ПРИНЦИП ПОЛЕТА НА
ВОЗДУШНОЙ ПОДУШКЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ,
ИСПОЛЬЗУЮЩИХ ЭТОТ ПРИНЦИП
Аппарат с лабиринтным уплотнением
воздушной подушки
Схема такого аппарата была предложена
швейцарским инженером Вейландом в 1958 г. [22], после чего было
разработано много проектов аппаратов аналогичных схем. В
настоящее время аппараты такого типа подвергаются
экспериментальным исследованиям в лабораториях [22]. Несколько
таких аппаратов проходят испытания.
Схема лабиринтного уплотнения воздушной подушки летательного
аппарата приведена на рис. 5. Воздух нагнетается под днище
аппарата с помощью вентиляторов. Часть воздуха от этих
вентиляторов течет к центру днища, создавая воздушную подушку, а
часть — от центра и поступает на вентилятор первой ступени
лабиринта. Этот вентилятор подает воздух в сопло, направленное к
центру аппарата. Основная масса воздуха из сопла течет к центру
аппарата, затем под действием встречного потока поворачивает от
центра аппарата и вновь подсасывается вентилятором первой
ступени лабиринта. Другая, небольшая часть воздуха течет к
периферии аппарата и поступает на вентилятор второй ступени
лабиринта, где цикл повторяется. На рис. 5 показано лабиринтное
уплотнение с тремя ступенями, но их может быть и больше. В
каждой ступени лабиринта образуется своеобразный вихрь,
препятствующий истечению воздуха из воздушной подушки.
В отличие от аппарата с кольцевой струей в аппарате с
лабиринтным уплотнением основная масса воздуха, поступающего в
уплотнение, не истекает наружу, а используется повторно. Поэтому
аппарат такого типа называют аппаратом с повторной циркуляцией
[22]
Сила тяги для горизонтального перемещения аппарата создается
аналогично силе тяги других аппаратов на воздушной подушке.
В результате лабораторных исследований
лабиринтного принципа создания уплотнения воздушной подушки были
сделаны следующие выводы [22].
Целесообразным является комбинированное
уплотнение воздушной подушки, создаваемое с помощью лабиринта и
кольцевой струи. Мощность, потребная для полета на режиме
висения такого аппарата, на 25% меньше, чем для аппарата с
кольцевым соплом по периметру днища. В идеальном случае
мощность, необходимая для полета на режиме висения над
поверхностью земли на высоте, равной примерно 2% диаметра днища,
составляет 20 л. с. на 1 т веса аппарата. Избыточное давление в
воздушной подушке в этом случае составит 0,005 кг/см2.
|