Исследование зрительного восприятия у больных, у которых клинические и
экспериментально-психологические данные выявили деменцию по
органическому типу, обнаружило отмеченные выше особенности: больные не
узнавали силуэтных и пунктирных рисунков. К этому добавлялась еще одна
особенность: их восприятие было диффузным, недифференцированным.
Нарушения восприятия выявляются у этой группы особенно четко при
экспозиции ситуационных картинок. Помимо того, что дементные больные не
улавливают сюжета, они при этом проявляют и ряд других, характерных
феноменов. Не понимая смысла сюжета, они часто описывают отдельные
предметы, не видя их сюжетной связи. Отдельные части рисунка сливаются,
смешиваются с фоном, изображения предметов не узнаются. Предмет
узнавания обусловливается той частью рисунка, на которой больной
фиксирует свое внимание. Так, гриб больной называет помидором, если
выступила как часть головка гриба, или же видит в грибе огурец, если
фиксирует внимание на его ножке. Поэтому при предъявлении рисунка
больному часто безразлично: показывают ему его часть или целое.
У некоторых больных агнозия распространялась и на структуру, на форму
изображения. Г. В. Биренбаум описала в 1948 г. больного К., у которого
на фоне органической деменции выступили расстройства зрительного гнозиса
в виде нарушения восприятия формы. Она (назвала подобное нарушение "псевдоагнозией".
При показе треугольника он говорит: "Клином как-то, а назвать не могу, я
вижу клин в трех местах, клин- трехклинник". При экспозиции
четырехугольника больной говорит: "Мне трудно сказать (обводит пальцем)
— прямая, прямая, прямая и прямая". При экспозиции незаконченного круга
видит прежде всего изъян: "здесь провал какой-то", в то же время
воспринимает симметрию формы. Например, при показе креста, не умея
назвать фигуры, больной заявляет: "Хоть куда хочешь заглядывай, она
лежит правильно". Нередко больной воспринимает форму предмета, но тут же
быстро наступает распад его структуры.
Подобный феномен можно трактовать как нарушение "оптического внимания"
[62]. Например, при осмотре картинки, на которой нарисован крестьянин,
стоящий с задумчивым видом у телеги, у которой отскочило колесо, больной
говорит: "Вот колесо, а это мужчина стоит", показывая на лошадь. "А это
птица какая-то". Экспериментатор: "Это ведь лошадь". Больной: "На лошадь
плохо смахивает". Здесь отчетливо выступает нарушение не только
смысловых, но и структурных компонентов. Узнав телегу и колесо, он не
только не делает соответствующего вывода, что стоит телега с лошадью, но
остро торчащие уши лошади создают у больного впечатление, что это птица.
При попытке понять сюжет картинки больные из-за неправильного узнавания
деталей и структурного распада часто неверно описывают ее содержание.
Это расстройство напоминает феномен, описанный А. Пиком как "сенильная
агнозия", или как расстройство "симультанного восприятия". Оно
выражается в том, что испытуемый, описывая отдельные предметы, не умеет
уловить общего смысла картинки.
При раскрашенных сюжетных рисунках дементные больные легко поддаются
диффузному впечатлению яркой раскраски отдельных частей картинки и также
могут описывать их по вышеуказанному типу. Восприятие, освобожденное от
организующей роли мышления, становится диффузным, легко возникает
структурный распад, несущественные элементы рисунка становятся центром
внимания и ведут к неправильному узнаванию.
В силу выпадения и расстройства смысловых компонентов у дементных
больных резко страдали ортоскопические восприятия. Достаточно было
показать этим больным предмет или рисунок в перевернутом виде, как они
его уже не узнают. Примеры: предъявляется рисунок кошки (из детской
серии лото) в перевернутом виде. Больной говорит: "Памятник какой-то".
Экспозиция того же рисунка в прямом положении: "Вот так памятник! Кошка-
котик". Рисунок — "ботинок", из той же серии лото, дан в перевернутом
виде. Больной: "Урна какая-то". В прямой экспозиции больной сразу узнает
ботинок. При незначительном удалении предметов у дементных больных не
сохранялась константность их величины.
Таким образом, нарушение восприятия при деменции подтверждает ведущую
роль фактора осмысленности и обобщенности в любом акте перцептивной
деятельности.