содержание ..
1
23456789Инфинити QX4. Диагностика неисправностей узлов и систем автомобиля
Инфинити QX4. Диагностика неисправностей узлов и систем автомобиля
средства согласно приведенного в Главе
Текущее обслуживание
графика крайне редко вынуждены будут обращаться к материалам данного раздела.
Надежность узлов и компонентов, устанавливаемых на современные автомобили настолько
высока, что при своевременном выполнении замены изношенных и вышедших из строя
в результате старения материалов деталей вероятность внезапного их отказа крайне
мала. Отказы редко происходят спонтанно и обычно являются следствием иногда
продолжительного развития дефекта. В частности, выходу из строя механических
компонентов практически всегда предшествует возникновение и развитие характерных
симптомов, проявляющихся порой за много тысяч километров пробега до отказа.
Те же компоненты, которые могут выйти из строя неожиданно, обычно не являются
жизненно важными для функционирования основных узлов и систем автомобиля, либо
легко заменяются в дорожных условиях.
Основополагающим шагом при выявлении причин любого отказа является выбор точки
начала поисков. Часто причина оказывается лежащей на поверхности, однако в некоторых
случаях приходится потрудиться, проводя небольшое расследование. Автолюбитель,
произведший полдюжины случайных проверок, замен и исправлений вполне имеет шанс
обнаружить причину отказа (или его симптом), однако такой подход никак нельзя
назвать разумным, ввиду его трудоемкости и бесцельности затрат времени и средств.
Гораздо эффективнее оказывается спокойный логический подход к поиску вышедшего
из строя узла или компонента. Обязательно следует принять во внимание все предшествовавшие
поломке, иногда незначительные, симптомы и настораживающие сигналы, такие как
потеря развиваемой двигателем мощности, изменение показаний измерителей, возникновение
необычных звуков и запахов, и т.п. Не забывайте, что выход из строя таких компонентов,
как предохранители или свечи зажигания могут являться лишь симптомом более глубоко
скрытого нарушения.
Ниже в данном подразделе приведена достаточно простая схема диагностики наиболее
часто встречающихся отказов. Причины нарушений и их симптомы сгруппированы по
признаку отношения к функционированию какого-либо конкретного агрегата или системы:
«Двигатель», «Система охлаждения» и т.д. В скобках приводятся ссылки на соответствующие
Главы и разделы Руководства, имеющие отношение к функционированию подозреваемых
в неисправности компонентов.
Вне зависимости от природы отказа в основу расследования его причины всегда
кладутся одинаковые базовые принципы:
Удостоверьтесь в правильности определения симптомов отказа.
Сказанное означает уверенность в определении границ района поисков, что особенно
важно при помощи в диагностике отказа другому автолюбителю, который не может
адекватно изложить симптомы имеющего место нарушения.
Старайтесь не проглядеть очевидные нарушения.
Например, если
двигатель не запускается, не стесняйтесь проверить наличие топлива в бензобаке
(при этом не следует принимать на веру утверждения владельца неисправного автомобиля).
В случае отказа электрооборудования в первую очередь следует проверить состояние
и надежность крепления клеммных соединений электропроводки, лишь после этого
имеет смысл доставать диагностические приборы.
Старайтесь устранить причину отказа, а не его симптом.
Замена
разряженной батареи новой поможет произвести запуск двигателя, однако имеющая
место причина разрядки старой батареи останется неустраненной, что приведет
к быстрому выходу из строя и новой. Также замена забросанных маслом свечей зажигания
позволит восстановить на некоторое время исправность функционирования двигателя,
однако отказ непременно вскоре повторится (если причина лежала не просто в применении
свечей не того типа).
Не принимайте на веру никакие утверждения.
Помните, что «новый»
компонент также может оказаться неисправным, в особенности если он долгое время
пролежал в багажнике — не следует исключать компонент из списка проверяемых
лишь по той причине, что он является новым или недавно установлен. В случае
пренебрежения выполнением данной рекомендации не следует удивляться, когда выявленная,
наконец, причина отказа окажется лежавшей на поверхности с самого начала.
Диагностика отказов и причин снижения эффективности отдачи двигателя
Двигатель не проворачивается при попытке его запуска
Окислены полюсные клеммы батареи, либо ослабло крепление на них наконечников
проводов (см. Главу
Текущее обслуживание).
Разряжена или неисправна батарея .
АТ не переведена в положение «Р» или «N».
Оборвана, или иным образом повреждена электропроводка цепи системы запуска,
либо ослабло крепление клемм контактных соединений.
Приводная шестерня стартера заклинена в зубчатом венце приводного диска.
Вышло из строя тяговое реле стартера.
Неисправен электромотор стартера.
Неисправен выключатель зажигания.
Обломаны или изношены зубцы приводной шестерни стартера или зубчатого венца
приводного диска.
Двигатель заклинен. Попытайтесь провернуть его вручную за болт шкива коленчатого
вала.
Двигатель проворачивается, но не запускается
Пуст топливный бак.
Разряжена батарея (двигатель проворачивается слишком медленно).
Окислены полюсные клеммы батареи, либо ослабло крепление на них наконечников
проводов.
Упало, либо неравномерно распределено между цилиндрами двигателя компрессионное
давление.
Неисправны гидравлические толкатели клапанов.
В топливо попала вода.
Неисправна катушка зажигания.
Неисправен инжектор(ы) впрыска.
Увлажнены или повреждены компоненты системы зажигания.
Изношены или повреждены свечи зажигания, либо нарушена установка межэлектродных
зазоров.
Оборвана или иным образом повреждена электропроводка цепи системы запуска,
либо ослабло крепление клемм контактных соединений.
В результате ослабления крепежа распределителя нарушены установки угла
опережения зажигания.
Оборвана или иным образом повреждена электропроводка цепи системы зажигания,
ослабло крепление клемм контактных соединений, либо неисправна катушка зажигания.
Установки фаз газораспределения нарушены в результате износа компонентов
привода ГРМ.
Оборван газораспределительный ремень, либо ослабло усилие его натяжения.
Затруднен запуск холодного двигателя
Разряжена батарея.
Окислены полюсные клеммы батареи, либо ослабло крепление на них наконечников
проводов.
Изношены или повреждены свечи зажигания, либо нарушена установка межэлектродных
зазоров.
Неисправна система подачи топлива.
Имеют место утечки топлива через инжектор(ы) впрыска.
Имеют место пробои бегунка распределителя в виде угольных дорожек.
Упало компрессионное давление.
Затруднен запуск горячего двигателя
Загрязнен фильтрующий элемент воздухоочистителя, либо иным образом нарушена
его проходимость.
Неисправна система питания (топливо не поступает в инжекторы впрыска).
Окислены клеммные соединения батареи (особенно масса).
Нарушено качество заземления силового агрегата.
Неисправен датчик CMP в распределителе зажигания.
Нарушена исправность функционирования системы впрыска или управления двигателем.
Неисправна система улавливания топливных испарений (EVAP).
Упало компрессионное давление.
Ввод стартера в зацепление затруднен, либо сопровождается посторонними
шумами
Обломаны или изношены зубцы приводной шестерни стартера или зубчатого венца
приводного диска.
Ослабли или выпали болты крепления стартера.
Изношены или повреждены внутренние компоненты стартера.
Двигатель запускается, но сразу глохнет
Оборвана или иным образом повреждена электропроводка цепи системы зажигания,
либо ослабло крепление клемм контактных соединений на распределителе, катушке
зажигания или генераторе (см. Главу
Системы запуска и заряда).
Имеет место топливное голодание инжектора(ов) впрыска.
Имеют место потери разрежения.
Нарушена установка оборотов холостого хода.
Имеют место утечки всасываемого воздуха, либо повреждены вакуумные линии.
За время парковки под двигателем образуются потеки масла
Имеют место утечки через прокладку поддона картера, либо сливную пробку.
Имеет место утечки через посадочное уплотнение датчика выключателя давления
масла.
Имеют место утечки через прокладки головок цилиндров.
Имеют место утечки через сальники валов двигателя.
Имеют место утечки в масляном насосе.
Нарушена стабильность оборотов холостого хода
Имеют место потери разрежения.
Неисправен клапан системы рециркуляции отработавших газов (EGR).
Нарушена проходимость клапана PCV.
Заблокирован фильтрующий элемент воздухоочистителя.
Бензонасос не обеспечивает требуемый расход топлива.
Изношены или повреждены свечи зажигания, либо нарушена установка межэлектродных
зазоров.
Упало, либо неравномерно распределено между цилиндрами компрессионное давление.
Нарушена проходимость инжектора(ов) впрыска.
Нарушена установка оборотов холостого хода.
Имеют место пропуски зажигания на холостых оборотах
Изношены или повреждены свечи зажигания, либо нарушена установка межэлектродных
зазоров.
Неисправны ВВ провода свечей зажигания.
Увлажнены или повреждены компоненты системы зажигания (распределитель).
Имеет место короткое замыкание в цепи зажигания (катушка или свечи).
Неисправны компоненты системы снижения токсичности, либо нарушена их проходимость.
Нарушена проходимость топливного фильтра, либо загрязнено топливо.
Имеют место потери разрежения.
Нарушены установки оборотов или качества смеси холостого хода.
Нарушена установка угла опережения зажигания.
Упало, либо неравномерно распределено между цилиндрами компрессионное давление.
Нарушена проходимость топливных инжекторов.
Пропуски зажигания имеют место при движении на передаче
Нарушена проходимость топливного фильтра/ соединительного тракта системы
питания.
Упало давление топлива.
Изношены или повреждены свечи зажигания, либо нарушена установка межэлектродных
зазоров.
Нарушена установка угла опережения зажигания.
Треснута крышка распределителя зажигания, нарушена надежность крепления
контактных соединений ВВ проводов, либо имеют место внутренние дефекты распределителя.
Имеет место «пробой» в ВВ свечных проводах.
Неисправны компоненты систем снижения токсичности отработавших газов.
Упало, либо неравномерно распределено между цилиндрами компрессионное давление.
Неисправна система зажигания, либо ослабли контактные соединения ее электропроводки.
Имеют место потери разрежения.
Неисправен топливный насос, либо упал развиваемый им напор.
Произошло короткое замыкание в косе электропроводки.
Неисправен измеритель давления масла.
Чрезмерен расход двигательного масла
Ослабла сливная пробка поддона картера.
Ослабли болты крепления поддона, либо повреждена его уплотнительная прокладка.
Ослабли болты крепления передней крышки, либо повреждена ее уплотнительная
прокладка.
Поврежден передний или задний сальник коленчатого вала.
Ослабли болты крепления крышки головки цилиндров, либо повреждена ее уплотнительная
прокладка.
Ослабла посадка масляного фильтра.
Ослабло усилие затягивания датчика-выключателя давления масла.
Имеет место чрезмерный износ поршней или цилиндров.
Изношены или повреждены поршневые кольца .
Изношены или повреждены маслоотражательные колпачки впускных и/или выпускных
клапанов.
Изношены стержни клапанов.
Изношены или повреждены направляющие втулки клапанов.
Чрезмерен расход топлива
Загрязнен фильтрующий элемент воздухоочистителя или иным образом нарушена
его проходимость.
Нарушена установка угла опережения зажигания.
Нарушена установка оборотов холостого хода.
Имеют место утечки в топливном тракте.
Нарушена проходимость инжекторов.
Нарушена исправность функционирования системы впрыска топлива или управления
двигателем.
Нарушена исправность функционирования систем снижения токсичности.
Недостаточно давление накачки шин, либо установлены колеса не того типоразмера.
«Прихвачены» тормоза.
Имеют место утечки топлива (в салоне и вблизи автомобиля отчетливо
пахнет бензином)
Повреждены механически или в результате развития коррозии топливный бак,
бензопроводы или их штуцерные соединения.
Топливный бак переполнен.
Заблокирован фильтр угольного адсорбера системы EVAP.
Имеют место утечки в тракте системы EVAP.
Повреждены или чрезмерно изношены внутренние компоненты инжекторов.
Нарушена исправность функционирования системы впрыска топлива.
Различного рода шумы, возникающие при работе двигателя
Громкий глухой стук, чаще возникающий при акселерации, указывает на износ
или повреждение коренных подшипников, либо неравномерный износ коленчатого
вала.
Аналогичный описанному выше, но несколько более высокочастотный, звук,
также чаще возникающий при акселерации, говорит о возможном износе шатунных
подшипников.
Перекрывающийся металлический стук, усиливающийся при повышении оборотов
двигателя, и ослабевающий по мере прогрева последнего свидетельствует чрезмерном
износе поршней и стенок цилиндров.
Частое щелканье, учащающееся при акселерации говорит об износе поршневых
пальцев или гнезд под их посадку в поршнях (звук возникает при каждом прохождении
соответствующим поршнем ВМТ).
Металлическое щелканье, издаваемое водяным насосом, указывает износ подшипников
и необходимость замены последнего.
Причиной частого стука или щелканья, учащающихся с повышением оборотов,
может являться нарушение регулировки клапанных зазоров. Прослушайте клапанный
механизм при помощи стетоскопа/отрезка вакуумного шланга. Если регулировка
клапанов не приведет к исправлению ситуации, следует проверить состояние гидравлических
толкателей и прочих компонентов клапанного механизма.
В некоторых случаях
устранению стука помогает заправка двигателя маслом с более высоким компонентом
вязкости.
Причиной возникновения равномерного металлического стука или грохоти, издаваемого
приводом ГРМ может являться износ газораспределительной цепи или нарушение
регулировки ее натяжения; проверьте также состояние звездочек.
Диагностика неисправностей системы охлаждения
Имеет место перегрев двигателя
Упал уровень охлаждающей жидкости.
Поврежден приводной ремень или нарушена регулировка его натяжения.
Нарушена проходимость радиатора или заблокирована его решетка.
Неисправен водяной насос.
Неисправен термостат.
Имеет место нарушение в цепи вентилятора системы охлаждения.
Имеет место механическое повреждение крыльчатки вентилятора системы охлаждения.
Нарушена герметичность посадки крышки радиатора.
Нарушена установка угла опережения зажигания.
Тракт системы охлаждения перекрыт воздушной пробкой.
Заправлено двигательное масло не того сорта.
Неточны показания измерителя температуры.
Имеет место переохлаждение
Неисправен термостат.
Неточны показания измерителя температуры.
Имеет место нарушение в цепи вентилятора системы охлаждения.
Имеют место внешние утечки охлаждающей жидкости
Повреждены механически или разрушены в результате старения материала шланги
охладительного тракта, либо ослабли хомуты их крепления.
Изношены или повреждены сальники водяного насоса (охлаждающая жидкость
будет сочиться через контрольное отверстие).
Имеют место утечки охлаждающей жидкости из радиатора или расширительного
бачка.
Повреждены сливные или выжимные пробки водяной рубашки блока двигателя.
Нарушена герметичность посадки датчика-выключателя температуры охлаждающей
жидкости.
Повреждены уплотнительные прокладки блока или имеют место трещины в литье.
Неисправна крышка радиатора.
Произошло вскипание охлаждающей жидкости в результате перегрева.
Имеют место внутренние утечки охлаждающей жидкости
Наличие внутренних
утечек подтверждается присутствием охлаждающей жидкости в двигательном
масле, вызывающим эмульгирование последнего.
Пробита прокладка головки цилиндров.
Треснута головка или блок цилиндров.
Ослабли болты крепления головки цилиндров.
Имеют место потери охлаждающей жидкости
В систему залито чрезмерное количество охлаждающей жидкости.
Охлаждающая жидкость выкипает в результате перегрева.
Имеют место внешние или внутренние утечки охлаждающей жидкости.
Неисправна крышка радиатора.
Давление в системе охлаждения повышается за счет компрессии в цилиндрах
в результате появления трещин в головке или блоке, либо нарушения целостности
уплотнительной прокладки.
Нарушена циркуляция охлаждающей жидкости
Неисправен водяной насос. Проверьте путем прощупывания верхнего радиаторного
шланга.
Нарушена проходимость охладительного тракта.
Ослабло натяжение ремня привода водяного насоса.
Заклинен термостат.
Упал уровень охлаждающей жидкости.
Имеет место развитие коррозии
Чрезмерно загрязнена охлаждающая жидкость. Доливайте в систему только дистиллированную
дождевую воду.
Чрезмерно разбавлен антифриз.
Недостаточно часто производится замена охлаждающей жидкости и промывка
тракта.
Диагностика неисправностей АТ
Ввиду сложности конструкции
АТ среднестатистическому механику-любителю будет затруднительно достаточно
точно провести диагностику ее отказов и восстановительный ремонт. В случае
возникновения проблем, отличных от перечисленных ниже, владельцу автомобиля
следует обратиться за помощью к специалистам автосервиса. Не следует также
спешить с демонтажем неисправной трансмиссии, так как многие ее проверки
производятся in situ (на штатном месте).
Утечки ATF
ATF обычно отличается темно-красным цветом. Не следует путать следы ее утечек
с таковыми от двигательного масла (последние могут сноситься на картер трансмиссии
набегающим потоком воздуха).
Для выявления источника утечки, прежде всего, следует очистить картер трансмиссии
и окружающие его поверхности от грязи и смазки. Воспользуйтесь качественным
обезжиривателем или выполните паровую чистку агрегата. Совершите на автомобиле
короткую поездку с невысокой скоростью движения (чтобы следы имеющей место утечки
не сносились далеко от ее источника). Поддомкратьте автомобиль и установите
его на подпорки. Осмотрите картер трансмиссии, визуально выявляя источники утечки
ATF.
Заливная горловина:
замените резиновую манжету в месте входа
горловины в картер трансмиссии;
Вентиляционная трубка:
трансмиссия переполнена и/или в картер
попала вода;
Узел подключения спидометра:
замените уплотнительное кольцо
в месте входа приводного троса в картер трансмиссии.
ATF имеет коричневый цвет или пахнет гарью
Упал уровень ATF в трансмиссии, либо жидкость пригорела и нуждается в замене.
Не происходит автоматического переключения трансмиссии на пониженную
передачу при полном выжимании педали газа
Нарушена регулировка троса привода дроссельной заслонки при включении режима
kickdown (downshift).
Двигатель запускается в положении трансмиссии, отличном от «Р
или «N»
Неисправен датчик-выключатель разрешения запуска, либо нарушена его регулировка.
Трансмиссия «соскакивает» с выбранного положения, переключается
с трудом или с шумом, либо не обеспечивает поступательное движение автомобиля
вперед или назад
Существует множество возможных причин перечисленных отказов, однако в сферу
компетенции среднестатистического механика-любителя попадает лишь одна из них
- нарушение уровня ATF. Проверьте, в случае необходимости произведите корректировку
уровня/ замену жидкости и фильтра, параллельно проверьте состояние ATF. Во всех
остальных случаях автомобиль следует отогнать для диагностики и восстановительного
ремонта/ замены трансмиссии на станцию техобслуживания.
Диагностика неисправностей карданного вала
Имеют место утечки в передней части карданного вала
Поврежден или изношен задний сальник трансмиссии. Проверьте также состояние
поверхности скользящей вилки.
При включении передачи (в момент появления нагрузки) возникает
стук
Ослабло крепление компонентов задней подвески.
Ослабли болты/ гайки карданного вала.
Изношены или повреждены подшипники карданного шарнира(ов).
Имеет место металлический скрежет, сообразный скорости движения автомобиля
Изношены подшипники карданного шарнира(во).
Имеют место вибрации
В первую очередь проверьте
балансировку колес и давление накачки шин.
Установите в салоне автомобиля тахометр и во время движения постарайтесь
определить обороты двигателя, при которых вибрация достигает максимальной
интенсивности, затем переключите передачу и доведите обороты двигателя до
того же значения.
Если вибрация возникает и достигает максимальной интенсивности при одних
и тех же оборотах двигателя, независимо от выбранной передачи, ее источником
является НЕ карданный вал, так как частота его вращения зависит от выбора
передаточного отношения.
Если переключение передачи приводит к исчезновению вибрации или заметному
снижению ее интенсивности (при тех же оборотах двигателя), следует перейти
к проверкам состояния карданного вала:.
Проверьте карданный вал на наличие признаков изгиба и прочих деформаций,
в случае необходимости произведите замену
Тщательно очистите вал. Налипшая грязь может являться причиной нарушения
балансировки.
Оцените степень износа подшипников карданных шарниров, в случае необходимости
произведите замену сборок.
Проверьте балансировку карданного вала или его соединительного фланца.
Удостоверьтесь в присутствии на своих местах балансировочных грузиков, снимите
вал и установите его, провернув на 180°. Если вибрации не исчезнут, отдайте
вал в балансировку.
При соответствующей комплектации автомобиля оцените степень износа центрального
подшипника.
Проверьте состояние задних втулок трансмиссии.
Имеет место скребущий звук
Удостоверьтесь, что пылезащитная крышка скользящей вилки не трется о картер
заднего удлинения трансмиссии.
Имеет место вой или свист
При соответствующей комплектации автомобиля источником подобных звуков может
являться центральный подшипник.
Диагностика неисправностей заднего моста и главной передачи
Имеет место посторонний шум, одинаковый при движении на передаче
и накатом
Естественный дорожный шум.
Изношены, либо неправильно накачаны шины.
Изношены или повреждены колесные подшипники, либо ослаб их натяг.
Упал уровень масла в дифференциале.
Неисправен дифференциал.
Имеет место стук, возникающий при трогании с места или при переключении
передач
Неисправен дифференциал, либо нарушена его регулировка.
Посторонние звуки возникают во время совершения поворотов
Неисправен дифференциал.
Имеют место вибрации
См. подраздел, посвященный диагностике неисправностей карданного вала. Если
вал в порядке, поддомкратьте задок автомобиля и установите его на подпорки
(см. иллюстрацию Схема заведения подпорок
для фиксации автомобиля в поднятом положении) и вручную
оцените состояние колесных подшипников, в случае необходимости произведите
замену.
Имеют место утечки масла
Поврежден сальник ведущей шестерни главной передачи.
Повреждены сальники полуосей.
Ослаб крепеж, либо повреждена уплотнительная прокладка крышки дифференциала.
Нарушена величина свободного хода рычага управления.
Рычаг управления цепляется за консоль.
Ослаб крепеж опор подвески раздаточной коробки, либо имеет место усталостная
деформация материала.
Изношены внутренние компоненты раздаточной коробки, либо нарушены регулировки.
Затруднено переключение режимов
Упал уровень масла.
Изношены внутренние компоненты раздаточной коробки, либо нарушены регулировки.
Имеют место посторонние шумы
Упал уровень масла в раздаточной коробке.
Наличие шумов при выборе режимов 4Н и 4L и отсутствие их в режиме 2Н говорит
о наличии неисправности в компонентах переднего дифференциала или передней
оси.
Наличие шумов при выборе любого из режимов говорит о наличии неисправности
в компонентах заднего дифференциала или заднего моста.
Наличие шумов при выборе режимов 4Н и 2Н и отсутствие их в режиме 4L говорит
о наличии неисправности внутренних компонентов раздаточной коробки.
Диагностика неисправностей тормозной системы
Прежде чем прийти к
заключению об отказе тормозной системы, проверьте состояние и давление
накачки шин, равномерность загрузки автомобиля и углы установки передних
колес.
При торможении нарушается курсовая устойчивость автомобиля
Неправильно накачаны шины.
Нарушена регулировка углов установки передних колес.
На одну ось автомобиля (переднюю или заднюю) установлены колеса разного
типоразмера.
Изношены, повреждены или замаслены тормозные колодки/ башмаки с одного
из бортов автомобиля.
Чрезмерно изношены тормозные колодки или диск с одного из бортов автомобиля.
Ослаб крепеж компонентов передней подвески.
Неисправен один или несколько тормозных механизмов.
Нарушена проходимость тормозных линий.
Ослабли болты крепления суппорта или щита тормозного механизма.
Заклинен поршень суппорта/ колесного цилиндра одного из тормозных механизмов,
либо затруднено его перемещение.
С разных бортов автомобиля установлены тормозные колодки/ башмаки с фрикционными
накладками различного типа.
Изношены или повреждены компоненты рулевого привода или подвески.
Неисправен ГТЦ, либо сборка(и) тормозных механизмов.
Стояночный тормоз не удерживает автомобиль должным образом
Нарушена регулировка привода стояночного тормоза.
Диагностика неисправностей подвески и рулевого управления
Прежде чем приступать
к проверкам компонентов подвески и рулевого привода удостоверьтесь, что
причиной нарушения не является неправильная накачка шин, установка шин
различного типоразмера, нарушение балансировки колес, или «прихватывание»
тормозов.
Нарушена курсовая устойчивость автомобиля
На одну ось установлены колеса различного типоразмера, либо их шины накачаны
с различным давлением.
Имеет место дефект шин.
Изношены компоненты подвески или рулевого привода.
Нарушена регулировка углов установки передних колес.