Тягач Татра T815. Дефиниция деталей, подлежащих обязательной замене

  Главная      Автомобили - Tatra     Тягач Татра 815 (T815 - 290N9T 42 300 8x8.1R/262). Инструкция

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  ..

 

 


 

Тягач Татра T815. Специнструмент


 

Список специнструмента и приспособлений для отдельных узлов автомобиля указан в соответствующих частях настоящего руководства по ремонту.


 

Тягач Татра T815. Дефиниция деталей, подлежащих обязательной замене


 

Детали, подлежащие обязательной замене, представляют детали, которые согласно указаниям производителя ремонтируемого транспортного средства необходимо заменить при определенных условиях во время эксплуатации или при выполнении ремонта.


 

  • Обязательно заменяемые детали вследствии наработки конкретного отрезка времени. Эта группа представляет детали, замена которых предписана производителем после наработки установленного времени, не взирая на пройденные километры, отработаные моточасы, отработаные действия и т.п. К ним относятся, например, различные резиновые детали, уплотнения, шланги и т.п. Причиной является старение материала, влияние климатических условий или прохождение установленного временного отрезка. Несоблюдение замены данных деталей может повлиять на безопасность или их работоспособность в течение эксплуатации и (или) пагубно влиять на экологию.

  • Обязательно заменяемые детали одноразового применения.

    Некоторые детали финального изделия предназначены для одноразового применения, так как таковые при их снятии или демонтаже полностью изношены, и поэтому требуют замены новыми. К таковым деталям относятся, например, бумажные уплотнители, некоторые прихваты, зажимы, контровочная проволока и т.п. Повторное применение такого рода деталей недопустимо.

  • Обязательно заменяемые детали в следствии наработки установленного количества моточасов или пробега установленных километров.

    Эта группа деталей является обязательно заменяемой и по количеству самая большая. К ним относятся, например, фильтрующие элементы масляных фильтров, смазочных или гидравлических систем, защитные воротники, детали, которые в следствие механического повреждения утеряли свои свойства, относящиеся к времени экспуатации. Несоблюдение установленной замены детали может отрицательно повлиять на работоспособность изделия, поставить под угрозу безопасность эксплуатации изделия или пагубно повлиять на экологию.

  • Обязательно заменяемые детали по соображениям профилактики.

    Некоторые детали ремонтируемого изделия подлежат замене, невзирая на количество отработаных моточасов, пробега или времени эксплуатации. Эту группу обязательно заменяемых деталей представляют, например, подшипники, втулки подшипников, уплотнительные кольца, предохранители, уплотнения, некоторые элементы крепления и т.п. Замена этих деталей предотвращает будущие возможные поломки.

    Примечание:

    Соответствующие спецификации необходимых обязательных замен деталей приведены в технологических методиках ремонта отдельных групп и подгрупп автомобиля.


     

 

 

 

Инструкция по безопасности


 

      1. Общие положения по безопасноcти


         

        Для предотвращения повреждения автомобиля, угрозы безопасности и здоровью обслуживающего персонала или прочих лиц, необходимо соблюдение правил безопасности труда, предостережений, предупреждений и положения инструкции по безопасности, указанные в «Руководстве по обслуживанию и уходу» и в настоящем «Руководстве по ремонту». Соблюдайте все предупреждения и указания, приведенные на шилдиках.


         

        Полиамидные трубки:

        Предупреждающий шилдик находится на цоколе сидения. Предостерегает от сверления или сварки вблизи пластиковых трубок.


         

        Затягивание колесных гаек:

        У новых автомобилей и после демонтажа колеса необходимо повторно затянуть колесные гайки после приблизительно 50-ти километрового пробега.


         

        Электрическая система:

        При замене или монтаже электрических или электронных деталей убедитесь, что эти детали предназначены для данных электрических цепей с номинальным напряжением 24 В.


         

        Аксессуары и запасные части:

        Безоговорочно необходимо применять только аксессуары, одобренные фирмой «TATRA» и оригинальные запасные части «TATRA».


         

        Двигатель:

        Не оставляйте двигатель работающим в закрытом помещении без надлежащего проветривания.


         

        Обслуживание и ремонт:

        При выполнении профилактического обслуживания или ремонта под автомобилем, поднятым при помощи подъемного устройства, фиксируйте автомобиль соответствующими стойками и при работе соблюдайте повышенную осторожность. Соблюдайте достаточную дистанцию от крутящихся и горячих частей автомобиля.


         

        Эксплуатационные жидкости:

        Дизельное топливо, различные масла и смазочные материалы, тормозная жидкость, электролит и незамерзающая жидкость, которые применены в автомобиле, могут при прямом контакте представлять угрозу для вашего здоровья. Поэтому предотвратите их вдыхание или прямое попадание их на поверхность кожи, глаз или в полость рта.


         

        Аккумуляторная батарея:

        Аккумуляторные батареи заряжайте всегда в хорошо проветриваемом помещении. Во время зарядки избегайте контакта аккумуляторной батареи с открытым огнем. Ускоренную зарядку исползуйте только в исключительных случаях. При такой зарядке необходимо отсоединить провода от аккумуляторных батарей. Запрещено отсоединять контакты аккумуляторных батарей при работающем двигателе. Сильно охлажденный электролит перед зарядкой разогрейте. Перед зарядкой демонтируйте все вентилирующие пробки.


         

        Мобильные телефоны и передатчики:

        Мобильные телефоны и передатчики нельзя использовать в автомобиле без самостоятельной наружной антенны, так как может произойти значительное возрастание магнитного поля и срыв в работе электронных систем автомобиля.


         

      2. Безопасность здоровья при работе


         

        1. Работники мастерской должны знать и соблюдать основные правила безопасности.

        2. Рабочее место необходимо содержать в полной чистоте и порядке.

        3. Пространство вокруг рабочего места и переходы должны быть настолько свободны, чтобы работа и передвижение работников были безопасны. Вокруг ремонтируемого автомобиля должно быть достаточно пространства для размещения рабочих столов, размещения демонтируемых деталей и для безопасного проведения демонтажных и монтажных работ.

        4. При демонтаже крупных узлов автомобиля необходимо их прочно закрепить и предотвратить их падение. При подъеме грузов необходимо следить за правильным закреплением. Закреплять грузы позволено только обученному персоналу. Подъемные средства нельзя перегружать.

        5. Запрещено находиться под транспортируемыми грузами или в их непосредственной близости.

        6. Все подъемники (гидравлические, винтовые) должны иметь головную часть, приспособленную так, чтобы исключить соскальзывание груза.

        7. Нанесение повреждений средствам безопасности и прочим аксессуарам не допускается.

        8. Работник обязан информировать вышестоящего сотрудника о выявленых технических поломках,ставящих под угрозу безопасность работ.

        9. Работнику запрещается покидать автомобиль при работающем двигателе.

        10. Инструмент (ключи, молотки, зубила, напильники) должны иметь правильную форму и крепкие упругие рукоятки. Гаечные ключи должны соответствовать размерам головок болтов (гаек) и не должны иметь люфт.

        11. Тиски должны быть надежно прикреплены к поверхности рабочего стола.

        12. Ручной электрический инструмент должен иметь заземление. При работе необходимо пользоваться резиновыми перчатками, резиновой обувью или же работать на изолированной подложке (в случае наличия двойной изоляции ручного электрического инструмента нет необходимости в применении вышеуказанных приспособлений).

        13. Для ремонта разрешено применять только такие приспособления, которые обеспечивают безопасность работ. Приспособления должны находиться в отличном состоянии и соответствовать своему назначению.

        14. При работе с пневматическими инструментами и при рубке материалов работник должен пользоваться защитными очками. Подключать (отключать) пневматический инструмент разрешается только после перекрытия подающего сжатый воздух трубопровода (в случае наличия запорного клапана на подающей магистрали, перекрытие не требуется).

        15. При работе в мастерских все работники обязаны пользоваться предписаными защитными средствами; спецодежда должна быть такой, чтобы не мешала свободе движений.

        16. Перед ремонтом автомобиль должен быть надлежащим образом очищен.

        17. Перед ремонтом (если предписано технологической последовательностью) топливо и смазочные материалы из автомобиля сливаются в приспособленные подходящие емкости.

        18. При ремонте автомобиля должен быть всегда выключен отключатель массы или необходимо отсоединить аккумуляторы. Ремонту электроборудования необходимо уделять повышенное внимание, чтобы исключить возникновение возгорания автомобиля.

        19. При ремонте автомобиля, его необходимо фиксировать парковочным тормозом, чтобы избежать его самопроизвольное передвижение. При работах, которые исключают фиксацию автомобиля вышеназваным способом, необходимо передние и задние колеса автомобиля с обеих сторон


           

          image

          зафиксировать противооткатными клиньями.

        20. Двигатель разрешено оставлять работающим только тогда, когда это необходимо для выполнения конкретных работ. При этом необходимо отводить выхлопные газы специальными шлангами за пределы рабочего помещения.

        21. В случае необходимости проведения работ на автомобиле с демонтированными колесами, автомобиль необходимо надежно закрепить в несущих частях шасси опорными стойками.

        22. Для работ на шасси автомобиля необходимо использовать монтажную яму или лежак.

        23. При общем демонтаже отдельных узлов, съеме, транспортировке и обратной сборке этих узлов необходимо применять подходящее подъемное устройство. Тележки, используемые для транспортировки данных узлов и прочих деталей, должны иметь грузовую платформу, приспособленную таким образом, чтобы узлы и прочие детали были защищены от передвижения и падения.

        24. При накачке спущенных шин с разъёмным ободом работник должен быть защищен щитом таким образом, чтобы при высвобождении замочного круга диска он не подвергался опасности. Для демонтажа и монтажа шин необходимо применять подходящие инструменты. Монтировочные рычаги не должны иметь острые грани.

        25. Одежда или кожа, испачканные серной кислотой или электролитом, необходимо немедленно нейтрализировать десятипроцентным раствором пищевой соды или засыпать порошковой содой. При попадании в глаза необходимо незамедлительно промыть их слабым борным раствором и обратиться за медицинской помощью.

        26. Строго необходимо соблюдать правила личной гигиены.

        27. Аккумуляторы необходимо перевозить только на тележках с перегородками, которые защищают аккумуляторы от падения и столкновения.

        28. Во время зарядки аккумуляторов необходимо демонтировать пробки аккумуляторных элементов, чтобы газы, возникающее в элементах в процессе зарядки, могли свободно рассеиваться.


           

      3. Противопожарные правила


         

        1. Работники, участвующие при ремонте, обязаны знать и соблюдать противопожарные правила и о любых их нарушениях немедленно информировать вышестоящий персонал. Все сотрудники должны владеть средствами тушения пожаров на рабочем месте.

        2. Легко воспламеняющиеся жидкости должны на рабочем месте складироваться в металлических емкостях в количестве, не превышающем однодневную потребность. Для вскытия этих емкостей ни в коем случае нельзя применять металлические предметы. После завершения работ необходимо сдать емкости с легковоспламеняемыми жидкостями для хранения на склад.

        3. Использованные для протирания тряпки в процессе работы складываются в металлическую закрываемую емкость, а после завершения работ необходимо содержимое даной емкости вывезти на специально отведенное место.

        4. Мусор, собранный в процессе работы, необходимо после ее завершения вывезти на отведенное место.

        5. Подогрев двигателя автомобиля открытым пламенем недопустим.


 

    1. Общие правила замены и ремонта агрегатов


       

      1. При ремонте автомобиля поврежденные узлы и агрегаты демонтируются только в тех случаях, если нет возможности устранить поломки другим путем, кроме как способом их демонтирования.

      2. В случае замены одного узла или агрегата необходимо внимательно осмотреть техническое состояние прочих установленных узлов. Повторно устанавливать можно только такие демонтированные детали, износ которых не превышает уровень безопасности при их дальнейшей эксплуатации, указанной в руководстве по ремонту и списание которых было бы экономически нецелесообразным.

      3. Для ремонта разрешено применять только неповрежденные, назначенные производителем коммерческие и специальные инструменты и неповрежденные приспособления. С особой внимательностью перед началом работ необходимо проверить техническое состояние подъемных и крепежных средств. В случае их повреждения работа с ними запрещена. При работах с краном необходимо проверить вес груза и его соответствие техническим характеристикам применяемого подъемного средства. Кран должен обслуживать только специально обученный работник, знающий правила безопасности при использовании подъемного средства.

      4. При замене узлов необходимо внимательно проверить надежность крепления подвесов и тросов. Агрегат после демонтажа с автомобиля перекладывается на поддон или ремонтную тележку. Запрещено проводить ремонт или оставлять агрегат на подвесе.

      5. Демонтированные соединительные детали желательно временно (до момента обратного монтажа) установить в исходные места. Болты и гайки с поврежденной резьбой или гранями необходимо заменить.

      6. Узлы, которые после демонтажа или разборки остались открытыми, необходимо прикрыть защитным материалом и обвязать. Концы разъединенных трубопроводов смазывающей и топливной систем, трубопроводы жидкостного или пневматического управления необходимо закрыть пробками или заглушками. При обратном монтаже необходимо пробки и заглушки удалить. Разъемы отсоединенных электрических кабелей необходимо защитить от повреждений и проникновения грязи.

      7. После установки агрегата на автомобиль проверяется количество и качество предписанного смазочного материала (в случае необходимости заменяется соответствующим типом), комплектность и правильность затяжки и фиксации (контровки) соединительных деталей (болты, гайки, и т.п.).

      8. На установленных деталях не должно быть следов коррозии. Лакированные поверхности со следами коррозии необходимо очистить и заново покрасить. Все неровности на поверхностях соприкосновения и гранях деталей необходимо отрихтовать.

      9. При использовании во время монтажа любой детали развертки, напильника, скребка, наждачной бумаги, бруска, абразивной пасты или прочего средства для снятия материала, всегда надо старательно удалить всю стружку и опилки промывкой в бензине или керосине и продувкой сжатым воздухом.

      10. Болты, гайки, штуцера и прочие части резьбовых соединений должны быть надлежащим образом затянуты. Особые требования к затяжке болтов и гаек приведены в отдельных главах.

      11. Ослаблять и затягивать гайки и болты зубилом и молотком запрещено. Для того, чтобы ослабить корродированные гайки или болты, рекомендовано применять специальный аэрозоль для освобождения корродированных соединений (в случае его отсутствия наложить за два часа до начала демонтажа тампон из ветоши, смоченный в керосине или иной подходящей жидкости для освобождения).

      12. Поверхности, смазываемые герметиком, должны быть безупречно обезжирены. Герметик


         

        наносится на чистую поверхность тонким слоем. Не рекомендуется проверять плотность соединения сильным затягиванием после полного застывания герметика. Новые резиновые уплотнительные кольца (уплотнения для валов, уплотнительные кольца и т.п.) перед установкой погрузить минимально на полчаса в чистое моторное или трансмиссионное масло. Внутренюю часть уплотнений для валов перед монтажем заполнить соответствующей пластической смазкой в соответствии с технологической последовательностью ремонта.

      13. Уплотнения, демонтированные из автомобиля нельзя повторно применять. Вне зависимости от их технического состояния они должны быть заменены новыми.

      14. Узел разбирается на агрегаты и детали до такой степени, чтобы была достоверно обнаружена и устранена поломка, которая являлась причиной демонтажа.

      15. Все детали, предназначенные для дефектации и монтажа, должны быть помыты и высушены либо ветошью либо сжатым воздухом.

      16. В случае демонтажа и разборки узлови деталей, требующих центровку (балансировку), необходимо заблаговременно нанести метки на деталь, предназначенную для демонтажа и на сопряженную с ней деталь, а при обратном монтаже детали (узлы) собрать в соответствии с нанесенными на них метками. Контактные поверхности деталей, которые взаимно запрессовываются или набиваются в горячем состоянии, необходимо всегда хорошо смазать маслом.

      17. Подшипники качения монтируются и демонтируются при помощи приспособлений, которые обеспечивают запрессовку или выдавливание подшипника через кольцо, которое либо стягивается, либо натягивается. Замена колец роликовых подшипников не допускается. Для монтажа игл и роликов используется предписанная пластическая смазка.

      18. В тех случаях, когда техническими условиями предписано фиксировать гайки и болты проволокой, стопорными шайбами и шплинтами нужно руководствоваться способами и правилами контровки болтов и гаек (См. Рис. A.7).

        Не разрешается освобождать затянутую гайку с целью достижения соосности паза гайки под шплинт с отверстием в болту. Если не удается достичь соосность путем дальнейшего затягивания гайки, необходимо гайку заменить. При использовании контрирующей шайбы отгибается одна из ламелей около грани гайки (головки болта), а вторая около кромки корпуса (фланца) (буквы c, f) или загибается в предназначенный паз (буква b). Применяя фиксационный металлический лист (шайбу) (буква c), огибаются его края около граней гаек (головок болтов). Согнутая часть листа (шайбы) должна плотно прикасаться к грани гайки (головки болта), и в месте сгиба не должно

        быть никаких трещин (разломов). При фиксации (контровке) болта проволокой применяются два метода:

        а) фиксация (контровка) всех болтов размещенных по периметру детали одной проволокой (буква d);

        б) фиксация (контровка), попарно, одной проволокой фиксируются рядом размещенные болты

        (буква g).

        Во всех случаях необходимо проволоку продеть в отверстия таким образом, чтобы выходная ее часть при выходе из отверстия болта делала невозможным его освобождение и была продета под углом приблизительно 90°. Используемая проволока должна быть мягкой, неповрежденной и ее концы необходимо скрутить на длине 5 – 7 мм и затем перекусить кусачками. Размеры упругих шайб нормализованы. Расстояние концов новой шайбы в необжатом состоянии должно быть равным двум ее толщинам (буква h). Гайка, законтренная пружинной шайбой правильно затянута, если зазор между концами шайбы (в сжатом состоянии) равняется половине ее толщины, или допускается максимально - 2 мм. Не допускается применение для фиксации двух пружинных шайб одновременно.



         

        image


         

        Легенда: a - фиксация шплинтом; b, c, e, f - фиксация шайбой или фиксационным листом; d, g -

        фиксация проволокой; - фиксация пружинной шайбой Рис. A.7 Способы контровки резьбовых соединений


         

      19. Шплинты, контровочная проволока, фиксационные и уплотнительные шайбы, демонтированные из автомобиля, нельзя повторно применять. Вне зависимости от их технического состояния они должны быть заменены новыми.

      20. Качество ремонта проверяется стационарным, а затем ездовым испытанием в объеме, который устанавливают технические условия для проверок автомобиля и агрегатов после ремонта. В случае, если сервисная станция (мастерская) не оборудована проверочным оборудованием, отремонтированные узлы и агрегаты монтируются на стоящий в ремонте автомобиль без предварительной проверки вне автомобиля, а их работоспособность проверяется в рамках стационарных и ездовых испытаний автомобиля.

      21. Инструкции по смазке деталей при сборке и монтаже указаны в технических условиях для сборки и монтажа и в графике смазок автомобиля (см.Руководство по эксплуатации и уходу).

      22. Все детали, предназначенные для ремонта или замены, должны быть защищены от коррозии.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  ..