Конструкция и расчет прочности корпуса любительских АВП (судов на воздушной подушке)

       Учебники - Транспорт     Модели и любительские суда на воздушной подушке (Ежи Бень) - 1983 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  50  51  52  53  54  55  56  57 

 

 

 

4.6.2.

Конструкция и расчет прочности корпуса любительских АВП (судов на воздушной подушке)

 

 


При разработке конструкции корпуса основными расчетами являются расчеты общей и местной прочности, для чего необходимо определить действующие нагрузки. На корпус АВП передаются силы от полезного груза, перевозимого аппаратом, от механизмов силовой установки и т. д., а также действуют нагрузки от внешних сил, ударов днища о волну и от давления в воздушной подушке. Несущая конструкция корпуса любительского АВП представляет собой плоский понтон, который поддерживается давлением в воздушной подушке, а в режиме плавания обеспечивает плавучесть корпуса. На корпус действуют сосредоточенные силы, изгибающие и крутящие моменты от механизмов главной энергетической установки (рис. 99), а также гироскопические моменты от вращающихся частей механизмов, возникающие при маневрировании АВП.

Наибольшее распространение при постройке любительских АВП получили следующие два типа конструктивных схем корпуса АВП или их комбинации:

— ферменной конструкции, когда общая прочность корпуса обеспечивается с помощью плоских или пространственных ферм,

 

а обшивка предназначается только для удержания воздуха в воздушном тракте АВП и создания объемов плавучести;

— с несущей обшивкой, когда обшивка корпуса помимо удержания воздуха и обеспечения водонепроницаемости, способствует повышению общей прочности корпуса, работая совместно с продольным и поперечным наборами.

 

 

Рис. 99. Силы и моменты, действующие на корпус

 

 

 

 

Рис. 100. Схема АВП «Калибан-3».
1—обшивка бортового ресивера, 2—рычаг управления рулем направления; 3—выключатель стартера; 4— выключатель магнитогенератора; 5—аккумулятор; 6—нагнетательный агрегат, 7—движительный комплекс; 8—румпель; 9 — гибкое ограждение; 10—отверстия для подачи воздуха в гибкое ограждение; 11—воздушные каналы для подачи воздуха в бортовой ресивер; 72—рукоятки газа; 15—руль направления.

 

 

 




Примером АВП с комбинированной схемой конструкции корпуса является аппарат «Калибан-3» (рис. 100), построенный любителями Англии и Канады. Центральный понтон этого АВП, состоящий из продольного и поперечного наборов с несущей обшивкой, обеспечивает общую прочность корпуса и создает плавучесть, а бортовые части образуют воздуховоды (бортовые ресиверы) и выполнены с легкой обшивкой, закрепленной на поперечном наборе ферменной конструкции. Поскольку этот аппарат спортивный, кабина остекляется. Место водителя оборудовано органами управления: рулевым устройством и двигателями. Педали, рукоятки и кресло водителя располагают в зависимости от роста человека, для чего могут быть использованы данные, представленные на рис. 101.

Для остекления кабины водителя используют оргстекло, целлулоид либо прозрачную пленку. Конструкция кабины должна обеспечивать возможность быстрого выхода, особенно в случае аварии или пожара. Должен быть обеспечен хороший обзор; для этого

нужно, чтобы линия визирования находилась в пределах от 15 град вниз до 45° вверх от горизонтальной линии, боковой обзор был не
менее 90° на каждый борт.

 

 

 

Рис. 101. Основные размеры фигуры водителя спортивного АВП в зимней
одежде, меховых сапогах и рукавицах.
А — водитель низкого (1600 мм) роста; Б — водитель среднего (1750 мм) роста; В — водитель высокого (1900 мм) роста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  50  51  52  53  54  55  56  57