Новшество Конкурент
Затраты на потребление электроэнергии (Сэл ) 7,452 8,942
Цена (Ц) 1,068 0,600
Срок службы новой продукции (Тсл ) 5 лет 4 года
Дополнительные затратына использование (ΔСисп ) 7,719 9,062

∆ Сисп н = 7,452+0,05*1,068*5=7,719 тыс. у.д.е.

Определим ∆ Сисп конкурента

∆Сисп к = 8,942+0,05*0,6*4=9,062 тыс. у.д.е.

6.Оценка конкурентоспособности инновационной

организации (ИО).

6.1. Анализ показателей деятельности научно-исследовательской организации.

Конкурентоспособность любой организации может быть выражена через пятиуровневую иерархию факторов, представленную на рис. 1.

На втором уровне этой иерархии конкурентоспособность должна быть подкреплена тремя важнейшими факторами - способностью к развитию, производственными и сбытовыми мощностями.

На третьем уровне иерархии конкурентоспособность определяется выбором стратегии. Стратегия конкурентной борьбы направлена на улучшение или сохранение позиции фирмы на рынке - доли продаваемых товаров, неважно давно производимых или новых.


Рис.1. Факторы, определяющие конкурентоспособность промышленной компании

На четвертом уровне иерархии конкурентоспособность определяется способностью высшего руководства организации принимать такие решения, которые реализуют на практике три первых фактора конкурентоспособности организации.

На пятом уровне - результаты деятельности организации в предыдущем периоде. Здесь особенно важна прибыль организации как источника ресурсов борьбы за рынок.

Руководители крупнейших промышленных компаний в развитых странах исходят из того, что в современных условиях удержать конкурентные позиции снижением издержек невозможно, перемены происходят быстро, но они подчиняются определенным закономерностям, которые поддаются предсказанию и анализу.

Нововведения сопряжены с риском, но отказ от них еще более рискован. В связи с этим разработка и реализация политики в области НИОКР является необходимым условием выживания промышленных компаний. При формировании политики НИОКР крупные корпорации используют различные стратегии в области НИОКР:

- имитация - приобретение других фирм, проведение исследований в кооперации с другими организациями, разработка изделий, ориентированных на достижение краткосрочных целей;

- разработка технологических процессов - ориентация на внутрифирменный научно-технологический потенциал, при этом приобретение лицензий и проведение совместных НИОКР не играют большой роли; разработки чаще всего не защищаются патентами;

- наступательная специализация - проведение НИОКР специального назначения, ориентированных на индивидуального потребителя; широко практикуются контрактные исследования, связанные с привлечением внешних организаций, но совместные исследования с другими фирмами редки; предпочтение отдается разработке технологий;

- наступательная инновация - серьезный анализ технологической стратегии конкурентов, широко осуществляются совместные с другими фирмами НИОКР, ориентация, как на создание новых изделий, так и новых технологических процессов;

- стратегия выжидания - наблюдение за нарождающейся отраслью, что позволяет получить информацию о требованиях к технологии и персоналу, оценить перспективы отрасли с точки зрения прибыльности и потенциала роста; оценить собственные шансы; когда отрасль "созреет", принимаются решения о характере деятельности в ней: развернуть собственные работы или приобрести лицензию, создать совместное предприятие с фирмой - новатором или полностью приобрести ее;

- стратегия регенерирующего роста - развертывание собственной деловой активности в отраслях, находящихся на ранней (зарождающейся) стадии развития посредством приобретения малых фирм либо создания новых подразделений внутри компаний.

При формировании стратегии НИОКР используются также известные портфельные (матричные) стратегии.

При формировании стратегии НИОКР важно учитывать как научно-технический потенциал организации, так и особенности внешних экономических условий. Научно-технический потенциал организации определяется рядом параметров, например таких, как:

• уровень развития техники в сравнении с мировым;

• размер наукоемкости (доля затрат на НИОКР в объеме продаж);

• характеристика длительности жизненного цикла выпускаемых изделий;

• степень интеграции различных подразделений между собой;

• доля исследований (НИР) и разработок (ОКР) в общих затратах на НИОКР;

• уровень централизации и децентрализации управления организацией и НИОКР;

• уровень использования эффективных методов управления нововведениями;

• ускорение обновляемости продукции (сокращение сроков выполнения НИОКР, сокращение сроков создания и внедрения новой продукции).

6.2.Оценка результативности творческого коллектива .

Если в ходе стратегического планирования принято решение о внедрении новой техники, то необходимо ответить на вопрос, разрабатывать эту технику самим; передать заказ на разработку другой организации; проводить кооперационные НИОКР с какой-нибудь организацией; создать совместное предприятие с фирмой-новатором или ее полное приобретение; приобрести лицензию; купить готовое изделие (опытный образец) или технологию.

Необходимо оценить возможность разработки новшества творческим коллективом. Такую оценку можно сделать по ряду показателей, характеризующих эффективность деятельности инновационной организации (ИО) (по данным таблицы 3).

Ниже приведена таблица оценочных показателей инновационных организаций, состоящую из трех разделов (таблица 9).

Таблица 8- Матрица предпочтений

№ п/п Наименование 1.1 1.2 1.3 1.4 2.1 2.2 3.1 3.2 3.3 сумма dij
1.1 Выполнение общего объема работ 1 1,5 0,5 1 1,5 0,5 1 1,5 0,5 9 0,11
1.2 Удельный вес тем, законченных в срок 0,5 1 0,5 1,5 1 0,5 1,5 1 0,5 8 0,1
1.3 Внедрение результатов законченных тем 1,5 1,5 1 1 0,5 1,5 0,5 1 1 9,5 0,12
1.4 Экономическая эффективность внедренных работ 1 0,5 1 1 0,5 0,5 1,5 1,5 1 8,5 0,1
2.1 Наличие авторских свидетельств 0,5 1 1,5 1,5 1 0,5 1,5 1 1,5 10 0,12
2.2 Удельный вес законченных тем по новейшим разработкам 1,5 1,5 0,5 1,5 1,5 1 1 0,5 1,5 10,5 0,13
3.1 Обеспеченность кадрами высшей квалификации 1 0,5 1,5 0,5 0,5 1 1 1,5 1 8,5 0,11
3.2 Обеспеченность кадрами с высшим образованием 0,5 1 1 0,5 1 1,5 0,5 1 1 8 0,1
3.3 Творческая активность сотрудников 1,5 1,5 1 1 0,5 0,5 1 1 1 9 0,11
Итого 81 1

0,5 – низкий; 1 – средний; 1,5 – высокий.

П 1.1= ∑ Пij *dij= 0,83*0,11+1*0,1+0,1*0,12+0,6*0,1=0,26

П 1.2= ∑ Пij *dij= 0,92*0,11+0,82*0,1+0,22*0,12+0,8*0,1=0,3

П 1.3= ∑ Пij *dij= 0,93*0,11+0,67*0,1+0,38*0,12+0,36*0,1=0,25

П 1.4= ∑ Пij *dij= 0,93*0,11+0,92*0,1+0,33*0,12+0,5*0,1=0,28

П 2.1 = ∑Пij * dij = 0,15*0,12+0.4*0,13=0,07

П 2.2

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  75  76  77   ..