Туристская секция по подготовке руководителей походов выходного дня

  Главная      Учебники - Туризм     Туризм и спортивное ориентирование (В.И. Ганопольский) - 1987 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..

 

 

Туристская секция по подготовке руководителей походов выходного дня

 

Организация туристской секцией коллектива физической культуры подготовки руководителей походов выходного дня не только важная составная часть всей учебно-воспитательной работы, но и существенный вклад в решение общей проблемы организации и управления массовым самодеятельным туризмом. Важно иметь в виду, что число туристских секций и клубов туристов, приходящихся на один городской (районный) туристский клуб, составляет многие десятки и сотни. По этим причинам городские и районные туристские клубы рассматриваются лишь как консультационно-методические центры туристской работы, а вся организационно-управленческая деятельность в туристских секциях - дело самой секции. В этих условиях подготовка первого звена руководителей массовой туристской работы - наиболее существенная сторона деятельности туристских секций.

Не только количественное, но и качественное решение задачи подготовки руководителей походов выходного дня диктуется прежде всего требованиями Положения о комплексе ГТО: для новичков в туризме требованиями комплекса установлен широкий круг вопросов по знаниям, навыкам и умениям (см. табл. 10).

В соответствии с Положением о Всесоюзном физкультурном комплексе "Готов к труду и обороне СССР" и Положением о туристских общественны? кадрах руководство туристским походом выходного дня (в том числе, и зачетным туристским походом по комплексу ГТО) поручается руководителю, имеющему подготовку в объеме программы "Начальная туристская подготовка "А" (НТП-А), что соответствует ранее действовавшей программе подготовки туристских организаторов.

Программа первого этапа начальной туристской подготовки, т. е. НТП-А, реализуется на семинарах, работающих по учебному плану объемом 40 час., в том числе 24 час. теоретической и методической подготовки (лекционные, семинарские и практические занятия-в аудитории и на учебном полигоне) и 16 час. практической подготовки - в процессе двухдневного учебного похода.

Из 24 час. теоретической и методической подготовки на лекции учебным планом НТП-А отведено 18 час. Предусматривается, что в процессе лекций обучаемые усваивают практически полностью материал шести тем первого раздела учебного плана ("Основные направления массовой туристской работы"), а именно: "Основные направления туристско-экскурсионного дела в СССР", "Туризм во Всесоюзном физкультурном комплексе ГТО", "Основные сведения из Правил", "Туристская секция и клуб туристов коллектива физической культуры", "Туристские возможности родного края", "Охрана природы, памятников истории и культуры". Предусматривается также, что в процессе лекций обучаемые усваивают и примерно половину материала второго раздела учебного плана ("Организация, подготовка и проведение похода"). Это очень сложно. Эффективность обучения требует максимального внимания со стороны организаторов семинара к обеспечению учебного процесса техническими средствами обучения (слайды, кинофильмы, плакаты, таблицы и т. п.). Существенную помощь окажут в проведении занятий также стенды: "Туризм в комплексе ГТО", "Маршруты походов выходного дня" (рис. 22) и "Маршруты походов по нашему краю" (рис. 23).


Рис. 22


Рис. 23

Методические занятия по темам второго раздела учебного плана в форме семинаров проводятся в помещении, а в форме практических занятий - на местности. Первые наиболее эффективны при хорошем обеспечении учебного процесса техническими средствами, вторые - если проводятся на специально подготовленных полигонах.

Основной объем практики по темам второго раздела учебного плана обучаемые получают в процессе организации, подготовки, проведения и подведения итогов учебного двухдневного похода. Приобретение необходимых практических знаний, умений и навыков на достаточном для будущих руководителей походов выходного дня уровне также достигается максимально эффективным использованием технических средств обучения. В данном случае это прежде всего хорошее оборудование (маркирование, тщательный выбор мест биваков, их оборудование, оборудование промежуточных полигонов, или "станций") для отработки и приема нормативов по технике ориентирования, бивака, преодоления естественных препятствий, оказания доврачебной помощи и транспортировки пострадавшего. При таком подходе сам маршрут учебного похода становится важным дополнением к его основным, заранее оборудованным участкам. При этом на маршруте (протяженностью 20-25 км) решаются задачи специальной физической, психологической и тактической подготовки обучаемых, а также практической подготовки будущих руководителей по организации движения группы, выбору пути движения, счисления пройденного пути и т. п.

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..