§ 37. РАБОТЫ ПО ИСКУССТВЕННЫМ СООРУЖЕНИЯМ НА Ж/Д ПУТЯХ

  Главная      Учебники - Транспорт ж/д     Капитальные путевые работы (Блохин К.А., Пашинин С.А.) - 1962 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  ..

 

 

§ 37. РАБОТЫ ПО ИСКУССТВЕННЫМ СООРУЖЕНИЯМ НА Ж/Д ПУТЯХ



Ремонт искусственных сооружений как сложных и ответственных инженерных конструкций производится в соответствии с техническими проектами и техническими условиями на производство и приемку работ по постройке мостов и труб (ТУСМ-58) и должен
рассматриваться как самостоятельный специальный вопрос, что не является задачей настоящей книги. Здесь даются только основные сведения о производстве работ по искусственным сооружениям в процессе работ, связанных с ремонтом верхнего строения пути и лечением земляного полотна. В описании приводятся только отдельные сравнительно простые работы по искусственным сооружениям, наиболее часто встречающиеся при капитальном ремонте пути.

К числу таких работ, например, относятся сплошная смена рельсов, рельсовых скреплений, а в необходимых случаях и уравнительных приборов и контррельсов на искусственных сооружениях.

При ремонте мостового полотна на мостах с металлическими пролетными строениями предусматривается сплошная или частичная смена мостовых брусьев. На мостах с железобетонными пролетными строениями с ездой на щебеночном балласте работы по смене и ремонту рельсо-шпальной решетки выполняют обычным способом, как и на остальном протяжении пути. Однако и в этом случае загрязненный щебень, находящийся в корыте пролетного строения, должен быть прогрохочен, что создает известную специфику работ и требует в ряде случаев ремонта изоляции пролетного строения.

Работы по очистке загрязненного щебня, ремонту изоляции, равно как и работы по подъемке и смене малых пролетных строений (железобетонных и металлических), смене мостовых брусьев на малых мостах целесообразно производить в период производства основных работ на закрытом перегоне в «окно».

В этих случаях необходимо при подготовке к основным работам составить план организации работ и по искусственным сооружениям с учетом количества и расположения имеющихся на участке объектов, объема и характера предстоящих работ и разрешенного времени для их производства.

Ремонт пути в пределах мостов, существенно отличается от обычного ремонта пути.на перегоне, поэтомудаже при тщательной подготовке, выполнение ремонта на мостах обычно нарушает общий поток и темп работы. В связи с этим следует по возможности планировать при выполнении основных работ по капитальному ремонту пути в «окно» производство на этом фронте смены рельсов, а в отдельных случаях и мостовых брусьев только на одном, в крайнем случае на двух искусственных сооружениях.

В целях наиболее полного использования предоставляемого для работ времени целесообразно планировать участок работ так, чтобы искусственное сооружение находилось в конце фронта основных работ, выполняемых в «окно» на ремонтируемом участке. В этом случае работа на нем не задерживает общего разворота и производства укладочных работ.

К моменту подхода путеукладочных машин к искусственному сооружению на нем должны быть уже закончены необходимые подготовительные работы (подъемка пролетного строения, смена мостовых брусьев, прогрохотка щебня и т. д.).
 

В случае выполнения больших и сложных работ или необходимости производства работ в одно «окно» на нескольких близко расположенных один от другого мостах лучше, чтобы они располагались в начале участка, что более гарантирует от возможных в этом случае передержек разрешенного для работы времени.

При капитальном ремонте пути наиболее часто приходится выполнять следующие работы.

Подъемка малых пролетных строений производится обычно в период основных работ одновременно с общей подъемкой пути

на участке. Такой порядок избавляет от необходимости специального закрытия движения на перегоне и производства бросовых работ по устройству отводов к искусственному сооружению.

В условиях капитального или среднего ремонта пути на участке наиболее выгодно поднимать пролетные строения балластером. При металлических пролетных строениях длиной до 4—5 м подъемку можно производить с одной установки балластера с захватом пути на мосту за головку рельсов в средней части пролетного строения.

При большей длине пролетных строений их поднимают за два раза с последовательной подъемкой сначала одной, а потом другой стороны моста (рис. 175). При невозможности подъемки пролетного строения балластером эту работу выполняют грузоподъемными кранами, или гидравлическими мостовыми домкратами с устройством в этом случае временных отводов для прохода балластера и путеукладочных поездов.

 

 

При подъемке пролетного строения на высоту, предусмотренную проектом, его устанавливают на заранее подготовленные и подводимые под него специальные временные деревянные брусья или постоянные опорные части.

Приступая к подъемке пролетных строений балластером, принимают меры, исключающие отрыв рельсов от мостовых брусьев или мостовых брусьев от пролетного строения. При хорошем состоянии мостовых брусьев для этого достаточно дополнительно закрепить рельсы на брусьях постановкой дополнительных костылей и проверить правильность расположения лапчатых болтов. При слабом мостовом полотне необходимо дополнительно схватывать рельсы с пролетным строением специальными металлическими скобами или хомутами, которые закрепляют после установки ;на место работ балластера.

Чтобы не допустить возможности срыва пролетного строения при его подъемке (особенно при подъемке электробалластером), балластер оборудуют четырьмя рельсовыми клещами или цепями, которыми поддерживается поднимаемый путь вместе с пролетным строением.

В отдельных случаях приходится производить некоторое продольное перемещение пролетного строения с расчетом установления нормальных зазоров между ним и шкафными стенками устоев.

В тех случаях, когда при общей подъемке пути на перегоне мосты не поднимают, на подходах к ним делаются отводы. При устройстве отводов заданная толщина щебеночного слоя под шпалой достигается за счет подрезки песчаной подушки, а при необходимости и за счет подрезки верхней части земляного полотна с устройством новой песчаной подушки. Эта работа выполняется заранее на фронте подготовительных работ под прикрытием «окна» и во время основных работ на соседних километрах.

Работы, связанные с ремонтом мостового полотна, являются наиболее часто встречающимися при капитальном и среднем ремонте пути. Перечень таких работ и указания по их выполнению, а также основные требования к устройству мостового полотна приводятся ниже.

На мостах длиной более 300 м и на всех мостах с разводными пролетами, а также на подходах к ним на протяжении не менее 200 м в каждую сторону, как правило, должны укладываться рельсы типа Р50 и тяжелее. На остальных мостах укладываются те же рельсы, что и на перегоне.

На мостах рекомендуется укладывать рельсы длиной 25 м. Укладка на мостах разных типов рельсов, переходных стыков и рельсовых рубок не допускается. При укладке уравнительных приборов разрешается применять короткие рельсы длиной не менее 8 м.

Стыки рельсов на мостах располагают по наугольнику и перекрывают накладками, соответствующими типу рельсов. У фартучных шестидырных накладок при езде на деревянных поперечинах фартуки и горизонтальные полки обрезают.
 

Рельсовые стыки сваривают электрокоитактным способом или заглушают постановкой вкладышей в отверстия для болтов в следующих случаях:

а) на мостах с уравнительными приборами в пределах температурного пролета;

б) на мостах длиной менее 30 м;

в) в местах, расположенных ближе 2 м от концов главных ферм или прогонов, от шкафной стенки, а также в арочных мостах от деформационных швов и замка свода.

На мостах протяжением более 30 м при отсутствии уравнительных приборов рельсовые зазоры должны иметь нормальную величину, соответствующую температуре рельсов.

При езде на мостовых брусьях (поперечинах) стыки рельсов типов Р43, Р50 и Р65 могут располагаться как на весу, так и на брусьях, если расстояние между осями брусьев не более 40 см.

Опирание мостовых брусьев на пролетные строения и рельсов на подкладки должно быть плотное; при этом в виде исключения допускается укладка металлических карточек под всей площадью рельсовой подкладки.

Передача угона пути с подходов на мост не допускается, в связи с чем угон пути должен быть полностью ликвидирован постановкой соответствующих противоугонных приспособлений с каждой стороны моста. Постановка противоугонов на мостах не допускается, за исключением случаев, когда при полном закреплении пути на подходах наблюдается угон пути в пределах самого моста. При езде на балласте противоугоны на мостах устанавливают так же, как и на перегоне.

Особое внимание при работе на мостах следует уделять установке контррельсов (контруголков), укладываемых на искусственных сооружениях, полная длина которых превышает 20 м или на которых длина мостового полотна на поперечинах (мостовых брусьях) более 5 м, а также на всех путепроводах и всех мостах, расположенных на кривых радиусом менее 1000 м. При снятии контррельсов по условиям производства работ на искусственном сооружении их сразу по окончании работ следует уложить обратно. Контррельсы должны быть на один тип легче путевых рельсов, а контруголки иметь сечение не менее 160x100x14 мм (или 150x100 x16). Расстояние от внутренней грани головки путевого рельса до контррельса или контруголка должно быть 220 мм при рельсах типа Р50 и легче, 240 мм при рельсах типа Р65.

На участках, оборудованных автоблокировкой, между кромками рельсовых подкладок и костылями, прикрепляющими контррельсы или контруголки, необходимо оставлять зазор не менее 15 мм.

Контррельсы (контруголки) укладывают до задней грани устоев или закладных щитов, далее концы их на протяжении не менее 10 м сводятся «челноком» (рис. 176),


Сечения мостовых брусьев, укладываемых на мостах, назначают в зависимости от расстояния между осями продольных балок или ферм согласно табл. 28.


Таблица 28

 

 

Во всех случаях брусья применяют двух стандартных длин: 3,2 м — короткие и 4,2 — длинные, причем длинные брусья применяют только впредь до оборудования мостов тротуарами на металлических консолях.

Мостовое полотно при езде на деревянных поперечинах на металлических мостах устраивается, как показано на рис. 177, а при езде на балласте, — как на рис. 178.

При капитальном ремонте пути мостовые брусья заменяют сплошь, или выборочным порядком в зависимости от их состояния и объема работ, предусмотренного проектом.

Сплошную смену брусьев на малых мостах протяжением 2—6 м, как правило, производят во время комплекса основных работ, сразу после прохода путеразборщика через искусственное сооружение (но до укладки нового пути путеукладчиком). В этом случае в процессе подготовительных работ брусья подвозят к месту работ и после необходимых промеров подтесывают по месту укладки и сверлят в них отверстия для лапчатых болтов. Брусья располагают возле моста таким образом и в таком порядке, чтобы обеспечивалась удобная и быстрая их замена. На пролетное строение брусья укладывают строго по наугольнику с расстоянием в свету не более 15 см и не ме-нее 10 см, причем их плотно прирубают к поясам пролетных строений или продольных балок. Глубина врубок в мостовых брусьях должна быть не менее 0,5 см, а в поперечинах при укладке их на деревянные прогоны — не менее 2 см. Глубина врубки во всех случаях не должна превышать 3 см.
 

 

 

 

 

Рис. 176. Укладка контррельсов на мостах с устройством «челнока»

 

 

 

 

 

Рис. 177. Устройство мостового полотна на деревянных поперечинах на металлических мостах

 

 

 



После замены и закрепления на пролетном строении брусьев с помощью лапчатых болтов на них укладывают и пришивают рельсы.

Для перекрытия малого моста очередным рельсовым звеном при сборке его на базе в соответствующем месте по расчету делают пропуск шпал.

На мостах больших отверстий, когда сплошная смена брусьев в «окно» будет значительно отражаться на общем темпе и объеме выполняемых в «окно» работ, брусья заменяют после смены рельсошпальной решетки, т. е. после того, как будут уложены новые рельсы, предусмотренные проектом. Такой порядок работ принят для того, чтобы не допускать порчи новых мостовых брусьев пришивкой к ним сначала старых, а затем новых рельсов. Но и в этом случае для удобства производства работ целесообразно выполнять смену брусьев, предварительно сняв рельсы, что легко может быть выполнено во время «окна» на следующем за мостом участке работ того же перегона.

В крайнем случае при невозможности смены брусьев в «окно» их заменяют без снятия рельсов в одиночном порядке. Однако это представляет собой весьма сложную и трудоемкую операцию, связанную с необходимостью устройства подмостей для вытаскивания старых и затаскивания новых брусьев.

Сплошную смену мостовых брусьев необходимо организовать так, чтобы по окончании основных работ сразу же выполнялись все отделочно-выправочные работы. К концу рабочего дня должны быть закончены укладка и соответствующее закрепление охранных брусьев, укладка контррельсов с устройством «челноков», смена дощатого настила и устройство перил.

В ходе капитального и среднего ремонта пути, помимо работ, связанных с ремонтом и усилением мостового полотна, в отдельных случаях предусматривают выполнение целого ряда других работ по искусственным сооружениям, например, ремонт изоляции на железобетонных и каменных мостах, замену пролетных строений, наращивание бортов железобетонных пролетных строений, ремонт, усиление и наращивание опор мостов, замену грунта за шкафными стенками, расчистку, спрямление и укрепление русел и регуляционных сооружений, работы по ремонту и удлинению труб и т. д.

Эти работы целесообразно выполнять параллельно с ремонтом пути, что позволяет наиболее полно использовать предоставляемые «окна» и не требует специальных закрытий пути.

Что касается порядка и способа производства этих работ, то они устанавливаются проектными решениями применительно к каждому конкретному сооружению и более подробно излагаются в специальной литературе по искусственным сооружениям.
 

 

 

 

 

Рис. 178. Устройство мостового полотна при езде на балласте

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  ..