10
|
Шапарь В.Б. Новейший психологический словарь [Текст] / В.Б.Шапарь, В.Е. Россоха, О.В. Шапарь; под общ. Ред. В.Б. Шапаря, - изд. 3-е - Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 806с. – (Словари). – ISBN – 978-5-222-11940-2
|
Приложение А
Э. Эриксон
. Периодизация личностного развития
Стадия развития
|
Нормальная линия
|
Аномальная линия
|
0 - 1 год - раннее младенчество
социальное качество - надежда
|
· доверие к людям, к окружающему миру.
· взаимная любовь, связь ребенок - родитель
· удовлетворение потребности в общении с родителями
|
· недоверие к людям в результате лишения любви, эмоциональной изоляции ребенка, раннее отлучение от груди
|
1-3 года - позднее младенчество
(ранний возраст) социальное качество - воля
|
· самостоятельность
· уверенность в себе
|
· сомнения в себе
· гипертрофированное чувство стыда
|
3-5 лет - возраст игры
социальное качество- целеустремленность
|
· инициативность
· активность, живое воображение
· подражание взрослому
· признаки полоролевого поведения
|
· чувство вины
· пассивность
· отсутствие инициативы
· отсутствие признаков полоролевого поведения
|
5-11 лет среднее детство
социальное качество- компетентность
|
· стремление к достижению
· трудолюбие
· развитие познавательных и коммуникативных навыков
|
· чувство собственной неполноценности
· избегание сложных заданий, ситуаций соревнования
· слаборазвитость познавательных и трудовых навыков
· конформность
|
11-20 лет половая зрелость, подростничество, юность
социальное качество- верность
|
· эгоидентичность (собственная уникальность)
· жизненное самоопределение
· поиск себя
· формирование мировоззрения
· половая поляризация в формах поведения
|
· диффузия идентичности (не может найти себя, не знает чего хочет)
· путаница ролей
· смещение временных перспектив
· смешение форм полоролевого поведения
|
20-40 (45) лет ранняя взрослость
социальное качество - любовь
|
· интимность
· стремление к контактам с людьми
· желание и способность посвятить себя другим людям
· рождение и воспитание детей
|
· изоляция
· избегание других людей (первичные симптомы в изменении психики человека - трудный характер, непредсказуемое поведение)
|
40 (45) - 60 лет средняя взрослость
социальное качество - забота
|
· творчество (особенно в труде)
· продуктивная и творческая работа над собой и другими
|
· застой (особенно в труде)
· эгоизм, эгоцентризм
· непродуктивность в работе
· ранняя инвалидность
|
Приложение Б
Психосоциальные кризисы, специфичные для каждого возраста
.
(по Э. Эриксону).
Первый кризис
человек переживает на первом году жизни. Он связан с тем, удовлетворяются или нет основные физиологические потребности ребенка ухаживающим за ним человеком. В первом случае у ребенка развивается чувство глубокого доверия к окружающему его миру, а во втором, наоборот, — недоверие к нему.
Второй кризис
связан с первым опытом обучения, особенно с приучением ребенка к чистоплотности. Если родители понимают ребенка и помогают ему контролировать естественные отправления, ребенок получает опыт автономии. Напротив, слишком строгий или слишком непоследовательный внешний контроль приводит к развитию у ребенка стыда или сомнений, связанных главным образом со страхом потерять контроль над собственным организмом.
Третий кризис
соответствует второму детству. В этом возрасте происходит самоутверждение ребенка. Планы, которые он постоянно строит, и которые ему позволяют осуществить, способствуют развитию у него чувства инициативы. Наоборот, переживание повторных неудач и безответственности могут привести его к покорности и чувству вины.
Четвертый кризис
происходит в школьном возрасте. В школе ребенок учится работать, готовясь к выполнению будущих задач. В зависимости от царящей в школе атмосферы и принятых методов воспитания у ребенка развивается вкус к работе или же, напротив, чувство неполноценности как в плане использования средств и возможностей, так и в плане собственного статуса среди товарищей.
Пятый кризис
переживают подростки обоего пола в поисках идентификаций (усвоения образцов поведения значимых для подростка других людей). Этот процесс предполагает объединение прошлого опыта подростка, его потенциальных возможностей и выбора, который он должен сделать. Неспособность подростка к идентификации, или связанные с ней трудности могут привести к ее «распылению» или же к путанице ролей, которые подросток играет или будет играть в аффективной, социальной и профессиональной сферах.
Шестой кризис
свойствен молодым взрослым людям. Он связан с поиском близости с любимым человеком, вместе с которым ему предстоит совершать цикл «работа—рождение детей - отдых», чтобы обеспечить своим детям надлежащее развитие. Отсутствие подобного опыта приводит к изоляции человека и его замыканию на самом себе.
Седьмой кризис
переживается человеком в сорокалетнем возрасте. Он характеризуется развитием чувства сохранения рода (генеративности), выражающегося главным образом в «интересе к следующему поколению и его воспитанию». Этот период жизни отличается высокой продуктивностью и созидательностью в самых разных областях. Если, напротив, эволюция супружеской жизни идет иным путем, она может застыть в состоянии псевдоблизости (стагнация), что обрекает супругов на существование, лишь для самих себя с риском оскудения межличностных отношений.
Восьмой кризис
переживается во время старения. Он знаменует собой завершение предшествующего жизненного пути, а разрешение зависит от того, как этот путь был пройден. Достижение человеком цельности основывается на подведении им итогов своей прошлой жизни и осознании ее как единого целого, в котором уже ничего нельзя изменить. Если человек не может свести свои прошлые поступки в единое целое, он завершает свою жизнь в страхе перед смертью и в отчаянии от невозможности начать жизнь заново.
Приложение В
Самые распространенные ложные представления о людях пожилого возраста,
основанные на стереотипах
Примеры ложных представлений, основанных на отрицательных стереотипах
• Большинство пожилых людей бедны.
• Большинство пожилых людей не могут противостоять инфляции.
• Большинство пожилых людей живут в плохих условиях.
• Большинство пожилых людей очень слабы; они не могут похвастаться хорошим здоровьем.
• Люди старшего возраста не представляют серьезной политической силы и нуждаются в защите.
• Большинство пожилых людей не слишком успешно выполняют свои служебные обязанности; их производительность меньше, а мотивация слабее; они работают менее эффективно, с трудом воспринимают перемены и менее созидательны, чем молодые сотрудники. Рабочие старшего возраста более подвержены несчастным случаям на производстве.
• Пожилые люди более забывчивы и медленнее думают; они с трудом усваивают новую для себя информацию.
• Пожилые люди обычно интеллектуально негибки и догматичны. Большинство людей старшего возраста жестко придерживаются одной-единственной точки зрения и не способны или не хотят меняться.
• Большинство пожилых людей одиноки, они живут в социальной изоляции. Они либо самостоятельно отдаляются от общества, либо общество ограждается от них.
• Большинство пожилых людей родственники на длительный срок помещают в специальные обеспечивающие уход учреждения.
Примеры ложных представлений, основанных на положительных стереотипах
• Пожилые люди живут относительно благополучно; они не бедствуют, и их экономическое положение достаточно стабильно.
• Все блага пожилые люди получают за счет работающих членов общества.
• Пожилые люди — это потенциальная политическая сила; они активно голосуют и сплоченно участвуют в политической жизни общества.
• Пожилые люди легко заводят знакомства. Они добры и дружелюбны.
• Большинство пожилых людей психологически зрелы, опытны и мудры; с ними интересно общаться.
• Большинство пожилых людей — хорошие слушатели; они особенно терпеливы и снисходительны по отношению к детям.
• Большинство пожилых людей очень добры и щедры по отношению к своим детям и внукам.
[1]
Ларина О.А., Каратьян Т.В., Акрушенко А.В. - Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций.- М., Эксмо- 2008. – С. 4.
[2]
Шапарь В.Б. Новейший психологический словарь.- Р.н/Д., Феникс. 2008. – с.229.
[3]
Кордуэл М. Психология. Словарь-справочник . - М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999. – с.284.
[4]
Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Р.н/Д., Феникс. – с. 619.
[5]
Малкина – Пых И.Г. Возрастные кризисы: Справочник практического психолога. – М.: Эксмо, 2005. – с.8.
[6]
Ефимкина Р.П. – Психология развития. Новосибирск. 2004. – с.34.
[7]
Мухина В.С. Возрастная психология. – 4-е изд., М., 1999. С. – 419.
[8]
Малкина – Пых И.Г. – Возрастные кризисы взрослости. – М.; Эксмо, 2005. - с.26.
[9]
Шаповаленко И.В. Возрастная психология. – М.: Гардарики, 2005. – С. 298.
[10]
содержание ..
381
382
383 ..
|
|