Ситроен Ксантия. Ремонтные процедуры, без извлечения двигателя из
автомобиля (дизельный двигатель)
Данная часть Главы Ремонт двигателя посвящена процедурам ремонта
дизельных двигателей серии XUD, не связанным с извлечением агрегата из
автомобиля (in situ). Если двигатель уже снят и подготовлен к разборке с
целью выполнения общего капитального ремонта (см. Снятие и капитальный
ремонт двигателя), все упоминающиеся ниже подготовительные процедуры
могут быть опущены.
Несмотря на принципиальную возможность выполнения in situ ремонта таких
компонентов, как шатунно-поршневые сборки, следует помнить, что
подобного рода работам всегда сопутствует множество дополнительных
процедур (не говоря о необходимости проведения чистки компонентов и
маслотоков). Ввиду сказанного, такие работы классифицируются как
процедуры общего капитального ремонта двигателя и рассмотрены в разделе
Снятие и капитальный ремонт двигателя, где также приводится подробное
описание процедур снятия и установки силового агрегата.
Дизельные двигатели серии XUD - общее описание
Отлично зарекомендовавшие себя на протяжении достаточно длительного
срока хорошо известные в мире современные дизельные двигатели серии XUD
используются для комплектации широкого спектра моделей автомобилей марки
Citroёn. Агрегаты XUD относятся к семейству рядных 4-цилиндровых
дизельных двигателей с верхним расположением распределительного вала (OHC)
и устанавливаются поперечно в передней части автомобиля. Сборки
трансмиссионная сборка крепится в левой части агрегата.
Зубчатоременная передача используется для привода распределительного
вала, топливного насоса высокого давления (ТНВД) и масляного насоса. Под
каждым из эксцентриковых кулачков распределительного вала установлен
индивидуальный толкатель, через которые осуществляется привод клапанов
камер сгорания. Установка клапанных зазоров осуществляется путем подбора
регулировочных шайб, устанавливаемых между толкателями и торцами
стержней клапанов. Распределительный вал вращается в трех подшипниках,
постели которых проточены непосредственно в теле головки цилиндров.
Коленчатый вал посажен в пяти коренных подшипниках скольжения.
Контролирующие осевой люфт вала упорные шайбы устанавливаются с обеих
сторон второго коренного подшипника.
Тщательно подобранные по весу поршни крепятся на верхних головках
шатунов посредством поршневых пальцев с плавающей посадкой. Для фиксации
пальцы с обеих сторон оснащены стопорными кольцами.
Внутренний напор в системе смазки создается масляным насосом, приводимым
в действие от переднего конца коленчатого вала посредством цепной
передачи. Все модели укомплектованы маслоохладителем.
По конструкции оборудованные системой турбонаддува двигатели мало чем
отличается от двигателей с обычным всасыванием воздуха. Применяются лишь
усиленные коленчатый вал и шатунно-поршневая группа. Кроме того,
используются специальные маслораспылители, обеспечивающие подачу масла
на нижние поверхности поршней с целью более эффективного охлаждения
последних.
В процессе описания многих из процедур технического обслуживания
возникает необходимость в разделении двигателей не только по их рабочему
объему, но также по идентификационному коду. Трехзначный код двигателя
образуется двумя литерами латинского алфавита и одной цифрой (D9B) и
выбивается на шильде, прикрепленной к передней стенке блока цилиндров.
Перечень процедур, выполнение которых не требует извлечения двигателя из
автомобиля
К числу процедур, не требующих извлечения двигателя из автомобиля,
относятся следующие:
a) Снятие и установка головки цилиндров;
b) Снятие и установка газораспределительного ремня и зубчатых колес;
c) Снятие и установка распределительного вала;
d) Снятие и установка поддона кратера двигателя;
e) Снятие и установка шатунно-поршневых сборок;*
f) Снятие и установка масляного насоса;
g) Замена опор силового агрегата;
h) Снятие, проверка состояния и установка маховика/приводного диска.
* На практике составители настоящего Руководства не рекомендуют
выполнять данные работы in situ ввиду крайней ограниченности рабочего
пространства и сложности поддержания чистоты.