Каждый винт характеризуется диаметром,
количеством, формой и шириной лопастей, углами атаки а, профилем
и размерами поперечных сечений лопастей — дужек. Угол а
определяет так называемый шаг винта. Все эти размеры влияют на
величину тяги и зависят от мощности двигателя, под которую
рассчитан винт, и от количества его оборотов.
Хорош или плох винт для данного двигателя (аэросаней),
определяют по величине максимального тягового усилия или, как
принято в технике, по величине его коэффициента полезного
действия — к. п. д.
К. п. д. равен отношению полезной мощности винта к потребляемой
мощности и определяется по формуле
Следует сказать, что за счет вредных
сопротивлений не вся мощность, развиваемая на валу двигателя,
преобразуется в тяговое усилие. В зависимости от индивидуальных
качеств данного винта обычно теряется от 18 до 35% мощности.
К. п. д. наилучших винтов достигает 80—82%, а винтов кустарного
производства обычно не превышает 65—70%.
Кроме того, винт, рассчитанный на вполне определенные условия —
мощность, обороты, поступательную скорость и т. д., — будет
иметь наибольший к. п. д. только при этих условиях. При
изменении хотя бы одного из входящих в расчет параметров к. п.
д. будет уменьшать свою величину.
Это касается блочных воздушных винтов (см. рис. 4, 7, 28, 62),
изготовленных из деревянного блока и имеющих вполне определенное
неизменяемое положение лопастей.
Большим преимуществом по сравнению с блочными винтами обладают
автоматические воздушные винты изменяемого шага. У этих винтов в
зависимости от оборотов и действующей на винт нагрузки
автоматически изменяется угол установки лопастей, что позволяет
иметь сравнительно высокий к. п. д. в большом диапазоне
изменяемых режимов.
Но автоматические воздушные винты сложны по своей конструкции.
Значительно проще двухпозиционные винты, имеющие только два
положения установки лопастей.-Высокий к. п. д. на них будет
получен при двух наиболее нужных в эксплуатации режимах работы.
Тем не менее для любителей изготовление и двухпозиционных винтов
сложно, и наибольшее распространение имеют блочные винты.
Из формулы к. п. д. видно, что в нее входит величина
поступательной скорости винта. У аэросаней наиболее напряженным
режимом, требующим максимальной тяги, является страгивание их с
места. При расчете воздушного винта эта скорость должна
приниматься минимальной или даже нулевой.
|