МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ФЕХТОВАНИЮ НА ВИНТОВКАХ С ЭЛАСТИЧНЫМ ШТЫКОМ

  Главная      Учебники - Спорт     Фехтование и рукопашный бой (К.Т. Булочко, В.К. Добровольский) - 1940 год

 поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  ..

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ФЕХТОВАНИЮ НА ВИНТОВКАХ С ЭЛАСТИЧНЫМ ШТЫКОМ


Общие методические замечания, изложенные в главах: «Общие основы методики обучения фехтованию», «Фехтование на рапирах», полностью относятся к методике обучения фехтованию на винтовках. Наряду с этим имеются особенности, на которых мы остановимся


Изучение основных положений и движений


Изучение фехтования на винтовках следует начинать с основных положений и движений.

Перед изучением каждого нового приема преподаватель дает краткое объяснение и образцово показывает прием в целом. После этого, если это требуется, прием показывается по элементам и дается тактическое обоснование его. Лишь затем прием прорабатывается занимающимися.

Изучение основных положений и движений начинают с изучения учебной фехтовальной стойки (положения «к бою»), и только впослед­ствии, при переходе к вольным боям, ученик может принимать стойку, из которой ему удобнее и выгоднее вести бой.

Наиболее характерные ошибки, встречающиеся при обучении фехтовальной стойке, на которые следует обратить особое внимание: 1) Тяжесть тела неравномерно распределена на обе ноги. Правая нога почти прямая. 2) Локти широко отведены от туловища, приклад не прижат к предплечью и низко опущен. 3) Левая рука выпрямлена в локте и напряжена. Штык высоко поднят или низко опущен. 4) Левое колено находится не по направлению движения, а повернуто влево или вправо и т. д.

После изучения фехтовальной стойки (положения «к бою») сле­дует переходить к изучению: а) передвижений щагом — вперед, назад и в сторону; б) показа укола; в) выпада и ьозйраВДёния из него назад и вперед. Здесь же прорабатываются и позиции, причем при их изучении, особенно вначале, не следует держать учеников в боевой стойке.

Начинать изучение позиций нужно на месте, ученики должны стоять свободно на прямых ногах. После усвоения схемы переходов из одной позиции в другую они совершенствуются в боевой стойке на месте и с передвижением в виде упражнений (например: «с шагом вперед 2-й, 3-й закройсь, показать укол, коли, закройсь, с шагом назад 1-й закройсь). Такие упражнения могут выполняться под команду преподавателя или могут быть предложены для самостоятельной работы занимающихся. Упражнения при изучении основных поло­жений и движений вырабатывают необходимую для боевых действий координацию движений и совершенствуют технику выполнения изу­чаемых элементов.

После изучения основных положений и движений переходят к изучению уколов. Изучение производится на чучелах и мишенях. На чучелах в основном изучается техника правильного нанесения укола, на мишенях — точное нанесение укола. До изучения уколов на чучелах дается понятие о дистанции (ближней, средней и даль­ней). Преимущественно используется групповой метод обучения (под команду руководителя), чередующийся с поточным обучением. В этом случае проводится проверка правильности выполнения приема отдель­ными занимающимися (чучела те же, что и в других видах фехто­вания).

Изучение техники укола начинают с ближней дистанции, а затем со средней и по элементам т. е. показывается укол, посылается вин­товка одними руками и уже дальше делается выпад. В дальнейшем изучении два первых движения сливаются вместе, затем делается выпад и, наконец, укол с выпадом выполняется слитно, одним дви­жением.

Укол с выпадом является в бою основой большинства атак, а поэтому отработке его следует уделить особое внимание.

Когда изучен укол с выпадом, переходят к уколу с шагом вперед и выпадом. Он производится с дальней дистанции (т. е. с такой, с кото­рой можно поразить противника, сделав шаг вперед и выпад). Тех­ника выполнения укола такая же, но предварительно делается шаг вперед.

Техника уколов при всех дистанциях изучается из всех позиций и окончательно закрепляется выполнением различных упражнений.

Пример упражнения (с дальней дистанции): «с шагом вперед второй закройсь, коли, закройсь и шаг назад».

В начале упражнение выполняется всей группой, а затем.потоком (по одному — один заканчивает, другой начинает). Команда для выполнения упражнения может подаваться двумя способами:

1-й способ—объясняется упражнение (например упражнение, приведенное выше), затем подается команда «упражнение начи-най»; после этого упражнение производится 3—4 раза в индивидуальном темпе или по счету преподавателя.

2-й способ — команда состоит из предварительной и исполнитель­ной частей и включает все содержание упражнения. Пример: команда подается «с шагом вперед второй закройсь, коли, закройсь и шаг назад». Словом «шаг» кончается предварительная часть команды. Делается пауза. Слово «назад» служит исполнительной частью команды. Такой способ команды употребляется с более подготовленным кол­лективом. С начинающими употребляется первый способ команды.

К обучению уколам на мишенях следует переходить тогда, когда техника укола на чучеле уже в основном усвоена. На мишенях закре­пляется техническая правильность и совершенствуется точность нанесения уколов. Более подробные указания о работе на чучелах и мишенях см. в разделе «Фехтование на рапирах».

Необходимо уделить внимание чередованию работы всей группы в целом с короткой индивидуальной проверкой, дающей возможность отдыха группе и одновременно исправлению ошибок занимающихся. Не следует занимающихся долго держать в статическом положении (боевой стойки и выпада). Надо чаще давать команду «вольно». Время отдыха используют для указания характерных ошибок.

По возможности применяют все разнообразие методических при­емов, с включением элементов соревнования. Это оживляет проработку материала. Объяснение приемов должно быть коротким и понятным, показ — точным, хорошо видным всем занимающимся.


Изучение боевых действий


Формами занятий являются: 1) двустороннее обучение, когда одна сторона занимающихся, сочетая свои движения с движениями партнеров, выполняет тс или другие упражнения под команду руко­водителя; 2) парное обучение, когда занимающиеся по два прора­батывают заданный материал; 3) элементы соревнований в отдель­ном приеме, где один обороняется, а другой наступает; 4) индиви­дуальный урок, где занимающийся совершенствует свои навыки с преподавателем; 5) инструкторская практика в парной работе (т. е. тот же индивидуальный урок, но место преподавателя занимает один из занимающихся); 6) урок боя — по заданию преподавателя (зани­мающийся с занимающимся или занимающийся с преподавателем); 7) вольный бой.

При первоначальном изучении навыка один из занимающихся предоставляет другому возможность выполнить тот или иной прием, не применяя активных действий обороны. В дальнейшем прием совер­шенствуется в активном противодействии. Это повышает технику и вырабатывает тактику как наступательных, так и оборонительных действий.

Взаимодействие с активным противником дает возможность про­работать все разнообразие материала по фехтованию и разрешает задачу овладения техникой, тактикой и воспитания морально-воле­вых качеств, необходимых бойцу.

При изучении отдельных технических деталей надо обратить вни­мание на следующие моменты:

1) Соединения и их перемены вначале изучаются на месте. Затем они совершенствуются в движении (один из бойцов делает шаг назад, а другой с шагом вперед меняет соединение и т. д.). С первых же уроков надо развивать чувство дистанции и понимание взаимодействия оружия. При изучении соединений нужно предоставлять воз­можность владеть соединением то одной, то другой стороне зани-мающихся. Это можно сделать простым отведением оружия против­ника в сторону, которую нужно закрыть.

2) Простые атаки следует изучать из всех соединений. Из ниж­них изучается только перевод (выполняемый не под, а над оружием противника).

Простые атаки прорабатываются в двустороннем обучении. Для совершенствования простых атак включается противодействие со сто­роны принимающих атаку занимающихся. Например ставится задача «одним нанести простую атаку, а другим не дать возможности себя уколоть — взять защиту». Перевод и перенос изучаются по разде­лениям, т. е. вначале изучается «показ перевода» (или переноса), а затем навык в целом. Команда для изучения: «показать перевод». После показа перевода дается команда «коли» и наносится укол. Для выполнения слитного движения перевода дается команда: «пере­вод».

3) Защиты прорабатываются вначале на месте, а затем с движе­нием назад, при этом один атакует и дает возможность другому брать защиты. Оружие при изучении защит посылается атакующим замед­ленно, но по возможности реально (создавая настоящую угрозу). В дальнейшем защиты совершенствуются с отработкой простых атак: задача одной половины занимающихся — нанести укол, другой — взять защиту.

Если занимающиеся научились хорошо брать защиту, то можно переходить к ответным атакам — взять защиту, дать ответ.

4) Ответные атаки изучаются со средней дистанции. Одна поло­вина занимающихся по команде наносит одну из простых атак (пря­мой укол, перевод, перенос) с выпадом. Другая половина, стоя на месте, берет ту или иную защиту и, в зависимости от положения оружия противника, дает ответный прямой укол одними руками. Ответные атаки отрабатываются вместе с совершенствованием про­стых атак и защит — вначале на месте, затем в движении.

5) Подготовка к атаке отдельно не прорабатывается, но при начальном обучении сложная атака должна быть проработана по элементам. Следовательно, в начале обучения подготовка к атаке, как таковая, может быть несколько раз повторена и отдельно, но в завершении обучения она должна кончаться атакой. Так например, при изучении атак с ударом по оружию одна сторона занимающихся вытягивает винтовку (как бы показывая укол), а другая, с шагом вперед, делает удар (4—3—2-ю защиты). После повторения несколько
раз этой части атака заканчивается нанесением укола с выпадом. Команда для выполнения: «с шагом вперед удар (4—3—2—1) — коли».

6) Одновременно со сложной атакой с обманом прорабатывается и сложная защита и ответы после нее.

Успех сложной атаки зависит от быстроты выполнения, реши­тельности при незаме чении ее противником.

Особое внимание следует обратить на то, чтобы атаки на под­готовку делались на первое движение противника.

7) Во время изучения повторных атак обороняющаяся сторона должна делать отход нпзад, для вызова атакующих на повторную атаку, — только в самый последний момент первой атаки. Атакую­щая сторона должна стремиться нанести укол во время первой атаки.

При повторной атаке, выпадом с правой, нужно обращать вни­мание на то, чтобы винтовка в момент повторения выпада бралась на себя, как в боевой стойке, так как в момент повторной атаки против­ник может сделать контратаку, которую невозможно отразить вин­товкой, оставленной на прямых руках.

Из общеметодических замечаний следует указать на необходимость уделить особое внимание инструкторской практике, которая должна проводиться возможно чаще.

8) Индивидуальный урок должен иметь место, начиная с первых уроков.



Стойка преподавателя при индивидуальном уроке на прямых ногах, винтовку можно держать как одной, так и двумя руками (рис. 209, 210). При первоначальном обучении лучше держать ее одной рукой для облегчения действия ученика и получения возможности свободной рукой поправить ошибки. Преподаватель должен иметь облегченную винтовку. Вместо выпада при атаках преподаватель делает шаг вперед, посылая винтовку в желаемом направлении. В уроке должны чередоваться наступательные действия с, оборонительными (что меньше утомляет ученика).

Указания, сделанные в отношении индивидуального урока, должны выполняться занимающимися, выступающими в инструкторской прак­тике в роли преподавателей.


Примерный урок группового обучения


Урок № 4 Тема: Простые атаки (прямой укол, перевод, перенос).

Условия: группа 20—30 человек работают 3 преподавателя; инвентаря хва­тает па всех. Расчет времени — 90 мин.


Части урока

Содержание материала

Время (мин.)

Организационно-методические указания

I

1. Построение

2. Команды па внимание (например, «шаг вперед, налево и кругом» и т. п.)

3. Ходьба с внезапиостями (например, «во время ходьбы по команде «хоп» принять боевую стойку»)

4. Раздача оружия и надевание нагрудников

4—6

Групповая работа

III

1. Основные положения и движения (повторяются и отрабатываются все передвижения и положения)

12—20

Работа в шеренговом строю, под команду руководителя

2. Простые атаки — работа над техникой: а) прямого укола, б) перевода, в) переноса (вначале только показывается: прямой укол, перевод, перенос. Затем наносится укол одними руками, прямой, перевод, перенос и наконец, это делается с выпадом)

25-30

Работа в двустороннем обучении: одна сторона атакует, другая дает себя колоть, способствуя отработке приема, затем меняются ролями. Работают под команду руководителя

3. Парная работа по заданию на простые атаки в той же последовательности, что и при обучении. Одно-

временно производится индивидуальная проверка простых атак

15—20

В парной работе один обучает другого

4. Соревнование на простую атаку; один обороняется, другой атакует (прямым, переводом, переносом)

8—10

Два преподавателя производят инди-видуальную проверку, а один следит за общим ходом работы. Пары назнача-ются преподавателем. Соревнования проводятся на 1—3 укола

IV

1. Подведение итогов урока

2. Раздевание и сдача инвентаря и оружия

2-4

Короткая беседа

Итого:

1,5 часа

Примечание. Вторая часть урока, имеющая задачей общую проработку мускулатуры и специальную работу над осанкой, в приведенном уроке выпущена в расчете на хорошо подготовленную в физическом отношении группу. В обычных занятиях (в ДСО, коллективе) вторая часть урока обязательно должна иметь место.


Примерный урок индивидуального обучения

Схема урока

Урок № 3 (начальное обучение)

Тема: Простые атаки (прямой укол, перевод, перенос)

Расчет времени — 5—10 мин.


Тема

Содержание материала

Время (мин.)

На что обратить внимание

Основные положе-ния, и движения

Положение «к бою».

Передвижения: шаги вперед-назад, двойные шаги вперед-назад

1—2

При показе укола требовать

мягкости движения

Простые атаки

Показ укола. Прямой укол:

а) показать укол

б) укол

Перевод из соединения:

а) показать перевод

б) перевод

Перенос из оединения:

а) показать перенос

б) перенос

Перевод, перенос на захват оружия (положение вне соединений)

4—8;


При выполнении прямого

укола, перевода, переноса требовать слитности движения.

Итого:

5—10 мин

Примечание: По данной схеме может быть составлен, урок на любую, тему проходимого материала.

Кроме основной темы, урока, в нее включаются дополнительные темы, преимущественно пройденные на предыдущих занятиях. Таким образом, урок начинается с повторения пройденного материала, а затем переходят к новому.

Данный урок может иметь место при индивидуальных проверках в уроках группового обучения в специально отведенное для этого время (см. урок группового обучения) а также при проведении занятий в секциях фехтования с небольшим количеством занимающихся, где работу в основном приходится строить на индивидуальном обучении.

В зависимости от подготовленности занимающихся индивидуальный урок может длиться от 5 до 30 мин. При составлении урока необходимо учитывать технический уровень занимающихся, и если группа неоднородная, то и урок должен быть составлен различно для всех.

Приводим описание вышеизложенного индивидуального урока.


Команды преподавателя

Действия преподавателя

Действия ученика

«К бою»

Стоит против обучаемого на сред­ней дистанции, которая сохраняется в течение всего урока (в стойке пре­подавателя). Оружие вне соедине­ний

Принимает боевую стойку

На пере­движение: «Шаг-вперед двойной, шаг-вперед, назад» и т. д.

Передвигаясь в зависимости от команды вперед или назад, прове­ряет правильность выполнения пере­движений. Оружие вне соединений

Выполняет команды

«Показать укол»

Отводит оружие влево, грудь от­крыта

Показывает укол

«Коли»

Если нужно, поправляет оружие обучаемого

Наносит укол с выпадом

«Закройсь»


Берет соединение 3-е или 4-е


Уходит с выпадом бе­рет 4-ю или 3-ю защиту

«Прямо коли»

Находится вне соединений или в 4—3-м соединении, не владея ими

Наносит укол с выпа­дом

«Закройсь»

Для всех случаев этого урока оди­наково

Для всех случаев одинаково

«Показать пе­ревод»


Находясь в 3—4-м соединении и не владея им, нажимает на оружие обучаемого (штык держит немного выше нормального)

На нажим показывает перевод

«Закройсь»



«Перевод»

Нажимает на оружие обучаемого, свое оружие отводит в сторону

На нажим делает перевод, нанося укол с вы­падом

«Закройсь»



«Показать перенос»

„Закройсь"

Находится в том же положении, что и при показе перевода (штык держит немного ниже нормального)

На нажим показывает перенос

«Закройсь»



«Перенос»

Нажимает на оружие обучаемого и, не задерживая движения, отводит свое оружие в сторону

На нажим делает пере­нос, нанося укол с выпадом

«На мой захват перевод или перенос»

Стоит вне соединений. Делает за­хват в 3-ю или 4-ю

Не дает возможности захватить свое оружие и, в зависимости от целе­сообразности, выполняет перевод или перенос

Примечание. Каждый отдельный прием при изучении может быть, повторен от 2 до 6 раз; слишком большое количество повторений не рекомендуется.


 

 

 

 

 

 

содержание   ..  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  ..