Тягач Татра T815. Контроль состояния аккумуляторных батарей в автомобиле
Причины переодического контроля
Контроль состояния аккумуляторных батарей проводится во
время переодического технического обслуживания автомобиля и
батарей, или в случае абсолютно неуспешного запуска
двигателя, или затрудненного запуска, напр. низкие обороты
электрического стартера, большое падение напряжения в сети
автомобиля при включении стартера и т.д.
б) Технические условия
Контроль аккумуляторных батарей необходимо производить в
непыльной среде, в которой не существует опасность загрязнения
электролита батарей пылью из окружающего воздуха.
Во время манипулирования необходимо соблюдать предельную
осторожность (ВНИМАНИЕ!
– электролит – это щелочь) и использовать защитные средства
(очки, защитный козырек, резиновые перчатки, фартук и т.д.).
Во время работы с аккумуляторными батареями не разрешается
курить, есть и пить.
После работы необходимо тщательно вымыть руки с применением
нейтрализующего средства
(сода, мыло).
Вышедшие из строя аккумуляторные батареи представляют собой
экологически опасные отходы, поэтому с ними необходимо
обращаться в соответствии с установленными принципами и
инструкциями.
Уровень электролита должен находиться минимально на уровне 5 мм
над верхним краем сепаратора, максимальный рекомендуемый уровень
- 15 мм над верхним краем сепаратора.
Низкий уровень восполняется только дистиллированной водой.
После добавления дистиллированной воды, особенно в зимний
период, необходимо в течение короткого времени (примерно 10
минут) подзарядить аккумуляторную батарею с помощью подзарядного
устройства или во время езды.
При использовании диагностического устройства для контроля
состояния зарядки аккумуляторных батарей минимальная пусковая
мощность должна составлять в зимний период 75 %, в летний период
- 50 %.
Состояние зарядки проверяется измерением плотности электролита,
значения приводятся в таблице:
Таб. 15.6 Плотность электролита и степень зарядки аккумуляторных
батарей
Плотность электролита
Степень зарядки
1,28 г.см-3
100%
1,24 г.см-3
75%
1,20 г.см-3
50%
1,16 г.см-3
25%
1,12 г.см-3
Полностью заряжена для эксплуатации
Примечание:
В летний период допускается понижение состояния зарядки на 50% (1,20
г.см-3).
В зимний период допускается понижение состояния зарядки только на
75% (1,24 г.см-3).
При большем понижении состояния зарядки не гарантируется успешный
запуск двигателя автомобиля.
в) Порядок контроля плотности электролита
Демонтировать верхнюю крышку в сооветствии с установленным
порядком действий (См. Подглава 15.5.3).
Снять пробки наливных отверстий отдельных элементов
аккумуляторных батарей.
С помощью стеклянной трубки диаметром 5 до 8 мм, открытой на
обоих концах, измерить высоту уровня электролита над
электродами (она должна составлять от 5 до 15 мм) во всех
элементах аккумуляторных батарей.
Примечания:
Рис. 15.33 Контроль высоты уровня электролита
Для контроля высоты уровня электролита ни в коем случае нельзя
использовать предметы металлического или органического
происхождения (металлическая проволока, деревянная палочка).
Не допускается манипулирование с открытым огнем вблизи открытого
аккумулятора, особенно во время его зарядки, так как угрожает
опасность взрыва гремучего газа (смеси водорода и кислорода),
который образуется при выделении газа.
С помощью сифонного ареометра со шкалой плотности измерить
плотность электролита отдельных элементов обеих аккумуляторных
батарей. На рисунке на шкале справа знаком (>) обозначаются
значения плотности 1,12 kг.дм-3(вверху)
и 1,28 kг.дм-3(внизу).
Примечание:
Значительно более низкая плотность электролита одного из
элементов по сравнению с остальными свидетельствует о его
чрезмерной разрядке под воздействием внутреннего короткого
замыкания. Такую аккумуляторную батарею нельзя продолжать
использовать в автомобиле, ее необходимо передать на тщательную
проверку на зарядную станцию.
После измерения плотности вернуть пробу электролита в элемент,
из которого она была взята.
Дополнить уровень электролита в отдельных элементах
дистиллированной водой до установленной высоты.
Примечания:
Убыль считается нормальной, если в каждую аккумуляторную батарею
необходимо добавить примерно 1800 до 2000 см3дистиллированной
воды в год.
Значительно более высокий (низкий) расход дистиллированной воды
для дополнения свидетель- ствует о перезарядке (недозарядке)
аккумуляторной батареи в результате плохого функциониро- вания
регулятора напряжения генератора.
г) Порядок контроля состояния зарядки аккумуляторной батареи
Контроль состояния зарядки провести с по- мощью прибора,
который подвергает нагруз- ке всю аккумуляторную батарею.
Вместо шкалы напряжения используется индикация загоранием
светодиодов (LED).
Хорошее состояние аккумуляторной батареи проявляется
загоранием как можно большего количества зеленых LED, и при
этом не про- исходит их постепенное погасание. Состоя- ние
аккумуляторной батареи считается пло-
Рис. 15.35 Состояния зарядки
аккумуляторной батареи
хим в том случае, если загораются только красные LED (или не
загораются никакие), или если в течение 5 сек. нагрузки
происхо- дит постепенное погасание LED.
В случае неудовлетворительного состояния зарядки батарей
зарядить их в соответствии с технологическими приемами,
действующими на зарядной станции или распространяющимися на
используемые зарядные устройства. Важно, чтобы при зарядке
аккумуляторных батарей не происходило интенсивное выделение
газа (разложение воды на газообразный водород и кислород),
при котором происходит необратимое повреждение электродов
элементов батареи.
После зарядки аккумуляторных батарей на зарядной станции
необходимо вставить пробки налив- ных отверстий, включая
систему вентиляции (если она используется в батареях),
нейтрализовать верхнюю поверхность батарей с помощью соды
(NaOH) и высушить ее – лучше всего потоком горячего воздуха.
д) Порядок контроли состояния зарядки аккумуляторных батарей с
помощью электронного устройства
Контроль провести электронным устройством, с помощью которого
можно определить пусковую мощность батареи высокочастотным
током.
Устройство подсоединить к зажимам батареи, не демонтируя
первоначальные кабели.
На устройстве установить индекс CCA („пусковой ток“) в
соответствующем стандарте измерения следующим образом:
800 A для стандарта SAE
620 A IEC
540 A DIN
На дисплее прибора произвести считывание пусковой мощности в
процентах и словесную оценку состояния аккумуляторной батареи, в
некоторых случаях рекомендации по зарядке или замене батареи.