Что родителям нужно усвоить в вопросе полового воспитания детей?
Гендерные особенности детей дошкольного возраста
МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ ГЕНДЕРНОГО САМОСОЗНАНИЯ ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Гендерные индикаторы
№ |
СФЕРЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕВОЧЕК И МАЛЬЧИКОВ |
ГЕНДЕРНЫЕ ИНДИКАТОРЫ |
ИНСТРУМЕНТАРИЙ |
1. |
Специально организованное обучение (занятия)
|
1.1. гендерное содержание занятий, упражнений;
1.2. активизация мальчиков и девочек;
1.3. учет опыта мальчиков и девочек
|
1.1. Дидактический анализ занятий;
1.2. видеоанализ (30 мин.)
|
2. |
Среда обучения
|
2.1. благоприятен ли климат для мальчиков и девочек;
2.2. признание равенства опытов мальчиков и девочек;
2.3. отношение педагога к мальчикам и девочкам;
3.4. позитивная трансляция гендерного опыта педагога
|
2.1. наблюдения;
2.2. видеоанализ
|
3. |
Игровая деятельность |
3.1. распределение ролей;
3.2. гендерная составляющая игр;
3.3. % игр, ориентированных на мальчиков и девочек;
3.4. количество игрушек для мальчиков и девочек;
3.5. возможность транслировать собственный опыт мальчиком и девочкой
|
3.1. видеоанализ (40 мин.);
3.2. анализ игр;
3.3. наблюдения;
3.4. статистический анализ;
3.5. видеоанализ
|
4. |
Физиологическая среда |
4.1. доступность удовлетворения физиологических потребностей (туалеты, гигиенические комнаты);
4.2. организация сна, питания и т.д.
|
4.1. видеоанализ (30 мин.) |
5. |
Повседневная деятельность |
5.1. возможность заниматься собой (мальчик/девочка);
5.2. возможность удовлетворения своего интереса/ хобби;
5.3. возможности и способность сознательного участия в реализации интересов другого (мальчик-девочка; девочка-мальчик; девочка-девочка; мальчик-мальчик)
|
5.1. видеоанализ |
6. |
Взаимоотношения:
-ребенок ← ребенок;
→
-ребенок ← воспитатель;
→
-ребенок ← родитель;
→
-ребенок ← др. взрослый
→
|
6.1. возможности ребенка строить гендерно окрашенные отношения;
6.2. учет воспитателем гендерных составляющих взаимоотношений с ребенком;
6.3. гендерная компетентность родителей в построении взаимоотношений с ребенком (особенности структуры семьи с учетом гендерного компонента);
6.4. гендерная компетентность взрослого (гендерные установки, стереотипы, предрассудки, представления)
|
6.1. видеоанализ общения родителей с детьми;
6.2. структурированное интервью (родители, педагоги);
6.3. видеоанализ
|
7. |
Позиции лидерства девочек и мальчиков с ориентацией на выравнивание возможностей |
7
.1. в игре;
7.2. в обучении;
7.3. в повседневной деятельности;
7.4. во взаимоотношениях (ребенок-ребенок; девочка-мальчик; мальчик-девочка)
|
7.1. бланк наблюдений |
8. |
Влияние взрослого с позиции гендерной компетентности |
8.1. в семье;
8.2. в детском саду;
8.3. в социуме (улица, публичные места)
|
8.1. структурированное интервью;
8.2. фокус-группа;
8.3. анкета половых ролей Бем (BSRI)
|
9. |
Репрезентированность гендерных навыков, умений, представлений как компетентность девочек и мальчиков |
9.1. гендерное поведение мальчиков;
9.2. гендерное поведение девочек
|
9.1. бланк регистрации гендерных поведенческих паттернов |
10. |
Коллективная деятельность в процессе сюжетно-ролевых игр, занятий и других видов деятельности |
10.1. половая дифференциация;
10.2. выбор партнера по играм и др. видам деятельности с учетом пола (девочка, мальчик);
10.3. трансляция гендерных норм;
10.4. репрезентированность позитивного смысла гендерных отношений;
10.5. гендерная окрашенность взаимодействий мальчиков и девочек
|
10.1. хронометрированные наблюдения;
10.2. видеоанализ (40 мин.)
|
11. |
Гендерное пространство детского сада |
11.1. гендерная статистика (количество девочек и мальчиков в группах детского сада) |
11.1. статистический анализ
11.2. статистическая карта
|
12. |
Дидактический материал |
12.1. гендерное содержание методического материала;
12.2. гендерное содержание пособий, книг для дошкольников
12.3. иллюстрации в учебно-методическом материале с позиций их гендерной ориентированности;
12.4. гендерно-сензитивная направленность методических пособий и книг
|
12.1. гендерный анализ методического материала;
12.2. гендерный анализ пособий и книг для дошкольников
|
Методически грамотно и ответственно проведенная работа посредством данных индикаторов позволит педагогам создать условия для выстраивания гендерных отношений в дошкольном детстве и задаст перспективу для полимодельного гендерного развития девочек и мальчиков. Это придаст законченность гендерной политике государства в области образования.
Программа «Я-девочка и Я-мальчик»
Программа «Я-девочка и Я-мальчик» предназначена для образовательной работы с детьми шестого и седьмого года жизни. Она нацелена на развитие гендерного самосознания детей дошкольного возраста и может быть использована педагогами и психологами дошкольных организаций.
Программа призвана способствовать развитию гендерной идентичности детей старшего дошкольного возраста в педагогически организованных условиях. Собственно процесс формирования/развития гендерной идентичности представляется в виде занятий с определенными целями, направленными на достижение задач конкретной образовательной ситуации. Основная стратегия психолого-педагогического воздействия на детей определена как проживание заданной темы в игровой форме, что согласуется с принципом ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте. Следующим принципиальным моментом в организации процесса гендерного образования/развития детей старшего дошкольного возраста является предъявление ситуаций для «проживания». Опорным материалом для этого могут служить неотструктурированные, неотдифференцированные или диффузные детские впечатления и их микроопыт еждневного общения со взрослыми и сверстниками. Мастерство педагога заключается в методически грамотном использовании опыта детей обоих полов и гармоничное включение его в контекст обучения.
Основной задачей данной педагогической стратегии является активизация детей, а также коллективное осознание и поддержка личного микроопыта девочек и мальчиков. Вместе с тем, следует корректно обращаться с детскими впечатлениями, чему может способствовать работа с детьми над текстами художественных произведений, проигрывание ситуаций и их анализ, а также выполнение продуктивных видов деятельности. Несомненным и ценным вкладом педагога в процесс взаимодействия с детьми и друг с другом может быть признан собственный жизненный опыт и видение гендерных отношений. Продуктивным моментом этих взаимодействий следует рассматривать углубление и утончение, а также построение гендерно-чувствительного орнамента отношений в группе детей.
Компоненты программы:
Организационный момент:
1. Гендерная мозаика
Основная часть:
2. Гендерные ситуации
3. Детские гендерные рассказы
4. Гендерный образ
Заключительная часть:
5. Гендерная игротека
6. Секреты для девочек и мальчиков
7. Гендер в детской художественной литературе. «Книжная полочка»
Названные компоненты согласуются с традиционными структурными моментами в организации занятий с детьми дошкольного возраста, при этом им придается гендерная направленность.
Методическим инструментарием программы выступают:
- моделирование игровых ситуаций
- фрагменты сюжетно-ролевых игр
- эпизоды из жизни группы
- мини-рассказы
- отрывки их художественных произведений
- имитационные игры
- ролевые ситуации.
Непременным атрибутом всех используемых приемов должны быть комментарии педагога, задающие гендерный фокус. Педагогическое резюме должно корреспондировать с детским опытом и быть стимулом для дальнейшего развития детей.
Тематический план
Название раздела
|
Темы занятий
|
Количество часов
|
Я – такой, я – такая
|
Тема 1: А вот и Я! Как устроен маленький человечек |
1 |
Тема 2: Мои помощники внутри меня
|
1 |
Я – другой, я - другая
|
Тема 3: Мое любимое имя»
|
1 |
Тема 4: Дом, в котором я живу
|
1 |
Тема 5: То, о чем ты не знал/а |
1 |
Тема 6: Маска – я тебя знаю
|
1 |
Тема 7: Винтики – конфеточки, мальчики и девочки»
|
1 |
Тема 8: Страна игрушек |
1 |
Тема 9: Это ты, это я, а это все мои друзья
|
1 |
Тема 10: Я умею быть красивой/ым. Модники и модницы |
1 |
Тема 11: Сила в природе, нежность в природе
|
1 |
Тема 12: Я думаю, что я могу… Я знаю, что я могу!»
|
1 |
Тема 13: Расскажи на всю планету
|
1 |
Тема 14: Новые Мы |
1 |
ИТОГО
|
14
|
«Гендерная мозаика»
направлена на активизацию девочек и мальчиков, создание позитивно окрашенной атмосферы. Методической формой этого этапа могут быть игры-приветствия для девочек и мальчиков, игры-настрои, игры на установление контакта, игры на развитие чувства принадлежности к группе. На самом деле здесь педагог апеллирует к детскому чувству «мы», и необходимо создать условия для многостороннего проявления детского «Я». Вместе с тем, педагогу необходимо задавать гендерный фокус течению процесса.
«Гендерные ситуации»
способствуют включению и погружению детей в атмосферу символического проживания собственного и группового гендерного опыта, а также эмоциональной актуализации гендерного «Я» девочек и мальчиков. В виде раздаточного материала используются картинки–ситуации, изображающие взаимодействия (играющие мальчик и девочка, ухаживающие за животными уголка природы дети и др.). Выходной стратегией данного момента является позитивное принятие и интегрирование актуального опыта в целостную архитектонику личности дошкольников.
«Детские гендерные рассказы»
побуждают детей к артикуляции/проговариванию собственных эмоциональных переживаний, связанных с их социополовой характеристикой. Возможны спонтанные, придуманные истории детей, и поэтому все детские инициативы в этом контексте следует поддерживать и переводить в плоскость взаимоотношений в группе сверстников. Гендерные рассказы следует анализировать с детьми, придавая им социальный и личностный смысл. Таким образом, следует органично встраивать в целостный контекст жизни группы сверстников предъявленный детский микроопыт, что также будет способствовать расширению практики и культуры артикулирования гендерного опыта девочек и мальчиков.
«Гендерный образ»
как методический приемпредлагается применять в основной части занятия. Целью использования данного приема является побуждение детей к созданию позитивного образа «Я» девочек и мальчиков художественными средствами. Процедурно это может быть организовано как символическая деятельность, выражающаяся в рисунках, аппликации и других видах продуктивной деятельности.
«Гендерная игротека»
уместна в заключительной части занятия, так как ее функцией является интеграция полученных детьми знаний и пережитого опыта в символической форме. Известно, что игра в познавательной деятельности детей является формой символического моделирования действительности и разворачивания смысловой сферы дошкольников. Рекомендуется использовать игры малой подвижности, а также игровые упражнения на закрепление позитивного гендерного образа «Я».
«Творческие гендерные задания «Секреты для девочек и мальчиков» как часть
работы по освоению программы вводится с целью создания атмосферы индивидуально-личностного добывания и закрепления знаний и развития гендерной идентичности девочек и мальчиков. Собственно «секреты» представляются в виде тематизированных творческих заданий к каждому занятию. Они имеют графический, конструктивный и моделирующий характер и нацелены на обогащение представлений детей о гендерных различиях. В данном блоке возможны задания, ставящие перед девочками и мальчиками задачу создания композиционного образа.
«Гендер в детской художественной литературе» -
этонаправление в работе по присвоению программного содержания занятий, а также по развитию эмоциональной отзывчивости девочек и мальчиков. Данная работа способствует углублению, уточнению и эмоциональному обогащению дошкольников. Подбор произведений художественной литературы осуществлялся с учетом имеющегося в повседневной практике дошкольных организаций опыта работы. Этот блок предусмотрен как дополнительное чтение совместно с родителями.
Использованная литература
1. Гендерный подход в системе образования Республики Казахстан: реалии и перспективы / НИИ социальных и гендерных исследований КазГосЖенПИ, Алматы, 2004 г., 170 стр.
2. Основы гендерного образования / Учебное пособие / Танирбергенова Г.Т., Тленчиева Г.Д., Кушалиева Г.А., Ускембаева М.А. и др. Алматы, 2003 г., 288 стр.
3. Ускембаева М.А. Гендерные индикаторы и социальная ситуация развития дошкольника // Материалы Первого Международного Конгресса социологов Казахстана «Казахстанское общество и социология: новые реалии и новые идеи», Алматы, 17-18 мая, 2002 г.
содержание ..
765
766
767 ..
|