Упрочнение деталей электроподвижного состава промышленного транспорта

       Учебники - Транспорт     Ремонт электроподвижного состава промышленного транспорта

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..

 

 

Упрочнение деталей электроподвижного состава промышленного транспорта

 

 Повышение ресурса новых и восстановленных деталей путем упрочнения рабочих поверхностей является важнейшим этапом производственного цикла. Наиболее распространенные методы упрочнения: накат (наклеп), термическая и термохимическая обработка, наплавка и напыление износостойкими материалами.

Наклеп применяют в целях повышения износостойкости трущихся пар и усталостной прочности стальных деталей, подверженных действию циклических нагрузок.

Наиболее распространенными являются дробеструйный и центробежный наклепы. Дробеструйный наклеп выполняют на пневматических или механических дробометах. При этом струя металлической дроби падает с высокой кинетической энергией на поверхность детали под углом 70°.

Предел усталостной прочности детали после дробеструйного наклепа повышает­ся на 20 — 40 %. Центробежный наклеп осуществляют ротационными упрочнителями, воздействием на поверхность детали стальными шариками. Глубина наклепанного слоя достигает 1,5 мм, твердость повышается на 50%. Упрочнению подвергают листы рессор, пружины, подступичные части, галтели осей колесных пар, шейки коленчатых валов.

Для повышения усталостной прочности сварных швов и наплавленных слоев металла применяют поверхностный наклеп многобойковыми упрочнителями. Упрочнитель состоит из пучка упрочняющих проволок (27 — 60 шт.), вмонтирован­ных в пневматический молоток КМ-5 с числом ударов 1600 в минуту. Метод эф­фективен для швов рам тележек, хребтовых балок, верхних и нижних рам думпкаров.

Упрочнение обкаткой осуществляют путем воздействия на обрабатываемую поверхность шариком или роликом под определенным давлением. Преимущественно применяют упрочняюще-сглаживающую обкатку, которая наряду с повышением усталостной прочности и твердости обеспечивает снижение шероховатости поверх­ности на 2 — 3 класса. Упрочнению обкаткой подвергают детали из черных и цветных металлов: галтели и шейки осей, поверхность круга катания бандажей колесных пар, шейки коленчатых валов, коллекторы электрических машин. Однако положительное влияние наклепа наблюдается только до определенной для данного металла степени упрочнения. В случае превышения определенной степени упрочнения появляются микроскопические трещины, хрупкость и происходит отслоение упрочняемого слоя. Это относится прежде всего к бандажам, поверх­ности которых в процессе эксплуатации подвергаются непрерывному упрочнению обкаткой.

Термическая обработка является самым распространенным способом упрочне­ния. При ремонте деталей применяют закалку, нормализацию и отпуск. Широко практикуется поверхностная закалка, заключающаяся в нагреве слоя незначительной толщины до образования аустенита с последующим быстрым охлаждением для фиксации мелкоигольчатого мартенсита. Нагрев осуществляется газовым пламенем и токами высокой частоты (ТВЧ). Для снижения внутренних напряжений в поверхностном слое детали ее подвергают отпуску. Поверхностная закалка с нагревом ТВЧ по сравнению с закалкой газовым пламенем имеет следующие преимущества: обеспечивает более высокую твердость поверхностного слоя и возмож­ность осуществлять местный отпуск и регулировать прочность слоя, исключает обезуглероживание поверхностного слоя, что снижает температуру хладноломкости. Производительность поверхностной закалки по сравнению с пламенной закалкой в 2-5 раза больше. Нагрев деталей ведется на установках типа МГЗ-102 или МГЗ-2-67 (мощностью 102 и 67 кВт соответственно) посредством специаль­ных индукторов. Режим охлаждения и отпуска назначается в зависимости от состава стали и заданных параметров закалочного слоя. Поверхностной закалке подвергают: шкворни межтележечных сочленений и возвращающих устройств, валики рессорного подвешивания и тормозной рычажной передачи, зубья зуб­чатых венцов и шестерни тягового привода, рабочую поверхность бандажей колесных

пар.

Химико-термическая обработка достигается за счет диффузионного насыщения поверхностного слоя деталей элементом, который находится в атомарном состоянии и имеет способность растворяться в металле деталей. Преимущество метода: получение вязкой сердцевины и износостойкого поверхностного слоя благодаря повышению твердости, повышение усталостной прочности деталей.

Наиболее широко применяются цементация, азотирование, цианирование, борирование и диффузная металлизация.

Цементация — наиболее распространенный способ, заключающийся в диффуз­ном насыщении поверхностного слоя деталей углеродом. Цементация ведется в твердом карбюризаторе, специальной пасте, а также жидком карбюризаторе. Эффективной является газовая цементация, где карбюризатором является естественный газ. Процесс осуществляют при температуре 900—1100 °С.

Обработка после цементации: закалка или нормализация с температурой 880 — 900 °С для исправления структуры сердцевины, повторная закалка с темпе­ратурой 700 °С, низкий отпуск для обеспечения заданной твердости поверхност­ного слоя. Цементации подвергают: втулки, валики тормозной рычажной передачи, валики шарниров бортов думпкаров, рессорные сухари и накладки, валики рессорного подвешивания.

Борирование — диффузионное насыщение металла бором. Применяют для упроч­нения стальных деталей, работающих в режиме интенсивного абразивного износа: наделок буксовых направляющих, втулок и валиков шарниров бортов, механизма опрокидывания и открытия бортов думпкаров. Электролизное бориро­вание ведется в специальном тигле в ванне расплавленной буры при температуре 950 °С.

Ориентировочный режим: плотность тока катода 2000 А/м2, плотность тока катодной защиты 200 А/м2, время борирования 2 — 3 ч. Последующий процесс термообработки: нагрев в ванне с раствором солей до температуры 920 °С; закалка в щелочной ванне при температуре 350 °С. Боридное покрытие образуется толщиной до 0,2 мм и твердостью до 600 HRC. Технический ресурс деталей обеспечивает эксплуатацию на период между заводскими ремонтами.

К перспективным методам следует отнести: кобальтирование, никель-кобальтирование, антифрикционное фосфатирование и т. д. Находит применение напыление полимерными материалами с целью защиты от коррозии и повышения антифрикцион­ных свойств.

Электроискровое упрочнение заключается в переносе металла электрода (ме­талл — феррохром, сплав Т15К8, графит и др.) на поверхность упрочняемой детали. В результате происходит легирование, а также поглощение разогретым металлом азота и углерода воздуха. При этом образуются закалочные структуры в легиро­ванном слое. Так, твердость поверхности, упрочненной феррохромовым электро­дом, достигает 600 HRC. Упрочнению подвергают главным образом кромки режущего инструмента.

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..