Инвестиционное кредитование малого и среднего бизнеса
Инвестиционное кредитование малого и среднего бизнеса
На рубеже ХХ века Россия
оказалась в сложнейшей экономической и финансовой ситуации. Ухудшение
общеэкономического положения страны характеризуется резкой девальвацией рубля и
всплеском инфляции, достигшей по итогам 1998 года 84,4%, спадом ВВП и промышленного
производства более чем на 5% за год, сокращением инвестиций в основной капитал
на 10%, снижением реальных денежных доходов населения на 17%. Отсюда вопрос о
взаимосвязи банковской системы и реального сектора экономики является особенно
актуальным и болезненным. Определенная обособленность банковской деятельности
от реальной экономики, несомненна, была одной из предпосылок финансового
кризиса 1998 года. Коренное изменение характера связи банков с реальным
сектором является важнейшим условием не только оздоровления реальной экономики,
но и укрепления самой банковской системы. Основное внимание в этих связях
должно уделяться прежде всего рациональному выбору банками конкретных
партнеров, финансируемых проектов и профессиональной работе с ними.
В условиях снижения мировых цен
на сырьевые ресурсы, а также снижение внутреннего спроса на продукцию
промышленных гигантов возникает тенденция снижения объемов производства,
производственных мощностей и как следствие рост безработицы. В данной ситуации
одним из выходов из социально-экономической напряженности является развитие и
поддержка малого и среднего бизнеса.
В России по состоянию на 1
октября 1997 года функционировало 844,4 тыс. малых предприятий, на которых было
занято 6,2 млн. человек, а также зарегистрировано 3,5 млн. предпринимателей без
образования юридического лица. Основным источником их деятельности являются
собственные финансовые ресурсы, а также займы в коммерческих банках на развитие
производства и пополнение оборотных средств. Проблемам предоставления таким
предприятиям банковских ссуд на инвестиционную деятельность посвящена данная
.
Объектом исследования в
представленной работе является - организация процесса инвестиционного
кредитования предприятий малого и среднего бизнеса муниципального образования
«Город Асбест». Предметом исследования Норильское Отделение Сбербанка России.
Цель исследования - изучить и
проанализировать процесс кредитования предприятий малого и среднего бизнеса
(далее по тексту МСБ) по предоставленной бухгалтерской отчетности, разработать
рекомендации по совершенствованию механизма кредитования и повышения его эффективности.
Задачи, которые предстоит решить:
·
рассмотреть понятие «малый бизнес», определить его значение в
экономике РФ;
·
изучить механизмы государственной поддержки малого и среднего бизнеса
на всех государственных уровнях;
·
охарактеризовать процесс кредитования и формирования кредитного досье,
методику финансовых расчетов кредита;
·
на примере Норильского ОСБ провести расчеты платежеспособности заемщика;
·
предложить пути повышения эффективности деятельности Норильского
ОСБ в процессе кредитования на основе произведенных расчетов и анализа
деятельности.
При подготовке данной работы были
использованы труды таких авторов, как Панова Г.С., Мосяченков Ю.С., Соврушин
О.И., Казак А.Ю. и др. При изучении и анализе мероприятий по государственной
поддержке малого и среднего бизнеса были использованы нормативно правовые акты
РФ, ЦБ, инструктивный материал ЦБ и Сбербанка РФ, региональные Программы
поддержки МСБ и др.
В процессе изучения этих
материалов, автор обнаружил, что практически отсутствует статистическая
информация и нормативно-правовые акты, касающиеся предприятий среднего бизнеса.
Во всех предоставленных и изученных материалах делалась ссылка только на малое
предпринимательство. В процессе подготовки материалов, выяснилось, что
практически не представляется возможным предоставить достоверную информацию по
статистическим данным о количестве и отраслевой принадлежности предприятий
малого бизнеса, а также частных предпринимателях в муниципальном образовании
«Город Асбест», так как указанные субъекты не предоставляют такую информацию ни
в статистические органы, ни в администрацию.
При анализе экономической и
финансовой ситуации автор пользовался периодической литературой: журналы
«Банковское дело», «Деньги и кредит», «Предпринимательство».
Структура работы. В первой главе
автор приводит определения малого предпринимательства, этапы его становления и
развития в Российской Федерации, а также программы поддержки МСБ на различных
уровнях государственной власти: федеральном, региональном, муниципальном.
Приводятся также данные об участии иностранного капитала в инвестировании МСБ
РФ. Во второй главе идет описание этапов развития Сбербанка РФ и анализ
деятельности Сбербанка РФ в современных условиях, для чего предоставлен баланс
за 1997 год (данные за 1998 год будут предоставлены только после утверждения
его собранием акционеров, которое состоится в мае 1999 года). Кроме того дано
описание нормативно правовой базы его деятельности, а также организационно-функциональной
структуры. В третьей главе раскрывается механизм инвестиционного кредитования,
этапы формирования кредитного досье заемщика на примере клиента Норильского
Отделения Сбербанка, в заключении главы автором делаются выводы и даются
рекомендации по совершенствованию механизма инвестиционного кредитования. Все
экономические показатели приведены в деноминированных рублях.
· в
розничной торговле и бытовом обслуживании - 30 чел;
· в
остальных отраслях и при осуществлении других
видов
деятельности -
50 чел.
Под субъектами малого предпринимательства понимаются также
физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования
юридического лица.
Малые предприятия, осуществляющие несколько видов
деятельности (многопрофильные), относится к таковым по критериям того вида
деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или
годовом объеме прибыли.
Средняя за отчетный период численность работников малого
предприятия определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих
по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учетом
реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и
других обособленных подразделений указанного юридического лица.
В случае превышения малым предприятием установленной
настоящей статьей численности, указанное предприятие лишается льгот,
предусмотренных действующим законодательством, на период, в течение которого
допущено указанное превышение, и на последующие три месяца.
1987 год можно считать годом
возрождения предпринимательства в России. С 1987 по 1991 год - начальный период
возникновения, развития и заката кооперативов, центров научно-технического
творчества молодежи, зарождения индивидуальной трудовой деятельности и малых
предприятий.
За этот период было разработано и
утверждено большое количество нормативно-правовых актов:
·
Закон СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности» (1986 г.);
·
Закон СССР «О кооперации в СССР» (1988 г.);
·
Положение об организации деятельности малых предприятий (утверждено
в 1989 году комиссией по совершенствованию хозяйственного механизма при СМ
СССР);
·
Закон РСФСР «О собственности в РСФСР» (1990 г.);
·
Закон РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности»
(1990 г.);
·
Закон СССР «Об общих началах предпринимательской деятельности
граждан СССР» (1991 г.);
·
Постановление СМ РСФСР «О мерах по поддержке и развитию малых
предприятий в РСФСР» (1991 г.).
Субъектами предпринимательства в
те годы, кроме кооперативов, были и малые предприятия, основывающиеся на
государственной и муниципальной собственности. Учредителями малых предприятий
были, как правило, крупные государственные предприятия и местные Советы
народных депутатов.
1992 - 1997 гг. - второй период
развития малого предпринимательства в условиях экономической реформы. Этот
период характеризуется бурным ростом числа малых предприятий, формированием
нового сектора национальной экономики, созданием инфраструктуры поддержки
малого предпринимательства. В эти годы малое предпринимательство развивалось в
условиях отмены жесткого государственного регулирования производства, отпуска
цен, отмены всех ограничений на рост доходов, проведения широкомасштабной
приватизации, ориентации на принципы саморегулирования рыночной экономики.
В 1992 году все кооперативы и
малые предприятия прошли перерегистрацию, оформились как товарищества с
ограниченной ответственностью, либо акционерные общества и в соответствии с
законодательством получили защиту собственности.
Нормативная база:
·
Указ Президента РФ «Об организационных мерах по развитию малого и
среднего бизнеса в РФ» (1992 г.);
·
Постановление СМ РФ «О первоочередных мерах по развитию государственной
поддержки малого предпринимательства в РФ» (1993 г.);
·
Указ Президента РФ «Об упорядочении государственной регистрации
предприятий и предпринимателей на территории РФ» (1993 г.);
·
Постановление Правительства РФ «О сети региональных агентств поддержки
малого бизнеса» , «Об информационном обеспечении предпринимательства в РФ»
(1994 г.);
·
Закон РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства
в РФ» (1995 г.);
·
Закон РФ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности
для субъектов малого предпринимательства» (1995 г.);
·
Постановление Правительства РФ «Об организации обучения незанятого
населения основам предпринимательской деятельности» (1995 г.);
·
Закон РФ «О производственных кооперативах» (1996 г.);
·
Указ Президента РФ «О первоочередных мерах государственной поддержки
малого предпринимательства в РФ» (1996 г.);
·
Решение Комиссии Правительства РФ по оперативным вопросам «О региональной
политике развития малого предпринимательства» (1997 г.).
В период с 1992 года малому
предпринимательству предоставлены экономические, финансовые, налоговые льготы:
малым предприятиям, работающим в приоритетных отраслях экономики предоставлено
право в первые два года работы не уплачивать налог на прибыль, в третий и
четвертый годы деятельности уплачивать этот налог в размере 25% и 50%
установленной ставки[2],
установленной ставки[2],
индивидуальные предприниматели освобождались от уплаты НДС; малые предприятия
от авансовых платежей налога на прибыль; всем субъектам малого предпринимательства
разрешалось относить на издержки производства в размере в два раза превышающим
нормы амортизации, установленные для основных фондов, предоставлялись льготы
лизинговым компаниям и малым предприятиям, перешедшим на упрощенную систему
налогообложения.
В 1995 - 1997 гг. в России
заложены основы государственной и общественной поддержки и развития малого
предпринимательства. Созданы ГКРП России и Федеральный Фонд; комитеты,
департаменты, отделы в администрациях регионов; муниципальные фонды поддержки
предпринимательства. На федеральном уровне и большинстве субъектов РФ
разработаны программы и приняты законы о государственной поддержке малого
предпринимательства. В стране создана сеть объектов специализированной
инфраструктуры поддержки и развития малого бизнеса: более 200 школ
бизнес-образования, свыше 60 бизнес-инкубаторов, 80 учебно-деловых центров,
около 40 лизинговых компаний, 32 региональных агентства поддержки малого
бизнеса, свыше 60 информационно-аналитических центров малого
предпринимательства и др.
В 1992 - 1997 гг. в Свердловской
области заложены основы системы государственной поддержки малого
предпринимательства. Созданы ЦСП и 9 муниципальных фондов, отдел
государственной поддержки малого предпринимательства комитета по экономике,
ряд специализированных организаций областной инфраструктуры поддержки малого
бизнеса, принят областной Закон; в бюджете области ежегодно предусматривается
отдельной строкой средства на развитие этого сектора экономики, осуществлен
переход от отдельных мероприятий к программно-целевому методу поддержки
предпринимателей.
Первая областная Программа
государственной поддержки малого предпринимательства (1995 - 1996 гг.) была
направлена на создание необходимых правовых, экономических и организационных
условий для формирования областной инфраструктуры малых предприятий,
обеспечивающей его ускоренный рост. При реализации Программы выполнено свыше
100 мероприятий, на финансирование которых из различных источников направлено
более 15 млн. руб. Начато создание деревообрабатывающего центра, техно-парка
«Уральский», информационно-аналитического центра, агентства поддержки малого
бизнеса. За два года количество малых предприятий возросло в 2 раза, а доля
малого предпринимательства в численности работающих в экономике области увеличилась
с 5,2% до 10%.
Вторая Программа (1997 г.)
ставила цель обеспечить устойчивое развитие малого предпринимательства как
важного компонента экономики области, основного инструмента создания новых
рабочих мест и весомого источника пополнения бюджета. В 1997 году выполнено
более 50 мероприятий, на реализацию которых направлено 8,6 млн. рублей. Доля
малого предпринимательства в 1997 году в налоговых поступлениях увеличилась
более чем в 2 раза и составила 10,1%. Количество малых предприятий возросло на
13,6% и достигло 31,4 тыс. единиц.
Третья областная Программа (1998
- 1999 гг.) предусматривает создание благоприятных условий для устойчивого
развития малых предприятий, содержит 12 разделов и 93 мероприятия.
Реализация Программы позволит:
·
создать дополнительно 3,4 тыс. малых предприятий;
·
привлечь на каждый рубль гарантийного фонда 2-3 рубля инвестиций
и коммерческих кредитов отечественных и зарубежных банков;
·
увеличить долю малого предпринимательства в экономике области по
объему продукции, работ и услуг до 11-13%.
Схема 1
Система Государственной поддержки и
развития малого предпринимательства в Свердловской области.
Средства,
предусмотренные в областном бюджете на 1998 год для финансирования областной
программы государственной поддержки малого предпринимательства на 1998-1999 гг[3].
Общие экономические условия
создают значительные проблемы для развития сектора МСБ. Финансовые и бюджетные
проблемы, проблемы неплатежей и трудности, испытываемые крупномасштабными
традиционными отраслями промышленности, оказывают отрицательный эффект на
развитие сектора МСБ. Содействие развитию МСБ на местах не может разрешить все
проблемы, однако, можно и на местном уровне пытаться воздействовать на их
решение и способствовать развитию данного сектора.
В соответствии с Законом
Российской Федерации от 14.06.95 г. №88-ФЗ «О государственной поддержке малого
предпринимательства в Российской Федерации», с областными Программами
государственной поддержки малого предпринимательства в Свердловской области
Норильская городская дума ежегодно утверждала Программы поддержки малого
предпринимательства муниципального образования «Город Асбест». В 1998 году 29
мая были утверждены мероприятия по поддержке и развитию малого
предпринимательства муниципального образования «Город Асбест» на 1998 год.
Предлагаемые мероприятия
охватывают следующие приоритетные направления:
·
финансовая поддержка;
·
имущественная поддержка;
·
поддержка в области обучения, консультационная поддержка;
·
информационно-организационная поддержка.
В результате реализации «Мероприятий»
предусматривается:
·
создать дополнительно 80-100 новых рабочих мест;
·
увеличить долю малого предпринимательства в экономике города по
объему продукции, работ, услуг с 1,5% до 3%;
·
увеличить долю поступлений от сферы малого предпринимательства в
общей сумме всех налоговых поступлений с 7,4% до 12%;
·
расширение сектора и качества услуг, предоставляемых населению города.
Таблица 2
Финансирование мероприятий по поддержке и развитию малого предпринимательства
муниципального образования «Город
Асбест» на 1998 год.
Из приведенной выше таблицы
видно, что на льготное кредитование малого предпринимательства выделяются
максимальные суммы из общего количества средств, выделяемых на осуществление
мероприятий по поддержке малого предпринимательства.
По мнению автора не достаточно
выделяется средств на обучение и переподготовку безработных и целью привлечения
их к самостоятельному предпринимательству и как следствие, высокий уровень
безработицы среди трудоспособного населения города, особенно молодежи.
Так же незначительное
финансирование на издание городского бюллетеня информации влечет за собой
отсутствие информации у населения города о проблемах и возможностях предпринимательства
и о существующих способах и методах поддержки малого бизнеса, ведет к правовой
неграмотности начинающих предпринимателей.
Таблица 3
Показатели по
развитию малого предпринимательства муниципального образования «Город Асбест».
¹
Ïîêàçàòåëè
ìàëîå
ïðåäïðèíèìàòåëüñòâî
âñåãî
ïî ãîðîäó
1997
1998
%
1997
1998
1
×èñëåííîñòü
òðóäîñïîñîáíîãî
íàñåëåíèÿ
48,7
òûñ. ÷åë.
48,7
òûñ. ÷åë.
2
Ïðîöåíò
áåçðàáîòíûõ
3,7 %
2,67%
3
Êîëè÷åñòâî
çàðåãèñòðèðîâàííûõ:
ïðåäïðèÿòèé
ïðåäïðèíèìàòåëåé
578
3531
÷åë.
612
3608
÷åë.
105,9%
102,2%
930
996
4
Êîëè÷åñòâî
çàíÿòûõ
5723
÷åë.
5812
÷åë.
101,6%
35,8
35
5
Êîëè÷åñòâ
äåéñòâóþùèõ
(îò÷èòûâàþùèõñÿ):
ïðåäïðèÿòèé
èíäèâèäóàëüíûõ
ïðåäïðèíèìàòåëåé
â òîì
÷èñëå
ïðåäïðèÿòèé
ïî
íàïðàâëåíèÿì
äåÿòåëüíîñòè:
ïðîìûøëåííîñòü
è
ïðîèçâîäñòâî
ÒÍÏ
ñòðîèòåëüñòâî
òîðãîâëÿ
óñëóãè
ïðî÷èå
244
1900
÷åë.
37
30
97
42
38
244
2100
÷åë.
30
30
104
42
45
100%
110,5%
81,1%
100%
107,2%
100%
118,4%
292
48
36
105
53
50
318
37
35
128
56
62
6
Äîëÿ
íàëîãîâ è
îò÷èñëåíèé
ìàëûõ
ïðåäïðèÿòèé
â áþäæåò
ãîðîäà è îáëàñòè:
îò
ñóììû
íàëîãîâ è
îò÷èñëåíèé
âñåõ ïðåäïðèÿòèé
ãîðîäà
â
îáëàñòíîé
áþäæåò
â
ìåñòíûé
áþäæåò
îò
ñóììû
ïîñòóïèâøèõ
â äåíåæíîé
ôîðìå íàëîãîâ
è
îò÷èñëåíèé
â
îáëàñòíîé
áþäæåò
â
ìåñòíûé
áþäæåò
10%
7,4%
27,9%
18,8%
Таблица 4
Индивидуальные предприниматели (по состоянию на 01.01.99)
Торгово-закупочная
деятельность и коммерческое посредничество
72%
Выпуск
товаров народного потребления
3%
Транспортные
услуги
18%
Ремонт
бытовой техники и электроаппаратуры
1,2%
Услуги
здравоохранения
1,8%
Другие
виды деятельности
4%
Всего:
3608
Анализ таблицы 3 и 4 показывает,
что прослеживается тенденция к росту зарегистрированных предприятий и
индивидуальных предпринимателей. Особенно это ярко выражено в сфере торговли и
коммерческом посредничестве.
Администрацией г.Асбеста проведен
конкурс на лучший предпринимательский проект. Победителями стали три малых
предприятия, которым выделены льготные кредиты на общую сумму 155 тыс. руб. для
организации магазина, кафе и предприятия по оптовой торговле отделочными
материалами. Специалистами Фонда содействия предпринимательству было проведено
около 200 консультаций по вопросам развития предпринимательства. С июля 1996
года издается ежемесячный информационный бюллетень общим тиражом 250 экз.
Одна из основных функций
банковской системы состоит в финансировании инвестиционных потребностей
реального сектора экономики. Процентная политики коммерческих банков должна
быть такой, чтобы кредиты были экономически выгодными как для банков, так и для
конечных заемщиков.
В условиях кризиса и отсутствия
возможностей получения дохода от операций на финансовых рынках операции по
кредитованию, особенно малого предпринимательства, становятся наиболее
привлекательными для банков. В связи с этим Банком России рассматриваются
вопросы о создании кредитных бюро, в которых бы аккумулировалась информация о
финансовом состоянии заемщиков и их кредитной истории.
Кроме того, Банком России в
настоящее время разрабатываются новые механизмы рефинансирования банков,
активно работающих с реальным сектором экономики. Изучаются возможности
разработки системы мер по формированию рынка краткосрочных и долгосрочных
долговых обязательств, эмитируемых предприятиями реального сектора экономики, и
практического использования , учета и переучета этих обязательств. Наконец,
перспективным направлением являются также программы ипотечного кредитования
населения, которые могли бы проводиться банками, активно работающими с
населением и прежде всего Сбербанком России.
Поддержку МСБ Банковская система
России может осуществлять посредством реализации кредитной политики.
Основой кредитной политики
коммерческих банков остается краткосрочное кредитование. При этом более высокая
кредитная активность банков, имеющих больший оплаченный уставной фонд.
Финансовый кризис немедленно
привел к снижению кредитной активности банковского сектора. Объем рублевых
кредитов в августе-сентябре 1998 года снизился на 16,3%, валютных - на 14,7%.
Снижение кредитного портфеля было вызвано как увеличением кредитных рисков, так
и оттоком ресурсов из банковской системы, прежде всего отзывом вкладов
населения и прекращением кредитования российских банков со стороны иностранных
контрагентов.
О влиянии другого фактора
снижения кредитной активности - роста кредитных рисков - свидетельствует
ухудшение качества кредитного портфеля. Доля просроченных ссуд в период с 10
августа по 1 октября 1998 года выросла с 5,5% до 10,9% по рублевым и с 5% по
6,5% по валютным кредитам. Доля стандартных ссуд в общем объеме кредитной
задолженности сократилось с 89,3% до 76,6%.
Сегодня в преимущественном
положении находятся те банки, которые уже давно и постоянно работают с реальным
сектором экономики. Как показывают данные Банка России, это в основном
небольшие и средние банки. Так, доля кредитов в общих кредитных вложенrх
составляет у банков с капиталом до 3 млн. руб. - 93,5%; от 3 до 10 млн. руб. -
91,4%; от 10 до 30 млн. руб. - 90,5%; свыше 30 млн. руб. - 80,4%.
Основными направлениями
краткосрочного кредитования для банков в 1 полугодии 1998 года ( как и в
предыдущие периоды) являлись: торговля и общественное питание (100%
респондентов), промышленность (88%). В то же время лишь 25% коммерческих банков
предоставляли краткосрочные кредиты организациям народного образования и науки.
Долгосрочные кредиты
предоставлялись в основном крупные банки, располагающие достаточными
финансовыми ресурсами и опытом подобных кредитных операций. Так около 44%
банков с оплаченным уставным фондом свыше 30 млн. руб. предоставляли указанные
кредиты предприятиям промышленности, 31% - строительным организациям и
населению и 25% - сельскому хозяйству.
Заметно активизировалась
деятельность банков по кредитованию коммерческих структур ( около 50% банков).
В Свердловской области немногие
коммерческие банки имеют программы поддержки малого предпринимательства (по
состоянию на 1998г.), среди них такие как ОАО «Уралпромстройбанк», Уральское
отделение «Мосбизнесбанка», Екатеринбургский филиал «Инкомбанка», АКБ
«Золото-Платина-Бакн», Екатеринбургский банк Сбербанка РФ. Так , например, ОАО
«Уралпромстройбанк» совместно с Центром содействия предпринимательству
Свердловской области провел конкурс инвестиционных проектов малых предприятий .
За счет собственных средств «Уралпромстройбанк» создал для кредитования победителей
фонд в 3,0 млн. руб. Размер кредита не превышал 300 тыс. руб. и выдавался на 18
мес. Под 20% годовых. Из 50 представленных - 12 проектов признаны победителями,
реализация которых направлена на создание производства кардиомониторов ,
зуботехнической лаборатории, чулочно-носочных изделий, мебельного цеха и др.
Всего по области 1998 году было
привлечено кредитных ресурсов коммерческих банков на 5,1 млн. руб. для
поддержки малого предпринимательства области.
В муниципальном образовании
«Город Асбест» зарегистрировано и действует три коммерческих банка: ОАО
«Асбесткомбанк» , Норильское отделение Екатеринбургского банка Сбербанка РФ,
филиал Екатеринбургского СКБ-банка.
Все эти банки осуществляют
кредитование юридических лиц муниципального образования, в том числе и
предприятий МСБ и частных предпринимателей. Для сравнения ниже приводятся
диаграммы по осуществлению кредитования представленными банками предприятий города.
Диаграмма 1
Доля участия банков города в кредитовании малого бизнеса
Большая доля в кредитовании
предприятий и индивидуальных предпринимателей города (до 45%) приходится на
Норильское ОСБ, т.к. Сбербанк обладает большими кредитными ресурсами по
сравнению с другими банками города, т.к. Сбербанк является основной кредитной
организацией по привлечению денежных средств населения города.
По международным меркам банки
занимают в экономике России довольно скромное место: отношение их суммарных
нетто-активов к валовому внутреннему продукту (ВВП) на начало 1998 года
составляло менее 30%, тогда как в таких странах, как Бразилия, Мексика, США это
соотношение оставляет более 50%, Еще выше оно во Франции, Японии, Германии -
150 - 200%. В 1993 году данный показатель, характеризующий роль российских
банков, был значительно выше - 80%, существенное снижение этого показателя
произошло после 1995 года, когда банковская система испытала первый серьезный
кризис. Поэтому важным моментом совершенствования работы российских банков является
международное сотрудничество. Многие крупные и средние банки участвуют в
проектах Всемирного банка и Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР),
связанных с поддержкой предприятий, жилищной программы и развитием финансовых
учреждений. Мосбизнесбанк в соответствии с Соглашением по Проекту поддержки
предприятий, подписанным 2 сентября 1996 года, получил заем ЕБРР в размере 10
млн. долларов США сроком на 12 лет. Под этот заем были отработаны два проекта
по модернизации производства на ОАО «Карельский окатыш» и проект по
реконструкции и техническому перевооружению основного производства на ЗАО
«Томский инструмент». В рамках поддержки малого предпринимательства с ЕБРР было
подписано пять соглашений о финансировании малых предприятий в различных
регионах России - в Екатеринбурге, Томске, Туле, Новосибирске, Нижнем
Новгороде, Омске
Европейский Банк реконструкции и
развития совместно со свердловскими банками - партнерами с 1995 года реализует
в Свердловской области две Программы кредитования малого бизнеса. В Программе
микрокредитования могут участвовать малые предприятия, работающие в сферах
торговли, услуг и производства. Кредит выдается на срок до 6 месяцев на сумму
до 30 тыс. долларов. Другая Программа рассчитана на малые предприятия,
работающие только в сферах производства и услуг. Кредит по этой Программе
выдается на срок до двух лет при максимальном размере до 125 тыс. долларов.
За 1996 год по программам было
выдано около 1000 кредитов, а по состоянию на декабрь 1996 года текущий
кредитный портфель составил 2,7 млн. долларов. 30 экспертов в отделения
банков-партнеров ЕБРР готовы бесплатно предоставить свердловским
предпринимателям консультации по программам и рассмотреть заявки на кредит. При
соответствии бизнес-плана установленным критериям кредит банком выдается в
течение нескольких дней.
Финансово-кредитная и
инвестиционная поддержка малого бизнеса является одним из важных приоритетных
направлений разрабатываемых проектов федеральной и многих областных программ
государственной поддержки малого предпринимательства на 1998-1999 гг.
При этом особое значение
придается:
·
переориентации системы финансовой поддержки на активное привлечение
внебюджетных средств, в том числе путем использования залоговых и гарантийных
механизмов, долевого участия в реализации проектов субъектов малого предпринимательства;
·
применению конкурсного отбора проектов для финансирования, созданию
информационно прозрачной системы прохождения проектов в сочетании с
ужесточением контроля и финансовой ответственности за нецелевое использование
государственных ресурсов:
·
квотированию распределения средств и дифференциации условий их
предоставления в зависимости от приоритетов и направлений Программы.
Дальнейшее развитие
финансово-кредитной и инвестиционной системы поддержки малого
предпринимательства предполагает:
·
создание на базе объединений малых предприятий и элементов инфраструктуры
отраслевых и межрегиональных финансово-промышленных образований;
·
организацию взаимодействия объектов инфраструктуры финансовой
поддержки малого предпринимательства с другими участниками фондового рынка с
целью увеличения капитализации субъектов малого предпринимательства, повышения
их инвестиционной привлекательности:
·
развитие сотрудничества с коммерческими банками в рамках гарантийных
механизмов и схем совместного кредитования;
·
организацию взаимодействия с небанковскими инвесторами в реализации
проектов, ориентированных на малое предпринимательство (лизинг, фран
чайзинг и др.).
Для решения этих задач необходимо
осуществить комплекс мероприятий, в том числе; принять соответствующие
нормативно-правовые акты; провести аналитическую работу и научные исследования,
связанные с финансовыми проблемами субъектов малого предпринимательства,
организовать обучение и повышение квалификации оценщиков, инвестиционных
консультантов и финансовых менеджеров, продолжить создание объектов
инфраструктуры финансово-кредитной поддержки, организовать информационное
обеспечение малых предприятий о возможностях предоставления финансовой
поддержки из различных источников, пропагандировать опыт успешной реализации
инвестиционных проектов развития малых предприятий с использованием механизмов
государственной поддержки, обеспечить привлечение иностранных инвестиций и
кредитов в сферу малого предпринимательства.
Диаграмма 2
Структура заемщиков кредита ЕБРР
В 1998 году Екатеринбургское
представительство БРР осуществляет Программу кредитования малого и среднего
бизнеса с пятью свердловскими банками-партнерами: Екатеринбургским банком
Сбербанка РФ, ОАО «Уралпромстройбанком», Уральским отделением «Мосбизнесбанка»,
Екатеринбургским филиалом «Инкомбанка», АКБ «Золото-Платина-Банком». Текущий
портфель ЕБРР по программам кредитования малого и среднего бизнеса по состоянию
на 1 января 1998 года составил 775 кредитов на общую сумму 9 млн. долларов.
Размер кредита от 10 до 125 тыс. долларов на срок от 2 до 24 месяцев под 17-24%
годовых в валюте.
Следует отметить, что 1987 год
отличает наибольшая активность иностранных инвесторов.
Таблица 5
Накопленные вложения стран-инвесторов в Российскую экономику на
01.01.98
Ñòðàíû
Âàëþòíûå
èíâåñòèöèè,
òûñ. äîëë.
Äîëÿ â
îáùåì
îáúåìå, %
Âñåãî ðóá.
èíâåñòèöèé,
ìëí. ðóá.
Äîëÿ â
îáùåì
îáúåìå, %
1. ÑØÀ
5 240 094
25,8
1 702 827
9,1
2. Øâåéöàðèÿ
3 185 986
15,7
588 681
3,2
3.
Íèäåðëàíäû
2 992 597
14,7
1 409 427
7,6
4.Âåëèêîáðèòàíèÿ
2 615 352
12,9
1 508 270
8,1
5.
Ãåðìàíèÿ
1 750 382
8,5
1 446 998
7,8
6.
Èòàëèÿ
564 216
2,8
-
-
7. Êèïð
555 507
2,7
4 373 741
23,5
8.
Àâñòðèÿ
505 408
2,5
1 136 845
6,1
9.
Øâåöèÿ
372 402
1,8
-
-
10. Ëèõòåíøòåéí
268 729
1,3
1 788 026
9,6
11. Ôðàíöèÿ
266 337
1,3
-
-
12. Áåëüãèÿ
261 663
1,3
-
-
13.
ßïîíèÿ
230 339
1,1
-
-
Ïðî÷èå
1 546 616
7,6
2 416 639
13,0
Наиболее активными инвесторами
средств в экономику России являются: США, Швейцария, Нидерланды.
Таблица 6
Инвестиции в регионы РФ на 01.01.98
Ðåãèîíû
Âàëþòíûå
èíâåñòèöèè,
òûñ. äîëë.
Äîëÿ â
îáùåì
îáúåìå, %
Âñåãî ðóá.
èíâåñòèöèé,
ìëí. ðóá.
Äîëÿ â
îáùåì
îáúåìå, %
1.
Ìîñêâà
4006038
46,1
10375252
73,6
2.
Ñàíêò-Ïåòåðáóðã
671590
7,7
400762
2,8
3.
Ìîñêîâñêàÿ
îáë.
659612
7.6
-
-
4.Òþìåíñêàÿ
îáë.
381542
4.4
147699
1.0
5.
Ìàãàäàíñêàÿ
îáë.
225173
2.6
-
-
6.
Ðåñïóáëèêà
Êîìè
195540
2.2
-
-
7.
Ñàõàëèíñêàÿ
îáë.
183534
2.1
-
-
8.
Ñàìàðñêàÿ
îáë.
166743
1.9
-
-
9.
Õàáàðîâñêèé
êðàé
153708
1.8
-
-
10. Ðåñïóáëèêà
Òàòàðñòàí
152340
1.8
-
-
11.
Êðàñíîäàðñêèé
êðàé
139039
1.6
-
-
12.
Ïðèìîðñêèé
êðàé
121704
1.4
440435
3.1
13.
Ëåíèíãðàäñêàÿ
îáë.
114758
1.3
347399
2.5
14.
Íèæåãîðîäñêàÿ
îáë.
103414
1.2
173866
1.2
15. Ïåðìñêàÿ
îáë.
98366
1.1
-
-
16.
Âîëãîãðàäñêàÿ
îáë.
91588
1.1
-
-
Ïðî÷èå
1226460
14.1
783021
5.6
Таким образом, иностранные
инвестиции направляются главным образом в регионы с развитой инфраструктурой,
богатые природными ресурсами, промышленно развитые, а также в регионы, расположенные
близко к потенциальным инвесторам. Половина прямых валютных вложений была
направлена в промышленность.
В промышленном секторе наиболее
привлекательными для прямых иностранных инвесторов являются пищевая и топливная
отрасли (36% и 21% валютных вложений соответственно). Деревообрабатывающая,
целлюлозно-бумажная промышленность, машиностроение и металлообработка, цветная
металлургия, химическая и нефтехимическая промышленность занимают с 3-го по
аб6-ое место соответственно. Вложения в остальные отрасли составляют менее 2%.
Анализ зарубежных инвестиций
показывает, что около 95% финансовых кредитов приходится на предприятия,
находящиеся на территории 10 регионов (Москва, Самарская, Архангельская,
Тюменская области, Красноярский край и т.д.). Те же регионы, где отсутствуют
предприятия сырьевых отраслей и естественных монополистов, остаются для
иностранного капитала пока малопривлекательными.
Наиболее распространенной формой
кредитования российский фирм иностранными частными и тем более государственными
финансовыми структурами является кредитование под гарантии субъектов Федерации
или местных органов власти. Стремление получить такие гарантии в нынешней
экономической ситуации безусловно оправдано.
Заканчивая первую главу, следует
подвести итог.
В развитых рыночных странах
60-70% населения занято в малом бизнесе, который является демпфером между
беднейшими слоями и олигархическим капиталом.
В России и Свердловской области
ситуация противоположная: 80% занятых работают на крупных и средних
предприятиях, а динамика развития малого бизнеса за последние два года
замедлилась. Причем, складывается парадоксальное положение: усиливается
декларирование поддержки и оценки важной роли малого предпринимательства,
включая самые высокие государственные инстанции, а реальных механизмов и мер по
предоставлению свободы развития нет.
Из года в год повторяется одна и
та же ошибка: вместо рекомендованного Президентом РФ выделения средств на
развитие малого предпринимательства в размере 0,5% доходной части бюджета,
фактически на эти цели направляется в несколько раз меньше и вся политика в
отношении населения сводится к пособиям по безработице, социальной помощи
неимущим, борьбе с бедностью социалистическими методами.
Для ускоренного развития малого
бизнеса необходимы определенные условия. Прежде всего это - качественная и
полная законодательная база. В стадии многолетней доработки и согласования
находятся в министерствах РФ и комитетах Государственной Думы РФ проекты
законов о лизинге, лицензировании отдельных видов деятельности, об ипотеке,
обществах взаимного страхования и кредитования, о залоге, таможенном
регулировании, а также нормативные документы по упрощению налогообложения
малых предприятий.
Необходимо предусмотреть
государственные меры по поддержке инвестиционной активности банковской системы
резервирования под кредитные риски, а самим банкам разработать и использовать
эффективные методы определения кредитоспособности заемщиков. Установить
льготное налогообложение доходов банков, полученных ими от инвестиционной
деятельности.
Тем самым повысить
заинтересованность коммерческих банков в работе с реальным сектором экономики.
По итогам 1997 года Сбербанк
России, единственный из коммерческих банков страны, вошел в число двухсот
крупнейших кредитных институтов мира и в первую сотню европейских банков. В
1997 году Сбербанку России исполнилось 156 лет.
За свою более чем полуторавековую
историю Банк прошел сложный путь становления - от открытия первых российских
сберкасс до крупнейшего российского коммерческого банка. Начало его
деятельности положено в 19 веке и включает несколько этапов:
·
30 октября 1841 г. вышел Указ Императора Николая 1 об учреждении
в России сберегательных касс «с целью доставления недостаточным всякого звания
людям средств к сбережению верным и выгодным способом».
·
1842 г. Открылись первые сберкассы в Москве и Санкт-Петербурге.
·
1862 г. Общее управление сберегательными кассами было возложено
на Государственный банк под наблюдением Министерства финансов.
·
1895 г. По инициативе министра финансов С.Ю.Витте принят новый
Устав сберегательных касс. Сберкассы стали именоваться «государственными».
·
1918 г. Декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР от 21 января о неприкосновенности
вкладов в сберегательных кассах.
·
1919 г. Декрет СНК РСФСР от 10 апреля о слиянии сберкасс с
Народным банком РСФСР.
·
1922 г. Постановление СНК РСФСР от 26 декабря «Об учреждении государственных
сберегательных касс».
·
1948 г. Утвержден новый Устав государственных трудовых сберегательных
касс.
·
1988 г. Государственные трудовые сберегательные кассы
преобразованы в Сбербанк СССР как государственный специализированный банк по
обслуживанию населения.
·
1990 г. Российский республиканский банк Сбербанка СССР объявлен
собственностью РСФСР. Сберегательный банк РСФСР преобразован в Акционерный
коммерческий банк.
·
1991 г. На общем собрании акционеров вновь учрежден Акционерный
коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации в форме акционерного
общества в соответствии с Законом РСФСР «О банках и банковской деятельности в
РСФСР» от 2 декабря 1990 г.
·
1993 г. Сбербанку присвоен статус официального дилера
Центрального Банка Российской Федерации по Государственным Краткосрочным
Бескупонным Облигациям и Облигациям Федерального Займа и уполномоченного банка
по работе с Золотыми сертификатами Министерства финансов Российской Федерации.
Начата эмиссия собственных векселей и депозитных сертификатов.
·
1996 г. По финансовым результатам года Сбербанк России,
единственный из российских банков, вошел в первую сотню крупнейших кредитных
институтов Европы ( в том числе 8ое место по размеру прибыли, 11ое место по
доходности капитала). По итогам работы за 1996 год Банк впервые получил аудиторское
заключение по международным стандартам бухгалтерского учета. Общим собранием
акционеров утверждена «Концепция развития Сбербанка России до 2000 года»,
предусматривающая дальнейшее преобразование Банка в универсальный
кредитно-финансовый институт.
·
1997 г. Международные рейтинговые агентства Fitch
IBCA и Thomson Bank Watch присвоили Сбербанку
России наивысшие среди российских коммерческих банков кредитный и долгосрочный
кредитный рейтинг ВВ+, равный рейтингу Российской Федерации. Сбербанк получил
впервые синдицированный кредит от группы западных банков в сумме 225 млн.
долларов США. Банку был предоставлен статус наблюдателя в Европейской группе
сберегательных банков (EGSB).Введен в действие
крупнейший в России дилинг-центр.
Успешный
выход Сбербанка на мировой финансовый рынок еще раз подтвердил его репутацию
надежного и динамично развивающегося банка.
Углубляется сотрудничество
Сбербанка России с международными организациями и финансовыми институтами
Германии, Италии, Великобритании, США, Франции, Швейцарии, а также стран
Восточной Европы - Венгрии, Чехии, Словении, Болгарии.
Сбербанк является членом
Всемирного института сберегательных касс. В 1997 г. Банку был предоставлен
статус наблюдателя в Европейской группе сберегательных банков (ЕГСБ).
Банком налажены корреспондентские
отношения более чем с 250 зарубежными банками -корреспондентами, из них в 40
банках открыты корреспондентские счета в иностранной валюте. Среди основных
корреспондентов Сбербанка -The Bank of New York, The Chase
Manhattan Bank, CommerzbankAG,Deutsche Bank AG, Moscow Narodny Bank, Donau Bank, Bancadi Roma, Banco Central Hispano, The Bank of Tokyo-Mitsubishi и ряд
других.