В ночь на 9 сентября 1965 г. в устье Миссисипи неподалеку от Нового
Орлеана ураган Бетси повредил плавучий док, в котором находилось
грузовое судно «Элизабет Лайкс».
Стальной плавучий док длиной 187 м и шириной 35 м состоял из трех
U-образных секций, скрепленных болтами. Ураганный ветер, дувший со
скоростью 120 уз, сорвал док с особых швартовных свай и гнал его вместе
с находившимся в нем судном целых три мили вверх по течению Миссисипи. В
результате столкновения со встречными судами в башнях и палубе дока
образовалось свыше сотни мелких пробоин. В башне правого борта была
пробита большая овальная дыра. Находившееся в доке судно «решило»,
видимо, что пора бы ему самому обрести самостоятельность. Оно
соскользнуло с доковых блоков, вышло из дока и, подгоняемое ветром,
проплыло вверх по течению полмили, прежде чем сесть на мель.
Плавучий док тем временем был опрокинут ветром, и его башни оказались в
воде.
Замена дока стоила бы 7 млн. дол., поэтому было решено поднять его.
Сначала два спасательных судна «Кейбл» и «Сэлинан» отбуксировали док к
западному берегу реки; 23 ноября начались собственно спасательные
работы. Спасатели решили прочно закрепить один борт перевернутого дока
на дне, а затем, перевернув его на 180°, поставить в нормальное
положение. С этой целью предполагалось применить одновременно надувные
резиновые понтоны, водяной балласт, сжатый воздух и размещенное на
берегу специальное оборудование. Такое комбинированное использование
всех перечисленных средств было новшеством в спасательном деле.
Док решили не расчленять, а сразу переворачивать все три его секции,
скрепленные вместе. К счастью, герметизировать нужно было лишь башню
левого борта, которая в ходе подъема дока должна была находиться под
водой. Спасатели нашли подходящее место с пологим и твердым дном и
начали устанавливать на берегу необходимое по их расчетам оборудование,
в том числе дизельные лебедки. Тросы лебедок соединялись через
многошкивные тали с тросами толщиной 35 мм, закрепленными на доке.
27 ноября приступили к продувке отсеков дока сжатым воздухом и заделке
пробоин. Затем спасатели заменили стальными листами временные бетонные
заплаты, поставленные водолазами под водой. 16 февраля 1966 г. во время
паводка док был сорван с места и унесен течением. Лишь в марте его
удалось возвратить на прежнее место, но спасательные работы
возобновились только в середине июня. Как только рабочие закончили
заделку пробоин, к внешней поверхности башни правого борта было
приварено 68 планок для крепления тросов и цепей, которые предстояло
перекинуть через верхнюю часть погруженной в воду башни, принайтовить к
ее внутренней поверхности, а затем соединить с понтонами. Лебедки на
берегу закрепили с помощью анкерных столбов.
В середине июля в башню левого борта закачали почти 9 тыс. т водяного
балласта для того, чтобы док лег на грунт: одновременно из отсеков
правого борта выкачали около 2 тыс. т воды и грязи с целью облегчения
этого борта. Затем док начали переворачивать.
На данном этапе работ требовалось изменить положение дока на 60°, но
спасатели не смогли этого сделать. Выяснилось, что к горизонтальным
ребрам жесткости внутри полых башен пристало огромное количество речной
грязи и масса дока оказалась гораздо тяжелее расчетной. Грязь удалось
извлечь лишь к 8 августа.
10 августа в камеры плавучести на миделе дока подали 3940 т водяного
балласта. Береговые лебедки развили через комбинацию талей тяговое
усилие в 600 т, и док удалось повернуть на 80°. Теперь спасатели должны
были повернуть док на 90°. Они увеличили водяной балласт еще на 2,5 тыс.
т в надежде спрессовать этой тяжестью ил, присасывавший док к речному
дну, но из этого ничего не вышло. Тогда вызвали землесосный снаряд и с
его помощью проделали в иле траншею шириной 4,5 м, глубиной 3 м и длиной
свыше 100 м, которая прошла вдоль скуловой линии дока. 17 августа док
удалось повернуть на 90°, а на следующий день этот угол увеличили на
109°.
С этого момента береговые лебедки стали не нужны, вернее, бесполезны.
Поворот на оставшиеся 70° предстояло осуществить, как это было в случае
с «Нормандией», с помощью насосов и компрессоров. При этом требовалось
очень точно рассчитать соотношение балласта и сжатого воздуха, которые
подавались в строго заданных количествах в определенные отсеки.
Спасатели подали 2 тыс. т балласта в башню правого борта (находившуюся
теперь сверху) и одновременно вытеснили сжатым воздухом 560 т балласта
из башни левого борта.
21 августа док, наконец, оказался на поверхности реки в нормальном
положении (для чего его пришлось переворачивать из опрокинутого
положения на 160°). После этого в продутых сжатым воздухом отсеках
сбросили избыточное давление, а из забалластированных отсеков выкачали
воду. Через несколько дней док отбуксировали на верфь, откуда он почти
за год до этого был унесен ураганом.