Главная      Учебники - Психология     Лекции по психологии - часть 9

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  769  770  771   ..

 

 

Ценностные ориентации современной молодёжи 2

Ценностные ориентации современной молодёжи 2

Министерство образования и науки Российской федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Тюменский государственный университет»

Институт психологии, педагогики и соц. управления

Научная статья на тему «Ценностные ориентации современной молодёжи».

Выполнила: Устюгова А.В., 2963-1

Проверила: проф. Алексеева Л.В.

Тюмень, 2010 год

Используемая методика и ее описание

Гипотеза исследования : у современной молодежи будут наблюдаться различия в ценностных ориентациях по гендерному признаку.

Исследование проводилось в марте 2010 года среди юношей и девушек 18-23 лет. В исследовании приняли участие 40 человек, среди них 20 юношей и 20 девушек.

Для определения характерного содержания системы ценностей современных юношей и девушек мы использовали методику “Ценностные ориентации” Милтона Рокича.Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности.Методика М.Рокича основана на прямом ранжировании списка ценностей. М.Рокич различает два вида ценностей: а) терминальные - убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться;б) инструментальные - убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации. Это деление соответствует радиационному делению на ценности-цели и ценности-средства.Испытуемым предлагается последовательно ранжировать 18 наименований терминальных ценностей (цели жизни) и 18 наименований инструментальных ценностей (средства достижения жизненных целей). Важнейшими являются терминальные ценности – это основные цели человека, они отражают долговременную жизненную перспективу, то, что он ценит сейчас и к чему стремится в будущем. Терминальные ценности как бы определяют смысл жизни человека.Списки ценностных ориентаций выдавались 40 испытуемым с инструкцией проранжировать предложенные ценности по их значимости в жизни испытуемого (см. приложение). Первая указанная в списке ценность получает 1 балл, вторая – 2 балла и так до последней (18 баллов). Подсчитывается среднее арифметическое по каждой ценности. Ценности, получившие 1-6 баллов – значимые; 7-12 баллов – менее значимые; 13-18 баллов – принебрегаемые.

Терминальные ценности :

1) активная, деятельная жизнь;

2) жизненная мудрость (зрелость суждений, здравый смысл, достигаемые жиз­ненным опытом);

3) здоровье (физическое и психическое);

4) интересная работа;

5) красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и искусстве);

6) любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);

7) материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);

8) наличие хороших и верных друзей;

9) общая хорошая обстановка в стране, в обществе, сохранение мира между народами (как условие благополучия каждого);

10) общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе);

11) познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);

12) равенство (равные возможности для всех);

13) самостоятельность как независимость в суждениях и оценках;

14) свобода (независимость в поступках и действиях);

15) счастливая семейная жизнь;

16) творчество (возможность творческой деятельности);

17) уверенность в себе (свобода от внутренних противоречий, сомнений);

18) удовольствия (жизнь, полная удовольствий, развлечений).

Инструментальные ценности:

1) аккуратность (чистоплотность, умение содержать в порядке свои вещи, порядок в делах);

2) воспитанность (хорошие манеры, вежливость);

3) высокие запросы;

4) чувство юмора;

5) исполнительность (дисциплинированность);

6) независимость (способность действовать самостоятельно, решительно);

7) непримиримость к недостаткам в себе и в других;

8) образованность (широта знаний, высокая общая культура);

9) ответственность (чувство долга, умение держать слово);

10) рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения);

11) самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);

12) смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов;

13) твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями);

14) терпимость к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки;

15) широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы);

16) честность;

17) эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе);

18) чуткость, умение понять другого человека.

Анализ полученных данных

После обработки данных мы получили следующие результаты:
Наиболее значимые терминальные ценности Среднее значение
девушки юноши
здоровье 2,15 2,65
любовь 4,35 8,65
материально обеспеченная жизнь 5,9 2
счастливая семейная жизнь 5,5 6,85
наличие хороших друзей 6,05 4
развлечения 12,05 5,75
свобода 9 6,2
активная деятельная жизнь 7,75 5,2
Наиболее значимые инструментальные ценности девушки юноши
независимость 8,2 2
твердая воля 8,55 3,1
жизнерадостность 7,85 4,35
честность 7,05 6,4
образованность 5,7 8,5
Менее значимые терминальные ценности девушки юноши
уверенность в себе 9 8,35
жизненная мудрость 10,45 14,25
развитие 10,65 13
интересная работа 10,2 10,35
продуктивная жизнь 11,1 12,8
общественное призвание 10,7 8,5
познание 10,95 12,75
Менее значимые инструментальные ценности девушки юноши
смелость в отстаиваниях своего мнения 7,1 11,55
самоконтроль 8,45 7,05
ответственность 7,95 9,45
широта взглядов 10,7 8,15
эффективность в делах 10,35 7,8
терпимость 11,25 11,95
чуткость 9,55 15,7
аккуратность 11 14,3
воспитанность 7,75 13,55
высокие запросы 12,75 11,51
рационализм 10,15 7,45
исполнительность 12,05 11,1
Принебрегаемые терминальные ценности
красота природы и искусства 14,35 17,25
счастье других 15,35 16,75
творчество 15,5 16,3
Принебрегаемые инструментальные ценности
непримиримость к недостаткам в себе и других 16,8 17,5
Вывод

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  769  770  771   ..