Порядок разборки и сборки механизма автоподзавода часов (1985 год)

 

  Главная      Книги - Часы (ремонт)     Ремонт часов с автоматическим подзаводом пружины и календарём (Л.В. Шамонова) - 1985 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     4      5      6      7     ..

 

 

 

Порядок разборки и сборки механизма автоподзавода часов (1985 год)

 

 

 

ПОРЯДОК РАЗБОРКИ И СБОРКИ МЕХАНИЗМА АВТОПОДЗАВОДА


Механизм автоподзавода является дополнительным устройством базового механизма часов. Безотказность работы механизма автоподзавода в ручных часах зависит от правильной разборки и сборки. Для того чтобы сэкономить время и избежать поломки деталей, механизм автоподзавода рекомендуется разбирать и собирать в определенной последовательности.

Ниже дается описание последовательности разборки и сборки механизма автоподзавода часов различных марок.



Разборка механизма автоподзавода часов марки «Слава» 2427. Отвернуть кольцо крепления крышки корпуса, снять кольцо, крышку и прокладку, затем отвернуть винт замка инерционного сектора, извлечь замок из расточки инерционного сектора. Снять с оси инерционный сектор 1 с трибом 2 (см. рис. 14). Инерционный сектор необходимо снимать осторожно, чтобы не сломать ось.

 

 Затем отвернуть два винта крепления механизма автоподзавода. После этого отделить механизм автоподзавода от основного механизма, положить его на верстак штифтами вверх для дальнейшей разборки.

Снять с оси моста автоподзавода второе колесо 7, затем отвернуть винт заслонки на два оборота, отвести заслонку в сторону и привернуть снова винт заслонки. Снять с осей моста колеса 3 и 5 реверсивных (обгонных) муфт.

Снимать с моста автоподзавода ось инерционного сектора следует только в случае ее поломки или выработки. Для того чтобы снять ось, надо отвернуть три винта крепления оси.

Снять с барабанного моста первое колесо 9 автоподзавода. После разборки детали механизма автоподзавода промыть обычным способом.



Сборка механизма автоподзавода часов марки «Слава» 2427. После чистки и сборки часовой механизм надо вставить в корпус, а затем продолжить сборку механизма автоподзавода.

 

 

 

Мост автоподзавода (в дальнейшем мост) положить на верстак штифтами вверх и начать собирать колесную передачу. Сначала установить в расточку моста основание оси инерционного сектора и закрепить винтами. Затем смазать маслом МЗП-6 боковую поверхность оси под второе колесо 7 и две оси под реверсивные (обгонные) муфты. Установить на оси последовательно колеса 3 и 5 реверсивных муфт. Проверить мягкость их вращения на осях. Вращение обгонных муфт должно быть плавным, без затираний. Отвернуть винт заслонки на два оборота, отвести заслонку в сторону и закрепить заслонку винтом. После этого проверить вращение колес 3 и 5 реверсивных муфт по направлению вращения часовой стрелки. Проверять вращение колес надо со стороны триба, придерживая триб 4 или 6 палочкой из оргстекла. Затем проверить вращение колес обгонных муфт против часовой стрелки на угол 2—10°, при этом должно быть обеспечено надежное заклинивание колес обгонных муфт. Если этого не удалось добиться, то муфты следует заменить.

Спустить заводные пружины. Дать масло МЗП-6 в камень моста барабана. Установить на мост барабана первое 9 и второе 7 колеса автоподзавода, после чего 

 

взять пинцетом мост около отверстия под малый винт и, прижимая его палочкой из оргстекла, установить на механизм так, чтобы штифты моста вошли в соответствующие отверстия центрального моста, штифт второго колеса вошел в отверстие триба второго колеса, а цапфы первого колеса вошли в отверстие камня моста автоподзавода и барабанного моста. Закрепить механизм автоподзавода винтами (длинный винт вставить в отверстие центрального моста, находящееся напротив заводного колеса).

Проверить осевые и радиальиые зазоры первого 9 и второго 7 колес, осевые зазоры колес 3 и 5 реверсивных муфт. Зазоры должны обеспечивать плавное, без затираний, вращение колес и реверсивных муфт. При выборе осевого зазора первого колеса 9 автоподзавода между ободами первого 9 и второго 7 колес должен быть гарантированный зазор.

Дать масло МЗП-6 в масленки камней первого и второго колес автоподзавода и масло МЦ-3 на боковую поверхность оси инерционного сектора.

Установить на ось инерционный сектор, вставить в его расточку замок и закрепить винтом. Проверить осевые и радиальные зазоры инерционного сектора. При необходимости установить осевой зазор инерционного сектора путем подбора замка соответствующей толщины. 

 

Если ииерционный сектор посажен на ось туго, то он может перестать поворачиваться, но если он все же поворачивается, то поворот его уже не будет достаточным, чтобы полностью завести пружину.

Проверить работу механизма автоподзавода, поворачивая инерционный сектор по часовой и против часовой стрелки. Инерционный сектор должен плавно, без затираний, поворачиваться и передавать вращение через реверсивные муфты, первое и второе колеса автоподзавода на барабанные колеса. При этом первое колесо автоподзавода должно начать движение при повороте инерционного сектора на угол не более чем 30° в любую сторону от положения равновесия.

Установить в обод корпуса прокладку, крышку и резьбовое кольцо, которое завернуть до упора. 

 

Разборка механизма автоподзавода часов марки «Восток» 2427. Отвернуть кольцо крепления крышки корпуса, снять кольцо, крышку и прокладку. Затем спустить заводную пружину. Для этого острие отвертки вставить в шлиц винта колеса барабана и осторожно нажать вниз, затем медленно поворачивать отвертку против часовой стрелки до полного останова баланса. Отвернуть винт инерционного сектора, снять винт и инерционный сектор с колесом 1 (см. рис. 11). Отвернуть винт замка реверса и снять его. Извлечь из отверстий камней верхнего моста автоподзавода (в дальнейшем мост) колеса 2 и 6 реверсивных муфт. Далее отвернуть три винта крепления верхнего моста, снять его с моста колесной передачи и барабанного моста. Снять с платины первое 4, второе 8 и третье 10 колеса автоподзавода.

После разборки детали механизма автоподзавода промыть обычным способом.

 

 

Сборка механизма автоподзавода часов марки «Восток» 2427. Спустить заводную пружину.

Дать масло МЗП-6 в масленки камней моста колесной передачи, затем установить третье 10 и второе 8 колеса трибами вверх, а первое колесо 4 трибом вниз. Установить верхний мост так, чтобы цапфы колес 10 и 4 вошли в отверстия камней верхнего моста. После этого закрепить мост винтами. Проверить осевые и радиальные зазоры колес. При необходимости установки осевых зазоров колес передвинуть камни в верхнем мосту.

Прежде чем устанавливать реверсивные муфты, необходимо проверить легкость их вращения. Для этого, удерживая пинцетом реверсивную муфту за триб, повернуть реверсивное колесо в направлении вращения часовой стрелки. Колесо должно свободно вращаться. При вращении колеса против часовой стрелки оно должно оставаться неподвижным.

 

Установить последовательно реверсивные муфты и закрепить их с помощью замка реверса.

Дать масло МЗП-6 в масленки камней верхнего моста. Затем установить на втулку моста инерционный сектор. Закрепить его винтом (резьба правая). Проверить осевой и радиальный зазоры инерционного сектора. Инерционный сектор должен вращаться свободно, без заедания, при небольшом покачивании механизма в обе стороны. Затем проверить работу механизма автоподзавода. При слабых покачиваниях и наклонах механизма инерционный сектор должен вращаться и вращать колеса автоподзавода и барабанное колесо. При этом он не должен задевать за детали механизма. Если инерционный сектор касается поверхности деталей механизма, то сектор необходимо заменить.

Установить в обод корпуса прокладку (прокладку уложить тщательно, так как небрежно уложенная прокладка может явиться причиной плохой работы автоподзавода), крышку и кольцо, завернув его до упора.

 

Разборка механизма автоподзавода часов марки «Полет» 2627Н. Отвернуть кольцо крепления крышки корпуса, снять кольцо, крышку и прокладку, затем извлечь из расточки инерционного сектора замок и осторожно, чтобы не сломать ось, снять с оси инерционный сектор. Далее отвернуть три винта крепления механизма автоподзавода. Снять с механизма часов механизм автоподзавода и положить его на верстак маркированной стороной вниз для дальнейшей разборки. В связи с тем что к верхнему мосту автоподзавода (в дальнейшем мост) с помощью винтов крепится нижний мост, надо отвернуть три винта и снять нижний мост со вторым колесом автоподзавода (в дальнейшем второе колесо). Снять с верхнего моста две реверсивные муфты и первое колесо автоподзавода (в дальнейшем первое колесо), а у нижнего моста отвернуть винт крепления второго колеса и снять второе колесо. Снимать с верхнего моста ось инерционного сектора не следует, это делается только в случае ее поломки или выработки. Для того чтобы снять ось, надо отвернуть три винта, крепящие ее.

После разборки детали механизма автоподзавода промыть и прочистить обычным способом.

 

 

Сборка механизма автоподзавода часов марки «Полет» 2627Н. Верхний мост положить на верстак маркированной стороной вниз и начать собирать колесную передачу. Сначала вставить в отверстие камней моста первое колесо трибом вверх и последовательно две реверсивные муфты трибами вниз. Перед установкой реверсивных муфт необходимо проверить легкость их вращения, для чего, удерживая реверсивную муфту за ось, повернуть колесо против часовой стрелки. В этом направлении колесо должно поворачиваться свободно. Если колесо поворачивается с задержками и затираниями, то такую муфту нельзя ставить в механизм автоподзавода. В обратном направлении колесо поворачиваться не должно. Установить основание оси инерционного сектора в расточку верхнего моста и закрепить винтами. 

 

Смазать маслом МЦ-3 колонку нижнего моста по диаметру, заплечикам и под головкой винта. Установить на нее второе колесо трибом вниз и закрепить колесо винтом. Проверить осевой и радиальный зазоры. Далее установить собранный нижний мост на верхний мост и закрепить винтами. Проверить осевые и радиальные зазоры первого колеса и реверсивных муфт. При установке осевых зазоров надо передвинуть камни в верхнем мосту. После проверки зазоров смазать маслом МЦ-3 камни верхнего и нижнего мостов.

Спустить заводную пружину. Установить собранный механизм автоподзавода на механизм так, чтобы отверстия верхнего моста вошли во втулки моста колесной передачи. Привернуть механизм автоподзавода тремя винтами (длинный винт вставить в отверстие барабанного моста). 

 

Дать масло МЦ-3 на боковую поверхность оси инерционного сектора. Установить на ось инерционный сектор и закрепить замком. Проверить осевые, радиальные зазоры инерционного сектора и его вращение. Инерционный сектор должен вращаться свободно, без заеданий, при небольшом покачивании механизма в обе стороны и приводить в движение колеса автоподзавода и колесо барабана. Инерционный сектор не должен касаться поверхностей мостов автоподзавода и колесной передачи, в противном случае его необходимо заменить.

Установить в обод корпуса прокладку (прокладку уложить тщательно, так как небрежно уложенная прокладка может явиться причиной плохой работы автоподзавода), крышку и резьбовое кольцо, которое завернуть до упора.

 

 

Разборка механизма автоподзавода часов марки «Ракета» 2627. Отвернуть кольцо крепления крышки корпуса, снять кольцо, крышку и прокладку. Далее отвернуть винт 7 (см. рис. 12) инерционного сектора 6. Снять инерционный сектор 6 вместе с колесом 5 и втулку. Затем отвернуть три винта крепления механизма автоподзавода и снять его. Положить собранный механизм автоподзавода на верстак штифтами вверх для дальнейшей разборки. В связи с тем что к большому мосту автоподзавода с помощью винтов крепится маленький мост, следует отвернуть винты нижнего моста, снять нижний мост автоподзавода (в дальнейшем мост), собачку 13, промежуточное колесо 11 автоподзавода, колесо автоподзавода 4 и два колеса 8 и 12 реверсивных муфт. После разборки детали механизма автоподзавода промыть и прочистить. 

 

Сборка механизма автоподзавода часов марки «Ракета» 2627. Механизм автоподзавода устанавливают в часы только тогда, когда механизм полностью собран и вставлен в корпус.

Сборку механизма автоподзавода следует начинать со сборки моста автоподзавода. Для этого положить верхний (большой) мост на верстак штифтами вверх, смазать маслом МЦ-3 верхнюю часть осей под колеса 8 и 12 реверсивных муфт, колесо 4 автоподзавода и колесо 11 промежуточное автоподзавода. Установить на оси верхнего моста два колеса 8 и 12 реверсивных муфт и колесо 4 автоподзавода трибами вниз, а промежуточное колесо 11 автоподзавода трибом вверх. Проверить вращение колес на осях, глубину зацепления между ними, радиальный зазор колес на осях. Затем установить собачку 13 автоподзавода в расточку верхнего моста так, 

 

чтобы зуб ее вошел в зацепление с промежуточным колесом 11, а нижняя цапфа вошла в отверстие камня (нижняя цапфа собачки имеет два уступа). Поставить нижний мост (маленький), закрепить его винтами. Проверить правильность установки пружины собачки, которая должна находиться с внешней стороны собачки и поджимать ее к промежуточному колесу. Проверить, не задевает ли пружина собачки за колесо реверсивной муфты. Если пружина задевает за колесо, то ее необходимо отогнуть.

Дать масло МЗП-6 в масленку камня собачки, после чего спустить заводную пружину полностью.

Установить собранный механизм автоподзавода на механизм так, чтобы штифты верхнего моста вошли в отверстия моста колесной передачи. Закрепить механизм автоподзавода тремя винтами (длинный винт вставить в отверстие, находящееся напротив заводного колеса). После установки механизма автоподзавода дать масло МЦ-3 на колонку под втулку. Установить инерционный сектор на колонку верхнего моста, затем вставить втулку в центральное отверстие инерционного сектора и закрепить его винтом. Проверить вращение инерционного сектора на колонке. Вращение должно быть легким и 

свободным. Затем проверить работу механизма автоподзавода. При слабых покачиваниях и наклонах хмеханиз-ма инерционный сектор должен вращаться и вращать колеса подзавода и барабанное колесо. При этом он не должен задевать за детали механизма.

Установить в обод корпуса прокладку, крышку и резьбовое кольцо, которое завернуть до упора.



Разборка механизма автоподзавода часов марки «Луч» 1816. Отвернуть винт инерционного сектора (см. рис. 13), сиять инерционный сектор 11, отвернуть два винта крепления моста автоподзавода, снять мост автоподзавода и положить его на верстак штифтами вверх для дальнейшей разборки. В связи с тем что к мосту автоподзавода с помощью заслонок крепятся два колеса 9 и 10 реверсивных (обгонных) муфт, отвернуть винты заслонок, снять обгонные колеса 9 и 10 и после этого сиять колесо 6 автоподзавода, которое установлено на мосту барабана.

 

 

Сборка механизма автоподзавода часов марки «Луч» 1816. Механизм автоподзавода устанавливают в часы только тогда, когда механизм полностью собран и вставлен в корпус.

Сборку механизма автоподзавода следует начинать со сборки моста автоподзавода. Для этого установить мост автоподзавода на верстак штифтами вверх. Верхнюю часть осей под колесами 9 и 10 (см. рис. 13) реверсивных (обгонных) муфт смазать часовым маслом МЦ-3. Колеса обгонных муфт установить на оси моста трибами вверх. Проверить вращение колес на осях, глубину зацепления между ними, радиальный зазор колес на осях и вращение трибов обгонных муфт против часовой стрелки. Убедившись в правильности работы обгонных муфт, установить две заслонки на штифты моста автоподзавода и закрепить их винтами. Заслонки не должны перемещаться в вертикальном направлении, а колеса обгонных муфт должны свободно вращаться на осях моста. Трибы обгонных муфт должны свободно вращаться при застопорении путцгольцем противоположного колеса обгонной муфты.

Далее проверить вертикальные зазоры колес обгонных муфт. В случае большого или малого вертикального зазора заменить муфты обгонных колес, заслонки или мост автоподзавода. 

 

Если запасных детален нет, то вертикальный зазор можно сделать с помощью заслонок: при большом зазоре подогнуть заслонки, при малом — отогнуть. Зазоры муфт обгонных колес должны быть одинаковыми, иначе завод часов будет плохим и часы остановятся.

Собранный узел моста автоподзавода установить в инерционный сектор 11. Это необходимо для проверки глубины зацепления колеса 10 реверсивной (обгонной) муфты с колесом инерциониого сектора. Убедившись в достаточной глубине зацепления колеса 10 реверсивной (обгонной) муфты с колесом 13 инерционного сектора приступить к установке моста и колеса 6 автоподзавода в механизм. Для этого собранный механизм установить в механическую подставку, смазать камень в барабанном мосту часовым маслом МЗП-6 и вставить в этот камень цапфу колеса 6 автоподзавода трибом вверх. Перед установкой колеса 6 автоподзавода в барабанный мост плавно спустить заводную пружину, придерживая при этом спуск пружины отверткой, установленной в шлиц винта колеса 5. 

 

Затем собранный мост автоподзавода установить на механизм, введя верхнюю цапфу колеса 6 автоподзавода в камень моста, и закрепить мост винтами. Проверить вертикальный зазор колеса автоподзавода. В случае малого или большого зазора снять мост с механизма и передвинуть камень на потансе. Затем дать масло МЗП-6 на верхний камень колеса автоподзавода и установить инерционный сектор 11 на механизм, закрепив его винтом. После установки инерционного сектора проверить его работу, т. е. вращение и расположение сектора относительно поверхности моста автоподзавода, мостов механизма и платины, а также проверить плоскостное и торцевое биение инерционного сектора, подтолкнув сектор пинцетом.

Инерционный сектор должен вращаться свободно без заедания при небольшом покачивании механизма в обе стороны. Не допускается касание инерционного сектора поверхностей моста автоподзавода, мостов механизма и платины.

Убедившись в правильности работы инерционного сектора, завести механизм на два с половиной оборота вала барабана и проверить амплитуду колебания баланса в положении часов головкой вниз. Амплитуда колебания баланса должна быть не менее 180°. Затем установить Прокладку, надеть крышку и закрепить ее резьбовым кольцом. Проверить еще раз работу автоподзавода.

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     4      5      6      7     ..