Масляный насос принудительно прокачивает масло, создавая необходимое для
работы двигателя давление в системе смазки.
Для всех двигателей семейства AM масляные насосы унифицированы.
Масляный насос — шестеренчатого типа, двухсекционный, с приводом от
шестерни, напрессованной на хвостовик коленчатого вала. Крепят насос к
крышке первого коренного подшипника.
В литом чугунном корпусе 7 (рис. 34) вращаются ведомая 8 и ведущая 22
шестерни нагнетающей секции. К корпусу нагнетающей секции через стальную
пластину — проставку 11— прикреплен корпус 20 радиаторной секции, в
котором на общих для обеих секций ведущем валике и ведомой оси 10
закреплены шестерни 18 и 21 радиаторной секции. Ведущая шестерня
нагнетающей секции напрессована на валик и фиксируется дополнительно
сегментной шпонкой, ведущая шестерня радиаторной секции фиксируется на
валике стопорным шариком 4. Ведомые шестерни обеих секций напрессованы
на ведомой оси, вращающейся на бронзовых втулках 19.
Ведомую шестерню 5 привода масляного насоса устанавливают на оси с
натягом и фиксируют сегментной шпонкой. Промежуточная шестерня 1 привода
вращается на цапфе оси 2. Сама ось 2 прикреплена к корпусу 7 одним
болтом 23, изготовленным из термообработанной легированной стали. Осевое
перемещение промежуточной шестерни 1 ограничено упорной шайбой 3,
зафиксированной штифтом и закрепленной болтом 26. Смазка к подшипнику
промежуточной шестерни подводится по каналу А в корпусе 7 нагнетающей
секции и оси 2. Крепежные болты стопорят специальными шайбами.
Оба корпуса и проставку фиксируют штифтами и
стягивают четырьмя болтами. Втулки подшипников обрабатывают в сборе с
корпусом до диаметра 16 мм.
На корпусах обеих секций сделаны фланцы для присоединения масляных
трубопроводов и маслозаборника. Маслозаборник состоит из штампованного
колпака 3 (рис. 35), приваренного к трубе, и прижатой к нему сетки 2
чашечной формы. Сетка закреплена пружинной защелкой, входящей в фигурный
замок на колпаке. Для устранения вибрации трубу маслозаборника
дополнительно притягивают кронштейном к крышке второго коренного
подшипника.
Масляный насос крепят к обработанной площадке на крышке первого
коренного подшипника двумя шпильками с гайками и фиксируют двумя
штифтами.
В корпус нагнетающей секции ввернуты редукционный клапан 6 (см. рис.
34), а в корпус радиаторной секции — предохранительный клапан 16.
Редукционный клапан регулируют на давление 9,0+0,5 кГ/см2. Он служит для
предохра-нения масляного насоса и его привода от повышенного давления и
больших нагрузок, которые могут возникнуть при пуске холодного
двигателя, когда масло обладает повышенной вязкостью. Предохранительный
клапан регулируют на давление 2,5—3,2 кГ/см2.
Оба клапана (рис. 36)—плунжерного типа, их монтируют в цилиндрическом
трубчатом корпусе. Затяжку пружины клапана регулируют шайбами,
устанавливаемыми между колпачком и пружиной. Количество шайб на каждом
клапане должно быть не более четырех.
Производительность нагнетающей секции масляного насоса при 3100 о б/мин,
противодавлении 6,5±0,5 кГ/см2, разрежении на всасывании 100± 10 мм рт.
ст. и горячем дизельном масле (80—95° С) составляет 105±5 л/мин, а
радиаторной секции при противодавлении 2±
±0,2 кГ/см2 и всех остальных равных условиях —30 ±1,5 л!мин.
Для создания необходимого зазора в зацеплении промежуточной шестерни
привода масляного насоса с шестерней коленчатого вала между корпусом
масляного насоса и крышкой коренного подшипника устанавливают
регулировочные стальные прокладки толщиной 0,15 и 0,5 мм. Количество
регулировочных прокладок не должно быть более трех. Величина бокового
зазора между зубьями в зацеплении с шестерней коленчатого вала должна
находиться в пределах 0,25—0,4 мм