Главная      Учебники - Психология     Лекции по психологии - часть 9

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  656  657  658   ..

 

 

Взаимосвязь ценностной ориентации с образом врага

Взаимосвязь ценностной ориентации с образом врага

на тему:

Глава 2. Организация и проведение исследования


Глава 3. Результаты и их обсуждение

Прежде всего, отметим, что данные не были распределены нормально, так как выборка была маленькая. Поэтому в обработке использовались непараметрические (U, T) и многофункциональные (φ*) критерии.

Результаты методики ГТ, используемой для оценки образов «Я» и «Враг», оценивались следующим образом:

1) сравнивались результаты (различие в уровне исследуемого признака) по каждой шкале у лиц разных групп по одному образу (табл.1). Для этого применялся непараметрический статистический критерий Манна-Уитни (U);

2) сравнивались результаты (оценка достоверности сдвига в значениях исследуемого признака) по шкалам ГТ образа «Я» и образа «Враг» у лиц одной и той же группы (табл.1). Для этого применялся T-критерий Вилкоксона, так как замеры делались у одной и той же группы;

3) проводилось межгрупповое сравнение степени расхождения показателей (табл.2) у образов «Я» и «Враг» у лиц одной группы (то есть была предпринята попытка выяснить, насколько сильно расходятся показатели одной и той же шкалы, допустим, «социальное одобрение-неободрение» у лиц контрольной группы по сравнению с лицами экспериментальной группы). Для этого применялся критерий углового преобразования Фишера (φ*).

Рассмотрим результаты.

В таблице 1 показано, что показатели по шкале IV «гипоманиакальность – депрессивность» в оценке образа «Я» у лиц экспериментальной группы значительно выше, чем показатели по этой же шкале у лиц контрольной группы. То есть лица экспериментальной группы представляют себя более подавленными, робкими, зависимыми, скрывающими собственную досаду, чем лица контрольной группы. Кроме того, в таблице 2 также показатели по шкале IV образа «Враг» у лиц экспериментальной группы достоверно выше, чем у лиц контрольной группы. То есть лица экспериментальной группы оценивают своего врага как человека более подавленного, робкого, зависимого, чем лица контрольной группы.

Таблица 1

Межгрупповое сопоставление образов «Я» и «Враг»

I II III IV V VI
9 – 1 + 13 – 4 – 10 + 2 +
16 + 3 + 18 + 5 + 11 + 7 +
23 + 22 + 21 + 6 – 15 + 17 +
27 + 28 + 24 – 8 + 19 + 26 +
33 + 31 – 38 – 14 + 25 – 30 +
37 + 35 + 39 – 29 + 34 + 40 +
8 8 32 16 8 0
Шкала Экспериментальная группа (n=23) (баллы) Контрольная группа (n=23) (баллы)
Образ «Я»

I.Социальное одобрение

-неодобрение

28,55±4,25 26,32±5,73

II.Доминантность

-уступчивость

26,95±4,29## 21,18±4,27##
III.Недостаточный контроль – избыточный контроль 24,14±3,1 25,64±3,36

IV.Гипоманиакальность

– депрессивность

26,27±5,68** 24,55±6,73
V.Доверие – недоверие 21,41±4,1 27,18±4,86
VI.Социальная активность – пассивность 18,23±3,75 22,59±5,09
Образ «Враг»

I.Социальное одобрение

-неодобрение

26,32±5,73 26,59±5,64

II Доминантность

-уступчивость

21,18±4,27 19,73±4,27
III.Недостаточный контроль – избыточный контроль 25,64±3,36# 25,41±3,75

IV.Гипоманиакальность

– депрессивность

24,55±6,73** 20,86±5,83
V.Доверие - недоверие 27,18±4,86## 28,41±6,4##
VI.Социальная активность – пассивность 22,59±5,09## 24,59±5,21##

Примечание: 1) знак ** означает различие между показателями лиц разных групп на уровне p≤0,01, оценённое с помощью U-критерия Манна-Уитни;

2) знак # означает различие между показателям образа «Я» и образа «Враг» у лиц одной группы, оценённое с помощью T-критерия Вилкоксона: # - p≤0,05; ## - p≤0,01.

Для лиц экспериментальной группы шкала III имеет значительно более высокие показатели у образа «Я», чем у образ «Враг». У лиц обеих групп показатели шкал II, V, VI образа «Враг» значительно выше, чем показатели образа «Я». То есть лица экспериментальной и контрольной групп считают себя более послушными и уступчивыми (шкала II), более доверчивыми, открытыми (шкала IV), активными и общительными (шкала V), чем их враг. Однако, кроме этого лица экспериментальной группы считают врага более усердным и исполнительным (шкала III), чем себя.

Для изучения «расстояния» между образами «Я» и «Враг» у каждого испытуемого рассчитывалась разность показателей каждой шкалы. Предполагалось, что это расстояние может характеризовать степень противопоставления себя врагу. При этом, для корректности сопоставления разностей у лиц экспериментальной и контрольной групп параметры «расстояния» переводились в относительные единицы (%) по отношению к максимально возможной разности (табл.2).

Таблица 2

Межгрупповое сопоставление разностей между показателями образов «Я» и «Враг»

Шкала Экспериментальная группа (n=23)

Контрольная группа

(n=23)

Показатель разности (баллы) % от максимальной разности Показатель разности (баллы) % от максимальной разности

I.Социальное одобрение

-неодобрение

1,36 2 -0,36 0.5

II.Доминантность

-уступчивость

3,53 5 5,3 7.5
III.Недостаточный контроль – избыточный контроль -0,92 1.5 -2 3.5

IV.Гипоманиакальность -

депрессивность

1,06 1.5 3,7 5
V.Доверие – недоверие -3,53 5 -6,5 9
VI.Социальная активность – пассивность -2,67 3.5 -6,18 8.5"

Примечание: знак " обозначает различия на уровне тенденции (p≤0,1) в достоверности сдвига значений исследуемого признака по критерий углового преобразования Фишера (φ*).

По результатам сопоставления вклада разности по шкалам между показателями обоих образов можно говорить о существовании тенденции к большему расхождению в оценке различий показателей по шкале VI в пользу образа «Враг» у лиц контрольной группы, по сравнению с лицами экспериментальной группы. То есть, возможно, что лица контрольной группы несколько больше склонны считать себя активнее и общительней, чем враг, по сравнению с лицами экспериментальной группы.

Итак, можно сказать, что в общем люди, вне зависимости от наличия боевого опыта, представляют себе врага, как человека менее социально одобряемого и привлекательного. Враг представляется как человек более замкнутый, недоверчивый.

Лица, имеющие боевой опыт, несколько больше дифференцируют образ врага по сравнению с образом себя, считая врага более усердным и исполнительным.

Помимо этого, лица, имеющие боевой опыт, оценивают и себя и своего врага, как людей более подавленных и скрывающих свои негативные эмоции. С одной стороны, это может быть результат проекции своего состояния на образную сферу, а с другой это может быть проявлением агрессии, направленной на себя. Если сделать предположение, что в представлении о враге у лиц, переживших военных стресс, важную роль играет фактор профессиональной деятельности, то по характеру образа, с которым идентифицирует себя субъект, можно говорить об отношении к этой деятельности.

В ходе анализа результатов 16 факторного личностного опросника Кеттела (табл.3) с помощью U-критерия Манна-Уитни никаких различий выявлено не было. Учитывая данные литературы, нельзя говорить об отсутствии характерологических различий между лицами, пережившими военный стресс, и не имевших подобного опыта. Возможно, в экспериментальную группу не попали лица с выраженными характерологическими особенностями (отказались от участия в обследовании в силу неадекватного состояния).

Таблица 3

Межгрупповое сопоставление показателей факторов опросника Кеттела

Фактор Экспериментальная группа (баллы) Контрольная группа (баллы)
MD 7±2,37 5,73±2,57
A 7,32±2,44 6,86±2,64
B 4,14±2,03 4,22±1,11
C 8,91±6,99 7,77±2,11
E 6,9±2,2 6,68±2,44
F 5,5±3,36 5,18±2,44
G 8,5±2,89 7,59±2,44
H 8,82±3,33 8,05±1,96
I 5,73±2,43 6,36±2,42
L 5,36±1,79 5,00±1,88
M 5,18±1,65 6,73±2,33
N 6±2,89 5,91±2,14
O 5,59±2,32 5,95±3,2
Q1 6,5±2,11 6,86±2,66
Q2 5,9±2,89 5,68±2,21
Q3 8,09±1,87 7,09±2,11
Q4 4,86±2,08 4,77±1,44

В таблице 4 отображены результаты обработки данных, собранных с помощью ЦТО. Анализ проводился с помощью многофункционального критерия углового преобразования Фишера (φ*), предназначенного для сопоставления двух выборок по частоте встречаемости интересующего признака. В нашем случае нас интересовали сходства и различия частоты встречаемости определённого цветового выбора для конкретного образа между лицами разных групп. Кроме того, для нас было важным сопоставить образ «Я-настоящее» с другими образами у испытуемых каждой группы. Последнее сопоставление использовалось для выявления отдельно для лиц контрольной и экспериментальной групп «контрастных», сильно отличающихся от «Я-настоящее» образов. Можно предположить, что в результате такого сопоставления выявятся характерные особенности аффективной значимости образов в мировоззрении испытуемых.

Таблица 4

Сопоставление цветового предпочтения образов у лиц экспериментальной и контрольной групп

цвет дворник Я-настоящее Я-прошлое Я-будущее

частота выбора

в

эксп.гр. (%)

частота выбора

в

к.гр (%)

частота выбора

в

эксп.гр.

(%)

частота выбора

в

к.гр. (%)

частота выбора

в

эксп.гр. (%)

частота выбора

в

к.гр. (%)

частота выбора

в

эксп.гр. (%)

частота выбора

в

к.гр. (%)

0 (серый) 24## 36## 9(*) 0 5 0 0 4
1 (синий) 0 0## 9 27** 14 23(*) 14 14##
2 (зелёный) 27## 4## 44 37 18## 23## 23## 32(*)
3 (красный) 6 14 9 9 14 14 23# 50**##
4 (жёлтый) 33*## 18 17 14 14 9 23* 9
5(фиолетовый) 10 9 8 9 17 14 9 18(*)
6(коричневый) 0 14*## 0 0 4 0 4 9
7 (чёрный) 0 5 4 4 14# 17## 4 9
цвет начальник друг враг мать

частота выбора

в

эксп.гр. (%)

частота выбора

в

к.гр (%)

частота выбора

в

эксп.гр(%)

частота выбора

в

к.гр. (%)

частота выбора

в

эксп.гр. (%)

частота выбора

в

к.гр. (%)

частота выбора

в

эксп.гр. (%)

частота выбора

в

к.гр. (%)

0 (серый) 5 27**## 0 0 4 27**## 9" 0
1 (синий) 5 23** 4 15*# 9 0## 4 4##
2 (зелёный) 9## 9## 41 23** 14*## 0## 27##** 4##
3 (красный) 36##** 5 18 18 0 0 4 39**##
4 (жёлтый) 14(*) 4 14 23(*) 9(*) 0# 23(*) 14
5(фиолетовый) 9 4 14 18 0 0 23# 39**##
6(коричневый) 5 14(*)## 0 0 4 13(*)# 5 0
7 (чёрный) 17## 14 9 5 60## 60## 5 0

Примечание: 1) знак * означает различие между частотами встречаемости выбора одного цвета для одного и того же образа у лиц контрольной и экспериментальной групп, оценённое с помощью критерия φ*: * - p≤0,05; ** - p≤0,01; (*) - p≤0,1.

2) знак # означает различие между частотами встречаемости выбора одного и того же цвета для образа «Я-настоящее» и остальных образов у лиц одной группы, оценённом с помощью критерия φ*: # - p≤0,05; ## - p≤0,01.

Как видно из результатов, выбор цветов, относящихся к образу «Я-прошлое», у лиц разных групп практически не различается (за исключением тенденции к предпочтению синего цвета у лиц контрольной группы), сам выбор характеризует эмоциональное отношение к образу, выраженное состоянием покоя, отдыха. Однако, выраженное различие в снижении частоты выбора зелёного цвета по сравнению с образом «Я-настоящее» у лиц обеих групп наводит на вывод, что настоящее вызывает у них большее напряжение, чем прошлое.

Образ «Я-настоящее» достоверно отличается в сторону предпочтения синего цвета[32] у лиц контрольной группы. То есть испытуемые контрольной группы чаще предпочитают избегать конфликтов, им характерна большая конформность установок и большее стремление к постоянству, стабильности сложившейся жизненной ситуации.

Интересно отметить схожесть характера отличий от «Я-настоящее» образов «начальник» и «враг» у лиц контрольной и экспериментальной групп. Для лиц контрольной группы в сопоставлении с образом «Я-настоящее» явно характерен отличающийся выбор ахроматических и смешанных цветов (коричневый, серый) для образов «начальник» и «враг», что свидетельствует о некоторой степени дезадаптации и манифестации внутриличностного конфликта (фрустрации) в силу блокировки потребностей. При этом, «врага» у лиц обеих групп отличается от образа «Я-настоящее» выраженным преобладанием чёрного цвета.

У лиц экспериментальной группы при оценке образов «враг» и «начальник» по сравнению с образом «Я-настоящее» преобладал выбор чёрного цвета, что также (как и у лиц контрольной группы) свидетельствует о наличии конфликта. Снижение частот выбора красного и зелёных цветов для образа «начальник» по сравнению с образом «Я-настоящее» показывает наличие установки на доверительные отношения с этим человеком. Если сравнить частоты выборов разных цветов для образа «начальник» у обеих групп с выбором цветов для образа «Я-настоящее», то выявляются характерные для контрольной группы установки на избегание конфликта, отчуждение, вытеснение, связанные с блокировкой важных потребностей (увеличение частоты выбора коричневого цвета[33] ).

То есть, у лиц обеих групп образы «начальник» и «враг» связаны с наличием внутриличностных конфликтов. Для лиц экспериментальной группы характерна установка на установление тесных, доверительных контактов с образом «начальник» и ожидание активности во взаимодействии с ним. В отношении образа «враг» у лиц экспериментальной группы сформирована пассивно-оборонительная агрессивная установка. Для лиц контрольной группы характерна схожая реакция на оба образа, выражающаяся в установке вытеснять их. Наряду с этим, реакция на образ «начальник» дополнительно характеризуется сознательным уходом от контакта с ним в связи с оценкой такого взаимодействия как фрустрирующего, затрудняющего удовлетворение потребностей.

В оценке образа «Я-будущее» лицам обоих групп свойственно предпочтение красного цвета в соотношении с образом «Я-настоящее», что свидетельствует о наличии установки на активную деятельность, напряжение, стеническое реагирование и реализацию заблокированных потребностей. При этом для лиц контрольной группы свойственно предпочтение красного цвета по сравнению с лицами экспериментальной группы, а для лиц экспериментальной группы - предпочтение жёлтого цвета. Жёлтый цвет[34] соответствует установке на вовлечение в эмоционально насыщенные межличностные взаимоотношения. Кроме того, наблюдаются отличия в сторону снижения частоты выборов по сравнению с образом «Я-настоящее» синего цвета у контрольной группы и зелёного цвета у экспериментальной группы. Это характеризует первых, как людей, прогнозирующих ослабление конформных установок в будущем, а вторых как людей, ожидающих снижения пассивно-оборонительных установок. Таким образом, лица контрольной группы больше нацелены в будущем на реализацию задуманного и достижения желаемого, а лица экспериментальной группы - на поиск тесного эмоционального контакта с людьми.

Касательно образа «мать» хотелось бы отметить, что лицам экспериментальной группы больше свойственны пассивно-оборонительные установки, а лицам контрольной - стенические (по всей видимости, из-за затруднения контакта, о чём говорит частота выбора фиолетового цвета).

Усреднённые данные, полученные методом свободного цветового выбора, отображены в таблице 5. Поскольку данные представляют собой ранги и сравниваются между собой две иерархии, то в обработке использовался ранговый коэффициент корреляции rs Спирмена, который позволяет определить силу и направление корреляционной связи между двумя иерархиями признаков. Полученный rs = 0,291016, то есть корреляция между переменными, не отличается от нуля. Усреднённые групповые цветовые выборы у лиц разных групп не схожи – их эмоциональное состояние различается.

Таблица 5

Эмоциональное состояние лиц экспериментальной и контрольной групп по итогам ЦТО

Цвет Ранг по эксп.группе Ранг по контр.группе
0 (серый) 6 6
1 (синий) 2 7
2 (зелёный) 1 3
3 (красный) 4,5 1
4 (жёлтый) 4,5 2
5 (фиолетовый) 3 5
6 (коричневый) 7 4
7 (чёрный) 8 8

Выбор экспериментальной группы: 21543067[35] – говорит об установке на восстановление сил и покой, наличие уверенности и оптимизма, способности самостоятельного разрешения внутриличностных конфликтов.

Выбор контрольной группы: 34265017[36] – говорит об эмоциональной уравновешенности, установке на энергозатраты, готовности к активности в конфликтной ситуации, некоторой степени блокировки потребностей.

Можно охарактеризовать лиц экспериментальной группы как людей «уставших от жизни», требующих покоя, социального одобрения, не желающих подчиняться. По сравнению с лицами контрольной группы, у которых красный цвет стоит на первой позиции, они гораздо менее активны (у лиц экспериментальной группы 3ий цвет на пятой позиции).

Лица контрольной группы более активны, направлены на достижение целей, склонны к общению, готовы к приложению сил в достижении результата. Лица контрольной группы занимают более активную жизненную позицию.

Чтобы оценить степень значимости для обследуемых лиц того или иного образа был составлен континуум (табл.6) в соответствии с усреднённым групповым цветовым выбором. Для каждого цвета в ряду высчитывалась относительная частота его встречаемости для каждого образа по формуле n/N*100%, где n – число выборов цвета для данного образа, а N – сумма выборов цвета для всех образов. Данные заносились в таблицу и сравнивались с помощью критерия φ*.

В результате такого сопоставления выяснилось, что образы «Я-настоящее» и «Враг» более значим для лиц экспериментальной группы, чем для лиц контрольной, а для лиц контрольной группы более значимы и приятны образы «Мать» и «Друг». Образ «Дворник» и «Начальник» более приятны для лиц контрольной группы, чем для лиц экспериментальной. Кроме того, образ «Я-настоящее» лицам контрольной группы скорее более неприятен, чем лицам экспериментальной группы.

Есть основания считать, что лица контрольной группы более критично относятся к себе, чем лица экспериментальной группы, для них важными


Таблица 6

Соотнесение образов с усреднёнными групповыми предпочтениями цветов

Цвет 2 1 5 4
Эксп. группа

Я-настоящее (23%)*

Друг(21%)

Дворник(14%)

Я-будущее(11%)

Мать(11%)**

Я-прошлое(9%)

Враг(7%)

Начальник(5%)

Враг(25%)**

Я-прошлое(19%)

Я-будущее(19%)

Я-настоящее(13%)

Мать(12%)

Начальник(6%)

Друг(6%)*

Мать(28%)**

Друг(17%)

Я-прошлое(15%)

Дворник(10%)

Я-настоящее(10%)*

Я-будущее(10%)*

Начальник(10%)

Дворник(22%)

Мать(16%)(*)

Я-будущее(16%)

Друг(10%)

Начальник(10%)(*)

Я-прошлое(10%)

Я-настоящее(10%)

Враг(6%)*

Цвет 3 4 2 6
Контр.группа

Мать(34%)

Я-будущее(13%)

Дворник(13%)

Друг(13%)

Я-прошлое(13%)

Я-настоящее(7%)

Начальник(5%)

Друг(25%)

Мать(21%)

Дворник(19%)*

Я-настоящее(13%)

Я-прошлое(9%)

Я-будущее(9%)

Начальник(4%)

Я-настоящее(28%)

Я-будущее(26%)

Я-прошлое(18%)

Друг(18%)

Начальник(6%)

Мать(4%)

Дворник(27%)

Начальник(27%)

Враг(27)

Я-будущее(19%)

Цвет 3 0 6 7
Эксп. группа

Начальник(33%)*

Я-будущее(21%)

Друг(17%)

Я-прошлое(13%)

Я-настоящее(8%)

Дворник(4%)

Мать(4%)*

Дворник(42%)

Я-настоящее(17%)(*)

Мать(17%)(*)

Я-прошлое(8%)

Начальник(8%)*

Враг(8%)*

Начальник(17%)

Я-прошлое(17%)

Враг(17%)

Мать(17%)

Я-будущее(16%)

Дворник(16%)

Враг(48%)

Начальник(17%)

Я-прошлое(14%)

Друг(9%)

Я-настоящее(4%)

Я-будущее(4%)

Мать(4%)

Цвет 5 0 1 7
Контр.группа

Мать(31%)

Я-будущее(17%)

Друг(17%)

Я-прошлое(13%)

Дворник(9%)

Я-настоящее(9%)

Начальник(4%)

Дворник(37%)

Начальник(29%)

Враг(29%)

Я-будущее(5%)

Я-настоящее(28%)*

Я-прошлое(23%)

Начальник(23%)

Я-будущее(14%)

Друг(13%)

Мать(4%)

Враг(52%)

Я-прошлое(16%)

Начальник(12%)

Я-будущее(8%)

Дворник(4%)

Я-настоящее(4%)

Друг(4%)

Примечание: 1) знак * означает различие между частотами встречаемости выбора цвета, сопоставимого по значимости, для одного и того же образа у лиц контрольной и экспериментальной групп, оценённое с помощью критерия φ*: * - p≤0,05; ** - p≤0,01; (*) - p≤0,1.

являются близкие люди. У лиц экспериментальной группы отмечается фиксация на пережитом боевом опыте: они не только в идентифицируют себя с образом врага, но и придают образу врага большее значение (практически такое же как к самим себе).

По результатам методики Е.Б. Фанталовой (табл.7) были полученные средние показатели по частоте выбора ценностей на основе большей доступности (показатель «Д»), большей значимости (показатель «Ц») и средние значения разности между показателями «Ц» и «Д» (показатель d). На основе показателя d высчитывалась относительный вклад в максимально возможную разность (составляет 22) частот выбора ценности по разным основаниям. Относительный вклад выражался в относительных величинах (%). Кроме того, оценивался вклад каждого показателя («Ц» и «Д») в максимально возможный (11) и сравнивался между группами.

Также высчитывался коэффициент корреляции rs Спирмена для поиска взаимосвязи между структурами ценностей по показателям «Д» (rs=0,143357) и «Ц» ( rs=0,846154) у разных групп испытуемых. Выяснилось, что структура ценностей по показателю «Ц» схожа на уровне р≤0,01 у разных групп испытуемых, а по показателям «Д» она различается.

У лиц контрольной группы по сравнению с испытуемыми экспериментальной группы более значимы расхождения между доступностью и значимостью ценности «любовь» и наблюдается тенденция расхождения по ценности «материально-обеспеченная жизнь» (в сторону фрустрированности), а ценности «познание» - в сторону пресыщения, ослабления снижения мотивационных побуждений. У лиц экспериментальной группы отмечается тенденция расхождения между значимость и доступностью ценности «наличие хороших и верных друзей» в сторону фрустрированности.

Помимо этого, для лиц экспериментальной группы более ценна и более доступна «материально-обеспеченная жизнь», чем для лиц контрольной группы. Для этих же испытуемых более доступны ценности «любовь» и «счастливая семейная жизнь» и менее доступна ценность «познание», чем лицам контрольной группы.

Таблица 7

Сопоставление предпочтения ценностей у лиц экспериментальной и контрольной групп

Ценность Экспериментальная группа Контрольная группа
пок-ль «Д», у.е. пок-ль «Ц», у.е. d, у.е.

отн.вклад в макс. откл.,

%

пок-ль «Д», у.е. пок-ль «Ц», у.е. d, у.е.

отн.вклад в макс. откл.,

%

1 (акт.жизнь) 5,91 4,59 -0,01 6 5,82 4,41 -1,41 6
2 (здоровье) 5,05 7,77 2,73 12 5 7 2 9
3 (работа) 6,32 5,5 -0,82 4 5,14 5,36 0,23 1
4 (красота) 4,45 1,41 -3,05 14 6,09 2,05 -4,05 17
5 (любовь) 6,05(#) 7,05 1 4 5,23 7,95 2,73 12*
6 (обеспеченность) 3,68## 7,64(#) 3,94 18 2,95 6 3,05 23(*)
7 (друзья) 5,59 6,95 1,36 7 6,41 7 0,59 2(*)
8 (уверенность) 7,14 5,86 -1,27 6 5,64 6,55 0,91 4
9 (познание) 4,9(#) 3,95 -0,95 4 7,05 4,64 -2,41 11*
10 (свобода) 5,68 4,73 -0,95 4 5,91 4,64 -1,27 6
11 (семья) 7,05(#) 9 1,95 9 5,27 7,91 2,64 11
12 (творчество) 3,86 1,36 -2,5 12 4,82 2,64 -2,18 10

Примечание: 1) знак * означает различие между степенью относительного вклада разности показателей «Д» и «Ц», оценённое с помощью критерия φ*: * - p≤0,05 (*) - p≤0,1.

2) знак # означает различие степени вклада показателя ценности в максимально возможное её значение у лиц разных групп, оценённое с помощью критерия φ*: (#) -p≤0,1б, ## - р≤0,01

На основе таблицы 8 можно составить график (рис.1), где отображены средние значения по степени значимости каждой ценности у лиц экспериментальной и контрольных групп. Как видно из графика, структура ценностей в обеих группах схожа.

рис.1

Для лиц экспериментальной группы более значима ценность «материально обеспеченная жизнь», чем для лиц контрольной группы. Скорее всего, это связано с низкой заработной платой рядовых сотрудников силовых ведомств.

Если учитывать результаты ЦТО, можно сделать вывод, что в силу снижения активности лица экспериментальной группы, по-видимому, ослабляют к себе требования в сфере деятельности, направленной на материальное обеспечение существования. Помимо этого они ищут понимания, которое не находят в семье и с любимым человеком, то есть не расценивают семью как пространство, благоприятное для «выплеска» эмоций. Таким пространством они скорее считают круг близких друзей.


Заключение

Проведённое исследование не является достаточным для того, чтобы сделать какие-то серьёзные выводы. Но оно даёт основание полагать, что действительно существует специфика образной сферы у людей, переживших военный стресс, не смотря на то, что понятия врага или самого себя при первом рассмотрении кажутся слишком обобщенными. Образная сфера обладает своей неосознанной динамикой, и именно эмоциональный компонент образной сферы даёт наиболее богатый материал для изучения дифференциации образов в сознании человека. Возможно, основные различия в представлениях следует искать не на «поверхности», в готовых актуализированных в сознаниях моделях.

Если ставить вопрос, таким образом, вправе будет утверждать, что для распознания ценностной ориентации личности необходим анализ образной сферы человека с учётом его логических и эмоциональных сторон.

Итак, подводя итоги, хотелось бы сделать основные выводы:

1) вне зависимости от наличия или отсутствия боевого опыта у людей существуют общие представления о враге, как человеке менее социально привлекательном, уважаемом, более замкнутом и непокорном, чем представления о себе;

2) для людей, переживших боевой стресс, представления о враге более дифференцированы, в некоторой степени эти люди идентифицируют себя с врагом и даже приписывают ему качества большей работоспособности и упорности, чем себе. Вероятно, это связано с более выраженным по сравнению с лицами контрольной группы (и, предположительно, врагами) утомлением и стремлением к отдыху, расслаблению, пассивности (смотри данные ЦТО);

3) для людей, переживших военный стресс, более значимы тесные эмоциональные контакты с людьми. Возможно, пережитый страх смерти, ситуации насилия обостряют эмпатические способности человека, придают отношениям к себе и окружающим большую внимательность, осторожность. В конфликтах эти люди, по-видимому, стараются избегать прямых агрессивных проявлений;

4) образ врага для ветеранов боевых действий более значим, чем для людей, не имевших боевого опыта, и занимает отдельное место в мировоззрении. Ветераны боевых действий более охотно вступают в конфликт, так как для них не только привычнее конфликтная ситуация, но и более понятен человек, с которым они конфликтуют;

5) в силу астенического состояния лица, пережившие военный стресс, придают меньшее значение активной социальной жизни и достижению успеха, чем люди, не имевшие боевого опыта. Они не считают свою семью пространством для открытого выражения эмоций. Для них более значимы тесные эмоциональные взаимоотношения с кругом близких друзей, но вследствие затруднения контакта с близкими друзьями люди, пережившие военный стресс чувствуют себя непонятыми;

6) люди, пережившие военный стресс, отличаются более внимательным отношением к эмоциональной сфере взаимоотношения людей. Поэтому они скорее живут «сегодняшним днём», не ожидая в будущем от себя активных действий, требующих усилий. Мировоззрение обретает аффективную окраску: мир воспринимается как пространство переживаний, а не как пространство действий.

На основе этих выводов я хочу сделать предположение, что люди, пережившие военный стресс, способны переживать ситуации повседневной жизни, обращая особое внимание на аффективную сферу. Реализация потребностей, связанных с профессией, материальным положением, социальным статусом для них хотя и важна, но менее значима, чем эмоциональное взаимодействие с людьми. Враг для ветеранов боевых действий - неотъемлемая часть мировоззрения, во многом определяющая отношение к окружающим людям и жизни.


Список использованной литературы:

1. Аллахвердов В.М.. Сознание как парадокс. «Издательство ДНК», Санкт-Петербург, 2000. – 528 с.

2. Бернштейн Н.А. Биомеханика и физиология движений/ Под редакцией В.П.Зинченко – М.: Изд. «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. – 608 с.

3. Бодалёв А.А. Восприятие человека человеком. Издательство Ленинградского университета, 1965. – 102 с.

4. Бодалёв А.А. Формирование понятия о другом человеке как личности. ЛГУ. 1970. – 132 с.

5. Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. «Смысл» Москва. 2000. - 684 с.

6. Вундт В. Сознание и внимание.//Хресоматия по вниманию. М., 1976. С.20-37.

7. Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т.3. М, 1983.

8. Гостев А.А. Дорога из зазеркалья: психология развития образной сферы человека. Институт психологии РАН. – 216 с.

9. Еремеев Б.А. К феноменологии социальной перцепции // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. Краснодар 1975. С. 129-134.

10. Иванов О.И. Общественное мнение как фактор трансформации социальных систем // Проблемы теоретической социологии. Выпуск 2. СПб. Издательство СПбГУ. 1996. С.93-112.

11. Карвасарский Б.Д. Гиссенский личностный опросник. СПб.: Психоневрологический институт им.В.М.Бехтерева, 1993. – 21 с.

12. Китаев-Смык Л.А. «Психология стресса». – М.: Издательство «Наука», 1983. – 367 с.

13. Лебедев В.И. «Личность в экстремальных условиях». – М.: Издательство политической литературы, 1989. – 304 с.

14. Леонтьев Д.А. Жизнетворчество как практика расширения жизненного мира//Материалы Первой Всероссийской научно-практической конференции по экзистенциальной психологии. М.: Смысл, 2001. С.100-109.

15. Маклаков А.Г., Чермянин С.В., Шустов Е.Б. Проблемы прогнозирования психологических последствий локальных военных конфликтов// Психологический журнал, М., 1998. Т. 19. No 2. с. 15-26.

16. Медведев В.И. «Компоненты адаптационного процесса». – Л.: Издательство «Наука», 1984. - 125 с.

17. Миско Е.А. Особенности жизненной перспективы у ветеранов войны в Афганистане и ликвидаторов аварии на ЧАЭС //Психологический журнал. Наука, 2004. Том 25 №3. с. 35-44.

18. Мень А.В. История религии. Изд-во: Слово. Москва 1992. – 315 с.

19. Павлов И.П.. «Рефлекс свободы». СПб.: Питер, 2001. – 424 с.

20. Ручка А.А. Ценностный подход в системе социологического знания. Киев.: «Наукова думка», 1987. - 156 с.

21. Сеченов И.М. Избранные философские и психологические произведения.- М.: государственное издательство политической литературы, 1947. - 646 с.

22. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб: «Социально-психологический центр», 1996. – 349 с.

23. Собчик Л.Н. Метод цветовых выборов. СПб.: «Речь», 2001. – 112 с.

24. Фанталова Е.Б. Диагностика внутреннего конфликта// Журнал практического психолога, №2. – 48с.

25. Эткинд А.М. Цветовой тест отношений//Общая психодиагностика. М., 1987. С.221-228.


Приложение

Гиссенский тест (Я)

Фамилия ____________________________________________________

Профессия __________________________________________________

Дата рождения ___________________________________

Дата исследования ________________________________

Инструкция. В этом опроснике речь идёт о том, как Вы сами себя видите и оцениваете. Пожалуйста, отметьте своё мнение о себе, обведя соответствующую цифру в шкале.

Центр шкалы – 0, вправо и влево она простирается от 1 до 3. «0» означает, что Вы считаете своё поведение не отличающимся от поведения других людей.

Например, в пункте 1: если у Вас такое впечатление, что Вы в сравнении с другими людьми ни нетерпеливы, ни терпеливы, то обведите, пожалуйста, кружком «0».

Если Ваше поведение отклоняется в ту или иную сторону, то обведите, пожалуйста, соответственно 1, 2 или 3.

1. У меня впечатление, что я скорее нетерпеливый человек 3 2 1 0 1 2 3 скорее терпеливый человек
2. Я полагаю, что я скорее стремлюсь к общению 3 2 1 0 1 2 3 скорее избегаю общения
3. Я считаю, что обычно предпочитаю руководить другими людьми 3 2 1 0 1 2 3 предпочитаю, чтобы мною руководили
4. Я думаю, что изменение внешних условий моей жизни очень сильно повлияло бы на моё душевное состояние 3 2 1 0 1 2 3 очень мало повлияло бы на моё душевное состояние
5. У меня впечатление, что я довольно редко 3 2 1 0 1 2 3 довольно часто обеспокоен своими внутренними проблемами
6. Мне кажется, что я скорее склонен (склонна) подавлять гнев и досаду 3 2 1 0 1 2 3 склонен (склонна) проявлять гнев и досаду
7. Мне кажется, что для меня очень важно 3 2 1 0 1 2 3 почти совсем не важно в чём-то превосходить других людей
8. Я считаю себя совсем не склонным к тревоге человеком 3 2 1 0 1 2 3 очень склонным к тревоге человеком
9. У меня впечатление, что другие, в общем, скорее высоко оценивают результаты моей работы 3 2 1 0 1 2 3 скорее невысоко оценивают
10. Я полагаю, что к другим людям я скорее испытываю полное доверие 3 2 1 0 1 2 3 у меня скорее очень мало доверия к другим людям
11. У меня впечатление, что я проявляю большую 3 2 1 0 1 2 3 необходимую потребность в любви
12. Я полагаю, что скорее избегаю 3 2 1 0 1 2 3 скорее ищу тесных контактов с другими людьми
13. Я полагаю, что по сравнению с другими я скорее хорошо умею 3 2 1 0 1 2 3 скорее плохо умею обращаться с деньгами
14. Я редко чувствую себя подавленным (ой) 3 2 1 0 1 2 3 часто чувствую себя подавленным (ой)
15. У меня впечатление, что, в общем, я очень откровенен (откровенна) 3 2 1 0 1 2 3 мало откровенен (откровенна)
16. Я считаю, что мне скорее трудно 3 2 1 0 1 2 3 скорее легко понравиться другим людям
17. Я полагаю, что мне скорее легко 3 2 1 0 1 2 3 скорее трудно долгое время быть связанным (ой) с другим человеком
18. Я полагаю, что с правдой я скорее обращаюсь достаточно свободно 3 2 1 0 1 2 3 скорее сверхточно
19. У меня впечатление, что я, как правило, легко 3 2 1 0 1 2 3 как правило, трудно выхожу из себя
20. Я полагаю, что по сравнению со своими сверстниками произвожу впечатление человека более молодого 3 2 1 0 1 2 3 более старого
21. У меня впечатление, что я скорее не очень аккуратный и упорядоченный человек 3 2 1 0 1 2 3 скорее слишком аккуратный и упорядоченный
22. Я считаю, что у меня очень часто 3 2 1 0 1 2 3 очень редко бывают конфликты с другими людьми
23. Я полагаю, что привык (ла) к тому, что меня скорее мало ценят 3 2 1 0 1 2 3 что меня скорее высоко ценят
24. У меня впечатление, что я скорее сам (а) усложняю себе жизнь 3 2 1 0 1 2 3 скорее облегчаю себе жизнь
25. Я думаю, что чувствую себя скорее очень далёким (ой) от других людей 3 2 1 0 1 2 3 скорее очень близким (ой) к другим людям
26. Я полагаю, что по сравнению с другими я скорее очень склонен (склонна) к фантазиям 3 2 1 0 1 2 3 я скорее совсем не склонен (склонна) к фантазиям
27. Я полагаю, что совсем не придаю значения 3 2 1 0 1 2 3 придаю очень большое значение тому, чтобы хорошо выглядеть
28. У меня впечатление, что мне скорее трудно 3 2 1 0 1 2 3 скорее легко работать в тесном контакте с другими людьми
29. Я думаю, что редко 3 2 1 0 1 2 3 часто упрекаю сам (а) себя
30. Я полагаю, что способен (способна) очень сильно любить 3 2 1 0 1 2 3 не способен (способна) очень сильно любить
31. Я полагаю, что по сравнению с другими я более покладист (а) 3 2 1 0 1 2 3 я более упрям (а)
32. Я полагаю, что я сравнительно редко 3 2 1 0 1 2 3 сравнительно часто беспокоюсь о других людях
33. У меня впечатление, что мне скорее плохо 3 2 1 0 1 2 3 скорее хорошо удаётся отстаивать свои интересы в жизненной борьбе
34. Я полагаю, что по сравнению с другими я способен (способна) очень сильно любить 3 2 1 0 1 2 3 не способен (способна) очень сильно любить
35. Я думаю, что у меня очень хорошие 3 2 1 0 1 2 3 очень плохие актёрские способности
36. Я полагаю, что меня, как правило, считают сильным человеком 3 2 1 0 1 2 3 как правило, считают слабым человеком
37. У меня впечатление, что мне очень трудно 3 2 1 0 1 2 3 очень легко быть привлекательным (ой) для других
38. Я полагаю, что по сравнению с другими мне скорее легко 3 2 1 0 1 2 3 скорее трудно не отвлекаться от дела
39. Я полагаю, что мне очень трудно 3 2 1 0 1 2 3 очень легко вести себя непринуждённо
40. Я чувствую себя свободно в общении с лицами другого пола 3 2 1 0 1 2 3 очень скованно

Гиссенский тест (ОН, ОНА)

Фамилия _____________________________________________________

Профессия __________________________________________________

Дата рождения ___________________________________

Дата исследования ________________________________

Инструкция. В этом опроснике речь идёт о том, как Вы видите и оцениваете определённых людей. Пожалуйста, отметьте своё впечатление на шкале, обведя соответствующую цифру в шкале.

Центр шкалы – 0, вправо и влево она простирается от 1 до 3. «0» означает, что Вы считаете поведение этого человека ничем не отличающимся от поведения других людей.

Например, в пункте 1: если Вы считаете, что человек, которого надо оценить, ни терпелив, ни нетерпеливы по сравнению с другими людьми, то обведите, пожалуйста, кружком «0».

Если его поведение отклоняется в ту или иную сторону, то обведите, пожалуйста, кружком соответственно 1, 2 или 3.

1. У меня впечатление, что он (она) скорее нетерпеливый 3 2 1 0 1 2 3 скорее терпеливый человек
2. Я полагаю, что он (она) скорее стремится к общению 3 2 1 0 1 2 3 скорее избегает общения
3. Я считаю, что он (она) обычно предпочитает руководить другими людьми 3 2 1 0 1 2 3 предпочитает, чтобы им (ею) руководили
4. Я думаю, что изменение внешних условий жизни очень сильно повлияло бы на его (её) душевное состояние 3 2 1 0 1 2 3 очень мало повлияло бы на его (её) душевное состояние
5. У меня впечатление, что он (она) довольно редко 3 2 1 0 1 2 3 довольно часто обеспокоен (а) своими внутренними проблемами
6. Мне кажется, что он (она) скорее склонен (склонна) подавлять гнев и досаду 3 2 1 0 1 2 3 скорее не склонен (склонна) подавлять гнев и досаду
7. Мне кажется, что для него (неё) очень важно 3 2 1 0 1 2 3 почти совсем не важно в чём-то превосходить других людей
8. Я полагаю, что он (она) считает себя не склонным к тревоге человеком 3 2 1 0 1 2 3 очень склонным к тревоге человеком
9. У меня впечатление, что люди, в общем, высоко оценивают его (её) успехи в работе 3 2 1 0 1 2 3 скорее невысоко оценивают
10. Я полагаю, что к другим людям он (она) испытывает полное доверие 3 2 1 0 1 2 3 у него (неё) скорее очень мало доверия к другим людям
11. У меня впечатление, что он (она) проявляет большую 3 2 1 0 1 2 3 небольшую потребность в любви
12. Я полагаю, что он (она) скорее избегает 3 2 1 0 1 2 3 скорее ищет тесных контактов с другими людьми
13. Я полагаю, что он (она) по сравнению с другими скорее хорошо умеет 3 2 1 0 1 2 3 скорее плохо умеет обращаться с деньгами
14. Мне кажется, что он (она) редко чувствует себя подавленным (ой) 3 2 1 0 1 2 3 часто чувствует себя подавленным (ой)
15. У меня впечатление, что он (она), в общем, очень откровенен (откровенна) 3 2 1 0 1 2 3 мало откровенен (откровенна)
16. Я считаю, что ему (ей) скорее трудно 3 2 1 0 1 2 3 скорее легко понравиться другим людям
17. Я полагаю, что ему (ей) скорее легко 3 2 1 0 1 2 3 скорее трудно долгое время быть связанным (ой) с другим человеком
18. Я полагаю, что с правдой он (она) обращается скорее достаточно свободно 3 2 1 0 1 2 3 скорее сверхточно
19. У меня впечатление, что он (она), как правило, легко 3 2 1 0 1 2 3 как правило, трудно выходит из себя
20. Мне кажется, что по сравнению со своими сверстниками он (она) производит впечатление человека более молодого 3 2 1 0 1 2 3 более старого
21. У меня впечатление, что он (она) скорее не очень аккуратный и упорядоченный человек 3 2 1 0 1 2 3 скорее слишком аккуратный и упорядоченный человек
22. Я считаю, что у него (неё) очень часто 3 2 1 0 1 2 3 очень редко бывают конфликты с другими людьми
23. Я полагаю, что он (она) привык (ла) к тому, что его (её) скорее мало ценят 3 2 1 0 1 2 3 что его (её) скорее высоко ценят
24. У меня впечатление, что он (а) сам (а) усложняет себе жизнь 3 2 1 0 1 2 3 скорее облегчает себе жизнь
25. Я думаю, что он (она) чувствует себя ско-рее очень далёким (ой) от других людей 3 2 1 0 1 2 3 скорее очень близким (ой) к другим людям
26. Я полагаю, что по сравнению с другими он (она) скорее очень склонен (склонна) к фантазиям 3 2 1 0 1 2 3 он (она) скорее совсем не склонен (склонна) к фантазиям
27. Я полагаю, что он (она) совсем не придаёт значения 3 2 1 0 1 2 3 придаёт очень большое значение тому, чтобы хорошо выглядеть
28. У меня впечатление, что ему (ей) скорее трудно 3 2 1 0 1 2 3 скорее легко работать в тесном контакте с другими людьми
29. Я думаю, что он (она) редко 3 2 1 0 1 2 3 часто упрекает сам (а) себя
30. Я полагаю, что он (она) способен (способна) очень сильно любить 3 2 1 0 1 2 3 не способен (способна) очень сильно любить
31. Я полагаю, что в сравнении с другими людьми он (она) более покладист (а) 3 2 1 0 1 2 3 более упрям (а)
32. Я полагаю, что он (она) сравнительно редко 3 2 1 0 1 2 3 сравнительно часто беспокоится о других людях
33. У меня впечатление, что ему (ей) скорее плохо 3 2 1 0 1 2 3 скорее хорошо удаётся отстаивать свои интересы в жизненной борьбе
34. Я полагаю, что по сравнению с другими он (она) способен (способна) очень сильно любить 3 2 1 0 1 2 3 не способен (способна) очень сильно любить
35. Я думаю, что у него (неё) очень хорошие 3 2 1 0 1 2 3 очень плохие актерские способности
36. Я полагаю, что его (её), как правило, считают сильным человеком 3 2 1 0 1 2 3 как правило, считают слабым человеком
37. У меня впечатление, что ему (ей) очень трудно 3 2 1 0 1 2 3 очень легко быть привлека-тельным (ой) для других
38. Я полагаю, что по сравнению с другими ему (ей) скорее легко 3 2 1 0 1 2 3 скорее трудно не отвлекаться от дела
39. Я полагаю, что ему (ей) очень трудно 3 2 1 0 1 2 3 очень легко вести себя непринуждённо
40. Я думаю, что он (она) чувствует себя свободно в общении с лицами другого пола 3 2 1 0 1 2 3 очень скованно

Текст опросника 16ЛФ

1. Я думаю, что моя память сейчас лучше, чем была раньше.

а) да в) трудно сказать с) нет

2. Я бы вполне мог жить один, вдали от людей.

а) да в) иногда с) нет

3. Если бы я сказал, что небо находится «внизу» и что зимой «жарко», я должен был бы назвать преступника:

а) бандитом в) святым с) тучей

4. Когда я ложусь спать, я:

а) засыпаю быстро в) нечто среднее с) засыпаю с трудом

5. Если бы я вел машину по дороге, где много других автомобилей, я предпочел бы:

а) пропустить вперед большинство машин

в) не знаю

с) обогнать все идущие впереди машины

6. В компании я предоставляю другим шутить и рассказывать всякие истории.

а) да в) иногда с) нет

7. Мне важно, чтобы во всем, что меня окружает, не было беспорядка.

а) верно в) трудно сказать с) неверно

8. Большинство людей, с которыми я бываю в компаниях, несомненно, рады меня видеть.

а) да в) иногда с) нет

9. Я бы скорее занимался:

а) фехтованием и танцами в) затрудняюсь сказать с) борьбой и баскетболом

10. Меня забавляет, что то, что люди делают, совсем не похоже на то, что они потом рассказывают об этом.

а) да в) иногда с) нет

11. Читая о каком-либо происшествии, я интересуюсь всеми подробностями.

а) всегда в) иногда с) редко

12. Когда друзья подшучивают надо мной, я обычно смеюсь вместе со всеми и вовсе не обижаюсь.

а) верно в) не знаю с) неверно

13. Если мне кто-нибудь нагрубит, я могу быстро забыть об этом.

а) верно в) не знаю с) неверно

14. Мне больше нравится придумывать новые способы в выполнении какой-либо работы, чем придерживаться испытанных приемов.

а)верно в) не знаю с) неверно

15. Когда я планирую что-нибудь, я предпочитаю делать это самостоятельно, без чьей-либо помощи.

а) верно в) иногда с) нет

16. Я думаю, что я менее чувствительный и легко возбуждаемый, чем большинство людей.

а) верно в) затрудняюсь ответить с) неверно

17. Меня раздражают люди, которые не могут быстро принимать решения.

а) верно в) не знаю с) неверно

18. Иногда хотя и кратковременно, у меня возникало чувство раздражения по отношению к моим родителям.

а) да в) не знаю с) нет

19. Я скорее раскрыл бы свои сокровенные мысли:

а) моим хорошим друзьям в) не знаю с) в своем дневнике

20. Я думаю, что слово, противоположное по смыслу противоположности слова «неточный» — это:

а) небрежный в) тщательный с) приблизительный

21. У меня всегда хватает энергии, когда мне это необходимо.

а) да в) трудно сказать с) нет

22. Меня больше раздражают люди, которые:

а) своими грубыми шутками вгоняют людей в краску

в) затрудняюсь ответить

с) создают неудобства для меня, опаздывая на условленную встречу

23. Мне очень нравится приглашать гостей и развлекать их.

а) верно в) не знаю с) неверно

24. Я думаю что:

а) не все надо делать одинаково тщательно

в) затрудняюсь сказать

с) любую работу следует выполнять тщательно, если Вы за нее взялись

25. Мне всегда приходится преодолевать смущение.

а) да в) возможно с) нет

26. Мои друзья чаще:

а) советуются со мной в) делают то и другое с) дают мне советы

27. Если приятель обманывает меня в мелочах, я скорее предпочитаю сделать вид, что не заметил этого, чем разоблачить его.

а) да в) иногда с) нет

28. Мне нравится друг:

а) интересы которого имеют деловой и практический характер

в) не знаю

с) который отличается глубоко продуманными взглядами на жизнь

29. Я не могу равнодушно слушать, как другие люди высказывают идеи, противоположные тем, в которые я твердо верю.

а) верно в) не знаю с) нет

30. Меня волнуют мои прошлые поступки и ошибки.

а) да в) не знаю с) нет

31. Если бы я одинаково хорошо умел и то и другое, то я бы предпочел:

а) играть в шахматы в) трудно сказать с) играть в городки

32. Мне нравятся общительные, компанейские люди.

а) да в) не знаю с) нет

33. Я настолько осторожен и практичен, что со мной случается меньше неприятных неожиданностей, чем с другими людьми.

а) да в) трудно сказать с) нет

34. Я могу забыть о своих заботах и обязанностях, когда мне это необходимо.

а) да в) иногда с) нет

35. Мне бывает трудно признать, что я неправ.

а) да в) иногда с) нет

36. На предприятии мне было бы интереснее:

а) работать с машинами и механизмами и участвовать в основном производстве

в) трудно сказать

с) беседовать с людьми, занимаясь общественной работой

37. Какое слово не связано с двумя другими?

а) кошка в) близко с) солнце

38. То, что в некоторой степени отвлекает мое внимание:

а) раздражает меня в) нечто среднее с) не беспокоит меня совершенно

39. Если бы у меня было много денег, то я:

а) позаботился бы о том, чтобы не вызывать к себе зависти

в) не знаю

с) жил бы, не стесняя себя ни в чем

40. Худшее наказание для меня:

а) тяжелая работа в) не знаю с) быть запертым в одиночестве

41. Люди должны больше, чем они делают это сейчас, требовать соблюдения законов морали.

а) да в) иногда с) нет

42. Мне говорили, что ребенком я был:

а) спокойным и любил оставаться один в) не знаю с) живым и подвижным

43. Мне нравилась бы практическая повседневная работа с различными установками и машинами.

а) да в) не знаю с) нет

44. Я думаю, что большинство свидетелей говорят правду, даже если это нелегко для них.

а) да в) трудно сказать с) нет

45. Иногда я не решаюсь проводить в жизнь свои идеи, потому что они кажутся мне неосуществимыми.

а) верно в) затрудняюсь ответить с) неверно

46. Я стараюсь смеяться над шутками не так громко, как это делает большинство людей.

а) верно в) не знаю с) неверно

47. Я никогда не чувствую себя таким несчастным, что хочется плакать.

а) верно в) не знаю с) неверно

48. В музыке я наслаждаюсь:

а) маршами в исполнении военных оркестров в) не знаю с) скрипичными соло

49. Я бы скорее предпочел провести два летних месяца;

а) в деревне с одним или двумя друзьями

в) затрудняюсь ответить

с) возглавляя группу в туристском лагере

50. Усилия, затраченные на составление планов:

а) никогда не лишние в) трудно сказать с) не стоят этого

51. Необдуманные поступки и высказывания моих приятелей в мой адрес не обижают и не огорчают меня.

52. а) верно в) не знаю с) неверно Когда мне все удается, я нахожу эти дела легкими.

а) всегда в) иногда с) редко

53. Я предпочел бы скорее работать:

а) в учреждении, где мне пришлось бы руководить людьми и все время быть среди них

в) затрудняюсь ответить

с) архитектором, который в тихой комнате разрабатывает свой проект

54. Дом так относится к комнате, как дерево:

а) к лесу в) к растению с) к листу

55. То, что я делаю, у меня не получается:

а) редко в) иногда с) часто

56. В большинстве дел я:

а) предпочитаю действовать наверняка в) не знаю с) предпочитаю рискнуть

57. Вероятно, некоторые люди считают, что я слишком много говорю.

а) скорее это так в) не знаю с) думаю, что нет

58. Мне больше нравится человек:

а) большого ума, будь он даже не надежен и непостоянен

в) трудно сказать

с) со средними способностями, но зато умеющий противостоять всяким соблазнам

59. Я принимаю решения:

а) быстрее, чем многие люди в) не знаю с) медленнее, чем большинство людей

60. На меня большее впечатление производят:

а) мастерство и изящество в) трудно сказать с) сила и мощь

61. Я считаю, что я человек, склонный к сотрудничеству.

а) да в) нечто среднее с) нет

62. Мне больше нравится разговаривать с людьми изысканными, утонченными, чем с откровенными и прямолинейными.

а) да в) не знаю с) нет

63. Я предпочитаю:

а) решать вопросы, касающиеся лично меня, сам

в) затрудняюсь ответить

с) советоваться с моими друзьями

64. Если человек не отвечает сразу же, после того, как я что-нибудь сказал ему, то я чувствую, что, должно быть, сказал какую-нибудь глупость.

а) верно в) не знаю с) неверно

65. В школьные годы я больше всего получил знаний.

а) на уроках в) трудно сказать с) читая книги

66. Я избегаю общественной работы и связанной с этим ответственности.

а) верно в) иногда с) неверно

67. Когда вопрос, который надо решить, очень труден и требует от меня много усилий, я стараюсь: а) заняться другим вопросом

в) затрудняюсь ответить

с) еще раз попытаться решить этот вопрос

68. У меня возникают сильные эмоции: тревога, гнев, приступ смеха и т.д. — казалось бы без определенной причины.

а) да в) иногда с) нет.

69. Иногда я соображаю хуже, чем обычно.

а) верно в) не знаю с) неверно

70. Мне приятно сделать человеку одолжение, согласившись назначить встречу с ним на время, удобное для него, даже если это немного неудобно для меня.

а) да в) иногда с) нет

71. Я думаю, что правильное число, которое должно продолжить ряд 1,2,3, 6, 5 — будет:

а) 10 в) 5 с) 7

72. Иногда у меня бывают непродолжительные приступы тошноты и головокружения без определенной причины.

а) да в) не знаю с) нет.

73. Я предпочитаю скорее отказаться от своего заказа, чем доставить официанту или официантке лишнее беспокойство.

а) да в) иногда с) нет

74. Я живу сегодняшним днем в большей степени, чем другие люди.

а) верно в) трудно сказать с) неверно

75. На вечеринке мне нравится:

а) принимать участие в интересной беседе

в) затрудняюсь ответить

с) смотреть, как люди отдыхают, и просто отдыхать самому

76. Я высказываю свое мнение независимо оттого, сколько людей могут его услышать.

а) да в) иногда с) нет

77. Если бы я мог перенестись в прошлое, я бы больше хотел встретиться с:

а) Колумбом в) не знаю с) Пушкиным

78. Я вынужден удерживать себя от того, чтобы не улаживать чужие дела.

а) да в) иногда с) нет

79. Работая в магазине, я предпочел бы:

а) оформлять витрины в) не знаю с) быть кассиром

80. Если люди плохо обо мне думают, я не стараюсь переубедить их, я продолжаю поступать так, как считаю нужным.

а) да в) трудно сказать с) нет

81. Если я вижу, что мой старый друг холоден со мной и избегает меня, я обычно:

а) сразу же думаю: «У него плохое настроение»

в) не знаю

с) беспокоюсь о том, какой неверный поступок я совершил

82. Все несчастья происходят из-за людей:

а) которые стараются во все внести изменения, хотя уже существуют удовлетворительные способы решения этих вопросов

в) не знаю

с) которые отвергают новые, многообещающие предложения

83. Я получаю большое удовольствие, рассказывая местные новости.

а) да в) иногда с) нет

84. Аккуратные, требовательные люди не уживаются со мной.

а) верно в) иногда с) неверно

85. Мне кажется, что я менее раздражительный, чем большинство людей.

а) верно в) не знаю с) неверно

86. Я могу легче не считаться с другими людьми, чем они со мной

а) верно в) иногда с) неверно

87. Бывает, что все утро я не хочу ни с кем разговаривать.

а) часто в) иногда с) никогда

88. Если стрелки часов встречаются ровно через каждые 65 минут, отмеренных по точным часам, то эти часы:

а) отстают в) идут правильно с) спешат

89. Мне бывает скучно:

а) часто в) иногда с) редко

90. Люди говорят, что мне нравится делать все своим оригинальным способом.

а) верно в) иногда с) неверно

91. Я считаю, что нужно избегать излишних волнений, потому что они утомительны.

а) да в) иногда с) нет

92. Дома, в свободное время, я: а) болтаю и отдыхаю

в) затрудняюсь ответить

с) занимаюсь интересующими меня делами

93. Я робко и осторожно отношусь к завязыванию дружеских отношений с новыми людьми. а) да в) иногда с) нет .

94. Я считаю, что то, что люди говорят стихами, можно также точно выразить прозой.

а) да в) иногда с) нет

95. Я подозреваю, что люди, с которыми я нахожусь в дружеских отношениях, могут оказаться отнюдь не друзьями за моей спиной.

а) да, в большинстве случаев в) иногда с) нет, редко

96. Я думаю, что даже самые драматические события через год уже не оставляют в моей душе никаких следов. а) да в) иногда с) нет

97. Я думаю, что было бы интереснее быть:

а) натуралистом и работать с растениями в) не знаю с) страховым агентом

98. Я подвержен беспричинному страху и отвращению по отношению к некоторым вещам, например, к определенным животным, местам и т.д.

а) да в) иногда с) нет

99. Я люблю размышлять о том, как можно было бы улучшить мир.

а) да в) трудно сказать с) нет

100. Я предпочитаю игры: а) где надо играть в команде или иметь партнера

в) не знаю

с) где каждый играет за себя

101. Ночью мне снятся фантастические или нелепые сны.

а) да в) иногда с) нет.

102. Если я остаюсь в доме один, то через некоторое время я ощущаю тревогу и страх.

а) да в) иногда с) нет.

103. Я могу своим дружеским отношением ввести людей в заблуждение, хотя на самом деле они мне не нравятся.

а) да в) иногда с) нет

104. Какое слово не относится к двум другим?

а) думать в) видеть с) слышать

105. Если мать Марии является сестрой отца Александра, то кем является Александр по отношению к отцу Марии?

а) двоюродным братом в) племянником с) дядей

Бланк для методики Фанталовой

1. Активная, деятельная жизнь

2. Здоровье (физическое и психическое здоровье)

3. Интересная работа, деятельность

4. Красота природы и искусства

5. Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком)

6. Материально-обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений)

7. Наличие хороших и верных друзей

8. Уверенность в себе (свобода от внутренних противоречий, сомнений)

9. Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, а также интеллектуальное развитие)

10. Свобода как независимость в поступках и действиях

11. Счастливая семейная жизнь

12. Творчество (возможность творческой деятельности)

Фамилия__________________________________________

Год рождения______________________________________

Таблица № 1

Сравните понятия на основе большей значимости, большей привлекательности

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  656  657  658   ..

 

1 2 2 3 3 4 4 5 5 6 6 7 7 8 8 9 9 10 10 11 11 12
1 3 2 4 3 5 4 6 5 7 6 8 7 9 8 10 9 11 10 12
1 4 2 5 3 6 4 7 5 8 6 9 7 10 8 11 9 12
1 5 2 6 3 7 4 8 5 9 6 10 7 11 8 12
1 6 2 7