Главная      Учебники - Психология     Лекции по психологии - часть 12

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  664  665  666   ..

 

 

Свобода педагога как ценность

Свобода педагога как ценность

Мальцева Е.В.

Современная философская наука, аккумулируя весь предыдущий опыт осмысления категории свободы, предлагает нам ряд подходов к определению данного понятия: позитивное понимание («внутренняя свобода», «свобода для»), негативное понимание («внешняя свобода», «свобода от») и синтетическое, позитивно-негативное понимание, которое, на наш взгляд, является более полным и точным. В.В. Вольнов предлагает определение свободы в синтетическом понимании: «свобода - отсутствие препятствий и следование желаниям, удовлетворяющим определенному критерию» [1, с. 19]. Схожее определение согласно позитивно-негативному подходу дает Э.А. Поздняков, выражая свободу через формулу «я могу делать то, что я хочу», выделяя в качестве существенных признаков свободы возможность и способность человека как мыслящего существа совершать действия для реализации своих желаний и устремлений [3, с. 38]. В педагогике свобода как отдельное явление впервые была рассмотрена Е.В. Ивановым, который, обобщив опыт изучения свободы различными науками, дает ей следующее определение: «свобода - есть осознанная возможность и способность выбирать и действовать, исходя из внутренних побуждений и потребностей, обусловленных особенностями человека как природного, духовного и социокультурного существа» [2, с.57]. На наш взгляд, определение, данное Е.В. Ивановым, соотносится с синтетическим подходом к пониманию свободы и применительно к свободе педагога означает возможность поступать и действовать в профессионально-педагогической сфере в соответствии со своими желаниями, потребностями и устремлениями, обусловленными особенностями человека как природного, духовного и социокультурного существа.

Учителя отечественной гимназии конца XIX - начала XX веков не были единодушны в своих взглядах на гимназическое устройство: одни желали коренной перестройки средней школы, другие выступали за ее частичные изменения, а третьи были полностью удовлетворены состоянием гимназий. Для каждой из этих трех категорий учителей существовала своя свобода как некое представление о том, какой должна быть средняя школа, положение учителя и учащихся в ней.

Свобода педагога как любая другая ценность не только осмысливалась учителями, приобретая характер некоего идеала или желанной цели, но и являлась регулятором поведения педагогов, так или иначе проявляясь в общественно-педагогической деятельности. Период 70 - 80-х годов XIX века можно охарактеризовать как время теоретического осмысления свободы как ценности педагогами отечественной гимназии, когда принятый в 1871 году Устав коренным образом изменил характер гимназического образования, и потребовалось некоторое время для его осуществления на практике и анализа результатов этого нововведения. В конце 80-х годов, особенно в 90-е годы XIX века, осмысление педагогами свободы привело к ряду противоречивых мнений, которые нашли свое выражение в дискуссиях на страницах педагогической периодики. С этого момента можно говорить о начале активных действий учителей отечественной гимназии, направленных на реализацию осмысленной ими свободы и улучшение гимназического устройства. Особое значение в связи с этим имела деятельность учительских союзов и съездов, которые были одной из важных форм общественно-педагогического движения и способствовали развитию педагогической мысли, консолидации учительства, стимулировали творческий поиск и обмен опытом. Первые педагогические съезды начали проводиться еще в 60-х годах XIX века по инициативе земств и совмещались с организацией учительских курсов. В эти годы состоялись первые съезды педагогов средней школы в Харькове (1861) и Одессе (1864 и 1865). Хотя в 1875 году «Правила о временных педагогических курсах» ограничили проведение педагогических съездов, в начале 80-х годов они приобрели еще более активный характер. Циркуляром министра народного просвещения в июле 1885 года съезды учителей были запрещены и возобновлены только в 90-х годах XIX века с новым подъемом общественно-педагогического движения. С этого времени и особенно после 1905 года созывались съезды по вопросам среднего, женского и других видов образования, отдельным школьным предметам и отраслям народного просвещения.

Учителя отечественной гимназии принимали активное участие в деятельности Московского и Петербургского союзов деятелей средней школы, которые ставили схожие цели и задачи, пользовались сходными методами и способами их реализации. В уставе Московского союза деятелей средней школы обозначена цель - «организация всех типов средней школы с тем, чтобы превратить ее из бюрократически-админи- стративного в свободное и автономное учреждение» [4, с.4]. Педагог С.И. Лапшин в докладе «Главнейшие положения, которые должны быть основанием переустройства школы» раскрывает понятие автономной школы: «Школа должна быть автономной, то есть должна управляться во всех проявлениях ее жизни только агентами, непосредственно в ней участвующими и заинтересованными, то есть 1) родителями; 2) преподавателями; 3) учащимися» [4, с.12]. Первоначально союз вел борьбу по реорганизации уже существующих средних школ, но «старая школа, в рамках которой ведется борьба, не сдается без боя, и нужна громадная трата сил на эту борьбу. Все мы хорошо знаем, что такое представляют из себя эти полицейские участки, по какому-то недоразумению называвшиеся школами; если в них и было что-нибудь напоминавшее школу, то оно вносилось гонимыми учениками и гонимыми педагогами», - отмечает в своем докладе педагог М.Н. Коваленский [4, с.4]. Видя сложность данного направления работы, педагоги приходят к выводу о создании «вольных школ» ассоциациями педагогов, родителей, земств и других общественных организаций на началах свободы, демократии и автономии. М.Н. Коваленский указывает, что «прецеденты таких школ есть и в России: целый ряд средних школ учреждался ассоциациями, но все прежние дореволюционные организации должны были неизбежно подчиняться полицейским условиям полицейского государства, и роль этих ассоциаций благодаря этому сводилась к нулю» [4, с.5]. Докладчик призывает: «Если есть педагоги, желающие уйти из старой школы, то найдутся и родители, желающие взять из старой школы своих детей» [4, с.5]. Такой школой должны были управлять ассоциация учредителей, родительский кружок, педагогический совет и союз учащихся старших классов.

В рамках обоих союзов педагоги не только обсуждали сложность своего положения, но и вырабатывали способы борьбы и взаимоподдержки. Примером может послужить бойкотирование освободившихся рабочих мест в связи с гонениями и несправедливыми увольнениями педагогов за неблагонадежность. Пострадавшим от репрессий педагогам союзы помогали материально, используя для этих целей кассы взаимопомощи, в которые каждый член союза вносил денежные средства. Кроме того, работу осуществлял Комитет по приисканию занятий для безработных педагогов. Московский союз деятелей средней школы сотрудничал с Московским союзом адвокатов, который оказывал учителям правовую поддержку и помощь в ведении судебных дел. В 1906 году усилия обоих столичных союзов были объединены созданием в феврале 1906 года Всероссийского Союза учителей и деятелей средней школы, на необходимость и значимость которого с особой настойчивостью указывали провинциальные педагоги. Своей главной задачей Союз считал борьбу за демократическую, свободную и автономную школу. Демократизация понималась членами Союза как общедоступность средней школы, ее общеобразовательный, светский характер, а также связь с программой начальной школы. Свобода школы подразумевала право общественной и частной инициативы на открытие и организацию школ, защищенных от полицейско-бюрократического воздействия. Автономия школы характеризовалась коллегиальным управлением, с выборными на срок должностными лицами из числа учредителей, педагогов, родителей и учащихся старших классов [5, с.2].

На первом учредительном съезде союза велась полемика относительно будущего средней школы. Так, можно говорить о столкновении двух точек зрения: радикальнодемократической, согласно которой значительная доля власти и контроля над школой должна принадлежать будущему демократическому государству, и либерально-индивидуалистической, представители которой отстаивали «свободу частной и групповой инициативы в открытии и ведении школ» [5, с.2]. Другой спорный вопрос касался высокого уровня научности преподавания в гимназии и возможного его падения в связи с общедоступностью средней школы широким массам. Справедливым видится возражение одного из участников съезда о том, что нельзя смешивать сословную или классовую аристократию с аристократией духовной: «В привилегированных частных школах учатся разные, большей частью, сытые и духовно малоподвижные дети; открытие дверей школы иному общественному слою обновит ее, увеличит контингент, из которого будут вербоваться таланты» [5, с.3]. На первом всероссийском съезде делегатов учителей и деятелей средней школы было решено также поддерживать ученические организации, возникающие в различных городах страны и выступающие против существующего положения гимназий, так как «союз не может оставаться пассивным зрителем небывалой в культурном мире борьбы учащейся молодежи за свои человеческие права и за дело обновления школы» [5, с.4].

Педагоги средней школы принимали активное участие и в работе Союза союзов и в деятельности Всероссийского учительского союза, объединяя усилия с учителями начальной народной школы, поскольку цели и задачи были схожими у всего учительства, боровшегося за новую свободную, автономную школу.

Таким образом, можно говорить о том, что свобода педагога осмыслялась учителями отечественной гимназии в неразрывном единстве со свободой учащихся и школы в целом. Ценность свободы побуждала учителей к активным действиям и выражалась в обсуждении и решении острых, актуальных вопросов гимназической жизни. Изучение и осмысление ценностной категории свободы педагога актуально в русле педагогики сотрудничества, педагогической аксиологии и педагогики свободы. Важно не только расширить возможности педагогов-практиков в реализации их свободы, но и оказать поддержку в осмыслении данной категории будущим педагогам.

Литература

Вольнов В.В. Феномен свободы: Монография. СПб, 2002.

Иванов Е.В. Феномен свободы в педагогике: Монография. Великий Новгород, 2002.

Поздняков Э.А. Философия свободы. М., 2004.

Бюллетени Московского союза деятелей средней школы». 1905 г. №2, 29 ноября. ГА РФ г. Москвы. Ф. №517. Оп. №1. Ед.хр. №112. 8 л.

Всероссийский Союз Учителей и Деятелей средней школы. Объяснительная запи-

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  664  665  666   ..