Главная      Учебники - Психология     Лекции по психологии - часть 12

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  317  318  319   ..

 

 

Сборник психологических тестов. Часть 2, Миронова Е.Е.

Сборник психологических тестов. Часть 2, Миронова Е.Е.

Женский институт ЭНВИЛА

Кафедра психологии

СБОРНИК ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТЕСТОВ

ЧАСТЬ II

Пособие

Минск 200 6


УДК 159.9(075.8)

В 64

Рассмотрено и рекомендовано к изданию НМС института

(протокол № 4 от 16.02.2006).

Составитель:

Е.Е.Миронова, старший преподаватель

ISBN 985-6517-31-1

В 64 Сборник психологических тестов. Часть II : Пособие / Сост. Е.Е.Миронова – Мн.: Женский институт ЭНВИЛА, 2006. – 146 с.

Предлагаемое издание представляет собой подборку наиболее популярных тестов и методик, используемых при проведении психодиагностики.

УДК 159.9(075.8)

ISBN 985-6517-31-1 © Миронова Е.Е., 2006.

© Женский институт ЭНВИЛА,

оформление, 2006.


ОГЛАВЛЕНИЕ

1.

Методы диагностики внимания

1.1.

Тест «Корректурная проба»…………………………...……….....................

4

1.2.

Тест «Таблицы Шульте»……………………………………….....................

8

1.3

Тест «Таблица Горбова-Шульте»…………………………….……………..

9

1.4.

Методика «Расстановка чисел»……………………………….…………….

12

1.5.

Методика Мюнстерберга…………………………………….…...................

13

1.6.

Методика «Перепутанные линии»………………………….…....................

14

2.

Методы диагностики ПАМЯТИ

2.1.

Тест «Объем кратковременной памяти»………………………..…………..

18

2.2.

Методика «Память на числа»…………………………………….……….…

19

2.3.

Методика «Смысловая память»………………………………….……….…

19

2.4.

Тест «Долговременная память»………………………………….……….…

20

2.5.

Методика «Заучивание десяти слов»………………………………………..

22

2.6.

Пиктограмма……………………………………………………….……..…..

25

3.

Методы изучения мышления

3.1.

Тест «Классификация предметов»………………..……………….….…..…

33

3.2.

Методика «Исключение слов»

34

3.3.

Тест «Существенные признаки»…………………………….………………

37

3.4.

Тест «Простые аналогии»…………………………………………....………

38

3.5.

Тест «Сложные аналогии»………………………………………….…..……

41

3.6.

Методика «Сравнение понятий»……………………………………….……

42

3.7.

Методика « Соотношение пословиц, метафор и фраз»…………………....

43

3.8.

Тест Эббингауза (Заполнение пропущенных в тексте слов) ……..….……

46

3.9

Методика «Установление последовательности событий» ……….….……

47

3.10

Исследование ассоциаций ………………………………………….….……

54

3.10.1

Тест «Название 60 слов» …………………………………………………….

54

3.10.2

Методика «Ответные ассоциации»………………………………..………..

56

3.10.3

Методика «Противоположности» …………………………………….……

57

4.

Методы диагностики интеллекта и креативности

4.1

Прогрессивные матрицы Равена (тест Равена) …………………………….

60

4.2

Тест исследования интеллекта Р.Амтхауэра……..…………………….….

96

4.3

Шкалы измерения интеллекта Д.Векслера…………………………………

109

4.4

Тест креативности Торранса………………………………………….…..…

112

4.5

Тест Медника…………………………………………………………………

127

4.6

Тест «Креативность» Н.Вишняковой ………………………………………

137

1. Методы диагностики внимания

1.1. Тест «Корректурная проба»

(Оценка устойчивости внимания)

Для проведения исследования потребуется стандартный бланк теста «Корректурная проба» и секундомер. На бланке в случайном порядке напечатаны некоторые буквы русского алфавита, в том числе буквы «к» и «р»; всего 2000 знаков, по 50 букв в каждой строчке.

Порядок работы. Исследование необходимо проводить индивидуально. Начинать нужно, лишь убедившись, что у испытуемого есть желание выполнять задание. При этом у него не должно создаваться впечатление, что его экзаменуют. Испытуемый должен сидеть за столом в удобной для выполнения данного задания позе. Экспериментатор выдает ему бланк «корректурной пробы» (см. приложение 1) разъясняет по следующей инструкции: «На бланке напечатаны буквы русского алфавита. Последовательно рассматривая каждую строчку, отыскивайте буквы «к» и «р» и зачеркивайте их. Задание нужно выполнять быстро и точно». Испытуемый начинает работать по команде экспериментатора. Когда через некоторое время экспериментатор произнесет: «Черта!»- Вы должны поставить вертикальную черту в том месте строки, где Вас застала команда. Через десять минут отмечается последняя рассмотренная буква.

При обработке полученных данных психолог сверяет результаты в корректурных бланках испытуемого с программой ‑ ключом к тесту.

Из протокола занятия в психологический паспорт школьника вносятся следующие данные: общее количество просмотренных букв за 10 мин, количество правильно вычеркнутых букв за время работы, количество букв, которые необходимо было вычеркнуть.

ПРОТОКОЛ ИССЛЕДОВАНИЯ ОЦЕНКИ УСТОЙЧИВОСТИ ВНИМАНИЯ

Учащийся __________________________________________ Класс ______

Возраст ______________ Пол __________ Дата __________________

Показатели

Результаты

Количество просмотренных за 10 мин, букв

Количество правильно вычеркнутых букв

Количество букв, которые необходимо было вычеркнуть

Точность выполнения задания, %

Оценка точности, баллы

Оценка продуктивности, баллы

Оценка устойчивости внимания, баллы

Рассчитываются продуктивность внимания, равная количеству просмотренных букв за 10 мин., и точность, вычисленная по формуле:

К = 100 %

где К ‑ точность, n ‑ количество букв, которые необходимо было вычеркнуть, m ‑ количество правильно вычеркнутых во время работы букв.

Нормативные показатели для психически здоровых молодых людей до 10-15 ошибок при десятиминутной работе.

С целью получения интегрального показателя устойчивости внимания, необходимо оценки точности и продуктивности перевести в соответствующие баллы с помощью табл. 1.1, полученной путем обычного шкалирования.

Таблица 1.1

Оценка устойчивости внимания в баллах

Продуктивность

Точность

Продуктивность

Точность

знаки

баллы

%

баллы

знаки

баллы

%

баллы

менее 1010

1

менее 70

1

2660-2825

16

84-85

12

1010-1175

3

70-72

2

2825-2990

17

85-87

13

1175-1340

5

72-73

3

2990-3155

18

87-88

14

1340-1505

7

73-74

4

3155-3320

19

88-90

15

1505-1670

9

74-76

5

3320-3485

20

90-91

16

1670-1835

10

76-77

6

3485-3650

21

91-92

17

1835-2000

11

77-79

7

3650-3815

22

92-94

18

2000-2165

12

79-80

8

3815-3980

23

94-95

20

2165-2330

13

80-81

9

3980-4145

24

95-96

22

2330-2495

14

81-83

10

4145-4310

25

96-98

24

2495-2660

15

83-84

11

более 4310

26

более 98

26

5. Рассматривается интегральный показатель устойчивости внимания (А) по формуле: А = В + С, где В и С ‑ балльные оценки продуктивности и точности соответственно.

Для сопоставления данных по устойчивости внимания с другими свойствами аттенционной функции необходимо вновь осуществить перевод интегрального показателя устойчивости внимания шкальные оценки по табл. 1.2.

Таблица 1.2

Шкала перевода показателей свойств внимания в сопоставимые шкальные оценки

Шкаль-ные оценки

Устойчи-вость внимания

Переклю-чение внимания

Объем внимания

Шкаль-ные оценки

Устойчи-вость внимания

Переклю-чение

внимания

Объем внимания

19

более 50

более 217

менее 115

9

25-27

172-181

216-235

18

-

-

-

8

23-24

158-171

236-265

17

48-49

214-216

116-125

7

20-22

149-157

266-295

16

46-47

211-213

126-135

6

16-19

142-148

296-335

15

44-45

208-210

136-145

5

14-15

132-141

336-375

14

39-43

205-209

146-155

4

12-13

122-131

376-405

13

36-38

201-204

156-165

3

9-11

114-121

406-455

12

34-35

195-200

166-175

2

110-113

11

31-33

189-194

176-195

1

10

28-30

182-188

196-215

0

менее 9

менее 109

более 456

«Корректурная проба»

оенаисмвыгутжбшряцплкдзюхэчфшьйоенаисмвыгутжбшряцп

лкдзюхэчфшьйтжбшряцплкдзюхэчфьшййщьюхэчфцплкдзтжб

смвыгутжбшяроецаицплкдзюхэчфшьйтжбшряцплкдзюхэчфш

оенаисмвыгуцплкздтжбшряюхэчфьщйюхэчфьйщаплктжбшдз

тжбшрясмвыгуоенаицплкдзюхэчфряьщьйшьйюхэчфцплкдзтж

смвыгуттжбшяроенаицплкдзюхэчфшьйтжбряцплкдзюхэчфш

йшьюфчэкюздклпцярщбжтугывмсианеосмвыугоенаитжбшряцп

тжбшрясмвыгуоенаицплкдзюхэчфряьщьйщьйюхэчфцплкдзтж

смвыгутжбшяроенаицплкдзюхэчфшьйтжбшряцплкдзюхэчфш

йшьфчэхюздклпцяршбжтугывмсианеосмвыугоенаитжбшряцп

тжбшрясмвыгуоенаицплкдзюххэчфряьщьйщьйюхэчфцилкдздтж

смвыгутжбшяроенаицплкдзюхэчфщьйтжбшряцплкдзюхэчфш

йщьфчэхюздклпцяршбэтугывмсианеосмвыугоенаитжбшряцп

оенаисмвыгутжбшряцплкдзюхэчфшьйоенаисмвыугтжбярцпш

тжбшрясмвыгуоенаисцплкдзюхэчфряьщьйщьюхэчфцплкдзтж

йщьфчэхюздклпцяршбжтугьгвмсианеосмвыугоенаитжбшряцп

оенаисмвыгутжбшряцплкдздхячфшьйоенаисмвыугтжбярцпш

тжбшрясмвыгуоенаицплкдзюхэчфряьщьйщьйщьйюхэчфцплкд

йщьфчэхюздклпцяршбжтугывмсианеосмвыугоенаитжбшряцп

оенаисмвыгутжбшряцплкдзюхэчфшьйоенаисмвыугтжбярцпш

тжбшряцплкздюхчэфьшйсмвыгуоенаийьщюхэифцплкдзтжбря

ряцплкдзюхэчфшьйшьйюхэчфцплкдзяршбжтсмвыгуианеосмт

оенаисмвыгутжбшряцплкдзюхэчфшьйоенаисмвыугтжбярцпш

тжбшряцплкздюхчэфьщйсмвыгуоенаийьшюхэчфцплкдзтжбря

ряцплкдзюхэчфшьйшьйюхэчфцплкдзяршбжтсмвыгуианеосмт

цплкдзюхэчфшьйтжбршясмвыгуоенаисмвыгутжбшряцплкдзй

оенаисмвыгутжбшряцплкдзюхэчфшьйоенаисмвыугтжбярцпш

тжбшрядплкздюхчэфьшисмвыгуоенаийьщюхэчфшплкдзтжбря

цплкдзюхэчфщьйтжбршясмвыгуоенаисмвыгутжбшряцплкдзй

ряцплкдзюхэчфшьишьйюхэчфцплкдзяршбжтсмвыгуианеосмт

оенаисмвыгутжбшряцплкдзюхэчфшьйоенаисмвыугтжбярцпш

тжбшряцплкздюхчэфьюсмвыгуоенаийьщюхэчфцплкдзтжбря

цплкдзюхэчфшьйтжбршясмвыгуоенаисмвыгутжбшряцилкдзй

ряцплкдзюхэчфщьйщьйюхэчфцплкдзяршбжтсмвыгуианеосмт

оенаисмвыгутжбшряцплкдзюхэчфшьйоенаисмвыугтжбярцпш

тжбшряцплкздюхчэфьшйсмвыгуоенаийьщюхэчфцплкдзтжбря

цплкдзюхэчфщьйтжбршясмвыгуоенаисмвыгутжбшряцплкдзй

ряцплкдзюхэчфшьйщьйюхэчфцплкдзяршбжтсмвыгуианеосмт

оенаисмвыгутжбшряцплкдщюхэчфщьйоенаисмвыугтжбярцпш

цплкдзюхэчфшьйтжбршясмыгуоенаисмвыгутжбшряцплкдзй


Ключ

оенасимвыгутжбщр яцпзлк дзюхэчфшьйоенаисмвыгутжбшляцп

лк дзюхэчфшьйтжбшр яцплк дзюхэчфьшййщыохэчфцплк дзтжб

смвыгутжбшяр оецаицплк дзюхэчфшьйпжжбр яцпллк дзюхэчфш

оенаисмвыгуцплк здтжбшр яюхэчфьшйюхэчфьйшаплк тжбшдз

тжбшр ясмвыгуоенаицплк дзюхэчфр яьшьйшьйюхэчфцплк дзтж

смвыгтужбшяр оенаицплк тзюхэчфшьйтжжшр яцплк дзюхэчфш

йшььфчэк юздк лпняр шбжтугывмсианеосмвыугоенаитжбшр яцп

тжбшр ясмвыгуоенаицплк дзюхэчфр яьшьйшьйюхэчфцплк дзтж

смвыгутжбшяр оенаисцплк дзюхэчфшьйтжбшр яцплк дзюхэчфш

йшьфчэхюздк лпцяр шбжтугывмсианеосмвыугоенаитжбшр яцп

тжбшр ясмвыгуоенаицплк дзюхэчпр яьщьйщьйюхэчфцилк дзэж

смвыгутжбшяр оенаицплкк дзюхэчфщьйтжбшр яцплк дзюхэчфш

йшьфчэхюздк лпцяр шюэтугывмсианеосмвыугоенаитжбшр яцп

оенаисмвыгутжбшр яцплк дзюхэцфшьйоенаисмвыуетжбяр цпш

тжбшр ясмвыгуоенаицплк дзюхэчфр яьшьйщьйюхэчфтплк дзтж

йщьфчэхьюздк лпцяр шбжтугывмсианеосмвыгуоенаитжбшр яцп

оенаисмвыгутжбшр яцплк дздхячфшьйоенаисмвыугтжбяр цпш

тжбшр ясмвыгуоенаицплк дзюхэчфр яъщьйщьйщьйюхэчфцплк д

нщьфчэхюздк лпцяр шбжтугывмсианеосмвыук оенаитжбшр яцп

оенаисмвыгутжбшр яцплк дзюхэмчфшьйоенаисмвыук тжбяр цпш

тжпшр яцплк здюхчэфьшйсмвыгуоенаийьшюхэифцплк дзтжбр я

ряцплк дзюхэчфшьйшьйюхэчфцплк дзяршбжтсмвыгуианеосмт

оенаисмвыгутжбшр яцплк дзюхячпшьйоенаисмвыугтжбяр цпш

тжбшр яцплк здюхчэфьшйсмвыгуоенаийьшюхэчфцплк дзтжбр я

р яцплк лзюхэчфшьйшьйюхэчфцплк лзяр шбжтсмвыгуианеосмт

цплк дзюхэчфшьйтжбр шясмвыгуоенаисмвыгутжбшр яцпк лэй

оенаисмвыгутжбшр яцплк дзюхэчфшьйоенаисмвыугтжбяр цпш

тжбшр ядплк здюхээфьшисмвыгуоенаийьшюхэчфшплк дзтжбр я

цплк дзюхэчфшьйтжбр шясмвыгуоенаисмвыгутжбшр яцплк лэй

р яцплк дзюхэчфшьишьйюхэчфцплк дзяр шбжтсмвыгуианеосмт

оенаисмвыгутжбшр яцплк лзюхэчфшьйоенаисмвыугтжбяр цпш

тжбшр яцплк здюхчэфьюйсмвыугоенаийьшюхэчфцплк лзтжбр я

цплк лзюхэчфшьйтжбр яшясмвыгуоенаисмвыгутжбр ясилк дэй

р яцплк дзюхчфшьйщьйюхэчфцплдк зяшр бжтсмвыгуианеосмтс

оенаисмвыгутжбшр яцплк дзихэчфщьиоенаисмвыугтжбяр цпш

тжбшр яцплк здюхчэфьщйсмвыгуоенаийьщюхэчфцплк дзтжбр я

цплк дзюхэчфщбйтжьр шясмвугуоенаисмывгутжбшр яцплк дзй

р яцплк дзюхэчфщьйщьйюхэчфцплк дзяр шбжтсмвыгуианеосмт

оенаисмбыгутжбшр яцплк дщюхэчфшьйоемаисмвыугтжбяр цпш

цплк дзюхэчфщьйтжбр шясмыгуоенаисмвыгутжбшр яцплк дзй

1.2. ТЕСТ «ТАБЛИЦЫ ШУЛЬТЕ»

(Оценка объема динамического внимания)

Методика заимствована из психологии труда (так называемые таблицы Шульте), но имеет большое применение в области патологии. Может быть использована для исследования психического темпа, точнее для выявления скорости ориентировочно-поисковых движений взора, для исследования объема внимания (к зрительным раздражителям).

Для проведения опыта нужно иметь пять таблиц размером 60x60 см с написанными на них в беспорядке числами от 1 до 25 (рис. 1.1) На каждой из пяти таблиц числа расположены по-разному. Кроме того, нужен секундомер и небольшая, примерно в 30 см, указка. Опыт можно проводить с испытуемыми, имеющими не меньше 4 классов образования.

21

12

7

1

20

9

5

11

23

20

14

18

7

24

21

6

15

17

3

18

14

25

17

19

13

22

1

10

9

6

19

4

8

25

13

3

21

7

16

1

16

5

8

20

11

24

2

22

10

5

18

12

6

24

4

23

2

25

3

15

9

14

11

23

16

8

15

10

2

22

19

13

17

12

4

22

25

7

21

11

5

14

12

23

2

6

2

10

3

23

16

25

7

24

13

17

12

16

5

18

11

3

20

4

18

1

15

20

9

24

8

10

19

22

1

19

13

4

14

8

21

15

9

17

6

Рис. 1.1. Таблицы для отыскивания чисел.

Испытуемому мельком показывают таблицу, сопровождая этот показ словами: «Вот на этой таблице числа от 1 до 25 расположены не по порядку». Далее таблицу прикрывают, т. е. кладут на стол числами книзу и продолжают инструкцию: «Вы должны будете вот этой указкой показывать и называть вслух все числа по порядку от 1 до 25. Постарайтесь делать это как можно скорее, но не ошибаться, понятно?» (Если испытуемый не понял, ему объясняют снова, но не открывая таблицу). Затем экспериментатор одновременно ставит таблицу прямо перед лицом больного вертикально на расстоянии 70 – 75 см от него, и, включая секундомер, говорит: «Начинайте!»

Пока испытуемый показывает и называет числа, экспериментатор следит за правильностью его действий, а когда испытуемый называет число «25», экспериментатор останавливает секундомер.

После первой таблицы без всяких дополнительных инструкций испытуемому предлагают таким же образом отыскивать числа на 2-й, 3-й, 4-й и 5-й таблице.

Протокол опыта приобретает следующий вид:

Таблица

Время в секундах

Примечания

1

2

3

4

5

В примечаниях должно быть отмечено, равномерно ли испытуемый отыскивает числа или изредка подолгу не может найти какое-нибудь одно число.

При оценке результатов прежде всего становятся заметны различия в количестве времени, которые испытуемый тратит на отыскивание чисел одной таблицы. Психически здоровые молодые люди тратят на таблицу от 30 до 50 секунд, чаще всего 40 ‑ 42 секунды.

В норме на все таблицы уходит примерно одинаковое время.

Методикой можно пользоваться для повторных проб. При этом нет необходимости менять таблицы ‑ можно пользоваться теми же пятью таблицами в первый, второй и, если нужно, в третий раз.

1.3. тест «таблица горбова-шульте»

(Оценка переключения внимания)

Для проведения исследования потребуются таблицы Горбова - Шульте размером 49 х 49см с цифрами от 1 до 25 черного и от 1 до 24 красного цвета (рис 2), секундомер и указка. Обязательно заранее подготовить протокол с целью регистрации в нем времени и ошибок при поиске цифр.

9

17

9

25

20

14

11

4

13

20

22

19

5

3

21

18

6

7

16

23

8

15

2

5

10

16

6

24

4

12

3

21

19

13

14

2

17

24

15

22

1

11

1

18

12

7

10

23

8

Рис.1.2. Черно-красная таблица Горбова - Шульте

для исследования переключения внимания.

Примечание. Выделенные цифры – черные.

Порядок работы . Занятие проводится индивидуально с каждым испытуемым. Перед ним вертикально на столе устанавливается черно-красная таблица, дается указка и сообщается инструкция: «На таблице 25 черных цифр от 1 до 25 и 24 красные цифры от 1 до 24.Нужно показывать и называть черные цифры в возрастающем порядке от 1 до 25, а красные ‑ в убывающем порядке от 24 до 1. Необходимо вести счет попеременно: сначала называть черную цифру, потом красную, затем вновь черную, а за ней красную до тех пор, пока счет не будет окончен. Выполнять задание нужно быстро и без ошибок». Экспериментатор в протоколе фиксирует время отдельно по каждому из пяти этапов (по десять цифр на каждый этап) и ошибки испытуемого следующих типов: замена порядка ‑ ошибка, при которой испытуемый цифры, называемые им в возрастающем порядке, начинает называть в убывающем порядке, и, наоборот; замена цифры ‑ изменение ее порядкового номера: вместо 23 называет 21; замена цвета ‑ вместо черной называет и показывает цифру красного цвета.

Время выполнения задания приблизительно 90 сек.

Протокол исследования оценки переключения внимания

Регистрация времени

по этапам, с

Черные цифры

Регистрация ошибок

Красные цифры

Регистрация ошибок

1

24

2

23

t 1

3

22

4

21

5

20

6

19

7

18

t 2

8

17

9

16

10

15

11

14

12

13

t 3

13

12

14

11

15

10

16

9

17

8

t 4

18

7

19

6

20

5

21

4

22

3

t 5

23

2

24

1

25

Обработка результатов: Увеличение времени и количества ошибок от 1 к 5 интервалу свидетельствует об истощаемости нервных процессов, и замедления их подвижности к концу выполнения задания.

При обработке результатов рассчитывается общий показатель переключения внимания, равный сумме показателей по пяти этапам. Для его вычисления необходимо определить успешность выполнения задания «поиск цифр с переключением» для каждого этапа отдельно. Единый оценочный критерий, отражающий показатель переключения внимания, равен времени поиска цифр с учетом совершенных ошибок. Он рассчитывается по формуле:

А = Т - С, где

А ‑ показатель переключения внимания,

Т и С ‑ балльные оценки времени и ошибок соответственно.

Балльные оценки времени и ошибок по переключению внимания даны в табл. 3,4.

Для сопоставления межмодальных аттенционных характеристик необходимо осуществить перевод индивидуального показателя переключения внимания в шкальные оценки (табл.1.3).

Таблица 1.3

Бальная оценка переключения внимания

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  317  318  319   ..

 

Этапы

1

2

3

4

5

время

балл

время

балл

время

балл

время

балл

время

балл

менее 16

44

менее 29

44

менее 32

44

менее 28

45

менее 30

44

17-21

43

29-34

43

31-40

43

29-34

44

31-34

43

22-26

42

35-39

42

41-48

42

35-39

43

35-38

42

27-30

41

40-44

41

49-56

41

40-45

42

39-42

41

31-35

40

45-49

40

57-64

40

46-50

41

43-46

40

36-40

39

50-54

39

65-76

39

51-56

40

47-50

39

41-45

38-

55-59

38

77-84

38

57-62

39

51-54

38

46-50

37

60-64

37

85-92

37

63-67

38

55-58

37

51-54

36

65-69

36

93-100

36

68-73

37

59-62

36

55-59

35

70-74

35

101-108

35

74-78

36

63-66

35

60-64

34

75-79

34

109-116

34

79-84

35

67-70

34

65-69

33

80-84

33

117-124

33

85-90

34

71-74

33

70-74

32

85-89

32

125-132

32

91-95

33

75-78

32

75-78

31

90-94

31

133-140

31

96-101

32

79-82

31

79-83

30

95-99

30

141-148

30

102-106

31

83-86

30