В период пуска дизеля тяговый генератор или стартер работает в режиме
двигателя, получая электрическую энергию от установленной на тепловозе
аккумуляторной батареи. Кроме того, аккумуляторная батарея служит для
питания током цепей управления, электрических ламп, вспомогательных
электродвигателей, когда не работает дизель тепловоза, а значит, не
работает и вспомогательный генератор.
Таким образом, аккумуляторная батарея является вторым после дизеля
источником энергии на тепловозе. При стоянках тепловоза дизель может не
работать с целью экономии топлива и снижения износа деталей.
Электрическим аккумулятором называют устройство, преобразующее
электрическую энергию в химическую, которая в случае надобности может
быть вновь преобразована в электрическую энергию. Процесс превращения в
аккумуляторе электрической энергии в химическую называется зарядом
аккумулятора. Обратный процесс превращения химической энергии в
электрическую называется
разрядом аккумуляторов. При заряде электрическая энергия подводится к
аккумулятору от постороннего источника постоянного тока; при разряде
запасенная химическая энергия аккумулятора преобразуется в
электрическую, и во внешней цепи, подключенной к аккумулятору,
появляется ток. Поэтому аккумуляторы относятся к химическим источникам
электрического тока.
Простейший электрический аккумулятор состоит из пластин, опущенных в
электролит, находящийся в сосуде (рис. 182). Различают положительные и
отрицательные пластины аккумулятора. Положительные пластины соединяются
при заряде с плюсовым выводом источника тока, отрицательные — с
минусовым выводом. При прохождении тока через пластины и электролит
происходят химические процессы, в результате которых изменяется
химический состав пластин и электролита. Если после этого замкнуть
выводы аккумулятора на внешнюю цепь, то в электролите и пластинах
начнутся обратные химические процессы. Химические составы пластин и
электролита возвращаются к первоначальному состоянию, но при этом в цепи
проходит электрический ток. Процессы заряда
и разряда аккумуляторов можно повторять много раз.
Аккумулятор как источник электрической энергии характеризуют следующие
основные показатели: з. д. с., емкость, максимальный ток и внутреннее
сопротивление. Электродвижущая сила аккумулятора зависит от его типа,
степени заряженности, плотности электролита, тока разряда (нагрузки) и
для широко распространенных типов аккумуляторов находится в пределах 1,4
—2,2 В. Емкостью аккумулятора называют количество электричества,
выраженное в ампер-часах (А-ч), которое может отдать полностью
заряженный аккумулятор при разряде до минимально допустимого напряжения
на его выводах. Емкость определяется как произведение тока в амперах на
время разряда в часах этим током. Например, если аккумулятор при токе
разряда 10 А может работать 10 ч, то его емкость равна 10 АХ10 ч = 100
А-ч. Емкость аккумулятора зависит от размеров пластин, длительности
времени разряда, величины разрядного тока, температуры и других
факторов.
Для пуска дизеля требуется создать значительный вращающий момент и
необходим ток большой силы. Поэтому к аккумуляторам, применяемым для
пуска дизеля, получившим название стартерных, предъявляются высокие
требования по устойчивой, надежной работе при большом токе разряда.
Максимальная сила тока разряда аккумуляторов при пуске тепловозных
дизелей достигает 1500—2000 А. В целях снижения внутренних потерь
энергии при таких
больших токах внутреннее сопротивление стартерных аккумуляторов делается
минимальным.; оно составляет сотые или тысячные доли ома.
На тепловозах применяются два типа электрических аккумуляторов —
свинцовые (кислотные) и железоникелевые или кадмиевоникелевые (щелочные)
. Свое название аккумуляторы получили по материалу, из которого
изготовлены их пластины, и используемому электролиту.