Назначение. Тяговая зубчатая передача служит для передачи
вращательного момента с вала якоря ТЭД на колесную пару, а также для
понижения частоты вращения колесной пары по отношению к валу ТЭД в
заданное число раз.
Устройство. Зубчатая передача электровозов ВЛ80С - жесткая,
двухсторонняя, косозубая и состоит из двух зубчатых колес и двух
шестерен, попарно заключенных в защитный кожух.
Технические характеристики тяговой зубчатой передачи
Число зубьев
колеса.......................................................................88
Число зубьев
шестерни.................................................................21
Просвет между кожухом и шестерней, мм.............................не
менее 7
Масса смазки в каждом кожухе,
кг..................................................4,2
Шестерня (рис. 1.9, а) — откована из хромоникелевой легированной стали
20ХНЗА с последующей цементацией и закалкой поверхностей зубьев по всему
контуру. Внутри имеет коническое отверстие с уклоном 1:10 для
напрессовки на вал якоря ТЭД. Сбоку отверстия выполнена выточка шириной
15 мм для гайки. На шестерне нарезается 21 косой зуб под углом 24°.
Готовые шестерни коническим отверстием притираются пастами к коническим
концам вала якоря ТЭД (площадь прилегания не менее 85 %). Затем шестерни
нагреваются до температуры 150+180 °С и напрессовываются на концы вала
якоря ТЭД с натягом вдоль вала
2,5+3,0 мм. Одна шестерня напрессовывается на конец
вала якоря ТЭД произвольно, а другая шестерня напрессовывается на другой
конец вала после разметки по зубьям зубчатого колеса колесной пары.
Зубчатое колесо (рис. 1.9,б) — отковано из углеродистой стали 55 и
состоит из ступицы, средней части в виде диска с отверстиями и венца с
зубьями.
Откованное зубчатое колесо обтачивается со всех сторон, на средней части
сверлятся 16 отверстий для облегчения, а на венце нарезаются 88 косых
зубьев под углом 24°. Зубья цементируются и закаливаются.
Г ото вое зубчатое колесо в горячем состоянии напрессовывается на
удлиненную ступицу колесного центра во время формирования колесной пары
(натяг 0,25+0,33 мм, температура 200+250 °С).
Кожух зубчатой передачи — служит для защиты зубьев зубчатой передачи от
попадания пыли, грязи, снега и является картером для смазки зубьев.
Кожух зубчатой передачи (рис. 1.10) выполнен сварным из стали толщиной
4+6 мм в виде коробки, состоящей из верхней и нижней половин. По линии
разъема и по горловинам выполнены канавки, в которые закладывается
войлок для уплотнения, выступающий наружу на 6 мм. Верхняя и нижняя
половины соединены по торцам двумя болтами М30 (4 шт.) и по сторонам
больших горловин тремя болтами М16 (6 шт.).
Собранный кожух прикреплен к остову ТЭД двумя болтами М42х2, которые
завинчивают в бобышки кожуха, а к подшипниковому щиту одним болтом
М30х2, через кронштейн кожуха.
На верхней половине кожуха выполнен люк с крышкой на болтиках для
осмотра зубьев шестерни и зубчатого колеса без снятия кожухов зубчатой
передачи. На крышке люка приварена трубка-сапун для выравнивания
давления внутри кожуха с атмосферным.
На нижней половине кожуха сбоку приварена масленка с крышкой для заливки
масла в кожух и масломерная трубка со щупом, через которую контролируют
уровень масла в кожухе. Масломерная трубка закрыта гайкой, в которую
вмонтирован указатель уровня масла, имеющий риски наибольшего и
наименьшего уровня.
Примечания. 1. Достоинства косозубой зубчатой передачи:
- косые зубья, расположенные под углом 24°37'12", обеспечивают
одновременное зацепление зубьев шестерни и зубчатого колеса с обеих
сторон (за счет осевого сдвига якоря ТЭД с двумя шестернями в роликовых
подшипниках на 6+8 мм);
- при использовании косозубого зацепления уменьшается износ зубьев на 25
% (так как увеличивается площадь зацепления зубьев, и зубья входят в
зацепление плавно, без удара и с меньшим шумом, чем в прямозубой
передаче).
2. На первых выпусках электровозов ВЛ80С кожуха зубчатых передач
выполнены клееными из стеклоткани, пропитанной смолой.
3. Смазка зубчатых передач — осерненная по 3,5+4,2 кг в каждый кожух. На
ТО-2 через 6 суток уровень смазки проверяется щупом в каждом кожухе и
при необходимости добавляется через масленку.
4. Передаточным отношением называется отношение числа зубьев зубчатого
колеса к числу зубьев шестерни. Оно показывает, во сколько раз частота
вращения оси меньше частоты вращения якоря ТЭД. От величины
передаточного отношения зависит сила тяги и скорость движения
электровоза: чем больше эта величина, тем больше сила тяги, но меньше
скорость.
5. Браковочные размеры зубчатой передачи:
- износ зуба по толщине допускается не более 3,5 мм, замеряется на
высоте 10 мм от вершины зуба;
- боковой (аксиальный) зазор между зубьями шестерни и зубчатого колеса,
находящимися в зацеплении, допускается не более 5,5 мм;
- радиальный зазор между зубьями шестерни и зубчатого колеса должен быть
2,5+5,3 мм и зависит от износа баббита у вкладышей моторно-осевых
подшипников (МОП);
- свисание шестерни относительно зубчатого колеса допускается не более 6
мм;
- трещины в зубьях не допускаются;
- вмятины, выщербины, отколы на зубьях допускаются: на шестерне — не
более 15 % (глубиной не более 3 мм), на зубчатом колесе не — более 25 %
от поверхности зуба (число таких зубьев не лимитируется).
6. Ревизия зубчатой передачи:
- снимаются кожуха, сливается смазка, кожуха промываются и
осматриваются, при необходимости войлочные уплотнения в канавках кожухов
заменяют;
- проверяются все браковочные размеры зубчатой передачи при
поддомкраченных колесных парах;
- все зубья шестерни и зубчатого колеса очищаются от смазки и
осматриваются с лупой.