Размагничивание часовых механизмов

  Главная      Книги - Часы     Руководство по ремонту часов (Дональд Де Карль) - 1965 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  70  71  72  73  74 

 

 

 

РЕМОНТ ОСОБЫХ ЧАСОВЫХ МЕХАНИЗМОВ
 

 

Г. Размагничивание часовых механизмов

 


Часовой мастер должен следить, чтобы стальные детали часов не были намагничены. Современные часы, снабженные деталями из немагнитных сплавов, не обладают магнитной восприимчивостью, однако такие стальные детали, как заводная пружина, детали автоподзавода, некоторые штифты и др. способны намагничиваться. Впрочем, намагничивание этих деталей не влияет на ход часов. Деталью, наиболее подверженной намагничиванию, является заводная пружина, но ее намагниченность не может оказать существенного влияния на ход часов. На точность хода часов влияет намагничивание таких деталей, как спираль баланса и анкерная вилка, если последняя изготовлена из стали. Даже слабо намагниченная спираль может быть причиной погрешности хода

часов. Часы, подверженные вибрации, могут неожиданно ускорить ход на несколько секунд, вследствие случайного слипания витков спирали. Когда спираль более или менее намагничена, витки ее слипаются друг с другом, и часы могут значительно ускорить ход. Для определения намагниченности спирали лучше всего пользоваться маленьким компасом, стрелка которого очень легка и более чувствительна к миниатюрным, слабо намагниченным деталям, чем стрелка большого компаса.

Все часы, за исключением немагнитных, которые поступают в ремонт, должны быть прежде всего проверены на намагниченность. Пусть эта проверка войдет в привычку. Если даже часы поступили только для замены стрелки, следует сначала проверить намагниченность часового механизма. Для этого
на корпусе компаса закрепляют кусок медной проволоки, оставив коротким конец в

виде ручки, для того чтобы было удобнее устанавливать компас в нужном месте механизма. Компас кладут на мост баланса поверх накладного камня (фиг. 419) и следят за стрелкой компаса. Если часы намагничены, то стрелка будет колебаться, следуя за колебаниями баланса, делая иногда полный оборот или даже вращаясь с некоторой скоростью. Если стрелка остается неподвижной, это еще не означает, что механизм часов ненамагничен; стрелка компаса могла залипнуть на своей оси. Слегка постучите пинцетом по компасу и, если он не придет в действие, медленно поверните механизм часов, удерживая его в горизонтальном положении.

Если механизм часов не намагничен, стрелка компаса останется неподвижной. В то же время вращение стрелки еще не означает, что механизм часов намагничен. Следует проверить ориентацию стрелки компаса на север; снять компас с часов и установить в новом положении. Если стрелка снова будет показывать неправильное направление, то возможно, что и заводная пружина часов намагничена и создает протяжение, влияющее на ход часов.
 

 

 

 

 

Фиг. 419. Испытание компасом намагниченности механизма часов.

 

 

 

 

Тогда компас кладут на стол и подносят к нему часы различными сторонами, следя за движениями стрелки. Если механизм намагничен, то он будет отталкивать или притягивать концы стрелки компаса. Если же происходит только притягивание стрелки компаса, то часы не намагничены. Стрелка компаса представляет собой магнит, и ненамагниченный металл будет только притягивать стрелку. Чем тверже металл, тем труднее он намагничивается и более трудно размагничивается. С другой стороны, не-
закаленная сталь почти не сохраняет намагниченность. После размагничивания следует снова произвести проверку компасом, так как намагниченность не всегда можно устранить сразу.

Наиболее уязвимая деталь — это спираль и для того чтобы проверить ее

намагниченность, следует слегка соединить ее витки с помощью заостренного конца деревянной чурки (фиг. 420). Если витки не слипаются, то можно считать спираль ненамагниченной. Если же витки будут слипаться, это значит, что спираль намагничена; впрочем это может быть вызвано и попавшим на спираль маслом, поэтому рекомендуется вначале промыть спираль в бензине, а затем уже проверить ее витки на слипание. Некоторые часы очень трудно размагничиваются, и особенно их спираль, поэтому следует снять спираль с баланса, завернуть ёе в папиросную бумагу (рис. 421) и размагнитить. Другой способ заключается в следующем: картонную карточку небольшого размера слегка смазывают вазелином, наклеивают на нее спираль, затем помещают ее в катушку для размагничивания. После размагничивания спираль необходимо промывать в' бензине. Если спираль поместить в катушку, не завертывая в бумагу, то она может значительно деформироваться.
 

 

 

 

Для размагничивания применяют два типа устройств: в одном используется переменный ток, в другом — постоянный ток. Наибольший интерес для часовщика представляет катушка, в которую помещается деталь для размагничивания. Деталь вводится в

катушку и поддерживается так, чтобы она не касалась ее стенок. Ток включается, деталь медленно вынимается из катушки, и когда она будет несколько удалена от катушки, ток выключается (фиг. 422). Намагниченность детали следует проверить и повторить размагничивание, если намагниченность устранена неполностью. При размагничивании в некоторых случаях более эффективен быстрый вывод детали из катушки. В другом случае рекомендуется ввести деталь в катушку на одну-две секунды при включенном токе (можно почувствовать действие катушки на деталь, которая будет слегка вибрировать), а затем медленно вынуть деталь. Ниже описываются специальные устройства с применением переменного и постоянного тока.

1. Переменное магнитное поле создается током осветительной сети. При этом требуется только катушка и понижающий трансформатор. Трансформатор на выходе вторичной обмотки должен обеспечивать напряжение в 4,5 или 6 в. Поскольку самое сильное поле возникает внутри катушки, ее устройство должно позволять вносить детали в наиболее сильную зону магнитного поля. На фиг. 423 дан чертеж деталей катушки на 4—6 в; каркас катушки

делается из тонкой фанеры. Размеры катушки показаны на чертеже. На катушку наматывают медный провод, диаметром примерно 0,5 мм, с двойной хлопчатобумажной изоляцией. Требуется около 126 м провода весом 280 г. Сопротивление обмотки должно соответствовать току 0,5 а при 4,5 в и около 0,675 а при 6 в. Наматывать провод следует равномерно. Около 60 витков пойдет на один слой, а общее количество слоев будет меньше 10. Витки должны быть уложены плотно. Рекомендуется каркас и обмотку пропитать спиртовым лаком (шеллак растворить в метиловом спирте до консистенции молока), покрыть обмотку слоем изоляционной

ленты или шелком, который также следует покрыть лаком. Для этой цели вполне пригодны также лаковая эмаль и политура. Концы обмотки прочно закрепляют гайками на болтах. Можно установить катушку на деревянное основание размером 125 мм на 90 мм. На фиг. 424 показано включение катушки.

2. При отсутствии сети переменного тока следует использовать

небольшой генератор переменного тока (фиг. 425).

3. Переменное магнитное поле можно получить с помощью

быстро вращающегося магнита, когда нет ранее упомянутых устройств. Легче обращаться с магнитным стержнем, но подковообразный магнит может создать более сильное поле. С ручного точила снимают камень и устанавливают зажим, изготовленный из дерева с латунными болтами и гайками. На фиг. 426 и 427 показаны две конструкции зажимов. Магнит должен быть прочно закреплен в зажиме и уравновешен относительно оси вращения. Скорости вращения магнита примерно 1500 об/мин требуются для создания переменного поля с частотой 25 гц (3—5 оборотов ручки в секунду). В некоторых случаях можно использовать ножной привод. Постоянные магниты надо хранить в стороне от рабочего места. Расстояние от основного рабочего места должно быть не менее 2 м.
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фиг. 426. Механический вибратор для создания переменного магнитного поля:
а — ручное точило, снабженное магнитным стержнем; б — стержневой магнит; в — подковообразный магнит; 1 — U-образный медный зажим; 2 — латунный блок; 3 — просверлить и нарезать резьбу для крепления на шпинделе; 4 — потайной винт; 5 — гайку и болт туго затянуть; 6 — заклинить плотно с обеих сторон; 7 — деревянные клинья; 8 — латунный стержень; 9 — гайка; 10 — латунный зажим; 11 — магнит; 12 — клинья.

 

 

 

 

 

 

Фиг, 427. Размагничивание с помощью механического устройства. Магнит останавливается после отвода детали.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  70  71  72  73  74