Главная      Учебники - Психология     Лекции по психологии - часть 12

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  381  382  383   ..

 

 

Возрастные кризисы 3

Возрастные кризисы 3

по теме «Возрастные кризисы»

Содержание

№ п/п

Понятие

Определение

1

Возраст

категория, служащая для обозначения временных характеристик индивидуального развития

2

Детство

термин, обозначающий начальные периоды онтогенеза – от рождения до подросткового возраста

3

Подростковый возраст (отрочество)

период онтогенеза от 10-11 до 15 лет, соответствующий началу перехода от детства к юности

4

Юность

период развития человека, соответствующий переходу от подросткового возраста к самостоятельной взрослой жизни

5

Зрелость (взрослость)

состояние, к которому приходит организм в конце определенного периода своего развития; самый продолжительный период онтогенеза, характерный тенденцией к достижению наивысшего развития, духовных, интеллектуальных и физических способностей личности

6

Старость

заключительный период жизни, условное начало которого связано с отходом от непосредственного участия в производительной жизни общества

7

Кризис возрастной

особые, относительно непродолжительные – до года – периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психологическими изменениями

8

Рефлексия

1) размышление, полное сомнений, противоречий, анализ собственного психического состояния; 2) как механизм взаимопонимания – осмысление субъектом того, какими средствами и почему он произвел то или иное впечатление на партнера

9

Идентификация

отождествление; установление совпадения чего-либо с чем-либо

10

Идентичность

субъективное чувство непрерывной самотождественности

11

Негативизм

немотивированное поведение, проявляющееся в действиях, намеренно противоположных требованиям и ожиданиям других индивидов или социальных групп

Приложени я

Приложение А

Э. Эриксон . Периодизация личностного развития

1

Бахарева К. С. Психология за 24 часа. [Текст] / К. С. Бахарева – Ростов н./Д: Феникс, 2008. – 255 с. . – ICBN – 978-5-222-13837-3

2

Блонский П.П. Память и мышление [Текст]: СПб.: Питер, 2001. – 288с. – ISBN – 5-318-00216-1.

3

Ефимкина Р.П. Психология развития. Методические указания.[Электронный ресурс] Новосибирск: Новосибирский гос. ун-т, 2004. – Режим доступа: www.koob.ru

4

Кордуэл М. Психология. А – Я: Словарь справочник [Текст] /пер.С англ. К.С. Ткаченко. – М.: ФАИР – ПРЕСС,1999. – 448с. – ISBN – 5-93878-029-2

5

Ларина О.А., Каратьян Т.В., Акрушенко А.В. Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций. [Текст] – М.: Эксмо, 2008 – 66с. – ISBN –978-5-699-26675-3

6

Малкина-Пых И.Г. Возрастные кризисы: Справочник практического психолога. [Текст] – М.: Эксмо, 2005. – 896 с. – ISBN – 5-699-06448-6

7

Малкина-Пых И.Г. Возрастные кризисы взрослости. [Текст] – М.: Эксмо, 2005. – 416 с. – ISBN – 5-699-07426-0

8

Столяренко Л.Д. Основы психологии. [Текст] Р.н/Д.: Феникс, 2000.- 671с. – ISBN – 5-222-00483-х

9

Шаповаленко И.В. Возрастная психология (психология развития и возрастная психология). [Текст] – М.: Гардарики, 2005. – 349 с. – ISBN – 5-8297-0176-6

10

Шапарь В.Б. Новейший психологический словарь [Текст] / В.Б.Шапарь, В.Е. Россоха, О.В. Шапарь; под общ. Ред. В.Б. Шапаря, - изд. 3-е - Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 806с. – (Словари). – ISBN – 978-5-222-11940-2

Стадия развития

Нормальная линия

Аномальная линия

0 - 1 год - раннее младенчество
социальное качество - надежда

· доверие к людям, к окружающему миру.

· взаимная любовь, связь ребенок - родитель

· удовлетворение потребности в общении с родителями

· недоверие к людям в результате лишения любви, эмоциональной изоляции ребенка, раннее отлучение от груди

1-3 года - позднее младенчество (ранний возраст) социальное качество - воля

· самостоятельность

· уверенность в себе

· сомнения в себе

· гипертрофированное чувство стыда

3-5 лет - возраст игры
социальное качество- целеустремленность

· инициативность

· активность, живое воображение

· подражание взрослому

· признаки полоролевого поведения

· чувство вины

· пассивность

· отсутствие инициативы

· отсутствие признаков полоролевого поведения

5-11 лет среднее детство социальное качество- компетентность

· стремление к достижению

· трудолюбие

· развитие познавательных и коммуникативных навыков

· чувство собственной неполноценности

· избегание сложных заданий, ситуаций соревнования

· слаборазвитость познавательных и трудовых навыков

· конформность

11-20 лет половая зрелость, подростничество, юность социальное качество- верность

· эгоидентичность (собственная уникальность)

· жизненное самоопределение

· поиск себя

· формирование мировоззрения

· половая поляризация в формах поведения

· диффузия идентичности (не может найти себя, не знает чего хочет)

· путаница ролей

· смещение временных перспектив

· смешение форм полоролевого поведения

20-40 (45) лет ранняя взрослость социальное качество - любовь

· интимность

· стремление к контактам с людьми

· желание и способность посвятить себя другим людям

· рождение и воспитание детей

· изоляция

· избегание других людей (первичные симптомы в изменении психики человека - трудный характер, непредсказуемое поведение)

40 (45) - 60 лет средняя взрослость социальное качество - забота

· творчество (особенно в труде)

· продуктивная и творческая работа над собой и другими

· застой (особенно в труде)

· эгоизм, эгоцентризм

· непродуктивность в работе

· ранняя инвалидность

Приложение Б

Психосоциальные кризисы, специфичные для каждого возраста .

(по Э. Эриксону).

Первый кризис человек переживает на первом году жизни. Он связан с тем, удовлетворяются или нет основные физиологические потребности ребенка ухаживающим за ним человеком. В первом случае у ребенка развивается чувство глубокого доверия к окружающему его миру, а во втором, наоборот, — недоверие к нему.

Второй кризис связан с первым опытом обучения, особенно с приучением ребенка к чистоплотности. Если родители понимают ребенка и помогают ему контролировать естественные отправления, ребенок получает опыт автономии. Напротив, слишком строгий или слишком непоследовательный внешний контроль приводит к развитию у ребенка стыда или сомнений, связанных главным образом со страхом потерять контроль над собственным организмом.

Третий кризис соответствует второму детству. В этом возрасте происходит самоутверждение ребенка. Планы, которые он постоянно строит, и которые ему позволяют осуществить, способствуют развитию у него чувства инициативы. Наоборот, переживание повторных неудач и безответственности могут привести его к покорности и чувству вины.

Четвертый кризис происходит в школьном возрасте. В школе ребенок учится работать, готовясь к выполнению будущих задач. В зависимости от царящей в школе атмосферы и принятых методов воспитания у ребенка развивается вкус к работе или же, напротив, чувство неполноценности как в плане использования средств и возможностей, так и в плане собственного статуса среди товарищей.

Пятый кризис переживают подростки обоего пола в поисках идентификаций (усвоения образцов поведения значимых для подростка других людей). Этот процесс предполагает объединение прошлого опыта подростка, его потенциальных возможностей и выбора, который он должен сделать. Неспособность подростка к идентификации, или связанные с ней трудности могут привести к ее «распылению» или же к путанице ролей, которые подросток играет или будет играть в аффективной, социальной и профессиональной сферах.

Шестой кризис свойствен молодым взрослым людям. Он связан с поиском близости с любимым человеком, вместе с которым ему предстоит совершать цикл «работа—рождение детей - отдых», чтобы обеспечить своим детям надлежащее развитие. Отсутствие подобного опыта приводит к изоляции человека и его замыканию на самом себе.

Седьмой кризис переживается человеком в сорокалетнем возрасте. Он характеризуется развитием чувства сохранения рода (генеративности), выражающегося главным образом в «интересе к следующему поколению и его воспитанию». Этот период жизни отличается высокой продуктивностью и созидательностью в самых разных областях. Если, напротив, эволюция супружеской жизни идет иным путем, она может застыть в состоянии псевдоблизости (стагнация), что обрекает супругов на существование, лишь для самих себя с риском оскудения межличностных отношений.

Восьмой кризис переживается во время старения. Он знаменует собой завершение предшествующего жизненного пути, а разрешение зависит от того, как этот путь был пройден. Достижение человеком цельности основывается на подведении им итогов своей прошлой жизни и осознании ее как единого целого, в котором уже ничего нельзя изменить. Если человек не может свести свои прошлые поступки в единое целое, он завершает свою жизнь в страхе перед смертью и в отчаянии от невозможности начать жизнь заново.

Приложение В

Самые распространенные ложные представления о людях пожилого возраста,

основанные на стереотипах

Примеры ложных представлений, основанных на отрицательных стереотипах

• Большинство пожилых людей бедны.

• Большинство пожилых людей не могут противостоять инфляции.

• Большинство пожилых людей живут в плохих условиях.

• Большинство пожилых людей очень слабы; они не могут похвастаться хорошим здоровьем.

• Люди старшего возраста не представляют серьезной политической силы и нуждаются в защите.

• Большинство пожилых людей не слишком успешно выполняют свои служебные обязанности; их производительность меньше, а мотивация слабее; они работают менее эффективно, с трудом воспринимают перемены и менее созидательны, чем молодые сотрудники. Рабочие старшего возраста более подвержены несчастным случаям на производстве.

• Пожилые люди более забывчивы и медленнее думают; они с трудом усваивают новую для себя информацию.

• Пожилые люди обычно интеллектуально негибки и догматичны. Большинство людей старшего возраста жестко придерживаются одной-единственной точки зрения и не способны или не хотят меняться.

• Большинство пожилых людей одиноки, они живут в социальной изоляции. Они либо самостоятельно отдаляются от общества, либо общество ограждается от них.

• Большинство пожилых людей родственники на длительный срок помещают в специальные обеспечивающие уход учреждения.

Примеры ложных представлений, основанных на положительных стереотипах

• Пожилые люди живут относительно благополучно; они не бедствуют, и их экономическое положение достаточно стабильно.

• Все блага пожилые люди получают за счет работающих членов общества.

• Пожилые люди — это потенциальная политическая сила; они активно голосуют и сплоченно участвуют в политической жизни общества.

• Пожилые люди легко заводят знакомства. Они добры и дружелюбны.

• Большинство пожилых людей психологически зрелы, опытны и мудры; с ними интересно общаться.

• Большинство пожилых людей — хорошие слушатели; они особенно терпеливы и снисходительны по отношению к детям.

• Большинство пожилых людей очень добры и щедры по отношению к своим детям и внукам.


[1] Ларина О.А., Каратьян Т.В., Акрушенко А.В. - Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций.- М., Эксмо- 2008. – С. 4.

[2] Шапарь В.Б. Новейший психологический словарь.- Р.н/Д., Феникс. 2008. – с.229.

[3] Кордуэл М. Психология. Словарь-справочник . - М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999. – с.284.

[4] Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Р.н/Д., Феникс. – с. 619.

[5] Малкина – Пых И.Г. Возрастные кризисы: Справочник практического психолога. – М.: Эксмо, 2005. – с.8.

[6] Ефимкина Р.П. – Психология развития. Новосибирск. 2004. – с.34.

[7] Мухина В.С. Возрастная психология. – 4-е изд., М., 1999. С. – 419.

[8] Малкина – Пых И.Г. – Возрастные кризисы взрослости. – М.; Эксмо, 2005. - с.26.

[9] Шаповаленко И.В. Возрастная психология. – М.: Гардарики, 2005. – С. 298.

[10]

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  381  382  383   ..