Спусковой механизм часов наручных механических (Заря, луч, Восток, Ракета, Чайка, Полёт). Ремонт

 

  Главная      Книги - Часы (ремонт)     Часы наручные механические (Заря, луч, Восток, Ракета, Чайка, Полёт). Руководство по ремонту

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     2      3      4      5     ..

 

 

 

Спусковой механизм часов наручных механических (Заря, луч, Восток, Ракета, Чайка, Полёт). Ремонт

 

 

 

Спусковой механизм (анкерный ход) - часть механизма, предназначенная для передачи энергии от двигателя к балансу, для поддержания его колебаний и управления движением колес. За время одного полного колебания баланса анкерное колесо поворачивается на один зуб. Анкерная вилка, поворачиваясь под действием зуба анкерного колеса, сообщает импульс эллипсу двойного ролика, осуществляя тем самым поступление энергии к балансу.

В современных конструкциях приборов времени нашли применение свободные анкерные хода, которые взаимодействуют с балансом только в момент передачи импульса балансу, а остальной путь баланс проходит свободно, вне кинематической связи с ходом. За счет этого достигается более высокая изохронность колебаний баланса, следовательно, и более высокая точность хода часового механизма.

 

 

 

 

 

Места смазки:

- камни в мосту и платине под анкерное колесо (используемое масло - МБП-5);

- палеты (импульсная плоскость) (используемое масло - МБП-12).

Свободные анкерные хода по расположению паяет делят на три групп

- равноплечие, у которых середины импульсных плоскостей палет находятся на одинаковом расстоянии от центра вращения вилки;

 

 

 

 

 

 

 

- неравноплечие, у которых плоскости покоя палет находятся на одинаковом расстоянии от центра вращения вилки;
- полуравноплечие, у которых плоскости покоя палет смещены в одну сторону относительно центра вращения вилки на одинаковую величину.

 

 

Во время работы часового механизма анкерное колесо, анкерная вилка и баланс находятся в определенном взаимодействии друг с другом, для чего необходима отладка пара метров спускового механизма.

Полный угол покоя А на палете состоит:

- из покоя С в момент падения зуба анкерного колеса (гарантийный покой) -это момент, когда зуб упал на палету, но не произвел еще давление, а вилка не дошла до ограничительного выступа;

- из покоя В при углублении зуба на палете за счет прохождения вилкой потерянного пути.

 

 

Угол, на который поворачивается вилка с момента падения зуба на палету до соприкосновения вилки с ограничительным штифтом, называется углом потерянного пути, который необходим для компенсации погрешностей деталей хода. Потерянный путь вилка проходит за счет притяжки.

Плоскости покоя палет расположены под определенным углом к направлению силы, с которой зуб анкерного колеса давит на палеты, Он обеспечивает моменты, поворачивающие вилку к ограничительным выступам, и удерживает её в момент прохождения балансом дополнительной дуги. Для определения угла притяжки необходимо провести прямую через центр вращения вилки и точку касания зуба на плоскости покоя палеты. Угол, образованный перпендикуляром АВ, опущенным к проведенной прямой ОВ, и плоскостью покоя палеты, называется углом притяжки.

 

 

 

 

Угол притяжки на входной налете увеличивается в процессе освобождения палеты, а на выходной палете уменьшается.
После прохождения балансом дополнительной дуги (при возвращении на линию хода), анкерная вилка, получая энергию от баланса, поворачивается от ограничительного выступа на угол полного покоя или угол освобождения. Анкерное колесо в этот момент скользит по плоскости покоя налеты и поворачивается в обратном направлении на угол отхода назад. 

 

 

 

После отхода назад зуб анкерного колеса скользит по плоскости импульса. Импульс продолжается до тех пор, пока пятка зуба анкерного колеса не пройдет плоскость импульса палеты. Угол, пройденный за это время анкерным колесом, называется углом импульса колеса. Затем анкерное колесо проходит углы внутреннего и внешнего падений.

 

 

Угол, на который поворачивается анкерное колесо с момента, когда зуб сошел с импульсной плоскости входной палеты, называется углом внутреннего падения.
Угол, на который поворачивается анкерное колесо с момента, когда зуб сошел с импульсной плоскости выходной палеты, называется углом внешнего падения.

 

 

 

Если внутренний угол падения мал, анкерную вилку называют узкой. Если внешний угол падения мал, анкерную вилку называют широкой. Во время эксплуатации часы претерпевают смену положений, толчки и сотрясения, поэтому, чтобы анкерная вилка не могла самопроизвольно перебрасываться от одного ограничителя к другому, конструкция анкерного хода предусматривает предохранительные устройства:

- притяжка - ограничительные выступы (не дают возможности отклонения вилки на больший угол);

- копье - предохранительный ролик (предохраняют вилку от переброса во время прохождения балансом дополнительной дуги);

- рожки - эллипс (предохраняют вилку от переброса в момент прохождения копьем выемки предохранительного ролика). 

 

Для нормального функционирования анкерного хода очень важно установить гарантированные зазоры: 

 

- между копьем и предохранительным роликом;
- между рожками и эллипсом.

 

 

 

Не все конструкции часового механизма позволяют визуально определить зазоры в предохранительных устройствах, поэтому рекомендуется определять величину указанных зазоров по перемещению зуба анкерного колеса по плоскости покоя палеты. Оценивать отладку параметров анкерного хода рекомендуется проверкой на «Обратный ход», то есть положение хода при переводе стрелок в обратном направлении. Для этого необходимо остановить баланс при прохождении им дополнительной дуги, вилку отвести от ограничительного выступа до соприкосновения копья с предохранительным роликом, при этом зуб анкерного колеса должен находиться на плоскости покоя палеты. Поворачивая баланс к положению равновесия, эллипс должен свободно пройти мимо рожков. 

 

 

 

 

Останов механизма (механические повреждения деталей)

 

 

 

 

Сломана цапфа оси анкерной вилки

Заменить дефектную деталь

Детали и сборочные единицы не должны иметь механических повреждений
Распрессована анкерная вилка

Напрессовать вилку на ось или заменить вилку

Напрессовка вилки на ось должна быть прочной, без зазора
Покоя камня в мосту или платине под анкерную вилку

Заменить камень
Камень должен иметь полированную поверхность и обеспечивать свободное перемещение вилки
Распрессовался эллипс с двойным роликом

Запрессовать эллипс или заменить детали

Эллипс должен передавать импульс от вилки балансу и от баланса вилке. Запрессовка эллипса в ролик должна быть с натягом, перпендикулярно плоскости импульсного ролика и параллельно оси баланса
Распрессовалась палета или перекос палеты в анкерной вилке

Установить палету, проклеить шеллаком.

Очистить и смазать детали

Палеты должны входить в пазы вилки с натягом.

Не допускается перекос палеты относительно верхней плоскости скобы вилки.

Шеллак должен обеспечивать надежное крепление палеты.

При смазывании палет масло следует давать на середину плоскости импульса каждой палеты

 

 

 

Не выдержаны гарантированные расстояния между мостом и платиной

 

 

 

 

Задевание шеллака за платину или анкерный мост

Снять излишки шеллака в разогретом состоянии.

Очистить и смазать палету

Не допускается наличие шеллака на рабочих плоскостях палет и на верхней плоскости вилки. Шеллак не должен задевать за платину или мост
Задевание вилки за анкерный мост:

- велик осевой зазор вилки

Отрегулировать зазор передвижкой камней

При выборке зазора вилки (вверх) должно быть гарантированное расстояние между вилкой и анкерным мостом
- недопрессован камень в мосту

Допрессовать камень

Камень не должен выступать над верхней и нижней плоскостями поста
- не допрессована вилка на ось

Допрессовать вилку

Напрессовка вилки должна быть прочной, до упора
Задевание копья за платину (или накладку противоударного устройства); При выборке зазора анкерной вилки (вниз) должно быть гарантированное расстояние между платиной и копьем

 

- низкая установка хвостовой части вилки

Подогнуть хвостовую часть вилки

Копье не должно выходить за пределы нижнего и верхнего торцсв предохранительного ролика
- отогнуто копье вниз

Выправить копье

Копье должно быть параллельно рожкам вилки
- не допрессован камень в платине

Допрессовать камень

Запрессовка камня должна быть на всю его высоту

 

 

 

 

Не выдержаны гарантированные расстояния при взаимодействии анкерной вилки с балансом

 

 

 

 

 

 

 

 

Задевание рожков анкерной вилки за импульсный ролик баланса:

- велик осевой зазор вилки

Установить зазор передвижкой камней
При выборке зазора вилки (вверх), баланса (винт) между рожками и импульсным роликом должно быть гарантированное расстояние, обеспечивающее свободные колебания баланса
- высокая установка хвостовой части анкерной вилки

Отогнуть хвостовую часть вниз
При выборке осевых и радиальных зазоров вилки и баланса рожки не должны касаться импульсного ролика
- не допрессован двойной ролик на ось баланса

До прессовать ролик
Напрессовка двойного ролика на ось баланса должна быть с натягом, до упора
Задевание копья за эллипс:

- велик осевой зазор анкерной вилки

Установить зазор передвижкой камней

При выборке зазора вилки должно быть гарантированное расстояние между копьем и эллипсом
- высокая установка хвостовой части анкерной вилки

Отогнуть хвостовую часть вниз
При установке хвостовой части копье должно быть в пределах верхнего и нижнего торцев предохранительного ролика
- копье отогнуто вверх

Выправить копье

Колье должно быть параллельно рожкам: анкерной вилки
- ослабла запрессовка эллилса

Запрессовать эллипс или заменить детали
Запрессовка эллипса должна быть с натягом, на всю высоту импульсного ролика и параллельна оси баланса

 

 

Останов механизма (нарушение параметров ладки палет)

 

 

 

 

 

 

 

Палеты анкерной вилки расположены над верхней или нижней плоскостью анкерного колеса:

— велик осевой зазор анкерного колеса или вилки

Установить зазоры передвижкой камней или заменой деталей
При выборке зазора анкерного колеса и вилки (вверх и вниз) зуб анкерного колеса должен находиться в пределах верхней и нижней плоскостей палет (по высоте)
Налета не пропускает зубья анкерного колеса:

- глубокая ладка палет

Отрегулировать взаимодействие зуба и палеты передвижкой палеты в сторону паза вилки (в подогретом состоянии шеллака)
Проверку взаимодействия зуба анкерного колеса и налеты следует производить на всех зубьях колеса при выборке осевого и радиального зазоров анкерной вилки в направлении к анкерному колесу
  Отладка полного покоя на палете должна соответствовать 1/4-1/3 величины плоскости импульса палеты
  В положении равновесия вилки острие зуба анкерного колеса должно находиться в середине плоскости импульса палеты
Заклинивание хода:

- отсутствует или мал угол внутреннего падения зуба анкерного колеса на выходную палету (узкая скоба вилки)

Заменить дефектную делаль
Для обеспечения работы механизма при взаимодействии анкерного колеса и палет должны быть внутреннее и внешнее падения анкерного колеса
- отсутствует или мал угол внешнего падения зуба анкерного колеса на входную палету (широкая скоба вилки)

Запенить дефектную деталь
 
- не выдержан размер диаметра анкерного колеса и шага между зубьями

Заменить дефектную деталь

Поворот анкерного колеса на углы свободного падения (внешний и внутренний) необходим для обеспечения отхода анкерного колеса назад в момент освобождения зуба из-под плоскости покоя до перехода его на плоскость импульса

 

 

 

 

 

 

Останов механизма (нарушение параметров предохранительных устройств)

 

 

 

 

 

 

 

 

Заскок эллипса за рожок;

 
Отладка параметров предохранительных устройств должна исключать преждевременный переброс вилки (от внешних толчков) к другому ограничителю
- велик зазор в копье (короткое копье)

Установить зазор оттяжкой и полировкой колья.

Очистить вилки и смазать палеты

Зазор в копье должен быть меньше зазора в рожке. При перемещении вилки от ограничь тельного выступа до соприкосновения копья с роликом зуб анкерного колеса должен перемещаться на 1/4-1/2 величины полного покоя налеты
- велик осевой зазор вилки или баланса

Установить зазор передвижкой камней или подбором прокладок

При выборке осевых зазоров:

- копье не должно выходить за пределы верхнего и нижнего торцов предохранительного ролика;

- эллипс не должен выходить за пределы верхней плоскости вилки
- высокая или низкая установка хвостовой части вилки

Установить хвостовую часть
Установка хвостовой части вилки должна обеспечивать взаимодействие копья и предохранительного ролика, рожков и эллипса во всех положениях механизма
- отогнуто копье вверх или вниз

Выправить копье

Копье должно быть параллельно рожкам
- короткий эллипс.

Перепрессовать эллипс

Запрессовка эллипса должна быть в пределах верхней плоскости импульсного ролика

 

Наскок эллипса на рожок При правильном соотношении параметров хода не должно быть наскока эллипса на рожок
- зазор в рожке меньше зазора б копье

Оттянуть копье, установить соотношение зазоров в копье и рожках.

Очистить вилки и смазать палеты

Зазор в рожке должен быть больше зазора в копье.

 При перемещении вилки от ограничительного выступа до соприкосновения рожка с эллипсом зуб должен перемещаться на 1/2-3/4 величины полного покоя палеты.

При выборке зазоров в рожках не допускается выход зуба анкерного колеса на плоскость импульса налеты

- смещен эллипс по отношению к выемке в предохранительном ролике

Перепрессовать ролик или заменить баланс
Эллипс должен быть расположен на одном радиусе с выемкой предохранительного ролика
- большая выемка под копье в предохранительном ролике

Перепрессовать ролик или заменить баланс
Не допускается нарушение конструктивных параметров деталей предохранительных устройств

 

 

 

 

Мала продолжительность хода часов. Мала амплитуда колебаний баланса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Малы осевой, радиальный зазоры анкерной вилки:
- гнутая цапфа оси анкерной вилки

Заменить дефектную деталь

Зазоры должны обеспечивать свободное перемещение вилки под действием собственного веса от одного ограничительного выступа к другому при повороте механизма (при несведенной пружине)

Не допускаются механические повреждения деталей и сборочных единиц
- перекос камня

Перепрессовать камень

Запрессовка камней должна быть на всю высоту камня, без перекоса
- коррозия оси анкерной вилки

Заменить дефектную деталь

Не допускается загрязнение и коррозия деталей и сборочных единиц
Перекос вилки на оси

Допрессовзть вилку

Напрессовка вилки должна быть с натягом, до упора, перпендикулярно оси
Скол палеты, плохая полировка плоскостей покоя и импульса палеты

Заменить дефектную деталь
Не допускаются механические повреждения поверхностей палет
Отсутствует масло или загустело масло на палетах



Очистить и смазать детали

Наличие масла на скобе вилки, рожках и ограничительных выступах (загрязнение и прилипание вилки)

Очистить и смазать детали
Поверхность паяет должна быть чистой. При смазывании налет масло следует давать на середину плоскости импульса каждой палеты. После смазки не должна быть нарушена плоскостность палет

При взятии масла из масленки маслодозировку следует держать под углом 60 градусов и погружать в масленку на высоту лопаточки. Масло должно быть только на плоскостях импульса и покоя
 
Затирание копья за ролик:

- мал зазор в копье или заусенец в копье

Опилить и отполировать копье.

Очистить и смазать деталь

Зазор в копье должен быть меньше зазора в рожке, но больше величины потерянного пути.

Грани копья должны иметь полированную поверхность

Разные зазоры в копье:
- разный угол наклона граней копья

Оттянуть копье и опилить грани.

Очистить вилки и смазать палеты

Зазоры в копье проверяются по обеим сторонам предохранительного ролика

Копье должно быть опилено под углом 90-100°.

При проверке зазоров в копье зуб анкерного колеса должен перемещаться на 1/4-1/2 величины полного покоя палеты

- радиальное биение предохранительного ролика

Заменить дефектную деталь
При повороте баланса от положения равновесия на 90°, 180°, 270° зазор в копье должен быть одинаковым
Нет притяжки вилки к ограничительному выступу (не выдержан угол наклона палеты к направлению силы, с которой зуб анкерного колеса давит на палету)

Заменить дефектные детали
Притяжка должна удерживать вилку у ограничительного выступа во время прохождения балансом дополнительной дуги. Наличие притяжки следует проверять при заведенной пружине. Отвести вилку от ограничительного выступа так, чтобы зуб оставался на плоскости покоя палеты, затем отпустить, вилка должна вернуться к ограничительному выступу

 

 

Затирание эллипса о рожки:

- отсутствует или мал зазор в рожке

Заменить дефектную деталь


Зазор в рожках следует определять только в начале рожка. При повороте эллипса на больший угол в сторону дополнительной дуги начинает действовать предохранение копьем. При проверке зазора между эллипсом и рожком зуб должен перемещаться на 1/2-3/4 величины полного покоя палеты
- отклонение эллипса в сторону рожков

Поправить эллипс, закрепить или замелить детали

Запрессовка эллипса должна быть параллельна оси баланса и перпендикулярна плоскости двойного ролика
Задевание копья о выемку предохранительного ролика:

- длинное колье, неправильная опиловка копья
 
Опилить копье и отполировать.

Очистить вилки и смазать палеты

Копье должно быть опилено под углом 90° до 110°. При опиловке копья не допускается отгибка копья (вверх, вниз), наличие заусенцев

 

 

- мала выемка в импульсном ролике под копье

Заменить дефектную деталь
Размеры выемки должны обеспечивать свободное колебание баланса
Зуб анкерного колеса падает на плоскость импульса палеты (большой потерянный путь)

Выдвинуть палету.

Очистить и смазать детали

При работе хода зуб колеса должен падать на плоскость покоя палеты. Углубление зуба на паяете после его падения должно составлять 1/3-1/44 величины полного покоя палеты (при прохождении вилкой потерянного пути)
Глубокая ладка палет (мал потерянный путь). Потеря энергии баланса на освобождение зуба анкерного колеса с плоскости покоя палеты Отрегулировать ладку паяет При прохождении вилкой потерянного пути зуб анкерного колеса должен углубляться не менее чем на 1/4 величины от полного угла покоя. Полный покой должен быть в пределах 1 /4—1 /3 величины плоскости импульса палет

 

Mал зазор эллипса в пазу анкерной вилки (затирание эллипса в пазу)

Заменить дефектные детали
Зазор в пазу должен обеспечивать свободный вход и выход эллипса при работе механизма. При проверке зазора в пазу зуб должен перемещаться на 1/5-1/4 величины импульса палеты
Большой зазор эллипса в пазу анкерной вилки (потеря импульса при работе хода)

Заменить дефектные детали
 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     2      3      4      5     ..