содержание ..
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39 40
..
БОЛТОЗАКЛЕПОЧНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ В УЗЛАХ САМОЛЁТА
В авиационных конструкциях применяют болтозаклепочные соединения. Они
обладают рядом преимуществ по сравнению с обычными заклепками и болтами,
основными из которых являются:
1) высокая производительность процесса постановки;
2) бесшумность процесса постановки и отсутствие вредной для здоровья
рабочего вибрации;
3) на поверхностях соединяемых деталей не образуются вмятины и
микротрещины;
4) возможность постановки в местах с ограниченным подходом;
5) качество выполнения зависит только от качества инструмента;
6) повышение герметичности соединения благодаря плотному сжатию пакета и
исключению замены контрольных болтов на заклепки после окончания
процесса вулканизации герметика.
Болт-заклепка (рис. 52) состоит из стержня 1 и кольца 2.
Стержень болт-заклепки имеет головку а, рабочий участок б и
технологический хвостовик в. Между рабочим участком и хвостовиком
выполнена канавка, по которой после образования замыкающей головки
происходит отрыв технологического хвостовика. Рабочий участок включает в
себя гладкую цилиндрическую и профильную части с кольцевыми канавками,
которые заполняются материалом кольца в процессе его обжатия прессом.
На технологическом хвостовике выполнены кольцевые ребра, предназначенные
для захвата стержня кулачками пресса.
Кольцо 2 представляет собой цилиндр, внутренний диаметр которого больше,
чем диаметр ребристой части стержня болт-заклепки.
Технологический процесс выполнения соединения болт-заклепками включает в
себя следующие основные операции:
1) образование отверстий в пакете;
2) образование гнезд под потайные головки;
3) вставку стержней в отверстия;
4) образование замыкающих головок (обжатие колец прессом);
5) контроль качества выполнения соединений.
Рис. 52. Последовательность постановки
болт-заклепки:
I —установка пресса на технологический хвостовик; II —обжатие кольца
прессом; III — отрыв технологического хвостовика и съем пресса с
обжатого кольца
1. Образование отверстий в пакете под болт-заклепки.
Квалитет отверстий должен соответствовать квалитету гладкой части
болт-заклепок, кроме случаев, специально указанных на чертежах.
Рис. 53. Фаски в отверстии под галтель головки
болт-: а — выступающей; б — потайной; в — галтель под выступающей
головкой; г - галтель под потайной головкой
Чтобы между закладными головками болт-заклепок и поверхностью детали или
гнезда не было зазора, необходимо в отверстиях снимать фаски под галтель
закладной головки (рис. 53).
Для этого применяют зенковки с ограничительными насадками. В отверстиях
H12 фаски снимают после сверления отверстий окончательного размера, в
отверстиях Н7 — перед первым черновым развертыванием или протягиванием.
2. Образование гнезд под потайные головки болт-заклепок производится с
помощью зенковок с ограничительными насадками. Гнезда под потайные
головки болт-заклепок в 12 зенкуют после сверления отверстий
окончательного размера, а под болт-заклепки h6
— перед черновым развертыванием или протягиванием.
Обычно операции образования гнезд и снятие фасок под галтель потайных
головок болт-заклепок выполняют одновременно зенковками с двойными
углами заточки.
В труднодоступных местах, указанных в технологическом процессе,
допускается образование гнезд зенкером без упора (или сверлом,
заточенным соответствующим образом).
3. Вставка стержней болт-заклепок, имеющих диаметр гладкой части по h6,
осуществляется вручную — легким ударом молотка из алюминиевого сплава
(посадка стержней в отверстия соответствует Н1/И6). Стержни
болт-заклепок, изготовленные по 12-му квалитету, устанавливают в
отверстия без применения какого-либо инструмента.
4. Образование замыкающих головок болт-заклепок. Последовательность
процесса образования замыкающей головки болт-заклепки показана на рис.
52.
5. Контроль качества соединения. Качество выполнения операций постановки
болт-заклепок контролируется пооперационно и окончательно.
Операционному контролю подвергаются отверстия ц длины болт-заклепок.
При окончательном контроле проверяют:
конструктивное оформление соединения в целом;
тип и материал болт-заклепок;
состояние поверхностей соединяемых деталей;
форму и размер замыкающих головок;
выступание или западание потайных головок
болт-заклепок;
плотность прилегания головок болт-заклепок к поверхностям соединяемых
деталей;
состояние поверхностей закладных и замыкающих головок болт-заклепок.
Проверка конструктивного оформления соединения заключается в проверке
правильности расположения болт-заклепок в швах, прямолинейности швов,
отсутствия хлопунов, провалов, величины перемычек и др.
Тип и материал болт-заклепок определяют визуально.
Состояние поверхностей соединяемых деталей, закладных и замыкающих
головок проверяют визуально, при необходимости используя лупу. При этом
устанавливают, есть ли вмятины, царапины, риски и другие механические
повреждения.
Форму и размеры замыкающих головок контролируют шаблоном. Выступание или
западание закладных головок болт-заклепок определяют с помощью
индикаторного приспособления. Плотность прилегания закладных головок
стержней к поверхностям соединяемых деталей проверяют щупом.
Возможные дефекты болтозаклепочного соединения приведены в табл. 8.
Таблица 8
Возможные дефекты болтозаклепочного соединения
содержание ..
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39 40
..
|