Тяговая зубчатая передача электровоза BЛ80C

  Главная      Учебники - Электровозы     Устройство и работа электровоза ВЛ80С - 2006 год

 поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..

 

 

 

1.4.

Тяговая зубчатая передача электровоза BЛ80C



Назначение. Тяговая зубчатая передача служит для передачи вращательного момента с вала якоря ТЭД на колесную пару, а также для понижения частоты вращения колесной пары по отношению к валу ТЭД в заданное число раз.

Устройство. Зубчатая передача электровозов ВЛ80С - жесткая, двухсторонняя, косозубая и состоит из двух зубчатых колес и двух шестерен, попарно заключенных в защитный кожух.

Технические характеристики тяговой зубчатой передачи
Число зубьев колеса.......................................................................88

Число зубьев шестерни.................................................................21

Передаточное отношение............................................................4,19

Межцентровое расстояние, мм......................................................604

Угол наклона зубьев колеса...................................................24°37'12"

Угол наклона зубьев шестерни...................................................24°34'

Просвет между кожухом и шестерней, мм.............................не менее 7

Масса смазки в каждом кожухе, кг..................................................4,2


Шестерня (рис. 1.9, а) — откована из хромоникелевой легированной стали 20ХНЗА с последующей цементацией и закалкой поверхностей зубьев по всему контуру. Внутри имеет коническое отверстие с уклоном 1:10 для напрессовки на вал якоря ТЭД. Сбоку отверстия выполнена выточка шириной 15 мм для гайки. На шестерне нарезается 21 косой зуб под углом 24°.

Готовые шестерни коническим отверстием притираются пастами к коническим концам вала якоря ТЭД (площадь прилегания не менее 85 %). Затем шестерни нагреваются до температуры 150+180 °С и напрессовываются на концы вала якоря ТЭД с натягом вдоль вала

2,5+3,0 мм. Одна шестерня напрессовывается на конец вала якоря ТЭД произвольно, а другая шестерня напрессовывается на другой конец вала после разметки по зубьям зубчатого колеса колесной пары.

Зубчатое колесо (рис. 1.9,б) — отковано из углеродистой стали 55 и состоит из ступицы, средней части в виде диска с отверстиями и венца с зубьями.

Откованное зубчатое колесо обтачивается со всех сторон, на средней части сверлятся 16 отверстий для облегчения, а на венце нарезаются 88 косых зубьев под углом 24°. Зубья цементируются и закаливаются.

Г ото вое зубчатое колесо в горячем состоянии напрессовывается на удлиненную ступицу колесного центра во время формирования колесной пары (натяг 0,25+0,33 мм, температура 200+250 °С).

Кожух зубчатой передачи — служит для защиты зубьев зубчатой передачи от попадания пыли, грязи, снега и является картером для смазки зубьев.

Кожух зубчатой передачи (рис. 1.10) выполнен сварным из стали толщиной 4+6 мм в виде коробки, состоящей из верхней и нижней половин. По линии разъема и по горловинам выполнены канавки, в которые закладывается войлок для уплотнения, выступающий наружу на 6 мм. Верхняя и нижняя половины соединены по торцам двумя болтами М30 (4 шт.) и по сторонам больших горловин тремя болтами М16 (6 шт.).

Собранный кожух прикреплен к остову ТЭД двумя болтами М42х2, которые завинчивают в бобышки кожуха, а к подшипниковому щиту одним болтом М30х2, через кронштейн кожуха.

На верхней половине кожуха выполнен люк с крышкой на болтиках для осмотра зубьев шестерни и зубчатого колеса без снятия кожухов зубчатой передачи. На крышке люка приварена трубка-сапун для выравнивания давления внутри кожуха с атмосферным.

На нижней половине кожуха сбоку приварена масленка с крышкой для заливки масла в кожух и масломерная трубка со щупом, через которую контролируют уровень масла в кожухе. Масломерная трубка закрыта гайкой, в которую вмонтирован указатель уровня масла, имеющий риски наибольшего и наименьшего уровня.

Примечания. 1. Достоинства косозубой зубчатой передачи:

- косые зубья, расположенные под углом 24°37'12", обеспечивают одновременное зацепление зубьев шестерни и зубчатого колеса с обеих сторон (за счет осевого сдвига якоря ТЭД с двумя шестернями в роликовых подшипниках на 6+8 мм);

- при использовании косозубого зацепления уменьшается износ зубьев на 25 % (так как увеличивается площадь зацепления зубьев, и зубья входят в зацепление плавно, без удара и с меньшим шумом, чем в прямозубой передаче).

2. На первых выпусках электровозов ВЛ80С кожуха зубчатых передач выполнены клееными из стеклоткани, пропитанной смолой.

3. Смазка зубчатых передач — осерненная по 3,5+4,2 кг в каждый кожух. На ТО-2 через 6 суток уровень смазки проверяется щупом в каждом кожухе и при необходимости добавляется через масленку.

4. Передаточным отношением называется отношение числа зубьев зубчатого колеса к числу зубьев шестерни. Оно показывает, во сколько раз частота вращения оси меньше частоты вращения якоря ТЭД. От величины передаточного отношения зависит сила тяги и скорость движения электровоза: чем больше эта величина, тем больше сила тяги, но меньше скорость.

5. Браковочные размеры зубчатой передачи:

- износ зуба по толщине допускается не более 3,5 мм, замеряется на высоте 10 мм от вершины зуба;

- боковой (аксиальный) зазор между зубьями шестерни и зубчатого колеса, находящимися в зацеплении, допускается не более 5,5 мм;
- радиальный зазор между зубьями шестерни и зубчатого колеса должен быть 2,5+5,3 мм и зависит от износа баббита у вкладышей моторно-осевых подшипников (МОП);

- свисание шестерни относительно зубчатого колеса допускается не более 6 мм;

- трещины в зубьях не допускаются;

- вмятины, выщербины, отколы на зубьях допускаются: на шестерне — не более 15 % (глубиной не более 3 мм), на зубчатом колесе не — более 25 % от поверхности зуба (число таких зубьев не лимитируется).

6. Ревизия зубчатой передачи:

- снимаются кожуха, сливается смазка, кожуха промываются и осматриваются, при необходимости войлочные уплотнения в канавках кожухов заменяют;

- проверяются все браковочные размеры зубчатой передачи при поддомкраченных колесных парах;

- все зубья шестерни и зубчатого колеса очищаются от смазки и осматриваются с лупой.

 

 

 

 

 

Рис. 1.9. Шестерня (а) и зубчатое колесо (б): 1 — лабиринтное кольцо 2 — ступица; 3 — средняя часть; 4 — венец

 

 

 

 

Рис. 1.10. Кожух зубчатой передачи: 1,2 — верхняя и нижняя половины кожуха; 3 — масленка; 4,8 — бобышки; 5 — указатель уровня масла;
6 — кронштейн; 7 — сапун

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..